Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Особенности женской прозы

Челябинская Государственная Академия Культурыи Искусств
Культурологический факультет
 
Контрольная работа
по русской литературе
«Особенности женской прозы»

Выполнил: Студентка 2 курса
Группа ССо № 208
Заочное отделение
Прямичкина Л.В.
Проверил: Л.Н.Тихомирова
г. Челябинск – 2008 г.

Содержание
 
1. Литературныйпроцесс в конце XX века
2. Особенности малойпрозы Л. Улицкой
3. Своеобразиехудожественного мира в рассказах Т. Толстой
4. Специфика«женской прозы»
Список литературы

1. Литературныйпроцесс в конце XXвека
В середине 80-х годов XX века с происходящей в стране«перестройкой» рухнул советский тип ментальности, распался социальный базисвсеобщего понимания действительности. Несомненно, это нашло свое отражение и влитературном процессе конца века.
Наряду с ещесуществовавшим нормативным соцреализмом, который просто «ушел» в масскульт:детективы, сериалы – направлении, где художник изначально уверен, что знаетистину и может выстроить модель мира, которая укажет путь в светлое будущее;наряду с уже заявившим о себе постмодернизмом со своей мифологизациейдействительности, саморегулирующимся хаосом, поисками компромисса между хаосоми космосом (Т. Толстая «Кысь», В. Пелевин «Омон Ра» и др.); наряду с этим в90-е годы публикуется ряд произведений, которые опираются на традицииклассического реализма: А. Азольский «Диверсант», Л. Улицкая «Веселые похороны»и др. Тогда стало ясно, что традиции русского реализма XIX века, несмотря на кризис романа как основного жанрареализма, не просто не умерли, а еще обогатились, ссылаясь на опытвозвращенной литературы (В. Максимов, А. Приставкин и др.). А это в своюочередь свидетельствует о том, что попытки расшатать традиционное понимание иобъяснение причинно-следственных связей не удались, т.к. реализм может работатьтолько тогда, когда возможно обнаружить эти причинно-следственные связи. Крометого, постреализм стал объяснять секрет внутреннего мира человека черезобстоятельства, которые эту психологию формируют, он ищет объяснение феноменачеловеческой души.
Но до сих пор до концанеисследованной остается литература так называемой «Новой волны», появившаясяеще в 70-е годы XX века. Эталитература была очень неоднородной, и авторов зачастую объединяла лишьхронология появления произведений и общее стремление к поиску новыххудожественных форм. Среди произведений «Новой волны» появились книги, которыестали называть «женской прозой»: Т. Толстая, В Токарева, Л. Улицкая, Л.Петрушевская, Г. Щербакова и др. И до сих пор нет единогласного решения ввопросе о творческом методе этих писательниц… Ведь отсутствие «устоявшихсятабу» и свобода слова дают возможность писателям разных направлений безограничений выражать сво. художественную позицию, а лозунгом художественноготворчества стали эстетические поиски самого себя. Возможно, этим и объясняетсяотсутствие единой точки зрения на творчества писателей «Новой волны». Так,например, если многие литературоведы определяют Т. Толстую какпостмодернистского писателя, то с Л. Улицкой вопрос обстоит сложнее. Одни видятв ней представительницу «женской прозы», другие рассматривают ее как«постмодернистку», третьи – представительницей современного неосентиментализма.Вокруг этих имен ведутся споры, звучат взаимоисключающие суждения не только отворческом методе, но и о смысле аллюзий, роли автора, типах героев, выборесюжетов, манере письма. Все это свидетельствует о сложности и неоднозначностивосприятия художественного текста представительниц «женской прозы».
2. Особенности малойпрозы Л. Улицкой
Одной из яркихпредставительниц современной литературы является Л. Улицкая. В своихпроизведениях она создала особый, во многом уникальный художественный мир.
Во-первых, отметим, чтомногие ее рассказы посвящены не сегодняшнему времени, а времени начала века,войне или послевоенному времени.
Во-вторых, авторпогружает читателя в простую и в то же время угнетенную жизнь обычных людей, вих проблемы и переживания. После прочтения рассказов Улицкой возникает тяжелоечувство жалости к героям и в то же время безысходности. Но всегда за этим уУлицкой кроются проблемы, касающиеся всех и каждого: проблемы взаимоотношениялюдей.
Так, например, врассказах «Народ избранный» и «Дочь Бухары» с помощью очень незначительныхчастных историй поднят огромный пласт жизни, которого мы в большинстве своем нето чтобы не знаем, а не хотим знать, бежим от него. Это рассказы об инвалидах,убогих и попрошайках («Народ избранный»), о людях, страдающих синдромом Дауна(«Дочь Бухары»).
Для чего автор обращаетнаше внимание на убогих, страдающих и инвалидов? Какую мысль она хочет донестидо нас?
Ни один человек, помнению Л. Улицкой, не рождается для страданий и боли. Все достойны того, чтобыбыть счастливыми, здоровыми и благополучными. Но даже самому счастливомучеловеку дано понять трагизм жизни: боль, страх, одиночество, болезни,страдания, смерть. Далеко не каждый смиренно принимает свою судьбу. А высшаямудрость, по мнению автора, состоит как раз в том, чтобы научиться верить,уметь смиряться с неизбежным, не завидовать чужому счастью, а быть счастливымсамому, несмотря ни на что. А найти счастье может только тот, кто понял ипринял свое предназначение. Именно поэтому, когда больные синдромом Дауна Милаи Григорий в рассказе «Дочь Бухары» шли по улице, взявшись за руки, «оба вуродливых круглых очках, выданных им бесплатно», все оборачивались на них.Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не замечали чужогоинтереса. Ведь и сейчас есть множество здоровых, полноценных людей, которыемогли бы только позавидовать их счастью!
Именно поэтому убогие,нищие, попрошайки у Улицкой – народ избранный. Потому что они мудрее. Потомучто они познали истинное счастье: счастье не в богатстве, не в красоте, но всмирении, в благодарности за жизни, какой бы она ни была, в осознании своегоместа в жизни, которое есть у каждого – к такому выводу приходит Катя, героинярассказа «Народ избранный». Просто необходимо понять, что Богом обиженныестрадают больше, чтобы остальным легче было.
Отличительной чертойпрозы Л. Улицкой является спокойная манера повествования, а главнымдостоинством ее творчества – авторское отношение к своим героям: Улицкая подкупаетне просто интересом к человеческой личности, а состраданием к ней, чего нечасто встретишь в современной литературе.
Таким образом, врассказах Л. Улицкой всегда есть выход на философско-религиозный уровеньосмысления жизни. Ее персонажи, как правило, — «маленькие люди», старики,больные, бедные, отверженные обществом люди – руководствуются принципом:никогда не спрашивай «за что», спрашивай «для чего». По мнению Улицкой, всепроисходящее, даже самое несправедливое, мучительное, если его правильно воспринимать,непременно направлено на открытие в человеке нового видения. Именно эта мысльлежит в основе ее рассказов.
3.Своеобразие художественного мира в рассказах Т. Толстой
Одной из яркихпредставительниц «женской прозы» можно назвать Т. Толстую. Как уже отмечалосьвыше, сама писательница идентифицирует себя как постмодернистского писателя.Для нее важно, что постмодернизм возродил «словесный артистизм», пристальноевнимание к стилю и языку.
Исследователи творчестваТолстой отмечают не только интертекстуальность ее рассказов, обнаруживающуюсебя и в тематике произведений, и в поэтике. Литературоведы выделяют в еетворчестве следующие сквозные мотивы:
— мотив круга («Факир»,«Петерс», «Спи спокойно, сынок» и др.). Круг у Толстой приобретает значение судьбы,которая не зависит от человека. Круг – это миф героя, его предельно сгущенноепространство-время.
— мотив смерти;
— мотив игры («Соня» идр.)
Сквозным мотивом, дажеможно сказать сквозной проблематикой рассказов Толстой, проблематикой, идущейеще от русской классической литературы, является вопрос «разлада мечты идействительности», мотив одиночества. Герой Толстой – «маленький», обычныйчеловек, ищущий самого себя в мире. Ее герои живут в придуманном иллюзорноммире, не могут вырваться из раз и навсегда предначертанного судьбой замкнутогокруга, бегства от действительности. Но, несмотря на это, они не утрачивают верыв жизнь, надежды на воплощение в реальности романтической мечты.
В этом заключается смыславторской позиции, авторского отношения к героям. Проза Т. Толстой гуманистичнаи сочувственна.
Рассмотрим подробнееособенности прозы Т. Толстой на примере рассказа «Петерс».
Перед нами повествованиео жизни «маленького» человека, воспитанного бабушкой. На первый взгляд – ничегостранного: «мамаша… сбежала в теплые края с негодяем, папаша проводил время сженщинами легкого поведения и сыном не интересовался», поэтому мальчикавоспитывала бабушка. Но, прочитав рассказ, остаешься в некотором смятении отнеустроенности этой жизни и самого героя. Для того, чтобы проследить, какраскрывается психологический мир героя, и понять, почему такое впечатлениеостается от рассказа, необходимо выяснить, каковы отношения героя с миромвещей, с другими людьми и, наконец, отношение между мечтами героя идействительностью.
Отметим сразу, чтоосновными приемами раскрытия характеров героев в рассказе являются деталь иподробность. С плоскими ступнями, по-женски просторным животом, он нравилсябабушкиным подружкам. Им нравилось, как он входил, как «помалкивал, когдаговорят старшие», как «не крошил печеньем». Бабушка воспитала Петерса какстаричка, взрослого человека, именно поэтому она была возмущена, когда мальчикстал вести себя на празднике, как ребенок: кружиться на одном месте и громкокричать. Бабушка одинаково относилась к ребенку и к дедушке, который умер. Ейне нужен был маленький мальчик, ей нужен был партнер для игры в карты, кто быскрасил ее одинокие дни и не доставлял хлопот. Как она поглотила полностьюличность дедушки («съела с рисовой кашей»), так же поглотила и личностьПетерса. Но внутри у мальчика что-то происходит: он «ждал событий», «спешилдружить», он хочет дружить, просто он не умеет это делать: «Петерс всталпосреди комнаты и ждал, когда начнут дружить». А не умел Петерс дружить, потомучто общение с людьми ему заменил плюшевый заяц. И возникает совершенноочевидная параллель: заяц – это сам Петерс. Заяц слушал Петерса, верил ипомалкивал, и Петерс слушал бабушку, молчал и верил. Образ этого плюшевогозайца будет сопровождать Петрса всю его жизнь.
Еще одной яркой метафоройв создании образа героя служит Черный Кот, Черный Петер, герой карточной игры,в которую играли мальчик с бабушкой. «Только коту, Черному Петеру, недоставалось пары, он всегда был один, мрачный и нахохлившийся, и тот, кто кконцу игры вытягивал Черного Петера, проигрывал и сидел как дурак», — а Котвсегда, как признается позже герой, доставался всегда только ему. Так и люди:женщины от него всегда «шарахались», когда он хотел познакомиться, а мужчины«думали бить, но, приглядевшись, раздумывали». Ему тоже не было пары, никто нехотел с ним «играть». Лейтмотивом рассказа и всей его жизни стала фраза «никтос ним играть не хотел».
Даже став уже взрослымчеловеком, Петерс не может вырваться из этого круга, так как загнанное внутрьдетство, не дает ему взрослеть. Он инфантилен и по жизни идет с этим детством.У него детское восприятие действительности, детские мечты.
Он воспринимает женщинкак кукол, как вещь («ну дайте мне хоть что-нибудь», — обращается Петерс кмнимому сопернику), потому что сам как вещь. Он хочет отношений с Фаиной, нобездействует, ждет, когда она начнет с ним «дружить». Он может только провожатьвзглядом «безбожно молодую» Валентину. Он и женился-то «как-то мимоходом,нечаянно» на женщине, заменившей ему бабушку (« твердая женщина с большиминогами, с глухим именем…из кошелки ее пахло черствым хлебом, она всюду водилаза собой Петерса, крепко стиснув его руку, как некогда бабушка»). И становитсяпонятным, что «холодный куриный юноша, не познавший ни любви, ни воли – ни зеленоймуравы, ни веселого круглого глаза подруги», которого Петерс несет домой взатхлой сумке, — это сам Петерс, по сути не видевший самой жизни.
Жизнь Петерса – «театртеней», сон. Все время подчеркивается, что жизнь идет, все движется: «бегаличужие мамы, визжали и носились быстрые, ловкие дети», «по Неве прошел лед», «изаря, заря…», «новые сугробы», «приходила весна, и уходила весна», «праздновалиНовый год» и т.д. Но жизнь эта, движение проходили мимо Петерса. Его с самодетства окружали лишь старые вещи, черные краски: «съеденные с одного бокусеребряные ложечки», старые сундуки, старые запахи, «черная девочка», «чернаязелень», весенний «желтый букет» и т.д. Вокруг Петерса очень много розовогоцвета: нежные красные родинки, безволосое тело, розовый живот, сдобныйванильный воздух. И очень важной деталью являются глаза. У дедушки – блестящиестеклянные, у Петерса – маленькие, близорукие, перевернутые. Перевернутаястеклянная душа. Все происходит отстраненно от него, его не задевая.
В этом ключе знаковымиявляются два эпизода с окном. Если в середине рассказа герой, «тщательнообмотав горло шарфом, чтобы не простудить гланды», решил выпасть из окна, нораспахнуть не смог, так как сам тщательно его заклеил на зиму и жалко былосвоего труда; то в конце рассказа уже «старый Петерс толкнул оконную раму», исамая настоящая Жизнь ворвалась в распахнутое окошко. В финале рассказа явновырисовывается антитеза жизни и сна. Всю свою жизнь Петерс «крепко спал иничего не слышал» и «жил сквозь сон». И вдруг однажды, когда ушла от него жена,а вместе с ней и образ бабушки, он «осторожно приоткрыл глаза и проснулся».Здесь, у распахнутого окна, за которым возились «новые дети», происходитперерождение героя, он выходит из замкнутого круга, запрограммированной жизни. Еслираньше, испугавшись жизни, он закрылся от нее, и она прошла мимо, то сейчас«Петерс благодарно улыбнулся жизни», и пусть она чужая, равнодушная, бегущаямимо, но она «прекрасна, прекрасна, прекрасна». Мы понимаем, что герой неутратил веры в жизнь, и, может быть, он и останется жить в своем придуманномиллюзорном мире, но теперь он не отталкивает жизнь, а принимает ее такой, какаяона есть. И в этом заключается перерождение Петерса.
4. Специфика «женскойпрозы»
Такие разные, не похожиедруг на друга писательницы. И на первый взгляд нет ничего, что бы могло ихобъединять. И все же не случайно в литературоведении появился термин «женскаяпроза». Это не просто произведения, написанные женщинами-писательницами. Есть вних нечто другое, что объединяет В. Токареву, Л. Петрушевскую, Д. Рубину, Л.Улицкую, Н. Горланову, Т. Толстую и др.
Так уж сложилосьисторически, что произведения писали больше мужчины. Но «женская проза» всегдазанимала особое место в литературе, потому что ни один мужчина не сможетпередать мир так, как воспринимает его женщина. «Женский» взгляд на мирпроявляется в том, что очень большое внимание уделяется таким понятиям, какдом, семья, верность, муж и жена, любовь, жизнь личная, индивидуальная, а необщественная. Зачастую герои, выстраивая свои отношения с внешним миром, должныпрежде всего разобраться с отношением к самому себе, что говорит о глубокомпсихологизме «женской прозы».
«Женская проза» — это,можно сказать, книги «о жизни». Здесь лихо закрученных сюжетов с непобедимымигероями-одиночками. Чаще всего это бытовая история, сюжет, который можетпроизойти за любыми окнами. Но не это важно. Важно то, что думают обо всемслучившемся герои, какие уроки они, а вместе с ними и читатель, выносят, каковаавторская позиция по отношению к своим героям. Поэтому жанр «женской прозы»можно определить как бытовое произведение с частыми философскими отступлениями.
Герой «женской прозы» — герой мыслящий, размышляющий о смысле жизни; герой, лишенный гармоничной «формыличного существования»; герои «женской прозы» — простые люди.
В произведениях,относящихся к «женской прозе», мы не столкнемся с пошлостью, штампованностью,клишированностью, так как в них – сама жизнь, уникальная и неповторимая.
Таким образом, кособенностям «женской прозы» можно отнести особенности исследованиясоциально-психологических и нравственных координат современной жизни:отстраненность от злободневных политических страстей, внимание к глубинамчастной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человекадля «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмыэпохи. А также, круг общих вопросов, решаемых «женской прозой», — это проблемыотношений между человеком и окружающим его миром, механизмы оподления илисохранения нравственности.

Список литературы
1. Абрамович Г. Л.Введение в литературоведение. – М., 1976г.
2. Золотоносова М.Мечты и фантомы // Литературное обозрение. – 1987г.,№ 4.
3. Липовецкий М.«Свободы черная работа» // Вопросы литературы. – 1989г., № 9
4. Лейдерман Н.Л. идр. Русская литература XXвека. – Екатеринбург, 2001г.
5. Толстая Т. Петерс// Новый мир. – 1986г., № 1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.