Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Хакаский государственный университетим Н.Ф. Катанова»
Институт искусств
Реферат по литературе
Родные и близкие в творчестве С.Есенина
Выполнила: студентка IIкурса
группа 202-Н (НХТ)
Специальность «Народное художественное творчество»
Лопатина Евгения
Проверила: Майнагашева Н.С.
Абакан 2008
Содержание
1. Семья С.А.Есенина
2. «И играет зайчиксолнца в рыжеватой бороде»
3. «Ты одна мненесказанный свет»
4. «Я красивых такихне видел»
5. Стихи,посвященные друзьям
Заключение
Литература
1. Семья С.А. Есенина
Сергей АлександровичЕсенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии(теперь – село Есенино). «Фамилия Есенин – русская – коренная, а ней звучатязычные корни – овсень, таусень, осень, ясень, — связанные с плодородием, сдарами земли, с осенними праздниками», — писал Алексей Толстой.
Никита Осипович Есенин –дедушка поэта по отцу. Он много лет был сельским старостой, пользовался в селеКонстантиново большим уважением. Женился поздно, в 28 лет, за что получилпрозвище Монах. Женой была 16-летняя девушка Аграфена Панкратьевна Артюшина,которая потом по мужу прозывалась Монашка. Монахом звали и Сергея Есенина,монашками звали и его сестер Екатерину и Александру.
Умер Никита Осипович в 42года. После смерти супруга Аграфена Панкратьевна осталась с маленькими детьми:два сына и две дочери. Основным доходом её стали жильцы: художники, работающиев церкви, и монахи.
Александр Никитич Есенин– отец поэта, будучи ещё мальчиком, пел в церковном хоре. У него был прекрасныйдискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда емуисполнилось 12 лет его матери предложили отдать сына в Рязанский собор певчим,но он не согласился и тогда его отправили а Москву в мясную лавку.
Через два года матьотправила и второго своего сына в Москву – Ваню. Он стал жестянщиком, делалкоробки из жести для конфет.
Через шесть лет Александрстал мясником. Ему было 18 лет, когда он приехал в село жениться. Супруге его –Татьяне Федоровне – не было ещё 17 лет, когда она вышла замуж. После свадьбыАлександр уехал работать в Москву, а его жена осталась жить со свекровью. Черезнекоторое время женился и Ваня, в доме стало две снохи. Начались неприятности.Татьяна Федоровна ушла из дома Есениных. Она отдала маленького сына навоспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет по бедностиотца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточномудеду», — писал в одной из своих автобиографий поэт.
Вопрос о социальнойсреде, в которой рос и воспитывался Есенин, имеет важное значение. Сам поэт неоднократновозвращался к нему. Литературовед И. Розанов вспоминает: «Однажды, рассказываямне о себе, он подчеркнул, что так же, как и Клюев, происходит не из рядовогокрестьянства, чего так хотелось бы его критикам, а из верхнего, умудренногокнижностью слоя». «Вообще крепкий человек был мой дед, — говорил Есенин. –Небесное – небесному, а земное – земному. Недаром он был зажиточным мужичком».
Дед Есенина по матери,Федор Андреевич Титов, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем.Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии, житиясвятых, псалмы и в особенности духовные стихи. Но к «земному» относился поземному.
Он любил внука. «Дедушкапел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям онрассказывал мне Библию и священную историю», — вспоминал Есенин.
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады короткий свет,-
Таковы впечатлениябудущего поэта о детстве.
Вспоминая, как дед читалему старообрядческие книги, Есенин в то же время замечал: «Устное слово всегдаиграло в моей жизни большую роль»; «В детстве я рос, дыша атмосферой народнойжизни»; «Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество песен…».
Кроме деда мальчикаЕсенина знакомила с народным творчеством его бабка Наталья Евтеевна. «Стихиначал слагать рано, — писал о себе Есенин. – Толчки давала бабка. Онарассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концом не нравились, и ихпеределывал на свой лад».
Бабка!.. не дед, известныйвсему селу краснобай, озорной гуляка и ревнитель мужицкого домостроя, арелигиозная бабка – смиренница, жалельщица, сердобольная сестра каликперехожих, божьих странников, находивших и стол, и кров в избе за белой легкойчасовенкой. «Толчки давала бабка…»
Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
Таким образом, духовнаяжизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии.Религиозность Есенина оказалась непрочной. «В Бога верил мало. В церковь ходитьне любил», — вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь он сохранил любовь кнародным приданиям, сказкам, песням, частушкам. Здесь лежали истоки еготворчества.
А ещё были дядья, трибрата матери, — Иван, Александр и Петр. С ними, вспоминал Есенин, «протеклопочти все мое детство».
В 1904 году матьвернулась, но мира не настало, и так было до 1907 года, пока братья Есенины неразделились. С этого времени Александр и Татьяна стали жить одни, в доме,который построил Никита Осипович Есенин, и растить троих детей Сергея,Александру и Екатерину.
2. « И играет зайчиксолнца в рыжеватой бороде»
Все село знало ФедораАндреевича Титова – дедушку поэта по матери. Он был легко раздражителен, нодобр и нежен по отношению к детям. Уложить спать, рассказать сказку, спеть песнюребёнку для него было необходимостью. Умен в беседе, весел в пиру и в гневесердит, дедушка умел нравиться людям. И хотя бабушка, Наталья Евтеевна, души нечаяла в золотоголовом внуке, хотя «нежности её не было границ», образ веселогорыжебородого деда Федора в стихах Есенина намного ярче и полнокровнее, он в нихкак живой.
Черепки в огне червонца.
Дед – как в жамковойслюде,
И играет зайчик солнца
В рыжеватой бороде.
Так писал Есенин встихотворении «Дед» в 1915 году. Сколько любви и трогательной нежности кблизкому человеку в словах:
Старый дед, согнувшиспину,
Чистит вытоптанный ток
И подонную мякину
Загребает в уголок.
Весьма показательностихотворение 1924 года «Письмо деду».
Покинул я
Родимое жилище.
Голубчик! Дедушка!
Я вновь к тебе пишу…
По воспоминаниям сестры:« Сергей часто вспоминал свои разговоры с дедом. Часто напевал припев одной издетских песенок, которую пел ему дедушка:
НЕЙДЁТ КОЗА С ОРЕХАМИ,
НЕЙДЁТ КОЗА С КАЛЁНЫМИ…
семейноевоспитание творчество есенин личность
Пел дедушка хорошо илюбил слушать, когда хорошо поют».
Как это удивительно:рассказать сказку, спеть песню ребёнку было для него необходимостью! Кто изнас, выросших в другую эпоху и в другой «культурной среде», не позавидуетэтому?! «Дед мой был умственный человек»,- говаривал Есенин. В «Письме к деду»внук скажет о нём:
Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
В последних двух строчкахназваны православные молитвы. Как видим, выстраивается неразрывная цепочка,символизирующая связь времён и поколений, чем всегда так дорожил Есенин «в стране,объятой вьюгой и пожаром»…
Ещё недавно желтогривыйжеребенок, пытавшийся обогнать паровоз, был для Есенина «дорогим вымирающимобразом деревни», рождал в нем «грусть за уходящее милое, родное, звериное» ивызывал его ненависть ко всему «железному и механическому», воплощавшемуся впаровозе. (Маленькая поэма «Сорокоуст» 1920 год). Теперь в «Письме к деду»Есенин вспоминает дедовское «проклятие силе паровоза», его слова о том, что«город плут и мот», и спорит с дедом: «едва ли так, едва ли». Он убеждает егоотказаться от предрассудков, понять неоценимое преимущество техники и зоветдеда приехать на «стальном коне»:
Тогда садись, старик.
Садись без слез,
Доверься ты
Стальной кобыле.
Ах, что за лошадь,
Что за лошадь паровоз!
Её, наверное,
В Германии купили.
Внук, убеждая деда,играет на чувстве любви к нему:
А если я помру?
Ты слышишь, дедушка?
Помру я?
Ты сядешь или нет ввагон,
Чтобы присутствовать
На свадьбе похорон
И спеть в последнюю
Печаль мне «аллилуйя»?
Долгонько ходил ФедорАндреевич по белу свету – 83 года. На две зимы пережил он своего знаменитоговнука. Не один, видно, седой волос заблестел в его рыжеватой бороде, не однагорькая слеза запуталась в ней после тяжкой вести о смерти Сергухи.
Бабушка поэта по материНаталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, посвидетельству самого поэта, собирали ребят «в зимний вечер»:
…И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана — дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идёт…
(«Бабушкины сказки»,1915г.)
Как это напоминаетдетские впечатления Пушкина!
3. «Ты однамне несказанный свет»
Большую роль впробуждении творческих способностей и в становлении личности Есенина сыгралаего мать Татьяна Фёдоровна. Сестра поэта Александра Есенина вспоминает: «Нашамать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони. Однихгармоний стояло у них несколько корзин (гармони тогда были маленькие)….Она вовремя любой работы пела… Это были и русские народные песни, и романсы, а впредпраздничные вечера и праздничным утром она пела молитвы из церковнойслужбы. Она много ходила по церквям и все службы знала наизусть… Несмотря набольшое желание, научилась она только расписываться и едва читать по складам…Исама же бессознательно прививала нам любовь к литературе. С младенческих лет мыслышали от неё прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а,подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные намузыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когдасын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаённымдыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из нихзапоминала…».
В ранней поэзии Есенинаесть стихотворение «В хате», написанное в 1914 году. В нём поэт описываетзапахи родного дома, теплоту печи и склонившуюся с ухватами мать:
Мать с ухватами несладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махоткекрадется
На парное молоко.
Здесь нет ярких красок ивычурных образов. Напротив, все очень обыденно, даже, казалось бы, беспощадно всвоей достоверности:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в таз.
И все же стихотворениемало кого оставит равнодушным. Оно поражает не столько удивительной мягкостьюзарисовки, сколько задушевностью интонации. Поэт очень сдержан. Он не позволяетсебе излияния чувств по поводу изображённой картины. Да эти излияния и ненужны. Достаточно щемяще нежного мелодического звучания, чтобы понятьлирическое чувство поэта. Увидеть поэзию там, где до сих пор находили толькообъект сострадания, это было настолько необычно, что многие литераторысохранили в своих воспоминаниях впечатление, произведённое юношеским стихотворениемпоэта. Обычная картина крестьянской жизни очень близка и дорога Есенину.
Стихотворение «Письмоматери», написанное в 1924 году, — одно из самых популярных произведений СергеяЕсенина.
Главный мотивстихотворения – мотив возвращения. Жанр стихотворения – послание. Но посланиездесь является в «домашнем» обличье, что придает всему произведению характерособой доверительности.
В стихотворение введены:
просторечия («загрустила шибко обо мне», «встаромодном ветхом шушуне», «тягостная бредь»);
вульгаризмы («саданул под сердце финский нож»);
формы разговорногосинтаксиса («жив ия. Привет тебе, Привет!»);
обращения («ты жива еще, моя старушка?»);
призывы («и молиться не учи меня. Не надо!»);
восклицания («ничего, родная! Успокойся.»).
«Случайный» выбор слов, атакже эти приёмы создают впечатление безыскусственного разговора. Вместе с темв стихотворении присутствуют синтаксис и фразеология высокого книжного стиля:
…К старому возвратабольше нет.
Ты одна мне помощь иотрада,
Ты одна мне несказанныйсвет.
Благодаря перебоям двухстилевых планов, интимная беседа становится напряженным лирическим монологом,житейский факт приобретает общезначимость, простые человеческие ценностивырастают в символы высокого и прекрасного.
Анафорический повтор («тыодна мне…») усиливает экспрессию всей фразы, которая звучит ещё более печально.
В стихотворении «Письмоматери» выражается надежда на то, что преодоление раздирающих душу противоречийвозможно через соприкосновение с исконным, вечными святынями: отчим домом,материнской любовью, красотою природы:
Я по-прежнему такой женежный
И мечтаю только лишь отом,
Чтоб скорее от тоскимятежной
Воротиться в низенькийнаш дом.
Но в стихотворении звучиттревожная нота: надежда лирического героя несостоятельна. Причиной тому – онсам, утративший способность управлять своей судьбой:
Слишком раннюю утрату иусталость
Испытать мне в жизнипривелось…
Литератор Иван Евдокимоврассказывает о впечатлении, произведенном на него авторским чтением «Письма кматери»: «Зажало мне крепко и жестко горло, таясь и прячась, я плакал в глубинеогромного нелепого кресла, на котором сидел в темнеющем простенке междуокнами».
Лирический геройстихотворения «Письмо матери» покоряет нас той стороной своей натуры, которуюсам назвал «нежностью».
Стихотворения 1924 года«Письмо от матери» и «Ответ» построены на резком противопоставлении сыновнейлюбви поэта и презрения к окружающему его «чужому и хохочущему сброду». Поэтдавно не виделся с матерью. Видимо, в зрелые годы каждому приходит ощущениенехватки родного и близкого человека рядом. Хочется с ним поговорить онаболевшем, излить свою душу, попросить совета, поделиться своими мыслями.Задушевны и доверчивы беседы поэта с матерью. Мать видит его в мечтах совсем непоэтом: «Знаю я на опыте твоём: поэтам деньги не даются». Ей хочется видеть егоопорой семьи: «но если б был ты в доме… тогда б жилось смелей… а ты, как сын,покоил нашу старость». В «Ответе» он пишет:
Но время будет,
Милая, родная!
Она придет, желаннаяпора!
Недаром мы
Присели у орудий:
Тот сел у пушки,
Этот — у пера.
«Милая, добрая, старая, нежная»,- с такими словами, полными глубокой любви, обращается поэт к матери.
Многие его стихи отмеченытакими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью:
…Милая, добрая, старая,нежная,
С думами грустными ты недружись,
Слушай – под этугармонику снежную
Я расскажу про свою тебежизнь…
(«Снежная замять дробитсяи колется…»)
Стихи, обращённые кматери!.. Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только,пожалуй, Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать встихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.
Старушка милая,
Живи, как ты живешь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память.
Гораздо легче говорить олюбви к человечеству, чем быть чутким к людям, которые тебя окружают (кродителям, сестрам, братьям, друзьям). И как же часто мы бываем черствы поотношению к самым близким, в особенности к родителям.
Мать СергеяАлександровича Есенина, Татьяна Федоровна, похоронена на Ваганьковском кладбищев Москве рядом с великим сыном. Неподалеку, в боковых аллеях, образуя своеобразный«есенинский» квадрат, — могилы сестер Екатерины Александровны и АлександрыАлександровны, его жены, Зинаиды Николаевны Райх, и сына, — КонстантинаСергеевича.
4. «Якрасивых таких не видел»
Из воспоминаний АлександрыЕсениной: « Летом 1922 года в селе Константиново был пожар, который за два – тричаса уничтожил более 200 построек. Горели дома, амбары, наполненные хлебомриги. Дом Сергея Есенина, сгоревший в это время, был небольшой, но красивый.Наличники, карниз причудливо вырезаны и выкрашены белой краской; железнаякрыша, водосточные трубы и обитые тесом углы дома выкрашены зеленой краской.Три передние окна выходили в сторону церкви. Из них был виден синеющий в далилес, излучина Оки и заливные луга. Этот дом сгорел дотла. Построить новый небыло возможности, тогда родители, получив страховку за сгоревший дом, купилималенькую шестиаршинную избушку. По всему участку росли ползучие вишни, которыедоставляли много хлопот нашим родителям – нужна была земля под картошку. Ну, анам, детям, много огорчений приносила вырубка и распашка его сохой или плугом».
В стихотворении «Письмо ксестре», написанном в 1925 году, Сергей описывает свои переживания по этомуповоду.
Ах, эти вишни!
Ты их не забыла?
И сколько было у отцахлопот,
Чтоб наша тощая и рыжаякобыла
Выдергивала плугомкорнеплод.
Отцу картофель нужен.
Нам был нужен сад.
И сад губили,
Да, губили, душка!
Об этом знает мокраяподушка
Немножко… Семь…
Иль восемь лет назад.
Столько нежности можнопроследить в этих строчках. Есенин очень любил свою сестру, и почти в каждомпроизведении, посвященном ей можно проследить это чувство.
Вспоминает сестра Шура: «осенью1925 года Сергей много работал, уставал и нервничал и был рад, когда мы,сестры, приходили к нему. С Катей он мог посоветоваться, поделиться своимирадостями и горестями, а ко мне относился как к ребенку, ласково и нежно. Водин из сентябрьских дней он предложил нам покататься на извозчике. Моевнимание привлекли кошки. Уж очень много их попадалось на глаза. И я сказала обэтом Сергею. Сначала он только улыбнулся, но потом вдруг громко рассмеялся. Моёоткрытие он превратил в игру, предложив считать всех кошек, попадавшихся нам напути. Когда мы доехали до Театральной площади, Сергей предложил зайтипообедать. И вот я первый раз в ресторане. Я увидела себя в огромном зеркале иоторопела: показалась такой маленькой, неуклюжей, одета по-деревенски и покрытакрасивым, но деревенским платком. Видя моё смущение, Сергей все время улыбалсяи проговорил: «Смотри, какая ты красивая, как все на тебя смотрят…». Яогляделась по сторонам и убедилась, что он прав. Все смотрели на наш столик.Тогда я не поняла, что смотрели-то на него, а не на меня.
На следующий день Сергейнаписал и посвятил мне стихи: «Ах, как много на свете кошек, нам с тобой их несчесть никогда…» и «Я красивых таких не видел…».
Я красивых таких невидел,
Только, знаешь, в душезатаю
Не в плохой, а в хорошейобиде –
Повторяешь ты юность мою.
Все стихотворениепроникнуто легкой грустью о родительском доме, о невозвратном детстве, о любвик сестре:
Ты — моё васильковоеслово,
Я навеки люблю тебя.
Много стихотворенийСергей Александрович посвящал сестре Александре. «Ты запой мне ту песню, чтопрежде напевала нам старая мать», — просит он её, и под эту песню вспоминаетродной дом, милые черты своей матери:
Я ведь знаю, и мнезнакомо,
Потому и волнуй и тревожь–
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежнуюдрожь.
Ты мне пой, ну, а яприпомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легкомне
Видеть мать и тоскующихкур.
Александра Сергеевнавспоминает, что мама, Татьяна Федоровна, очень любила петь. Выполняя, любуюработу она напевала различные песни. Наверное, поэтому в воспоминаниях Сергеяона осталась всегда поющей. Об этом он пишет и в своем стихотворении.
Семья и Родина одно неразделимое целое для поэта. Поэтому в сентябре 1925 года он напишет ещё одно стихотворениипосвященное сестре «В этом мире я только прохожий…». В нем можно проследитьлюбовь к Родине:
Потому и навеки, не скрою,
Что любить не отдельно,не врозь –
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.
Печаль и надежду поэта:
В первый раз я от месяцагреюсь,
В первый раз от прохладысогрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой ужнет.
В стихотворении 1924 года«Возвращение на Родину» поэт говорит о посещении родимых мест, о том, «какмного изменилось там, в их бедном неприглядном быте», как долго не мог найтиотцовский дом.
Приметы нового встречаютпоэта в родном селе буквально на каждом шагу: и на деревенской улице, где уволисполкома мужики «корявыми, не мытыми речами… свою обсуживают жись» и гдепод вечер «хромой красноармеец» рассказывает бабам «важно о Буденном, о том,как красные отбили Перекоп», и за околицей села, где крестьянский комсомол» задорнопоёт «агитки Бедного Демьяна», и в отцовском доме, где «на стенке календарныйЛенин» и где сестра поэта, шустрая девчонка-комсамолка, по-взрослому беседует сним, «раскрыв как Библию, пузатый «Капитал».
«Ну, говори, сестра!»
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию,пузатый «Капитал»,
О Марксе,
Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, нечитал.
И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всем за шиворотберет…
На первый взгляд можетпоказаться, что отношение поэта к Марксу несколько ироническое. Однако нельзяне заметить действительную иронию Есенина, обращенную к самому себе: поэтдалеко не чувствует себя победителем в разговоре с сестрой («меня во всем зашиворот берет…»).
Тема двух Россий –уходящей и Советской ясно обозначена Есениным в «Возвращении на Родину».Уходящая Русь для поэта – это и его дед и мать, а Русь Советская – это и егосестры-комсомолки. Их личные судьбы неотделимы от событий, происходящих вродном селе, и отнюдь не случайно поэт подмечает, что
Ах, милый край!
Не тот ты стал,
Не тот.
Да уж и я, конечно, сталне прежний.
Чем мать и дед грустней ибезнадежней,
Тем веселей сестрысмеётся рот.
Конечно, мне и Ленин неикона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки споклоном
Сажусь на деревяннуюскамью.
Вот оно – признание влюбви своей семье!
5. Стихи,посвященные друзьям
Сергей Александрович былочень общительным человеком, поэтому у него было много друзей.
Есть у Есенинастихотворение, написанное экспромтом и тут же посвященное другу, СергеюТимофеевичу Коненкову (известному скульптору).
После их знакомства поэтнашел в нем хорошего друга. «Он читает мне все новые и новые стихи, подолгуговорит со мной.
Один раз Есенин пришел комне поздно, я уже собирался лечь спать, не пускал его. Потом говорю: скажиэкспромт, тогда пущу», — вспоминает Сергей Тимофеевич. Есенин не растерялся,немного подумал и проговорил:
Пусть революция! И пусть
В душе звенит святаяРусь,
И небом лающий Коненков
Сквозь звезды пролетаетпусть.
После этого поэтапришлось впустить и ознакомиться с его новыми произведениями.
В декабре 1924 года СергейЕсенин пишет письмо Галине Бениславской: «Назло всем не буду пить, как раньше.Буду, молчалив и корректен. Вообще хочу привести всех в недоумение, уж оченьмне не нравится, как все обо мне думают. Боже мой, какой я был дурак. Я толькотеперь очухался. Все это было прощание с молодостью. Теперь будет не так. Жизньмоя и моё творчество ещё впереди».
В последние 1924 – 1925годы поэтом написано более ста стихотворений это вдвое больше того, чтоопубликовано им с 1918 по 1924 год. Ему не хватало сил вырваться из рук «друзей»и «приятелей», которые предаваясь пьяному веселью, не желали замечать, чтоЕсенин не только деньгами, но и кровью сердца платил за это «веселье». Однакобыли и те, кто делал все возможное для того, чтобы вырвать его из губительнойсреды, старались спасти его талант, содействовать его литературной работе. Этобыли и сестры поэта, и некоторые люди, близкие к семье Есениных. Об одном такомчеловеке необходимо сказать подробнее.
С Галиной Бениславскойпоэт познакомился в 1920 году. Близким другом и товарищем стала она дляЕсенина. «У меня только один друг и есть в этом мире: Галя. Замечательныйдруг!» — говорил Сергей Александрович в 1924 году. Она много времени уделялапоэту, её волнения сложно передать словами. В одном своём письме к Есенину онаписала: «…я сейчас на краю. Ещё немного, и я не выдержу этой борьбы с Вами и заВас… я на стену лезу, чтобы помочь Вам выбраться, а Вы! Не разрушайте то, что стаким трудом налаживали!». О таком друге поэт мог только мечтать. Есенин, сгоречью писал в одном из стихотворении:
Сестра! Сестра!
Друзей так в жизни мало!
Как и на всех,
На мне лежит печаль…
(«Письмо к сестре» 1925год.)
В этом четверостишье поэтговорит и подразумевает Галину Бениславскую. Но отчаянные призывы друга уже немогли спасти поэта.
Галина Бениславскаяпережила поэта не на долго. Она очень любила Есенина и с большим трудомперенесла его смерть. Прошел год после смерти поэта – 3 декабря 1926 года – оназастрелилась на его могиле, оставив записку: «В этой могиле для меня все самоедорогое».
Стихи СергеяАлександровича – это его исповедь. В марте 1925 года он пишет стихотворение«Собаке Качалова». Что-то тревожит и волнует его душу:
Пожалуйста, голубчик, нелижись.
Пойми со мной хоть самоепростое.
Ведь ты не знаешь, чтотакое жизнь,
Не знаешь ты, что жить насвете стоит.
Поэт разговаривает ссобакой, как с другом. Общеизвестно, что Есенин с Зинаидой Николаевной частобывали в гостях у Василия Ивановича Качалова и эти строки обращены именно кней:
Мой милый Джим, средитвоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всехбезмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг незаходила?
Она придет, даю тебепоруку.
И без меня, в её уставясьвзгляд,
Ты за меня лизни ей нежноруку
За все, в чем был и небыл виноват.
В этом стихотворениисобака для поэта настоящий друг. Он разговаривает с ней, делится своимипереживаниями:
Дай, Джим, на счастьелапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем прилуне
На тихую, бесшумнуюпогоду.
Дай, Джим, на счастьелапу мне.
Заключение
Работая над своимрефератом, я узнала много нового и интересного о жизни и творчестве великогопоэта Сергея Александровича Есенина.
К вершинам поэзии онподнялся из глубин народной жизни. Его детство и юность прошли среди рязанскихполей. Здесь он написал свои первые стихи:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливаетвосход,
Клененочек маленькийматке
Зеленое вымя сосет.
Кто бы мог подумать, чтомальчишка выросший в простой крестьянской семье станет поэтическим сердцемРоссии. В каждом его произведении, в каждой строчке слышится и чувствуется огромнаялюбовь к родине, к народу, к своим близким.
Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи – не очень трудныедела.
Но более всего любовь кродному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Литература
1. С. Есенин. Избранное.М. «Детская литература» 1983 год.
2. Н. И. Неженец.Поэзия народных традиций. М. «Наука» 1988 год.
3. С.А. Есенин.Избранное. М. «Просвещение» 1986 год.
4. О. Есенина. Стихии проза писателей-современников поэта. М. «Правда» 1990 год.
5. В. П. Башков. Встаринном селе над Окой. М. «Просвещение» 1991 год.
6. М. Райзман. Все,что помню о Есенине. М. «Советская Россия» 1973 год.
7. Е. Наумов.С.Есенин. Жизнь и творчество. М.-Л. «Просвещение» 1965 год
8. Воспоминания о С.Есенине. Под редакцией Ю. Л. Прокушева. М. «Московский рабочий» 1975 год.
9. Сергей Есенин.Воспоминания родных. М. «Московский рабочий» 1985 год.
10. Русские писатели XX век. Большой учебный справочник. М.«Дрофа» 2003 год.