СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности восприятия образов Италиии Рима в русской литературе начала XIX века
2. Римская тема в творчестве А.С.Пушкина
3. Итальянские мотивы в произведенияхпоэтов пушкинской поры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Рим занимаетособое место на карте мира. Когда-то это была огромная и могущественнаяимперия, ознаменовавшая собой целую эпоху в развитии человеческой цивилизации,сейчас — это один из самых прекрасных и удивительных городов Земли, столицаИталии. Как нигде, здесь слышно дыхание вечности, но седые камни не подавляютсвоим величием, а напротив, вплетаются в быстрокипящую жизнь современнойметрополии как некий необходимый ей орнамент.
Возникновениеитальянской темы в русской литературе первой трети XIX века связано с расширением поэтической «географии»художественного творчества и стремлением русских писателей осмыслить «место»своего отечества в общеевропейском культурном пространстве. Противостояниезападников и славянофилов было направлено на разрешение таких вопросов, как взаимовлияниеРоссии и Европы,. взаимопритяжении и взаимоотталкивании культур России иЗапада, о сущности и роли русского европейца, поскольку именно в контексте этихпроблем, в конечном счете, будет разрешаться культурная и политическая судьбаРоссии в XXI веке.
Рассмотрение итальянской темы в русской литературе начала XIX векапредставляется нам тем более важным, что культура Европы в целом была основанана античном фундаменте, древней Греции и древнего Рима. И, как считаютисследователи[1],именно Италия, «возросшая на развалинах Рима, около эпохи Возрождения», сыгралаособую роль в духовной жизни Европы.
Цель нашейработы – выявление основных черт в образах Рима и Италии в литературе первойчетверти XIX века.
Предметомнашего исследования и является итальянская тема в творчестве таких поэтов иписателей XIX века, как А.С. Пушкин, Рылеев,Катенин, Кюхельбекер, Батюшков.
В качествеосновного объекта анализа нами будут рассматриваться произведения данныхавторов, написанные в первой трети XIX века, в которых возникают образы Италиии Рима.
1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской литературеначала XIX века
италиярим русский литература
Я поздновстал — и на дороге
Застигнутночью Рима был!
Ф. Тютчев
Итальянскаякультура как наследница культуры античной всегда активно воспринималась вРоссии. Поистине масштабный характер этот процесс приобретает со второйполовины XVII века и — особенно — в эпоху Петра I и Екатерины II. Расцвет жеитальянского Ренессанса в России, как считают исследователи[2],приходится на первую треть XIX века — пушкинскую эпоху, когда произведениямиитальянской живописи и скульптуры украшают не только царские палаты, но идворянские усадьбы.
Особуюстраницу взаимоотношений России и Италии представляет литературный пласткультуры. В XIX веке в Италии становятся известными и и получают признаниепроизведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, а в России изучаетсяитальянская литература (прежде всего переводится Данте). Италия сыграла своюособую роль в жизни многих русских писателей. Именно в начале XIX века образыРима и Италии прочно войдут в русскую литературу (К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин,К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Шевырев, Ф.Н. Глинка, К.А. Бахтурин, А.Н.Майков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, и др.).
Прежде всего,это можно объяснить интересом русских поэтов и писателей к эпохе античностивообще, с которой тесно связывался в их сознании Рим, а, следовательно, иИталия. Однако, здесь прослеживаются две тенденции: античная цивилизациявоспринимается с одной стороны, как колыбель искусств, как идеал, образец, сдругой стороны, ближе к середине XIX века римское античное наследие начинаетассоциироваться с закатом, гибелью Римской империи и поэты больше обращаются к современнойим Италии. Падение великой древней империи писатели видят, как правило, втирании правителей Рима, в наличии рабства, проецируя эти тенденции нароссийскую действительность начала XIX века и показывая таким образом состояниесовременного им общества. Это характерно, прежде всего, для эпохи декабризма.
В поэзии А.С. Пушкина какнаиболее значительного поэта первой четверти XIX века и его современников образРима характеризуется следующими определениями: вечный, древний, великий,величавый, державный, могучий, неодолимый, сильный, неблагодарный, гордый,свободный, падший, унылый, всепожирающий, ужасный, развратный, грозный, буйный,а Италия – святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущаяАвзония.
Заметим, что образыДревнего Рима и современной столицы Италии в поэтических фрагментах частосовмещаются. Через достопримечательности современного Рима поэтическоевоображение проникает в Рим древний.
2.Римская тема в творчестве А.С. Пушкина
О творчествеПушкина написано огромное количество научных работ, затрагивающих самые разныепроблемы, в том числе и проблему античного наследия, поэтому мы упомянем лишьосновные тенденции, относящие непосредственно к теме Италии и Древнего Рима вего произведениях первой четверти XIX века..
Римская темапроходит через все творчество поэта, мелькая в различных его произведениях,начиная с раннего периода: Калигула (ода «Вольность», 1818); Назон («ЕвгенийОнегин»); Брут («К портрету Чаадаева», 1817-1820); Юлий Цезарь, Октавиан Август(«К Гнедину», 1821); кесарь, Рубикон, державный Рим («Кинжал», 1821) и т.д.
Встихотворении «К Лицинию» (1815) Рим рисуется как мрачное место, где процветаютрабство, бесправие, жестокость, подлость, где императоры погрязли в разврате,окруженные любимцами и льстецами:
Развратныйюноша воссел в совет мужей;
Любимецдеспота сенатом слабым правит;
На Римпростер ярем, отечество бесславит;.[3]..
Совершенноочевидно, что сей неприглядный образ проецируется Пушкиным на собственноеотечество. Поэт видит лишь одно средство борьбы с таким положением вещей:подобно римскому поэту сатирику Ювеналу обличать пороки общества в сатирах. Онпредсказывает Риму, а значит и своему родному государству гибель от рабства:
О Рим, огордый край разврата, злодеянья!
Придетужасный день, день мщенья, наказанья.
Предвижугрозного величия конец:
Падет, падетвселенныя венец.
***
Исчезнет Рим,его покроет мрак глубокой;
И путник,устремив на груды камней око,
Воскликнет, вмрачное раздумье углублен:
«Свободой Римвозрос, а рабством пагублен».[4]
Вчетверостишии «К портрету Чаадаева» (1817-1820) упомянут Брут, с которымсравнивается друг поэта:
Он вышнейволею небес
Рожден воковах службы царской;
Он в Риме былбы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он –офицер гусарской.[5]
Вообще данныйперсонаж риской истории чрезвычайно идеализируется Пушкиным в ранней лирике. Онассоциируется у поэта с борцом за свободу, который свергнул тирана-отца.Например, в стихотворении «Кинжал» (1921):
Шумит подКесарем заветный Рубикон,
Державный Римупал, главой поник закон;
Но Брутвосстал вольнолюбивый:
Ты кесарясразил – и мертв объемлет он
Помпея мраморгорделивый.[6]
Тема Римазатрагивалась Пушкиным и позже в стихотворении «К вельможе» (1830), а в болеепоздние годы была продолжена им не только в стихах, но и прозе: это «Египетскиеночи» и незаконченные прозаические произведения поэта «Мы проводили вечер надаче...» и «Повесть из римской жизни».
Италия же втворчестве Пушкина на протяжении всей жизни поэта и ассоциировались главнымобразом с мифологемами искусства и поэзии, свободолюбия и романтизма. Так, ввольнолюбивых стихах поэта периода южной ссылки Италия — родина революции,карбонариев, которые «шалят» в Неаполе (послание «В. Л. Давыдову», 1824).Одновременно для него актуализировался код Италии как «златой» и «прекрасной»родины сосланного Овидия, что придавало ей черты второй духовной родины поэтачерез систему параллелей Италия (Рим) — Петербург, Овидий — Пушкин («КОвидию»). Впоследствии, уже в «Египетских ночах», Италия (Неаполь) станетродиной художника-импровизатора, вынужденного продавать свой талант в условияхнаступившего «железного века». Наконец, Венеция становится у Пушкина синонимомвысокого романтического мира.
Таким образом, мы видим,что в творчестве А.С.Пушкина образ Рима отражён в таких признаках, какСвященная Римская империя; великое, сильное государство; родина римского поэтаОвидия Назона; страна греха, рабства.
Образ Италии содержитследующие признаки: европейское государство; прекрасная страна, красивый,романтичный край; южная, тёплая страна; резиденция римского папы (Ватикан);государство в период войны с Наполеоном; католическая страна; Рим – жителиРима.
3.Итальянские мотивы в произведениях поэтов пушкинской поры
В творчестве поэтовпушкинской эпохи концепт Древний Рим раскрывается в следующих признаках: городна семи холмах; город язычников; край свободы и законов; город-жертва.
Так, упоминание событий вистории Древнего Рима, его знаменитых людей мы видим в стихотворениипоэта-декабриста К. Рылеева «К временщику» (1820). Автор говорит о том, чтогосударственных деятелей нужно судить по их поступкам, и в доказательствоприводит свое отношение к Цицерону:
И в Цицероне мной неконсул – сам он чтим
За то, что им спасен отКатилины Рим...
И далее поэт выражаетнадежду, что современных ему тиранов постигнет участь римских императоров:
Тиран, вострепещи! Родитьсяможет он –
Иль Кассий, или Брут, ильвраг царей Катон![7]
Рим – как могущественнаяимперия, которая является образцом свободного правового государства, появляетсяв оде К. Рылеева «Гражданское мужество» (1823):
Лишь Рим, вселеннойвластелин,
Сей край свободы изаконов,
Возмог произвести один
И Брутов двух, и двухКатонов.[8]
И наоборот, Рим – какгосударство рабов под властью императора-тирана, наделенного абсолютнойвластью, алчного, презревшего закон, делающего только для собственной выгоды,предстает перед нами в стихотворении А. Шишкова «К Метеллию» (1815-1814):
Метеллий! Помоги узнать римляни Рим!
***
Где ж правда? Где жтрудов стяжанье и награда?
Отчаянье в полях,коварство в недрах града,
И веси отцвели, как восень злак полей.
***
Как алчность вечнаянесытого владельца
Пожрет надежду, труд исчастье земледельца,
Закона глас молчит! Подсень его злодей
Спокойно кроется отдремлющих судей.[9]
Автор не знает, как долгоэто будет продолжаться, но уверен, что все изменится:
О! Скоро ль гром небес,сей мститель справедливый,
Злодейства сильногораздастся над главой,
Исчезнет власть твоя,диктатор горделивый,
И в Риме процвететсвобода и покой?
***
Нет, нет! Настанет день,свободный от оков,...
И он уверен, что случитсяэто может только в результате революционного переворота, здесь прямаяперекличка с идеями декабристов.
Воспрянет римлянин, мечомв кровавой длани
Омоет свой позор и стыдсвоих отцов![10]
Италия в поэзии современниковпоэта сформирован признаками, которые, с одной стороны, пересекаются спризнаками, вербализованными в поэзии А.С.Пушкина, а с другой стороны, являютсяновыми. Италия – это страна с особым небом; страна великих героев, край былоговеличия; страна искусства, совершенной природы.
О красоте Италии, о еедревности, о тех тайнах, которые она хранит, как наследница античности, супоением рассказывает в своих «Европейских письмах» В. Кюхельбекер:
«… я теперь в Италии, вземле. Коей жители в отношении политическом и нравственном без сомнениязанимали некогда первое место между народами европейского мира.
Как описать тебе, мойдруг, чувства, с которыми я в первый раз вступил на сей классический берег, насей феатр минувших, всемирных происшествий? Тени повелителей вселеннойвстретили, кажется, меня у самой пристани: я видел призраки древнегомогущества, древней славы, древнего просвещения,...»[11]
В числе красот, которыеон мечтает посетить в этой стране, поэт упоминает и Рим: «Меня ждет Рим, ждутразвалины Августовой древности,...». Он наслаждается причастностью к этойвековой древности, восхищается ею: «И я в Риме, в бессмертном Риме! Все пережилон перевороты, все возрасты племен, обитавших в Гесперии. Ни галлы, ниКатилина, ни Спартак, ни Серторий, ни ужасные сыны его Сулла и Марий, ни первыетриумвираты, ни вторые не смогли его стереть с лица земного,… Рим пребывалнеколебим, и Рим-город расширялся над целыми областями». Автор описывает, какимвидится ему этот город, а также делится с читателями своими размышлениями отом, почему же Рим остается «вечным городом»: «Рим существует, между тем как городастоль же богатые и могущественные, между тем как Париж, как Лондон исчезли сземли. Что же могло быть причиною его целостности посреди общего разрушения?Слава на сей раз была хранительницею жизни, или, лучше сказать, бальзамом,употребленным судьбою для сбережения мумии древнего Рима»[12].
Но красота Италии могутбыть пагубна, прежде всего, для нее самой. Об этом говорит в своем сонете(1825) поэт П. Катенин:
Италия! Италия! Зачем
Тебя судьба ущедрилакрасою?
Сей вредный дарнеразлучим с тобою,
И корень он твоимнесчастьям всем.
Будь менее прекрасна тысобою,
Иль более сильна владетьмечом,
Чтоб не пылал к тебелюбви огнем,
Чтоб не губил пришлецтебя войною,...[13]
Римская теманашла свое отражение также в стихотворении К.Н. Батюшкова «Элегия» (1817). Пафосвечного города мы видим в этом произведении:
Какоеторжество готовит древний Рим?
Куда текутнарода шумны волны?
***
О древнееквиритов пепелище!
Землясвященная героев и чудес!
Развалины ипрах красноречивый![14]
Интересноотметить, что Рим, завораживающий своей многовековой тайной и «силойисполинской», Батюшков так или иначе сравнивает со стихией. Кроме того, автор обращаетсвое творческое внимание на далекое героическое прошлое человечества,идеализируя минувшие века и находя в них близкие и понятные человеку XIX столетиямотивы и образы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассудком или«теоретически» вряд ли можно расчислить обаяние Италии и Рима и тайну ихцелостности, способности объединять уникальное и даже прямо противоборствующее:древность и современность, свободу и тиранию, спокойствие и войну, красоту ибезобразие. Еще Древний Рим явил удивительные примеры этой способности: в самомначале он сочетался с законченной культурой покидающих историю этрусков, потомс совершеннейшей культурой эллинов, затем постиг тысячелетние откровения Египтаи Ближнего Востока, а вслед за этим, долго сопротивляясь, воспринял пришедшееиз презираемой Иудеи христианство, одев его в мрамор и насытив жизненнымикрасками и, наконец, немного запоздало опомнившись, Рим поставил под властьХриста когда-то враждебное Ему, раскопанное и отныне бережно хранимое античное«язычество».
В русской литературеначала XIX в. эти противоречия нашли свое непосредственное отражение и стали всвою очередь одним из средств художественного выражения для поэтов и писателей.Италия ассоциировался с современными поэтам и писателям образом страны, ДревнийРим связывался с Великой Римской империей времён Нерона, Августа, Цезаря идругих римских правителей. В поэзии А.С.Пушкина и его современников Римхарактеризовался как вечный, великий, величавый, неодолимый, сильный, гордый,свободный, рабский падший, всепожирающий, ужасный, развратный, а Италия –святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автухович Т.Е.Рим в русской поэзии первой половины XIX века: эмблема — аллегория — символ — образ // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим — Самара,2001.
2. Батюшков К. Н.Сочинения в двух томах. Т.1. — М., 1989.
3. Бочаров И.,Глушакова Ю. Итальянская Пушкиниана. М., 1991.
4. Декабристы:Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В.Орлов. – М.: Художественная литература, 1951.
5. Зиновьева О.А.Концепт Италия в поэтической концептосфере А.С.Пушкина // Текст – дискурс –картина мира. Вып.3. Воронеж: Истоки, 2007.
6. Комолова Н.П.Предисловие // Италия и русская культура XV-XX веков. М., 2000.
7. Муратов П.П.Образы Италии. — М.: Республика, 1994.
8. Немцев В.И. Рим врусской культуре // Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим- Самара, 2001.
9. Пушкин А.С. Полн.собр. соч. в 17 т. Т 1. – М.,: Воскресенье, 1994.
10. Созина Е.К.Римская тема в русской литературе // Созина Е.К. Сознание и письмо в русскойлитературе. Екатеринбург, 2001.