Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Русская литература 40-80-х гг. XIX века: И.С. Тургенев и И.А. Гончаров

Реферат
на тему: «Русская литература 40-80-х гг. XIX века: И.С. Тургенев и И.А. Гончаров»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40-80-х гг.
Одним из наиболее значительных событий литературной жизниРоссии в первой половине 40-х гг. стал выход в свет поэмы Гоголя «Мертвыедуши» и повести «Шинель», обозначивших новый этап развитиярусского реализма. Социально-личностный пафос этих произведений — критическийпоказ общественных форм русской жизни, противоречащих народным идеалам, боль засудьбу страны, заостренность на теме «маленького человека» — был своодушевлением воспринят всеми прогрессивными писателями того времени. Необходимозаметить, что в России 40—50-х гг. литература была, по словам А.И. Герцена,единственной «трибуной» общественно-культурных споров, а потомутворческие взгляды писателя являлись выражением его общественной позиции. Идеинового художественного направления были сформулированы В.Г. Белинским — самымпопулярным тогда литературным критиком, снискавшим огромный авторитет в средепрогрессивной дворянской интеллигенции. Вокруг него складывается группа молодыхписателей, для которых художественные принципы реализма, провозглашенныеПушкиным, Гоголем, Лермонтовым, — отправная точка творчества. Небезызвестныйпредставитель консервативного лагеря Ф.В. Булгарин уничижительно назвал этугруппу «натуральной школой», но выражение прижилось, ставэстетическим лозунгом и литературным термином.
«Списывание» же с натуры теперь расценивалось какотличительная черта передового писателя. В толковании Белинского этоопределение означало отображение литературой жизни самых широкихдемократических слоев общества во всех ее проявлениях, включая показ бытагородской бедноты, мелкого чиновничества, ремесленников. Литература отнынеизбирает своим материалом то, что ранее, в романтический период ее развития,отвергалось как заведомо «непоэтическое», «низкое»,недостойное внимания художника. Проблема личности, давления на человекаокружающей среды, исследование его многочисленных социальных связей выдвигаютсяв центр повествования реалистического произведения.
Поскольку искусство, и вчастности литература, есть специфическая область познания истины («мышлениев образах», по определению Белинского), то особое значение приобретаетпроблема типизации. Литература 40-х гг. создает социально-исторические типы, «героевсвоего времени», в которых отразились важнейшие закономерности данногоэтапа общественного развития. Тип — это факт действительности, но, как писалБелинский, «проведенный через фантазию поэта, озаренный светом общего».Таким образом, художественный тип в реалистической литературе понимается не какявление распространенное, а как явление закономерное, характерное дляопределенного этапа развития общества. Историзм, т.е. отображение явлений в ихисторической конкретности, становится главной чертой реалистическогохудожественного мышления. Не случайно Белинский писал о романе «ЕвгенийОнегин», что это «поэма историческая в полном смысле слова, хотя вчисле ее героев нет ни одного исторического лица». Создание историческиконкретных социально-психологических характеров, в которых запечатленыважнейшие закономерности эпохи, развивающихся в соответствии со своейвнутренней логикой, а не по произволу автора, является определяющим признакомреалистического искусства.
Писатели-реалисты стремились воссоздать в своих произведенияхжизненно достоверные картины, показать человека во взаимодействии с егоокружением, раскрыть механизм социальных отношений и в целом объективные, т.е.не зависящие от воли конкретных людей, законы общественного развития.
Эти тенденции, свойственные не только российскому, но изападноевропейскому искусству, ярко проявились в творчестве представителей «натуральнойшколы». Идеологом этой школы выступил Белинский, а ядро ее составили Д.В.Григорович, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, Ф.М.Достоевский. По своим художественным установкам «натуральной школе»был близок драматург А.Н. Островский, начинавший как прозаик. Печатным органомнового направления в русской литературе стал журнал «Современник» воглаве с Некрасовым и И.И. Панаевым.
Литературная жизнь ряда десятилетий XIX в. во многом определялась бурными дискуссиями,которые вели между собой журналы. В центре этих ожесточенных споров были «Современник»(в конце 50-х — начале 60-х гг. журнал под идейным руководством Н.Г.Чернышевского и Н.А. Добролюбова стал рупором революционно-демократического направленияв русской общественной жизни) и либеральный «Русский вестник»,возглавлявшийся М.Н. Катковым, журналы Достоевского «Время» и «Эпоха»,отстаивавшие «почвенническую» теорию, и издания славянофильскогонаправления, в частности «Русская беседа» под началом И.С. Аксакова.Литературно-критическая полемика нередко перерастала вобщественно-политическую, и это было характерной чертой эпохи, когдалитературная критика играла важную роль в развитии общественной мысли, в поискедуховных ориентиров.
40-е гг. — время сосредоточенного осмысления дворянскойинтеллигенцией исторических судеб России. Эта работа была как бызапрограммирована Гоголем, закончившим первый том «Мертвых душ»вопросом: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?» Ответ на него искалив немецкой классической философии, в трудах Гегеля и Шеллинга, что отнюдь небыло бегством от реальности, ибо, прежде чем изменять жизнь, требовалосьпостичь законы исторического движения, если только такие законы существуют.Именно этим объясняется пристальный интерес молодой интеллигенции той поры кфилософии. В стране господствовала политическая реакция, усилившаяся в конце40-х гг. в связи с волной революционных выступлений в Европе, и потому жаждущаяактивной деятельности молодежь вынуждена была ограничиться исключительноинтеллектуальными занятиями, не имея возможности реализовать способность кпрактическому действию на общественно-политическом поприще. Так появился типрусских дворян, которые в русской действительности той поры не находилиприменения своим духовно-интеллектуальным силам. Этот историко-культурный типлег в основу литературного типа «лишнего человека», названногоГерценом «умной ненужностью» и запечатленного в произведенияхТургенева, Герцена, Некрасова и других писателей.
С середины 50-х гг. наметилосьоживление в общественно-политической жизни России, которое было непосредственносвязано со смертью императора Николая I, известного своей крайней неприязнью к печатному слову, а также споражением России в Крымской войне. Эта закончившаяся полным провалом военнаякампания наглядно продемонстрировала экономическую и техническую отсталостьРоссии от стран Западной Европы, выявив острую необходимость проведениякардинальных реформ, и прежде всего отмены крепостного права. В странеразвернулась подготовка реформ, что вызвало к жизни новую социальную силу —внесословную интеллигенцию, которая рекрутировалась из разных социальных группи получила название «разночинства». Постепенно разночинцы вытесняют савансцены общественно-политической жизни дворянскую интеллигенцию какисчерпавшую свои исторические возможности. Процесс этот отражен в творчествеТургенева, Чернышевского, В.А. Слепцова и других писателей.Литературно-критическая полемика в журналах вспыхнула с новой силой. Этотнедолгий (всего одно десятилетие) период общественного подъема завершилсяпокушением Каракозова на императора Александра II 4 апреля 1866 г., став своеобразным водоразделом в русскойистории XIX в. Вскоре были закрыты журналыреволюционно-демократической ориентации «Современник» и «Русскоеслово», но импульс, заданный эпохой реформ, сохранялся во всех сферахобщественной жизни до начала 80-х гг., когда революционеры-народники привели висполнение смертный приговор, вынесенный Александру II руководством партии «Народная воля». Наступилановая мрачная полоса в общественно-политической жизни России, породившаячувство исторической безысходности и всеобщий пессимизм.
Таков в общих чертах путь развития русской литературы вконтексте общественно-политической жизни страны. Вместе с тем необходимопомнить, что литература не только отражает коллизии и этапыобщественно-политического развития, это — самостоятельное и самоценное явление,имеющее собственные законы, которые и определяют изменения художественных форм иобразов, составляющих основу самодвижения литературы. Так, если в 40-е гг. втворчестве писателей «натуральной школы» одним из ведущих жанров сталтак называемый «физиологический очерк» с его исследованием любогофеномена общественной жизни как клеточки единого организма, то уже в серединевека на первый план реалистической литературы выходит роман, классическиеобразцы которого дали Тургенев, Гончаров, Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин. Это не случайно, так как именно роман с его эпическим размахомпозволял адекватно отобразить жизнь человека во всей ее многогранности. Но ужев 80-е гг. в творчестве Чехова преобладает такая жанровая форма, как рассказ. Вцелом рассказы Чехова создают широкое полотно русской социальной икультурно-исторической жизни последней четверти XIX в. Успех его рассказов во многом был подготовлендостижениями русской литературы в жанре романа; образы чеховских персонажей, атакже сюжетные коллизии невольно проецировались на лучшие образцы русскихроманов, т. е. воспринимались читателем на фоне героев Тургенева, Гончарова,Толстого и др. Параллельно с этими жанрами развивались и драматургическиежанры. В первую очередь нужно упомянуть о творчестве Островского — создателярусского национального театра. В нем представлены практически все драматическиежанры, начиная с социально-психологической комедии («Свои люди — сочтемся»)и кончая первой русской трагедией, написанной на житейском материале, — пьесой «Гроза».
Таким образом, развитие русской литературы в XIX в. представляет собой закономерныйпроцесс, обусловленный как собственными внутренними законами, присущимилитературе как искусству, так и общественным назначением литературы как формыотражения общественного самосознания, что делает ее неотъемлемой частьюкультурной и общественно-политической жизни. Русская литература XIX в. всегда живо откликалась нанасущные запросы общества и служила средством воздействия на общественноесознание. В силу исторически сложившихся обстоятельств она зачастую брала насебя роль и философии, и публицистики, являясь, в сущности, единственной формойвыражения общественного мнения в стране. Все это во многом объясняет спецификурусской литературы и ее ведущее место в русской культуре. Это сказалось и наоблике русской литературы XX в.,наследовавшей лучшие черты классики предшествующего столетия.
И.С. ТУРГЕНЕВ (1818—1883)
Одним из самых видных писателей середины 40-х гг. был ИванСергеевич Тургенев, творчество которого во многом определило облик «натуральнойшколы» и привлекло пристальное общественное внимание к этому направлениюрусской литературы.
И.С. Тургенев происходил из богатой дворянской семьи. Детствоего прошло в родовом имении матери Спасское-Лутовиново, близ г. МценскаОрловской губернии. Он окончил словесное отделение Петербургского университетаи затем прослушал курс лекций по филологии и философии. В эти годы он сблизилсяс Герценом, Белинским, Т.Н. Грановским, М.А. Бакуниным.
К 1843 г. относятся первые выступления Тургенева в печати со стихотворными произведениями. В 1847 г. журнал «Современник» опубликовал его рассказ «Хорь и Калиныч», написанныйв жанре «физиологического очерка». «Не удивительно, — писал всвязи с этим Белинский, — что маленькая пьеска „Хорь и Калиныч“ имелатакой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к немуникто еще не заходил». С этого времени начинается подлинная славаТургенева как писателя. Он создает еще ряд очерков и рассказов, составившихвпоследствии книгу «Записки охотника». Как одну из главныхотличительных черт писательского таланта Тургенева критики, и в частностиДобролюбов, отмечали его особое умение распознавать, угадывать новые веяния вобщественной жизни, видеть наиболее острые ее проблемы и откликаться на них вхудожественных произведениях.
Антикрепостнический настрой «Записок охотника»проявился не в виде прямого обличения крепостного права или пропаганды егоотмены, а в изображении народного быта и национальных характеров. Герои «Записок»— простые крестьяне, чьи поступки и отношение к жизни говорят об их высокомблагородстве, о глубине их чувств. Тем самым автор подводил читателя к мысли опротиворечии между духовными силами народа и его рабским положением, когда емуотказано в самых элементарных политических и человеческих правах. Помимопоэтичного Калиныча и практичного, сметливого Хоря на страницах цикла предстаютобразы крестьян, художественно одаренных, душевно щедрых, мудрых, способныхтонко чувствовать. Описывая любовь крестьянки Акулины, героини рассказа «Свидание»,Тургенев прибегает к таким художественным средствам, которые обычноиспользуются для воспроизведения тончайших душевных переживаний, нюансовпсихологического анализа. Именно это имел в виду Белинский, говоря онеожиданном ракурсе изображения народа в книге Тургенева.
Наряду с образами крестьян в книге представлены и образыпомещиков, отнюдь не вызывающие читательской симпатии. Но антикрепостническийпафос книги достигался тем не менее не изображением ужасов помещичьегопроизвола или крепостной эксплуатации, а невольно напрашивавшимся выводом опротивоестественности общественно-политического устройства, при которомхозяйственный и любознательный крестьянин (знакомство с ним приводит автора кразмышлениям о Петре Великом) оказывался в крепостной зависимости отразорившегося и духовно опустившегося помещика Полутыкина.
В 1852 г. было опубликовано отдельное издание «Записокохотника».
Антикрепостническая направленность произведения не могла бытьне замечена властями: в 1852 г. за нарушения цензурного устава при публикациинекролога, посвященного Гоголю, Тургенев был арестован и выслан в Спасское, гдепрожил до конца следующего года.
В 1855 г. Тургенев приступает к работе над романом «Рудин».В центре его — судьба интеллигента 40-х гг., драма которого заключалась в том,что слова его расходились с делом, что, будучи убежденным в осмыслении изакономерности исторического процесса, он оказывался совершенно беспомощным впрактических делах и не мог приложить свои силы на общественно-политическомпоприще. Как симптом общественного безволия Рудина выступало в романе егобезволие в личной жизни, неспособность на решительный поступок для достижениясчастья. Но Тургенев показывает и благотворную роль Рудиных в русскойдействительности, вызвавших к жизни новые молодые силы, олицетворенные вобразах Натальи Ласунской и Басистова.
К 1858 г. относится создание романа «Дворянское гнездо»,который стал последней попыткой Тургенева найти героя того времени средидворян.
В 1860 г. вышел роман «Накануне», в которомнаметился тип нового героя, общественного деятеля. Герой романа — ДмитрийИнсаров, болгарин по происхождению. Он живет и учится в России, но полностьюпосвятил себя делу освобождения своей родины от османского ига. Герой этотподобен Дон-Кихоту, который, по словам Тургенева, выражает собой «верупрежде всего, веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, вистину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующуюслужения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы».Самоотверженное служение идеалу, воплощенное в Дон-Кихоте, и способность ксамоанализу, отличавшая Гамлета, являются, по мнению Тургенева, вечнымисвойствами человеческой натуры, которые в той или иной мере присущи всем людям.
Это началосамопожертвования наиболее сильно показано в образе Инсарова. Его цельность,решительность, единство слова и дела привлекают к нему героиню романа — молодуюдевушку Елену Стахову, которая предпочитает Инсарова многообещающему ученомуБерсеневу и талантливому скульптору Шубину. Это предпочтение, по замыслуавтора, отвечало общественной потребности в политических деятелях, котораяощущалась в то время в России острее всего. Добролюбов, опубликовавший в «Современнике»в связи с выходом романа статью «Когда же придет настоящий день?»,основываясь на реалистическом изображении жизни в этом произведении, говорил опоявлении в ближайшее время русского Инсарова — борца за освобождение народа.Но Тургенев-либерал вопреки своему писательскому предвидению не согласился стаким выводом критика, что послужило причиной разрыва Тургенева с «Современником».
1859—1861 гг. — время работы над романом «Отцы и дети»,который в 1862 г. был напечатан в журнале «Русский вестник».
В лице Евгения Базарова Тургенев изобразил новую социальнуюсилу — разночинную интеллигенцию, идущую на смену дворянству во всех сферахрусской жизни. В этом — социальный аспект конфликта романа;революционно-демократические взгляды Базарова и либеральные воззрения егоосновного оппонента — Павла Петровича Кирсанова составляют политическую егосторону. Однако для Тургенева не менее важна и философская подоснова этогоконфликта: попытка Базарова в соответствии со своимивульгарно-материалистическими убеждениями выстроить модель жизненногоповедения. Внутренний конфликт героя отражает кризис его сознания, который витоге приводит к внешне немотивированной смерти героя.
В образе Базарова Тургенев попытался нарисовать русскогоДон-Кихота, но его герой является в то же время носителем гамлетовскогоскептицизма. Это объясняется тем, что писатель запечатлевает характер не в ужесформировавшемся виде, а в стадии становления; его герой в мучительных поискахобретает самого себя. Роман вызвал многочисленные и противоречивые отзывы вкритике, которые способствовали дальнейшему развитию общественногосамосознания. С самой благожелательной оценкой романа и образа главного героявыступил Д.И. Писарев. В статье «Базаров» он дал всесторонний анализобраза главного героя и того общественного явления, которое отразилось в нем.
Общественно-политическая ситуация 60— 70-х гг.охарактеризована в романе Тургенева «Дым» (1867), в котором выраженоскептическое отношение писателя к общественным преобразованиям 60-х гг. Вромане «Новь» (1876) он попытался создать образы русскихреволюционеров-народников. Не сочувствуя их программе, он тем не менее ссимпатией рисует образы революционной молодежи 70-х гг. (Нежданова, Марианны).
И.А. ГОНЧАРОВ (1812—1891)
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске в купеческойсемье. Он учился в Московском коммерческом училище, затем окончил словесноеотделение философского факультета Московского университета и поступил на службув Петербурге. Литературная известность пришла к нему довольно поздно — роман «Обыкновеннаяистория» вышел в свет только в 1847 г. В течение всей своей писательской жизни Гончаров оставался вне общественных и литературных партий и группировок.Это объясняется особенностями его характера и общественно-политическойпозицией. Он настороженно относился к тем переменам, которые начались в Россиив 50—60-е гг. В формировании буржуазного уклада он усматривал не толькоисторический прогресс, но и угрозу для многих духовных ценностей, выработанныхрусским патриархальным укладом. Многое в старых традициях вызывалоотрицательное отношение Гончарова: косность, боязнь перемен и т. п., но многоеи привлекало: теплота человеческих взаимоотношений, уважение к старине, связь сприродой. Гончаров был озабочен тем, как на пути к новому не разрушить тоценное, что было в старом, а найти их гармоничное сочетание.
Гончаров написал всеготри романа, в каждом из которых запечатлен конфликт между двумя укладамирусской жизни — патриархальным и буржуазным. Особенностью его повествовательнойманеры были объективное и всестороннее изображение предмета, а также доверие кчитателю, которому предоставлялась возможность самому судить о героях иизображаемых явлениях. Эти черты художнической манеры Гончарова были отмеченыеще Добролюбовым.
Роман «Обыкновенная история» был напечатан в самомпопулярном тогда среди интеллигенции журнале «Современник», вмартовском и апрельском номерах за 1847 г. В центре произведения — столкновение двух характеров, порожденных двумя укладами русской жизни — патриархальным(образ молодого Александра Адуева) и буржуазным (образ Петра Адуева).Романтическая мечтательность Александра Адуева, его наивность и доверчивостьчужды суровой действительности петербургских буден. Его вера в родственныечувства наталкивается на чопорность его петербургского «дядюшки»Петра Ивановича Адуева. За практичным взглядом на жизнь этого персонажаскрываются расчетливость и эгоизм. Под влиянием «дядюшки» и подвоздействием отрезвляющих впечатлений чиновного Петербурга разрушаются прежниеиллюзии Александра Адуева.
В развенчании прекраснодушного романтизма увидел пафос «Обыкновеннойистории» Белинский. Но смысл конфликта, изображенного Гончаровым, глубже.Писатель рисует романтические порывы, свойственные юности вообще и убитые вАлександре Адуеве бездушным практицизмом холодного Петербурга, так что причинынесчастий Александра не только в отрыве его мечтаний от жизни, но и в мертвящемвоздействии окружающей обстановки. Если бы Гончаров преследовал цель выставитьв комическом свете романтический характер Адуева-младшего, то он обозначил бысвою симпатию к Адуеву-старшему. Но и этот герой изображен критически. Вина егов том, что он пренебрежительно относится к тому, что является главным в жизни,— к душевным порывам, к гармоническим отношениям между людьми, основаннымотнюдь не на расчете. Обвинителем Петра Адуева в романе становится его жена, ЕлизаветаАлександровна. В эпилоге романа дядя и племянник как бы меняются местами:Александр избавляется от своей романтической мечтательности, а Петр Ивановичосознает ущербность собственной жизни. Конфликт, лежащий в основе романа, неразрешается в пользу той или иной стороны, а усугубляется, представая не тольков своей социально-исторической конкретности, связанной с условиями русскойдействительности 40-х гг., породившими тип «лишнего человека», но иоборачиваясь своей извечной проблемой дисгармонии жизни.
В 1852 г. Гончаров совершил кругосветное плавание на военномфрегате «Пал л ада» в качестве секретаря вице-адмирала Е.В. Путятина.Результатом этого путешествия стал цикл очерков «Фрегат „Паллада“(1858). И в этой книге, сравнивая современную европейскую цивилизацию скультурой первобытных народов, живущих на островах Тихого океана, Гончаровразвивает тему, начатую в романе „Обыкновенная история“, —столкновение буржуазного и патриархального укладов. Жизнь этих народов предстаетв очерках как утерянный человечеством „золотой век“, пробуждая всердце читателя мечту о земле обетованной и рождая укор современнойцивилизации.
В 1859 г. был опубликован роман „Обломов“. В центреего — фигура Ильи Ильича Обломова, барина, воспитанного в патриархальной средеродового имения и живущего в Петербурге. Вся первая часть романа представляетсобой описание одного дня Обломова. При характеристике героя Гончаровиспользует некоторые художественные приемы Гоголя. Он подробно описываетобстановку комнаты Обломова, следы запустения на всем и хозяина, спокойноспящего на своем диване. Даже вещи Обломова наделены писателем психологическимисвойствами: его домашние туфли и халат символизируют покой и неподвижность какстихию жизни их владельца. В этом также отразился гоголевский принцип „овеществления“человека.
Но только этими чертамихарактеристика героя не исчерпывается. Его образ гораздо глубже имногостороннее. Писатель рисует быт Обло-мовки как среды, сформировавшей характергероя, как целостного и законченного уклада русской жизни. Это — и картины,исполненные поэзии, и картины ленивого барства. Здесь — истоки мировосприятиягероя, его отношения к современной цивилизации, в которой Обломов не видитпоприща для себя, потому что в мелочной суете и практических заботах человекпотерялся, утратил свою цельность. Ничегонеделание Обломова воспринимаетсячитателем не только как выражение барской лени и апатии, но и как нравственныйвызов человека современной жизни. Образ героя многослоен и внутреннепротиворечив, он не поддается однозначной трактовке только в планесатирическом. Не случайно этот образ получил в русской критикевзаимоисключающие интерпретации. Добролюбов в статье „Что такоеобломовщина?“ увидел в романе Гончарова кризис и распад крепостническойРоссии, а образ Обломова назвал последним в ряду образов „лишних людей“.Противоположную оценку роману и его герою дал критик А.В. Дружинин в статье „Обломов“,роман Гончарова». Отметив, что характер главного героя романа отражаетсущественные стороны русской жизни, он утверждал, что Обломов с его добротой инеспособностью к злу заслуживает беспредельной любви. Обломовщину он расценилкак проявление незрелости общества, неготовности его членов к решительнымпеременам в жизни.
В качестве антипода Обломова в романе изображен АндрейШтольц, друг детства Ильи Ильича. Гончаров попытался соединить в этом образенемецкую работоспособность и деловитость с русской мечтательностью и мягкостьюнатуры. Не случайно отец Штольца — немецкий бюргер, воспитывавший сына встрогих правилах, приучая его к труду и самостоятельности, а мать — русскаядворянка, привившая ему любовь к искусству и поэзии. Но образ этот получился уГончарова несколько схематичным, так как русская действительность еще не даваламатериала для его создания.
Особое место занимает в романе образ Ольги Ильинской,призванной разбудить душу Обломова, возродить его к жизни. Но Ольга оказаласьне в состоянии сделать это, так как, с одной стороны, ее характер близок потипу тургеневским героиням, с их нравственной цельностью и душевным порывом,но, с другой стороны, ее образу придана и некоторая рассудочность в отличие отобразов Аси или Натальи Ласунской.
В своем третьем, последнем романе — «Обрыв» Гончаровпродолжил поиски ответа на вопрос о дальнейших путях исторического развитияРоссии, пытаясь найти органическое сочетание начал патриархальности иобщественного прогресса. Роман был завершен в 1868 г. Персонажи его, наделенные свойствами реалистических характеров, выступают и как обобщенныеобразы-символы. Так, бабушка Татьяна Марковна Бережкова в романе представленакак женщина 40-х гг., но вместе с тем этот образ символизирует патриархальнуюРоссию, с ее устойчивыми нравственными принципами. Образ Веры — молодой,устремленной в будущее женщины — в то же время олицетворяет новую Россию, с еебунтарством и стремлением к крайностям. Марк Волохов — типреволюционера-нигилиста, весь образ жизни которого — вызов общепринятымусловностям и обычаям. А мудрое соединение тысячелетних традиций с современнойделовитостью Гончаров показал в образе Тушина, чья предприимчивость лишенахищнических черт.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в США
Реферат Организация и пути совершенствования производства переработки и сбыта продукции птицеводства
Реферат Проектирование несущих железобетонных конструкций многоэтажного промышленного здания
Реферат А. А. Волович Входе своего ближневосточного турне госсекретарь США к. Пауэлл посетил четыре арабские страны Египет, Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Маршрут К. Пауэлла на Ближний Восток пролегал через Европу: 27
Реферат Антимикробные препараты у больных с внебольничными инфекциями респираторного тракта: региональные фармакоэкономические и фармакоэпидемиологические аспекты. 14. 00. 25 Фармакология, клиническая фармакология
Реферат Визначення теплової потужності промислової будівлі та величини витрат на генерацію тепла при впровадженні на ній енергозберігаючих заходів
Реферат Возникновение и развитие основных направлений экономической теории
Реферат Right To Attorney Essay Research Paper Winston
Реферат Виды интерфейсов
Реферат Социально-экономический анализ развития Пермского края
Реферат Біомеханічний аналіз техніки веслування на байдарці спортсменів різної кваліфікації
Реферат Структурные и функциональные характеристики пословиц и афоризмов Логико-синтаксическая структура
Реферат Самые спрашиваемые сочинения на английском языке
Реферат Видовые пары глаголов
Реферат Деньги противоречия и непоследовательность денежно-кредитной политики современной России