Творческая работа по литературе на тему:“Русский национальный характер в произведенииН.С.Лескова “Левша”
ВыполнилТрубников Евгений,
ученик9 “А” класса
лицея№369
8-950-021-60-24
Научныйруководитель
ЕпишоваСветлана Фёдоровна,
учительрусского языка и литературы
8-965-001-44-37
Санкт-Петербург2011
Содержание
Введение
1.Русский национальный характер
2.Описание Левши
3.Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Загадочнаярусская душа… Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужскогосжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнееосенней паутины. А то летит, как в первый день путины Отчаянная горная река. (Е. Долматовский)
Существуеттакое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняютсяцари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русскогонационального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслителипостоянно обращались к тайне “загадочной русской души”, потому что эта темавсегда оставалась и будет оставаться актуальной и интересной.
Дляраскрытия этой темы в своей работе я выбрал произведение Н.С.Лескова “Левша”,потому что он, используя форму сказа, рассказывает нам историю человека,который олицетворяет собой всех русских людей. "Там, где стоит«левша», надо читать «русский народ» – говорил самЛесков.
“Сказ- вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица,позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самогоавтора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит воснове художественного эффекта сказа”*. Сказ подразумевает повествование отпервого лица, причем речь сказителя должна быть мерной, напевной, выдержанной вхарактерной для данного человека манере. Рассказчика как такового “Левше” нет,но по остальным пунктам произведение вполне может быть названо сказом.“Выговор” автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенскийжитель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый.Со сказками “Левшу” роднит подтекст, ведь часто в них присутствуетненавязчивая, часто добродушно-снисходительная насмешка над “власть имущими”.
1. Русский национальный характер
Средивсех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые,которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила волии доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость, свободолюбие и патриотизм,религиозность. Я посчитал нужным процитировать высказывания некоторыхиностранцев, затрагивавших темы русского национального характера, ведь онивидят нас со стороны и оценивают непредвзято.
· Трудолюбие,одаренность.
“Русскийчеловек обладает множеством талантов и способностей практически во всехобластях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический ипрактический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русскийнарод – большой труженик, созидатель и творец”. Сметливый практический умрусского человека является источником разнообразного опыта и различныхспособностей. Отсюда – богатое развитие духа и обилие дарований. Одаренностьрусского человека проявилась в весьма успешном развитии науки и техническихизобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения содействуютвысокому развитию русского искусства.
· Свободолюбие
“Длярусского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость,
свободав проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознаннаянеобходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли наоснове осознания закона”*.
Помнению философа Н.О. Лосского к числу первичных свойств русского народа, вместес религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли относят и любовь ксвободе и высшее выражение ее – свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа,склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже и наопыте. Это свойство связано с исканием абсолютного добра. В реальном мире егонет, следовательно, каждый человек делает для себя самостоятельный выборнаилучшего способа действия, собственного пути.
Свободадуха, широта натуры, искание совершенного добра и связанное с этим испытаниеценностей мыслью и опытом привело к тому, что у русского народа выработалисьсамые разнообразные, а иногда и противоположные, формы и способы. Исканиеабсолютного добра выработало у русского народа признание высокой ценностикаждой личности.
· Сила воли, мужество и смелость
Русскомународу пришлось перенести немало испытаний за свою нелегкую историю, и в каждомиз них он проявлял отвагу и мужество. К числу первичных основных свойств русскогонарода принадлежит могучая сила воли. Чем выше ценность, тем более сильные чувстваи энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюдапонятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и ещебольшая страстность в жизни религиозной. Сила воли русского народа, как пишет Н.О.Лосский, обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свойнедостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает егои вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество.
· Доброта
Часторусские люди помогают тем, кого должны были ненавидеть всей душой, с кем у них,по идее, не могут складываться добропорядочные отношения. Вот, например,австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944 – 1949 гг., всвоей книге писал, что живя в России, пленные поняли “какой особый народрусский. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным,нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду,наше белье и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самоеудивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, котораядолжна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам”. Смнением иностранца соглашается наш русский писатель Фёдор Достоевский: “Русскиелюди долго и серьезно ненавидеть не умеют” — писал он про русскую доброту.
Добротарусского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности.“Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму,испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встречес ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается ион как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, дажеиногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживаетдоброго отношения к нему.”*
· Патриотизм
Русскийнарод всегда отличался своим патриотизмом. Русские люди могли между собойоставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защититьчесть Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто недопускали насмешек над ней.
· Терпение и стойкость
“Русскиеобладают безграничным терпением, удивительной способностью переноситьтрудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переноситьстрадания – это способность к существованию, способность ответить на внешниеобстоятельства, это основа личности”*
· Религиозность
Религиозность– та черта русского национального характера, которая практически определилавесь русский менталитет. По моему мнению, если бы русский народ не был стольрелигиозен, то, скорее всего, его история сложилась бы иначе. Ведь очень многиеопределяющие черты русского национального характера сложились именно благодаря ей.В своей книге «Характер русского народа» русский философ Н.О. Лосский основной инаиболее глубокой чертой русского народа считает его религиозность и связанноес ней искание абсолютной правды. “Русские могут беседовать о религии шестьчасов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь кстрадающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…”- пишет Н.О. Лосский всвоей книге.
2. Описание Левши
Отличительныесвойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического итрагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мерепроявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.
Знакомянас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всегонесколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосьяпри ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один изтех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, темсамым, превзойти английских мастеров.
Привстрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках,одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются,порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”. Левша,неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте,в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы нетолько не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковалистальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрнаяработа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотенраз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без«мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши наподковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению,ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок:выковывал гвоздики, чтобы их прибить.
Левшаготов пожертвовать собой ради Отечества, во имя дела. Он едет в Англию бездокументов, голодный (ему в дороге “на каждой станции пояса на один значокеще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”), чтобы показатьиностранцам русскую смекалку и умение, и вызывает уважение англичан своимнежеланием остаться в их стране.
Мастерствои умение Левши вызвало заслуженное уважение у англичан, но, к сожалению, он быллишён технических знаний, доступных английским мастерам, и, как результат, подкованнаяЛевшою с товарищами “нимфозория” больше не может танцевать: «Это жалко, — сожалеют англичане, — лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыреправила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весьПолусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть;а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка,как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок нестьне может. Через это теперь нимфозория и непрыгает и дансе не танцует».
КогдаЛевша возвращается на родину, он заболевает и умирает, никому не нужный.Брошенный на пол в “простонародной” больнице, он олицетворяет собойнегуманность, недальновидность и неблагодарность государственной власти –причину неустроенности России, как считает автор.
Извсего рассказа становится очевидным, что Лесков сочувствует Левше, жалеет его,авторские комментарии наполнены горечью. В образе Левши отразились поискиЛесковым положительного национального героя, и, на мой взгляд, этот образ оченьблизок к цели.
3.Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова
Лесковне дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл изначение его характера. В образ Левши собраны основные черты русскогонационального характера.
· Религиозность
Религиозностьрусского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числеЛевша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителяторгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с егопатриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остатьсяв Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и какверили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”
· Сила воли, мужество и смелость
Левшав числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковиннойблохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именноздесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: сзакрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйтииз их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потнаяспираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного разанельзя было продохнуть”.
·Терпение и стойкость
Многораз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу заволосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша,плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорейувидеть Родину:
“Каквышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось,что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша всевниз в каюты нейдет — под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечествусмотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он,чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”
· Патриотизм
Будучив Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться вЛондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться напрестижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вамбольшую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичаненазвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”), так какон любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет своюжизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мойуже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковьходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу родпомешательства достать ”.
Левша- истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокаянравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже всмертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан,незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.
· Доброта
Несмотряна его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбеостаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что егоотказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атаманаПлатова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина,так душа человечкина”,— говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.
· Трудолюбиеи одарённость
Однойиз основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русскогочеловека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, онобязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Самсюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своимитоварищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённыхзнаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесноемастерство – основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковалблоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императораАлександра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что какпосмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своимзначением никуда не годимся”.
Собственноеимя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено дляпотомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий духкоторой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о техвременах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляетс грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышениюзаработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногдапревосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешнейбаснословных легенд».
Заключение
Внастоящей работе мы рассмотрели русский национальный характер на примере произведенияН.С.Лескова “Левша”. Анализируя это произведение, находя в его главном героепризнаки русского национального характера, мы обнаружили, что “Левша” являетсяпроизведением, в котором Лесков, непревзойдённый мастер сказа, мастерскивыделил основные черты русского национального характера и показал их на примересвоих героев, в особенности Левши. Автор, чтобы сделать это, используетразличные языковые средства выразительности, такие как использование “народных”словечек (“нимфозория” – инфузория, “укушетка” – кушетка и т.д). Это придаёт“Левше” особый “шарм”.
Левша– символ русского народа. Левша олицетворяет русский народ, он религиозен, патриотичен,трудолюбив, добр и свободолюбив. Лесковым представлен поистине великий человек:талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокимипатриотическими чувствами.
Такимобразом, в завершении данной работы, следует сказать, что русский национальный характер,безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих инымнародам и такие непонятные для них. Та внутренняя сила, духовность ижертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстиеи, вместе с тем, инертность, нелогичность и нерациональность поступков,поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народне похожим ни на один народ в мире. Россия же, в которой живет такойнеобыкновенный народ, не похожа ни на одну страну в мире.
произведение левша русский национальный характер
Списокиспользуемой литературы
1.Лесков Н.С. Левша. — Астрель, АСТ, 2006 г.
2.Вьюнов Ю.А. “Слово о русских”. М.,2002.
3.Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.
4.Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000.
5.“Большая Советская энциклопедия”. М, Советская энциклопедия, 1970г.
6.Лосский Н. О. О русском характере. М., 1990.