Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Поэзия Андреаса Грифиуса

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Творческаябиография
ГЛАВА 2. Жанровоемногообразие поэзии Грифиуса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Введение
Немецкая поэзия XVII века- одна из ярких и мало известных у нас страниц европейской и мировой лирики.Такие значительные поэты, как Андреас Грифиус, Мартин Опиц, Пауль Флеминг имногие другие, блестяще отобразили свой трагический и бурный век и заложилиосновы позднейшей немецкой поэзии. Стихи их предстают и как памятники эпохи, икак образец литературного стиля барокко. Они оживают в переводах ЛьваГинзбурга. Большая часть стихотворений публикуется на русском языке впервые.
В 1648 году закончилась, наконец, Тридцатилетняя война, дооснования потрясшая всю общественную жизнь Германии. Страна лежала вразвалинах.
По словам Ф. Меринга, «Германия была отброшена в своемразвитии назад лет на двести; до двухсот лет потребовалось ей для того, чтобыснова достигнуть того экономического уровня, на котором она стояла в началеТридцатилетней войны. По вестфальскому миру Франция захватила самые богатыеобласти Западной Германии; на севере Швеция отбила устья Одера, Эльбы и Везера;обе страны получали право вмешиваться в германские дела. Безвозвратно исчезлипоследние остатки императорской и имперской власти».
«Положение Германии было самое безотрадное. В стране,распавшейся на множествозахолустных независимых княжеств, царила феодальная анархия, поскольку «полныйупадок центральной власти» открывал широкий простор княжескому своеволию. Нималоне заботясь об интересах народа и государства, «немецкие князья наживались наВестфальском мире, соревнуясь между собой в том, кто выгоднее продаст себя загранице».
Уныние и отчаяние царилив широких общественных кругах. Бедственное положение страны, почти до основанияразрушенной Тридцатилетней войной, великое разорение народа, катастрофическая деградациябюргерства, некогда игравшего ведущую роль в хозяйственной и культурной жизниГермании, и, наконец, разгул феодально-крепостнической и церковной реакцииподготовленной всем ходом немецкой истории после разгрома крестьянско-плебейскогодвижения 1525 — 1535 годов, — все это порождает мрачные настроения в творчестверяда выдающихся деятелей немецкой литературы середины века. Мир перестал бытьдля них цветущим плодоносным садом, он превратился в юдоль слез и неизбывнойпечали, из которой нет выхода в царство земной человеческой радости. Дажетворчество передовых писателей этого времени нередко окрашено в мрачныетрагические тона» [4,311].
По мере того какуглублялся трагизм немецкой жизни, основанный на военных действиях, в немецкой литературевсе громче звучали голоса барокко. Характерно, что классицизм с егоуравновешенностью и твердой веройв людские ценности, настолько пышно расцветшийв соседней Франции, не смог обосноваться в Германии того времени. Он был смят ираздавлен налетевшей военной бурей, нанесшей стране такой моральный иматериальный ущерб, от которого она долго не могла оправиться. В сущности самойвысокой вершиной немецкого классицизма XVII в. так и осталось творчество его основоположника МартинаОпица. Но и Опица коснулись веяния барокко, коснулись они П. Флеминга и других основателейСилезской школы,не говоря уже о Фридрихе Шпее, поэзия которого былабарочной в своей основе. Но подлинной силы поэзия немецкого барокко достигла втворчестве Андреаса Грифиуса. Таким образом, данная работа в известной степениохватывает творчество одаренного художника – Андреаса Грифиуса, шедшего сложнымтворческим путем. Ученик и сторонник классицистическойпоэтики, он испытал сильное воздействие эстетических и философских идейбарокко, врывавшихся в его творчество вместе со смертоносным дуновениемнемецкой смуты.
Объектом исследованияданной работы является творчество Андреаса Грифиуса. Он является мало изученнымпоэтом и драматургом немецкой литературы XVII века. В процессе написания даннойкурсовой работа я обработала определенную литературу. Безусловно, отправнойточкой является книга «Очерки немецкой литературы» Б. И. Пуришева. Автордоступно излагает биографические факты, дает характеристику поэзии, а такжекраткое изложение самых известных драм А. Грифиуса. Также творчеству Грифиусапосвящаются такие работы, как «История немецкой литературы» под ред. А.Дмитриева, под ред. Б. И. Пуришева, под ред. Н. А. Гуляева. Еще одним важнымисточником информации является «История всемирной литературы» под ред. Г. П.Бердникова и Ю. Г. Виппера. Конечно, только изучив всю данную литературу, мыможем получить сравнительно полную характеристику творческой деятельностиАндреаса Грифиуса. Поэтому основная задача написания данной курсовой работысостоит в том, чтобы глубоко изучить лирические произведения поэта и датьхарактеристику жанровым особенностям написания стихотворений.
Предмет исследования –развитие лирического творчества А.Грифиуса.
Цель данного исследованиясостоит в том, чтобы отследить процесс становления творчества, его характерныежанровые особенности, а также основную тему поэзии выдающегося немецкого поэтаи драматурга XVII века Андреаса Грифиуса.
Структура и объемкурсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения ибиблиографического списка.

Глава 1. Творческаябиография
Родился Андреас Грифиус11 октября 1616 года в Глогау (Силезия; ныне Глогув, Польша). Уже в школе онпроявил необыкновенныеспособности к языкам как к древним, так и новым.В семнадцать лет Грифиус написал латинскую поэму на христианский сюжет. Вгимназии в Данциге он в совершенстве изучил латынь. Там же (1636) онпознакомился с Опицем. Рано осиротев, смог подготовиться к поступлению вуниверситет, давая частные уроки. В 19 лет стал наставником детей имперскогоканцлера Филиппа Шёнборнера. Должно быть, юный Грифиус произвел впечатление набогатого вельможу: тот вскоре продвинул его на место поэта-лауреата и пообещалоплатить его учебу.
Через несколько месяцев после этого канцлер умер, однакоГрифиус смог попасть в Лейденский университет как компаньон трех юных дворян.Проучившись там три года, на четвертый начал читать там лекции. С годами Грифиусстал одним из самых образованных людей Германии. Он знал одиннадцать языков ибыл сведущ в самых различных отраслях знания. Из Лейдена, сопровождая ещеодного молодого студента, отправился в Париж, где получил доступ к библиотекекардинала Ришелье. Прожив полтора года во Франции, поехал в Италию, посетилФлоренцию и Рим и вернулся в Германию, где в Страсбурге написал свою первуюдраму Лев Армянин (Leo Armenius). По окончании в 1648 году Тридцатилетней войнывернулся в Силезию. После женитьбы занял весьма почетный и высокий пост, ставсиндиком Глогау. В этой трудной должности (ради которой он отклонил предложениепрофессуры в Гейдельберге и Франкфурте на Одере) ему приходится отстаиватьстарые сословные права против непрерывного стремления Вены распространить напротестантскую Силезию габсбургский абсолютизм. Этой тяжелой борьбе он отдалвсе последние годы своей жизни; поэзии оставались только досуги. Но как раз вэти годы он издал ранее написанные пьесы, а также сборники новых лирическихстихотворений (более ранние печатались уже в 1639 г.). Имя его становится известным всей литературной Германии.
«Более всего известны триего комедии: написанная на силезском диалекте Возлюбленная Роза (Die geliebteDornrose), забавно изображающая любовные приключения крестьян; Петер Сквенц(Herr Peter Squentz), высмеивающая нелепые театральные потуги ремесленников;подражание Хвастливому воину Плавта под названием Хоррибиликрибрифакс(Horribilicribrifax). Им написано также несколько трагедий, в том числеЕкатерина Грузинская (Katharina von Georgien), Счастье (Felicitas), Карл Стюарт(Carolus Stuardus).
В начале XX века возродилась славаГрифиуса-лирика. Сонеты он стал писать еще в юности, в 1637 вышла небольшаякнижка, в которую были включены 31 сонет и стихи по-немецки и на латыни.
Умер Грифиус в Глогау 16июля 1664» [3].
Глава 2. Жанровоемногообразие поэзии Грифиуса
Творчество Андреаса Грифиуса являет собой вершину немецкойлитературы XVII века. Его лирике присущи глубина исовершенство формы. В своем творчестве Грифиус опирался на современные емуправила поэзии, его стихи и песни нередко обнаруживают (например, сонет)строгое построение отдельных частей текста, логически связанных по содержанию.Эти достижения поэта, так же как и его выразительный, богатый оттенками язык,сделали Грифиуса самым значительным поэтом столетия. Идейно-художественную основуего творчества составили переживания Тридцатилетней войны. Размышления о нейсодержатся, например, в сонете «Слезы отечества, год 1636»:
«Мы все еще в беде, нам боль сердца буравит,
Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь,
Ревущая труба, от крови жирный меч —
Все жрет наш хлеб, наш труд, свой суд неправый правит.
Враг наши церкви жжет, враг нашу веру травит.
Стенает ратуша!.. На пагубу обречь
Посмели наших жен — кому их оберечь?
Огонь, чума и смерть… Вот-вот нас жизнь оставит.
Здесь каждый божий день людская кровь течет! Три шестилетия!Ужасен этот счет.
Скопленье мертвых тел остановило реки.
Но что позор и смерть, что голод и беда,
Пожары, грабежи и недород, когда
Сокровища души разграблены навеки?!»[8,233]
Уже этот ранний сонет свидетельствует о выразительности егопоэтического языка; реализм образов и ритм стиха обращает внимание и глубокотрогают читателя или слушателя, вызывая сопереживание. После описания ужасоввойны высшим проявлением скорби поэта является переживание, порожденное этико-моральнымибедствиями.
Во многих стихотворенияхпоэта — как в «Сонетах из Лиссы» (1637), где «Слезы отечества» помещены подназванием «Жалоба опустошенной Германии», так и в двух последующих сборниках(«Воскресные и праздничные сонеты», 1639 г., и «Сонеты Андреаса Грифиуса», 1643 г.) — человек изображается игрушкой в руках счастья, увлекаемый своенравнойи прихотливой фортуной. Жизнь его предстает сплетением бессмысленныхстремлений, отданных во власть скоротечности и непостоянству. Эти мотивыГрифиус варьирует снова и снова в ряде образов и сравнений, которые нередкозаимствует из Библии, а также из надгробных проповедей и сборников эмблем.
В сонете «Все бренно» говорится:
Куда ни кинешь взор — все, все на свете бренно. Ты нынчеставишь дом? Мне жаль твоих трудов. Поля раскинутся на месте городов, Где будутпастухи пасти стада смиренно.

Пройдут, что сон пустой, победа, торжество: Ведь слабыйчеловек не может ничего Слепой игре времен сам противопоставить.
(Перевод Л. Гинзбурга)
И здесь главная мысль заключена в последней строке, котораянаходит общий знаменатель для всех разрозненных образов:
Ведь смертный никогда о вечности не мыслит!
 (Перевод Г. Ратгауза)
«Обращение к вечному представляет, по мнению Грифиуса,единственную для человека возможность обрести спасение души и выстоять в хаосежизни. За словами «что есть вечно» скрывается признание бога и олицетворяемогоим мира гармонии и покоя. В сонете «Бог знает обо мне» выражена глубокая вера вбога, который всегда заботится о нем, «своем дитяти». Правда, протестантскоемировоззрение Грифиуса давало ему возможность для более диалектическоговзгляда. В стихотворении «Проснись! Проснись, господь Христос!» он вопрошает«господа», как бог любви мог допустить разрушительную силу войны:
… воздаст ли тот хвалу,
Кто ввергнут в нищету? И прочен ли союз,
В который верим мы, когда мы адов груз
Не в силах удержать?..
Скорбь Грифиуса, однако, не выливалась в характерные длясредневековья пренебрежение жизнью и веру в потусторонний мир. Напротив, всвоих стихотворениях он воспевал и многочисленные радости жизни, в основекоторых лежат представления о подлинных — не мнимых — ценностях.
Наряду с сонетом и одой — он предпочитал писать ихалександрийским стихом — Грифиус испробовал ряд других поэтических форм(многостроф-ную песню и стихотворение, секстину, эпиграмму).
Его эпиграммы, написанные в принятой тогда манере, содержатнападки на игроков, рифмоплетов, гулящих женщин и пр. Его поэтическое творчествовключает также религиозные стихи и панегирики.
Грифиус охотно прибегаетк приемам антитезы, использует односложные слова и двусложные сочетания частиц,которые при необходимости могут быть как ударными, так и безударными и приводятк частой смене ритма. Нередко эти средства способствуют замедленной илиторжественной, в соответствии с замыслом, интонации многих стихотворений» [1,183].
«Натура честная,глубокая, сосредоточенная, Грифиус правдивее и полнее, чем другие поэты еговремени, отразил в своем творчестве мировоззренческий кризис немецкогобюргерства в период Тридцатилетней войны. Трагическая немецкая действительностьналожила неизгладимую печать на его творчество»[2, 382].
         Его лирика непосредственно отражает драматическоеощущение грандиозной исторической катастрофы, всеобщего распада и гибели. Всовете «Слёзы отечества» («Tranen des Vaterlandes», 1636) он пишет: «Башни стоят вогне, церкви опустошены, ратуша разрушена, сильные изрублены, девы осквернены;куда ни посмотришь — всюду пламя, чума и смерть, потрясающие сердце и душу». Этатрагедия немецкой современности, изображенная с небывалым в лирике того времениреализмом (например, элегия «На гибель города Фрейштадта» — «Uber den Untergang des Stadt Freistadt», 1649), является основойпессимистических настроений, которые в значительной мере характерны для поэзииГрифиуса 30—40-х. годов. Все в жизни — прах и тлен, радости жизни — суета иобольщение, а где наслаждение — там и ужас, где радость — там и стенание;красота, богатство, честь и слава исчезнут, как быстро преходящий сон, как снег,который растает наутро, как дым, унесенный ветром; всюду царят смерть иразрушение, всепоглощающий мрак и безысходное отчаяние; земная жизнь —заблуждение. Единственный выход из страданий, на которые обречен человек, поэтнаходит в страстном, болезненно напряженном стремлении к вечности, к богу, виллюзорном порыве религиозного чувства, в котором, подобно многим своимсовременникам, он тщится найти спасение от трагических противоречийдействительности.
Многие буржуазные литературоведы (среди них и Э. Эрматингер иФ. Гундольф) в своей характеристике подчеркивали прежде всего эти трагическиестороны его творчества. Но они не замечали патриотизма Грифиуса, его глубокойлюбви к родине.
«Поэзия Грифиусапроникнута напряженным и страстным эмоциональным пафосом. Его многочисленныесонеты следуют формальным правилам канонического итальянского сонета эпохиРенессанса, но по своему внутреннему характеру резко от него отличаются:неудержимое, хаотическое движение словесного потока проходит через всестихотворение, разрушая границы стиха и строфы. Грифиус нагромождает в длинномперечислении сходные образы ужасов войны, кошмаров ночи, всюду царящей смерти.Своим многословием он резко отличается от стиля классициста Опица, как и неожиданными контрастами мрачногоотчаяния и исступленной веры. Вэтих кричащих противоречиях поэзии Грифиуса чувствуется сильное влияние стилябарокко» [2, 382].
Печать глубокого трагизмалежит на произведениях Андреаса Грифиуса, талантливого поэта и драматурга,которого Иоганнес Бехер назвал в числе лучших представителей немецкой культуры.Творчество Грифиуса весьма разнообразно. Оно началось в годы страшной войны изакончилось в условиях мирного времени. Однако на протяжении ряда десятилетийтрагические мотивы с большой силой звучали в его произведениях.
Земной мир представляется ему юдолью слез и страданий, зловещимхаосом, всегда готовым проглотить беззащитного человека. Правда, оставались религияс ее заоблачными миражами, к которой в те мрачные годы многие обращались заутешением. Обращался, разумеется, и Грифиус, например, в своих «Воскресных и праздничныхсонетах» (1639), написанных на евангельские тексты. Искал Грифиус опоры также всуровой стоической мудрости, не дававшей человеку потерять себя во враждебномстрашном мире. Он был уверен, что нет на бренной земле такой силы, котораямогла бы сковать свободный человеческий дух. Между тем многое отяжеляло иусугубляло скорбь поэта. Прежде всего, разумеется, неслыханное разорениеГермании, страдания народа бедствия затянувшейся войны, а также злоключениясамого поэта, попытавшего болезни, тяжелое ранение, пожары, преследования,смерть близких людей. Скорбью и горечью пронизаны многие лирическиестихотворения Грифиуса, представлявшие собой взволнованную исповедь писателя.Уже в первой книжечке сонетов («Сонеты», 1637), за которой последовал ряддругих (1649—1603, 1698 — посмертное, дополненное издание, осуществленное сыномпоэта), звучит голос поэта, видящего вокруг себя «пламя и убийства, чуму, бурюи булат». Широко известен сонет «Слезы отчизны, год 1636», одно из самыхпотрясающих творении скорбной немецкой музы времен Тридцатилетней войны. Асколько неподдельной скорби в стихотворении «О гибели города Френштадта»(1637), превращенного в пепел войной! И каждый год преподносит все новые иновые бедствия (сонет «На последнюю ночь моего двадцатипятилетия», 1641). Дажеокончание войны не вселяет в поэта настоящей радости. Среди ликующих толп онпродолжает чувствовать себя трагически одиноким (сонет «К Евгении», 1648). Мир,воцарившийся в стране, не принес мира его истерзанной душе (сонет «На началогода 1650»).
Как мрачная тень, за Грнфиусом всегда следуют помыслы ивоспоминания о пережитых несчастьях. Так, предлагая вниманию читателей сборниксвоих юношеских сонетов, поэт считает нужным сообщить, что сонеты эти написаныим среди лютых скорбей, когда одно бедствие обрушивалось на него за другим, аГермания стала игралищем обезумевших врагов («О своих воскресных и праздничныхсонетах», 1657).
В памяти Грифиуса неотступно звучат речения «Екклезиаста» осуетности и быстротечности всего земного. Временные бедствия, выпавшие на долюотчизны, превращаются в его горе жизни. Веселье для него всегда неразлучно сострахом, а радость — со стенаниями. Он «убежден, что на дне человеческойдуши неизменно гнездятся змеи печали. Обозревая свой тернистый жизненный путь,он признается, что с тех пор, как свет солнца начал озарять его «бледный лик»,он не прожил и дня, который бы не был отравлен чувством страха (сойот «Мирскоенаслаждение»). Рыдая, влачится Грифиус по жизненному пути («Перед концом»). Вземной жизни видит он прежде всего роковые заблуждения и призраки, суету сует,прах и тлен (оды «Vanitasmundi», «Vanitas! Vanitatum Vanitas»). Егоглаза не выносят яркого солнечного света, к которому был так привязаи Флеминг.Его манят полутона, сумерки, ночной мрак (сонет «Полночь»). Мир представляетсяему запутанным темным лабиринтом, за каждым поворотом которого притаиласьнеумолимая беда. Воображение поэта влекут пропасти, ураганы, страдания имучения людей. Задыхаясь от боли и ужаса, описывает он, например, страшную засуху,унесшую множество человеческих жизней («Слезы по случаю великого голода»).
Многое поддерживало скорбь Грифиуса. Прежде всего,разумеется, неслыханное разорение Германии, страдания народа, бедствияТридцатилетней войны, от которых Грифиус искал спасения в чужих странах, нотакже злоключения личной жизни поэта: болезни, тяжелое ранение, опустошительныепожары, смерть близких людей.
Скорбью и горечью пронизаны многие лирические стихотворенияГрифиуса, представляющие собой взволнованную исповедь писателя. Он видит вокругсебя «пламя и убийства, чуму, бурю и булат» (сонет «Аппае Erhardinae», 1628). В сонете «Слезы отчизны»(1636) он рисует потрясающие картины немецкого разорения:
Вот наш предел опустошенья и распада:
Проходит по стране свирепый враг с мечом;
Как зверь ревет труба, грохочет пушек гром.
Мы стали жертвой нищеты и глада.
В огне пылает башен городских громада,
Во прахе ратуша, поруган божий дом;
Мужей ждет смерть, покрыты девушки стыдом.
Пожар, чума и над телами тучи смрада.
Уже прошло осьмнадцать лет, как вновь и вновь
Теченье наших рек в себя приемлет кровь
И трупы в них легли, подобные запруде.
Но я смолчал о том, что хуже смертной тьмы,
Чудовищней пожара, голода, чумы:
Что там сокровище души теряют люди.
(Пер. А. Э. Сиповича)
«Поэт не устает источать горестные слезы. Каждый год приноситвсе новые и новые бедствия (сонет «На последнюю ночь своего XXV года», 1641). Даже окончание войныне вселяет в него настоящей радости. Среди ликующих толп Грифиус продолжаетчувствовать себя трагически одиноким (сонет «К Евгении», 1648). Мир,воцарившийся в стране, не принес мира его истерзанной душе (сонет «На началогода 1650»). Как мрачная тень за Грифиусом всегда следуют помыслы ивоспоминания о пережитых несчастьях. Так, предлагая вниманию читателей сборниксвоих юношеских сонетов, поэт считает нужным сообщить, что сонеты эти написаныим среди лютых скорбей, когда он был сокрушен острым булатом и небывалымпожаром, смертью и злоключениями любимых друзей, когда пала его родина,превратившись в игралище обезумевших врагов («О своих воскресных и праздничныхсонетах», 1633-1636). В другом стихотворении Грифиус с сокрушением вспоминает однях своей юности, когда лютая смерть сделала его сиротой и «ночь печали»окутала его глубоким мраком: жестокий недуг надломил силы поэта, он изнемогаетот непрерывной муки, деля свое время между вздохами, нуждой и стенаниями;рухнули столпы его надежд, отныне в полном одиночестве суждено ему влачить своебезысходное горе (сонет «Dominus de me cogitat)» [4, 312].
Грифиус остро чувствует человеческое горе. Он всегда хочетбыть там, где страдают люди. Он знает, что страдания людей огромны. Ему даже поройкажется, что земное существование подобно смерти, более того — это сама смерть.И он молит бога поскорей вырвать его из юдоли тьмы и страданий; стоя на порогесмерти, он радостно прощается с «проклятым миром», этим «морем, чреватымжестокими бурями», предвкушая блаженство вечной жизни в светлых чертогахвседержителя (сонеты «Вечер» и «К миру»).
Но это вовсе не означало, что Грифиус был чужд или хотя быбезразличен к земным интересам. Именно потому, что он так сильно любил своюотчизну, бывал он столь мрачен и недоверчив к жизни. Как можно было, например,не скорбеть по поводу гибели Фрейштадта. Но, скорбя о гибели города, поэтвместе с тем выражал надежду, что настанет радостное время, когда погаснетзлоба, разжигающая пламя войны, прилежные руки подымут город из пепла и мечбудет заменен на плуг или топор. А заставляя мертвеца твердить о неизбежностисмерти, Грифиус не уподоблялся сумрачным анахоретам Средневековья, отвергавшимземную жизнь, а только призывал людей прожить эту дарованную им жизнь достойно,оставив по себе добрую, а не худую память.
Важнейшейтемой сонетов выдающегося немецкого поэта и драматурга XVII века АндреасаГрифиуса является тема преодоления эфемерности жизни, ее реализацияпредставлена в религиозно-теологических, военных, любовных сонетах и «стихах наслучай», объединяя все поэтическое наследие автора.
Среди«стихов на случай» и стихи, посвященные выдающимся ученым — Петеру Крюгеру иАбрагаму Ортелиусу. Новые открытия в области естественных наук воспринималисьГрифиусом не только как достижения науки, но и как показатель добродетельностиученых.
Сонет«Uber Abraham Ortels Parergon» посвящен Абрагаму Ортелиусу – знаменитомуголландскому картографу. Грифиус восхищенно пишет, что никакой силой нельзясвязать свободный разум («Ist doch ein freier Sinn durch keine Macht zu binden»)и, хотя тело и дом гибнут, ученый не может пасть (погибнуть) («Und kann,obgleich der Leib, sein Wohnhaus, fallt, nicht fallen»).
Несмотряна прославляющий характер, в сонет Грифиус вводит характерную лексику,напоминающую военные стихи:
«Den Schauplatz alter Welt, im welchem noch zu finden,
Was harter Flammen Grimm und rauher Feinde Schwert,
Was der geschwinde Blitz und lange Zeit verkehrt,
Schleu.t Ortels Hand hier auf…»[6,18]
(Аренустарого мира, в которой еще нужно находить, что искажают пожирающий огоньярости и меч жестоких врагов, быстрая молния и долгое время, открывает здесьрука Ортелиуса).
В сонете«An den vortrefflichen Philosophum und Mathematicum Рetrum Кrugerum. Uber den Tod seines Kindes» выдающемуся философу и математику Петеру Крюгеру на смертьего ребенка, поэт выражает сочувствие и соболезнование учителю и другу в связисо смертью ребенка. А. Грифиус познакомился с П. Крюгером во время обучения в гимназиив Данциге. О Крюгере Грифиус неоднократно напишет в своих стихах, другом Крюгерабыл поэт Г. Плавиус, творчество которого оказало определенное влияние наначинающего поэта. Сонет насыщен восклицательными и вопросительнымириторическими предложениями. Первый катрен — обращение к Данцигу, полное укорав несправедливости жизни:
«O Dantzig! wil der Zorn der Deutschland gantz verzehret
So rasend auff dich zu? wil der, der alle richt
Durch seiner Blitzen Glutt, die Thron' und Krone bricht,
So schrecklich uber dich,, als scharff er uns verheret?»[6,24]
(ОДанциг! Обрушится ли неистовый гнев Германии, сводя с ума, на тебя Обрушит литот, кто судит всех, свой пламенный гнев, который свергает троны и короны натебя, когда он нас строго будет карать)
Далеепоэт мучительно размышляет – кто может воспрепятствовать «великому гневу», чтоостановит «кровавый поток» и прекратит «вырывать из этого света детей, которыене совершили преступления перед Богом!» — и не находит ответа.
«Die Kinder: Gottes Lust, wie ubel ists bestellt,
Wenn dise Brustwehr hin, und wenn der Hauffe fallt
Der einig machtig ist den Hochsten zu beitragen!»[6,26]
(Дети– божья радость, как плохо все определено, когда падет защита и рассеетсятолпа, только один может вступиться за них перед Господом!)
«Поэтуважно понять место человека в мире, он разделяет размышления современников овзаимосвязи, взаимосуществовании горестей и радостей человеческой жизни. А.Грифиус пытается объяснить, что значит жить после смерти Христа в мире, гденеобходимо подчиняться установленному порядку. Речь идет не о том, чтобыосудить суетность, ничтожность человеческого бытия, а чтобы объяснить фактслабости всего земного внутри священного порядка» [7].
Такимобразом, А. Грифиус, обращаясь в стихах к различным аспектам, в том числе и в«поэзии на случай», размышляет о своем времени, о трагедии Германии, о судьбахсовременников, о смысле человеческой жизни. Автор всецело на стороне тех, ктоспособен войне и несправедливости противопоставить необходимость ежедневнойдеятельности. Поэт утверждает мысль о том, что каждый миг земной жизнибесценен, несмотря на сложность и трагичность существования в мире.

Заключение
В данной курсовой работея нашла ответы на поставленные вопросы, достигла цели, а именно изучилатворческую биографию поэта, исследовала творчество Андреаса Грифиуса, узнала ожанровых особенностях. А также основную тему работ выдающегося немецкого поэтаи драматурга XVII века.
Что касается жизни поэта,то о ней удалось найти небольшое количество сведений. Но мы уже знаем, что Грифиусбыл выходцем из семьи пастора, его юность связана с лишениями. Однако емуудалось получить хорошее образование, он закончил Лейденский университет. Поэт изучилнесколько иностранных и классических языков, был широко эрудированнымчеловеком. Мы можем предполагать, что поэт именно в образовательных целяхпосетил ряд европейских стран. С 1649 года и до самой смерти Грифиус занималдолжность синдика в родном силезком городе Глогау. Он был натуройвпечатлительной и правдивой, поэтому болезненно воспринимает трагическую судьбусвоей родины, опустошенной и разграбленной Тридцатилетней войной. Произведенияего окрашены в мрачные и скорбные тона. Жизнь представляется ему нередкосплошным мучением и страданием. Всюду господствует насилие и жестокость. «Многоеподдерживало скорбь Грифиуса. Прежде всего, разумеется, неслыханное разорениеГермании, страдания народа, бедствия Тридцатилетней войны, от которых Грифиусискал спасения в чужих странах, но также злоключения личной жизни поэта:болезни, тяжелое ранение, опустошительные пожары, смерть близких людей» [4,312].
Пессимистические мотивызвучат в лирической поэзии Грифиуса, в которой он достиг высокого мастерства.Его сонеты, сатиры и эпиграммы являются вершиной в развитии немецкой поэзииXVII века. «В сонете «Мирские радости», поэт утверждает, что «у каждого свойкрест в жестокой жизни сей…»:

О мир, юдоль скорбей!Блаженны те, кто ввысь
Из чрева матери сумеливознестись,
Коснуться не успев стопойземного праха.
(Пер. О. Румера)» [9, 72].
В известном сонете «Слезыотчизны» (Tranen des Vaterlandes, 1636) изображается мрачная картинаизмученной Германии, где бушует «пожар, чума и над телами тучи смрада». Такженужно сказать о стихотворении «Мертвый живому», написанное в форме обращениямертвеца к людям. В основу стихотворения положены мысли о скорой и неизбежнойсмерти.
«Один лишь шаг – и ты сомной,
Твоя могила под ногой»[8, 247].
(Пер. Б. Лейтина)
В элегии «На гибельгорода Фрайштадта» (Uber den Untergang des Stadt Freistadt, 1649) изображается мрачная картинагорода, разрушенного войной, и высказываются мысли о том, что земная жизнь –прах и тлен.
Но нужно сказать, что невся лирика Грифиуса настолько печальна и мрачна. У него встречаютсястихотворения, в которых звучат оптимистические нотки. Но мысли о счастьенередко переплетаются с мыслями о страдании и житейских невзгодах. Встихотворении «Постоянство любви» мотивы радости и наслаждения смешаны смыслями об окружающих человека невзгодах.
Также важную частьтворчества Грифиуса представляет драматургия. Им создано 5 трагедий и 3комедии, занимался он и переработкой пьес иностранных авторов. Сюжеты еготрагедий заимствованы большей частью из истории. В его трагедиях, как и влирике, отразилось мрачное, пессимистическое восприятие действительность. Крометрагедий, Грифиус написал три комедии, которые стоят ближе к обыденной жизни. Вних чувствуются национальная окраска и реалистические тенденции.
Печать глубокого трагизмалежит на произведениях Андреаса Грифиуса, талантливого поэта и драматурга,которого многие литературные деятели считают одним из лучших представителейнемецкой культуры. Творчество Грифиуса весьма разнообразно. Оно началось в годыстрашной войны и закончилось в условиях мирного времени. Многое поддерживалоскорбь Грифиуса. Прежде всего, разумеется, неслыханное разорение Германии,страдания народа, бедствия Тридцатилетней войны, от которых Грифиус искалспасения в чужих странах, но также злоключения личной жизни поэта: болезни,тяжелое ранение, опустошительные пожары, смерть близких людей. На протяженииряда десятилетий трагические мотивы с большой силой звучали в егопроизведениях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.