Реферат по теме:
Сатирическое изображение нравов поместногодворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
1. Сатирическаянаправленность комедии «Недоросль»
«Недоросль» — перваярусская социально-политическая комедия. Вот уже более двухсот лет она не сходитсо сцен русских театров, оставаясь по-прежнему интересной и актуальной новым иновым поколениям зрителей. Комедия написана на исходе XVIII века. Фонвизинизображает пороки современного ему общества: хозяева, господствующие не поправу, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи,самозваные учителя. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образывсе еще живы.
В чём же секретнеувядаемости комедии? Произведение привлекает к себе внимание, прежде всего,галереей отрицательных персонажей. Положительные характеры менее выразительны,но без них не было бы движения, противоборства добра и зла, низости иблагородства, искренности и лицемерия, животности и высокой духовности. Ведькомедия Недоросль построена на том, что мир Простаковых и Скотининых хочетподавить, подчинить себе жизнь, присвоить себе право распоряжаться не толькокрепостными, но и вольными людьми. Так, например, они пытаются решить судьбуСофьи и Милона, Грубо, примитивно, прибегая к насилию, но так уж они умеют.Таков арсенал их оружия. В комедии сталкиваются два мира с разнымипотребностями, стилями жизни, манерами речи, идеалами. Вспомним госпожуПростакову на уроке Митрофанушки: «Мне очень мило, что Митрофанушка впередшагать не любит…. Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем неделится…. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».
Фонвизин изображает пороки современного ему общества:хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами,«случайные» государственные мужи, самозваные учителя. Уничтожающая ибеспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семействаПростаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любвик свиньям, в алчности и самоуправство хозяйки дома мир Простаковых и Скотининыхраскрывается во всей неприглядности своего духовного убожества. Одной изосновных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии,которое готовят России Простаковы и Скотинины. Крепостное право – бедствие длясамих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит иродных. Своей волей остановится основа её натуры. Самоуверенность помещиков.Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своей волейостановится основа её натуры. Самоуверенность слышна в каждой репликеСкотинина, лишенных каких бы то ни было достоинств.
Жесткость, насилие становится крепостников самым удобным ипривычным оружием. Крепостное право подверглось резкому осуждению. В то времяэто было неслыханной дерзостью, и только очень смелый человек тогда могнаписать такое. Однако сегодня утверждение о том, что рабство — зло,принимается без доказательств.
Скотинин и госпожаПростакова — образы очень реалистичные. На безграничной власти крепостногоправа основан весь домашний уклад Простаковых. Притворщица и тиранка Простаковане вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у неевласти.
2. Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых вкомедии Фонвизина «Недоросль»
Одно почтение должнобыть лестно человеку — душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто вчинах не по деньгам, а в знати не по чинам. Д.И. Фонвизин
В это время во всехуголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничемутруждать и жили, как их предки сотни лет назад. О таких господах комедияФонвизина “Недоросль”. Главные ее действующие лица — семья Простаковых и братгоспожи Простаковой Скотинин. Все помещики жили за счет крестьян и были,следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жилизажиточно, а другие — потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Нокаковы же Простаковы и Скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы,привычки, привязанности?
В центре внимания –семейные отношения Простаковых. С самого начала становится понятным, чтогоспожа в доме Простакова. Характер Терентия Простакова определяется в самомначале комедии его собственным признанием жене: «При твоих глазах мои ничего невидят».Помыкая своим послушным мужем Простакова превратила его в безвольнуютряпку. Главное его занятие и цель существования — угодить жене. Безусловнаябеспомощность Простакова перед волей, энергией, властью жены, без своегомнения, в безусловном подчинении, трепете, до слабости и дрожи в ногах. Тем неменее, наказание всех приводит к исполнению он. Распоряжения до исполнителяидут через него, как формального хозяина. Простаков всецело под башмаком усвоей супруги. Его роль в доме подчеркивается при первой же реплике Простакова:«от робости запинаясь». Эта «робость» или, как характеризует ее Правдин,«крайнее слабомыслие» и приводит к тому, что «бесчеловечие» Простаковой невстречает со стороны ее мужа никаких ограничений и в конце комедии самПростаков оказывается, по собственному признанию, «без вины виноватым». Вкомедии он выполняет незначительную роль, характер его с развитием действия неизменяется и не раскрывается более широко. О воспитании его мы знаем только то,что его воспитывали, по словам Простаковой, «как красную девицу», он даже неумеет читать. Также из речи Простаковой мы узнаем, что он «смирен, как теленок»и «Не смыслит сам разобрать, что широко, что узко». За долгие годы совместнойжизни он привык к побоям и оскорблениям, научился говорить то, что думает жена.Это все, чего он достиг. А, в сущности, очень выгодно быть Простаковым илистроить из себя такового, жить под девизом: «Я тут ни при чем».
Гораздо более сложнымиизобразительными средствами очерчен Фонвизиным характер «презлой фурии» –госпожи Простаковой, урожденной Скотининой. Если образ ее мужа с первого до последнегодействия комедии остается неизменным, то характер самой Простаковой постепеннораскрывается входе пьесы. При всей своей хитрости Простакова глупа, а потомупостоянно выдает себя с головою. Простакова всерьёз, со свойственным ейпростодушным упрямством уверяет нерадивого крепостного портного Тришку, чтоучиться шить кафтаны совсем необязательно.
Очень любопытныподробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать летвоеводою. И хотя “не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить”. Отсюдаясно, что он был казнокрад и взяточник, крайне скупым человеком: «лежа насундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Фамилия ее матери — Приплодина — говорит сама за себя.
Простакова представленакак властная необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобыхапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, ноиз-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно инелепо. Простакова — тиранка, деспотическая и одновременно трусливая, жадная иподлая, являя собой ярчайший тип русской помещицы, в то же время раскрыта и какиндивидуальный характер — хитрая и жестокая сестра Скотинина, властолюбивая,расчетливая жена, тиранящая своего мужа, мать, любящая без ума своегоМитрофанушку.
«Это — “презлаяфурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома”. Однако в полноймере нрав этой „фурии“ раскрывается в обращении с крепостнымикрестьянами.
Простакова –полновластная хозяйка своих деревень и в своем доме Она корыстолюбива, но еекорыстолюбие глупое, бесхозяйственное, бесчеловечное: отняв все у крестьян, оналишает их средств существования, но и сама терпит убыток – оброк с крестьянвзять невозможно, нечего. Притом, чувствую всемерную поддержку верховнойвласти, она считает положение естественным, отсюда ее уверенность, наглость,напористость. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать инаказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшейпороды Полновластие развратило ее: она злая, своенравная, бранчливая идрачливая – пощечины она раздает не задумываясь. Простакова господствует вподвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью всвоей безнаказанности. Преимущества „благородного“ сословия они видятв возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Примитивная натураПростаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости,от самодовольства к подобострастию. Простакова — порождение той среды, вкоторой она выросла. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, непривили никаких нравственных правил. Но еще сильнее воздействовали на нееусловия крепостного права. Ее не сдерживают никакие нравственные устои. Оначувствует свою безграничную власть и безнаказанность. Со слугами и наемнымилюдьми она обращается грубо пренебрежительно, оскорбительно. Никто не смеетпротивиться ее власти: „Разве я не властна в своих людях?“. БлагосостояниеПростаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. „С тех пор, — жалуется она Скотинину, — как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничегоуже содрать не может. Порядок в доме наводится бранью и побоями. “С утрадо вечера, — снова жалуется Простакова, как за язык повешена, рук не покладаю:то бранюсь, то дерусь».
В своем доме Простакова — дикий, властный деспот. Все в ее необузданной власти. Робкого, безвольно гомужа она называет «рохлей», «уродом» и всячески им помыкает. Учителям по годуне платит жалованья. Верная ей и Митрофану Еремеевна получает «по пяти рублей вгод да по пяти пощечин на день». Брату своему Скотинину она готова «вцепиться»в харю, «раздернуть рыло по уши».
Простакова проявляет себяне только как деспот, но и как мать, любящая своего сына животной любовью. Дажечрезмерная прожорливость сына вызывает у неё прежде умиление, а только потомзаботу о здоровье сына. Любовь ее к сыну несомненна: именно она движет ею, кего благополучию направлены все ее помыслы. Этим она живет, это главное длянее. Она враждебно относится к просвещению. Но дикая и невежественнаяПростакова поняла, что после петровских реформ дворянину без образованияпоступить на государственную службу невозможно. Ее не учили, но она сына учит,как может: другой век, другое время. Об обучении Митрофана она заботится отнюдьне потому, что понимает пользу просвещения, а чтобы не отстать от моды:«Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-тоныне завелось много».
Пользуясь сиротствомСофьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решаетвыдать ее замуж. Ведет себя с ней открыто, нагло, напористо, ни с чем несчитаясь. Но мгновенно перестраивается, услышав о 10 тысячах. И стремитьсядобиться своего всеми силами, всеми способами: всякое ее слово, всякое движениепреисполнено энергии женить сына на богатой Софье.
Простакова фигураколоритная. Все же она недаром Простакова: вся наружу, хитрости еебесхитростны, действия ее прозрачны, цели свои она заявляет открыто. Женапростака и сама простак. Если выделить главное в Простаковой, то здесь дваравновесных фактора: самовластная хозяйка в семье и имении; воспитатель ируководитель молодого поколения дворян – Митрофана.
Даже любовь к сыну — самая сильная страсть Простаковой — не способна облагородить ее чувства, ибоона проявляется в низменных, животных формах. Ее материнская любовь лишеначеловеческой красоты и одухотворенности. А такое изображение помогало писателюс новой стороны обличить преступность рабства, растлевающего человеческуюприроду и крепостных и господ. И эта индивидуальная характеристика позволяетпоказать всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Все великие,человеческие, святые чувства и отношения у Простаковой искажены, оболганы.
Откуда же такие дикиенравы и повадки? Из реплики Простаковой мы узнаем о раннем детстве ее иСкотинина. Они росли среди темноты и невежества. В этих условиях умирают ихбратья и сёстры, обиды и боль перекладываются на двух живых детей. Детей всемье ничему не учили. «Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Насничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают,чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками и ногами,царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, которыйчто-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудьучиться захочет».
В этой среде и началосьформирование характера Простаковой и Скотинина. Став полновластной хозяйкой вдоме мужа, Простакова получила еще большие возможности для развития всехотрицательных черт своего характера. Даже чувство материнской любви приняло уПростаковой уродливые формы.
Госпожа Простаковаполучила «завидное воспитание, обучена хорошим манерам», не чужды ей ложь,лесть и лицемерие. На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковыподчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же делеПростакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Она даже гордится тем, чточитать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена втом, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилииПростаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». А уж если придется ей получитьписьмо, то читать не станет, а отдаст другому. Более того, они глубоко убежденыв бесполезности и ненужности знаний. «Без науки люди живут и жили», — уверенно заявляет Простакова. «Кто посмышленее того свои же братья дворянетотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Столь же дики и их общественныепредставления. Но при этом она нисколько не беспокоится о воспитании сыночка Неудивительно,что Митрофанушка вырос таким избалованным и неотесанным.
Неграмотная Простаковапонимала что есть указы, по которым она могла угнетать крестьян. Правдин бросилреплику в сторону героини: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен», иполучил ответ: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь, не волен. Дана что же дан нам указ о вольности дворянства?» Когда Правдин объявляет решениеотдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженноваляется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться снерасторопными слугами, упустившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну!Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберупоодиночке». Простакова хочет, чтобы она, её семья, её крестьяне жили поеё практическому разуму и воле, а не по каким-то там законам и правилампросвещения: «Что захотела, поставлю на своём». За свою деспотичность,жестокость и жадность Простакова жестоко наказана. Она не только лишаетсябесконтрольной помещичьей власти, но и сына: «Один ты остался у меня, мой сердечныйдруг, Митрофанушка!» Но слышит грубый ответ своего идола: «Да отвяжись,матушка, как навязалась…». В этот трагичный момент в озверелой тиранке,вырастившей бездушного негодяя, проглядывают истинно человеческие чертынесчастной матери. Русская поговорка гласит: «С кем поведешься, от того инаберешься».
Скотинин — не потомственный дворянин.Поместье, вероятно, получил его дед или отец за службу, а Екатерина далавозможность не служить. Появился ПЕРВЫЙ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК НА РУСИ,необычайно гордый своим положением свободного человека, хозяина своего времени,своей жизни. Тарас Скотинин, брат Простаковой, – типичный представитель мелкихпомещиков-крепостников. Он родствен ей не только по крови, но и по духу. Он вточности повторяет крепостническую практику своей сестры. Скотинин любит свинейтак, что за какое дело ни примется, обязательно закончит свинством. Хорошоживется свиньям у Скотинина, намного лучше, чем его крепостным. С этих, что заспрос? Разве только оброк с них сдерешь. Слава богу, у Скотинина это ловкополучается. Он человек серьезный, времени у него мало. Хорошо, что всевышнийизбавил его от такой скуки, как наука. «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица,один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру со своих же крестьян, так иконцы в воду».
Сама фамилия его говорито том, что все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором.Живет своим хозяйством и свиным заводом. Не требуется большой проницательности,чтобы увидеть скотообразность Скотинина. Начиная с его фамилии, свиней –постоянной темой его разговоров и предмета любви, лексикона: ощетинился, одногопомету, развизжалась, Он и сам себя готов отождествить со свиньями: «Я и своихпоросят завести хочу!», и о будущей семейной жизни говорит: «коли у менятеперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найдусветелку». Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. О себе онговорит с большим достоинством: «Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний.Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии неотыщешь», и тут же попадается на уловку Стародума, утверждая, что пращур егосотворен «немного попрежде Адама», то есть вместе с животными.
Скотинин жаден.Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотина, лишенного каких бы то ни былодостоинств. («Суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грехпенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч своего доходу! Экосчастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней сбела света выкуплю; да я, слышь ты, то и сделаю, что все затрубят: в здешнем-деоколотке и житье одним свиньям»).
Скотинин – любительсвиней, безо всякого умысла говорит, что «у нас в околотке такие крупные свиньи,что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы вышекаждого из нас целою головою» двусмысленное выражение, которое, однако,очень четко определяет сущность Скотинина.
«Скотинины все родомкрепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как исестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем слюдьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всехумнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги,да об угол!».
Выросший в семье, крайневраждебно относившейся к просвещению: «От роду ничего не читывал. Бог меняизбавил от этой скуки», он отличается невежеством, умственной неразвитостью.Его отношение к учению очень ясно раскрывается в рассказе о дяде ВавилеФалелеиче: «О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать нехотел: а какова была головушка! … Я хотел бы знать, есть ли на свете ученыйлоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память,протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?» Крепость лба он может понятьтолько в буквальном смысле, игра смыслами ему недоступна. Жизненности языкаСкотинина способствуют употребляемые им народные пословицы «Всякая винавиновата»; «Суженого конем не объедешь». Услыхав о взятии в опеку именияПростаковых, Скотинин говорит: «Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякийСкотинин может попасть под опеку…. Уберусь же я отсюда подобру-поздорову». Переднами матерый, поместный, полудикий помещик-рабовладелец. Хозяин прошлого века.
МитрофанТерентьевич Простаков (Митрофанушка) — недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя«Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Может,таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын отражение её самой.Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и поэтому неприслушивалась ни к чьему мнению: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его ипоженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всегопотерпите». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглогомаменькиного сынка — невежды. Воспитанию в дворянской среде подобных увальнейспособствовало награждение дворян за службу «поместными окладами». В результатеони осаживались в своих поместьях, жили доходами с земель и крепостныхкрестьян. Дети их привыкали к сытой и спокойной жизни, всячески уклонялись отгосударевой службы. По указу Петра I все малолетние дворянские сынки –недоросли – обязаны были иметь знания по закону божьему, грамматике,арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу.Недорослей, не получивших такого элементарного образования, предписывалосьотдавать в матросы или солдаты без выслуги. В 1736 г. срок пребывания в«недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменилобязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или неслужить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простаковаследует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в томчисле из ее родни, обходят закон. Именно потому Простакова и нанимает учителейк своему Митрофанушке. Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителейлишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобысын ее учился уму – разуму. Невежественная мать учит своего сына наукам, ноучителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Но что это учителя: один — бывший солдат, второй — семинарист, покинувший семинарию, «убоясь бездныпремудрости», третий проходимец, бывший кучер. Митрофанушка — лентяй, привыкшийбить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием,которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубнымматеринским примером.
У самого Митрофанушкиотсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонятьголубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось — либо…”. На что его матьотвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”. Митрофан учится уже года четыре, ииз рук вон плохо: по часослову едва бредет с указкой в руке и то лишь поддиктовку учителя, дьячка Кутейкина, по арифметике “ничего не перенял” уотставного сержанта Цыфиркина, а “по-французски и всем наукам” его совсем неучит и сам учитель, дорого нанятой для обучения этим “всем наукам” бывший кучер,немец Вральман Под диктовку Кутейкина недоросль читает текст, который, впринципе, характеризует его самого: «Аз же есмь червь», «Аз есмь скот… а нечеловек», «Поношение человеков». Учение настолько утомляет Митрофана, что он срадостью соглашается с маменькой. Простакова: «Митрофанушка, друг мой, колиученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофанушка: «Апо мне и подавно». Учителя Митрофанушки знают немного, но свои обязанностипытаются выполнять честно и добросовестно. Его пытаются приобщить к новымтребованиям, научить чему-нибудь, но все же он остается очень близким к своемудяде по душе, как и трактовали раньше эту близость свойством природы. Тут игрубость, и нежелание учиться, и наследственная любовь к свиньям, как свидетельствопримитивной натуры. Ленивого и наглого, но житейски весьма смышлёногоМитрофанушку учат не наукам и нравственным правилам, а именнобезнравственности, обману, неуважению к его долгу дворянина и к собственномуотцу, умению ради своего удобства и выгоды обходить все законы и правилаобщества и государства. Скотининские корни проявляются в нем с самого детства:«Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как иты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Всяего жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются каксвиньи, а свинки — как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева. Однакоглавным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдойлогикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всесебе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честнымучителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что«он дитя не неволит».
Характер Митрофана яркораскрывается через его речь. Он уже усвоил обращения к слугам, принятые в егосемье: «стара хрычовка, гарнизонная крыса» и другие, однако, когда емутребуется защита, к Еремеевне он обращается: «Мамушка! Заслони меня!». Кстаршим уважения он не испытывает, обращается к ним грубо, например: «Что ты,дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай». Поступки еготак же служат для раскрытия характера: он трусливо прячется от Скотинина заспину Еремеевны, жалуется Простаковой, угрожая покончить с собой, охотнопринимает участие в похищении Софьи и тут же покорно соглашается с решениемсобственной участи.
Этот грубиян и лодырьвесьма неглуп, тоже хитер, мыслит практически, видит, что материальноеблагосостояние Простаковых зависит не от их просвещённости и служебного рвения,а от бестрепетной наглости его матери, ловкого обирания дальней родственницыСофьи и беспощадного ограбления своих крестьян. Простакова желает выдать беднуювоспитанницу Софью за своего брата Скотинина, но затем, узнав о 10 000 рублей,наследницей которых Стародум сделал Софью, решает не упускать богатуюнаследницу. Митрофан, настроенный матерью, требует сговора, заявляя: «Час моейволи пришел. Не хочу учиться, хочу жениться». Но жениться он согласен лишь длятого, чтобы не учиться, и потому что этого хочет мать. Простакова понимает, чтопрежде нужно добиться согласия Стародума. А для этого необходимо, чтобыМитрофан предстал в выгодном свете: «Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть длявиду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка». Со своейстороны Простакова всячески расхваливает трудолюбие, успехи Митрофана и своеродительское о нем попечение, и хотя точно знает, что Митрофан ничему ненаучился, все-таки устраивает «экзамен» и побуждает Стародума оценить успехисына. Глубина познаний Митрофана раскрывается в сцене, описывающей незабываемыйимпровизированный экзамен, устроенный Правдиным. Митрофан назубок выучилрусскую грамматику. Определяя, какой частью речи является слово «дверь», ондемонстрирует недюжинную логику: дверь «прилагательна», «потому что онаприложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще ненавешена: так та покамест существительна».
Митрофан – недоросль,прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, нигеографии, неспособный отличить прилагательного от существительного. «Еоргафия»по мнению Простаковой не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Но оннедоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство другихлюдей. Митрофанушка, по сути своей,не заключает ничего злобного в своей природе, поскольку не имеет желаниянаносить кому-либо несчастья. Но постепенно под влиянием баловства, угождениямамы и няньки, Митрофан становится нечувствительным и безразличным по отношениюк родным людям. Единственная наука, которую он усвоил на отлично, — это наукаунижения и оскорбления.
Митрофанушкабыл невоспитан, груб инахален со слугами и учителями, росизбалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также онимел свободу слова в доме. Он ни во что не ставит своего отца,издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души нечает, и вертит ею, как хочет. Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убиваетв нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём незадумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станетхозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими ибесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных. Он остановился в своем развитии.О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степенисвоего совершенства и дале не пойдет». В Митрофане сочетаются черты тирана ираба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, неудается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорнопринимает от Стародума «свой приговор» — идти служить («По мне, куда велят»). Он был уверен в том, что окружающие люди должныему помогать, давать советы. Рабское воспитание привито герою, с однойстороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миромПростаковых — Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
В результате Митрофаноказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но иобразом бессердечиия. Пока мать — полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит,когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковыхберут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становитсяоткровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Потерявшая власть и силу,мать не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей. ФигураМитрофана становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых — Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен,не имеет' никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен. Ведьиз избалованного сыночка Митрофан превращается в жестокого человека, предателя.Он показывает свое действительное отношение к матери. Худшего наказания, дажетакой, как Простакова, и быть не может. Это, конечно, совсем не смешно, астрашно, и такое предательство – худшее наказание злому невежеству.
В Митрофане сочетаютсячерты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатойвоспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженнопросит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идтислужить. Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькойЕремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых — Скотининых, у которыхизвращены понятия о чести. Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградациюрусского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, агрубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называетМитрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации – в неправильном,уродующем воспитании. И, наконец, Митрофан – недоросль в гражданском смысле,поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мывидим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания.Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?». «Вот злонравия достойныеплоды!» — подводит он итог. Если не воспитать должным образом ребёнка, ненаучить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется«больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.
Заключение
Сатира комедии направленапротив крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почвекрепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Фонвизинпервым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образахсвоей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичныечерты русских крепостников. Фонвизин мастерски обличает крепостное право инравы помещиков-крепостников того времени, в частности – Скотининых. Помещикисредней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства.Борьба за влияние на нее была борьбой за власть. В его изображении мы можемувидеть, насколько тупы, жестоки были тогдашние хозяева жизни, отличающиесянедалеким умом, бесчестием и подлостью. Комедия Фонвизина направлена против«тех нравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляютее во зло бесчеловечно». Она от первой до последней сцены построена так, чтозрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источниктунеядства, самодура, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства,безобразного воспитания и невежества.
Одним из таких примеровявляется образ Простаковой – персонаж, потрясающий своей многогранностью, аесли быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это иглупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме своейсобственной, и так далее до бесконечности. На протяжении всей комедии характерПростаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Она беспощадна ижестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показатьи себя, и своего сына с выгодной стороны. Она настоящая хищница, которая впогоне за добычей прикладывает немало усилий для того, чтобы добиться своейцели. Но ведь никто и не сопротивляется! Главная вина Простаковой в том, чтосебе на смену она готовила Митрофана, в его неправильном воспитании былазаключена определенная мудрость Простаковой. По унаследованному обычаю (а нетолько из скупости) Простакова нерадит об учении Митрофанушки. Лишьправительственные указы принуждают ее терпеть Кутейкина и Цифиркина,«изнуряющих» «дитя». Немецкий кучер Адам Адамыч Вральман потому и любим ею, чтоне препятствует сонному и сытому существованию Митрофанушки. Егоизбалованность, невежество, непригодность ни к какому делу представлены какплод этого «старинного» воспитания. «Древность», «старина» в комедии высмеяны иуничтожены. Возмездие, настигающее Простакову, падает и на весь «великий истаринный» род Скотининых, о чем Правдин предупреждает убегающего «братца»самодурки: «Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему ониподвержены» От природы Простаковой не досталось ума, однако его отсутствие вданном случае компенсировалось огромной жизненной энергией и умениемприспосабливаться к обстоятельствам. Таких как Простакова было и есть великоемножество по всей Руси.
Другой персонаж«Недоросля» — господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословнолюбую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей,более того – он видит жизнь ее глазами. Это — несчастное, убитое существо,забитое понуканьями жены. Представим на мгновение, что Простаков получил в своируки власть над имением. Вывод напрашивается сам собой: ничего хорошего изэтого бы не вышло. Простаков — подчиненный, у него нет душевных сил даже длятого, чтобы управлять самим собой.
Еще один помещик –Скотинин. Фамилия – главная характеристика этого героя. У Скотининадействительно скотская сущность. Его главная и единственная страсть – свиньи.Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способприобрести побольше свиней. Это лицемер, недалекий человек, поведением своимнапоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс – это егонезлобивость и спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательныекачества? Конечно, нет.
Фонвизин мастерскиобличает крепостников Скотининых. В его изображении мы можем увидеть, насколькотупы, жестоки, подлы были тогдашние хозяева жизни. Примером другого такого глубокогоневежества стал неуч Митрофанушка, для которого главными интересами жизни сталиобжорство и голубятни. Этот персонаж до сих пор не оставляет равнодушнымчитателей, а имя неуча Митрофанушки, которого в целом мире, кроме обжорства иголубятни, ничего не интересует, стало сегодня нарицательным.
Фонвизину удалось создатьподлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время.Бессмертными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Простаковой.
Библиография
1. Энциклопедия для детей. Т.9.Русскаялитература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века. М.: «Аванта +»,2000.- 672 с.
2. Энциклопедия „Кругосвет” 2005- 2006. М.: «Адепт»,2006. (CD-ROM).
3. Большая энциклопедия Кирилла иМефодия. М., ООО «Кирилл и Мефодий», 2006. (CD-ROM).
4. Большая Советская энциклопедия. М.:«Большая Советская энциклопедия», 2003. (CD-ROM).
5. Всеволодский — Гернгросс В.Н.Фонвизин-драматург. М., 1960.
6. Кулакова Л.И. Денис ИвановичФонвизин. М.; Л., 1966.
7. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Л.:«Худ. лит». — 1961.
8. Стричек А. Денис Фонвизин: Россияэпохи Просвещения. М.: 1994.
10.Фонвизин Д.И. Комедии. — Л.: «Дет.лит», 1980.