Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Проблема барокко в русской литературе XVII-XVIII вв.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филологический факультет
Кафедра русской литературы
Контрольная работа
Проблемы барокко в русской литературе XVII — начала XVIII в.
Выполнила студентка группы
Научный руководитель-
Чебоксары 2011

Содержание
Введение
Литература XVII-XVIII века
Проблема барокко в русской литературе XVII – начала  XVIII вв.
Проблемы барокко и сочинения Аввакума
Заключение
ЛитератураВведение
Для русской филологии и по сей день, вопрос о проблеме бароккоостается спорным. Трудность здесь, прежде всего, заключается в том, что в современномлитературоведении, в частности в русском, до сих пор нет общепризнанного и удовлетворительногоопределения термина «барокко». Более того, диапазон понятия «барокко»настолько широк: от стиля в архитектуре, пластике и живописи, до типа мировосприятия,возникшего в Европе после Возрождения и Реформации. Все определения этого терминамогут быть разделены на две категории: барокко рассматривается как стиль, обладающийспецифическими художественными приемами и идеями; барокко считается направлениемв литературе и искусстве, охватывающим период с конца XYI по начало XYIII века.Причина такого положения заключается в том, что под понятие «литературное барокко»подводятся факты различного общественно-политического и идейно-эстетического порядка.
Стиль барокко, появившийся на рубеже XVII в. охватил все виды искусства. В литературе барокко затронулразные сферы духовной жизни и сложился в особую художественную систему.
Возникновение барокко определялось новым мироощущением. В основеновых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложностимира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека.Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельностицелого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы сосуществоваливесьма мало схожие друг с другом художественные течения.
Многие считают, что возникновение барокко было связано с формамирелигии или характером власти. Я считаю, что на это повлиял и ряд других факторов,но религия, безусловно, является основным идейным вдохновителем этого стиля.
Литература барокко, как и все движение, отличается тенденциейк сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляетсядисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние боренияв душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично.Вместе с тем барокко в целом, и его литературу в частности пронизывает вера в реальностьдуховного начала, величие Бога.
В своей работе я постараюсь раскрыть тему «проблема бароккоXVII-XVIII века».Для этого я рассмотрю литературу данной эпохи в целом и стиль барокко русской литературы.
Литература XVII-XVIII века
Историко-литературное значение XVII в. не получило еще достаточноточного определения. Одни исследователи, и их большинство, относят XVII в. целикомк древней русской литературе, другие — видят в нем появление литературы новой, третьи- вообще отказываются дать ему ту или иную историко-литературную характеристику.
Семнадцатый, это век, в котором прочно укоренившиеся за шестьвеков литературные жанры легко уживались с новыми формами литературы: с силлабическимстихотворством, с переводными приключенческими романами, с театральными пьесами,впервые появившимися на Руси при Алексее Михайловиче, с первыми записями фольклорныхпроизведений, с пародиями и сатирами.
Это век, в котором одновременно возникают литературы придворнаяи демократическая.
Наконец, в XVII же веке мы видим появление профессиональных авторов,усиление чувства авторской собственности и интереса читателей к автору произведения,к его личности, развитие индивидуальной точки зрения на события и пробуждение влитературе сознания ценности человеческой личности самой по себе, вне зависимостиот ее официального положения в обществе.
Несомненно, что все эти и иные явления XVII в. сделали возможнымко второй трети XVIII в. включение русской литературы в общеевропейское развитие,появление новой системы литературы, способной стать на один исторический уровеньс литературами Франции, Германии, Англии, развиваться вместе с ними по одному общемутипу, воспринимать их опыт и примыкать к общеевропейским литературным направлениям(барокко, классицизм, позднее — романтизм, реализм, натурализм и пр.) без всякихограничений, снижающих или сокращающих значение этих направлений на русской почве.
Если кратко, в немногих словах, определить значение XVII — нач.XVIII в истории русской литературы,то придется сказать, что главное было в том, что век этот был веком постепенногоперехода от древней литературы к новой. Соответственно переходу России от средневековойкультуры — к культуре нового времени. XVII век в России принял на себя функцию эпохиВозрождения, но принял в особых условиях и в сложных обстоятельствах, а потому исам был «особым», неузнанным в своем значении. Развитие культурных явленийв нем не отличалось стройностью и ясностью. Так бывает всегда, когда историческоедвижение сбито посторонними силами, внешними неблагоприятными обстоятельствами икогда происходит пропуск какой-то исторической стадии.
Литературная система русского XVIII в. в основном ничем уже не отличается от литературной системыпередовых западноевропейских стран. И это сделало возможным усвоение опыта всехевропейских литератур, а не только тех, которые принадлежали к средневековому типу.Образование новой литературной системы не было простым результатом петровских реформ.Эта система издавна подготовлялась в русской литературе, и ее появление не явилосьнеожиданностью. [6].
барокко аввакум русская литература
Проблема барокко в русской литературе XVII – начала  XVIIIвв.
Барокко как стилевое направление охватило русскую культуру концаXVII — первой половины XVIII в. и параллельно развивалось в литературе и в искусстве.Д.С. Лихачев отмечает, что литература в Древней Руси была однородна, она подчиняласьстилю эпохи того времени, но в XVII в. она уже не так едина и стройна, как в древности:
Древнерусская литература не знает литературных направлений вплотьдо XVII в. Первое литературное направление, сказавшееся в русской литературе, — барокко.
Появление в русской литературе стиля барокко вносит в русскуюлитературу новое начало, чрезвычайно важное для ее последующего развития. Стильбарокко — явление нового времени, не свойственное древней русской литературе. Этовынуждает нас подробно остановиться на особенностях развития стилей вообще. [2].
Существенной особенностью развития русского барокко надо признатьисторическое совмещение стилей. Как отмечает А.А. Морозов: "…в России, в силуускоренного развития страны, вызванного петровскими преобразованиями, на одном историческомэтапе как бы совместились несколько исторических периодов художественного развития,наслоившихся друг на друга. в тесном взаимодействии с особенностями национальнойкультуры страны [3].
ЛитератураXVIIв. отличается необыкновенным разнообразием и пестротой жанров и стиля. Зарождаетсясветская лирическая поэзия любовного содержания — виршевая поэзия с характернымсиллабическим ритмом, появляются повести и даже романы авантюрного содержания. Постепенноона сближается с западноевропейской литературой. Д.С. Лихачев пишет: «Никогдаеще ни до XVII в., ни после русская литература не была столь пестра в жанровом отношении.Здесь столкнулись две литературные системы: одна отмиравшая, средневековая, другаязарождающаяся — нового времени. Литературная система русского XVIII в. ничем ужене отличается от литературной системы передовых западноевропейских стран. образованиеновой литературной системы не было простым результатом Петровских реформ. Эта системаподготовлялась в русской литературе, и ее появление не явилось неожиданностью»[4].
В литературе XVII в.,в отличие от литературы средневековой, уже нельзя выделить единые стилеобразующиепринципы. XVII в. — это эпоха зарождения,сосуществования и борьбы разных литературных школ и направлений, как выраставшихна почве русских традиций, так и опиравшихся на западноевропейский опыт. Из Европы- прежде всего из Польши через украино-белорусское посредство — Россия заимствоваластиль барокко, которому суждено было стать стилем московской придворной культурыпоследней трети XVII в. В чем специфика этого стиля?
В Европе барокко пришло на смену Ренессансу. Если в системе ренессансныхценностей на первом месте стоял человек, то барокко снова вернулось к средневековойидее бога как первопричины и цели земного существования. Барокко знаменовало собоюпричудливый синтез средневековья и Ренессанса. Эта причудливость, неестественностьзафиксирована в самом термине барокко — к чему бы его ни возводили, будь то к ювелирномуделу, где «барокко» называли жемчужину причудливой формы (от итальянскогоperucca — бородавка), либо к логике, в которой это слово обозначало одну из неправильныхфигур силлогизма.
Заново обратившись к средним векам, искусство барокко возродиломистику, «пляски смерти», темы страшного суда, загробных мучений. В тоже время барокко (по крайней мере теоретически) не порывало с наследием Ренессансаи не отказывалось от его достижений. Античные боги и герои остались персонажамибарочных писателей, а античная поэзия сохранила для них значение высокого и недосягаемогообразца.
«Двойственность» европейского барокко имела большоезначение при усвоении этого стиля Россией. С одной стороны, средневековые элементыв эстетике барокко способствовали тому, что Россия, для которой средневековая культураотнюдь не была далеким прошлым, сравнительно легко приняла первый в ее истории европейскийстиль. С другой стороны, ренессансная струя, оплодотворившая барокко, обусловилаособую роль этого стиля в развитии русской культуры: барокко в России выполнялофункции Ренессанса.
В России барокко возникло и формировалось двумя путями. Первыйпуть — естественный, был подготовлен всем ходом исторического и литературного развитиядревней Руси. Уже к началу XYII века здесь наметился кризис средневекового типакультуры, вследствие чего мы наблюдаем развитие и накопление тех черт, которые типологическибыли близки к барокко. Это — и авторское личное начало, и новый взгляд на природуличности человека, и экспрессивность, и элементы ассоциативности, параллельности,сложности поэтической образности, контраст символического и натуралистического,низменного и возвышенного.
С другой стороны, возникновение и развитие барокко в России второйполовины XYII века объясняется также непосредственным влиянием художественного итеоретического опыта соседних славянских народов: поляков, белорусов и украинцев.Таким образом, русский вариант барокко является синтезом той художественной системы,которая начала формироваться в следствие кризиса средневекового типа литературы,и тех поэтических средств, которые русская литература заимствовала у европейской.Универсализм и антиномичность восприятия мира, морализм и дидактика, расширениеэстетических функций литературы, напряженный и причудливый метафоризм, построенныйна теоретической основе консептизма {остроумия), пристрастие к курьезам, сочетаниеантичной и христианской мифологии, взаимопроникновение различных видов творчества,мозаичность композиции и игровое использование слов, риторическая организация текста,эстетизм формы, пафосность, парадность, декоративность — все это типологически сближаетрусский вариант барокко с общеевропейским.
Вместе с тем литературное барокко в России характеризуется существеннымиидейно-тематическими изменениями, по сравнению с Европой. Подчинение потребностямкрепнущего российского абсолютизма, русское барокко утратило, свойственные европейскомумироощущению, пессимизм, трагизм и мистическую экзальтацию. Приоритетное значениев России приобрела иная идеологическая устремленность барокко, связанная с усилениемпафоса государственного строительства и задачами просвещения общества. Именно этимобъясняется расцвет в русской литературе панегирической и дидактико-просветительскойпоэзии.
Ориентация русского барокко на просветительство делает его донекоторой степени схожим с европейским ренессансом. Это дает нам основание говоритьо том, что барочная культура в России приняла на себя и дидактико-просветительскуюфункцию Возрождения европейского интеллектуального стиля, завершающего развитиесредневекового типа культуры.
Значение барокко для развития русской литературы вряд ли можнопереоценить. В период его безраздельного господства в русской книжности XYII в.,до появления здесь классицизма, барочная поэтика определяет основное направлениеразвития русской культуры на пути ее приобщения к культуре общеевропейской. В этойсвязи одной из главных задач, решенных барокко, являлось как можно более полноепреодоление средневековой традиции, стоявшее на пути культурных и государственныхпреобразований. Как было справедливо замечено многими историками литературы, благодаряновому типу культуры, который формировался и развивался в творчестве Симеона Полоцкого,Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и др., были сломаны привычные стереотипы,прививались новые вкусы, позволившие русской литературе и искусству существоватьи эволюционировать в рамках общеевропейской культуры.
В этой связи, нельзя не отметить огромный вклад барокко, внесенныйв ориентацию литературы на зрелищность, что свидетельствовало о появлении новойфункции чисто эстетического характера поражать и развлекать. В этом сыграл своюроль столь свойственный барокко принцип интеллектуальной игры, являющийся однойиз основных мотиваций литературного творчества Нового времени.
Интеллектуальная игра, основной барочный принцип, способствовалазарождению в русской литературе новой образной системы. Немыслимая без приоритетаиндивидуального авторского начала, интеллектуальная игра выстраивает литературныйобраз на основе авторской ассоциации, в противовес традиционным для древнерусскойкнижности образам, созданным при помощи устойчивых, традиционных значений. Основойпоэтической системы барокко становится консепт сопряжение двух далеких друг от другапонятий.
С формированием и развитием барокко в России конца XYII векасвязаны и колоссальные изменения, происшедшие в жанровой системе, свидетельствовавшиео переходе русской литературы от средневекового типа к типу Нового времени. В древнерусскойлитературе существовала совсем иная система родов и жанров, чем в Западной Европе,к тому же до XYII в. в русской книжности не было ни поэзии, ни драматургии. С освоениембарочной эстетики и поэтики жанровая система русской литературы XYII века все большеи больше становится похожей на европейскую, имевшую в целом четкую структуру, теоретическиеи логико-философские основания. [1].Проблемы барокко и сочинения Аввакума
А.А. Морозовым уже достаточно давно было высказано мнение о принадлежностисочинений Аввакума (прежде всего, его Жития) к литературе барокко (Морозов А.А.Проблема барокко в русской литературе XVII — начала XVIII в. (состояние вопросаи задачи изучения) // Русская литература. 1962. № 3). В самом деле, у Аввакума(особенно в Житии) встречаются, как будто, черты барочной словесности
Таковы, например, полистилистичность, соединение «реалистических»(или, точнее, «натуралистических») сцен с подчеркнуто условными, символико-эмблематическимиэпизодами. Вспомним символ (почти барочную эмблему) — корабль в видении Аввакумана Волге (Житие); метафора жизни — плавания в бурном море развертывается далее втексте Жития, придавая символическое значение реальным событиям и вещам (плаваниев дощанике). Полистилистичность проявляется и в «свободном» сочетаниицерковнославянской и русской («просторечной») лексики. С барокко Аввакумароднит и визионерство: явление ангелов в Житии, а также видение царя Алексея Михайловичас «язвою на брюхе» («Пятая» челобитная царю Алексею Михайловичу)и видение антихриста («Книга бесед». Беседа восьмая), и в целом свойствоего сочинений, которое можно обозначить несколько расплывчатым словом «экспрессивность»:повышенная эмоциональность речи, связанная с напряженным переживанием эсхатологическогосмысла в событиях жизни автора. Присутствует, наконец, в сочинениях Аввакума и любимыйлитераторами барокко мотив преодоления границы, отчужденности человеческого (собственного)тела от мироздания, и мотив изоморфности человека-микрокосма и макрокосма-природногомира. Таков известный фрагмент из «Пятой» челобитной Алексею Михайловичу,повествующий о «распространении» тела Аввакума и «заполнении»им мироздения: «И лежащу ми на одре моем и Божиим благоволениемв нощи вторыя недели, против пятка, распространился язык мой и бысть велик зело,потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространенпод небом по всей земли распространился, а потом Бог вместил в меня небо, и землю,и всю тварь.
Видишь ли, самодержавие? Ты владеешь на свободе одною русскоюземлею, а мне Сын Божий покорил за темничное сидение и небо и землю; ты, от здешнягосвоего царства в вечный свой дом пошедше, только возьмешь гроб и саван, аз же, присуждениемвашим, не сподоблюся савана и гроба, но наги кости мои псами и птицами небеснымирастерзаны будут и по земле влачимы; так добро и любезно мне на земле лежати и светомодеянну и небом прикрыту быти; небо мое, земля моя, свет мой и вся тварь — Бог мнедал, якож выше того рекох» (Житие протопопа Аввакума, им самим написанное,и другие его сочинения. Иркутск, 1979. С.143-144.).
Между прочим, парадоксальное обыгрывание в этих строках антиномии“темничное сидение / стеснение" — “владение землею / простор" заставляетвспомнить о барочном “остроумии”, “концепте”.
Таковы внешние черты сходства сочинений Аввакума с сочинениямибарокко. Парадоксально, но Житие Аввакума ближе к западному, а не к русскому барокко:ни напряженное визионерство, ни острое переживание трансцендентного смысла собственнойсудьбы и мира, идущего к концу, ни повышенная экспрессивность не свойственны русскомубарокко, проявившемуся, к тому же, лишь в поэзии. Такое сходство (конечно, чистовнешнее) не случайно: сходны ощущение надлома, эсхатологические настроения, питавшиемногих западных барочных литераторов, с одной стороны, и Аввакума, с другой, — привсех различиях западной и русской культурных ситуаций. [7].
Заключение
Эпоха барокко — это одна из самых ярких и величественных страницистории искусства. В ее небывалой пышности, монументальной красочности и вместес тем изощренной грации отразился противоречивый дух эпохи. Барокко в России неоднородно.Вопрос своего и чужого, заимствованного в искусстве эпохи барокко очень сложен,он одинаково важен для литературы, музыки, изобразительного искусства.
Проблема барокко, прежде всего в том, что нет единого определенияэтому понятию, и каждый толкует его по-своему. От того и так много вопросов: Чтотакое барокко? Это новое направление, или переделанное старое? Отличается ли русскаябарочная литература от литературы, стиля барокко, зарубежных стран. И множестводругих вопросов. Рассматривая вопросы взаимосвязи старого и нового, Д.С. Лихачевприходит к выводу, что в русском барокко заимствованное настолько быстро и органичноусваивалось, что вскоре становилось отечественным. «Чужое пришло и стало своимчерез поэзию Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева, Андрея Болобоцкого,через канты, через придворный театр, проповедь, „сборники переводных повестей“,через литературные сюжеты стенных росписей, через Печатный двор и Посольский приказ,через появившиеся частные библиотеки и новую школьную литературу, через музыкальныепроизведения В.П. Титова и многое другое». [2].
Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе.Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Орнаментальностьдостигает пределов возможного, она проникает даже в стихосложение. «Орнаменткурчавится по поверхности, не столько выражает существо предмета, сколько украшаетего. Литературные сюжеты многопредметны», — отмечает Д.С. Лихачев. Даже внешнийвид стихов приобретает барочные формы, они строятся в виде орнамента или фигур ввиде креста, ромба, орла, звезды и т.д. «Стихи напоминают строгановские илицарские письма в иконописи — та же орнаментальность, та же мелкопись, драгоценность,украшенность. Содержание в значительной мере заслонено драгоценным окладом формы.В целом орнамент барокко динамичен, но без свойственного западному барокко борениямасс» [5].
На русской почве барокко приобрело своеобразные национальныечерты, отличающие его от западноевропейских барочных форм. Хотя барокко явилосьв Россию из Европы через Польшу, Украину, здесь оно приобрело иное значение, чемна Западе.
Благодаря проделанному исследованиюя по новому смогла взглянуть на сущность русского литературного барокко. Бароккокак в России, так и в Европе было не просто переходным этапом в эволюции литературыот средневекового типа к литературе Нового времени. Несмотря на то, что многие приемыбарочной поэтики являются общими как для литературы средневековья, так и для литературыРенессанса, барокко по своей сути противостоит предшествующей традиции культурногоразвития (мы рассматриваем Ренессанс как завершающий этап эволюции культуры Среднихвеков), оно является начальным этапом формирования литературы Нового времени, основойкультурного развития на новых началах. В этом и состоит суть барокко.
Литература
1. Еремин И.П. Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М.- Л., 1966 С.17-23.
2. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967 С.43
3. Морозов А.А. Проблемы барокко в русской литературе // Русская литература.Л., 1962. № 3. С.36.
4. Лихачев Д.С. XVIII век в русской литературе // XVIII век в мировомлитературном развитии. М., 1969. С.326, 328.
5. Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе // Памятники литературыДревней Руси. — М.: Худож. лит., 1988. — Кн.1: XVII век. С.328.
6. Адрианова-Перетц В.П. Старообрядческая литература XVIII века // Историярусской литературы. Т.4, ч.2: Литература XVIII века. М.; Л., 1947. С.85-99.
7. www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2. в рамках подготовки к празднованию 300-летнего юбилея Михаила Васильевича Ломоносова 3
Реферат Конго
Реферат Порядок заключения, изменения и расторжения брачного договора
Реферат Передісторія розвитку Збройних Сил України ДАВНЬОСЛОВ ЯНСЬКЕ ВІЙСЬКО На початковому етапі схід
Реферат Медико-биологическая характеристика искусственного освещения с учетом класса точности зрительных работ
Реферат Моя парикмахерская - организация своего дела
Реферат Особливості дихальної та серцево судинної системи у дитини
Реферат Повреждения опорно-двигательного аппарата и мягких тканей
Реферат Развертывание сетей WIMAX
Реферат Товарная политика компании
Реферат Проблемы взаимодействия органов конституционного правосудия и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации
Реферат Создание фирменного стиля туристской фирмы Нева
Реферат Новаторство в поэзii Павла Тичини
Реферат Безопасность жизнедеятельности человека в процессе анализа системы "Человек-Машина-Среда"
Реферат Основные электроматериалы