Становление Страхова как философа переходного периода врусской культуре XIX века
страхов философ культура
1. Социокультурные условия формирования Страхова как самобытного мыслителя
Биографиялюбого мыслителя – это прежде всего его литературная, философская,публицистическая деятельность. Однако особенностью изучения жизни идеятельности Страхова является невозможность составить его полную и подробнуюбиографию. Особенно это касается его детских и юношеских лет. О себе и своейсемье он не любил рассказывать. При всех своих честолюбивых амбициях он никогдане занимался самовозвеличиванием, не занимал других людей своей особой. Он ненавязывал своих произведений, хотя произведения своих друзей, в особенностиАп.А. Григорьева, Н.Я. Данилевского и Л.Н. Толстого не только пропагандировал,но и отстаивал с неимоверной настойчивостью и последовательностью. Несмотря наскудный внешний биографический материал, мы попытаемся наметить некоторыенаружные биографические рамки, внутри которых совершалось самовоспитаниеличности, осуществлялся процесс духовного становления будущего самобытногомыслителя.
ИмяНиколая Николаевича Страхова приобретает последние годы все большую известностьв нашей стране. Однако глубокое и всестороннее освещение его жизни и творчестваеще только начинается. Биография Страхова имеет характер той случайности,которая свойственна биографиям мыслителей эпохи российского просветительства.Он родился 16 (29) октября 1828 года в Белгороде, старинном городе Курскойгубернии. По происхождению и воспитаниюСтрахов являлся православным христианином. О себе он писал так: «Яродился от русской крови. Мой отец – духовного звания, а духовные наши – коренные русские. Но мать моего отца былагречанка; но я родился от малороссиянки, которой дед был родовой казак, а матьиз польского семейства. Сколько разнообразности влияний!»1.
ЖизньСтрахова богата не внешними бурными событиями, а глубокой внутренней духовной деятельностью. Начальноеобразование он получил под руководством отца, Николая ПетровичаСтрахова, который окончил курс в Киевской духовной академии, получив ученуюстепень магистра богословия. Кроме преподавания словесности в Белгородскомдуховном училище он имел приход, являясь протоиереем Смоленского собора. Женатон был на Марье Ивановне Савченко, отец которой Иоанн Трофимович Савченкослужил протоиереем Троицкого кафедрального собора и был ректором Белгородскойдуховной семинарии.
Николайтолько год посещал местное духовное училище. После смерти отца в 1834 г. матьувезла его и старшего брата Петра в г. Каменец-Подольский к своему брату, о.Нафанаилу Савченко, который в 1834 году был переведен туда ректором Подольскойдуховной семинарии и назначен настоятелем Каменец-Подольского Свято-Троицкогомонастыря. Здесь его племянник Николай продолжил учебу в духовной семинарии.Затем он поступает в Костромскую духовную семинарию, куда годом раньше былпереведен ректором его дядя, взяв с собою своих родственников. В семинарииНиколай сначала обучался на отделении «риторика», а затем перешел на отделение«философия», которое окончил в 1844 году. Главный интерес своей жизни Страховопределил следующим образом: «С самого детства у меня была любовь к книгам, изнаменитые имена писателей, ученых и философов возбуждали во мне благоговение ижелание познакомиться с их произведениями»1. Это авторское признаниеделает понятным, почему, несмотря на первоначальное религиозно-философскоеобразование, а затем высшее естественнонаучное образование, Страхов посвящаетсебя философии и литературно-критической деятельности.
Страховнередко с большой любовью и благодарностью вспоминал о духовной семинарии,которая помещалась в Костромском Богоявленском монастыре, основанном в ХV веке.Несмотря на бедность и скуку семинарской жизни, на повальную лень, каксвидетельствовал Страхов, «живой умственный дух не покидал нашей семинарии исообщился мне. Уважение к уму и науке было величайшее … Словом, у насгосподствовала очень живая любовь к учености и глубокомыслию … Наши умы и душиимели, впрочем, свое определенное содержание, именно – были проникнутырелигиозными представлениями. Неверующих и вольнодумцев у нас вовсе не было, имы были твердо убеждены, что отрицание религии есть крайняя уродливость,чрезвычайно редко встречающаяся в роде человеческом. Таким образом, мы вполнеиспытали на себе влияние религии, мы были воспитаны под ее верховнымруководством»2. Получив православное воспитание, Страхов сохранил всебе глубокие его следы.
И в этойленивой, тяжелой обстановке у него оказался духовный наставник в лице ссыльногоуниатского архимандрита Почаевского монастыря о. Иоанна Скивского, внесшего вдуховное развитие Николая ту струю, которая сыграла значительную роль вдальнейшей его жизни. Сюда можно отнести изучение французского языка,многочисленные беседы по религии, философии и литературе, также занятия поматематике и латыни. К этому следует добавить и широкую образованность дяди,которая постоянно проявлялась в его многочисленных беседах с домочадцами.
Вторым основным элементом умственного содержаниямонастырской жизни былпатриотизм. «В нашем глухом монастыре, – писал он, – мы росли, можно сказать,как дети России». «Настоящий, глубокий источник патриотизма – есть преданность,уважение, любовь – нормальные чувства человека, растущего в естественномединении со своим народом». Монастырская жизнь и семинарское развитиевыработали его характер. Как пишет о Страхове близко знавший его Б.В.Никольский, сюда относятся «приемы обращенияс людьми и предметами, отношения к мнениям и системам, к искусству и науке… О себе самом Страхов почти никогда не говорил, даже местоимение япроскальзывало у него в разговоре, как и в сочинениях, только в видеис-ключения»3. Все это проявлялось и в его личном обхождении, и встрое его жизни. «Даже манеры, обороты речи, самая наружность его напоминалитипичного великорусского монаха»1. Глубокое влияние оказала школадуховного красноречия и на литературную технику Страхова, на обработанность изаконченность его литературных произведений. Его литературный и философскийлексикон изобиловал заимствованиями из языка современных ему церковныхписателей. Выражение «монах в миру» как нельзя более подходит к Страхову, к еговнешнему виду, окружению, способу поведения и мышления.
Отличаясьмягкостью характера, сердечностью и теплотою чувств, Страхов уже в раннейюности обнаруживает любовь к поэзии и неодолимую склонность к поэтическомутворчеству. Видимо и литературную деятельность он начал с поэзии, влечение ккоторой у него было вначале даже преобладающим
Вполнеочевидно, что это стихотворение молодой Страхов посвятил своему дяде, о.Нафанаилу, на воспитании которого находился и к которому, естественно, питалчувство глубокой благодарности. Особенную признательность Николай должен былпитать к своему дяде с весны 1844 года, когда стало известным намерение о.Нафанаила взять его из Костромы, по окончании экзаменов в духовной семинарии, ксебе в Петербург, куда тот был переведен в 1843 г. в сане архимандрита. В 1845г. дядя Николая был посвящен в сан епископа Ревельского, викарияПетербургского.
Происхождение,первоначальное воспитание и образование Страхова обусловили всю его дальнейшуюжизнь и деятельность. Этот «живой умственный дух» костромской семинарии оказалбольшое влияние на богато одаренную натуру молодого Николая Страхова. В то жевремя семинарская обстановка не могла дать той духовной пищи, которой требовалаприродная