Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы сатирыкак жанра
1.1 Черты сходства и отличия юмора исатиры в художественной литературе
Глава 2. Влияниесатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова
2.1 Н.В. Гоголь как образец для творческого подражанияМ.А. Булгакова
Глава 3. Сатира М.А. Булгакова 1920-хгодов
3.1 Фельетон 1922-1924 гг.
3.2 Ранняя сатирическая проза М.Булгакова
3.3 Сатира-предупреждение в повестяхМ. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
Заключение
Литература
Введение
Часто мынаблюдаем в литературе весьма широко распространенный круг произведений, вкоторых художник стремится к нарушению жизненных пропорций, к подчеркнутомупреувеличению, к гротескной форме, резко нарушающей реальный облик явления.Простейшим примерам в живописи может служить карикатура, в которой художникизображает реальное и известное лицо и вместе с тем настолько преувеличивает туили иную его черту, что делает его смешным и нелепым. При этом преувеличение,характерное для карикатуры,— это преувеличение особого рода, оно связано именнос подчеркиванием смешного и нелепого в изображаемом явлении, со стремлениемобнаружить его внутреннюю неполноценность, нарушить жизненные пропорции так,чтобы они обнаружили неприемлемость для нас изображаемого явления. Мы зачастуюсталкиваемся в жизни с явлениями, которые сами по себе представляются намнелепыми, смешными, комическими, нарушающими жизненные закономерности. Образы,в которых художник ставит себе задачей отразить то, что является в жизникомическим, смешным, вызывает у нас смех, в их строении имеется рядсвоеобразных особенностей, заставляющих выделить их в особую группу.
Комическое в жизни — этоявления внутренне противоречивые, в которых мы отмечаем обесценивающее ихнесоответствие тому, на что они претендуют. Большинство определений комического,принадлежащих теоретикам, занимающим самые различные позиции, все же сходно втом, что подчеркивает именно этот основной его признак. Основное свойствокомического состоит в том, что оно основано на ощущаемой нами внутренней противоречивостиявления, на скрытой в нем, но улавливаемой нами его внутренней неполноценности,на несоответствии его внешних данных и внутренних возможностей, и наоборот.
Всматриваясь всатирические образы, приходишь к выводу, что они непременно определеннымобразом эмоционально окрашены. Эмоциональная оценка в сатире — всегда отрицаниеизображаемого смехом над ним.
Юмор намного режепредполагает отрицание; смех, рождаемый юмористическим отношением, по своейтональности отличается от сатирического смеха. «Скучно на этом свете, господа!»-воскликнул Н.В. Гоголь, с грустным юмором, «смехом сквозь слезы», рассказавпечальную, но комическую историю о том, как поссорились Иван Иванович с ИваномНикифоровичем. Юмор окрашивает и повесть «Старосветские помещики».
Но в понятие юморвкладывается и другой смысл. По сути, без юмора немыслима никакая сатира.
Великий сатирик началсвой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцуУкраины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего неускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядствопомещиков, ни подлость и ничтожество обывателей. «Миргород»,«Арабески», «Ревизор», «Женитьба»,«Нос», «Мертвые души» — едкая сатира на существующуюдействительность. Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которыхполучили ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. А мы, какисследователи булгаковской прозы, беремся утверждать, что именно Н.В. Гогольбыл для М.А. Булгакова тем “идеальным образцом” профессионала, которыйнеобходим любому творчески одаренному человеку для подражания на начальнойстадии становления своего собственного творческого потенциала.
Действительно, Гоголь — мыслитель, Гоголь — художник играет основную роль в формировании и эволюцииБулгакова, он живет в письмах писателя, беседах с близкими, друзьями.
Известный театральныйкритик, хорошо знакомый со сценической судьбой М. Булгакова, предельно искреннои объективно сказал: «Было в нем какое-то особое сочетание самых противоречивыхсвойств. Он воспринимал жизнь с каким-то жадным интересом и в то же время быллишен созерцательности. Михаил Афанасьевич действительно обладал огромным обаянием,острым и неожиданным. Его юмор не всегда можно было назвать безвредным! – непотому, что Булгаков исходил из желания кого-либо унизить, но порою егоюмористический талант принимал разоблачительный характер, зачастую вырастал дофилософского сарказма. В самые горькие минуты жизни он не терял дара ейудивляться и, подобно Горькому, восхищался удивительными людскими чертами, и,чем более он разгадывал их необычность, тем настойчивее ими увлекался»[1].
Вэтом описании П. Маркова схвачены самые характерные особенности мировосприятияхудожника и человека, своеобразие его таланта. Критик правильно заметил, чтосатира Булгакова прошла через определенные этапы. Его многочисленные статьи,фельетоны, корреспонденции, на примере которых можно проследить эволюционныйпуть профессионального журналиста и блестящего публициста, не были написаны востро разоблачительном ключе. Полемические выпады в статьях раннего периодачаще всего завершались добродушным авторским смехом. Однако с течением временисатирическое перо М. Булгакова крепло, документально-художественная прозастановилась все более зрелой, приобретая порой черты политического сарказма.
Каксправедливо отмечали исследователи, ранние рассказы и небольшие по объемуповести писателя были незлобивы, окрашены мягким юмором и еще далеки от тогострастного обличения пороков тоталитарного строя, которые мы наблюдаем в егопоследующих произведениях. Во многом это объяснялось тем, что, во-первых, назаре советской власти эти пороки не были достаточно очевидными, а, во-вторых,сам Булгаков еще не сложился как профессиональный сатирик. Да и последующей еголитературной деятельности сатира не стала определяющим пафосом творчества, хотяи заняла значительное место. Колыбелью подлинного булгаковского таланта былапрежде всего классическая русская литература 19 века.
Вся проза Булгаковазаставляет вспоминать гоголевскую формулу: «человек такое дивное существо,что никогда не может исчислить вдруг всех его достоинств, и чем болеевсматриваешься, тем более является новых особенностей, и описание их было быбесконечно». Это и стало предметом нашего исследования: сатира впроизведениях Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
Объект исследования:сатирические произведения Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
Цель работы: выявитьчерты гоголевской сатиры в произведениях М.А. Булгакова.
Задачи:
— изучить литературу поданному вопросу;
— дать определение сатирыи юмору;
-сделать сравнительный анализ сатирических произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова.
При работе использовалисьтруды известных литературоведов Г.Л. Абрамовича, Д.Д. Благого, Г.А. Гуковского,Г.Н. Поспелова, А.И. Ревякина, Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева, В.Р. Щербина иметодистов В.В. Голубкова, Н.И. Громова, Т.Ф. Курдюмовой, 3.Я. Рез, М.А.Снежневской.
Работа состоит извведения, трех глав, заключения, литературы.
Глава 1. Теоретическиеосновы сатиры как жанра
1.1Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе
Смехвызывается тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы исодержания в данном явлении, что разоблачает его внутреннюю неполноценность.Белинский видел его основу в несообразности явления с тем, что оно должнопредставлять собой на самом деле. Смех есть форма осознания того, что явлениеутратило свою жизненную значимость, хотя и претендует на нее. Юмор и вскрываетэту неполноценность, подчеркивая, преувеличивая, гиперболизируя ее, делая ееощутимой, конкретной. В основе юмористического образа и лежит известноеискажение, преувеличение (например, карикатура) тех или иных явлений жизни, длятого чтобы отчетливее обнаружился алогизм их, т. е. их внутренняянеполноценность. Смех, чувство комического, возникает тогда, когда данноеявление оказывается не тем, чем его считали, во-первых, и когда это расхождениемежду представлением о нем и его сущностью раскрывает его неполноценность,во-вторых; мы неожиданно обнаруживаем, что данное явление совсем не то, чем ононам казалось, причем оказывается оно чем-то меньшим, чем должно было быть, онов наших глазах лишается, так сказать, права на уважение, и этот неожиданныйпереход от одного его состояния к другому (и тем самым от одного нашегоотношения к нему—к обратному) и является причиной смеха. Юмор в искусствеявляется отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщаяего, показывая во всех индивидуальных особенностях, связывает с эстетическимипредставлениями и т. д.
Мы наблюдаем в искусстве,и в частности в литературе, особый тип образа — юмористический. Основная егоособенность состоит в том, что в нем заранее уже дано отношение художника кпредмету изображения, раскрыта оценка, с которой он подходит к жизни: стремлениераскрыть внутреннюю несостоятельность тех или иных явлений в жизни, которые вглазах читателя обладают мнимым соответствием формы и содержания, а на самомделе не имеют его. В давние время еще Аристотель определял смешное лишь как«частицу безобразного» Он говорил: «Смешное—это какая-нибудь ошибка или уродство,не причиняющая страданий или вреда… Это нечто безобразное или уродливое, нобез страдания» («Поэтика»). Автор юмористического образа симпатизирует томуявлению, о котором он говорит, но показывает в то же время его частныенедостатки. В том случае, если недостатки явления уже не дают возможностисимпатизировать ему и оценка его должна приобрести более суровый характер, мы наблюдаемусиление отрицательного начала в юмористическом образе, переходим от юмора ксатире. Промежуточные, переходные формы между ними — ирония и сарказм. Юмор—этошутка. Ирония—это уже насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящегонад тем, к кому он обращается, в ней в известной мере скрыт обидный оттенок.
В отличие от юмора,который говорит о явлении, как бы низводя его, показывая мнимость того, на чтооно претендует, ирония, наоборот, приписывает явлению то, чего ему недостает,как бы подымает его, но лишь для того, чтобы резче подчеркнуть отсутствиеприписанных явлению свойств. Лисица говорит ослу: «Отколе, умная, бредешь ты,голова?» Здесь смешно то, что ум приписывается тому, у кого никак нельзя егопредполагать. Таким образом, недостаток данного явления воспринимается острее,связан с более существенными его свойствами, дает основание для презрительногопо существу к нему отношения. Еще резче говорит о разоблачаемом явлениисарказм, который обычно и определяют как злую иронию. Сарказм диктуется ужегневом, который вызван у художника данным явлением. Примером саркастическогопостроения произведения является, например, «Первое января» Лермонтова, где онговорит о том, что ему хочется «смутить веселость» окружающих его людей:
И дерзко бросить им вглаза железный стих,
Облитый горечью излостью.
Юмор по существу естьотрицание частного, второстепенного в явлении, а сатира есть отрицание общего,основного. Отсюда вытекает существенное различие между юмором и сатирой. Юморчаще всего сохраняет реальные очертания изображаемых явлений, поскольку онпоказывает как отрицательное лишь частные его недостатки. Сатира же, отрицаяявление в основных его особенностях и подчеркивая их неполноценность при помощирезкого их преувеличения. Такова, например, сатира Рабле, Свифта, Щедрина,Гоголя. Сатирический образ стоит уже на грани комизма. Сатира направлена противбезобразного, неприемлемого в жизни. В этом основное содержание сатирическогообраза. Он говорит о наиболее острых противоречиях жизни, но о таких, которые,как представляется художнику, можно разрешить, вступив с ними в борьбу. С однойстороны, сатира стремится к воссозданию действительности, к реальному раскрытиюнедостатков и противоречий жизненных явлений, но вместе с тем сила протеста инегодования в ней настолько велика, что она пересоздает эти явления, нарушает пропорции,осмеивает их, рисует их в гротескной, искаженной, нелепой, уродливой форме длятого, чтобы с особенной резкостью подчеркнуть их неприемлемость.
Таким образом, в сатиреперед нами особая форма образного отражения жизни.
Видя в сатире наиболее оструюформу обличения действительности, один из чрезвычайно существенных путейсоздания отрицательных образов (Иудушка Головлев Щедрина, Тартюф Мольера идругие), мы должны помнить, что обличение и отрицание в литературе можетосуществляться и не путем сатиры. Сатирический образ — отрицательный образ, ноне всякий отрицательный образ — сатирический. В нашей критике встречалисьработы, в которых авторы стремились показать наличие сатирических образов впроизведениях Л. Толстого, в «Жизни Клима Самгина» М. Горького и других. С этимнет оснований соглашаться. Сатирический образ—это образ гротескный, в которомсдвинуты жизненные пропорции. В силу этого он и вызывает смех, хотя бы этотсмех и переходил вслед за тем в негодование. В силу этого для сатиры взначительной мере характерны элементы условности («История одного города»Щедрина и др.), распространяющиеся и на самые обстоятельства, в которыхнаходится сатирический образ, и, стало быть, на образы, его окружающие, и т. д.Поэтому-то произведения, так сказать, обличающего характера, но свободные оттех элементов условности, которые несет в себе гротескное построениесатирического образа, не следует рассматривать как сатирические.
Глава 2. Влияниесатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова
2.1 Н.В. Гоголь как образецдля творческого подражания М. А. Булгакова
Уже довольно долгое времялитературоведы пытаются выявить причины преемственности литературных традиций,но однозначного решения этой проблемы не найдено. Для нас важно то, что даннаясвязь реально ощутима – М. Шолохов писал: «Мы все связаны преемственностьюхудожественного мышления и литературными традициями». Опираясь набиографические данные, мы можем предположить, что подобным творческим образцомдля М.А. Булгакова был Н.В. Гоголь. Об этом свидетельствуют данные П.С. Попова,первого биографа М.А. Булгакова: «Михаил Афанасьевич с младенческих летотдавался чтению и писательству. Первый рассказ «Похождение Светлана» был имнаписан, когда автору исполнилось всего семь лет. Девяти лет Булгаковзачитывался Гоголем, — писателем, которого он неизменно ставил себе за образеци любил наибольше из всех классиков русской литературы». Применительно к М.А. Булгаковуточными являются оценки Б. Соколова: «…есть очень точная формула булгаковскоготворчества – его жизненным опытом становилось то, что он читал. Даже событияреальной жизни, совершавшиеся на его глазах, Булгаков впоследствии пропускалсквозь призму литературной традиции, а старые литературные образы преображалисьи начинали новую жизнь в булгаковских произведениях, освещенные новым светомего гения».Беремся утверждать, что именно Н.В. Гоголь был для М.А. Булгаковатем “идеальным образцом” профессионала, который необходим любому творческиодаренному человеку для подражания на начальной стадии становления своегособственного творческого потенциала.
Действительно, Гоголь — мыслитель, Гоголь — художник играет основную роль в формировании и эволюцииБулгакова, он живет в письмах писателя, беседах с близкими, друзьями.
Вся проза Булгаковазаставляет вспоминать гоголевскую формулу: «человек такое дивное существо,что никогда не может исчислить вдруг всех его достоинств, и чем болеевсматриваешься, тем более является новых особенностей, и описание их было быбесконечно»[2].
В письмах Булгаковназывает Гоголя «хорошо знакомым человеком» и «великимучителем».
Отношение к великомурусскому писателю не было у Булгакова однозначным. Его волновали различныестороны гоголевского наследия. Определить характер и масштаб воздействия Гоголяна Булгакова, значит понять многое в видении Булгаковым окружающей егодействительности, уяснить некоторые существенные черты его творчества. Гогольдля Булгакова — «факт личной биографии». Гоголь оставался для негописателем современным и злободневным, Булгаков чувствовал в нем своего союзникав борьбе с пошлостью, мещанской ограниченностью, с возродившейся из прахастарого мира бюрократической рутиной. «Из писателей предпочитаю Гоголя, смоей точки зрения, никто не может с ним сравняться...» Так отвечал М.А.Булгаков на вопрос своего друга и будущего биографа Павла Сергеевича Попова.Эти чувства М.А. Булгаков пронес через всю свою жизнь, через все своипроизведения. И даже в последние годы жизни, когда Михаил Афанасьевич ощущаетсебя затравленным, психически нездоровым, и начинает писать одно за другимписьма в адрес советского правительства с просьбой разрешить ему выезд заграницу, даже в этот тяжелый для себя момент М.А. Булгаков обращается к Гоголюи использует в одном из подобных писем ряд фрагментов из гоголевской «Авторскойисповеди» (развернутый эпиграф): «Чем далее, тем более усиливалось во мнежелание быть писателем современным. Но я видел в то же время, что изображаясовременность, нельзя находиться в то высоко настроенном и спокойном состоянии,какое необходимо для произведения большого и стройного труда.
Настоящее слишком живо,слишком шевелит, слишком раздражает; перо писателя нечувствительно переходит всатиру»
Обратимся непосредственнок булгаковскому творчеству и попытаемся выявить те элементы поэтики, стиля,языка, которые М.А. Булгаков заимствовал у своего учителя, то есть то, что мыназываем гоголевскими «корнями». Первые же из известных нам произведенийБулгакова показывают, что это предпочтение Гоголя не было независимым отсобственной его творческой работы — напротив, в ней-то настойчивей всего оно иутверждалось, становилось фактом литературным. Его ранние повести и рассказыоткрыто ориентированы на Гоголя. В первое десятилетие творчества Булгаковаувлекала фантастика украинских и петербургских повестей Гоголя, присущий емуромантический и реалистический гротеск. В 1922-1924 годах, работая в редакциигазеты „Накануне“, Булгаков выступает как бытописатель Москвы. Изномера в номер с продолжением печатались очерки и фельетоны, где ирония исарказм нередко уступали место лирике и оптимизму.
В сентябре 1922 года в»Накануне" Булгаков опубликовал рассказ «ПохожденияЧичикова». Родился рассказ как острая непосредственная реакция писателя настранные, с его точки зрения, для революционной страны контрасты: с однойстороны, вконец обнищавший, истерзанный недавней войной и только что пережитымголодом трудовой люд, в том числе и трудовая интеллигенция, с другой — сытые,довольные жизнью, частью, быть может, и нужные республике деловые люди, ачастью явные мошенники и проходимцы. Булгаков строит фельетон, раскрываязнакомые уже качества гоголевских героев в новой обстановке. Он рисуетсатирическую картину «деятельности» частных предпринимателей,обкрадывающих молодое государство, только становящееся на ноги послегражданской войны. Писатель создает комические ситуации, вызванные новымисокращенными названиями учреждений, к которым еще не привыкли москвичи, да исам автор относится с некоторым сомнением. Так, Чичиков берет в арендупредприятие «Пампуш на Твербуле» и наживает на нем миллиарды.Впоследствии выяснилось, что такого предприятия не существовало, а аббревиатураозначает «Памятник Пушкину на Тверском бульваре». Ведущая тематворчества М.А. Булгакова 20-х гг. – осмысление трагедии революционной ибратоубийственной борьбы. Главная книга этого периода — «Белаягвардия». Основной ее язык — литературный, в котором часто непосредственнослышится голос автора — речь русского интеллигента, воспитанного на русскойклассической литературе (в романе упоминается Гоголь).
В стилистике «Белойгвардии» ощутимо «присутствие» Гоголя. Здесь мы встречаем примершутливого подражания стилю «Вечеров» и «Миргорода» с ихповторами, восклицаниями, гиперболами:
«Глубокой ночьюугольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире — Владимирской горки...
Ни одна душа в Городе, ниодна нога не беспокоила зимою многоэтажного массива. Кто пойдет на Горку ночью,да еще в такое время? Да страшно там просто! И храбрый человек не пойдет. Да иделать там нечего… Ну, понятное дело, ни один человек и не потащится сюда.Даже самый отважный. Незачем, самое главное».
В данной работе мыобратились к особенностям творчества Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Такой взглядпозволяет рассматривать философско-эстетические концепции писателя с точкизрения их «происхождения» в мировоззрении, в мышлении личностиавтора.
Определяющим у обоихписателей является сатирический пафос (оба проявили себя как талантливыесатирики в рассказах, повестях, пьесах). Поэтому их произведения представляютсобой определенный интерес с точки зрения своеобразия сатирическогоизображения, присущего этим писателем.
И в конечном итоге сатираН.В. Гоголя и М. Булгакова через осмеяние и отрицание определенных общественныхпороков несла в себе утверждение непреходящих нравственных ценностей.
Важным средством враскрытии сатирического содержания произведений у обоих авторов является язык. Имбыло свойственно серьезное, вдумчивое, глубоко осознанное отношение к этойстороне своих произведений. Они широко применяют и различные приемысатирического изображения: гротеск и гиперболу, юмор, иронию, пародию. Особоеместо среди них принадлежит иронии, так как она выступает в качестве средствавыражения авторской оценки.
Итак, традиции,заложенные русской сатирой XIX века, были блестяще развиты писателями начала XXвека.
Глава 3. Сатира М.А.Булгакова 1920-х годов
3.1Фельетон 1922-1924 гг.
Фельетон пользовался особой симпатией у советскихчитателей в 1920-1930-е годы. С его помощью создавалось впечатление особых,всепроникающих возможностей нашей журналистики. На фоне неприкрытой пропаганды,заметной сухости языка на страницах изданий тех лет фельетон как жанр выгляделособо привлекательным. Кроме того, не следует забывать, какую важную социальнуюроль играла советская журналистика, какой действенной силой она обладала, чемуво многом способствовало использование жанра фельетона. Именно поэтому именамногих фельетонистов знали миллионы людей. Советскую фельетонистику первогопослереволюционного десятилетия чаще всего связывают с именем Кольцова. Неумаляя действительно большой роли, которую играл М. Кольцов в журналистике 20-хгодов, заметим, однако, что в своих плодотворных попытках создать качественноновый фельетон он был не одинок. Бок о бок с Кольцовым в «Правде» работал А.Зорич,сыгравший значительную роль в развитии фельетона, в становлении его как жанра в1920-е годы. Вошла в историю журналистики знаменитая плеяда молодых сатириков — «гудковцев» — В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров, И. Свэн. (Кремлев), «Зубило» (Ю.Олеша), и др. Особое место среди них принадлежало М. Булгакову.
Что касается М. Булгакова, то его сотрудничество в двухкрупных и столь разных изданиях того времени, как уже упомянутый «Гудок» иберлинская газета «Накануне», его фельетоны, опубликованные в них, редко удостаиваютсявнимания и специалистов, и широкой публики. Более того, художественно-публицистическиевыступления писателя, представляющие в большинстве своем замечательное явлениев истории отечественной журналистики, в творческой биографии самого М. Булгакова,в силу определенных причин предаются сегодня незаслуженному забвению.
Во-первых, фельетоны оказались «затененными» «большой»художественной прозой писателя. Во-вторых, среди исследователей-литературоведовпрочно утвердилось мнение об их несовершенстве. Публицистика Булгаковарассматривается как вторичная по отношению к его романам, повестям, пьесам. М.О.Чудакова пишет: «Примитивно было бы думать, что в двадцатые годы был одинединственный путь в литературу — через газетный фельетон. То, что могло быть истановилось хорошей школой для начинающих, имело совсем иное значение длятакого литератора, каким был Михаил Булгаков в начале 1920-х годов. Еслирассмотреть всю его работу этих лет в целом, легко увидеть, что вмногочисленных фельетонах «Гудка» — не лаборатория его больших вещей, непредуготовление к большим замыслам, а скорее, наоборот, «отходы» от них, легкаяэксплуатация уже найденного, уже с законченностью воплощенного в его повестях ив романе». Подобное мнение высказывает и В.И. Немцев: «Освоенный им (Булгаковым)в начале 20-х гг. жанр — скажем, фельетон — как чистая сатира, согласитесь,произведение невысокого эстетического звучания».
Такого рода оценки, на наш взгляд, во многом были вызванытем, что сам писатель низко ценил собственную публицистику. В неоконченнойповести «Тайному другу» Булгаков описывает процесс создания фельетона:«… сочинение фельетона строк в семьдесят пять — сто занимало у меня, включаясюда курение и посвистывание, от 18 до 22 минут. Переписка его на машинке,включая сюда и хихиканье с машинисткой, — 8 минут. Словом, в полчаса всезаканчивалось...» Темне менее, журналистике Булгаков отдал 6 лет жизни. В период с 1921 по 1926 годписатель сотрудничал в газетах: «Торгово-промышленный вестник» (конец 1921 — середина января 1922 г.); «Гудок» (начало апреля 1922 — август 1926);«Накануне» (июля 1922 — июнь 1924). Кроме этого, Булгаков публиковал свои,фельетоны и в газете «Известия», в «Красном журнале для всех», «Занозе», вжурнале «Медицинский работник».
Оставаясь малоизученными, они лишаются и права бытьчастью творческого наследия Мастера. Об этом более чем красноречивосвидетельствует последнее «полное» собрание сочинений М. Булгакова в 8-митомах. Составитель его, В.И. Лосев, пишет, что в Собрание «не включены лишьнекоторые из их общего числа: прежде всего те, которые с уверенностью можно отнестик «вымученным» и незначительным и в которых авторство писателя почти никак непроявилось… » (Лосев В.И. // Булгаков М.А., 2002, Т. 1. С. 13). Сохраняя глубокое уважение к мнению В.И. Лосева,позволим себе не согласится с ним и с полной ответственностью заявить, чтохудожественно-публицистические выступления писателя и в «Гудке», и в «Накануне»внесли значительный вклад в развитие «большого» советского фельетона,непосредственным образом отразились на литературных творениях М. Булгакова. Пусть фельетоны М. Булгакова не стали стользначимой страницей в истории литературы, как «Мастер и Маргарита», «Белаягвардия», «Собачье сердце» и другие, но в истории журналистики они являются выдающимисяобразцами жанра.
Работа в этих двух газетах занимала особое место вжизни и творчестве писателя. С «Гудка» началась журналистская деятельностьМихаила Булгакова, а «Накануне» «принесла ему международную славу».
Как известно, «Гудок» в 1920-е годы был не простогазетой советских железнодорожников, но и поистине уникальным изданием,объединившим талантливых молодых авторов. Первый номер его вышел в свет вдекабре 1917 года, и с этого времени газета была в гуще событий. На ее полосахярко освещалась жизнь железнодорожного транспорта. В ней работали авторы,многие из которых впоследствии стали гордостью отечественной журналистики илитературы. Кроме М. Булгакова, школу мастерства в стенах редакции «Гудка»прошли такие замечательные писатели, как Константин Паустовский, ВалентинКатаев, Илья Ильф и Евгений Петров и др. Помимо самой газеты издавалисьприложения: «Смехач» (1924-1928 гг.), иллюстрированный ежемесячник «30 дней»(1925-1941гг.), двухнедельный «Красный журнал». Материалы этих изданий с точностьюотображали атмосферу времени, при этом использовались различные жанры: отфельетонов, высмеивающих бюрократов на местах, до «соленых» частушек, и все этовыделяло газету из ряда многочисленных наркомовских изданий. Именно в такуюредакцию и попал в 1922 году нуждающийся в постоянном заработке МихаилБулгаков. Начав с должности обработчика, или, иначе, литправщика, он уже косени 1923 года стал штатным фельетонистом, публикую на страницах газеты 4-5материалов в месяц.
Как отмечает Л. Яновская, «с приходом в «Гудок» Булгаковобретал наконец какое-то прочное место в жизни. Он стал… «бытовымфельетонистом» «Гудка». Параллельно начинающий журналист пишет большиеочерки-фельетоны в газету «Накануне».
Ежедневная газета «Накануне» издавалась в Берлинерусскими эмигрантами Ю.В. Ключниковым, Л.Г. Кирдецовым, Ю.Н. Потемкиным, П.А. Садыкероми др. (состав редакции в разное время менялся). В июле 1922 года была открытамосковская редакция газеты. Задачей ее было ознакомление зарубежного русскогочитателя с жизнью и бытом Советской России, с перспективами ее развития.Московскими сотрудниками издания стали М. Булгаков, К. Федин, Вс. Иванов, В.Катаев, Ю. Слезкин, и др.
Нужно сказать, что журналистское наследие И. Ильфа,Е. Петрова, М. Кольцова, А. Зорича сегодня привлекает внимание исследователей.А что касается М.Булгакова, то интересные работы о его творчестве, появившиесясо времен «оттепели» (К. Симонова, О. Михайлова, А. Лакшина, А. Вулиса и др.) идо сегодняшнего дня (Е. Яблоков, Б. Соколов, О. Бердяева и др.) исследуют, какправило, лишь художественную прозу писателя.
Между тем, на наш взгляд, работа фельетонистом не быласлучайным, незначительным эпизодом в творческой биографии Михаила Булгакова. Обэтом свидетельствует, в частности, то, что роман «Белая гвардия», опубликованныйв 1924 году и хорошо принятый в старомосковской среде, совершенно не произвелвпечатления на друзей писателя по «Гудку». На это указывают устные воспоминанияКатаева. «Он был для нас фельетонистом, -повторял В. Катаев, — и когда узнали, чтоон пишет роман, — это воспринималось как какое-то чудачество… Его дело былосатирические фельетоны...» (Катаев В. // Воспоминания о Михаиле Булгакове,1988. С. 127).
Фельетонное наследие Михаила Булгакова — это более100 выступлений публициста в «Гудке» и цикл фельетонов-очерков (некоторыеисследователи называют их «московскими хрониками» (Гудкова В.)) в «Накануне».Но, как правило, существование их лишь отмечается в научных трудах, посвященныхтворчеству М. Булгакова, а серьезных научных работ, целиком направленных наизучение этой части творческого наследия М. Булгакова, нет.
Еще в 1977 году Л.Ф. Ершов назвал М. Булгакова«крупнейшим представителем беллетризованного фельетона 20-х годов» и посвятилгудковским сатирам художника несколько страниц своего исследования.
Монографии, посвященные собственно прозе М. Булгакова ивыходившие с 1980-х годов (Л. Яновская «Творческий путь Михаила Булгакова»(1983), М. Чудакова «Жизнеописание Михаила Булгакова» (1988), В. Немцев «Вопросыизучения художественного наследия М.А. Булгакова» (1999), Е. Яблоков «Мотивыпрозы Михаила Булгакова» (1997) и «Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова»(2002), В. Петелин «Жизнь Булгакова: дописать раньше, чем умереть» (2001), О.Бердяева «Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст» (2002) и другие), лишьконстатируют фельетоны как факт творческой биографии художника или используютво многом автобиографичные накануньевские фельетоны-очерки для реконструкциитого периода в жизни писателя, когда создавались «Белая гвардия», «Дьяволиада»,«Записки юного врача».
В диссертационном исследовании Д. Ковальчука «Художественнаяконцепция личности в русской прозе 20 — 30-х годов XX века» (М.А. Булгаков, А.А.Фадеев) фельетоны М. Булгакова не рассматриваются как значимая и показательнаячасть творчества. А. Петренко, рассматривая поэтику комического в сатирико-юмористическойпрозе М.А. Булгакова, в своем диссертационном исследовании «Сатирическая прозаМ.А. Булгакова 1920-х годов: поэтика комического» привлекает и ряд фельетонов,но подвергает их опять-таки литературоведческому анализу.
Вопрос об идейно-тематическом своеобразии фельетонов М.Булгакова остается актуальным и по сей день. Общепризнанным является мнение,что художник освещал в основном внутренние темы. Но удивительное многообразие этихтем, отражавших многообразие явлений действительности 20-х годов XX века,которые подвергались глубокому обобщению в художественно-публицистическихвыступлениях писателя, до сих пор не исследовано.
Особый интерес для нас представляют техудожественные средства, с помощью которых Булгаков создавал своибеллетризованные фельетоны: композиция, сатирические приемы (гротеск игипербола), особая, ставшая отличительной чертой, речевая характеристикагероев, фантастичность художественного мира, обращение к русской классическойлитературе, роль детали в малых сатирах писателя.
Эта тема представляется нам актуальной и в силутого, что жанр фельетона, имеющий богатую историю и обладающий огромной силойвоздействия на аудиторию, сегодня незаслуженно забыт и практически ушел состраниц печати, из эфира радио и телевидения. Хотя, справедливости ради, нельзяне отметить использование в современных СМИ отдельных черт и приемов,свойственных сатирическому фельетону как жанру. Различного рода сатирическиеразоблачения и обличения, безусловно, встречаются сегодня. Однако здесь используютсялишь «внешние» черты фельетона, так сказать, форма. Но суть фельетона несводится лишь к раскрытию конкретных преступлений против общества, бытописаниюили иронии, сарказму. Настоящий фельетон обобщает те или иные явления,исследует причины их возникновения в обществе. Фельетонже как целостная жанровая форма в чистом виде сегодня, к сожалению, практическине встречается.
Идейное содержание фельетонов «Гудка» и «Накануне» явилосьотражением неоднозначной мировоззренческой позиции М. Булгакова и различноговосприятия автором целевой аудитории двух изданий, что повлияло на тематическоеи жанровое своеобразие фельетонов.
Выступления М. Булгакова в «Гудке» представляют собойбеллетризованные сатирические фельетоны. Творчески интерпретируя достиженияфельетонного жанра XIX — начала XX века, а также черты классических эпических,лирических и драматических жанров художественной литературы, М. Булгаков вфельетонах «Гудка» использовал многообразные формы: транспортный рассказ,рассказ-фотография, история в документах, дневник, письмо, любовный роман,уголовный роман, пьеса, монолог, диалог, поэма в стихах. Фельетоны «Накануне»представляют собой цикл фельетонов-очерков. Хочется особо подчеркнуть, что талантБулгакова-сатирика богат и многогранен. Мы не претендуем на полный иисчерпывающий анализ данной проблемы, а останавливаемся на некоторых ееаспектах.
3.2 Ранняясатирическая проза М. Булгакова
Ранняя проза БулгаковаМ. создавалась в середине 20-х годов («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачьесердце») с небольшим временным промежутком и отразила мировоззренческую позициюписателя тех лет, его отношение к революции и к общественным проблемампослереволюционного времени. Он принял революцию, на которую возлагал немалыенадежды, полагая, что социальные потрясения такого грандиозного масштабавозродит человеческую личность, вернет простым людям их веками попранное достоинство.Однако уже в 20-е годы писатель осознал, что этим благим и радужным надеждам несуждено сбыться. Он был ошеломлен, по его собственному признанию, «разрухой вумах», бесхозяйственностью и бескультурьем, приобретавшими в первые годывосстановления народного хозяйства массовый характер.
Писатель осознавал, чтолюбые социальные потрясения, катаклизмы на первых приносят много лишений.Зачастую их спутником становится бюрократизм, и художник подвергал егонепримиримой критике. Однако это произошло не сразу. Первые документальные ихудожественные произведения носили, по большей части, развлекательный характер.
Необходимо особоподчеркнуть, что уже в самых первых очерках, фельетонах, корреспонденциях,рассказах и повестях угадывался умелый стилист, прозаик, владеющий целой гаммойчувств, всей художественной палитрой красок. Если Булгаков используетдиалогическую речь, то это выразительные диалоги, порою насыщенныедраматическими ситуациями, которые причудливо соединялись с юмористическимизарисовками, позволявшими ему глубже проникнуть в психологический мир героев.Ели писатель применяет приемы лирических отступлений, то это внутренниемонологи – одна из ярких форм булгаковского самоанализа действующих лиц…
Эти языковые приемы будутиспользоваться в дальнейшем творчестве и войдут в активный словарь при созданииромана «Мастер и Маргарита».
Начав свою творческуюдеятельность с очерков, фельетонов и корреспонденций, он за короткий промежутоквремени стал в Москве достаточно популярным.
Как отмечала Л. Яновская,это были «маленькие, порою со случайной тематикой, фельетоны, в которых, тем неменее, так ярко горят искры ошеломляющей, гротескной, не знающей границбулгаковской фантазии»[3]
Мы позволим не во всемсогласиться с ее мнением. В этой, кажущейся случайной тематике, можнопроследить определенную закономерность. Ведь объектом критики становилисьсущественные, типичные, характерные явления – обличение мещанства,обывательщины, нэпманщины (новеллы «Чаша жизни» и «Триллионер»). Осмеяниюподвергались и базарные торгаши, обыватели из московских коммуналок, которыезаполняли свое жалкое существование сплетнями, пьяными вечеринками, какправило, сопровождавшиеся скандалами.
«В лучших своихфельетонах Булгаков достигает удивительной достоверности, как бы фиксируяслучай таким, каким он был в жизни, и неожиданным поворотом ситуации раскрываетподноготную. Он мастерски использует эффект неожиданности»[4].
В начале 20-х годов уБулгакова довольно сильна еще вера в закономерность тех новых революционныхпроцессов, которые происходили в молодой советской республике. Поэтому, нарядус драматическими и саркастическими нотками, в фельетонах писателя дает о себезнать и оптимистический настрой. Это можно наблюдать, скажем, в «Столице вблокноте», где писатель переключает внимание на положительные стороны жизни –на развивающуюся Москву, ее новостройки. Очерк открывается параграфом, носящимдекларативно-лозунговый характер, — «Бог Ремонт». И это название отражаетумонастроение автора: «Я с чувством наслаждения прохожу теперь пассажи.Петровка и Кузнецкий в сумерки горят огнями. И буйные гаммы красок застеклами…» Булгаков не скрывает своего восхищения рабочими-строителями. Очеркзавершается оптимистическим восклицанием: «Лифты пошли! Сам видел сегодня. Имеюя право верить своим глазам?»
Ранние рассказы Булгакова– другая примечательная страница его творчества, некоторые из них продолжаютлинию фельетонов, в которых приветствовал ростки нового в столичной жизни.
Характерен рассказ «Сороксороков» (1923), где представлено несколько панорамных картин столицы начала20-х годов. Писатель рисует «голые времена» 1921 года и с радостью замечает,как оживает Москва, как за стеклами «Метрополя» сверкают цветные книжные обложки,а в центре столицы выстраиваются в ряд киоски, заваленные газетами и журналами.В начале 20-х годов в творчестве писателя появляются рассказы, посвященные темереволюции и гражданской войны. В них писатель-гуманист выступает с критикойжестокости. Показательны в этом отношении такие ранние рассказы, как«Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Красная корона» (1922). Так, враннем автобиографическом рассказе «Необыкновенные приключения доктора», авторповествует о докторе N.Перед нами образ интеллигентного человека, растерявшегося от смены событий вокружающем его мире.
Анализируя рассказ«Необыкновенные приключения доктора», критик В. Новиков предполагает, что«может быть, впервые в творчестве Булгакова здесь звучит проблема выбора: какбыть? Где справедливость?»
Многие отрицательныетипы, нарисованные писателем в ранних очерках и рассказах, будут обогащены иразвиты в его последующих художественных произведениях. Гротескноеповествование о чиновниках, не желающих работать, будет отражено в «Записках наманжетах»; государственная бюрократическая машина, которая только будетнабирать обороты, найдет свое отражение в фантастической «Дьяволиада»; перо,нацеленное на злобу дня, вскроет многочисленные изъяны и перегибы советскогообщества в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
3.3. Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачьесердце»
К середине 20-х годов,после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия,писатель уже сложился как блестящий художник слова с остро-отточеннымсатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» он,таким образом, подходит с богатым литературным багажом. Смело можно утверждать,что выход в свет эти повестей свидетельствовал о том, что Булгаков успешно работалв жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новымявлением в литературе. Это была фантастика, не оторванная от жизни, в нейсочетался строгий реализм с фантазией ученого. Сама сатира, ставшая постояннойспутницей Булгакова-художника, в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце»приобрела глубокий и социально-философский смысл.
Обращает на себявнимание характерный для Булгакова прием задавать вопросы самому себе. В этомплане автор «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» — один из самых «вопрошающих»русских писателей первой половины 20 столетия. Поисками ответов на вопросы осущности правды, истины, о смысле человеческого существования по существупронизаны почти все произведения Булгакова.
Писатель поставилострейшие проблемы своего времени, отчасти не потерявшие актуальности и в нашидни. Они наполнены раздумьями художника-гуманиста о законах природы, обиологической и социальной природе человека как личности.
«Роковые яйца» и «Собачьесердце» — это своеобразные повести-предупреждения, автор которых предостерегаетоб опасности любого научного эксперимента, связанного насильственной попыткойизменить человеческую природу, ее биологический облик.
Главные действующие лица«Роковых яиц» и «Собачьего сердца» — талантливые представители научнойинтеллигенции, ученые-изобретатели, попытавшиеся своими научными открытиямипроникнуть в «святая святых» физиологии человека. По-разному складываютсясудьбы профессоров Персикова, героя «Роковых яиц» и Преображенского, героя«Собачьего сердца». Неадекватна их реакция на результаты опытов, в ходе которыхони сталкиваются с представителями различных социальных слоев. В то же время междуними и много общего. Прежде всего, они – честные ученые, приносящие свои силына алтарь науки.
Булгаков был одним изпервых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использоватьновейшие достижения науки для порабощения человеческого духа. Эта мысль краснойнитью проходит в «Роковых яйцах», где автор предупреждает современников острашном эксперименте.
Тему ответственностиученого перед жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Авторпредупреждает – нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могутпривести ее к полной деградации.
Для реализации замысла вобеих повестях Булгаковым был избран научно-фантастический сюжет, где важнаяроль отведена изобретателям. По своему пафосу повести являются сатирическими,но в то же время носят и открыто обличительный характер. На смену юмору пришлахлесткая сатира.
В повести «Собачьесердце» отвратительное создание человеческого гения во что бы то ни сталопытается выбиться в люди. Злобному существу непонятно, что для этого необходимопроделать длительный путь духовного развития. Свою никчемность, безграмотностьи неприспособленность Шариков пытается компенсировать естественными приемами. Вчастности, он обновляет свой гардероб, надевает лакированные ботинки иядовитого цвета галстук, но во всем остальном его костюм грязен, безвкусен.Весь внешний облик одежда не способна изменить. Дело не в его внешнем облике, всамой внутренней сущности. Он – человек с собачьим нраовм и животными повадками.
В доме профессора ончувствует себя хозяином жизни. Возникает неизбежный конфликт со всемиобитателями квартиры. Жизнь становится сущим адом.
В советское время многиечиновники, обласканные властью вышестоящих, полагали, что «на все имеют своезаконное право».
Таким образом, созданноепрофессором человекообразное существо не только приживается при новой власти,но совершает головокружительный прыжок: из дворовой собаки превращается всанитара по очистке города от бродячих животных.
Анализ повестей «Роковыеяйца» и «Собачье сердце» дает нам основание оценивать их скорее не как пародиюна общество будущего в России, а как своеобразное предупреждение того, чтоможет случиться при дальнейшем развитии тоталитарного режима, при безрассудномразвитии технического прогресса, не опирающегося на нравственные ценности.
Заключение
Михаил Булгаков – одиниз выдающихся сатириков 20 века, ушел из жизни, оставив после себя прекрасноенаследие в виде многочисленных фельетонов, рассказов, повестей, романов, пьес.Его сатирические повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» звучатс особой актуальностью и сегодня.
Уже в самом начале 20-хгодов он пророчески заглянул в завтрашний день тоталитарного строя, с егоантигуманистическими установками.
ТворчествоБулгакова-сатирика нашло отражение в самых разных жанрах: фельетон и небольшойрассказ, повесть с острой фабулой и широким использованием элементовфантастики. Ему были доступны и легкий юмор и безобидный смех, тонкая ирония ирезкая сатира.
Успешно продолжая,развивая и углубляя гоголевские традиции в решении темы «маленького человека»,но уже в иных исторических условиях, автор правдиво показал этого новогоБашмачкина, задавленного бюрократической машиной тоталитарного общества. Тема«маленького человека», которая доминировала в сатирических повестях раннегоБулгакова, сменяется проблемой русской интеллигенции.
В романе «Белая гвардия» и пьесе «ДниТурбинных» показана трагедия старого русского интеллигента, утратившего свойродной дом, осознающего неизбежность гибели прошлого. Повести «Роковые яйца» и«Собачье сердце» прогремели в России как грозное предупреждение. «Роковые яйца»- первое зрелое сатирическое произведение, многими современными Булгакову критикамибыло принято в штыки, а «Собачье сердце» было запрещено к печати.
Булгаков был ярым поборникомобщечеловеческих ценностей, певцом подлинного искусства, которое невозможнозапретить или уничтожить.
Литература
1. Акимов В.М. Светхудожника или М. Булгаков против Дьяволиады. — М., 1988. — 176с.
2. Антология сатирыи юмора России ХХ века. Михаил Булгаков. Т. 10. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 736 с.
3. .Белозерская-БулгаковаЛ.Е. Воспоминания. — М.: Худож. Лит.,1990. — 224с.
4. Боборыкин В.Г.Михаил Булгаков. — М.: Просвещение, 1991. -206с.
5. Булгаков М.А.Бег. — М.: Сов. Писатель, 1991. – 115с.
6. Булгаков М.А.Иван Васильевич. — М.: Сов. Писатель, 1991. – 60с.
7. Булгаков М.А.Избранное. — М.: Худож. Лит., 1988. — 480с.
8. Воспоминания оМихаиле Булгакове/Сост. Е.С. Булгакова, С.А.Ляндрес. — М.: Сов. писатель, 1988.- 525с.
9. Гоголь Н.В.Повести. Драматические произведения. — Л.: Худож. Лит., 1983. — 328с.
10. Гоголь ввоспоминаниях современников. — М.: Гослитиздат,1952. — 718с.
11. Н.В. Гоголь впортретах, иллюстрациях, документах/Сост. А.М. Гордин. — М-Л.: Учпедгиз, 1953.- 394с.
12. Гоголь Н.В. врусской критике. Сб. Статей. — М.: Гослитиздат, 1953. — 651с.
13. Горелов А.А.Устно-повествовательное начало в прозе Михаила Булгакова// Творчество МихаилаБулгакова. Книга 3. – СПб.: «Наука», 1995. – С. 50-62.
14. Гудкова В. Времяи театр Михаила Булгакова. — М.: Сов. Россия, 1988. — 172с.
15. Ермилов В.В.Гений Гоголя. — М., 1959. — 200с.
16. Егоров Б.Ф. М.А.Булгаков — переводчик Гоголя. — Л., 1978. — 270с.
17. Зунделович Я.О.Поэтика гротеска (к вопросу о характере гоголевского творчества)// Русскаялитература ХХ в. Вып. 2.– Екатеринбург, 1995. – С.135-143.
18. Короленко В.Г.Трагедия великого юмориста // Собр. Соч. в 5т. Т 3. Л., 90г. С. 586-642.
19. Лакшин В. МирМихаила Булгакова. – М.: ЭКСМО-пресс, 2000.
20. Мацкин А. На темыГоголя. Театральные очерки. — М.: Сов. Писатель, 1984. — 212с.
21. Палиевский П.В.Пути реализма. — М.: Современник, 1974. — 197с.
22. Петров С. Русскийисторический роман XIXв.// «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя. – М.: Худ. Лит-ра, 1964.– С. 217-278.
23. Пропп В.Я.Проблемы комизма и смеха. – М.: Лабиринт, 1999. – 285с.
24. Сидоров Е. М.А.Булгаков //Булгаков М.А. Избранное/. — М.: Худож. Лит., 1988. — С.3-16.
25. Соколов Б.В. Трижизни Михаила Булгакова. – М., 1999.
26. ТворчествоМихаила Булгакова /исследования, материалы, библиография/. – СПб.: «Наука»,1995. – 366 с.
27. Химич В.В.«Зеркальность» как принцип отражения и пересоздания реальности в творчествеМ.Булгакова//Русская литература ХХ в. Вып. 2. – Екатеринбург, 1995. – С. 53-68.
28. Чеботарева В.А. Огоголевских традициях в прозе М. Булгакова //Русская литература. 1984. 1. — С.167-179.
29. Чудакова М. О.Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988, — 450с.
30. Чудакова М.О.Булгаков и Гоголь //Русская речь. 1999. — №2. — С.38-48. № 3. — С.55-59.