Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Противопоставление земного и небесного в лирике Тютчева

Оглавление
Введение.
1. Понятие «земного» и «небесного»
2. Антитеза «земного» и «небесного» на лексическом уровне
3. Своеобразие проявления темы на уровне морфологии
4. Противопоставление «земного» и «небесного» на уровне фонетики
5. Своеобразие поэтического синтаксиса
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Федор Иванович Тютчевявляется одним из самых читаемых поэтов наших дней. Его «Умом Россию непонять», «Счастлив, кто посетил сей мир», «Не плоть, а дух растлился в нашидни», «Все во мне, и я во всем» и другие строки стали крылатыми. Мысли Тютчеваактуальны и в наши дни. И мы можем согласиться со словами Л.Н. Толстого,сказавшего «Без Тютчева нельзя жить». Его стихи нельзя назвать лирикой в чистомвиде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, нопрежде всего философская система автора-мыслителя. В произведениях Тютчевадается комплекс мыслей и переживаний в эмоциональных художественных образах.И.С. Аксаков писал: «У него не то, что мыслящая поэзия – а поэтическая мысль»(1, с. 48)
Ю.М. Лотман подметил однухарактерную особенность лирики Тютчева: «…его интересует пространство нестолько по горизонтали, сколько по вертикали» (8, с. 378).
Цель реферата – выяснить,как противопоставляется «земное» и «небесное» в стихотворениях В.И. Тютчева«Над виноградными холмами» и «Хоть я и свил гнездо в долине». Для достиженияпоставленной цели определены следующие задачи:
Познакомиться слитературоведческим материалом по данной теме.
Уяснить понятия «земное»и «небесное» по Толковому словарю.
Проанализироватьлексический, морфологический, фонетический и синтаксический уровнипроизведения.
Сделать вывод о том,какую роль в художественном мире стихотворений играет антитеза «земного» и«небесного».
Творчеству Тютчевапосвящено большое количество работ литературоведов. Монографию о жизни итворчестве Тютчева написал К.В. Пигарев, правнук поэта. В 1995 году вышла всвет книга «Тютчев Ф.И. «О вещая душа поэта». В ней, помимо стихов поэта,помещено обширное приложение со статьями и эссе о жизни и творчестве Тютчева, вкоторых раскрывается его художественный мир. В приложение входит биографическийочерк
И.А. Аксакова, первогобиографа Тютчева. В статье «Поэтический мир Тютчева» Ю.М. Лотман размышляет офилософской лирике Тютчева, а А.Г. Горнфельд в статье «На пороге двойногобытия» излагает свой взгляд на творчество поэта. В газете «Литература»(приложение к «Первому сентября») № 19 за 2001 год опубликованы статьи А.Архангельского и
В. Николаевой о поэзииТютчева. В газете «Литература» за 2004 год в №№ 34, 36 напечатаны две лекции Л.И.Соболева о творчестве Ф.И. Тютчева. Но названные литературоведы неанализировали детально именно эти художественные произведения, а отмечали общиеособенности творческой манеры Ф.И. Тютчева.

1. Понятие«земного» и «небесного»
Лирика Ф.И. Тютчеваявляется философской. Н.Н. Скатов считает, что «мысли и чувства поэта лишеныабстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь» (12, с. 9).
Ф.И. Тютчев ощущал себячастицей мира, а поэтому считал все чувства и настроения человека проявлениямикосмического бытия. В его душевной жизни, в его мироощущении неизменноприсутствует устремленность за пределы земного мира. У Тютчева нет пейзажнойлирики как таковой, он не создавал картин природы, не описывал явлений исобытий самих по себе, «внимательно всматриваясь в них, он настойчиво искал ихсокровенный смысл, томительно жаждал прорыва в иной мир» (11, с. 79).
Тютчев всегда знал обограниченности земного разума. Поэтому для него было характернопротивопоставление «земного» и «небесного». У русских поэтов «небесное» всегдаассоциировалось с возвышенным, идеальным, (например, у Пушкина: «Твои небесныечерты»), а земное – с не возвышенным, неидеальным. Это же противопоставлениезначений слов мы находим и в толковых словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова.Обратимся к словарю С. И. Ожегова и уточним значения слов:
Небесный – 1. Относящийсяк видимому пространству над землей.
2.(перен.) Прекрасный,возвышенный (устар.). Небесное создание. Небесные черты (о лице). Небесная душа(чистая, непорочная).
Небесно-голубой, цветабезоблачного неба. Небесные тона. (10, с. 392).
Автор словаря указываетна переносное значение слова (“небесный”), отмечая, что оно устарело для нашеговремени. Но для эпохи XIXвека «небесный» в значении «возвышенный», «прекрасный» было современнымзначением.
Итак, противопоставление«земного» (реального) и «небесного» (возвышенного) вытекает из толкованиязначений этих слов. Для поэта-философа Федора Ивановича Тютчева эта антитезаособенно важна. Она нужна была для того, чтобы нарисовать идеал, к которомудолжны стремиться люди.
2.Антитеза «земного» и «небесного» на лексическом уровне
Выясним, как антитеза«земного» и «небесного» проявляется на лексическом уровне стихотворений «Надвиноградными холмами (1835 год) и «Хоть я и свил гнездо в долине» (1860 год). Впервом стихотворении всю лексику можно разделить на две группы.
1. «земное»: «надхолмами», «шумит померкшая река», «из долины», «внизу», «смертной жизни».
2. «небесное»: «златые облака»,«поъемлясь всходит к высотам», «на краю вершины», «круглообразный светлыйхрам», «в горнем, неземном жилище», «легче и пустынно-чище», «струя воздушнаятечет», «взлетая», «звук немеет», «жизнь природы», «праздничное нечто», «веет»,«тишина».
Преобладает встихотворении лексика со значением высоты.
Ю.М. Лотман в статье«Поэтический мир Тютчева» пишет: «В целом для Тютчева характерно расширяющееся,а не сужающееся пространство. С этим связана особая роль вертикальнойориентации поэтического мира Тютчева… В тютчевской поэзии направленностьвзгляда, как правило, движется снизу вверх.» (8, с. 401). Лотман выделяет триступени подъема: низ-среднее звено-верх. Эти три ступени находим встихотворении «Над виноградными холмами».
Низ – «внизу», «зеленымиволнами шумит померкшая река», «из долины».
Среднее звено – «надвиноградными холмами».
Верх – «златые облака»,«в горнем, неземном жилище», «к высотам», «на краю вершины храм».
Отметим, что наиболеешироко представлено «небесное». Важная роль в его изображении отводитсясинонимам, которые уточняют, разъясняют мысли и чувства лирического героя, сразных сторон характеризуют «неземное»: «легче и пустынно-чище»; «в горнем,неземном»; «звук немеет», «воскресная тишина». Причем неземное жилище –«круглообразный светлый храм» – «край вершины» – «высоты» выступают какконтекстные синонимы. Устремленность лирического героя вверх позволяет передатьприем антитезы: «долина» – «вершина», «смертная жизнь» – «жизнь природы»,«шумит река» – «звук немеет», «померкшая река» – «светлый храм». Обращают насебя внимание архаизмы. Так глагол «течь» используется с устаревшим уже тогдабезударным окончанием «течет»:
Течь – литься, струитьсяв каком-нибудь направлении. Этот глагол рисует движение воздушной струи, онгармонирует с эпитетами «в горнем» и «златые».
Обратим внимание на слово«горний»:
Горний (устар.) –находящийся в вышине, сходящий с вышины, с небес. Горние духи, горний полетангелов (10, с. 136).
Н.Н. Скатов считает, чтоодин из излюбленных тютчевских эпитетов – «золотой». (12, с.10).
В данном стихотворенииэто слово представлено с неполногласием – златой. Золотой у Тютчева – этосимвол счастья (вспомним стихотворение «К.Б.»:
Я вспомнил время золотое–
И сердцу стало так тепло)
С этим эпитетомгармонично сочетаются эпитеты «круглообразный светлый» (храм).
Теперь посмотрим, какантитеза «земного» и «небесного» на уровне лексики проявляется в стихотворении«Хоть я и свил гнездо в долине».
И в этом стихотворениивсю лексику можно разделить на две группы:
1. «земное» – «долина»,«гнездо», «густой слой», «грудь», «удушливо-земное», «оттолкнуть».
2. «небесное» — «вершина», «животворно», «воздушная струя», «недоступные громады», «жаждать»,«росы», «прохлады», «шум», «литься», «просветлеть», «огнецветно», «непорочныйснег», «небесный ангел».
И здесь используетсяприем антитезы: «долина» – «вершина», «густой слой» – «воздушная струя»,«оттолкнуть» – «жаждать». Уточним значения этих слов по словарю
С.И. Ожегова:
Долина – впадина.
Вершина – верхняя часть.
Густой (воздух) – густойдля дыхания, удушливый.
Слой – протяжная толща.
Воздушный – относящийся квоздуху, подобный ему по легкости или прозрачности.
Струя – узкий потокжидкости или газа.
Оттолкнуть – толчкомотодвинуть.
Жаждать – сильно желатьчего-либо.
Таким образом, можносделать вывод, что «земное» для лирического героя – это не просто реальное, аудушливое место, с которым хочется расстаться. «Небесное» – это там, гдетворится жизнь, это то, чего жаждет душа.
И в том, и в другомстихотворении важную роль играет образ вершины. Об этом образе писал А.Г.Горнфельд: «Тютчев любил всю природу во всей ее прелести и чистоте, правде иразнообразии. Но был один образ, к которому он обращался особенно охотно, тоявно символизируя в нем свое глубочайшее порывание, то непосредственноизображая пейзаж, всегда захватывающий его мысль; это – картина горных вершин»(4, с. 357).
И в том, и в другомстихотворении образу вершины сопутствует образ воздушной струи. В стихотворении«Над виноградными холмами» присутствует инверсия – «струя воздушная» и эпитетыдля ее характеристик – «легче» и «пустынно-чище». А в стихотворении «Хоть я исвил гнездо в долине» используется прямой порядок слов и эпитет «животворно». Впервом стихотворении рисуется замедленное спокойное движение, а во втором –движение быстрое, порывистое, что подчеркивается эпитетом «животворно»,указывающим на рождение новой жизни.
Можно сделать вывод отом, что антитеза «небесного» и «земного» на уровне лексики ярче выражена встихотворении 1860 года «Хоть я и свил гнездо в долине», так как «земному»дается оценка: «удушливо-земное». Стремясь оттолкнуться от земли, лирическийгерой хочет порвать с «удушливо-земным». Это особое состояние лирического герояотмечает
А.Г. Горнфельд: «Сидя вальпийской пустыне, он неизменно подымал свой взгляд вверх и … не отрываявзгляда от «недоступных громад» с их «непорочными снегами» и отблеском полетаангелов, он связывал с ними свое непреходящее и неутомимое стремление ввысь».(4, с. 358).
В стихотворении «Хоть я исвил гнездо в долине» отсутствует вторая ступень подъема – среднее звено,поэтому контраст низа и верха — долины и вершины — ощущается лучше.
3.Своеобразие проявления темы на уровне морфологии
Проанализируемморфологический уровень сравниваемых стихотворений. В стихотворении «Надвиноградными холмами» преобладают существительные (их 19) и прилагательные(12). Глаголы и глагольные формы представлены всего 9-ю словами, наречий,относящихся к глаголу, шесть. Обращает на себя внимание неопределенноеместоимение «нечто» – именно оно рисует образ неземного, чистого, тихого, кчему устремлен взор лирического героя. На морфологическом уровне стихотворения«Хоть я и свил гнездо в долине» ощутимо противопоставление «земное» –«небесное». В стихотворении 14 существительных, 7 прилагательных, 3 наречия и11 глаголов. Именно глаголы подчеркивают устремленность лирического герояввысь. Преобладают глаголы настоящего времени несовершенного вида со значениемчувства и действия: «чувствую», «жаждет», «смотрю», «бежит», «рвется»,«льются», «проходит» (ангелов нога). На фоне этих глаголов особое значение имеетглагол совершенного вида – «просветлеют», передающий кульминацию в развитиичувств лирического героя.
Образ лирического герояпредставлен ярче в стихотворении 1860 года, так как в нем три раза повторяетсяличное местоимение я. Стихотворение «Хоть я и свил гнездо в долине» –это лирический монолог, в котором чувства героя ярко выражены, стихотворениеотличается исповедальностью, страстностью. В стихотворении «Над винограднымихолмами» образ лирического героя представлен через прием метонимии: «взорвсходит», поэтому лирическому герою присущи созерцательность имечтательность.
Проанализируемприлагательные. В стихотворении 1835 года большинство прилагательныхсоотносятся с неземным, возвышенным: «златые», «круглообразный», «светлый», «вгорнем», «неземном», «смертной», «воздушная», «праздничное», «воскресных». Встихотворении 1860 года прилагательных меньше: «воздушная», «густого»,«горних», «удушливо-земное», «недоступные», «непорочные», «небесных». Большаяих часть также соотносится с областью неземного (несколько прилагательных позвучанию схожи со словом «небесных»). И в первом, и во втором стихотворенииФедор Иванович Тютчев использует прием цветописи. В стихотворении «Надвиноградными холмами» «златые облака», «светлый храм» связаны со светомнебесным, с мечтой о счастье. Даже воды реки не синие, а зеленые, так как подвлиянием лучей солнца и «златых облаков» синий цвет превращается в зеленый. Встихотворении «Хоть я и свил гнездо в долине» с понятием «небесного» связаныбелый и ярко-огненный цвета:
Вдруг просветлеютогнецветно
Их непорочные снега…
Марина Бочарова считает,что «стихия огня может присутствовать как высшее божественное начало» в лирикеТютчева. (3, с. 12). В этом стихотворении в роли ярких эпитетов выступают дванаречия: «животворно» и «огнецветно» и сложное прилагательное –«удушливо-земное». Обратимся к словарю С.И. Ожегова:
Животворный – оживляющий,восстанавливающий жизнь, дающий силу.
Огне… — относящийся когню, т.е. яркий цвет, цвет огня.
Удушливый – душный,стесняющий воздух.
Таким образом, воздушнаяструя бежит ввысь «животворно» от «удушливо-земного» – губительного для нее.Эта антитеза ярко передает страстный порыв лирического героя к небу, к Богу.
Особую роль играетантитеза личного местоимения я (свил) и местоимения она (душа хотела боттолкнуть). Противопоставление местоимений первого и третьего лицасвидетельствует о том, что борьба земного и небесного происходит и в душелирического героя.
Итак, на морфологическомуровне и в том, и в другом стихотворении антитеза «земное»- «небесное»присутствует, но ярче она выражена в стихотворении 1860 года «Хоть я и свилгнездо в долине». Там нарисовано страстное стремление лирического героя ввысь,драматичное еще и потому, что в душе лирического героя происходит борьба. Встихотворении 1835 года «Над виноградными холмами» показана спокойная мечталирического героя об идеальном – небесном, а в стихотворении 1860 года –страстный порыв.
4.Противопоставление «земного» и «небесного» на уровне фонетики
Важную роль в творчествеТютчева играет звукопись. Так, в первом стихотворении сочетание звуков [лм],[пл], [зл], [бл] передают течение волн реки и движение облаков, отражающихся вводах реки:
Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелеными волнами
Шумит померкшая река.
Обращает на себя вниманиечетвертая строка. Аллитерация шипящего согласного [ш] и звонкого дрожащего [р]передают шум бегущих волн.
Уделим внимание частотеиспользования звуков в произведении. В стихотворении «Над виноградными холмами»преобладают гласные [и], [а]; а во второй строфе наиболее часто встречаются[э], [а]. Звук [а] ассоциируется с огнем, светом, чистотой. Особенно часто ониспользуется во второй строфе: «струя», «туда», «взлетая», «там», «слышна»,«праздничное», «тишина». Все эти слова относятся к области небесного, о котороммечтает лирический герой. Звук [э] в ударном положении встречается во второйстрофе десять раз. Интересно, что большинство слов, в которых он выделенударением, тематически принадлежит к области небесного: «легче», «течет»,«немеет», «нечто», «веет», «дней», «воскресных» – и только одно слово:«смертной» относится к области земного. Звук [э] обычно воспринимается каксредний между [о] и [а], наверное, он символизирует путь лирического героя ксветлому, небесному.
В стихотворении “Хоть я исвил гнездо в долине” гармонию небесного подчеркивает повтор звонких сонорныхсогласных [н] и [м]:
Вдруг просветлеют огнецветно
Их непорочныеснега:
По нимпроходит незаметно
Небесных ангелов нога…
Кроме того, ассонансгласных [и] и [э] в первой строфе передает ощущение полета, движение вверх:«свил», «гнездо», «долине», «вершине», «бежит». В концовке стихотворения такжеиспользуется ассонанс гласных [и] и [э]: «просветлеют», «ним», «небесных»,выполняющий ту же функцию. В начале стихотворения используется аллитерацияшипящих [ж] и [ш]: «животворно», «на вершине», «воздушная», «жаждет», «наша»,«удушливо-земное». Эта аллитерация на фонетическом уровне подчеркивает темуземного, неидеального.
В первой строфе этогостихотворения чаще всего повторяются гласные [и] и [у]. Ассонанс звука [у] всловах «чувствую», «воздушная», «грудь», «удушливо-земное», «оттолкнуть» напоминаетстон боли, вырвавшийся из груди лирического героя. А повтор звука [и] придаетэтому стону какую-то безысходность.
Во второй строфе следуетотметить преобладание звука [а]: в ударных слогах он встречается семь раз. Иэто не случайно; таким образом автор утверждает превосходство чистоты, света,присущие небесному.
Итак, можно сказать, чтои в стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами» и в стихотворении 1860года «Хоть я и свил гнездо в долине» на фонетическом уровне прослеживаетсяпротивопоставление «земное» — «небесное». Земное в стихотворении 1860 годапредставлено ассонансом [у] и аллитерацией [ж] и [ш]. Сочетание аллитерации и ассонансапозволяет ярче выразить отрицательное отношение лирического героя к земному.
И тому и другомустихотворению присуще утверждение небесного через ассонанс ударного [а],открытого, свободного звука, олицетворяющего энергию, силу:
5.Своеобразие поэтического синтаксиса стихотворений
Стихотворение «Надвиноградными холмами» состоит из пяти предложений. Первая строфа включает трипростых предложения, причем первое и второе предложения построены одинаково:обстоятельство места – сказуемое – подлежащее. Прием параллелизма подчеркиваетантитезу «земное» – «небесное». Третье предложение с однородными сказуемыми(«взор восходит» и «видит») рисует характерный для Тютчева вертикальнорасположенный мир стиха.
Два распространенныхсложных предложения второй строфы изображают небесное, куда обращен взорлирического героя. При построении этих предложений Ф.И. Тютчев также используетприем параллелизма: оба они начинаются с указательного наречия («там» — «туда»), в обоих можно выделить две части, вторая часть присоединяется союзом«и». Эти два предложения перекликаются с последним предложением первой строфы –в нем тоже рисуется область небесного, оно состоит из двух частей, вторая частьтакже присоединяется союзом «и».
Так средствами синтаксисаавтор передает мечтательность, душевное спокойствие лирического героя.Распространенные сложные предложения подчеркивают торжественнуювеличественность области «небесного».
Стихотворение «Хоть я исвил гнездо в долине» состоит из трех предложений, из которых двавосклицательные, передающие чувства лирического героя, а последнее завершаетсямноготочием – автор использует прием умолчания.
Первое предложениесложноподчиненное с придаточным уступительным и тремя придаточнымиизъяснительными, которые относятся к глаголу «чувствую» в главномпредложении. Так антитеза «небесное» – «земное» заявлена в самом началепроизведения: придаточное уступки контрастно трем придаточным изъяснительным,раскрывающим страстный порыв лирического героя. Экспрессивны анафорическиезачины строк, показывающие силу стремления лирического героя подняться ввысь:
Как животворно на вершине…
Как рвется из густого слоя,
Как жаждет горних наша грудь,
Как все удушливо-земное…
Противопоставление«земного» и «небесного» подчеркнуто визуально: первая строфа, состоящая изодного большого предложения, массивна – это зримый образ земного, удушливого.Вторая строфа, состоящая из двух бессоюзных сложных предложений, легче, еестроки короче – это образ светлого, небесного.
Таким образом, антитеза«земное – небесное» присутствует на уровне синтаксиса и в стихотворении 1835года «Над виноградными холмами», и в стихотворении 1860 года «Хоть я и свилгнездо в долине». Но эта антитеза выражена отчетливее в стихотворении 1860года, так как оно более эмоционально благодаря анафоре, использованию двухвосклицательных предложений, контрасту союзных и бессоюзных предложений, атакже контрасту придаточных в первом сложном предложении.

Заключение
Итак, мы проанализировалидва стихотворения Ф.И. Тютчева «Над виноградными холмами» (1835) и «Хоть я исвил гнездо в долине» (1860). Можно согласиться с мнением Ю. Лотмана, что влирике Ф.И. Тютчева «поэтическое я оказывается расположенным на границе,принадлежа одновременно земному и небесному» (с.400). Противопоставление«земного» и «небесного» характерно для поэта-философа Ф. Тютчева.
Ф.И. Тютчев ощущал себячастицей мира, а поэтому считал все чувства и настроения человека проявлениямикосмического бытия. Для лирики Ф.И. Тютчева характерна двойственность, борьба,сопряжение различных начал.
В его душевной жизни, вего мироощущении неизменно присутствует устремленность за пределы земного мира.«У Тютчева нет пейзажной лирики как таковой. Он не создавал картин природы, неописывал явлений и событий самих по себе. Внимательно всматриваясь в них, оннастойчиво искал их сокровенный смысл, томительно жаждал прорыва в иной мир»(4, с.358).
Относясь к миру людей, онвсей душой тянется к небесной чистоте, к нравственной высоте. Поэт частосмотрел на горные вершины и небо, потому что у него пространственно-вертикальныйвзгляд преобладал над пространственно-горизонтальным. И это потому, что поэтразмышляет не о материально-пространственной пейзажной вертикали «земнаяповерхность – небосвод», а о противостоянии «земного» (в том числе и земногонеба) потустороннему. Поэт тяготел к небесному (потустороннему), у негосформировалось определенное эстетическое восприятие природного бытия: егорадовали вертикали, а плоское вызывало эстетически негативное отношение. Емухотелось оттолкнуть все «удушливо-земное». Под нетленно-чистым небом снегахранят непорочную белизну, воздушная струя течет «легче и пустынно-чище»,потому что там «лишь жизнь природы» и «смертной жизни места нет».Противостоящая горней чистоте земная грязь – не явление природы, а порождениечеловеческих взаимоотношений.
В результатесопоставления двух стихотворений «Над виноградными холмами» (1835) и «Хоть я исвил гнездо в долине» (1860) можно сделать следующие выводы: 1. В 30-е гг.антитеза «земное» – «небесное» рассматривается поэтом не так остро, как в 60-е.Со временем растет недовольство поэта земным миром, и все актуальнее для негостановится устремление к небесному, чистому, идеальному. 2. Средствавыразительности, используемые в стихотворении 1860 г. позволяют показать стремление лирического героя ввысь как страстный порыв, отягченный тем,что раскол наблюдается и в душе лирического героя. 3. Страстность,исповедальность, эмоциональность стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине»(1860) лишний раз доказывают, что поэтическое «я» принадлежит одновременно и земному,и небесному. 4. В стихотворении 1835 года «Над виноградными холмами»поэтическое «я» находится в земном мире. Храм, где проходит неземная жизнь –реальный образ. В стихотворении 1860 года выражено стремление к неземной жизни,это идеальный мир. Таким образом, можно сделать вывод об эволюции взглядов втворчестве поэта-философа Ф.И. Тютчева.

Списоклитературы
 
1. Аксаков ИванСергеевич. Биография Ф.И. Тютчева. – М., 1967
2. АрхангельскийАлександр. Материалы о Ф. Тютчеве // Литература (газ.) – 2001. № 19. – с. 10-11
3. Бочарова Марина.Сила любви в художественном мире Ф.И. Тютчева // Литература (газ.) – 2001. — №19 – с. 11-12
4. Горнфельд АркадийГеоргиевич. На пороге двойного бития // Тютчев Ф.И. «О вещая душа моя!..»Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. – М., 1995, с. 355-358
5. Даль ВладимирИванович. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М., 2002
6. Еремина Ольга.Готовимся к сочинениям по творчеству Ф.И. Тютчева // Литература (газ.) – 2004.- № 5. – с. 24-26
7. Кожинов ВладимирВладимирович. Тютчев – М., 1988 (ЖЭЛ)
8. Лотман ЮрийМихайлович. Поэтический мир Тютчева // Тютчев Ф.И. «О вещая душа моя!..»Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте. – М., 1995 с. 379-412
9. НиколаеваВладислава. Лирика Ф. Тютчева // Литература (газ.) – 2001. – № 19. – с. 5-10
10. Ожегов СергейИванович. Толковый словарь русского языка. – М., 1994
11. ПигаревКонстантин Владимирович. Жизнь и творчество Тютчева. – М., 1962
12. Скатов НиколайНиколаевич. Федор Тютчев // Литература в школе. – 2003. — № 1. – с. 7-13
13. Соболев ЛеонидИванович. Поэтический мир Тютчева // Литература (газ.) – 2004. — № 34. – с.25-31
14. Соболев ЛеонидИванович. Поэтика Тютчева // Литература (газ.) – 2004. — № 36. – с. 26-31
15. Тютчев ФедорИванович. «О, вещая душа моя!..» Стихотворения. Переводы. Размышления о поэте.– М., 1995
16. Шайтанов ИгорьОлегович. Поэтическое открытие природы. – М., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.