Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного произведения (на примере произведений русской литературы XIX-XX вв.)

Содержание
Введение
Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного и живописногопроизведения
Приворотный корень (ночнаяфиалка)
Сирень
Солнечный цветок
Заключение
Библиографический список
Введение
Израстений, покрывающих нашу планету, природа создала поистине волшебную кладовую.Особенно прекрасен мир цветов! В древние времена их обожествляли. Наши предкисчитали, что духи и волшебники жили в дуплистых дубах, и среди цветов слышалсяих шепот. Им было известно, что растения обладают волшебной силой, поэтому снезапамятных времен цветы использовали при совершении магических действий,чтобы изменить свою жизнь к лучшему. (Вспомним русскую народную сказку «Аленькийцветочек», рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову изаписанную им в 1885 году).
С древнихвремён цветы занимают особое место в творчестве поэтов, художников и писателейвсего мира. (См. Приложение1) В одной библейской легенде упоминается, например,о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании оНовгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёзкоторой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юношеНарциссе и цветке, названным его именем. Не только древние, но и авторы болеепоздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особуюроль в её развитии играют русские писатели и поэты. Русский свободный дух ивосхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русскойшколы от их коллег из душной индустриальной Европы.
Какиеглубокие, насыщенные, переполненные грустью и состраданием строки оставил намАфанасий Фет. Точно передал настроение природы и разнообразие её состоянийФёдор Тютчев. И.С. Тургенев знал толк во многих цветах. Вот свойственные толькоему строчки: «Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые,запачканные лепестки, взглянула на меня, — и глаза ее, внезапно остановившись,засияли слезами». Самым любимым цветком писателя был нарцисс. Красотацветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. «Когдавы будете в Спасском, — писал И.С. Тургенев в 1882 году своим друзьям Полонскимиз французского Буживаля, понимая, что болен смертельно, — поклонитесь от менядому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно,никогда не увижу». И просил прислать «сиреневый цветок». Полонскиевыполнили эту просьбу.
Как невспомнить творчество Анны Ахматовой, с её огромным количеством фиалок, лилий,георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? Частоиспользуют образы цветов и прозаики. Увековечили их на своих полотнах великиеживописцы. Многие творческие люди на Руси использовали символику цветов и впереписке. (А.С. Пушкин, А.П. Керн, И.С. Тургенев И.А. Гончаров, И.С. Тургеневи другие). Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивоепослание: выразить и уважение, и любовь. Испокон века поэты уподобляли женскуюкрасоту хрупкой и нежной прелести цветка. А «язык цветов», способныйвыразить тончайшие оттенки чувств, при встрече заменял слова самых пылкихпризнаний. (См. Приложение2) Да и насколько романтичнее такое объяснение влюбви. Когда в XX веке была вскрыта гробницаегипетского фараона Тутанхамона, археологи увидели многочисленныедрагоценности, украшавшие мумию, но поверх всех украшений лежал скромныйзасохший букетик полевых цветов. Так выразила молодая вдова свою любовь кумершему супругу.
В Австралиив 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппавыбрала представление Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал былпереполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нёмлежала… белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевшийприлететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положитьна его место розу в знак уважения к великому композитору…
Такимобразом, чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческоеявление, нужно знать «язык цветов», их символический смысл,символический подтекст.
Что жеизвестно нам о жизни слов, обозначающих названия цветов? Как возникли, когдапоявились они в языке? Почему в разных районах нашей страны люди по-разномуназывают одни и те же цветы? Какова их символика? Как соотносится цвет собразом в литературе и живописи? Можно ли проникнуть в тайный смысл видимыхвещей, зная «язык цветов», и постичь символический подтекстпроизведения? Наконец, как, каким образом из таинственного соединения самыхобычных слов, из волшебной игры значений рождается то чудо, которое являетсобой великий и могучий русский язык — язык Пушкина, Толстого, Тургенева?
Решениюэтих вопросов и посвящена моя работа.
Вопросыопределили ЦЕЛЬ работы: анализ мотивов и образов цветов в русской литературе иживописи XIX-ХХ вв. Достижение поставленной цели предполагает решение рядаЗАДАЧ:
1. Проследитьсложную судьбу обычных слов (название цветов), выяснить их забытые значения,показать тесную связь языка с историей и культурой народа;
2. Определитьроль цветов в древних культах и религиозных обрядах.
3. Рассмотретьмифопоэтические, фольклорные и библейские традиции как источник мотивов иобразов цветов в литературе.
4. Исследовать«язык цветов» и символику цвета.
5. Определитьхудожественный смысл и функции мотивов и образов цветов в русской литературе (поэзиии прозе).
6. Выявитьзначение цветов в судьбе и творчестве людей России.
Крометого, работа имеет и практическую направленность. Сегодня модно говорить омагическом воздействии цветов как символа на жизнь человека. Но полезно жить нетолько символами, которые нас все больше захлестывают, а ощущениями вкуса,запаха, прикосновения к приятному. Редко, пожалуй, мы задумываемся о том, чтомир цветной в любое время года. Больше того, цветы несут нам ощущения, аощущения дают переживания, без которых мир стал бы серым или в лучшем случае,черно-белым. Цветы сами по себе дают большую гамму переживаний и, хотим мы тогоили нет, не только создают наши эмоциональные состояния, но становятсясвязанными с нашим характером. «Цвет» нашего характера это достаточноустойчивые предпочтения тех или иных цветов. Отсюда АКТУАЛЬНОСТЬ исследования.
НОВИЗНАработы определяется попыткой рассмотреть образы цветов в контекстелитературного и живописного произведения, сопоставить со значением цвета ивыявить психологическое и эстетическое его воздействие на человека, ведь «вмире нет ничего… без формы, без цвета».
В даннойработе используется аналитический МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ, контекстуальный анализслов.
Семантика образов цветов и символика цвета вконтексте литературного и живописного произведения
Я давнохочу с тобой
Говоритьпахучей рифмой.
Каждыйцвет уже намек…
А.А. Фет«Язык цветов»
В народебытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости ипоэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку,иван-да-марья, подснежник… Многие из этих названий цветов, созданных народом,со временем стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических иживописных произведений. Но в диалектах русского языка те же самые названия (должнобыть, в силу своей образности) продолжает обозначать самые различные растения. Так,васильком, например, называют цветы и растения, не имеющие отношения к томусинему цветку, который известен каждому из нас. В народе васильком именуют икипрей, и полевую герань, и аптечную мяту, и шалфей, и зверобой, и веронику…Для лингвиста материал, касающийся названия цветов и трав, чрезвычайнопривлекателен. Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следуетискать в образности народного мышления. Рассмотрим некоторые поэтические названияцветов, выявим их семантику, определим значение цвета.
Сон трава.
Едвауспевает сойти снег, как в светлых сосновых лесах, по сухим склонам появляютсякрупные лиловые колокольчики на невысоком стебле, опущённые серебристым пухом — «сквозь снег, кустиками, ростом в пядень, цвет синь», — как сказано водном старинном травнике. Каждый из нас хорошо знает этот цветок — один изсамых ранних вестников весны. (Приложение 3) Но так ли хорошо известно егоназвание? Во всяком случае, русская классическая литература знает пример, когдаписателю, по-видимому, пришлось довольствоваться названием «собственногоизобретения». В одном из своих стихотворений А.К. Толстой так описываетнаступление весны:
Вот ужснег последний в поле тает,
Теплыйпар восходит от земли,
Икувшинчик синий расцветает,
И зовутдруг друга журавли.
Внимательныйчитатель заинтересуется, какой же «синий кувшинчик» имеет в виду поэт?Ведь «кувшинчиками» и «кувшинками» мы привыкли называтьводяные растения с желтыми (иногда белыми) цветами. Однако время цветениятолстовского «кувшинчика» совпадает со временем цветения лютика, изсемейства лютиковых. То, что речь именно об этом растении, сам поэт подтвердилстроками другого своего стихотворения:
Во дниминувшие, бывало,
Когдаявлялася весна,
Когдаприрода воскресала
Отпродолжительного сна,…
С какоюрадостию чистой
Я вновьвстречал в бору сыром
Кувшинчиксиний и пушистый
С егомохнатым стебельком…
Поэт такточно описал здесь свой «кувшинчик», что мы уже без труда узнаемсвоего старого знакомца. В народе бытует немало названий этого цветка, самыераспространённые из которых сон-трава и прострел. А в бывшей Тамбовскойгубернии растение это называлось подснежником. Причины появления подобногоназвания понять нетрудно: как справедливо замечает В.И. Даль, в народе «подснежникомназываются вообще все растения, которые появляются вскоре по стаянии снега».Итак, название цветка выявлено. Но, может быть, символический подтекстзаключается в другом?
Синийцвет, в который окрашен «кувшинчик», у многих народов символизировалнебо и вечность. Синий может также символизировать доброту, верность,постоянство, расположение. Он говорит о глубине чувств человека, егочувствительности и восприимчивости и олицетворяет стремление достичь цельностиво всем, с чем сталкивается человек.
Синийцвет означает полное спокойствие. Тело настраивается на расслабление и восстановлениесил, поэтому потребность в этом цвете возрастает в случае болезни или упадкасил. Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, озаренияв литературе. Он ассоциируется со сладким вкусом, его содержание — нежность,его органом чувств является кожа.
Неслучайно, наверно, при создании символических работ Михаил Врубель, какправило, использовал краски фиолетовых, сине-голубых и лиловых оттенков. А какпрекрасна его голубая роза в картине «Демон (сидящий)». (См. Приложение4)
Описываянаступление первых весенних дней в лесах Полесья, полных первобытной прелести,А.И. Куприн ведёт читателя вслед за юной полесской «ведьмакой» Олесейпо едва высохшей от снега дороге, покрытой пожухлой прошлогодней листвой,сквозь которую кое-где «подымали свои лиловые головки крупные колокольчики»сна"-первого цветка Полесья". Сном этот цветок называют и наУкраине. То же название дали ему жители Брянской области, которые объясняютпричины появления такого наименования тем, что крупные колокольцы сна обычноопускают головки, «словно спят».
С этимрастением связано немало народных легенд. Видимо, легенды эти обязаны своимпоявлением тому обстоятельству, что сон-трава очень охотно использоваласьзнахарями и ворожеями для лечения от различных недугов.
Названиясон, сон-трава, прострел, ставшие ботаническими терминами, проникли также врусскую художественную литературу и публицистику. Так, прострел мы находим вдневниках путешествия по Монголии Г. Потанина: «Мягкие горные скаты,обращённые на север, были покрыты альпийским дерном, в котором цвели прострелы…»Но наибольшее распространение в художественной литературе получило наименованиесон: этому способствовало, по всей вероятности, особая поэтичность приведённогоназвания, помеченная ещё А.И. Куприным: «На насыпи синели крупные простыецветы, носящие поэтическое название „сна“ (»Черный туман").Видимо, чуть грубоватое название прострел было бы не слишком уместное вследующим отрывке из «Повести о лесах» К.Г. Паустовского: «ВдругАнфиса… нагнулась к земле. “Иди сюда! — крикнула она Коле. — Что за прелесть! …Лиловый сон!». Меж её ладоней цвели на земле покрытые густым серебрянымпухом колокольчики лилового сна". Тем не менее, название это не слишкомприжилось в повседневном быту. И причиной этому является, очевидно, всё та жеяркая образность, свойственная наименованию сон-трава и плохо совмещающаяся сабстрактностью термина, — чем, может быть, объясняется и попытка К. Аксаковакак-то истолковать, объяснить это название: «Все скаты гор покрываютсяподснежниками, тюльпанами, называемыми сон» («Детские годыБагрова-внука»). Пожалуй, его «подснежные тюльпаны» в какой томере сродни «синему кувшинчику» А.К. Толстого.
Наряду ссиними подснежниками в литературе встречается и подснежник белый.
«Варюшанагнулась, прислушалась и всплеснула руками: белые подснежники чуть-чутькачались, кивали заре, и каждый цветок позванивал, будто в нём сидел маленькийжук кузька-звонарь и бил лапкой по серебристой паутине». Так открылосьмаленькой героине К.Г. Паустовского (рассказ «Стальное колечко») первоеиз чудес, подаренных ей волшебным колечком старого солдата, приносящим счастье:чудо весны, воплотившееся в цветке, расцветающем прямо из-под снега, а потому иназванном выразительным и нежным названием подснежник. Весна и белые подснежники…
Белыйцвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Онассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощенав молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом,законном, истинном.
Вхристианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В беломизображаются ангелы, святые и праведники.
Да и самподснежник издавна стал для русских поэтов и писателей символом пробуждающейсяприроды, символом весны, света. «Подснежников трепетных чистые, светлыеглазки в прозрачной, чуть-чуть оперившейся с жёлтою почкою роще» влекли ксебе поэта-лирика А. Майкова. В стихотворении И. Бунина «Подснежник» вдиалоге двух послушников, обитателей высокогорного монастыря, нежным контрастомвозникает тема весны и жизни, воплощённая в образе первого весеннего цветка.
По-латыниподснежник буквально означает “молочный цветок”. Кстати, подобные названияцветка встречаются и в русских народных говорах: в Свердловской областиподснежники называют снижниками, а жители Рязанской области именуют растениеснежиток: «Там лес давно рос, в бору снежитки были».
Приведемеще одно, очень поэтичное название подснежника — английское — «снежнаякапля».
Обращаяськ весне, советский поэт Н. Заболоцкий посвящает ей восторженные строки:
Отдаютебе душу в залог
За твоиголубые подснежники! …
В нашидни нежный подснежник продолжает оставаться одним из самых любимых цветоврусской поэзии. Вот почему хочется закончить наш рассказ о подснежникахстроками из стихотворения поэта А. Жарова «Тает снег»:
Первыйспутник вздохов неизбежных,
Покорительстольких нежных глаз, -
Робкий изастенчивый подснежник
У киоскаостановит вас
И опятьпленит голубизною…
Нежные,белые и синие, первые цветы… Так природа, а вместе с нею и писатели открываютперед человеком возможность почувствовать прекрасное, ощутить полноту жизни.Приворотный корень (ночная фиалка)
«Сегодняцветочный праздник, и у меня на столе стоит великолепный букет ночных фиалок ираспространяет аромат по всей комнате». Так писала в мае 1892 г. Н.Ф. фонМекк в одном из своих писем П.И. Чайковскому.
Горячолюбил и воспевал фиалки А.А. Блок. Он автор поэмы «Ночная фиалка», написаннойв 1906 году. Поэмы, где реальность слита с книжной романтикой, снами и мифами,ожиданием чуда и наступления царства красоты. Ночное благоухание фиалок,признавался Ф.И. Тютчев, наполняло его душу «невыразимым чувствомтаинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности». И.С.Тургенев своим друзьям любил преподносить фиалки. Эти же цветы были любимыми уактрисы Ермоловой. Даже поэт «серебряного века» Валерий Брюсовявляясь жёстким, волевым и ярким представителем символизма в литературе, не могпройти мимо мирного созерцания природы. Успокоение и умиротворение в егостихотворении «Фиалка»: «Цветики убогие северной весны, / Веетевы кротостью мирной тишины» Чаще всего лепестки фиалки окрашены вфиолетовый цвет. (См. Приложение 5) Фиолетовый цвет это смесь красного и синего.Хотя он является самостоятельным цветом, но сохраняет свойства и синего икрасного. Фиолетовый старается объединить импульсивную победоносность красногои мягкую уступчивость синего, выражая идею “отождествления". Этоотождествление — своего рода мистическое единение, высокая степень чувственнойинтимности, ведущая к такому полному слиянию между объектом и субъектом, в ходекоторого все, о чем мечтают и чего желают, должно стать реальностью. Отождествлениекак слияние может привести к интуитивному и чувственному пониманию сути вещей. Человек,который отдает предпочтение фиолетовому цвету, ищет “волшебных отношений”. Онне только хочет приукрасить себя, но в то же время желает очаровывать ивосхищать других, вызывать у людей восторг. Такой человек обожает околдовыватьдругих.
А.И. Купринназвал именем этого лесного цветка, похожего на крошечную орхидею, один изсвоих рассказов — «Ночная фиалка». Но герой рассказа, саратовскийземлемер, замечает, что по какой-то удивительной случайности, «кажется,никто не знает его народного названия или очень быстро его забывает», анаименование ночная фиалка выдумано грамотеями. «Есть в Средней России, — пишетА.И. Куприн, — такой удивительный цветок, который цветет только по ночам всырых болотистых местах и отличается прелестным кадильным ароматом… Он вовсе неродня скромной фиалке. Ночной фиалкой его назвали безвкусные дачницы иинтеллигентные гостьи».
Действительно,цветок, о котором идет речь, не имеет решительно никакого отношения к растениямиз рода (фиалковых). Тем не менее, название ночная фиалка получило такоеширокое распространение в повседневном обиходе, что его не могли игнорировать дажесловари современного русского литературного языка (например, Словарь русскогоязыка в 17-ти томах). В старых ботанических пособиях наряду с систематическимназванием (любка) приводится и ночная фиалка.
Легкопонять, в силу каких ассоциаций получило такое широкое распространение названиеночная фиалка: тонкий и сильный аромат, возникающий лишь в ночное время, роднитлюбку с известным растением из рода фиалковых. Сходное расположение соцветий,нежный запах и, наконец, очевидное сходство мест произрастания (сырые тенистыеместа) стали причиной того, что, например, в бывшей Тверской губернии тот жецветок прозвали ландышем. Заметим, кстати, что ассоциация с ландышами возникалав свое время и у Петра Ильича Чайковского. Композитор (как известно, оченьлюбивший ландыши и даже посвятивший этому нежному лесному цветку одно из своихстихотворений) в письме из Каменки, адресованном Н.Ф. фон Мекк, так отвечал наее вопрос относительно ночной фиалки: «Ночные фиалки мне очень известны. Ихаромат очень приятен, но несколько приторен. Зато они чрезвычайно красивы…».
Нежныйзапах вызвал к жизни и другие народные названия этого цветка: бальзамин дикий,ночные духи. В Тверской губернии любку называли также гвоздикой, а в Смоленскойи Калужской — полевым жасмином.
Нонаиболее распространенные названия цветка составляют целую группу слов,образованных от корня люб-: любка, любжа, любистик, любисток, люб-трава,любовный корень и т.д. Почему же народ отдал предпочтение именно этимнаименованиям?
Тутуместно вновь обратиться к рассказу А.И. Куприна: цветок, как замечаетписатель, «не употребляется у крестьян ни как целебное растение, ни какукрашение на троицын день или на свадьбу. Просто его не замечают и не любят. Говоряткое-где, что пахучий цветок этот имеет связь с конокрадами, колдунами иведьмами...»
Всередине прошлого века в Ельнинском уезде Смоленской губернии любку называлилюбжей. Слово любжа имело и другое значение «любовь». Так, в «Памятнойкнижке Смоленской губернии» на 1909 г. находим выражение: «приворотна любжу (любовь) девицы». Вплоть до XX в. смоляне называли любжей и самый«заговор на любовь», «приворот»: «Ему любжа сделана».Слово любжа в значении «любовь» известно также в других местностях. Так,еще опыт великорусского областного словаря 1852 г. приводил пример егоупотребления: «Они сошлись по любже (Яросл., Курск)». Заметим, чтослово любжа в значении «любовное средство, приворотный корень» былоизвестно уже древнерусскому языку, как свидетельствует о том текст одного изпамятников XII в.: «Оустроить любж и потворы».
Итак,связь народных наименований растения любка с понятиями «любить»,«любовь» очевидна. Остается ответить на вопрос: случайна ли эта связьмежду широко распространенным названием душистого лесного цветка и понятием«любовь»? Очевидно, не случайна: деревенские ворожеи в старинуприписывали корню любки, равно как и зелью, приготовленному из этого растения,свойство вызывать любовь. (См. Приложение 5) Когда в июне вам случится купитьбукетик нежных и пахучих лесных цветов, похожих на крошечные орхидеи,вспомните, что народ дал этому цветку поэтическое имя любка, любжа — любовь.Сирень
Многиепоэты, прозаики и художники воспели сирень в своих произведениях. (См. Приложение6)
А можноли, например, изобразить сирень в обмороке? — Какая глупость! — ответят те, кторазучился удивляться. Но ведь «обморок» происходит от слова «морок»,то есть наваждение. Художник Врубель передал, как из переливающихсяаметистовых, лиловых соцветий, о наваждение! появляется Фея сирени. Она подобнадевушке со светящимся лицом и нежными, как лепестки цветка, губами. Феяпоявляется, чтобы тут же исчезнуть. (См. Приложение 6) В романе Гончарова«Обломов» символическим лейтмотивом становится цветущая ветка сирени.Ольга, ожидавшая признания Обломова и раздраженная его нерешительностью, сдосадой бросила ветку сирени на землю. Брошенная ветка вдруг приоткрылаОбломову тайну влюбленной женской души. Он поднимает сирень и бережно уноситдомой, окрыленный счастливыми надеждами. Ветка сирени, протянутая Ольгой ИльеИльичу при новой встрече, заменяет слова признаний. Когда же Ольга получила отОбломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознанииэто ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» Вконце романа Штольц, ставший мужем Ольги, жалея Обломова, приглашает его вгости, надеясь, что в нем еще проснутся душевные силы: «Вспомнишь парк,сирень и будешь пошевеливаться».
Происхождениеназвания сирень связано с древнегреческой легендой, рассказанной в «Метаморфозах»Овидия. (См. Приложение 6) Гончаров, как и его современники, хорошо зналантичные легенды о происхождении растений. В романе «Обломов» легендао Сиринге получает обратную трансформацию, так же, как и взятый из «Метаморфоз»миф о Пигмалионе, который своей любовью будто бы оживил статую Галатеи. УГончарова Ольга, старавшаяся пробудить душу Обломова, с досадой подумает:«Но это какая-то Галатея, с которой ей самой приходится быть Пигмалионом».И в роли Сиринги в романе так же оказался Илья Ильич, искавший спасения отбеспокойной и требовательной любви Ольги. Н.Ф. Золотницкий в книге «Цветыв легендах и преданиях» пишет: «На Востоке, откуда, как мы знаем, ипроисходит сирень, служит она эмблемой грустного расставания, и потому влюбленныйвручает ее там обыкновенно своей возлюбленной лишь тогда, когда они расходятсяили расстаются навсегда». Это восприятие сирени передалось изападноевропейской культуре. В Англии, например, жениху, с которым девушка покакой-либо причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени. Вромане «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла «цветжизни», весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но, независимо отнамерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполниласвое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.
Однажды,когда Ольга и Обломов гуляли по парку, между ним, произошел следующий разговор:
А резедувы любите? — спросила она.
Нет: сильноочень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю...
Вряд липростодушный Обломов догадывался, какое значение его ответ мог иметь для того,кто был знаком с «языком цветов». А лукавая Ольга, возможно, невполне невинно задала свой вопрос. Резеда являлась общеизвестным символомсердечной привязанности, роза — любви. Отношение Обломова к этим цветам помимо eго воли выдало его неспособность к сильным и глубокимчувствам.
С «языкомцветов» оказался знаком даже тургеневский Базаров, категорично открещивавшийсяот всякой романтической «белиберды» Но когда он сам полюбил и былотвергнут Одинцовой, в имении Кирсановых в беседке, окруженной отцветшей сиренью,произошла странная сцена. Базаров начал многозначительно намекать Фенечке, чтодокторам за услуги полагаться платить, и в качестве платы попросил розу из срезанногоею букета. «Какую вам, красную или белую?» — спросила Фенечка. «Краснуюи не слишком большую», — ответил Базаров. Тургенев оставляет на волючитателя делать различные предположения: может, уязвленный отказом Одинцовой,обидным для его самолюбия, Базаров решил удостовериться, что способен все-такинравиться женщинам; может, стремясь вытравить из своего сердца непрошеннуюлюбовь, он старался самому себе доказать, что отношения между мужчиной иженщиной сводятся к простой физиологии, в которой главное — «добитьсятолку».
А может,ему хотелось чьего-то сочувствия и сострадания, и его сказанные с наиграннойшутливостью слова: «Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился», — былидалеко не шуточными.
Так илииначе, но получалось, что Базаров с помощью красной розы иносказательно просило любви, хоть небольшой, хоть на краткий миг. Точно так же изъяснял свойчувства лирический герой одного из стихотворений Фета:
Еслирадует утро тебя.
Если впышную веришь примету,
Хоть навремя, на миг полюбя,
Подариэту розу поэту.
Подозревалали простенькая Фенечка, почему Базаров выбрал именно красную розу. Кажется,протягивая цветок Базарову, она не понимала истинной сущности этого жеста,который можно было истолковать как знак благосклонности.
Поэтессадревней Греции Сафо за шесть веков до нашей эры назвала розу царицей цветов. (См.Приложение 7) Её упругие стебли гордо держат цветки разных оттенков: отснежно-белых, розовых, желтых, голубовато-сиреневых до тёмно-красных. И каждыйцветок словно волшебная, божественная мелодия.Солнечный цветок
Латинскоеназвание этого растения — подсолнечник или подсолнух по-латыни означает солнце.(См. Приложение 8) В древнегреческой мифологии Гелиос — всемогущий бог солнца,каждое утро выезжающий с востока в колеснице, запряженной четвёркой огнедышащихконей. Культ солнца был широко распространён в древности у большинства народов,населяющих земной шар. А древние мексиканцы считали цветок подсолнечниксимволом этого всемогущего божества и поклонялись изображению «цветкасолнца», отлитому из золота.
Желтыйцвет золота с древности считался застывшим солнечным цветом. Это цвет осени,цвет зрелых колосьев и увядающих листьев. Но это и цвет болезни, смерти,потустороннего мира. У некоторых народов Азии желтый цвет является цветомтраура, скорби, печали. У славянских народов желтый считается цветом ревности,измены, а на Тибете ревность называли буквально “желтый глаз”. Если учесть этиособенности, то случайные, казалось бы, детали известных произведений русскойклассики вдруг начинают приобретать новый, особенный смысл. Например, в романеИ.А. Гончарова «Обыкновенная история» Александр Адуев, приехавший изпровинциального имения в Петербург, передал дядюшке письмо, весьма смутившееАдуева-старшего. Некая Марья Горбатова напоминала Петру Ивановичу их юную,наивную и счастливую любовь, которой она осталась верна. В письме были такиестроки: "… Гуляя около нашего озера, вы, с опасностию жизни и здоровья,влезли по колено в воду и достали для меня в тростнике большой желтый цветок. Сей цветок и ныне хранится в книжке". Этот цветок становитсясвоеобразным символом-лейтмотивом, который проходит через весь роман.
Когдаразочарованный столичной суетой Александр вернулся в имение, его встретила таже вечная красота озера: «Плакучие березы купали в озере свои ветви, икое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие желтые цветы,покоившиеся на широких плавучих листьях». Желтый цветок — кувшинка по научнойклассификации принадлежит к семейству «нимфейных». Это названиеиногда связывают с древнегреческой легендой, согласно которой в прекрасныйводяной цветок превратилась нимфа, погибшая от безответной любви к Геркулесу. Белаялилия и желтая кувшинка издавна окружались романтическим ореолом: позападноевропейским легендам они служили приютом эльфам, славяне считали ихрусальными цветами. В старинных русских травниках они называлисьодолень-травой, и их корням приписывали таинственные свойства приворотного любовногозелья: «Кто тебя не любить станет и хочешь его присушить — дай ясти корень».Но, видимо, не случайно в качестве цветка, который бы стал символом романтическойлюбви, Гончаров все-таки выбирает не белую лилию, а желтую кувшинку. Желтыйцвет ассоциировался с представлением о неверности, горьком разочаровании, онесбывшихся надеждах.
Цвет нетолько усиливал смысл печальной легенды об отвергнутом чувстве нимфы, котораядала название этим цветам, но и становился символическим намеком на сущностьлюбовных коллизий, связанных в романе с желтым цветком: желтую кувшинку подарилвлюбленный Петр Иванович девушке, которую он вскоре забыл, уехав в Петербург; наберегах того же озера с желтыми кувшинками зарождалась любовь Софьи иАлександра, но Александр, как и дядя, вскоре так же изменил своей первойпривязанности.
Но есть итакие люди, которые отдают предпочтение желтому цвету, демонстрируя стремлениек освобождению и надежду на большое счастье. Эта надежда всегда устремлена вбудущее. Желтый цвет — это движение вперед, к новому, солнечному.
Нашподсолнух и вправду напоминает солнечный диск, этот крупный золотистый цветокна высоком стебле, обладающий к тому же любопытным свойством: по мере движениясолнца он поворачивает вслед за ним свою головку. Должно быть, именно поэтому вязыках почти всех народов мира названия этого цветка отчетливо ассоциируются спонятием солнца.
Внекоторых белорусских диалектах это растение называется вороты-солнце, а вукраинских — солноворот.
Внешнеесходство цветка с солнцем, его удивительное свойство поворачиваться вслед задвижением светила были замечены русскими прозаиками и поэтами. Вот, например,как описывает летний знойный день, застывший в странной неподвижности ибеззвучии, А.Н. Толстой в «Рассказе проезжего человека»: «Этобыла странная, единственная минута: тихий мглистый зной и поднявшиеся из него,как из марева, подсолнухи — неподвижные, слепые, обращенные к солнцу».
«Гордподсолнух только летом, /Сам как солнце, — к солнцу рвется…», — так пишетв одном из стихотворений поэт Илья Садофьев. А вот строки, написанные болееполутораста лет назад поэтом Бобряковым: «Желтей в подсолнечниках гибких /Играетсолнца луч златый…»
Появлениеслова подсолнух в художественной литературе и в разговорном языке теснейшимобразом связано с историей разведения этого растения в России. Дело в том, чтоподсолнух — название диалектное, зафиксированное собирателями местных слов вXIX в. на юге России, а в словаре В.И. Даля имеющее помету «южное». Иэто не случайно, потому что выращивать подсолнечник как сельскохозяйственнуюкультуру начали прежде всего на юге и юго-востоке страны, где это растениеназывалось подсолнухом.
Уже вовторой половине XIX в. это слово начинает широко использоваться вхудожественной литературе — преимущественно у писателей, родившихся или жившихв южной части России. Мы находим его на страницах сочинений Салтыкова-Щедрина иГлеба Успенского, А.Н. Толстого и Гарина-Михайловского…
Так, вочерке Гарина-Михайловского читаем: «Стремясь завести интенсивноехозяйство… я ввел крайне выгодную культуру в наших местах — посев подсолнухов»(Несколько лет в деревне).
А черездва-три десятилетия, т.е. к концу XIX-началу XX в., бывший диалектизм ужепрочно обосновывается в художественной литературе. Слово подсолнух охотноиспользуют А.П. Чехов и И.А. Бунин, Л. Андреев и Вересаев, М. Горький иМельников-Печерский, Телешов, Успенский, А.Н. Толстой и многие другие.
Народноенаименование подсолнух проникает даже в поэзию. И не только в произведения техпоэтов, сюжеты которых тесно связаны с югом (как у Э. Багрицкого в его «Думепро Опанаса»), но и в стихи, совершенно «нейтральные» в этомотношении:
Подсолнухи,как рыжие мальчишки,
Кивалиголовами за плетнем.
(С. Щипачев,Девочка)
Заканчиваярассказ о «солнечном цветке», добавим, что в народном языке подобныеназвания нередко получают растения, желтые цветы которых в сознании народатакже ассоциируются с солнцем. Например, на Алтае девясил высокий из семействасложноцветных называли подсолнечником диким.
Заключение
«Уменя на окне всегда цветы», — писал своей соседке по имению ПрасковьеАлександровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин и подарил ей стихотворение«Цветы последние».
Многиепоэты любили и воспевали в стихах нежные, прекрасные цветы. Среди них и неприхотливые,растущие в полях и на лугах России, ромашки, колокольчики, даже лебеда. (См. Приложение9). Особое предпочтение отдавалось ландышам. (См. Приложение 10)
Итак, мирприроды — залог бессмертия красоты, вдохновения и мудрости. Цицерон говорил:«Творения природы совершенней творения искусства». Проанализировавматериал по данной теме, мы пришли к следующему заключению: в произведенияхпоэтов и писателей IX-XX вековприрода не просто копируется, а показана как неразгаданная тайна. («Тайнамира драгоценна в своей неразгаданности»). Но, после проведениясоциалогического опроса, к сожалению, приходится констатировать, что сегодняприрода все больше отделяется от человека, переставшего ощущать и признавать еескрытое величие.
Меняютсявремена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, всетруднее уловить тонкий смысл художественных деталей произведений русскойклассики. Знание языка цветов, разработанного христианской символикой ииспользуемого не только в религиозной, но и в светской жизни, позволяетпроникнуть в смысл произведения. И если это удается, все произведение поройозаряется новым светом, в который раз удивляя своей бездонной глубиной.
Такимобразом, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можнополучить сведения, углубляющие смысл произведений.
Следовательно,символика цветов играет большую роль в произведении, эти детали начинаютприобретать новый, особенный смысл, цветок становится своеобразнымсимволом-лейтмотивом, который проходит через все произведение, помогает понятьскрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении русскойклассической литературы и живописи.
Крометого, россыпь цветов в русской литературе означает «воспетую красоту»,а символический подтекст в выборе художником слова растений должен былзаставить задуматься читателя о бытие и кому он обязан этим цветением жизни.
Говорят,человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пустьв жизни каждого человека это состоится. А пока… Если каждый посадит ивырастит хотя бы один цветок — земля превратится в сад… Мир природы — залогбессмертия и красоты, вдохновения и мудрости:
Остаться можнов памяти людской Не циклами стихов и не томами прозы, А лишь одной-единственнойстрокой:
«Какхороши, как свежи были розы!»
Я. Хелемский
Библиографический список
1. Грачева И.В. Каждый цвет — уже намек // Литература в школе. — 1997, №3. — С.49.
2. Грачева И.В. Грани самоцветов // Литература в школе. — 1998, №2. — С.49.
3. Грачева И.В. О роли художественной детали в русской классике // Литературав школе №3/2003 год,. — 2003 год, с.50-55.
4. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», том I-IV, М., 1998 год.
5. Докусов, М. Восприятие учащимися литературного произведения и методикашкольного анализа, — М., 1974.
6. Домострой — Сост.В. В. Колесов. — М., 1990. — С.229.
7. Золотницкий Н.Ф. «Цветы в легендах и преданиях». — М., 1991. — С.287.
8. Калашников В. Атлас тайн и загадок. — М.: Белый город, 2000. — С.16-17.
9. Кропотова В.Ф. статья «Цветы в литературе» // журнал «Литературав школе», №4/2001, С.11-13. «Новые слова и значения», М., 1971.
10. Мезенцев В. Каменная сказка. — М., 1986. — С.169.
11. Попова Н. Античные и христианские символы. — С. — Петербург, 2003.
12. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995. — С.292
13. Словарь русского языка, АН СССР, 1961.
14. Словарь современного русского литературного языка, том 1-17,издательство АН СССР, 1965.
15. Словарь языка Пушкина, том I-IV,М., 1961 год.
16. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.И. Ушакова, М., 1940.
17. Шемякин Ф.Н. К вопросу о соотношении слова и наглядного образа (цвет иего название). — М., 1960.
18. Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. «Рассказы о словах», Наука,Ленинград, 1979. — 292.
19. Этимологический словарь русского языка, Фасмер, М., 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.