Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Романтизм в живописи и литературе русских художников и поэтов первой половины XIX века

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
Лицейим. В.Г. Сизова
Экзаменационнаяработа (реферат) за курс основной школы.
Романтизмв живописи и литературе русских художников и поэтов первой половины XIXвека
Автор
АбдуллаеваГюлай
Г.Мончегорск 2010г.

Введение
Мояработа называется «Романтизм в живописи и литературе русских художников ипоэтов первой половины XIXвека». Почему я обратилась к ней?
Вначале учебного года меня заинтересовала тема «Русский романтизм», котораяизучалась на уроках литературы. Осваивая романтизм, как творческий метод поэтовпервой половины XIX века, япознакомилась с ранним творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и В.А.Жуковского, последний являлся родоначальником русского романтизма. Меня увлекличарующие стихи, насыщенные символикой и фантастикой, проникнутые каким-тонеземным и сладким голосом, поющим про любовь, одиночество и вечный покой.Открытая поэтами-романтиками тема в литературе, получила свое развитие и втворчестве художников, а так как я увлеклась живописью, мне захотелосьсоединить поэтов и художников, работающих в одном направлении, дополняющих другдруга. Я обратилась к творчеству моего любимого художника-мариниста И.В.Айвазовского, и нашла созвучие между его строками Пушкина и Жуковского. А вкниге Суздалева П.К. «Врубель и Лермонтов» я нашла много материала о картинахВрубеля к моей любимой романтической поэме Лермонтова «Демон».
Цельработы:
Ø  сопоставивпоэтические строки и полотна художников, увидеть богатство изобразительныхсредств используемых художниками слова и кисти;
Ø  выявить,как они дополняют друг друга.
Задачи:
Ø  проанализироватьлитературные произведения поэтов-романтиков в сопоставлении с картинамихудожников;
Ø  найтиточки соприкосновения;
Ø  обобщитьи создать реферат с элементами исследования и презентацию.

1.О романтизме как направлении культуры
Романтизмкак направление культуры сформировался в Европе на рубеже XVIII– XIX веков. Предметом изображенияромантиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героемромантических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, вкотором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениямо жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темыодиночества, бегства от действительности, поиск идеала, внутренней и внешнейсвободы. Существует два типа романтизм: немецкий – созерцательный, философскийи английский – активный, мятежный, богоборческий. Знаменитый французскийживописец Эжен Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даеттолько намек, является лишь мостом между душою художника и душою зрителя».
Известныехудожники — романтики Западной Европы первой половины XIXвека:
ЭженДелакруа (1798-1863), Франция
ФилиппОтто Рунге (1777-1810), Германия
УильямТернер (1775-1851), Англия
Внашей стране романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIXвека. Он в отличался от западноевропейского. Настоящей причиной сталаОтечественная война 1812г., в которой проявилась вся сила народной инициативы.Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольныедействительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825г. Этот поступоктоже не проел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годыстали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.

1.1Романтизм в России
Основные свойства:
— преобладаниесубъективного над объективным;
— стремление невоссоздавать, а пересоздавать действительность;
— тяга к выдвижению напервый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).
Черты:
— провозглашениечеловеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечностичеловеческой индивидуальности;
— взгляд на жизнь«сквозь призму сердца»;
— интерес ко всемуэкзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
— склонность отражать«ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;
— тяготение кфантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического итрагического, обыденного и необычного;
— мучительноепереживание разлада с действительностью;
— отказ от обыденного;
— стремление личности кабсолютной свободе, к духовному совершенству, к непостижимому идеалу всочетании с пониманием несовершенства мира;
-пафос вольности иборьбы.
Новый тип мировоззрения– эстетический (творческий в своей основе).
В основе эстетики –отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника иправа на преображение реальности. Защита творческой свободы автора.Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание иформа неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания).
Романтизм связан собновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы,фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счетвведения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения,активнейшее развитие лирики.
Синтез искусств,разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Появился в России в 1-йчетверти XIX в. (В.А. Жуковский,А.И. Одоевский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, молодой А.С. Пушкин, молодойМ.Ю. Лермонтов).
1.2 Истоки русскогоромантизма
/>

2. Романтизм втворчестве А.С. Пушкина и И.К. Айвазовского
2.1 Романтическаялирика в период Южной ссылки (общая характеристика)
Романтическоенаправление в творчестве Пушкина особо ярко прослеживается в период его Южнойссылки (1820-1824).Ведущее положение в «южной» лирике Пушкина занялиромантические жанры: элегия и дружеское стихотворное послание. Привлекал его ижанр романтической баллады («Песнь о вещем Олеге»). Внутренний мир опальногопоэта особенно полно раскрылся в элегиях. Элегия «Погасло дневное светило…»,«Мне вас не жаль, года весны моей…», «Редеет облаков летучая гряда…» и «Япережил свои желанья…» — как бы романтические эпиграфы к новой главе творческойбиографии Пушкина. В них проведена резкая грань между петербургскими годами,наполненными дружеским общением, пирами, радостями любви, и новой жизнью «подбурями судьбы жестокой», «в изгнанье скучном», «вдали друзей вольнолюбивых».Как всегда, лирика Пушкина автопсихологична. Романтическая образность сталастилевым эквивалентом мироощущения Пушкина.
Настоящее казалосьссыльному поэту бесприютным, унылым и неопределенным. Часто возникалипсихологические параллели со знаменитыми опальными поэтами – древнеримскимпоэтом Овидием и современниками, Байроном и Е.А. Баратынским. Яркие образыизгнанников и странников, созданные Пушкиным в послании «К Овидию» (1821), висторической элегии «Наполеон» (1821), в дружеских посланиях к Баратынскому(1822), подчеркнули символический смысл его собственной судьбы.
Многие жанровыеособенности элегий (исповедальность, быстрая смена чувств и эмоций,фрагментарность) характерны и для посланий. Для Пушкина они были естественнойформой обращения к далеким петербургским друзьям и новым знакомым. Кругадресатов дружеских посланий чрезвычайно широк: А.А. Дельвиг, Н.И. Гнедич, П.А.Катенин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский. П.Я. Чаадаев, Ф.Н. Глинка, Ф.Ф. Юрьев,Я.М. Толстой, В.Ф. Раевский, В.Л. Давыдов и др. Послания легко превращались вписьма-исповеди. В них поэт размышлял о своей жизни в изгнании, вспоминалсладостные минуты общения с друзьями. Послания «К Овидию», «К моейчернильнице», «Послание цензору»- раздумья о превратностях судьбы, о творчествеи положении дел в литературе.
В романтической лирикезапечатлен неповторимый психологический облик самого Пушкина. В поэмах быласоздана романтическая модель действительности, ставшая актуальной для многих русскихпоэтов-романтиков. Поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья разбойники»(1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) и «Цыганы» (закончены в 1824г.В Михайловском) – главное достижение Пушкина в период Южной ссылки. Несмотря наразноречивые оценки читателей и критиков, поэмы упрочили славу Пушкина какпервого поэта России.
Испытав сильнейшеевлияние личности и творчества Д.Г. Байрона, Пушкин преобразил русскуюромантическую поэзию. Он встал у истоков нового – активного, бунтарского –течения в русском романтизме. Главной особенностью этого течения, отличавшейего от созерцательного, элегического романтизма 1810-х гг., стало иноеотношение к действительности. Не уход от реальности, выражавшийся в мистическомпереживании одиночества, вдохновлял Пушкина-романтика. В его произведениях – влирике и особенно в поэмах – на первом плане гордый, свободолюбивый человек вконфликте с окружающей действительностью. Пушкин создал образы романтическихгероев (пленник, Алеко), стремящихся порвать с цивилизацией, найти новыежизненные ценности (свобода, близость к природе, любовь-страсть). Егопривлекали гордые, волевые люди, бросающие вызов судьбе (таковы помимо герояпоэмы «Кавказский пленник» и Алеко, Земфира в «Цыганах», Зарема в«Бахчисарайском фонтане»). В романтической лирике Пушкина 1829-1824 гг. темасвободы занимала особое место.
Поэтическим итогомразмышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанныхс ней, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза,шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалась со свободой. Морене раз становилось прозрачной аллегорией свободы политической или личной. Но вэтом стихотворении «свободная стихия» — не аллегория, а емкий символ свободы,не поддающийся какой-либо однозначной трактовке.
Море — символ любойприродной и человеческой стихии. В его своенравии явлены неукротимая воля, мощьи непредсказуемость мировой стихии, окружающей человека. Оно вызываетассоциации и со «стихиями» общественной жизни: бунтами, революциями,восстаниями. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежнымипорывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душепоэта-романтика и почитаемых им «гениев»: Байрона и Наполеона.
Но море – это и символчеловеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Длятого чтобы подчеркнуть безграничность моря-жизни, Пушкин Называет его«океаном», огромной водной пустыней. Поэта может поразить в ней только «однаскала, гробниц славы» — остров Св. Елены, где «угасал Наполеон».
Образ «свободнойстихии» — психологический символ, тонко передающий внутренний мир поэта. Онразмышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море – «друг»»,своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, этоединственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Искренний лирическийтон обращения к морю делает стихотворение близким к жанру элегическогопослания: поэт делится с морем, как с другом, самым сокровенными думами ичувствами. Стихотворение содержит 2 контрастных чувств: глубокую грусть отпрощания с морем, от несбывшихся надежд (было написано перед отъездом вМихайловское). Поэт прощается не только с любимым морем, но и с очень важным вего творчестве периодом – романтизмом. И, второе чувство, которое владело им, — твердость духа, неукротимая гордость и свободолюбие.
Таким мы видим поэта накартине Айвазовского и Репина «Прощай, свободная стихия!» Название взято из стихотворенияПушкина «К морю! Мятежного, неукротимого поэта изобразил Репин. Под статьпоэту, его темпераменту, твердости духа и силе воли, морская стихия визображении Айвазовского.
Выдающийсяживописец Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) вошел в историю мировогоискусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа,передающий на полотне красоте и мощь морской стихии. (прил.1)
Вблистательных картинах И.К. Айвазовского ярко воплотились романтические идеалыупоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью человеческого духа и умениемсражаться до конца. Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночныеморские пейзажи.
Неповторимыеночные марины Айвазовского «Лунная ночь на море», «Восход луны» — эта темапроходит через все творчество Айвазовского. Эффекты лунного света, саму луну,окруженную легкими прозрачными облаками или проглянувшую сквозь разорванныеветром тучи, он умел изображать иллюзорной точностью. Образцы ночной природыАйвазовского – одни из самых поэтических изображений природы в живописи. Частоони вызывают поэтические и музыкальные ассоциации.

3.Певец романтизма (1783-1852) В.А. Жуковский
В.А.Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало,сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в егоистинной певучести, звучности и музыке стиха.
ВасилийАндреевич был образованнейшим человеком, что позволило ему, обладавшемунесравненным даром переводчика, сделать доступным для русского читателя многиелучшие образцы немецкой и английской поэзии. В то время это имело особенноезначение, так как до него в русской литературе преобладали лишь переводы сфранцузского. Жуковский перевел Шиллера, Байрона и многих других поэтов.
Жуковский– создатель романтического пейзажа
Создательромантического пейзажа с его таинственным сумеречным колоритом, В. Жуковскийвпервые последовательно поэтизирует «обратную» сторону природы, скрытую отклассицистического «дневного» созерцания: не солнце, а луну, не свет, а мглу,не восход, а закат («Вечер»,1806; «Ночь» 1823). Жуковский открыл поэзиюугасающего дня, «вечерние земли преображенье» («Невыразимое», 1819; «Сельскоекладбище», 1802). Миросозерцанию поэта близок именно закатный час, визображении которого он остался непревзойденным мастером. Жуковский – один изсамых «лунным» русских поэтов, воспевший ночное светило более чем в 10стихотворениях и создавший в своем «Подробном отчете о луне…» (1820)своеобразнейшую стихотворную энциклопедию лунных мотивов в собственномтворчестве.
Онввел в русскую поэзию тихую водную гладь, колебание воздушных струй – «дрожаниевод блестящих», «воздушную лазурную пелену», «тонкий белеющий пар», туодушевленную атмосферу, текучие, зыбкие, переходные состояния природы, которыеделают его близким импрессионистической поэтике Фета, а отчасти и Пастернака.Пейзажная тема Жуковского – веяния, дуновения, струи, одним словом, эфирная,почти неосязаемая наполненность природы, ее летучее дыхание. «Шорох тихихтеней»в балладе «Людмила» (1808) – своего рода формула пейзажа у Жуковского,склонной поэтизировать едва слышимое и едва видимое – «шорох теней», бытиеприроды за гранью грубой вещественной натуры, в идеальном и пребывающем, какзвезда, в эфирном и бесплотном, как тишина («звезды небес, тихая ночь»).
Жуковский– создатель русской поэтической флоры, внесший в пейзаж обилие растительныхмотивов, среди которых излюбленные – гибкие, «вьющиеся», женственные ивы,березы, а также цветы – роза, фиалка. У Жуковского многие явления природывыступают в качестве символов, знаменуют высокие состояния души: мотылек,лебедь, вообще «птичка», вообще «цветок» как воплощенное бессмертие,нездешность, порыв в запредельное.
3.1Баллады Жуковского
БалладыЖуковского открыли романтическое течение в русской литературе, создали оригинальнуюжанровую традицию: фантастически напряженный ход событий, драматизированныйсюжет, моралистический итог, откровенная условность авторской позиции.
Воснове эстетики баллады лежит представление об ужасном событии в судьбечеловека, оно реализуется у романтиков в образах привидений, мертвецов, которыеоживают в гробах, мертвых женихов, скачущих ночью на коне за невестой; сатаны,являющегося за душой грешника, злодеев, продавших душу ребенка дьяволу.Действие происходит в особой полуфантастической обстановке: кладбище,разверстые могилы, каркающие вороны, багровая луна, освещающая пляшущих духов искелеты, ночной лес.
Поэтикафантастического и ужасного, атмосфера тайны, проблемы справедливости,возмездия, верности долгу, любви и бескорыстия – основные слагаемые новогохудожественного мира, открывшегося русскому читателю в балладах Жуковского.
Жизнькак постоянное противостояние судьбе, как поединок человека и обстоятельств,которые одерживают верх над ним, трагическая обреченность человека, наличиенеподвластной человеку силы рока – такова этико-философская проблематикабаллад.
Основабалладного сюжета заключена в преодолении человеком преград между посторонним ипотусторонним миром.
3.2Элегии Жуковского
Излюбленныежанры произведений Жуковского – элегия и баллада. Например, элегия «Вечер» — вней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирическогогероя. Поэт- певец осознает себя другом сел и противником городской формыцивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одногоиз самых близких друзей. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбупоэта, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:
МнеРок судил: брести неведомой стезей,
Бытьдругом мирных сел, любить красы Природы.
Дышатьпод сумраком дубравной тишиной
И,взор склонив на пены воды,
Творца,друзей, любовь и счастье воспевать.
Опесни, чистый плод невинности сердечной!
Жуковскийвоспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже какбы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонкооткликающихся на разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этотприродный мир, вызывающий в лирическом «я» прихотливые и изменчивые переживанияи настроения, составляет собственно содержание элегии. «Вечер» — являет собойновый по методу и по приемам психологического рисунка тип романтическоготекста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призванывыразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт,особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях нажизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIIIв. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического «я» вих особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:
Какспит с прохладою растений фимиам!
Каксладко в тишине у брега струй плесканье!
Кактихо веянье зефира по водам!
Игибкой ивы трепетанье!
Движениеприроды в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосноватьсмену настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природывызывает меланхоличное воспоминания о дружбе, о счастье «юных дней», об умершихдрузьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летнейночи задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений,связанных с ощущением близящейся смерти. Текст элегии поэтому лишен бытовойконкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяетусловными: соловей – мифологическая «Филомела», пахарь – «оратай», колокольня –«башня», общение друзей – «Вакхов пир». Романтизм, как и сентиментализм, иклассицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключаласьпреемственность эстетического опыта людей XVIIIи XIX вв.
Вэтой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описаниячувств и стремлений лирического «я» как одухотворенных существ, которые могутдействовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также черезотождествление жизни человека и природы.
Элегия«Вечер» принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размереннонеторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепеннопревращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенкиизображаемого и выражаемого. И это не случайно, т.к. в «Вечере» авторскаясубъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности,утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождениив этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX– начала XX в.
Ещеодним из важнейших романтических манифестов Жуковского является элегия 1822 г.«Море».
Поначалустихотворения кажется лишь пейзажной зарисовкой. Поэт с берега очарованновзирает на южное летнее море. Но пейзаж оказывается странным, в нем нетконкретности: безмолвное море и светлое небо соседствует с темными тучами ибеспокойными волнами. В чреде которых попеременно возникает то утренний, товечерний свет. Источником очарования лирического «я» становятся изменения в«поведении» природных стихий. Обладая исключительной отзывчивостью на этиизменения, поэт в своих ощущениях становится как бы зеркальным отражениемприроды. «Я» и природа существуют в процессе этих изменений как одно целое.
Запейзажным полотном явственно скрывается иносказание. Море близко душе поэтатак, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии:морская бездна и бездна лирического «я». Аналогично тому, как море отражает всвоих волнах лазурь неба и блещет светом его звезд, как оно тянется к небу из«земной неволи», человек не может существовать без того, что выше его и чтодает ему право на жизнь. «Смятенная любовь» и «тревожная дума», таящиеся вглубине моря, обращено к «далекому светлому небу» и вне этой устремленностилишены сколько-нибудь возвышенного начала. Жизнь моря предстает у Жуковского всвете ирреальной устремленности «мировой души» к всеобщему единству ицелостности, которую не удается восстановить. Море «чисто» чистотою неба,лазурно его «светозарной лазурью». Когда небо «ласкают» золотые облака, оно«радостно блещет» звездами неба, когда же налетает буря, то «бьется и «воет»,потому что «темные тучи» хотят отнять у него «ясное небо».
Жуковский- романтик предельно четко выразил основы элегического романтизма: тоска вразлуке, томление по встрече с возлюбленной, растворение сознания в воображениии месте, особое состояние природы, стремление романтического героя квозвышенному идеалу.

4.Рожденные романтиками. М.И. Лермонтов и М. А. Врубель
Бываютв жизни странные совпадения событий, но проходят десятилетия, века, и то, чтоказалось странным, чудесным, становится доступным пониманию явлениемнеобходимой преемственности в истории культуры.
В1856 году в одном провинциальном немецком городе вышло в свет первое изданиепоэмы «Демон» бывшего поручика Михаила Юрьевича Лермонтова, и том же году вОмске, в семье штабс-капитана пехотного полка Александра Михайловича Врубеляродился сын – будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так,что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравшийноворожденного своим новым пророком.
«Моядуша, я помню, с детских лет чудесного искала…» — в этой строке слышитсяисповедь юного поэта-романтика. И Врубель с детских лет искал вокруг себячудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову он родился с романтическойдушой, но через 15 лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для историиРоссии время.
Вих детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которыхнаследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость; обоихзачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всемдругим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и романов. В нихрано проснулось и росло ненасытное воображение; они становились настоящимигероями вымышленных историй и, отдаваясь со всей пылкой страстью игре, котораядля них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекализа собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но нередко они впадалив мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал вбеседку с акациями в саду, Врубель незаметно уходил в свою комнату или вдедовскую библиотеку

Такцарства дивного всесильный господин –
Ядолгие часы просиживал один…
Внезапная отрешенностьи задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, возникавшие независимоот условий и обстоятельств, когда пылкое воображение вдруг захватывает сознаниечеловека целиком и переносит в иной мир, — все это было у поэта, и у художникаеще в годы детства как следствие сходной наследственности их романтическихнатур.
Нельзя не обратитьвнимания на черты сходства и различия в том, как происходило воспитание будущихвеликих художников: Лермонтов был окружен в доме своей бабушки сверстниками, скоторыми учился, играл и которыми верховодил; домашнее воспитание Врубеля шлопол наблюдением отца и мачехи – хорошей пианистки. Разумеется, в крупном именииСтолыпиных Тарханы Лермонтов был слишком ласкаем бабушкой, а в многодетнойсемье небогатого офицера, в казенных квартирах в Омске, Астрахани, Саратове, Одессе,куда служба отца перемещала семью, Врубель не мог быть так балован. И все же иВрубель был верховодом братьев, сестер и товарищей домашних игр, хотя старшейиз детей в семье была его сестра Анна Александровна, посвятившая потом всю своюжизнь брату-художнику. Еще в детские годы и Лермонтов и Врубель моглипочувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву ина Кавказ – Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу –Врубель. Потом художник много ездил и по своей стране и за границей, он жил вГермании, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, ихотя мало писал чисто пейзажных картин, но природу он любил и понимал не менееглубоко, чем поэт.
И Лермонтов, и Врубельполучили основательное образование, но художник имел возможность учится большеи разностороннее в гимназии, университете, Академии художеств. И все же, привсех различиях эпох и классовых привилегий, имущественного положения, ихобучение, их интересы имели много сходного: домашние учителя, увлечениеисторией и литературой – античностью, средневековьем, эпосом, одни и те желюбимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт.Пушкин был кумиром обоих, но у Врубеля был еще и Лермонтов.
Поэтический мир Лермонтова– это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и большихфилософских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругомнесправедливостью.
Первый вариант «Демона»Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор оннеоднократно возвращается к этой поэме, создавая ее различные редакции, вкоторых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главногосохраняет свои черты.
Тот романтическийгерой, который впервые был обрисован Пушкиным в «Кавказском пленнике» и в«Цыганах» и в котором автор названных поэм, по его собственным словам,изобразил «отличительные черты молодежи 19-го века», нашел законченное развитиев романтическом образе Демона. В «Демоне» Лермонтов дал свое понимание и своюоценку героя – индивидуалиста. Лермонтов использовал в «Демоне», с однойстороны, библейскую легенду о духа зла, свергнутом с неба за свой бунт противверховной божественной власти, а с другой – фольклор кавказских народов, средикоторых, как уже говорилось, были широко распространены предания о горном духе,проглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательныйхарактер. Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологическийфилософский, социальный смысл. Если протест против условий, подавляющихчеловеческую личность, оставлял пафос романтического индивидуализма, то в«Демоне» это выражено с большей глубиной и силой. Гордое утверждение личности,противопоставленной отрицательному миропорядку, звучит в словах Демона: « Яцарь познанья и свободы». На этой почве у Демона складывается то отношение кдействительности, которое поэт определяет выразительным двустишием:

И все, что пред собойон видел
Он презирал ильненавидел.
Но Лермонтов показал,что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютногоотрицания, демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он
Все благородноебесславил
И все прекрасно хулил.
Это и привело Демона ктому мучительному состоянию внутренней опустошенности, бесплотности, бесперспективности,к одиночеству, в котором мы застаем его в начале поэмы.
В 1885 году Врубельначал поиски своего «Демона», который не оставлял художника почти до самогоконца его жизни. Поэтому многие исследователи считали его «демониану» образнойавтобиографией души художника. В характере Врубеля были «заносчивость инеустойчивость» — свойства, отмеченные многими из знавших художника при жизни,а также «чудачества», «оригинальничание». Однако Врубель ощущал в себе могучийнеобыкновенный дар великого художника — пророка, и это давало ему силу сноситьгонения, нищету.
Главное духовноеродство Врубеля с Лермонтовым – в стремлении обоих к возвышенному,величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого вокружавшей их жизни, и потому их творчество стало трагическим по своемусуществу.

Заключение
«…И ангел строгимиочами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнувкрылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демонпобежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он,надменный,
Один, как прежде, вовселенной
Без упованья илюбви!..»
Итак, пафосвольнолюбия, мотив разлада сильной личности с обществом, экзотика сюжетов,немотивированность действий романтического героя, упоение борьбой и мощьюприродных сил, стойкость человеческого духа и умение сражаться до конца – вотчто объединяет поэтов-романтиков и художников-романтиков первой половины XIXвека.
Я думаю, что материалымоей работы могут послужить основой для продолжения моих исследования в 10 и 11классах.
Во-первых, временныерамки можно изменить с первой половины XIXвека до первой половины XXвека, например, романтический период в творчестве М.Горького и А.Грина.
Во-вторых, романтизм влитературе и живописи Западной Европы может послужить темой моей дальнейшейработы. Я еще не определилась до конца с выбором, но в любом случае я продолжуработу над этой темой.

Список литературы
1. ЛермонтовМ.Ю. Поэмы. Детская литература – Москва. 1970г;
2. ЧеркашинаТ.В. Проектная деятельность – Волгоград. 2009г;
3. СуздалевП.К. Врубель и Лермонтов – Москва. 1980г;
4. http://vrubel-world.ru/;
5. http://www.lermontov.info/referats/analiz_poem6.shtml;
6. ЖуковскийВ.А. Лирика. Русская литература XIXвека – Москва. 1997г;
7. РудаковаС. «Все к размышлению здесь влечет невольно нас» — Москва. 1997;
8. КарпушинС.В. А.С. Пушкин: начало всех начал. Жизнь, творчество, эпоха – Смоленск.1999г;
9. ПушкинА.С. Сочинения. Том 1. – Москва. 1962;
10. ПолунС.С. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазоского – Киев. 1981.

Приложение 1
РодилсяАйвазовский 29 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося армянскоготорговца. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварнымуглем на беленых стенах домов армянской слободки.
Присодействии губернатора Тавриды А.И. Казначеева (до 1830 года он былградоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика)талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназия, а в 1833 –зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил сбольшой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.
Ужев академический период творчество молодого художника было замечено его великимисовременниками А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, И. А.Крыловым, М.И. Глинкой, К.П.Брюлловым, личное знакомство с которым не могло не сказаться на развитии ихарактере его искусства.
Двагода работы в Крыму были необычайно плодотворными и полезными для молодогохудожника. Вновь оказавшись на берегах Черного моря, в родной Феодосии,Айвазовский увлеченно, пристально изучает природу, пишет с натуры виды Ялты,Гурзуфа, Севастополя, Феодосии, Керчи.
В1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Римдля продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италиюон отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русскогоискусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Онзнакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции,Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию,Португалию.
Вкороткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Егокартины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в товремя в Италии писатель Н.В. Гоголь, художник А.А. Иванов, профессорПетербургской Академии художеств Ф.И. Иордан, знаменитый английский маринистДж. Тернер.
Кэтому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен напротяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя этоследующим образом: «…движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию,порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры…».
В1884 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся народину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамскойакадемии художеств. По возвращении в Россию он был возведен в звание академикаПетербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царски указом кГлавному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морскогоминистерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами ужебыла блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая славапейзажиста.
В1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегдавлекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проектумариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античныхскульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой онвпоследствии создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. Срединих этапные произведения «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Из стенего мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен,М. Латри, К. Богаевский.
Живяпостоянно в Феодосии, живописец много работает, но не замыкается в стенах своеймастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимаетсяархеологическими раскопками, часто выезжает в Петербург и Москву, постоянно открываетвыставки своих работ в крупных городах России и за границей, принимает участиев международных выставках. В1847 году ему присуждается звание профессораПетербургской Академии художеств, позднее он становится академиком еще двухевропейских академий художеств – Штутгартской и Флорентийской.
Егодом и мастерскую посещают художники И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Г.И. Семирадский,известный коллекционер М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский,писатель А.П. Чехов и другие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.