Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как источник по борьбе с религией в СССР в 1930-е гг

Оглавление
Введение
Глава 1. Религия икоммунистическая идеология
§ 1.1 М.А. Булгаков оботношении к религии в советском обществе
§ 1.2 Несовместимостьмарксизма с религией – истоки трагедии главного героя романа
Глава 2. Религия исоветское общество
§ 2.1 Антирелигиознаяпропаганда – основная причина массового атеизма
§ 2.2 Герои Булгакова –адепты и жертвы атеизма
§ 2.3 «Мастер иМаргарита» – историческое свидетельство положения литературы и писателей в 30 егоды XX века
Заключение
Ссылки
Список литературы

Введение
РоманМ.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — не просто выдающееся литературноепроизведение, это уникальный исторический источник, повествующий обобщественных процессах в СССР конца 20х – начала 30х годов20го века, когда сталинское большинство руководства коммунистическойпартии окончательно сформировало тоталитарное государство, основное условиесуществования которого – всеобщий страх, описанный М. А. Булгаковым. Страхомохвачены все герои – современники автора, прежде всего, главные герои – Мастер,Маргарита, Иван Бездомный. Чего же они все-таки так сильно боялись? Постановка проблемы. В своем романе об Иисусе Христе и Понтии Пилате Мастер описываетсобытия двухтысячелетней давности, его герои рассуждают об абстрактныхнравственно-философских проблемах. Тем не менее, одно лишь знакомство с этимпроизведением вызывает страх у редактора, ярость у критиков и чувствообреченности у автора, как только он осознал, как восприняло литературноесообщество его труд, и в чем его обвиняют. Причину этого феномена я постараюсьраскрыть в данном исследовании.Цель и задачи. Провести историко-культурное исследование, цель которого — выявление характерных черт отношения к религии и атеизму в Советском Союзе в 30егоды XX века на основе анализа романа М.А. Булгакова «Мастер иМаргарита», для чего необходимо найти :
1. Главнуюпричину трагической судьбы Мастера и ее типичность для 30хгг.XXвека.
2. Причины,заставившие Мастера не только смириться с тем, что его произведение не увидитсвет, но и поверить в свою обреченность и типичность этого явления.
3. Влияниеатеистической пропаганды на основную массу населения СССР, в том числе ималообразованных героев романа «Мастер и Маргарита».
4. Насколькоценным источником по истории советского общества является роман М.А. Булгакова.
Гипотезы.
1. Предполагаю,что главная причина в том, что тоталитарное государство не может существоватьтам, где в обществе есть свобода мнений. Марксизм-ленинизм, безраздельногосподствовавший в годы сталинской диктатуры, действительно несовместим срелигией.
2. Основнаямасса населения СССР была малообразованна и подвергалась массовой атеистическойпропаганде. События, опровергающие «единственно верное учение» вызывали у такихлюдей не только страх, но и потрясение, ведь их атеизм был хоть и примитивным,но искренним.
3. Этотисточник особенно ценен потому, что в то время было создано очень небольшоеколичество произведений, правдиво и глубоко анализирующих происходящее изнутри,а не тогда, когда оценка происходящего уже сменилась.
Актуальность.С 90х годов XXвека Россия переживает возрождение интереса к религии, внимания к ней состороны общества и государства. Нынешней молодежи, в том числе и моимровесникам, трудно представить время, когда только допущенная мысль осуществовании Бога могла стоить жизни. Когда никто не мог быть независимым всвоих суждениях. Именно поэтому современному молодому читателю часто труднопонять во всей полноте роман, интерес к которому очень велик.
Научнаяновизна.Анализу философских и историко-культурных аспектов романа «Мастер и Маргарита»посвящено много научных трудов. Исследовались философские взгляды М.А.Булгакова и его отношение к религии и советскому обществу, а также подробноразбирались жанровые и стилистические особенности романа. Однако не было уделенодолжного внимания тому, что роман «Мастер и Маргарита» является ценнейшимисторическим источником. Подобных свидетельств 30х годов (написанныхименно в то время) крайне мало. Сопоставляя этот источник с другими (подробноеописание ниже) мы можем получить очень ценную информацию по интересующему насвопросу: причины непримиримой борьбы с религией в СССР и восприятие обществоматеистической пропаганды, который ранее не был в центре внимания ученых.
Обзористочников
1. РоманМ.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Понять сущность исторических событий ипроцессов невозможно, не зная достоверно, какова была общественная атмосфера,как воспринимали ее сами современники. Такие сведения нам дают разные видыисточников, в том числе художественные произведения. 30е годыпрошлого века оставили очень мало подобных свидетельств, написанных в СССРпоэтами и писателями, критически воспринимавшими действительность. Это«Реквием» Анны Ахматовой, «Софья Петровна» Лидии Чуковской, «Котлован» и«Ювенильное море» Андрея Платонова. В них речь идет о судьбе человека,попавшего в жернова тоталитарной машины, но интересующая нас проблема нерассматривается. Поэтому роман Булгакова – источник уникальный.
2. Мемуарысовременников. Они дают нам информацию, часто отсутствующую в официальныхисточниках, между тем оценки людей и событий современниками очень интересны ипоказательны. Но, работая с ними, нужно постоянно иметь в виду, что возможныфактические ошибки, субъективные оценки, что авторы нередко приписывают себе идругим оценки, возникшие позже. Я буду использовать воспоминания Ильи Эренбурга«Люди, годы, жизнь» и книгу о Сергее Есенине: «С.А.Есенин. Материалы кбиографии».
3. Произведенияклассиков марксизма — ленинизма – Ф. Энгельса и В. И. Ленина об отношении крелигии, без которых невозможно понять масштабы и жестокость антирелигиознойборьбы в стране, где их взгляды считались «единственно верным учением». Это«Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» Ф. Энгельса и«Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина, а также его статьи по этомувопросу.
4. Официальныедокументы Коммунистической партии, Советского правительства, общественныхорганизаций, в том числе «Союза воинствующих безбожников». Их сопоставление ссобытиями, описанными М. А. Булгаковым доказывает нам, что в основе этогоромана – факты. Тенденциозность этих документов очевидна, но это тоже являетсяпричиной их исторической ценности.

Глава1 Религия и коммунистическая идеология
§1.1 М.А. Булгаков об отношении к религии в советском обществе
Всебеды Мастера – рядового историка-музейщика начались после того, как он решилнапечатать свой роман: «И я вышел в жизнь, держа его (роман) в руках, и тогдажизнь кончилась…».1 Что же мы узнаем о злоключениях Мастера в «мирелитературы»?
1. Поведениередактора:
— Он явно испуган и смотрит на автора как на сумасшедшего;
— Он пытается выяснить, с кем имеет дело;
— Он сомневается в том, что столь «странную тему» автор выбрал сам;
— Он заявляет, что такой роман может пропустить в печать только редколлегия. С еготочки зрения, поведение Мастера ненормально.
2.Реакция Мастера:
— Вопросы редактора показались ему «сумасшедшими», «идиотскими», то есть обестороны убеждены в ненормальности происходящего;
— Простой отказ напечатать роман в этой и еще одной редакции (какой писатель вмире не сталкивался с подобной ситуацией) приводит к «отчаянью», поселившемуся«в подвальном приюте». Мало того – к паническому страху: «… Рассказ гостястановился все путанее, он «шепотом вскрикивал»».
3.Статьи в газетах критиков Аримана, Мстислава Лавровича, Латунского и «Н.Э.»,которые обвиняли главного героя в том что он:
— Попытался «протащить в печать апологию Иисуса Христа»;
— Вздумал протащить «пилатчину»;
— Воинствующий старообрядец.2
Вот,собственно, и все: просто критические статьи — не постановление ЦК ВКП(б), невызов на Лубянку, даже ни слова о том, что уволят с работы. Но Мастер иМаргарита явно ожидают катастрофу. У него появляется «тоска и … какие-топредчувствия», «боязнь темноты, ночи, когда ему кажется, что какой то спрутподбирается к его сердцу» (все знали, что «забирают» ночью).
«Онапохудела и побледнела, перестала смеяться и все просила меня простить ее за то,что насоветовала мне напечатать отрывок.»3. Маргарита умоляетМастера уехать к Черному морю, скрыться из Москвы (в те годы ходили слухи, внекоторых случаях правдивые, что были люди, которые так спасались – уехали и оних забыли).
Разумеется,в 30е годы образованные люди (а герой Булгакова знал пятьиностранных языков) прекрасно понимали, что беда с ними может случитьсянезависимо от их слов и поступков. Но до создания романа Мастер жил, если несчастливо, то вполне спокойно. Только прочитав статьи критиков, он понял, что,собственно, случилось – его обвинили в том, что его роман – прямой вызов всейсоветской идеологии – марксизму-ленинизму.
§1.2Несовместимость марксизма с религией – истоки трагедии главного героя романа
Мастердопускает существование Бога, вот в чем его обвиняют. Это действительно суровоеобвинение, ведь если Бог и впрямь есть, то марксизм ложное учение, ибобазируется на прямо противоположных утверждениях.
Несовместимостьсвоего учения с религией (одной из форм идеализма) не только признавали, но иподчеркивали сами основоположники – К. Маркс и Ф. Энгельс. В книге «ЛюдвигФейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс заявил, что«высший вопрос всей философии…вопрос об отношении материи к бытию, духа — кприроде»4. «Материализм берет природу за первичное, дух завторичное, на первое место ставит бытие, на второе-мышление. Идеализм поступаетобратно» — утверждает В. И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме»5.Именно он обосновывает недопустимость каких-либо уступок идеализму вообще иособенно — религии, наиболее доступной для масс и распространенной формеидеализма.
Послепоражения революции 1905-1907 гг. некоторые большевики, например, А. В. Луначарский,попытались найти нечто общее между марксизмом и религией, чтобы он сталдоступным для поголовно верующего народа. Как же обрушился на них Ленин:«рабски следующие за реакционной профессорской философией», не умеющие «отсечьреакционную тенденцию». Это «прямо обратное» отношению Маркса и Энгельса крелигии6. Он даже добился в 1909 г. официального осуждения большевиками «богостроительства» специальной резолюцией7. И позже, став воглаве Советской России, Ленин огромное внимание уделял борьбе с религией какидеологией, стремясь не только физически уничтожить или сослатьсвященнослужителей, но прежде всего дискредитировать их в глазах народа.

Глава2. Религия и советское общество
§2.1 Антирелигиозная пропаганда – основная причина массового атеизма
Дажесамые обычные, не очень начитанные товарищи, вроде Ивана Бездомного, в 20е — 30е годы ежедневно сталкивались с нетерпимым отношением крелигии со стороны власть имущих, с постоянной, планомерной, охватившей всюстрану антирелигиозной кампанией, которая стала утихать уже после смертиБулгакова. Собственно на формирование таких «Иванов Бездомных», т.е. родства непомнящих, и была направлена вся эта пропаганда. Советской власти требовалисьлюди безгранично преданные, грамотные (чтобы могли заниматься квалифицированнымтрудом), но знакомые с мировой культурой только в рамках, обозначенных партией(чтобы не думали лишнее).
Почвабыла благодатной – в 1917 году более 70% населения были неграмотны, на ихсознание воздействовать было просто, особенно если речь шла о молодых людях. Всамый разгар гражданской войны в 1919 году В. И. Ленин подписал указ о«ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», причем речь шла не просто отом, что все граждане от 8 до 50 лет обязаны уметь читать и писать. Огромноевнимание уделялось подбору книг: «если после выхода советской книги ее нет вбиблиотеке, надо, чтобы…мы…знали, кого посадить» — писал Ленин в 1921 г. 8
Такимобразом, для большинства советских граждан стала доступна только тенденциознаялитература, тем более что именно она излагала все ясно, схематично, понятнодаже для малограмотного человека. Разумеется, в простой и доступной форме вмиллионы голов вбивалась мысль о том, что только марксизм может указать дорогук коммунизму, к обществу, в котором они, рабочие и крестьяне, будут счастливы,но марксизм базируется на материализме, следовательно, идеализм (в том числерелигия) и его сторонники – враги коммунистических идей.
Борьбас «религиозными пережитками» была неотъемлемой частью работы партийных,комсомольских, пионерских, профсоюзных организаций. Существовал целый «союзвоинствующих безбожников» и большую роль в его возникновении сыгралаиздававшаяся с 1922 года газета «Безбожник», вокруг которой сложилась широкаясеть корреспондентов и кружки читателей. На их основе в августе 1924 в Москвеобразовалось общество друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). В апреле 1925 годасостоялся 1-й съезд ОДГБ, на котором было создано единое всесоюзноеантирелигиозное общество, принявшее название «Союза безбожников», со 2-госъезда (1929) – Союз воинствующих безбожников (СВБ).
Статья1 устава Союза воинствующих безбожников СССР была сформулирована так: «Союзвоинствующих безбожников есть добровольная пролетарская общественнаяорганизация, ставящая своей задачей объединение широких масс трудящихся СССРдля активной, систематической и последовательной борьбы с религией во всех еевидах и формах, как с тормозом социалистического строительства и культурнойреволюции».
Первичныеорганизации его существовали на заводах, фабриках, в колхозах и учебныхзаведениях. К началу 1941 в рядах СВБ состояло около 3,5 миллионов трудящихся100 национальностей. Число первичных ячеек достигло 96 тысяч.
Оченьпоказательный документ – членский билет союза воинствующих безбожников: одинтираж – 1000 000 экземпляров. Выдается районным советом (значит, ячейка есть вкаждом районе). Почти половина билета – антирелигиозная пропаганда, освященнаяименами Ленина и Сталина (см. приложение).
Воттакая стройная, отлаженная система, подкрепленная нараставшей мощьютоталитарного государства, обрушивалась на головы первого советского поколения.Вряд ли кто-то из них читал Библию в подлиннике – это сложное многоплановоепроизведение. И если родители вслепую верили тем, кто уверял, что Бог есть, товполне естественно, что сами они легко поддавались доводам вроде тех, чтоприводились в самом знаменитом и популярном антирелигиозном произведении «Библиядля верующих и неверующих» Емельяна Ярославского – руководителя союзавоинствующих безбожников. Книгу легко читать, все слова понятны, много смешныхиллюстраций, ясно, почему попы обманывают народ, ясно, что наука XXвека опровергает религиозные догмы.
Какойже страх должен был охватить всех этих людей, когда оказывалось, что чудовозможно. Ведь оно допустимо только религией, утверждающей, что Бог,устанавливающий законы природы, может их и нарушить, т. к. он всесилен. Это мыотлично видим в поведении Варенухи, Римского, посетителей Варьете. А СтепаЛиходеев, вдруг перенесшийся столь далеко?
§2.2 Герои Булгакова – адепты и жертвы атеизма
Огромноепотрясение испытывает Иван Бездомный, когда жизнь начинает опровергать вроде бынесомненные, простейшие истины. Из романа мы мало узнаем о прошлом Ивана, номногие филологи, в том числе М.С. Чудакова, считают, что прообразом ИванаБездомного был поэт Иван Приблудный (Овчаренко Яков Петрович), приятель С. А.Есенина, считавшего Приблудного своим учеником. Бывший беспризорник был вгражданскую войну бойцом дивизии Г. Котовского, вел богемную жизнь10,с Есениным его в основном объединяли пьяные загулы11. Разумеется,его познания не были обширны и глубоки, зато классовое происхождение ибиография – безупречны.
Встречас Воландом и тем более знакомство и общение с Мастером оказалось, такимобразом, для Ивана Бездомного (типичного, истинно советского молодого человека)крахом всего мировоззрения. Булгаков подарил своему литературному героюсравнительно благодатную судьбу – лишь раз в год процветающий профессорИнститута истории и философии Иван Николаевич вспоминает, как «он стал жертвойпреступных гипнотизеров»12. Однако всей литературной Москве былоизвестно – Ивана Приблудного «взяли» в 1937 г, вскоре он погиб13.
Думается,не случайно Булгаков свою последнюю редакцию романа закончил не трагическойгибелью Бездомного, а его перерождением – из идеального, не рассуждающего«строителя коммунизма» он превратился в нормального советского интеллигента,который гонит «неправильные» мысли прочь, и, хоть и говорит и пишет, чтоположено, но отделаться от них не может.
§2.3 « Мастер и Маргарита»-историческое свидетельство положения литературы иписателей в 30 е гг. XXвека
Совсемдругое дело – Мастер, высказавший в романе свои взгляды, свое отношение к миру,отречение от которого для него физически невозможно. Поняв (раньше он об этомпросто не думал), что он несовместим с советской идеологией, Мастер несомневается, что обречен на гибель. Вовсе не потому, что собирается бросать ейвызов. Просто он отлично знает, какой должна быть советская литература, и чтобывает с «уклонившимися».
Романсоздавался с конца 20х годов по конец 30х, т. е. в периоднараставшего, как снежный ком, террора от коллективизации и первых процессовпротив «вредителей», до последовавшего за убийством С.М. Кирова (1 декабря 1934года) «большого террора». Менялось и положение литературы и литераторов.Вольница 20х годов – все эти «ЛЕФы», «напостовцы», «РАППы» и просто«попутчики» ушли в прошлое.
Вапреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «о перестройкелитературно-художественных организаций». Суть его заключалась в том, чтосоздавался единый союз советских писателей, объединявший всех писателей,поддерживающих «политику Советской власти»14. Это означало, чтотеперь право быть писателем давала коммунистическая партия и парторганизациясоюза писателей, стоявшая во главе этого союза и контролировавшая прием иисключение. Кто теперь осмелится напечатать произведение не члена союза? И какпопасть в союз, если твои произведения недостаточно «идейны»?
Правда,в первый миг многим показалось, что не все так страшно. Ведь началась историяСоюза писателей с показухи на весь мир — Iсъезда в 1934 г. Всего за год до этого к власти в Германии пришли фашисты, и встрахе на Западе заговорили об угрозе новой мировой войны, о союзе с СССР.Советское руководство стремилось привлечь к себе западную творческуюинтеллигенцию, поэтому пригласило известных писателей – МартинаАндерсена-Нексе, Жана-Ришара Блока, Луи Арагона и других, которым былопозволено публично встать на «защиту тех, кто не может поспевать за нами»,призывать к идейной терпимости, чтобы не толкнуть «широкие массы запада всторону фашизма»15.
Нетолько иностранцам, но и советским писателям удалось сказать многое. Так,например, Илья Эренбург смог призвать «беречь те формы литературы, которые покадоступны лишь «интеллигенции» и «верхушке рабочего класса» так как «простота этоне примитивизм»16 Даже один из вождей (правда, в те времена ужеопальный), Николай Бухарин, заявил в своей речи, что «социалистическоеискусство может вырасти лишь из многообразия, высокого качества и широкойсвободы соревнования»17.
Неслучайно до середины 30х гг. М.А. Булгаков надеялся опубликоватьсвой роман. Из воспоминаний Евгения Габриловича известно, что он именно в этовремя читал своим друзьям – Юрию Олеше, Евгению Габриловичу и другим один извариантов романа, намереваясь учесть их критику при подготовке к публикации.Так что не только наивные и далекие от мира литературы люди, такие как Мастер,до декабря 1934 г надеялись на лучшее, на какое-то подобие свободы творчества.
Начало«большого террора» оборвало подобные чаяния. Булгакову стало ясно, что егопроизведение не увидит свет при его жизни. Однако, в отличие от своего героя,писатель не впал в отчаянье. Человек трезвомыслящий и бывший в фаворе уСталина, он не строил иллюзий – знал, что «высокая» милость в мгновение можетпревратиться в свою противоположность. Булгаков писал «в стол», для потомков,понимая, что случиться с ним может все, независимо от содержания егопроизведений (и зная о своей смертельной болезни).
Онписал о Мастере, о человеке, органически не способном врать и лукавить.Творчество для Мастера — это возможность донести до современников не простосвой взгляд на историю Иешуа и Понтия Пилата, но и обратить внимание нанепреложные нравственные нормы, без которых жизнь становится бессмысленной.
Итак,из вышесказанного следует, Мастер «вышел в жизнь» и убедился в том, что:
— Что его роман — вызов всей идеологии тоталитарного советского государства, воснове которого лежит атеизм.
— Что писательская среда – это не братство служителей муз, а передовой отрядВКП(б) на идеологическом фронте.
— Что роман его не будет издан отнюдь не по злому умыслу какого-то критика (вродеЛатунского).
— Что опасность ареста после призыва «ударить по пилатчине» — вовсе не плодбольной фантазии. Так, призыв «ударить по воронщине» (не выдуманный, а вполнереальный) в конце концов закончился гибелью старого большевика и знаменитогокритика А. К. Воронского.
Вотпочему Мастер и Маргарита ожидают катастрофы, вот почему Мастер не выноситодиночества и шорохов в ночи, не дает о себе знать своей любимой (страхнавредить был неодолим в то время), а сама Маргарита даже не разыскиваетМастера (что вроде бы странно с точки зрения современного человека). Если он насвободе, то, обращаясь в официальные инстанции, она его выдаст, а если нет – тои обращаться бесполезно, ведь в формальном родстве они не состоят. В такойжизни Мастеру места не было. К тому же, сам Булгаков отлично знал, что вобществе Шариковых и прочих воинствующе невежественных безбожников Мастераждала бы еще одна беда – будь роман даже напечатан, очень мало людей смогли быего понять. И, возможно, к счастью, «Мастер и Маргарита» был напечатан вжурнале «Москва» только в 1966 г., на исходе «хрущевской оттепели», когдасформировалось совершенно иное поколение, и потому был воспринят с восторгом иблагодарностью.

Заключение
Наоснове вышесказанного я берусь утверждать, что мои тезисы верны и что можносделать выводы о том, что:
1. Марксизм-ленинизм,единственная допустимая в СССР идеология несовместима с религией, а любоеотклонение от нее жестоко пресекалось. Именно это послужило главной причинойтрагедии Мастера.
2. Масштабыидеологической обработки масс, заключавшейся в изоляции от неугодной властиинформации, насильственном навязывании коммунистической идеологии (атеизма вчастности) были беспрецедентны. Это привело к описанной М. А. Булгаковыматмосфере нетерпимости и отказу от самостоятельного мышления.
3. РоманМ.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — бесценный свидетель эпохи, историческийисточник, дающий нам возможность не только понять, но и почувствовать атмосферу30х годов, описанную большим писателем, который видел и понималмногое из происходившего.
Врамках этого исследования мне не представилось возможности рассмотретьотношение М.А. Булгакова к такой важной проблеме, как свобода врелигиозно-философском и политическом смысле этого понятия, хотелось быпродолжить изучение данной темы.

Ссылки
5. БулгаковМ.С. «Мастер и Маргарита»
6. Тамже
7. Тамже
8. Цитируетсяпо: Ленин В.И, собрание сочинений, т.14, м,1§47, с.87
9. Тамже с. 87.
10.  Тамже с. 328 – 329.
11.  ИсторияКоммунистической партии Советского союза, т.2, М,1966, с.291
12.  Энциклопедиядля детей. История России XXвек. «Аванта+» М,1999 г., с 444.
13.  ЕсенинС.А. Материалы к биографии. М,1992г., с. 46,47,52,54,62,80.
14.  Тамже с.371
15.  М.С.Булгаков «Мастер и Маргарита»
16.  ЕсенинС.А. Материалы к биографии. М,1992 г., с.371
17.  Историякоммунистической партии Советского Союза т.4, кн. 2, М. ,1971 г.
18.  ЭренбургИ.Г. «Люди, годы, жизнь», кн.3 и 4, М .,1963, с.423
19.  Тамже с.428
20.  КоэнС. « Бухарин. Политическая биография. 1888-1938» М.,1988 г. С 423.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Религия египтян /Укр./
Реферат Формування пізнавальних інтересів підлітків
Реферат Кондитерские изделия
Реферат Computer Scientist Essay Research Paper The title
Реферат Культурная манифестация молодежной субкультуры
Реферат Проектирование и изготовление моделей кораблей
Реферат 1. Планування виробництва передбачає прийняття рішення про експлуатацію операційної системи з врахуванням зміни сукупного попиту. На промисловому підприємстві планову діяльність доцільно зосередити на чотирьох найважливіших напрямах: збут, фінанси, в
Реферат Офелл
Реферат Vстрофы Х1-хх1 А. С. Пушкина Краснова О. Ю
Реферат Российская Федерация как субъект гражданского права
Реферат Анализ и оценка эффективности управления предприятием ООО Газпромнефть-Хантос
Реферат Untitled Essay Research Paper By Renee Frailey
Реферат Особенности банковской системы Казахстана
Реферат Философская теория личности
Реферат The Black Cat Essay Research Paper