Введение
Основная тема исследования– определение роли предметно – бытовой и портретной детали в создании образовпомещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Целью данной работыбыло исследование гоголевского метода характеристики героев, социального укладачерез детали. Подробности быта героев привлекали внимание писателя и в раннихего произведениях. В «Мертвых душах» же использование художественной деталинеобычайно расширено. «Тем — то и велико создание поэмы «Мертвые души», — писалБелинский, — что в ней вскрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочамэтим придано общее значение».
В заключении делаетсявывод о том, как с помощью деталей, выставляющих с особой ясностью основныеграни героев, Гоголь, создает предельно конкретные, ярко индивидуальные типы,исключительные в то же время по широте обобщения. Каждый герой представляетособую сторону русской действительности, узнаваемую читателями именно помелочам. Кроме того, детали помогают раскрытию центральной проблемы поэмы –проблемы омертвения живой души. Герои Гоголя словно теряются в бесконечном миревещей, сами превращаются во что — то «предметное», бездуховное.
Художественный мирпоэмы «Мертвые души»
Поэма «Мертвые души»Николая Васильевича Гоголя – одно из гениальнейших произведений русскойлитературы. Ее новаторство состоит прежде всего в том, что отдельные сторонырусской жизни, с такой резкостью обрисованные Гоголем ранее, соединены имтеперь в огромное реалистическое полотно, на котором запечатлен облик всейниколаевской России, от провинциального помещичьего захолустья и губернскогогорода до Петербурга, где зло жизни выступает в неповторимой смене картин иобразов, тесно связанных между собой единством художественного замысла.
В поэме Гоголя такмного глубоко волновавших передовых русских людей проблем, так многонегодования и восхищения, презрения и лирической взволнованности, согревающегоюмора и смеха, часто бьющего насмерть, что нет ничего удивительного в том, чтоона оказалась одним из наиболее значительных произведений литературыкритического реализма первой половины XIXвека и всей совокупностью материала, тональностью, возвышенностью иблагородством цели, верой в будущее с огромной силой подействовала наобщественное сознание России.
Но произведение Гоголя,как явление большого искусства, и сегодня актуально. Непреходящее его значениев умственной и нравственной жизни человечества определяется тем, что онозаставляет задуматься не только над той жизнью, что изображена в нем, над темстрашным миром, что именуется крепостнической дворянской Россией, но и надсмыслом жизни вообще, над назначением человека.
Сам Гоголь писал В. А.Жуковскому: «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразнаякуча! Вся Русь явится в нем», — он сам определил объем своего произведения –вся Русь.
Замысел Гоголя былграндиозен: подобно Данте Алигьери, изобразить путь Чичикова сначала в «аду» — Iтом «Мертвых душ», затем в «чистилище» — IIтоми в «раю» — III том. Но этот замыселне был осуществлен до конца. До читателя в полном объеме дошел только первыйтом, в котором рассказывается о похождении «приобретателя» Чичикова,покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые изревизских списков, души.
Показывая героев втесной связи с раскрытием темы России и народа, Гоголь большое внимание уделялвоплощению той конкретной, социально – бытовой обстановки, которая породила ихи от которой они, в сущности, неотделимы. Изображение среды приобрело общуюзначимость и потому, что писатель в «Мертвых душах» касается не только судебгероев, сколько судеб социального уклада.
Общественная средараскрыта в поэме как многообразное и сложное явление. Сюда входили игосподствующие воззрения, оказывающие свое воздействие на людей, иустановившиеся нормы поведения, формы воспитания, однако с особой ясностью в«Мертвых душах» выявлено значение тех условий жизни, в которых находятся люди.Взаимоотношение человека и социальной среды для Гоголя было исходным моментом впоказе психологии и поведения действующих лиц. Их пороки происходят не извнутренней природы человека, а являются выражением конкретных жизненных условийи обстоятельств.
При рассмотренииспособов обрисовки героев в «Мертвых душах» обычно отмечают роль портретныхзарисовок и бытовых деталей, нашедших здесь исключительно мастерское изображение.Несомненно, что Гоголь уделял большое внимание бытовой среде, тщательновыписывая материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут пятьего героев; Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин.
Принципы раскрытияхарактеров помещиков
Сюжет «Мертвых душ» служит,прежде всего, средством раскрытия характеров. Автор воспроизводит такиежизненные ситуации, в которых его герои, вступая в отношения друг с другом,борясь между собою, проявляют себя в поступках, в чувствах, в переживаниях.
Основа сюжета поэмы –купля — продажа мертвых душ – и есть ключ к проявлению характеров, ибо каждыйиз помещиков и чиновник по — своему реагирует на мошенническое предложениеЧичикова. Эта реакция в наибольшей степени выявляет своеобразие того или иногохарактера. Речь в «Мертвых душах» идет не столько о Чичикове, сколько о людях,с которыми он сталкивается на пути осуществления плана. Обрисованные Гоголем сисчерпывающей полнотой характеры стали нарицательными. Художник создает ихметодом «типизации» и методом «микроскопического анализа». С изумительныммастерством Гоголь воплощает и строй высказываний, и особенности лексики.
Все исследователиуказывают на важнейший компонент Гоголевского образа — внешний портрет «героя».Гоголь описывает цвет лица, глаз волос, одежду, манеру держать себя, походку,жесты, мимику, с великим искусством распределяя свет и тени, связывая все ворганическое целое.
Не случайно своюгалерею портретов поместных владетелей Гоголь открывает изображением именноМанилова, который, на первый взгляд, кажется обладающим немалымипривлекательными чертами. Сам он искренне убежден в своей высокой духовнойорганизации, и в том, что живет в сфере высоких человеческих интересов. Припервой встрече Манилов кажется человеком видным, «черты лица его были не лишеныприятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару», вприемах и оборотах его было что — то заискивающее расположения и знакомства.
Очертив облик героя,его «примечательные» особенности, писатель в ходе повествования оттеняет, подчеркиваетнекоторые из черт. Это касается и улыбки Манилова, которая не сходит с еголица.
Впечатление, котороесоздает вначале Манилов, по мере более близкого знакомства с ним, пристального«вглядывания» в него, непрерывно меняется:
«В первую минуту разговорас ним ничего не можешь сказать: какой приятный и добрый человек! В следующуюзатем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! Иотойдешь подальше; если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».
Находясь в стороне от реальныхпроцессов жизни, Манилов создает свой иллюзорный мир; совершенно не способен ккакому – либо практическому действию; не терпит называть вещи своими именами;сентиментальная утонченность его сказывается и в лексике речи.
Выделение некоторыхглавенствующих черт не только не ограничивало полноты и конкретностиизображения действующих лиц, но как раз позволило Гоголю добиться целостного яркогораскрытия «раздробленных» характеров. Объединяя вокруг ведущих особенностей вседругие стороны образа, писатель достигал исключительной его выразительности ирельефности. Гоголь сознательно избегал изображения неясных, туманных по своимочертаниям, аморфных по художественной лепке образов. Стремление к жизненнойконкретности определялись теми большими общественными задачами, которыеписатель ставил перед собой.
Изображая повседневнуюжизнь, обыденные чувства, желания, стремления, Гоголь широко разработал методхарактеристики героев, социального уклада через портретные и бытовые детали.Раскрывая образы действующих лиц в тесной связи и зависимости их от общихусловий жизни, Гоголь стремится к максимальной выразительности различныхэлементов повествования. Ни одна из художественных деталей, которыеиспользуются писателем при изображении действующих лиц, не существует сама посебе, она всегда привлекает в неразрывной связи с образом, является средствомхарактеристики тех или иных его сторон.
Важным элементомобрисовки героя в «Мертвых душах» является и его портрет. Стремясь выпуклонарисовать действующих лиц поэмы, сделать их запоминающимися, Гоголь мастерскивоссоздает внешние черты героя, его жесты, манеру поведения. Каждый геройобладает своим особым, неповторимым обликом, который никогда не позволитсмешать его с каким – либо другим действующим лицом. Не развертывая всегоразнообразия индивидуальных особенностей героя, писатель выделяет в портретеосновное, характерное. Художественный портрет в поэме отличается скульптурнойчеткостью, ясно выраженной акцентировкой ведущих черт. Гениальная силапортретных изображений, созданных Гоголем, заключается в том, что портрет длянего является ключом к внутреннему миру героев.
По принципу выделенияхарактерных, запоминающихся деталей построено в «Мертвых душах» описаниеразличных сторон жизненного уклада героев. В доме Манилова чего – нибудь вечноне доставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольскойшелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла еенедостало, и кресла стояли обтянутые просто рогожею; впрочем, хозяин впродолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Несадитесь на эти кресла, они еще не готовы»…
Приезжая в новуюусадьбу, Чичиков каждый раз оказывается в собственном мирке. Предметно –бытовые детали точно и тонко описанные Гоголем, помогают главному герою поэмыпознакомиться с законами этого мирка. Чичикову важно понять, какой человеквстретился ему, он обращает внимание на самые мельчайшие подробности бытакаждого нового знакомого, его внешность. Картина, увиденная Чичиковым,дополняется авторскими замечаниями и описаниями. Автор проникают в глубинукаждого явления, стремясь обобщить частности. Гоголь показывает, как в каждойвещи проявляется индивидуальность героев.
Детали быта Коробочкизнакомят нас с нею раньше, чем она успевает рассказать о себе:
Комната была обвешанастаренькими обоями; картинки с какими – то птицами; между окон старинныемаленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всякимзеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенныечасы с нарисованными цветами на циферблате…»
Читателю ясно, чтокомната эта может принадлежать рачительной хозяйке, одной из тех помещиц,которые знают и счет денежкам, и своим крепостным, живут замкнуто в своемпоместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает вскопидомство.
Если маниловскаяпошлость еще как – то рядилась в узорчатые одежды выспренности, то в образеКоробочки обмельчание человека, духовная скудость «хозяев жизни» предстают всвоем естественном состоянии. В отличие от Манилова Коробочку характеризуетотсутствие всяких претензий на высшую культуру, какая – то своеобразная, весьманезатейливая «простота». Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем уже вовнешнем портрете Коробочки, запечатлевающем ее малопривлекательный внешний вид:«… Хозяйка, женщина пожилых лет, в каком – то сальном чепце, надетом наскоро, сфланелью на шее…»
А уже за завтраком «онабыла одета лучше, нежели вчера – в темном платье и уже не в сальном чепце, нона шее все так же было что – то навязано.».
Та известная житейскаянепосредственность, которая обращает на себя внимание при переходе от образаМанилова к образу Коробочки, раскрывается, прежде всего, как выражение грубогопрозаизма и обыденности, расчетливого и цепкого практицизма. Все мысли и желанияКоробочки сосредоточились вокруг хозяйственного упрочения ее поместья, вокругнепрестанного накопительства. Поместная обособленность от мира сливается тут жес жаждой обогащения. Коробочка, в отличие от Манилова, не бездеятельныйфантазер, а трезвый, вечно копошащийся у своего жилья приобретатель. Чичиковувидел в ее поместье следы умелого хозяйствования, ощутимые результаты еепостоянных забот о преумножении богатства.
Но «хозяйственность»Коробочки как раз и обнаруживает ее внутреннее ничтожество. Приобретательскиепобуждения и стремления заполняют все сознание Коробочки, не оставляя места нидля каких иных чувств. Из всего она стремится извлечь пользу, начиная отдомашних мелочей, кончая выгодной продажей крепостных крестьян. Коробочкаторгует ими, когда это кажется ей необходимым, с такою же обычной деловитостьюи расчетливостью, с какой она продает пеньку, сало и птичьи перья прохожимскупщикам. Крепостные крестьяне для нее – это, прежде всего, ее имущество,которым она вправе распоряжаться, как ей вздумается. Различие между«одушевленным» имуществом и имуществом неодушевленным не является для Коробочкисколько – нибудь существенным и решающим.
Бережливая старушка нелюбит расставаться с любой своей вещью, не использовав ее до конца, без всякогоостатка. Предложение Чичикова уступить ему мертвые души открывает передКоробочкой заманчивую перспективу извлечь выгоду и из умерших крепостных.Коробочку не столько удивляет необычность обращения Чичикова, сколько пугаетперспективность что – то упустить, не взять того, что можно выручить за мертвыедуши .
Недаром Чичиковназывает Коробочку «дубинноголовой». Эпитет этот очень метко характеризуетсущество поместной владетельницы. Находясь в стороне от широкого поток жизни,Коробочка не может, однако, не испытывать ее влияния, она пытаетсяприспособиться к жизни. Но это приспособление происходит в рамках убогоговосприятия действительности.
Погоня за выгодойпорождает хитрость и изворотливость Коробочки. Но хитрость эта носит на себепечать заскорузлой примитивности. Умея кропотливо накапливать деньжонки,Коробочка не способна понять сколько — нибудь сложные явления жизни,разобраться в них, не способна верно оценить людей, с которыми ей приходитсясталкиваться. Все, что попадает в поле ее зрения, она меряет привычными, давноустоявшимися микроскопическими мерками. Действительность в восприятии Коробочкилишена какого – то движения; никакого развития для нее реально не существует.
Точно так же, как припереключении повествования от Манилова к Коробочке, ясно ощущается внутреннеесопоставление этих образов, так и при переходе к изображению Ноздрева отчетливовыявляется контраст между Коробочкой и этим новым действующим лицом:
«Лицо Ноздрева, верно,уже сколько – нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякомувстречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и вшколе за хороших товарищей… Он и скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, какуже говорят тебе: ты… Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный». Темсамым писатель ярко подчеркивает, что изображаемое им действующее лицопредставляет собой не какой – либо уникум, печальное исключение, а обыденный,широко распространенный характер. Это тот характер, которым «кишит наша земная,подчас горькая и скучная дорога».
Оттеняя типичностьсвоего героя, писатель изображает его представителем целого разряда людей.Отсюда сопоставление героя с обширной группой лиц, встречающихся в жизни –сопоставление, которое обычно является своеобразным введение во внутренний миробраза.
В противоположностьнеподвижной поместной владетельнице, занятой откладывание целковиков иполтинников, Ноздрев отличается буйной удалью, «широким» размахом натуры. Ончрезвычайно активен, подвижен, задорен. Ни на мгновение не задумываясь, Ноздревготов заняться любым делом, всем, что только по тому или иному поводу приходитему в голову:
«В ту же минуту онпредлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотитепредприятие, менять все, что ни есть, на все, что хотите».
Активность Ноздревалишена какой – либо направляющей идеи, цели. Это активность человека, которыйсвободен от всяких обязанностей что – либо создавать, добиваться реальныхрезультатов своей деятельности. С одинаковой легкостью Ноздрев как начинает любоесвое предприятие, так и бросает его, сразу забывая о том, что еще некотороевремя назад привлекало его внимание. Увлеченье Ноздрева различными занятиямименяется весьма быстро, никогда не приводя к каким – либо положительнымследствиям. Все то, что он затевает, кончается либо пустяками, либо разногорода «историями», на которые Ноздрев большой мастер.
Сцены с Ноздревым скупына детали, отражающие крепостной быт, но вся характеристика Ноздрева дана так,что она собственно не оставляет неясностей и относительно этой стороны жизни.Нигде и ни о чем Ноздрев не признает каких – либо ограничений или сдерживающихначал. Для него существуют только его собственные желания и побуждения, которыеон ставит превыше всего. Удовлетворению этих желаний должно служить все, чтопринадлежит Ноздреву. Лишенный человеческого достоинства, он не способен хотябы в малейшей степени считаться с достоинством других людей, тем болеекрепостных крестьян. Изображая детали быта Ноздрева, Гоголь иронически оттеняетчрезвычайную привязанность его к животным, которые были предметом особых егозабот.
И потому, что Ноздревне несет в себе ничего человечески значимого, его бурное жизнепроявлениепринимает специфический характер. Всюду, где только ни появлялся Ноздрев,затевается кутерьма, сумятица, склока.
В то же время самомуНоздреву его жизнь кажется насыщенной до краев, полноценной и осмысленной. ТутНоздрев кое в чем походит на Манилова, но ноздревская бурная «активность»существенно отличается от маниловской созерцательной мечтательности. Ноздрев,любящий во всем размах, создает бесконечно преувеличенное представление о своембытии, своей деятельности, своих возможностях и успехах.
В той свободе, скоторой Ноздрев сочинительствует, есть не только развязность, но и наглость,проистекающая из коренных особенностей его характера. Не имея твердых критериевоценки людей и не видя собственно надобности в такого рода критериях, Ноздревбыстро и легко сходится с любым человеком, который встречается на его жизненномпути. Со всеми знакомыми он за панибрата, держится с ними на короткой ноге,сразу же переходя на интимные формы обращения. Каждого, кто побывал в компаниис ним, с кем он едва успел поболтать, Ноздрев считает своим приятелем и другом.Но так же, как и во всем ином, он никогда не остается верным ни своим словам,ни своим отношениям с людьми. Ноздрев принадлежит к разряду тех людей, которые«дружбу заведут, кажется, навек, но всегда почти так случается, чтоподружившийся подерется с ним того же вечера на дружеской пирушке». Превращениеиз друга в недруга, и наоборот, совершается с молниеносной быстротой.Закадычный друг Ноздрева через минуту может стать негодной дрянью, так же кактот, кто заклеймен именем подлеца, чаще всего вновь превращается в любимогодруга. Более того, в одно и то же время один и тот же человек может называтьсяи подлецом и другом. Это отсутствие у Ноздрева каких – либо устойчивыхморальных критериев, оттенено Гоголем.
Само по себе стремлениевносить хаос, сумятицу, желание всюду пакостить выразительно характеризуетнравственный облик Ноздрева. Но с этим соединяются и другие черты, раскрывающиеего полную аморальность. То, что Ноздрев нечист на руку, это широко известно вкругу его знакомых, он достаточно зарекомендовал себя с этой стороны. По частишулерства Ноздрев – не дилетант, а человек, обладающий опытом, непрестанносовершенствующий свое «искусство».
Разнообразие типовничтожных, пошлых людей, изображенных в «Мертвых душах», показывает то, какглубоко Гоголь освещал крепостническую действительность, безжалостно осмеивая«хозяев жизни». Обличение казалось не только их бездеятельности, оторванностиот действительности, к чему нередко сводят содержание образов помещиков;гоголевская сатира затрачивала более широкий круг явлений и сторон жизни.
Собакевича же никакнельзя причислить к людям, которые витают в облаках, тешат себя иллюзиями.Наоборот, он обеими ногами стоит на земле, весьма трезво оценивает людей ижизнь. Когда это необходимо, Собакевич умеет действовать и добивается того,чего он хочет. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь оттеняет то,что здесь все «было упористо, без пошатки, в каком – то крепком и неуклюжемпорядке». Основательность, фундаментальность – отличительные черты, как самогоСобакевича, так и той бытовой обстановки, которая его окружает.
Одновременно с тем, навсем его жизненном укладе, начиная с деталей быта, лежит печать неуклюжести,уродливости. Мебель в доме Собакевича «имела какое – то странное сходство ссамим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепыхчетырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самоготяжелого и беспокойного свойства, словом, каждый предмет, каждый стул, казалосьговорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!».
Мелкие подробности,детали, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с необыкновенныммастерством, помогают читателю не только перенестись в тот мир, в которыйвводит автор, но и понять душу героя – грубую, неуклюжую.
Физическая крепость иуродливая неуклюжесть выступают и в облике самого Собакевича:
«Когда Чичиков искосавзглянул на Собакевича, он ему на этот раз весьма оказался похожим на среднейвеличины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьегоцвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он вкривь и вкось и наступалбеспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает намедном пятаке». И здесь внешний облик героя открывает перед читателемопределенные стороны его духовного склада – грубость и упрямство, преобладаниеживотного начала.
У Собакевичаподчеркиваются его неуклюжие движения. Выделение особенных черт придаетзамечательную выразительность портрету Собакевича – хитрого и пронырливогодельца.
Сравнение с медведемимеет не только внешний характер; оно подводит к раскрытию его психологическихособенностей. Животное начало главенствует в натуре Собакевича и непомышляющего ни о каких высоких духовных запросах. Он далек от философии,мечтаний и порывов. По твердому его убеждению, единственным жизненным деломможет быть только забота о собственном существовании, которое он также несклонен усложнять.
Насыщение желудка здесьстоит на первом плане и является тем важнейшим моментом, который, в сущности,определяет содержание и смысл его жизни.
Отвергая излишниемудрствования, Собакевич держится твердого и расчетливого практицизма. Вотличие от Коробочки Собакевич хорошо понимает окружающую обстановку, знаетлюдей. Это хитрый и наглый делец.
Стремясь достигнутьнужных результатов, Собакевич никого и ничего не хочет стесняться. Глубокоелицемерие опытного дельца свойственно ему в такой же мере, как и откровенностьциника.
Различные люди, скоторыми ему приходиться встречаться, по убеждению Собакевича, нисколько неотличаются друг от друга, все они в равной мере мошенники и надуватели. Тутпроявляется своеобразный нигилизм торгаша, нигилизм хозяина – приобретателя.Даже воображение не подсказывает ему ни образов благородных людей, ни честных,прямых отношений между ними. Он обладает способностью активного действия, онумеет устроиться в жизни, но именно в этом образе художник с особой силойобнажил низменные чувства и стремления.
Подобно Коробочке иСобакевичу, Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им оннаходится во власти эгоистических чувств и желаний. Но эти эгоистические чувстваи желания приобретают у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти, довлеющей надвсем скупости. Накопление вещей, вещественных ценностей становится для негоединственной жизненной целью, вне которой решительно ничего не существует.Ненасытная жадность собирателя ведет к тому, что он теряет ощущение значимостивещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное от несущественного. Притакой внутренней обесцененности предметного мира особую притягательностьнеизбежно приобретает малозначительное, несущественное, ничтожное; на нем исосредотачивает свое внимание Плюшкин. В стремлении укрепить своеблагосостояние Плюшкин превращается в преданного, неутомимого раба вещей, рабасвоей страсти. Жажда накопления толкает его на путь всяческих ограничений и вотношении самого себя. Страшась разорения, Плюшкин наводит суровую «экономию» ив своем собственном быту. Он не позволяет себе ни малейших излишеств и, большетого, готов питаться впроголодь, одеваться во всякое тряпье, ограничить допредела всякие другие расходы.
Сам Плюшкин неиспытывал никаких особых неприятных ощущений от этих ограничительных мер,которые он добровольно наложил на себя. Страсть к расширению богатстванастолько захватила его, что он не хотел замечать и того, что казалось еголично. Стороннему взгляду Плюшкин представляется существом, до крайностиаморфным и неопределенным:
«Пока он (Чичиков)рассматривал все странное убранство, отворилась боковая дверь, и взошла та жесамая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорееключник, чем ключница: ключница, по крайней мере, не бреет бороды, а этот,напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок снижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какоючистят на конюшне лошадей». При всей аморфности облика Плюшкина в целом егопортрете выступают отдельные резкие черты. В этом соединении общейбесформенности с резко выделяющимися признаками и есть весь Плюшкин.
Но с особым вниманиемпри обрисовке плюшкинского портрета писатель останавливается на костюме героя:
« Гораздо замечательнейбыл наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чегосостряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились изалоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двухболтались четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее унего тоже было повязано что – то такое, которого нельзя было разобрать: чулокли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук».
Описание это живораскрывает важнейшую черту Плюшкина – его всепоглощающую скупость. В образеПлюшкина Гоголь гениально показал и силу пагубной страсти, и ее постепенноевозрастание.
Одна из важных идейпоэмы – идея вещи, порабощающей человека. Но Плюшкин не всегда был жадным игрубым скупцом; когда – то он слыл бережливым хозяином и хорошим семьянином,отличался опытностью и знанием света. Тупым скрягой он стал вследствиежизненных обстоятельств и условий. В отличие от других поместных владетелей,которые взяты вне их биографий, Плюшкин изображен в процессе развития; егобиография отображала то, до какой глубочайшей деградации может дойти человек вопределенных условиях своего жизненного существования.
Ненасытная скупостьразрушает всякие человеческие связи, всякое общение Плюшкина с людьми.Поглощенный единственной заботой своей жизни, Плюшкин не испытывает никакойпотребности ни в дружеских отношениях, ни в связях с окружающим миром. Ко всем,кто посещает его имение, он относится с явным подозрением, видя в любом посетителесвоего недоброжелателя и даже потенциального врага:
«Я давненько не вижугостей, — сказал он, да, признаться сказать, в них вижу мало проку. Завелипренеприличный обычай ездить друг к другу в гости, а в хозяйстве – то упущения…да и лошадей их корми сеном!»
Страшная скупостьсоздала непроходимую пропасть между Плюшкиным и его детьми; по отношению к нимон не желает пойти даже на самые незначительные поступки.
Оборвав связи сокружающим миром, Плюшкин остается одиноким в своем стяжательстве, замкнутым в своемхолодном эгоизме. Он постоянно объят страхом даже не за собственную участь,сколько за сохранность своих вещей.
Изображая Плюшкина,Гоголь ярко показывает бедственное положение его крестьян. Отражение жизникрепостных людей мы находим в разных местах главы, посвященной Плюшкину. Посуществу, эта тема проходит через все описание деталей его быта, егопсихологического облика и поведения. Она раскрывается не только в беседахПлюшкина с Чичиковым, но и в сценах с Прошкой, с Маврой, в изображении отдельныхярких картин и деталей.
Заключение
гоголевскийгерой художественный поэма
При чтении «Мертвыхдуш» хочется порой выкликнуть, подобно многим гоголевским героям: «Черт знает,что такое!» — и отложить книгу. Удивительные детали вьются, словно затейливые узоры,и увлекают нас за собой. И только смутное недоумение, и голос здравого смыслане позволяют читателю окончательно поддаться привлекательной абсурдности ипринять ее как нечто само собой разумеющееся. В самом деле, мы невольнопогружаемся в мир деталей и лишь потом вдруг осознаем, что они странны докрайности.
Действительно, «Мертвыедуши» демонстрируют нам все многообразие подобных «мелочей» — детали пейзажные,портретные, детали интерьера, развернутые сравнения, опять – таки изобилующиедеталями.
Детализацияизображенных явлений стала важным художественным приемом для писателя,решившего «вызвать наружу всю огромную, потрясающую картину мелочей, опутавшихнашу жизнь». Яркая, запоминающаяся деталь заставляет читателя присмотреться кгерою, внимательнее вглядеться в его внутренний мир. Все персонажи поэмыотражаются в окружающих их предметах.
Особый акцент делаетавтор на изображаемых деталях, вносящих диссонанс в уже намеченный образ. Онипоказывают потаенные черты характера героя, которые, тем не менее, обязательнодолжны быть замечены.
Казалось бы, небольшиеи, на первый взгляд, неважные детали участвуют в создании целостной системыобразов в произведении. Именно через часть Гоголь изображает целое – среду,обстановку, в которой формировались характеры героев и которая наполненарезультатами их жизненной практики и общественной деятельности.
Образы помещиков,созданные писателем, исторически конкретны. Они несут в себе самыесущественные, типичные признаки духовного вырождения поместного дворянства. Но,в то же время, в них отразились общечеловеческие пороки. Вот почему герои из«Мертвых душ» стали нарицательными.
Праздного мечтателя,фантазера, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называемМаниловым; лгуна, хвастуна, дебошира – Ноздревым; жадного скрягу – Плюшкиным;неповоротливого увальня, наступающего всем на ноги – Собакевичем; умственноограниченного человека – «дубинноголовым».
Таким образом, каждыйгерой представляет особую сторону русской действительности, узнаваемую читателемименно по мелочам. Кроме того, детали помогают раскрытию центральной проблемыпоэмы – проблемы омертвения живой души. Герои Гоголя как будто теряются вбесконечном мире вещей, сами превращаются во что – то «предметное»,бездуховное.
Список используемойлитературы:
1. Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений. Изд – во «Художественная литература»; М.,1967.
2. В.Г. Белинский. Собрание сочинений. М., 1962.
3. ГогольН.В. Полное собрание сочинений. В 8 томах. Изд – во «Художественнаялитература»; М., 1967.
4. БелинскийВ. Г. Полное собрание сочинений. В 13 томах. М., 1955.
5. Вершины.Книга о выдающихся произведениях русской литературы. Составление и общаяредакция С. И. Машинского. М., 1978.
6. ЗолотоусскийИ. П. Гоголь. М., 1979. (серия «Жизнь замечательных людей»)
7. МаннЮ. В. О поэтике «Мертвых душ» — В сб.: Русская классическая литература. М.,1969.
8. ХрапченкоМ. Б. «Мертвые души» Н. В. Гоголя. М., 1952.
9. ДокусовА. М., Качурин М. Г. Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. М.,«Просвещение»; 1982.
Реферат
Основная темаисследования – определение роли предметно – бытовой и портретной детали всоздании образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Целью данной работыбыло исследование гоголевского метода характеристики героев, социального укладачерез детали. Подробности быта героев привлекали внимание писателя и в раннихего произведениях. В «Мертвых душах» же использование художественной деталинеобычайно расширено. «Тем — то и велико создание поэмы «Мертвые души», — писалБелинский, — что в ней вскрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочамэтим придано общее значение».
Не случайно своюгалерею портретов поместных владетелей Гоголь открывает изображением именноМанилова, который, на первый взгляд, кажется обладающим немалымипривлекательными чертами. Сам он искренне убежден в своей высокой духовнойорганизации, и в том, что живет в сфере высоких человеческих интересов. Припервой встрече Манилов кажется человеком видным, «черты лица его были не лишеныприятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару», вприемах и оборотах его было что — то заискивающее расположения и знакомства.
Детали быта Коробочкизнакомят нас с нею раньше, чем она успевает рассказать о себе:
«Комната была обвешанастаренькими обоями; картинки с какими – то птицами; между окон старинныемаленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всякимзеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенныечасы с нарисованными цветами на циферблате…»
Читателю ясно, чтокомната эта может принадлежать рачительной хозяйке, одной из тех помещиц,которые знают и счет денежкам, и своим крепостным, живут замкнуто в своемпоместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство.
Точно так же, как припереключении повествования от Манилова к Коробочке, ясно ощущается внутреннеесопоставление этих образов, так и при переходе к изображению Ноздрева отчетливовыявляется контраст между Коробочкой и этим новым действующим лицом:
«Лицо Ноздрева, верно,уже сколько – нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякомувстречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и вшколе за хороших товарищей… Он и скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, какуже говорят тебе: ты… Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный». Темсамым писатель ярко подчеркивает, что изображаемое им действующее лицопредставляет собой не какой – либо уникум, печальное исключение, а обыденный,широко распространенный характер. Это тот характер, которым «кишит наша земная,подчас горькая и скучная дорога».
Собакевича же никакнельзя причислить к людям, которые витают в облаках, тешат себя иллюзиями.Наоборот, он обеими ногами стоит на земле, весьма трезво оценивает людей ижизнь. Характеризуя бытовой уклад жизни Собакевича, Гоголь оттеняет то, чтоздесь все «было упористо, без пошатки, в каком – то крепком и неуклюжемпорядке». Основательность, фундаментальность – отличительные черты, как самогоСобакевича, так и той бытовой обстановки, которая его окружает.
Одновременно с тем, навсем его жизненном укладе, начиная с деталей быта, лежит печать неуклюжести,уродливости. Мебель в доме Собакевича «имела какое – то странное сходство ссамим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепыхчетырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самоготяжелого и беспокойного свойства, словом, каждый предмет, каждый стул, казалосьговорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!».
Подобно Коробочке иСобакевичу, Плюшкин поглощен заботами о накоплении богатств; подобно им оннаходится во власти эгоистических чувств и желаний. Но эти эгоистическиечувства и желания приобретают у Плюшкина характер всеобъемлющей страсти,довлеющей над всем скупости. Накопление вещей, вещественных ценностейстановится для него единственной жизненной целью, вне которой решительно ничегоне существует. Ненасытная жадность собирателя ведет к тому, что он теряетощущение значимости вещей, перестает отличать важное от мелочи, полезное отнесущественного. При такой внутренней обесцененности предметного мира особуюпритягательность неизбежно приобретает малозначительное, несущественное,ничтожное; на нем и сосредотачивает свое внимание Плюшкин. В стремлении укрепитьсвое благосостояние Плюшкин превращается в преданного, неутомимого раба вещей,раба своей страсти.
Детализацияизображенных явлений стала важным художественным приемом для писателя,решившего «вызвать наружу всю огромную, потрясающую картину мелочей, опутавшихнашу жизнь». Яркая, запоминающаяся деталь заставляет читателя присмотреться кгерою, внимательнее вглядеться в его внутренний мир. Все персонажи поэмыотражаются в окружающих их предметах.
Особый акцент делаетавтор на изображаемых деталях, вносящих диссонанс в уже намеченный образ. Онипоказывают потаенные черты характера героя, которые, тем не менее, обязательнодолжны быть замечены.
Казалось бы, небольшиеи, на первый взгляд, неважные детали участвуют в создании целостной системыобразов в произведении. Именно через часть Гоголь изображает целое – среду,обстановку, в которой формировались характеры героев и которая наполненарезультатами их жизненной практики и общественной деятельности.
Образы помещиков,созданные писателем, исторически конкретны. Они несут в себе самыесущественные, типичные признаки духовного вырождения поместного дворянства. Но,в то же время, в них отразились общечеловеческие пороки. Вот почему герои из«Мертвых душ» стали нарицательными.
Праздного мечтателя,фантазера, не умеющего и не желающего заниматься полезным делом, мы называемМаниловым; лгуна, хвастуна, дебошира – Ноздревым; жадного скрягу – Плюшкиным;неповоротливого увальня, наступающего всем на ноги – Собакевичем; умственноограниченного человека – «дубинноголовым».
Таким образом, каждыйгерой представляет особую сторону русской действительности, узнаваемуючитателем именно по мелочам. Кроме того, детали помогают раскрытию центральнойпроблемы поэмы – проблемы омертвения живой души. Герои Гоголя как будто теряютсяв бесконечном мире вещей, сами превращаются во что – то «предметное»,бездуховное.