Системаэкономических воззрений Н. Гянджеви в «Хамсе»
Низами Гянджеви(1141– предпол. 1204) –азербайджанский поэт, мыслитель, философ, писал на языке фарси.
Низами, или«Нанизывающий слова» (подлинное имя поэта – Ильяс сын Юсуфа) жил и творил в 12в. на Кавказе – в Гяндже (отсюда псевдоним – «из Гянджи»). Город этот, стоявшийна Великом шелковом пути, по свидетельству арабского путешественника ИбнАзрака, посетившего его почти за сто лет до рождения поэта, «является великойстолицей тюрков», имея в виду государство Арран, где «тюрки – как отмечалдругой знаменитый историк Насави, – неисчислимы, словно муравьи».
Низами Гянджеви отразилсвои философские, социально-экономические мысли в своей бессмертной «Хамсе»- пятью поэмами: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин»,«Лейли и Меджнун», «Семь красавиц»,«Искендернаме» — внес в мировую литературу новый поэтический голос,новый дух. В эпоху Низами отмечается существенными изменениями в экономике,социально-политической и культурной жизни.
Творчество Низами,которого мир воспринял как «Гений из Гянджи», явилось глобальнымсобытием еще и потому, что в наследии азербайджанского поэта нашли свой блестящийсинтез нашли отражения не только художественно-культурные ценности Востока, нои социально-экономические ценности. В сущности Низами можно считать новымэтапом классического периода в полном смысле этого слова. Потому что в глубокихгуманистических мыслях Низами мы видим разумный подход к отторжению от мистикисредних веков, ясное осознание событий и предметов, рациональный, логичныйподход к человеку, смыслу и сущности жизни общества. Человек создан длясчастливой жизни, дарованная ему судьба не может подвержена изменению ни какимизлыми силами. Именно эта идея проходит красной нитью через все творчествоНизами. И эта идея впоследствии проявит себя в мировой литературе, в творчествемастеров европейского Ренессанса.
Бессмертие творчестваНизами заключается в том, что своим исследованием экономических проблематики онуказал пути их решения. Одна из причин, обеспечивших бессмертие творчестваНизами заключается в том, что он умел ставить общественные проблемы и указыватьпути их решения. По мыслям поэта, во главе общества должен стоять умный,увлеченный просветительством правитель, который мог бы обеспечить гармоничностьчеловеческих отношений в обществе. Здоровая атмосфера общественной среды вомногом зависит от личных качеств человека, стоящего во главе общества. Ведущаяпроблема, поставленная во всех его произведениях состоит в том, что главагосударства обязан достояно справляться с обязанностями, наделенными емуВсевышним, он должен без устали трудиться для счастья, благополучия граждан,судьбы которых вверены ему. Лишь при таком положении может быть обеспеченоразвитие всех слоев общества, осуществлены задачи, поставленные при созданиичеловека Всевышним.
Азербайджан принималактивное и участие в транзитной торговле между Востоком и Западом, азербайджанскиекупцы ввели широкую торговлю с Ираном, арабскими странами, русскими городами, атакже с Италией. В те же времена город Гянджа был развитым центром ремесла иторговли. Низами неоднократно подчеркивал роль торговли в развитии общества. Былоуже развито денежное обращение. Чеканились золотые и медные монеты.
В повествованиях Низамирассматриваются так же случаи, когда наряду с денежной формой существуют идругие более простые меновые отношения. Так, в «Искендернаме»(1203г.) он показывает, что шкуры животных играли роль денег и и сравнивает этуроль с той ролью, которую играют золото и серебро. Золото и серебро, как ишкуры животных, выполняют роль всеобщего эквивалента, потому, что являютсяпродуктами человеческого труда. Согласно Низами, золото и серебро,драгоценности ценны, тем, что они редко встречаются в природе и на их добычузатрачивается много труда. В 12 веке накопление драгоценных камней иблагородных металлов, превращение их в сокровище и закапывание в землю былообычным явлением. Низами пытается вскрыть сущность функции денег, как средстванакопления сокровищ.
Анализ творчества Низамисвидетельствует о том, что в отличие от дворцовых поэтов, он выражал интересытрудового населения. Он не ограничивался признанием эксплотациив федалном обществе,он советует людям труда не смиряться с насилием и унижением. Эту идею Низамиприводит в произведении «Хосров и Ширин». Поэма «Хосров иШирин» (1180) — первая из произведений Низами. Тема поэмы из историидинастии иранских правителей — Сасанидов, однако многие проблемы, выдвинутыепоэтом в этом произведении, автор связывает с родной средой, определеннымиличностями.
Большой интерес вэкономических взглядах Низами представляет вопрос о соотношении труда ибогатства. В отличие от некоторых философов древности и современников, Низами насчиталфизический труд лишь уделом одной группы людей и призывал всех трудиться.
Последния поэма Низами — «Искендернаме»(1203г.) явились логическим исходом многолетних наблюдений и научныхисследований, проведенных им в библиотеках. Темы произведения определил самНизами и на пути воплощения идеала общества использовал их какфилософско-поэтическое средство. Образом Искендера Низами особенно показал,какими большими возможностями обладает просветительный и справедливый шах длядостижения благополучия и гармоничного общества. В этом отношении мы видим, каксозданные Низами образы правителей совершенствуются из произведения впроизведение, и все больше отвечают пожеланиям и надеждам общества.
Низами с первой своейпоэмы «Сокровищница тайн» (1174) и до последнего крупногопроизведения — «Искендернаме» (1203г.) не оставлял без вниманияактуальные проблемы времени и вечные вопросы человечества, из произведения впроизведение совершенствовал их темы. Они составляли гуманистическую концепциютворчества Низами. Многие последователи школы Низами старались подражать«Хамсе» своего бессмертного учителя, однако лишь некоторые сумелиприблизиться к этому гениальному творению.