Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Путь самопознания художника в романе Людвига Тика "Странствия Франца Штернбальда"

Воронежский государственныйуниверситет
Кафедра зарубежной литературы
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
Путь самопознания художника в романеЛюдвига Тика
«Странствия Франца Штернбальда»
Студентки 2 курса РГФ
Отделения немецкого языка д/о
Завгородней Людмилы Геннадьевны
Научный руководитель –
Доц. Панкова Е.А.
Воронеж
2006

Содержание
Введение
1. Общие сведения обавторе
2. Путь самопознанияхудожника
Заключение
Библиография
 

Введение
Начало 19-го века вЕвропе принято называть эпохой романтизма. Романтизм – это духовное движение вовсех областях культуры, прежде всего в литературе, музыке, философии,исторических науках. Разнообразие взглядов на романтизм как направление, школу,стиль художественный метод, тип мировоззрения актуализирует проблему исследованияэтого явления. Романтизм как культура представляет собой органически-целостнуюэпоху, объединенную единым типом мышления и видения мира, единой системойценностей, единым языком. Люди этой эпохи обрели новое чувство мира и создалиновую эстетику. Ф. П. Федоров в своей работе «Романтический художественный мир:пространство и время» писал, что «отношения внутри романтизма едва ли не напротяжении всей его истории – напряженные отношения спора, полемики, даже откровенногонеприятия, вражды. Но … романтики тем не менее говорят на одном языке … ихсвязывает единый культурный мир, который они представляют, который их творит,но который творят и они».[1]Особенность романтическогомироощущения такова, что наиболее полно она проявилась именно в искусстве всилу того, что оно интуитивно полнее, целостнее и раньше других форм познаниясхватывает и осмысливает сущностные стороны эпохи.
По словам А. Б. Ботниковой«классической страной романтизма волею судеб оказалась Германия».[2]Эпоха романтизма явилась эпохой расцвета немецкой литературы, возрастания еемеждународной роли, когда возникли художественные произведения высочайшейпробы, и доселе не утратившие своей актуальности. В богатейшей литературнойистории романтизма в Германии содержится широкий спектр проблем, отражающийразличные стороны формирования и исторического бытия этого явления культуры(эстетика и художественная практика, этапы развития, связь с другимилитературами, национальный контекст, интерпретация творчества отдельныхписателей и др.). Расцвет немецкого романтизма приходится на период деятельностипредставителей йенской школы. Н. Я. Берковский считал, что «йенская школа былапримером коллективной жизни в искусстве и в духовном творчестве. Йенскиеромантики и размышляли и творили совместно»[3]. К раннему кругуромантиков относились люди разных занятий и призваний. Это и братья Шлегели,ученые филологи, критики, искусствоведы, и философ Шеллинг, теолог и философШлейермах, и просто поэт Людвиг Тик.
Людвиг Тик – один из известнейшихнемецких писателей-романтиков, представитель йенского литературного кружка. Тикбыл мало расположен к теоретическим исканиям, но имел яркое творческоедарование, наиболее полно проявившееся именно в годы его йенской молодости.Лирика, романы, драмы, новеллы – роды и жанры, разрабатываемые молодымписателем. Как автор замечательных романтических новелл, романа о художника «СтранствованияФранца Штернбальда», Тик и поныне сохранил своего читателя.[4]
Произведение, принесшееТику славу и признание иенских романтиков, это, несомненно, «СтранствованияФранца Штернбальда». Этот роман о художнике (Kuenstlerroman) был написан в 1798 году, на зареего писательской деятельности. Проблемы, рассматриваемые в нем: проблемаискусства и его значимости в мире, тема одиночества и единения с природой, темалюбви и дружбы, судьбы и жизненного предназначения, проблема мышления ибесконечности. «Странствования Франца Штернбальда» — описание жизни молодогохудожника, ищущегого свое место в мире. Цель моей работы – проследить путь егосамопознания, его профессионального становления и самоопределения.

Общие сведения обавторе
Людвиг Тик родился 31 мая1773 в Берлине в семье канатного мастера, «не чуждого книге и театру и непрепятствовавшего влечению сына к тем же предметам.»[5]Тик окончил гимназию в Берлине, и поэтому с ранних лет находился подмногосторонним влиянием этого города просвятителей; учился в университетах вГалле, Геттингене, Эрлангене. Литературной работой Тик занялся еще на школьнойскамье, литература стала для писателя каждодневным занятием, он полагался лишьна нее одну, и остался в литературе на всю жизнь, не променяв ее на академическуюкафедру или канцелярию. В 1794 началось его сотрудничество с берлинским издателеми писателем-просветителем Кр. Ф. Николаи (1733–1811), по заказу которого Тикпродолжил прозаический цикл И. К. Музеуса (1735–1787) «Страусовые перья» (Straussfedern,1787), дополнив его новеллами (1795–1798) преимущественно сатирического,назидательно-рационалистического толка, резко отличающими от его более раннихэкзотических, в высшей степени оригинальных работ, каков, в частности, «Альманзур»(Almansur, 1790). Смешение рационализма и романтизма характерно для всеготворчества Тика.
Н. Я. Берковский писал: «Всреде романтиков просветительская культура в своих типовых явлениях никого некоснулась столь близко, как Людвига Тика. Он воспринял в равной мере и ееблагородный освободительный пафос и ее подозрительность в отношении всякогопафоса, ее скептический юмор.»[6]
Главные произведения Тика– роман в письмах «История Уильяма Ловелла» (Die Geschichte des Herrn WilliamLovell, 1795–1796), где интерес к психологическому анализу перерастает вотчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Тикавсе эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайнохарактерны для стиля Тика его драмы, в которых один из основных принциповромантической эстетики — принцип иронии нашел наиболее полное выражение.«Народные сказки Петера Лебрехта» («Volksmaerchen, herausgegeben von PeterLebrecht», 1797), включающие как пересказ преданий и легенд из народных книг15–16 вв., так и собственные сказания, необычайно оригинальные, полныеволшебства и тайны, как, например, «Белокурый Экберт» («Der blonde Eckbert»)привлекли внимание братьев Шлегель, особенно Августа Вильгельма, которыепровозгласили Тика «романтическим» поэтом. Его пьеса «Кот в сапогах» («Dergestiefelte Kater», 1797) — полемически заостренный выпад против мещанскойдрамы; здесь провозглашено требование «театральности», основанное на пониманиитеатра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму.
В 1799 Тик начал работунад Романтическими сочинениями (Romantische Werke, 1799–1800); в составдвухтомника вошла, в частности, типично романтическая драма «Жизнь и смертьсвятой Геновевы» («Leben und Tod der heiligen Genoveva»), где дарование ЛюдвигаТика раскрылось во всей силе. Сюжет «Геновевы» заимствован из народной лубочнойкниги — «Легенды о святой Геновеве». Сказочные рыцарские времена, битвы смаврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастическиеприключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжениесверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшейсущности — такова «Геновева». Драматическое построение ее основано на непрерывнойперемене места действия, нагнетании настроения. Художественные тенденции«Геновевы» реализуются Тика еще раз в драме «Император Октавиан» («KaiserOktavianus», 1802, напечатано 1804). Но «Геновева» остается высшим взлетомромантизма Тика; за нею начинается спад, «уход от художественной литературы,слабые попытки вернуться к ней — и переход к историко-литературной работе,сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Тика как художника.»[7]
В 1802 Тик вместе ссемьей поселяется неподалеку от Франкфурта-на-Одере, в Цибингене, в именииграфа К.Финкенштейна, где остается – с отлучками вроде поездки в Англию (1817)– вплоть до 1819. В это время он создает переработки средневековой немецкойпоэзии («Песни любви швабской эпохи» – «Minnelieder aus dem schwabischenZeitalter», 1803), готовит собрания пьес елизаветинской эпохи («Театр СтаройАнглии» – «Altenglisches Theater», 1811) и немецкой драматургии 16–17 вв. («Немецкийтеатр» – «Deutsches Theater», 1817). В 1819 Тик переезжает с семьей в Дрезден,где в 1825–1830 заведует литературной частью придворного театра. В эти годы онотходит от романтизма и пишет целый ряд новелл, в которых обычно реалистическийсюжет зачастую служит морализаторству на общественные и литературные темы.Последнее значительное произведение Тика – роман из эпохи итальянского Возрождения«Виттория Аккоромбона» («Vittoria Accorombona», 1840). Тогда же он написалмножество не оставивших следа статей и, в продолжение незавершенного трудаА.В.Шлегеля, отредактировал переводы пьес Шекспира, выполненные графомВ.Баудиссином (1784–1878) и дочерью Тика Доротеей. В 1842 по приглашениюпрусского короля Фридриха Вильгельма IV Тик переселился в Берлин, где под егоруководством ставились античные и елизаветинские драмы. Его работы 1820–1840оказали значительное влияние на английскую и американскую литературу. Умер Тикв Берлине 28 апреля 1853.
 
Путь самопознанияхудожника
Творческая задача,которую поставили перед собой ранние немецкие романтики в изображении человека- творить непроизвольно, иметь перед собой цель, которая может быть инедостижимой, а путь к ней бесконечным. И в этом смысле «Странствия ФранцаШтернбальда» Л. Тика являются поистине первым опытом в создании романтическогоромана, в котором художественное познание человека растянулось на многиестраницы.
В своем романе Тикприковывает внимание к отдельной личности, к ее развитию и становлению, он интересуетсявнутренним миром отдельного человека; приэтом он достаточно смутно описываетисторическую обстановку, в которой развивается действие романа, не дает точныххронологических рамок происходящего. В предисловии романа он пишет: «Прошу несудить меня слишком строго за мелкие хронологические неточности и не подходитьк этой книжечке как к историческому труду».[8] У Тика, как и у многих другихписателей-романтиков, было особое отношение ко времени и пространству. Этоявляется характерной чертой всего романтического направления.
«Странствования ФранцаШтернбальда» интересны также с точки зрения композиции и стиля. Сюжет романа нелинеен, в нем присутствует множество вставок (истории, рассказанные Рудольфом,рыцарем Родериго, графиней, песни), что придает роману в некоторой степенинародный колорит. Главный герой произведения часто пишет письма своему другу иучителю, в которых высказывает свои чувства, переживания, волнующие его мысли,что делает повествование эмоциональным, сентиментальным: «Сейчас, мой милыйСебастьян, мне очень хорошо, и ты порадуешься за меня. Моя душа с равнойлюбовью охватывает далекое и близкое, настоящее и прошедшее, и все впечатленияя заботливо вверяю моему искусству.» (с.107)
Или: «Знаю, что слишкомдавно уже не писал тебе, хотя часто думал о тебе с нежной любовью; ибо бывают внашей жизни времена, когда мысли наши летят на крыльях, а все внешнеепроисходит слишком медленно, когда душа истощает себя в представленияхфантазии, и именно оттого мы обречены на бездействие.» (с.228)
А.В. Михайлов в своейстатье, посвященной этому роману пишет: «Сюжет и характеры, с одной стороны,проблемы, с другой, почти всегда располагаются у Тика на разных уровнях, почтине проникая друг в друга. «Странствия Франца Штернбальда» — примерпроизведения, где сюжет и круг обсуждаемых проблем ориентированны друг надруга, готовы к какому-то соединению. Однако и здесь, в романе об искусстве, разговорыоб искусстве накладываются на сюжетный план как дополнительный пласт, ониперерезают повествование в довольно произвольных местах и следуют друг задругом тоже в достаточно произвольном порядке.»[9] Сюжет романа расслаблен,можно сказать вял. С такой вялостью, когда сюжет не развивается, а потихонькукатится вперед, острые моменты сглажены, все разворачивается достаточно плавно,даже безвольно. Таким образом Тик реализует одно из своих правил при созданиитакого романа: как можно меньше весомого, плотного, как можно меньше резкихакцентов, как можно больше плавности. Это особенность стиля характерна толькодля данного произведения Тика.
Еще одной интереснойособенностью является то, что роман не закончен. Незавершенность повествованияу Тика, Новалиса, Ф. Шлегеля — примета времени, примета особого, фрагментарногостиля мышления, который формируется в творчестве писателей конца XVIII — началаXIX века в Германии. Этот стиль фиксирует особое внимание к духу человека, егобесконечности.
Главный геройпроизведения, Франц Штернбальд — молодой начинающий художник, ученик АльбрехтаДюрера, отправившийся в путешествие в Италию, чтобы осмотреть полотнавеличайших европейских мастеров и «в далеких краях умножить свои познания ипосле всех тягот странствования возвратиться мастером в искусстве живописи».(с.8)В течение своего путешествия герой посещает множество городов, знакомится сомногими новыми для него людьми, находит новых друзей и любовь. Это путешествиенесомненно меняет его жизнь: Франц неожиданно узнает, что люди, которых онсчитал своими родителями, на самом деле таковыми не являются; он наконецвстречает девушку, в которую был влюблен с детства; он слышит большоеколичество мнений и высказываний об искусстве, которые не раз меняют еговзгляды и сеют в его душе сомнения, и все же он не забывает своей цели иостается верен своему призванию.
Франц эмоционален,чувствителен, вспыльчив: не выдерживая тягостной минуты прощания со своимдругом Себастьяном, он бросается ему не шею и заливается слезами; он мгновеннозатевает споры со всеми, кто как-либо задевает или оскорбляет обожаемое имискусство, о чем потом сам жалеет.
Он не уверен в себе ичасто сомневается, правильно ли выбрал свой путь. В разговоре с ЛукойЛейденским Франц признается: «Я и сам теперь почти уверен, что стал художникомна свою беду. Чем более понимаю я ваше совершенство, тем острее чувствую и своеничтожество, жизнь моя никчемна и замкнута пределами моего «я», никогда ей не поднятьсядо разумной деятельности; злосчастного влечения, которым я наделен, хватаетлишь на то, чтобы отравлять мне всякую радость и обращать для меня роскошнейшиеяства земного бытия в пресную и наивную стряпню.»(с.53)
Он застенчив и скрытен,погружен в себя, нелегко сходиться с людьми, так как кажется им странным, поройненормальным, чудаком; его же отчуждает от них то, что очень немногие ценятпо-настоящему и понимают искусство и верят в искреннюю преданность Штернбальдаему. Лудовико, например, так отзывается о художниках: «Кто отдает себяискусству, вынужден принести в жертву все, что он есть и чем мог бы быть какчеловек. Но это бы еще полбеды – люди, желающие прослыть художниками, еще ивыискивают в себе всякие странности и броские чудачества и выставляют ихнапоказ, — вместо орденских лент и крестов, которых, увы, не имеют, — чтобы ихиздалека было видно; скажу даже, что это для них важнее, чем собственноискусство». (с. 171-172)
Тик не дает описаниявнешности героя, зато мы получаем подробнейшее изображение его внутреннегомира. Внутренний мир Штернбальда бесконечно текуч, и он подчинен идее, котораяутверждается автором в самом начале повествования. Франц — «послушникискусства», герой, который всю свою жизнь посвящает искусству, боготворит его идля которого в мире не будет других ценностей, кроме искусства. Это энтузиаст — самый распространенный тип героя в романтической культуре Германии. «Он хотя иживет в мире реальном, вещном, и вместе с тем обособлен от него. Внешний мир онвоспринимает сквозь призму своих состояний и настроений. Он поглощенвсезахватывающей мыслью об искусстве.»[10] Он живет в двух мирах,искусства и прозы жизни; мир реальный, обыденный часто угнетает Штернбальда, порождаету него пессимистические мысли и сомнения из-за своей пошлости, приземленности,отстраненности от высокого и прекрасного; мир живописи же, нереальный напротиввдохновляет Франца, пробуждает в нем возвышенные чувства и жизненную силу.Причем, эти два мира, действительный, существующий вокруг главного героя инезависимо от него, и мир искусства, находящийся в его сознании, развиваются вромане параллельно, обособленно друг от друга, почти не переплетаясь в ходе повествования.
Франц Штернбальд покидаетНюрнберг, чтобы отправиться в путешествие в Италию. Тик начинает повествованиес трогательной сцены прощания героя с его другом Себастьяном, и уже из этогоразговора читатель получает полное представление о том, каков молодой художники каково его отношение к собственной профессии. В начале путешествия Францнаходится в смятенном состоянии, его терзают сомнения о правильности егорешения. Расставание с другом и любимым учителем мучительно для героя, но всеже он не отступает от задуманного, преданность искусству помогает емупреодолеть себя и свои чувства. Уже на первых страницах романа проявляетсявосторженное, эмоциональное мироощущение Штернбальда, свойственное любомуромантическому герою. Франц видит мир с позиции живописца: все, что егоокружает, воспринимается им как пейзажи, натюрморты, портреты, сюжеты будущихкартин. Он с любовью и уважением отзывается о своем наставнике и о еготворениях, при этом считая себя ничтожеством пред ним, ничего не значащим вмире искусства, что свидетельствует о его духовной и профессиональнойнезрелости: « …мне вспомнилось, сколь многим я ему обязан, какой онзамечательный человек, какой прекрасный художник, вспомнилось, что последниймесяц он держался со мной как с ровней, хоть я ничто перед ним, впервые яощутил все это вот так сразу, и потому совсем пал духом…». (с.9) Франц начинаетсвой путь будучи несформировавшейся личностью.
Личностноесамоутверждение Франца происходит постепенно. В начале своего пути он невоспринимает себя, как полноценного художника. Пока он живет в Нюрнберге, онпостоянно находится под влиянием творчества своего учителя Дюрера, чьипроизведения считает прекрасными, достойными всеобщего восхищения. Созерцая егополотна, герой постоянно констатирует свою профессиональную незрелость,несовершенство своих картин, личность наставника слишком весома, активна и давитна молодого художника, не давая ему осознать себя как профессионала.Отправляясь в свое странствие, Штернбальд расстается с учителем, выходит из подего влияния, что позволяет ему объективно оценивать свое творчество, хотя этоудается ему не сразу.
Уходя из-под опеки ДюрераФранц по-прежнему боится писать, так как считает себя недостойным воплощать нахолсте возвышенные образы, являющиеся его воображению. В разговоре с ЛукойЛейденским он признается: «…когда я представляю себе какое-либо из чудес нашегоСпасителя во всей его славе, когда с благоговением увижу мысленным взоромапостолов, его окружающих… когда воображу себе одного из тех святых мужей,которые стояли у истоков христианской церкви… когда, стало быть, я вижу передсобой эти возвышенные фигуры в их небесной славе и притом еще понимаю, чтосуществует немного избранных, кому открывается вся полнота чувства, кому тегерои и сын божий являются в более характерных для них образах и красках,нежели остальным… я не смею причислить себя к тем избранным и, вместо тогочтобы усердно работать, предаюсь пустому и праздному изумлению.» (с. 51)
Чрезмернаячувствительность и нерешительность не дают Францу преодолеть себя, именнопоэтому слова Луки о том, что Штернбальд сбился с пути, легко вводят его вподавленное состояние и понимаются им как призыв оставить искусство. К егопервоначальной цели возвращает героя Альбрехт Дюрер, и все же становлениехудожника происходит в дальнейшем в отсутствии мастера.
Со временем к Француприходит спокойствие и мужество, сомнения отступают и он убеждается, что выбралверный жизненный путь. Он пишет картины и совершенствует свое мастерство,посещает европейские страны и знакомится с новыми людьми, в том числе и слюдьми искусства, он находит себе друга поэта, с которым проходит большую частьсвоего пути, является участником множества увлекательных событий, и чем большеи глубже он познает окружающий мир, его негласные законы и порядки, тем большечувствует свою отчужденность от него, отстраненность и в, некоторой степени, отвращение.Вся эта суетная жизнь, полная холодного расчета, праздности и деловитости, торговыхсделок и банковских счетов чужда и неприятна молодому художнику, она подавляетв нем творческое начало, художественный потенциал. Штернбальд осознает, чтопринадлежит лишь миру искусства, существующем только в душе романтика, что путьхудожника есть его судьба, проявление божественной воли и он не можетоступиться или сойти с него, ибо тогда потеряет себя. Героя уже не смущаетнесовершенство, неточность собственных полотен, он просто продолжает писатькартины, положившись на интуицию. В одном из своих писем другу Себастьяну онпишет:
«…И потому я решилположиться на время и на самого себя. Ежели мне суждено стать художником, ежелиспособен я стать им, наверняка и стану; мой друг Рудольф не перестает смеятьсянад моей нерешительностью и робостью, которые мало-помалу проходят. В чистойдуше отражаются и оставляют след все впечатления, и даже то, чего не сохраняетпамять, втайне питает художнический дух и не пропадает даром. Это утешает меняи сдерживает тоску, которая раньше слишком часто овладевала мною.» (с. 107)
Наконец, Франц Штернбальддостигает цели своего путешествия и приезжает в Италию. Эта страна искусствапроизводит на героя неизгладимое впечатление:
«Только художнику даноподлинное и благороднейшее наслаждение миром и его радостями, он открыл великуютайну претворения всего сущего в золото. Италия – страна, где певчих птицвдохновляет сладострастие, где каждому ручейку заповедано весело журчать облаженстве. На далеком севере сама радость оборачивается жалобой, люди там несмеют схватить пролетающего ангела за огромные золотые крылья и стянуть вниз.»(с. 210)
В Италии герой ведетсветский образ жизни, посещает балы, заводит любовные интрижки, не прекращаяпри этом писать. Его вдохновляют полотна итальянских художников. Для Францаоткрывается новое искусство, новая жизнь. Он постоянно ходит в церкви, картинныегалереи, в мастерские художников, желая узнать как можно больше нового,продвинуться вперед в своих представлениях, постичь истинную сущность и природуискусства, и чем дольше он изучает итальянское искусство, чем глубжевсматривается в творения итальянских мастеров, чем сильнее проникается он ихвеликолепием, величием и одухотворенностью, тем все чаще и чаще признает ихпревосходство над собой и над всем, что он считает настоящей живописью. Францвдруг понимает, что мир и искусство гораздо богаче, нежели он мог предполагать.Он восхищается произведениями Тициана и Антонио Аллегри, который как никтодругой может изображать любовь и наслаждение, его завораживают полотна Рафаэля.Огромное впечатление на него производит «Страшный суд» Микеланджело, вызвавшийу него смесь восторга, преклонения и ужаса. Более того, итальянское искусство,итальянская музыка оказывает на него настолько мощное влияние, что он решаетсясменить веру и переходит в католичество.
Находясь под воздействиемвсего пережитого он чувствует, что душа его переменяется, как бы рождаетсязаново, и искусство овладевает им с новой мощной силой. Впервые в жизнименяются идеалы молодого художника и он больше не считает своего наставникаАльбрехта Дюрера вершиной живописи, он освобождается от чрезмерного влияния егоавторитета, что вовсе не значит потерю уважения к нему, но помогает Францу начатьтворить свободно, привнося в искусство что-то новое, свое. В своем последнемписьме другу он пишет: «…Но что сказал бы или почувствовал я, если бы моимдетским глазам предстали просветленные лики с картин Рафаэля? Если бы дано мнебыло их понять, то я наверняка упал бы на колени и вся моя юная душа изошла быв благоговении, слезах и восторге; ибо у нашего великого Дюрера можно ещеувидеть земное, понять, какими путями искусный и умелый человек пришел к этимлицам и этим идеям; а если пристально вперить глаза в картину, то мы даже какбы можем согнать с нее раскрашенные фигуры и открыть под ними обыкновеннуюголую доску, — но у этого мастера, мой дорогой, все сделано так удивительно,что ты совершенно забываешь про краски и искусство живописи и только испытываешьсердечное смирение перед небесными и в то же время такими задушевно человечнымиобразами, и любишь их горячей любовью, и отдаешь им свою душу и сердце.» (с.229)
Несомненно, вформировании личности Франца большую роль играет его отношение к искусству.Множество раз в романе герой высказывает мысли по поводу своего ремесла.Живопись, творчество вызывает в нем восторг и восхищение, бурные эмоции; он неможет представить себя без искусства, оно является смыслом, целью его жизни,призванием. Искусство по мнению молодого художника в первую очередь должнослужить средством выражения человеческого духа. Нет ничего прекраснее творенийчеловеческой души, являющихся доказательством ее абсолютной свободы и совершенства.Герой считает, что только через творчество, созидание возможно развитиечеловеческой личности. Наиболее полно и четко свою позицию Франц высказывает названном ужине у Вансена в споре со стариком, он говорит: «Что может бытьвеликолепнее зрелища человеческого духа, смело изливающегося в самых разныхнаправлениях, подобно бесчисленным струям искусно сделанного фонтана, играющимна солнце? То-то и радует, что не все люди хотят одного и того же: и потомуоставьте в покое невинное ребячливое искусство. Ведь именно в нем величиечеловеческого духа проявляет себя самым чистым, приятным и непосредственнымобразом, оно не сурово, как мудрость, а подобно смиренному ребенку, чьиневинные игры не могут не трогать и не радовать всякую чистую душу.» (с.94)
Интересным моментом,выражающим отношение Штернбальда к искусству является эпизод, когда молодойхудожник отправляется в родную деревню, чтобы навестить своих родителей, и подороге знакомится с кузнецом, с которым завязывает разговор об искусстве. Здесьон впервые сталкивается с человеком, не видящим пользы от его занятия. Такаяточка зрения возмущает его и, вместе с тем, погружает в раздумья, ведь «онникогда еще не задумывался над тем, полезно ли людям его занятие, а простоотдавался своему влечению». (с. 13) Как убедить простого необразованного человекав истинной значимости искусства, если оно, действительно, не приносит никакойматериальной выгоды? Франц приводит не совсем убедительные с позициидеревенского обывателя доводы в своей попытке, которая все же имеет успех, темсамым выражая собственное отношение к ремеслу живописца, то, как он сампонимает его назначение. Отсюда читатель узнает, что для героя очень важныэстетическая и просветительская функции:
«Картины радуютчеловеческий глаз и душу, они приумножают славу господню, поддерживают веру, чегоже больше требовать от благородного искусства… Ну так не прекрасно ли, чтовсякий с усердием трудится, дабы еще более возвысить искусство и еще правдивеепредставить живое лицо человеческое? Не правда ли, для всех апостолов, для всехтогдашних христиан были великим утешением написанные Лукой изображения умершегоСпасителя, и Марии, Магдалины, и других святых? Они словно бы видели их передглазами и могли коснуться». (с. 13-14)
В этом эпизодезатрагивается также еще один интересный вопрос: приносит ли искусствоматериальную пользу и должно ли оно ее приносить? Штернбальду такой вопроскажется неуместным: «Зачем ему приносить пользу государству, обществу? Когдавеликое и прекрасное унижалось до того, чтобы приносить пользу … истинновысокое не может и не должно приносить пользу; эта полезность совершенно чуждаего божественной природе, и требовать ее значит втаптывать в грязь возвышенное,низводя его до низменных потребностей человека». (с. 94) Материальную выгодуможно искать в любом грубом ремесле, но никак не в возвышенном занятии.Искусство не должно быть полезным государству, обществу, науке; оно не должнослужить для обеспечения телесных потребностей человека. Интересно, что Францсовершенно отвергает мысль о том, что живопись – его профессия, хотя онаприносит ему доход; он часто говорит, становится противен сам себе при осознаниитого, что получает за свои картины деньги. Живопись для героя – это целый мир,пристанище его души, он не отделяет себя от искусства, от творчества, так какосознает свою предназначенность свыше этому занятию. Вопрос об избранноститакже часто ставиться в романе. Тик убежден, что искусство не есть достояниемногих, оно может быть понято и воспринято только посвященными. Свою позициюписатель передает и главному герою. Штернбальд, создавая свои картины, ненадеется на их всеобщее признание. Осознание того, что гений никогда не будетпонят толпой приходит к нему сразу, так как перед ним длительное времянаходится живой пример – его учитель Альбрехт Дюрер – талантливейший художник,ведущий скромную бедную жизнь. В споре со стариком на ужине у Вансена Франц говорит:«Великий человек, благородный поступок пробуждают огонь в груди у индивида;толпа же тупо удивляется и не понимает, и не чувствует; точно также смотрела быона на невиданного зверя, она насмехается над возвышенным, полагая еговымыслом. Кого почитает свет и кому поклоняется? Лишь низменное понятно черни,лишь на презренное взирает она с восторгом.» (с. 94)
Признание приходит кмастеру лишь через много лет после его смерти, ибо настоящий художник всегдаопережает свою эпоху. Франц понимает это и не стремится к славе и популярностипри жизни, хотя желает создать произведение, способное увековечить его имя.Юношеский максимализм ли это или доля тщеславия, это не мешает ему развиватьсяи совершенствоваться.
Большое влияние нажизненное самоопределение Франца Штернбальда оказывает окружающий его мир.Реальная жизнь со всем ее многообразием очень часто ставит ловушки и преградына пути нашего героя как бы проверяя его преданность собственной цели. Впервыес подобным препятствием он сталкивается, когда знакомится с управителем фабрикигосподином Цойнером. В его обществе художник как бы впервые сталкивается сзаманчивыми возможностями действительного мира. Цойнер предлагает нашему героюоставить неперспективную по его мнению затею стать настоящим художником ипосетить Италию и пойти к нему на службу надзирателем. На сей раз противискусства приводятся более веские доказательства. Цойнер говорит о бедной иубогой жизни художников, в том числе и Дюрера, об отсутствии уважения,признания, заслуженных наград. Франц проходит первое испытание на верностьвыбранному пути. Туманное, смутное будущее живописца или реальная возможностьблагополучно прожить жизнь до самой старости. Управитель фабрики получаетотказ: «Я же не представляю, как мог бы бросить живопись, я запутал бы вашисчета и все вообще, ибо думал бы лишь о том, как лучше передать такую-то позуили такое-то выражение лица, а на ваших рабочих смотрел бы как на натурщиков;из вас вышел бы плохой художник, а я не гожусь для ваших серьезных дел, ибо онине кажутся мне важными, я не испытываю благоговения перед богатством, я не смогбы жить без искусства.» (с. 21)
Тик показывает здесьторжество возвышенных стремлений к прекрасному над приземленными желаниями. Зовпризвания не позволяет прокрасться сомнениям в душу молодого художника. Какистинный романтический герой он отвергает материальное благосостояние во имядуховности. Франц и в дальнейшем подвергается подобным испытаниям. Его мачехатоже пытается уговорить его остаться в Германии, в деревне и занятьсяхозяйством. Хотя в данном случае искушение не сильно, ведь герою предлагаетсявсего лишь спокойная и однообразная жизнь в деревне. Гораздо болеепривлекательное предложение делает ему купец Вансен. Штернбальду уже не таклегко однозначно выбрать в пользу искусства, «…никогда еще жизнь действительнаяне подступала к нему так близко, угрожая вытеснить его внутреннюю, поэтическуюжизнь; она и привлекала и вместе отталкивала его, прекрасный образ его фантазиито отчетливо вставал перед его глазами, то отодвигался далеко в глубины души.Здесь ему совершенно неожиданно предлагалось обеспеченное будущее, тот образжизни, о котором он всегда мечтал, а требовалось от него лишь, чтобы онпожертвовал тенью, образом из сновиденья, который даже и не принадлежал ему… ».(с. 97)
Франц смятен, изумлен,даже напуган. Отказаться от детской мечты, призрачного идеала, предать его, — значит ли это свернуть с жизненного пути? Смятение энтузиазма – характерная темамногих романтических произведений, в том числе и у Людвига Тика. Молодойхудожник размышляет над тем, сможет ли он в действительности всю свою жизньположить на алтарь искусства, стоит ли это делать, «ведь рано или поздноупоение юности пройдет» (с. 98), идеи, кажущиеся совершенными в молодости, взрелости покажутся нелепыми. Герой и на этот раз отказывается от заманчивого предложения,но в данном случае неясно, что движет им: преданность любимому ремеслу илилюбовь к таинственной незнакомке? В своем романе Тик объединяет эти понятия,ибо жизнь художника, человека искусства, немыслима без возвышенного,недоступного женского образа, то есть без любви.
Любовь, поисквозлюбленной – вторая внутренняя цель путешествия Франца Штернбальда. Прекрасныйобраз, хранимый в памяти, запечатленный на маленьком клочке бумаги, волнующийсердце, движет героем и его поступками изнутри. Он часто представляет своювозлюбленную в мечтах рядом с собой, видит ее в других женщинах, изображает еев своих картинах, она является для художника источником вдохновения, музой,которая воодушевляет всех романтиков. Своими переживаниями Франц делится сСебастьяном в письмах:
«Каким-то прямо-такичудодейственным образом, уж не знаю, дар ли это небес или колдовство, — фантазию мою всецело занимает тот ангельский образ, о котором я так часто тебеговорил. Как не подивиться! Фигура, взгляды, очертания губ, все это стоитпередо мной отчетливо, и с то же время неопределенно, ибо тут же превращается всмутное мимолетное видение, которое я тщусь удержать, страстно раскрываюобъятья чувств и воспоминаний, чтобы заключить его в свое достояние.» (с. 107).Несомненно, герой любит прекрасную незнакомку всем сердцем, но не всегдаостается ей верен: заигрывает с Ленорой и Лаурой во Флоренции, с головой окунаетсяв любовное приключение с очаровательной Эммой, которая в какой-то моментзатмевает своим земным обаянием возвышенный образ. Все же художник не отрекаетсяот своей возлюбленной, ибо любовь является тем духовным началом, без котороготворчество не возможно.
 

Заключение
Тема пути, дорогипроходит через всю романтическую культуру, романтизм всецело сосредоточен напути, путь для него совершенно естественен. Большинство героев романтическихпроизведений, как и Франц Штернбальд, — люди дороги, странствия, путешествия;но внешнее путешествие есть одновременно путешествие внутреннее, духовное; вфизическом движении воплощено движение духа.
Первопричиной любогостранствия в романтической культуре является томление, томление отдельнойличности, наполняющее сознание вечным движением, стремлением к воплощению, ксовершению, выводящее человека на дорогу. Герой Тика же, будучи художником,обречен на томление, на вечный поиск, на вечное скитальчество. Ф.П. Федоров всвоей монографии, посвященной художественному миру романтизма пишет, что путь вромантизме приобретает сакральный характер, так как с одной стороны «имеетсакральные цели – бесконечное, Царство Божье, Золотой век, но с другой стороны,он мыслится как нечто непременное, общеобязательное, как внутренний закон»[11]Он также пишет: «странствие Штернбальда — это внедрение бесконечного иодновременно его усвоение, Штернбальд явлен одновременно как объект мира и какего субъект, как воспитанник и воспитатель»[12]. Таким образом впроцессе своих странствий Франц Штернбальд усваивает незримое, учится вконечном видеть бесконечное, в земном божественное. Его путешествие – этоорганическое постижение бесконечного, приобретение мистического взгляда на мир,школа жизни; это путь вдаль, являющийся одновременно дорогой вверх. Штернбальдпокидает Нюрнберг не свершившейся, а потенциальной личностью, а только впроцессе странствия-жизни потенциальный художник, потенциальная личностьстановится личностью, человек – мировым человеком, ученик – учителем.Странствие – обретение универсальности, целостности, без которой художникнемыслим.
 

Библиография
 
1. 1.Тик Л.Странствия Франца Штернбальда / Л. Тик. – М.: Наука, 1987. -360с.
2. Берковский Н.Я.Романтизм в Германии. Л.: Изд-во «Худож. лит.», 1973. – 568 с.
3. Ботникова А.Б.Немецкий романтизм: Диалог художественных форм. / А. Б. Ботникова – М.: АспектПресс, 2005. – 351 с. – (Золотая коллекция).
4. Грешных В.И.Художественная проза немецких романтиков: формы выражения духа. – Автореф. дис.… д-ра филол. наук / Грешных Владимир Иванович –(http//www/disertation.narod.ru/avtoref3.htm)
5. Историязарубежной литературы 19 века. Учебник / А.С.Дмитриев [и др.] – М.: Высшаяшкола, 2000. – 559с.
6. Михайлов А.В. ОЛюдвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда» / А.В. Михайлов // Л. Тик.Странствия Франца Штернбальда. – М., 1987. – С.279-340.
7. Тик Л.И.Биография / Л. Тик // Энциклопедия Кругосвет – (http//www.krugosvet.ru/articles/50/1005076/htm).
8. Федоров Ф.П. Романтическийхудожественный мир: пространство и время / Ф.П. Федоров – Рига: Зинатне, 1988.– 456с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.