ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Образ и слово как понятия
2. Ю. Тынянов. «Подпоручик Киже». История создания
2.1 Образ Киже
2.2 Образ Синюхаева
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы «Соотношение образа и слова впроизведении Ю.Тынянова „Подпоручик Киже“.
Цель: исследовать соотношение образа ислова в данном произведении.
Задачи исследования:
· Определитьсущность понятий „слово“ и „образ“.
· Проанализироватьроль слова в построении образа.
· Изучитьсодержание рассказа Ю.Тынянова „Подпоручик Киже“.
· Выявитьсоотношение образа и слова в данном произведении.
Объект исследования: рассказ Юрия Тынянова „ПодпоручикКиже“.
Предмет исследования: соотношение образа и слова врассказе.
Методы исследования:
· Изучение научныхработ по данной теме.
· Прочтение ианализ рассказа.В результате исследованияданной темы обнаруживается не только нехватка, но и полнейшее отсутствиекакой-либо литературы по рассмотрению данного аспекта. В процессе изучения темыбыли самостоятельно сделаны предположения и выводы, которые и будут рассмотреныниже.
1. Образ и слово какпонятия
Определение искусства какмышления в образах сложилось в первой половине XIX века.
Литературный образ – вотличие от образов других искусств – это словесный образ, образ, оформленный вслове.
Обратимся к словарюлитературоведческих терминов.
Слово – это сочетаниеопределенного значения с совокупностью определенных звуков, звуковоеобозначение понятия [6, с.359].
Слово с его собственнымвнутренним конфликтом вступает во все новые связи и сцепления, зачисляется втот или иной смысловой и интонационный ряд, притягивает и отталкивает другиеслова, и тогда совершается его преображение: слово поворачивается новой граньюсмысла; „низкое“ возвышается, а „высокое“ и „поэтическое“снижается и унижается. Слово становится „первоэлементом литературы“[6, с.360].
Писатель должен уметьсказать многое в немногих словах. Этим принципом ему необходиморуководствоваться в изображении своих персонажей [6, с.362].
Мы, конечно, знаем, чтоавторская манера повествования своеобразна. Во всех высказываниях, впоследовательности их расположения, в плавных переходах от одной мысли кдругой, в тончайших нюансах хода мысли незримо присутствует сам автор –замечательный художник-мыслитель.
Свой слог на важный ладнастроя,
Бывало, пламенный творец
Являл на своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предметлюбимый,
Всегда неправедногонимый,
Душой чувствительной,умом
И привлекательным лицом [1,с.165].
Так создается образ. Попробуем разобраться, что же лежит воснове понятия „образ“? Нам необходимо помнить, что литературныйобраз – это, прежде всего, словесный образ, оформленный в слове.
Художественный образ –это важнейшая промежуточная „инстанция“ в общении читателя с автором,когда он читает, автора с читателем, когда он творит. Именно здесь – вхудожественном образе – сближаются, встречаются, соприкасаются, переплетаются ипересекаются их творческие пути [6, с.364].
Но вот, на чем мыособенно заострим свое внимание, так это на определении самого понятия „образ“.
Образ – это конкретная ив то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная припомощи вымысла и имеющая эстетическое значение [7, с.63].
Обратим внимание: картиначеловеческой жизни…
Если представить себеобразное строение произведения, то первый образный слой – это образы-детали. Изних вырастает второй образный слой, состоящий из поступков, событий,настроений, т.е. всего того, что динамично развернуто во времени. Третий слой –образы характеров и обстоятельств, герои, обнаруживающие себя в конфликтах. Изобразов третьего слоя складывается целостный образ судьбы и мира, т.е.концепция бытия [4, с.22].
Обрисуем для себя общуюкартину: слово – образ [детали – события – обстоятельства – характеры – герои –конфликты ].
А теперь попробуемпроследить соотношение „образ – слово“ на интересном рассказе Ю.Тынянова.
2. Ю. Тынянов. „Подпоручик Киже“
Большинство романов ирассказов Юрия Тынянова – исторические. Потому меня очень удивило то, что яничего не знаю о такой личности, как подпоручик Киже – один из главныхдействующих лиц одноименного рассказа.
То, что казалосьпростым по названию, оказалось на самом деле интересным по содержанию.
В основу произведенияположен всего лишь анекдот времен императора Павла: „В одном из приказовпо Военному ведомству писарь, когда писал “прапорщики ж такие-то вподпоручики» перенес на другую строку слог «Ки-ж», написав приэтом большое «К». Второпях, пробегая этот приказ, государь слог этот,за которым следовали фамилии прапорщиков, принял также за фамилию одного из нихи тут же написал «Подпоручик Киж в поручики». На другой день онпроизвел Кижа в штабс-капитаны, а на третий в капитаны. Никто не успел ещеопомниться и разобрать, в чем дело, как государь произвел Кижа в полковники исделал отметку: «Вызвать сейчас ко мне». Далее рассказывается, каквсе бросились искать «где этот Киж»? Донесение, что в соответствующемполку нет никакого Кижа, всполошило начальство. Лишь разобравшись в первомприказе о производстве Кижа в поручики, поняли, в чем дело. Между тем государьуже спрашивал, не приехал ли полковник Киж, желая сделать его генералом. Но емудоложили, что Киж умер. «Жаль,— сказал Павел,— был хороший офицер»
Для того чтобы написать рассказ, воспользовавшись этим анекдотом,надо было обладать не только талантом, но редкой способностью превращать знаниев сознание. Десятки или сотни людей читали указанную в примечании книгу, нотолько один увидел за анекдотом (может быть, достоверным, но выдуманным вдеталях) исключительные по cвоей характерностичерты царствования Павла Первого. Опытный глаз оценил анекдот как находку, а воображениепревратило его в первоклассное художественное произведение [5, с.166].
Тынянов из множества больших и малых событий, составляющих жизньогромной страны выбирает самое ничтожное: ошибку писаря, торопившегося «кончитьперепиской приказ по полку».
В рассказеговорится о жизни двух человек: подпоручика Киже, никогда не существовавшего (ив книге, и, вероятно, в действительности) материально, но имеющего своюсобственную судьбу, и поручика Синюхаева, объявленного умершим неожиданно длясебя самого и отчисленного из полка и из жизни по чьей-то прихоти или простослучайно.
Именно эти образы нас иинтересуют.
2.1 Подпоручик Киже
Как же началась жизньподпоручика Киже?
Когда писарь переписывалприказ, подпоручик Киже был ошибкой, опиской, не более. Ее могли не заметить, иона потонула бы в море бумаг…
«Приказ по гвардии Преображенскому полку, подписанный императором,был им сердито исправлен. Слова: Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин и Азанчеевназначаются, император исправил: после первого к вставил преогромный ер, несколькоследующих букв похерил и сверху надписал: Подпоручик Киже в караул.Остальное не встретило возражений.
Приказ был передан».
Придирчивый глаз ПавлаПетровича ошибку извлек и твердым знаком дал ей сомнительную жизнь – опискастала подпоручиком, без лица, но с фамилией.
«Когда командирполучил приказ, он долго вспоминал, кто таков подпоручик со странной фамилиейКиже. Он тотчас взял список всех офицеров Преображенского полка, но офицер стакой фамилией не значился. Не было его даже и в рядовых списках. Непонятно,что это было такое. Во всем мире понимал это верно один писарь, но его никто неспросил, а он никому не сказал. Однако же приказ императора должен был быть исполнен.И все же он не мог быть исполнен, потому что нигде в полку не было подпоручикаКиже»…
Но «адъютантмедленно сказал:
— Императору не доносить.Считать подпоручика Киже в живых. Назначить в караул».
События продолжают развиваться: некий офицер разбудил императора,закричав под окном; «Караул!». Виновного не могут найти, и догадливый адъютант императора называет имя мнимогоподпоручика Киже.
Он живет не только в бумагах, не только в «слове».Приказ адъютанта «считать подпоручика Киже в живых» не пустая, бессмысленная фраза. В машине павловскогогосударства достаточно описки, чтобы из нее вышла тень, которая занимает все большее место в сознании,распоряжаясь судьбами беспрекословно послушных мертвому ритуалу людей.
Описывается крайне каверзная ситуация. Не человек отбрасываеттень, а тень создает видимость человека. Случайно возникшее слово уплотняется,овеществляется и начинает жить самостоятельной жизнью.
«Потом в прерывистых мыслях адъютантау него наметилось лицо, правда — едва брезжущее, как во сне. Это он крикнул»караул" под дворцовым окном.
Теперь это лицо отверделои вытянулось: подпоручик Киже оказался злоумышленником, который былосужден на дыбу или, в лучшем случае, кобылу — и Сибирь.
Это была действительность.
До сих пор он был беспокойствомписаря, растерянностью командира и находчивостью адъютанта.
Отныне кобыла, плети и путешествие в Сибирь были его собственным,личным делом.
Приказ должен бытьвыполнен. Подпоручик Киже должен был выйти из военной инстанции, перейти вюстицкую инстанцию, а оттуда пойти по зеленой дороге прямо в Сибирь.
И так сделалось".
Читая дальше, можнопроследить, как простое слово начинает оживать. И не просто оживать, а дажеиметь значение и влияние на окружающих…
«Часовые шли и шли.От шлагбаума к шлагбауму, от поста к крепости, они шли прямо и с опаскоюпосматривали на важное пространство, шедшее между ними. Сопровождатьсосланного в Сибирь им приходилось не впервой, но им еще никогда не случалось веститакого преступника».
Пространство,… шедшеемежду часовыми!!! Казалось бы – абсурд! Но дело заходит еще дальше: «старшийпоказал бумагу, в которой было сказано, что арестант секретный и фигуры неимеет, и смотритель захлопотал и отвел им для ночлега особую камеру в тринары.
Помногу они началипонимать, что сопровождают важного преступника. Они привыкли изначительно говорили между собою: »он" или «оно».
Тут уже «пространство»не просто идет, оно приобретает лицо и даже секретное и важное значение.
Рассказывая о «тени слова», Тынянов не показываетхарактера героя — героя нет, стало быть, нет и характера. Вот что для насинтересно, вот к чему мы пришли. Есть слово, но это слово есть «мнимаяистина». Создана фамилия – описка, но гнетущий всех страх, на которомакцентируется внимание в произведении очень много раз, толкает всех напризнание нелепости.
Хотелось быподчеркнуть, с каким мастерством автор слепил образ, и образ этот не простослово, это целая жизнь. И в этой жизни есть все, что далее мы и сможемпронаблюдать.
«Когда поручикКиже вернулся из Сибири, о нем уже знали многие. Это был тот самый поручик, который крикнул „караул“под окном императора, был наказан и сослан в Сибирь, а потом помилован и сделан поручиком. Таковы были вполнеопределенные черты его жизни. Командир уже не чувствовал никакого стеснения и просто назначал тов караул, то на дежурства. Когда полк выступал в лагери для маневров, поручик выступал вместе с ним.Он был исправный офицер, потому что ничегодурного за ним нельзябыло заметить».
Киже –исправный офицер. Автор наделяет образ даже некоторыми качествами.
Продолжаемчитать и анализировать произведение. Не обошел автор и любовной истории присоздании образа. Хотя данная история тоже нелепость, но она опять же всем наруку. Когда во время венчания его невеста убеждается в том, что рядом с нейникого нет, а над пустым соседним местом держит венец адъютант, она не падает вобморок… «И через некоторое время у поручика Киже родился сын, по слухам похожий на него».
Данный оборотсовсем оживляет и овеществляет наш образ: чтобы быть похожим на кого-то, надо,прежде всего, чтобы этот кто-то был и существовал.
Между тем военная карьера исправного офицера идет своим чередом.Он произведен в капитаны, потом становится полковником и, наконец, генералом. "Жизнь полковника Киже протекаланезаметно, и все с этим примирились… Он уже командовал полком.
Лучше всего чувствовала себя в громадной двуспальной кроватифрейлина. Муж подвигался по службе, спать было удобно, сын подрастал".
Не обходитстороной автор и казусы семейной жизни. Реальной семейной жизни. Точнее,любовный треугольник.
«Однажды, когда утомившийся любовник спал,ей послышался скрип в соседней комнате. Скрип повторился. Без сомнения, эторассыхался пол. Но она мгновенно растолкала заснувшего, вытолкала его и бросилаему в дверь одежду».
Что также доказывает, что если треугольник существует, то,обязательно, у него имеется три стороны. Где третья сторона – полковникКиже.
"Полковник Кижебыл внезапно произведен в генералы. Это был полковник, который неклянчил имений, не лез в люди за дяденькиной спиной, не хвастун, не щелкун. Оннес службу без ропота и шума…
Некто слышал, как государь сказал графу Палену с улыбкой,которой давно не видали:
— Дивизией погоди егообременять. Он потребен на важнейшее".
Впоследствииобраз наделяется еще и прошлым, прошлым живого человека!
«Обер-камергер Александр ЛьвовичНарышкин вспомнил генерала:
— Ну да, полковникКиже… Я помню. Он махался с Сандуновой...
— На маневрах подкрасным...
— Помнится, родственникОлсуфьеву, Федору Яковлевичу...
— Он не родственникОлсуфьеву, граф. Полковник Киже из Франции. Его отец был обезглавлен черньюв Тулоне».
События шли быстро.Генерал Киже был вызван к императору. В тот же день императору донесли, что генералопасно заболел.
Императорский камер-лакей ездил в гошпиталь дважды в день справлятьсяо здоровье. В большой палате, за наглухо закрытыми дверьми, суетились лекаря,дрожа, как больные. К вечеру третьего дня генерал Киже скончался.
За черным тяжелым гробом шла жена, ведя за руку ребенка.И онаплакала…
Когда процессия проходиламимо замка Павла Петровича, он медленно,
сам-друг, выехал на мостее смотреть и поднял обнаженную шпагу.
- У меня умираютлучшие люди.
Так был похороненгенерал Киже, выполнив все, что можно было в жизни, и наполненный всем этим:молодостью и любовным приключением, наказанием и ссылкою, годами службы, семьей,внезапной милостью императора и завистью придворных. Имя его значится в«С.-Петербургском Некрополе», и некоторые историки вскользь упоминаюто нем".
Данный отрывок может считаться как некролог. Но некролог кому ?Слову, которое приобрело и прожило человеческую жизнь! Но слово так и не приобрелохарактера. Так как слово есть просто слово, невзирая на всю человеческуюнелепость.
2.2 Поручик Синюхаев
В том же приказе, который сделал подпоручика Киже живым,растерявшийся, остолбеневший от страха писарь сделал еще одну ошибку. Он написал: «поручика Синюхаева,как умершего горячкою, считать по службе выбывшим». И так как приказ ниизменить, ни отменить было невозможно, поручик Синюхаев, услышав эту фразу, усомнился в факте своего существования: «Онпривык внимать словам приказов, как особым словам, не похожим на человеческую речь. Они имели не смысл, незначение, а собственную жизнь и власть… Он ни разу не подумал, что в приказеошибка. Напротив, ему показалось, что он поошибке, по оплошности жив. По небрежности он чего-то не заметил и не сообщилникому. Во всяком случае, он портил все фигуры развода, стоя столбиком наплощади. Он даже не подумал шелохнуться».
Правда, придя в себя, он пытается совершить невозможное:притвориться, что жив, а не умер. Но скрыть собственную смерть невозможно: егокомнату занимает «юнкерской школы при Сенате аудитор», который вответ на нерешительные возражения Синюхаева, что «сие против правил»,отвечает, что, напротив, действует по правилам, потому что поручик «яко жеумре». Отец Синюхаева, лекарь, пытается просить за сына, но получаетотказ. Не решаясь держать «умершего» сына дома, он кладет его вгоспиталь и пишет на доске, над его кроватью: «Случайная смерть».
Преодолетьошибку не удается. Бывший поручик начинает кружить по России, нигде незадерживаясь, не разбираясь в направлениях. Обойдя страну, он возвращается вС.-Петербург. «В Петербургском Некрополе» не встречается имениумершего поручика Синюхаева.
Он исчезбез остатка, рассыпался в прах, в мякину, словно никогда не существовал".
Так в самомнеобычном ракурсе показывает нам художник жизнь человека.
Жизнь, которую сломалапростая описка, простое лишнее слово.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать некоторыевыводы. Ответим на вопрос: какова же сила слова в произведении?
На примере созданияобраза подпоручика Киже можно точно сказать, что слово способно придать пустомуместу не только жизнь, но и значение, наделить особыми качествами и правомвлиять на жизни окружающих его людей.
С помощью слова можносоздан образ, но это не будет образом героя.
Героя нет! Так как нет,да и откуда же им быть, никаких определенных черт характера героя. Как нет ихарактера. Так как характер – это, прежде всего, человеческаяиндивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных ипсихических черт.
С помощью слова можноне только создать образ и вдохнуть в него жизнь, но можно также и разрушить то,что могло бы жить, обезличить и «рассыпать в прах». Что ипронаблюдали мы в рассказе над образом поручика Синюхаева.
В окончании работыхотелось бы вспомнить слова К.Г. Паустовского: «C русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого вжизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом…»
Список литературы
1. КритикиXIX – XX веков о русскойлитературе / Сост.: В. Г. Бехтина, С. К. Черник. Мн., 1997. 384 с.
2. ЛевидовА. М. Автор – образ – читатель. Ленинград, 1983. 265 с.
3. ЛюстроваЗ.Н., Скворцов С. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. М., 1978. 292 с.
4. НефагинаГ. Л. Пособие по русской литературе. Мн., 2002. 416 с.
5. Русскиеписатели. Библиографический словарь / Редкол.: Б. Ф. Егоров и др. М., 1990. 446с.
6. Словарьлитературоведческих терминов / Под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. М.,1974. 495с.
7. ТимофееваА. И. Основы теории литературы. М., 1971. 461 с.
8. ТыняновЮ. Сочинения. Ленинград., 1985. 478 с.