Между “Грозой” и“Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменилсяписатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы“Бесприданница”.
Купцы в “Бесприданнице” –уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, апретендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейскилюди.
Главные героини двух пьесА.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, затоочень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” — жена богатого,но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери.Лариса в “Бесприданнице” — красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца ивоспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая ксамодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется осчастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь жеревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. Врезультате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса.В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желалиим только добра.
Главных героинь, Катерину иЛарису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обеполучили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любилинедостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства”(на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).
Катерина Кабанова живет внебольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие“Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние нажизнь русской провинции. Лариса Огудалова — жительница большого города, тожерасположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давноутратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободуи смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же иразличия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, невыключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в“Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в“Бесприданнице” она становится средством связи с миром).
Действие “Бесприданницы”происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия послеосвобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаютсяв предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодарянастойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатымилюдьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйтизамуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовьи богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбордавно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Ларисапривыкла к веселой жизни волжского “света” — вечеринкам, музыке, танцам. У неесамой есть способности — Лариса хорошо поет. Представить себе в подобнойобстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой,с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минутувспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновникаКарандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов ипрежних состоятельных знакомых. Однако в целом она — человек иной эпохи исреды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом,более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее ещеболее беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.
Купцы “Грозы” толькостановятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для нихпатриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха,Варвара), которые так противны Катерине.
Лариса — тоже жертва обманаи лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, истоккоторых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированноевоспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивойжизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера,цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Ларисадолжна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабаяво всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда всерухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то,противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою ителом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты,душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.
Суть конфликта в драмах тожеразная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. Впьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутостипространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая ополете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась послезамужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства –любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутреннейнеспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародноепризнание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.
Событием, которое, подобноудару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно онавоспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, какпобеда героини над давящей ее силой.
В “Бесприданнице” на первыйвзгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, еювосхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но впьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотивденег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этимопределяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров,Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли,купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли.Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводитк трагическому финалу.
Да и отношение к смерти угероинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины.Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавитьсяот страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти?Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!..что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!..Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкаятакая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочкирасцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается)всякие...”
Лариса после того, какнадежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложилей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситьсяв Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрелавниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А еслиупасть, так, говорят… верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет,зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова иупадешь… Да, это лучше… в беспамятстве, ни боли… ничего не будешьчувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватаетсяза решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает,хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится устола подле беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсемне так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведьесть люди, для которых это легко…”.
Здесь авторские ремаркипередают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству инеспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется отнего. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующаяпомимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе — и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно нехватает. Иное дело — Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку измениламужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Еесамоубийство — это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точкизрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство ужене имеет значения), и воссоединение с миром природы — птицами, деревьями, иосвобождение из земной могилы — дома ненавистной Кабанихи. Катерина передсмертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласиис христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех — Паратова, Кнурова,Вожеватова, Карандышева, — кто вольно или невольно способствовал ее гибели.Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческомуобожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна,хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” — человек более волевой. Она способнана такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы”покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лицеКарандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.
Свобода и любовь — вотглавное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-подпалки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причемсамоубийство для верующего человека — грех еще более страшный, но Катеринапошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробныхмучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо БогКатерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина — истиннотрагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков,в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной еегибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни вКатерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е.сама жизнь.
А Лариса, молодая девушка,чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкиваетсяс миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницыобречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячимсердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисывмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественноодаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазамигероини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведениятакой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука,искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей,недаром ее имя в переводе с греческого — чайка.
Судовладелец, богатый баринСергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься,он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовныеего порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня… ничегозаветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу,Паратов так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутногоблаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или“радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менятьмиллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходитпрозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоропроходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Нодля Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважатьдолжна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки ивсевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, ноосуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает броситьсвоеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти инаживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье — быть дорогой, очень дорогой”.Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никтоникогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не виделасочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова… А ведь так жить холодно”.
После выстрела, она заявляет“это я сама”, героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Ларисапоняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, онатем самым вырывается из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегдаотделяет себя от этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще болеегрешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то исостоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом,грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основноеразличие.
По сути характеров Катеринаи Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности на решительный поступок.
Но между этими героинямиОстровского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле,свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие ввыражении этого протеста. Катерина — натура гораздо более сильная, чем Лариса.И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.