Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Описание физических явлений в художественной литературе

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ ВХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Возможностивоплощения научных знаний в художественном произведении
1.2 «Точкипересечения» физики и литературы
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХПРОИЗВЕДЕНИЯХ
2.1 Физические явления в русской художественной литературе
2.2 Физические явления в зарубежной художественной литературе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
 
В 60-х годах прошлоговека много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков.И.А.Полетаев, крупный специалист в области кибернетики, написал однажды вшестидесятые годы шутливую статью, в которой противопоставил физику лирике.Однако, статья эта была принята всерьёз некоторыми писателями и поэтами. Болеетого, Илья Сельвинский (1899-1968) написал стихотворение «Физики и лирики», аБорис Слуцкий — два стихотворения «Физики и лирики» и «Лирики и физики». Насамом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот,глубокая внутренняя связь. Её существование ещё Н. Бор объяснял тем, чтонастоящий художник всегда полагается на «общечеловеческий фундамент», накотором строят гипотезы также и ученые. «Наука и искусство также тесно связанымежду собой, как лёгкое и сердце» — вот высказывание Л. Толстого. Об этом жеговорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда долженприсутствовать «Элемент поэзии». С другой стороны, научное знание всущественной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физикиприродных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию икрасоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощныйстимул к дальнейшему исследованию.
Актуальностьисследования. Человек живет в тесной связи с природной средой. Он воздействуетна нее, изменяя и приспосабливая к своим потребностям, создавая в своей практическойдеятельности как бы «вторую» природу, микросреду. И естественно, используячисто утилитарные предметы материальной культуры, достижения науки и техники,человек испытывает к ним определенное отношение. И это отношение к различнымфизическим явлениям, происходящим вокруг человека, в мире, в котором он живет,нередко выражается образно и эмоционально в поэтическом или прозаическом художественномтексте. То есть, проще говоря, в произведении художественной литературы.
Наиболее показательным вэтом отношении изображения различных физических явлений служит, прежде всего,конечно же фантастическая литература, точнее то ее направление, которые принятоназывать «твердой научной фантастикой». Характерно то, что исторически процесспроникновения науки (научных представлений, понятий, элементов научного видениямира и пр.) в художественную литературу начинается именно через посредствофантастики.
Однако, изображениеразличных физических явлений мы наблюдаем также и в классической русской изарубежной литературе и в поэзии, что лишний раз дает нам повод говорить о нетолько о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, но и о важностии необычности затронутой нами проблемы исследования.
Цель работы: рассмотретьпримеры и способы описания физических явлений в художественной литературе.
Объект изучения – путиописания данных явлений различными авторами.
Предмет — художественные текстырусских и зарубежных писателей.
Задачи работы:
— определить возможные«точки пересечения» науки и литературы;
— выявить возможностихудожественного текста для изображения физических явлений;
— привести конкретныепримеры описания физических явлений в художественных произведениях;
— сделать выводы о ролиописанных явлений в литературном тексте.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введенииобосновывается актуальность изучаемого вопроса, ставятся цель и задачиисследования, описываются объект и предмет изучения. В первой главерассматривается возможность и необходимость пересечения плоскостей науки иискусства на примере физики и литературы, приемы перенесения научных знаний вхудожественное произведение. Во второй главе анализируются конкретные приемыописания физических явлений у различных русских и зарубежных авторов. Взаключении делаются основные выводы о роли данных явлений литературномпроизведении.
Практическая значимостьнашей работы заключается в том, что:
— материал, изложенный вней, может быть использован на занятиях как по литературному направлению, так ипри изучении физики – для иллюстрации различных тем курса;
— также данная работапозволяет расширить познания об окружающем мире через призму не толькоискусства, но и научных знаний, изложенных в эмоциональной доступной форме;
— изучение физическихявлений с помощью художественных произведений не только открывает намсовершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красотуприроды, языка, художественного слова.
художественнаялитература физическое явление

ГЛАВА 1. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВЕЩЕНИЯНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
1.1 Возможности воплощения научныхзнаний в художественном произведении
Наука описывает явления ипроцессы окружающей действительности. Она дает человеку возможность:
— пронаблюдать ипроанализировать процессы и явления,
— выяснить накачественном уровне механизм их протекания,
— ввести количественныехарактеристики;
— предсказать ход процессаи его результаты
Искусство, к области которогоотносится и художественная литература отражает мир в образах — словесных,визуальных.
Оба названных способаотражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связанос тем, что человеку от природы присуще относительно независимоефункционирование двух каналов передачи и переработки информации — вербального иэмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга.
Наука иискусство по-разному отражают общественное сознание. Язык науки – понятия,формулы. Язык искусства – образы. Художественные образы вызывают в сознаниилюдей стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняясодержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, кизучаемому материалу. Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, ноэто нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо суровой необходимости можетстать трудным, но приятным делом. В художественных произведениях нередкикартины физических явлений в природе, описания различных технических процессов,конструкций, материалов, сведений об ученых. В научной фантастике отраженымногие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом иумение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведенияхудивительно точных, легко представимых описаний.
Описаниенаучных знаний встречается как в классической литературе, так и в современной.Особенно же востребованы такие описания в жанре фантастики, поскольку он посвоей сущности как раз базируется на изложении различных научных гипотез,излагаемых языком художественной литературы.
Фантастикакак прием, как средство выразительности всёцело принадлежит формехудожественного произведения, точнее, его сюжету. Но понять расстановку иотношения социальных характеров в их индивидуальном проявлении можно лишьисходя из ситуации произведения, которая является категорией содержания.
 У научнойфантастики, если ее рассматривать в этом плане, тот же предмет, что и уискусства – «идеологически осознанная характерность социальной жизни людей и втех или иных связях с ней характерность жизни природы» с акцентированиемвнимания преимущественно на второй части этого определения. Поэтому нельзясогласиться с выводами Т. А. Чернышевой, полагающей, что «специфика… (научнойфантастики. — В. Ч.) состоит не в том, что в литературу приходит новый герой — ученый, и не в том, что содержанием научно-фантастических произведенийстановятся социальные, «человеческие» последствия научных открытий», а в том,что в «научной… фантастике постепенно выделилась новая тема: человек иестественная среда обитания, причем искусство теперь интересует физическиесвойства этой среды, и она воспринимается не только в эстетическом аспекте».
Вполневозможно, что художника как личность могут заинтересовать те или иные аспектыфизических явлений окружающей среды или природы вообще. Примеров подобногоинтереса, когда писатель, поэт не ограничивается чисто художественной областьюдеятельности, в историко-литературном процессе немало. Достаточно вспомнить вэтой связи имена Гёте, Вольтера, Дидро и т. д.
Однако вопросзаключается не столько в оправдании или осуждении подобного интереса, сколько втом, какой характер носит этот интерес: или «физические свойства среды»интересуют писателя, прежде всего в своих сущностных моментах, как проявлениеопределенных объективных закономерностей природы, или они осознаются сквозьпризму особенностей человеческой жизни, получая тем самым определенноеосмысление и эмоционально-идеологическую оценку. В первом случае, если художники попытается создать художественное произведение на основе системы знаний,получивших закрепление в его теоретическом мышлении, оно неизбежно будет носитьхарактер иллюстративности, не достигнув той степени художественной обобщенностии выразительности, которая присуща произведениям искусства.
Если же «физическиесвойства среды» приобретают в силу идеологического миросозерцания писателя туили иную эмоционально-идеологическую направленность, она может стать предметомискусства вообще и фантастики в частности. Сложность дифференциации современнойфантастики в ее содержательной значимости в том и состоит, что она способнавыступать в функции отражения перспектив развития науки и техники или«физических свойств среды», осуществляя в образной форме популяризацию тех илииных проблем или достижений науки и техники, причем «образная форма» в подобномслучае не идет дальше иллюстративности. И вместе с тем «научная» фантастика,которая родилась и полностью оформилась на рубеже XIX — XXвв., «интересуется» той проблематикой и тематикой научных достижений, которыенесут на себе отпечаток социальной характерности жизни людей и общества в своейнационально-исторической обусловленности. В этом случае мы можем условновыделить в фантастике, в ее содержательном плане, две «отрасли»:фантастику, которая познает и отражает проблематику естественных наук в ихсоциальной и идеологической направленности, и фантастику,«интересующуюся» проблематикой общественных наук.
Однакосовременная «научная» фантастика не исчерпывается жанром утопии.Данные общественных и естественных наук помимо своей объективно-познавательнойценности все больше и больше влияют и на социальные взаимоотношения людей,выражающиеся как в изменении и пересмотре моральных, этических норм, так и внеобходимости предвидеть результаты научных открытий на благо или во вред всемучеловечеству. Промышленно-техническая революция, начавшаяся в XX в., ставит перед человечеством рядсоциальных, этических, философских, а не только технических проблем. Изменениями,происходящими в этом «изменяющемся» мире и вызванными развитиемнауки, и «занимается» фантастика, которая еще со времен Уэллсаполучила название социальной. Суть этого вида «научной» фантастикилучше всего выразили братья Стругацкие. «Литература, — пишут они, — должнапытаться исследовать типические общества, т. е. практически рассматривать всёмногообразие связей между людьми, коллективами и созданной ими второй природой.Современный мир настолько сложен, связей так много и они так запутаны, что этусвою задачу литература может решить путем неких социологических обобщений,построением социологических моделей, по необходимости упрощенных, носохраняющих характернейшие тенденции и закономерности. Разумеется, важнейшимитенденциями этих моделей продолжают оставаться типичные люди, но действующие вобстоятельствах, типизированных не по линии конкретностей, а по линиитенденций». Примером подобной фантастики могут служить произведения самихСтругацких («Трудно быть богом» и др.), «Возвращение со звезд»Станислава Лема и т. д.
Ряд устаревших мненийотносительно научной фантастики, сводившихся в основном к тому, что содержаниемее должна быть научная гипотеза, целью — научный прогноз, а предназначением — популяризация и пропаганда научных знаний, опровергнут в настоящее время нестолько стараниями критиков и литературоведов, сколько самой литературнойпрактикой. Большинство пишущих о научной фантастике в настоящее времясоглашаются с тем, что это — особая отрасль художественной литературы соспецифической областью творческих интересов и своеобразными приемамиизображения действительности. И все же большая часть работ, посвященных научнойфантастике, отличается недостаточной разработкой положительной части программы,в частности, такого коренного вопроса, как роль и значение «принципа научности»,решение которого могло бы прояснить целый ряд спорных моментов, связанных сприродой научной фантастики и ее художественными возможностями. Дляисследователя современной фантастики крайне необходимо выяснить характер еесвязи с наукой, а также смысл и предназначение подобного содружества.
Первым и, пожалуй, самымсерьезным следствием «онаучнивания» фантастики была ее современность. Появлениенаучной фантастики во второй половине XIX ст. было в известной мере предрешено громадным ускорением (по сравнениюс предыдущими веками) научно-технического прогресса, распространением вобществе научных знаний, формированием научного, материалистического видениямира. Научное было принято как правдоподобное обоснование фантастическоготогда, замечает писатель Г. Гуревич, «когда техника набрала силу и чудеса сталиделаться за оградами заводов: паровые колесницы без коней, корабли без парусов,плывущие против ветра».
Однако научность вфантастике — это не просто рядовая примета времени. Принятый фантастикойпринцип научности подготовил и вооружил ее для разработки сложнейшейсовременной проблематики.
Большинство пишущих онаучной фантастике согласно с мыслью, что критерий научности необходим дляфантастики. «… Проблема компаса, проблема критерия не может быть снята», — отмечает А. Ф. Бритиков, для которого критерий научности в фантастикеэквивалентен критерию человека. Вс. Ревич сводит, очевидно, критерий научностик пожеланию писателю-фантасту знать хорошо избранную им область и не допускатьэлементарных погрешностей против науки: «Смешно, когда человек, претендующий нароль прорицателя, делает элементарные научные ошибки». Правда, критик тут жеоговаривается, что научная осведомленность для фантаста — не главное и неединственное необходимое качество, а допущенный им даже элементарный научныйпросчет может и не отразиться на художественных достоинствах произведения. Кэтому нужно также добавить, что далеко не каждый фантаст, как мы знаем,претендует на роль прорицателя. Усложнен вопрос о критериях научности в статьеВ. Михайлова «Научная фантастика». Автор статьи то утверждает, что ужеодно-единственное упоминаемое фантастом «научное» слово делает его произведениенаучно-фантастическим (как, например, слово «ракета») и соглашается снаучностью машины времени Уэллса, то критикует современных фантастов,использующих в своих произведениях идею фотонной ракеты и полета с субсветовымискоростями, так как «были опубликованы расчеты», свидетельствующие отехнической неосуществимости того и другого. З. И. Файнбург максимально широкораздвигает границы научности для фантастики, утверждая, что «в ситуациях ирешениях научной фантастики допущения делаются, как правило, на основе хотя быв идеале возможного, то есть хотя бы принципиально не противоречащегоматериальности мира».
В современной научнойфантастике существует множество градаций, степеней научности. Часть современныхфантастов идет гораздо дальше Уэллса по пути превращения научного обоснования всвоеобразный художественный прием, повышающий правдоподобие, или же просто впримету времени. Становясь все более формальным, научное обоснование делается ивсе более условным.
 

1.2 «Точки пересечения» физики илитературы
 
Среди научных дисциплинфизика занимает особое место. Физика, являясь основой многих направленийнаучно-технического прогресса, одновременно дает возможность показа человеку гуманистическойсущности научных знаний. Процесс ее изучения содействует формированиютворческих способностей личности, ее мировоззрения и убеждений, способствуявоспитанию подрастающего поколения.
До недавнего временигуманитарный потенциал физики как учебного предмета использовался неполно, чтобыло связано с целым рядом факторов. Одним из них был нивелированный подход кформированию личности всех и каждого из школьников. В последние годы положениеначало меняться, об этом свидетельствуют как увеличение числа теоретическихисследований по проблемам дифференциации, профилизации обучения, так ипрактический опыт учителей и ряда школ в стране.
Поддержаниепознавательного интереса у школьников способствует развитию их активности науроках, улучшению качества знаний, формированию положительных мотивов учения,что, соответственно, вызывает повышение эффективности всего процесса обучения
Исследования психологов идидактов показали, что самым действенным мотивом к обучению является интерес кпредмету. Известный методист-физик И.Я.Ланина предлагает интересную схемувоспитания у школьников увлечения учебным предметом: от любопытства кудивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них кпрочному знанию и научному поиску.
Художественная, научно –фантастическая литература — это источники, разумное использование которыхприносит большую пользу учителю в обучении физике. Применение фрагментов изхудожественной литературы на уроке стимулирует творческое мышление, заставляетзадуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемыхвопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстративномуэксперименту, создавая словесную наглядность, и яркие образы являются опоройдли формирования понятий. Удачно подобранный отрывок из художественногопроизведения усугубляет восприятие изучаемого материала, позволяет лучше егопонять, увидеть красоту физического явления.
Школьная практикапоказывает, что использование научно — фантастических произведений на урокахфизики приобщает учащихся к чтению, расширяет их кругозор, содействует развитию«вкуса» к научным проблемам, грамотной речи и воображения, способствуетподдержанию постоянного интереса к физике, учит внимательному чтению, вызываетчувство красоты и гармонии. При этом ученики осознают гуманистическую сущностьфизики, ощущают радость познания мира, оценивают с моральных позиций поступки идействия литературных героев. В ряде случаев они становятся как бысоучастниками описываемых ситуаций, что вызывает у них чувство сопереживания,содействует формированию нравственных убеждений.
И это характерно нетолько для школы. Любой читающий человек несомненно найдет для себя возможные«точки соприкосновения» физических знаний, знакомых их обязательногообщеобразовательного курса, и литературных текстов, в которых физика предстает различныхипостасях:
— достоверное описание физическихявлений (например: коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния,миражи и т.д.) — художественное описание помогает создать наглядный зрительныйобраз изучаемого;
— иллюстративноеизображение открытий физики — история открытия законов, явлений, изобретениятехнических устройств мысли ученых, живших в далекие века, обычно всегдапривлекает читателей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься освоей значимости в этом мире);
— описание работыфизических приборов и изобретений — фрагменты многих приключенческих ифантастических романов содержат интересные описания физических приборов каксуществующих действительности, так и выдуманных авторами.
Произведенияхудожественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явленийприроды, интересными фактами, легко усваиваются. Даже сложные, полузабытые изшкольного курса термины и понятия становятся более выпуклыми и легко понятными.Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можнопроиллюстрировать отрывком из можно стихотворения С. Есенина:
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды,
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Описанное явление здесь –кристаллизация.
В произведении М.М.Пришвина «Весна света» найдем описание тепловых процессов — плавления икристаллизации:
«В Москве уже леттридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когдапервый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себяледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленькийручей».
«Желоб высунет из себяледяной язык» — это кристаллизация; а «с него закапает» — это плавление.
Можнопривести также примеры произведений фантастики, в которых описаны устройства,технические возможности которых воплощены в современных достижениях техники. Ких числу относятся, например, подводная лодка («20000 лье под водой» Ж. Верна),лазер (передача энергии излучением встречается во многих произведениях,например «Гиперболоид инженера Гарина» А.П. Толстого, «Война миров» Г. Уэллса,«Звездные корабли» И.А. Ефремова и др.), космические аппараты, голография и пр.Это свидетельствует не только о силе научного предвидения авторов, но и овозможности научного предвидения прогнозирования, учета тенденций научногопрогресса вообще.
В большинствесовременных произведений развиваются различные гипотезы о строении вещества, освойствах пространства и времени, гравитации, полей биологическогопроисхождения, предполагаются способы передвижения в пространстве и т.д
Научныезнания по теме «Сила тяжести. Вес тела» можно расширить путем прочтения отрывкаиз рассказа А.Р. Беляева «Над бездной», темы «Вес тела, движущегося сускорением» — отрывком из повести А.Н. Толстого, явления испарения иконденсации упоминаются в повести А.Р. Беляева «Продавец воздуха».
 

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
 
2.1 Физические явления в русскойхудожественной литературе
 
Туман у Пушкина в поэме«Евгений Онегин»:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышкоблистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...
 
Хорошо, продолжим дальше.Никитин ”Утро”
“Звёзды меркнут и гаснут.В огне облака.
Белый пар по лугамрасстилается...”
Что это за белый пар? Апочему туман чаще всего образуется в низинах? (Ответ) (В низких местахзастаивается холодный воздух.)
Продолжим дальше этостихотворение.
“По зеркальной воде, покудрям лозняка
От зари алый светразливается
Дремлет чуткий камыш.Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинкаросистая. Куст заденешь плечом,–
На лицо тебе вдруг слистьев брызнет роса серебристая.”

А здесь, какой физическийпроцесс? Как образуется роса? (---)
А вот Тютчев, всемизвестное:
“Люблю грозу в началемая,
Когда весенний первыйгром....”
или Пушкин “О Кавказе.”
Шум табунов, мычаньестад,
уж гласом бури заглушались,
И вдруг на долы дождь иград
Из туч сквозь молнийизвергались...
Почему в летнее времяосадки выпадают в виде дождя или града? (В летнее время температура воздуха уповерхности земли больше 0 С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуютсякристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадкивыпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они неуспевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.)
А вот ещё одно оченьинтересное явление и стихотворение не менее известное: А.С. Пушкин ”Зимнееутро”. В этом стихотворении столько всяких явлений. Вот, например:
“Вся комната янтарнымблеском
Озарена. Весёлым трескомтрещит затопленная печь.”
или Пушкин А.С.”ЕвгенийОнегин”

В избушке, распевая, дева
Прядет. И, зимних другночей
Трещит лучинка передней...
А скажите мне, почемугорящие дрова потрескивают? (При нагревании влага, содержащаяся в дереве,испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна,появляется треск.)
Так, например, изучениематериала о солнечных затмениях (факультатив 8 класс) можно использоватьописание этого явления В Г. Короленко («На затмении») «Круглое,тёмное враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце, и они несутся вместев заоблачной вышине. Какое — то слияние, льющееся изменчивыми переливами из-затемного щита придаёт зрелищу движение и жизнь, а облака еще усиливают этуиллюзию своим бесшумным бегом.».
Интересен приём,заключающийся в том, что с точки зрения физики оценивают и разбираютдостоверность и правильность описания в литературе тех или иных физическихявлений. Соответствующие примеры можно найти в 'Занимательной физике" Я.Перельмана и в книге К Н Власовой «Мир научной фантастики на урокахфизики».
В 8 классе перед показомкинофильма «Молния» зачитывают отрывок из книги А.С.Серафимовича 'Тридруга": " А ночью случилась гроза, — недаром так припекало днём инизко летали ласточки. Ванятка всегда спал крепко… и вдруг сквозь векипочуял, кто — то заглянул, ярко — синий, режущий. И опять заглянул, да такнестерпимо, что он открыл глаза. Сквозь щели ставней лился свет дрожа, потомпогас, и стало непроглядно черно, глухо. Ванятка зажмурился, а сквозь векиопять заглянул ослепительный свет и погас. Он вскочил ничего не видя. Сталоневыносимо страшно — не от того, что вспыхивал этот ослепительный свет, а оттого, что вспыхивал он молча… заворчал гром. Упали тяжелые капли. Густопосыпал дождь. Гром раскатывался, заполняя все: сквозь мелькавшую мутно — белёсую сетку дождя ничего не было видно. Отдавшись отчаянию весь мокрый,Ванятка как стоял, сел на корточки, не зная, где он, и горько всхлипывал,глотая слезы вместе со сбегающими по лицу дождём. А гром то оглушал,потрясающим треском, то ровно, как множество колёс раскатывал во всенаправления, то глухо ворча, смолкал."
Этот отрывок из книгинужно читать по частям, задавая при этом сопутствующие вопросы. Например,почему Ванятка видит сначала только свет молнии и не слышит грома? (гроза быласлишком далеко)
— Какова скорость света искорость звука?
— Как возникает молния?
— Почему Ванятка дажечерез закрытые веки видел свет? и т.д.
Чтение этого отрывказаставляет вспомнить свои наблюдения над грозой,свои ощущения и при просмотре кинофильма «Молния», быть болеевнимательными и сопереживать вместе с героями попавшими в дождь, следить заопытами ученых в лаборатории.
На факультативныхзанятиях по оптике в 7 классе зачитывается отрывок из книги для внеклассногочтения «Девочка и птицелет»: «Я не плакса, но сегодня, когдафизик поставил двойку, за то что я не сделала домашнего задания, у менязакапали слезы. Тогда я наклонилась над партой и положила голову на руки.Нечаянно я посмотрела на мокрое выпуклое пятно, которое получилось на черномлаке парты, когда капнула слеза, и вдруг увидела, как это пятнышко сталоменяться, словно маленький цветной экран, при этом картинки, которые я увиделаполучались не по моему желанию и сменяли одна другую, без моего участия, как вкино. Сначала это был дом с белыми колонами у входа, со стеной увитой плющомили диким виноградом, а слева рос один кипарис или тополь. Затем дом повернулсякак бы спиной, и зато открылась боковая аллея, обсаженная деревьями,кустарниками, а справа от аллеи канава… Затем появился деревенский колодец сжуравлём, а мимо него прошло две коровы… Я думаю это явление имеет физическоеобъяснение, что я невольно двигала глазом, и при этом световое пятнышко вкапельке солёной воды на чёрном фоне создавало какое — то подобие черныхкартин, а я уже воображала их дальше».
После этого показываютопыт с мыльными пузырями, с каплей керосина на воде и т. д. Если подобнаяработа проводится с 7 класса, то данный отрывок они приводят уже сами.
На факультативныхзанятиях при изучении темы «зеркальное и рассеянное отражения»приводится еще один отрывок из той же книги:"… Я всегда знала, что нашхимический кабинет самый лучший в мире. Но теперь я заметила в нем еще однузамечательную штуку… Над столом Евгении Лаврентьевны висит большой портретМенделеева. Если посмотреть на этот портрет, то оказывается в стекло видно то,что делается сзади… Я посмотрел в портрет Менделеева на Колю. Он сидел опустивголову и скручивал трубочку из промокашки… Коля опёрся головой на руку иулыбнулся… и т.д." Ставится проблемный вопрос: «Можно ли увидетьсвоё отражение не только в зеркале, но и в простом стекле? При каких условияхэто возможно?»
В 9 и 7 классах приизучении темы „Трение«зачитывается отрывок из сказки „Волшебноекольцо“: „Пошла мать к царю. Только ступила на мост, на хрусталь насамый, а хрусталь скользкий, тут ветер подул на неё сзади, она присела отстраха да так и покатилась до самого царского крыльца...“
9 класс. Тема»Реактивное движение. Отдача при выстреле ", В Катаев («Сынполка»):"… и не успел Ваня опомниться, сообразить, что происходит,как наводчик Ковалев со злым выражением лица, коротко рванул за колбаску,отбросив руку назад, чтобы её не оттолкнуло замком… Пушка ахнула, но это ужене так ошеломило мальчика Твёрдо помня свою боевую задачу, он проворно оббежалорудие — ствол, которое после отдачи назад теперь плавно накатывало вперёд, напрежнее место, — и успел подхватить горячую стреляную гильзу в тот самый миг,когда она выскакивала из пушки."
Этот отрывокрассматривается и комментируется очень хорошо в книге «Девочка иптицелёт»: «Этого не могло быть, так как фосфор на воздухе не толькосветится, но и загорается — собака просто изжарилась бы, если бы её шерсть быласмазана раствором фосфора в летучей жидкости или опылена фосфором.
Кроме того фосфор ещё иядовит. И достаточно было в пасть этой собаке попасть одной десятой долеграмма, чтобы она отравилась и немедленно погибла Фосфор для людей болееядовит, чем для собак»
При изученииинтерференции света уделялось большое внимание получению когерентных источникови интерференционной картины, поэтому урок выходит обычно достаточно сложным.Здесь для разрядки можно прочитать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака«Мыльные пузыри»:
«Сияя гладкой пеной,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий
Раскрашенный пузырь.
Горит как хвост павлиний.
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Взметаем шар надутый
Прозрачнее стекла
Внутри его как — будто
Сверкают зеркала
Он воздухом надутый повоздуху плывёт
Но ни одной минуты насвете не живёт
Нарядный, разноцветный,пропал он на всегда,
Рассыпался незаметно,распался без следа...»
Умение художника вобыкновенном явлении найти нечто особенное, красивое — дар творческий и редкий.Не просто донести до учеников эту красоту они не сразу вступают на путьпоэтического восприятия природы, тем более, что в этом велика рольсубъективного фактора — учителя, его внутреннего лица, умения вовлечь ребят. Ноесли этот эмоциональный фон систематически поддерживать, то со временемвозникает то сотрудничество учителя и учеников, которое сегодня так необходимо.
Например, проводязакрепление знаний по теме «Испарение», задаём вопрос о причинеявления, описанного в книге А.С. Серафимовича «Лесная жизнь»: ”Торопливомальчик послюнявил палец и, подняв, стал медленно поворачивать. С той стороны,откуда неумолимо тянул ветерок, в пальце почувствовалось ощущение холода«и т.д.
В рассказе АлексеяКожевникова В повести этого же автора «Парень с большим именем» можно найтиматериал для урока по теме «Теплопроводность» в 8 классе: « Вокруг печи былнестерпимый жар и свет, но рабочие подбегали к самому жерлу и кидали в неголопатами куски железа. Все они были в валенках, в брезентовой одежде, наголовах носили широкополые валяные шляпы, а глаза прикрывали синими очками».Здесь же есть описание расплавленного металла, применимое на уроке по теме«Плавление».
М.В.Ломоносов, литературное дарование которого общеизвестно, писал о северномсиянии, кстати описание его есть и в упомянутом книге Ж. Верна. ВСевастопольских рассказах Л.Н. Толстого, в книжке Д. Джерома «Трое в однойлодке» находим примеры диффузии, в повести «Черное море»К.Г. Паустовского естьописание флуоресценции и т.д. и т.п.
С моря дул влажный,холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берегволны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собойсморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая насмгла осенней ночи вздрагивала…
(Максим Горький «МакарЧудра»)
Здесь нам показывают напримере мелодии звуковые волны, т. е. механические явления.
Волны на поверхностиозера или хлебного поля можно увидеть глазами. Однако большинство механическихволн невидимы, как, например, звуковые волны. Звуки — это то, что слышит ухо.Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса вветреную погоду, шум прибоя морских волн, гром во время грозы. Звучатработающие машины, движущийся транспорт. Раздел физики, в котором изучаютсязвуковые явления, называется акустикой. (Слово «акустика» образовано отгреческого слова akustikos —звуковой.)
Источники звука — этоколеблющиеся тела, что видно хотя бы из наблюдения за звучащей струноймузыкального инструмента. Кажется, что она как бы утолщается, особенно всередине. Вид струны меняется именно вследствие ее колебаний. Человеквоспринимает в качестве слышимого звука волны с частотами от 16 Гц до 20 кГц.Упругие волны с частотами более 20 000 Гц называются ультразвуками, с частотамименее 16 Гц — инфразвуками. Так как волны исходят с частотой от 16 Гц до 20кГц, то человек слышит их.
«Нагнувшиеся от тяжелыхплодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш.
(Н.В. Гоголь «Сорочинскаяярмарка»)
Здесь перед намипредстает механическое явление.
Так как плоды на ветвяхдостаточно тяжелые + земное притяжение, ветки не выдерживают и гнуться подсилой тяжести. Fтяж=mg
Fтяж – сила тяжести, Н
g – коэффициент силы тяжести, Н/кг
m – масса тела, кг
Если бы дерево находилосьв невесомости, то ветки бы не гнулись.
Молекулярно-кинетическаятеория
Где-где начинал сверкатьогонек, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам.
(Н.В. Гоголь «Сорочинскаяярмарка»)
Это явление, называющиесядиффузией.
Взаимное проникновениечастиц одного вещества между частицами другого вещества при их соприкосновенииназывается диффузией (слово «диффузия» образовано от латинского слова diffusion– распространение, растекание).
Это явление естественнообъясняется на основе молекулярно-кинетической теории. Дело в том, что молекулыобоих газов, двигаясь беспорядочно и сталкиваясь друг с другом, попадают впромежутки между соседними молекулами, что приводит к проникновению одного газав другой. Постепенно возникает смесь двух газов с одинаковой концентрациейобоих сортов молекул.
Тепловые явления
Тянется серебряная цепьснеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…
(М.Ю. Лермонтов «Геройнашего времени» ч. 2 «Княжна Мери»)
Данное явление относитсяк тепловым явлениям.
Так как на большой высотедавление резко возрастает, температура падает, становится холодно. Молекулы воздухасовершают медленное движение и образуется снег.
Это явление называетсякристаллизацией.
Все сильнее стучало,гремело по крыше вагона, вьюжно ударяли нахлесты ветра, все плотнее забивалоснегом едва угадываемое оконце над нарами.
(«Горячий снег» ЮрийБондарев)
Здесь перед нами так жепредстает тепловое явление, кристаллизация, о которой было сказано ранее.

Долго длится ночь. Нозасветился
Утренними зорями восток.
Уж туман над полемзаклубился
(«Слово о полку Игореве»Часть первая, пункт 6)
В данном отрывкепредставлено световое явление, которое называется дисперсия.
Дисперсия света (от лат. dispergo – разбрасываю) – зависимостьпоказателя преломления света от его цвета. Этот закон вывел Ньютон. Цвет,видимый и воспринимаемый глазом, определяется частотой световой волны.
Дуга, раскалываясь,плещет,
То выныряя, то пропав,
Не заворожит, не обманет
Твой разукрашенный рукав.
(Есенин «Опять рассеклисьузоры»)
В данном отрывке показаноявление дисперсии, т. е. спектрального разложения.
Спектральное разложениесвета — это пространственное разделение сложной световой волны (например,белого света) на ее монохроматические составляющие.
Она хотела решительносдуть гостя в траву, но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другойоткрыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алымипарусами.
(Грин «Алые паруса»)
Это также оптическоеявление.
Подивился Игорь насветило:
Середь бела – дня ночнаятень
Ополченья русскиепокрыла.
(«Слово о полку Игореве»Часть первая, пункт 3)
В данном отрывкепредставлено оптическое явление, солнечное затмение.
Возникновение солнечногозатмения может объяснить закон прямолинейного распространения света. Законпрямолинейного распространения света: в прозрачной среде свет распространяетсяпо прямым линиям.
Представим себе, чтоСолнце, Луна и Земля оказались на одной прямой. Луна намного меньше Солнца, ноее видимый диаметр почти равен видимому диаметру Солнца, поскольку Луна гораздоближе к Земле, чем Солнце (380 000 км по сравнению со 150 000 000 км). Пусть Луна находится между Солнцем и Землей. В этом случае произойдет солнечноезатмение.
Как видно, за Лунойобразуется конус, куда свет ни от одного участка Солнца не попадает, т. е. вэтом конусе образуется полная тень. В тех участках Земли, которые оказываются вконусе полной тени, наблюдается полное солнечное затмение. Кроме конуса полнойтени, имеются еще участки, куда свет попадает лишь от части поверхности Солнца,а остальная часть Солнца перекрыта Луной. Здесь в области полутени наблюдаетсячастое солнечное затмение.
Свойства веществ
Днепр мой славный!Каменные горы
В землях половецких тыпробил.
(«Слово о полку Игореве»Часть третья, пункт1)
Нам показывают жидкоесостояние тела, а именно реки Днепр.
Итак, отличительнымпризнаком жидкости является текучесть – способность изменять форму за малоевремя под действием даже малой силы. Благодаря этому свойству все жидкостильются в виде струй, разбрызгиваются каплями, принимают форму того сосуда, вкоторый их нальют.
Строение жидкостей. Вмолекулярно-кинетической теории считается, что в жидкостях, как и в аморфныхтелах, нет строгого порядка в расположении частиц; в разных частях тела онирасположены неодинаково плотно. Поэтому межмолекулярные промежутки имеютразличные размеры, в том числе и такие, что туда может поместиться еще однамолекула. Это позволяет частицам перескакивать в близлежащие „дырки“.Такие перескоки частиц в жидкостях происходят очень часто: несколько миллиардовраз в секунду.
В случае, если нажидкость подействует какая-нибудь внешняя сила, например, сила тяжести,перескоки частиц будут происходить, в основном, в направлении ее действия (тоесть вниз). Это приведет к тому, что жидкость примет форму вытягивающейся каплиили льющейся струи. Следовательно, текучесть жидкостей объясняется частымиперескоками их частиц из одного устойчивого положения в другое.
2.2 Физические явленияв зарубежной художественной литературе
Достаточно много примеровописаний физических явлений мы найдем и зарубежной литературе, начиная с самыхранних этапов ее развития.
Явления испарении,кипения и конденсации воды описываются еще в мифологии разных народов.
Туманы упоминаются вэпосе разных народов. Например, герои германского эпоса – нибелунги, т.е. детитумана, хранящие чудесный золотой клад. В карельском эпосе «Калевала» хозяйкаПохъелы обращается к дочери:
Дева мглы, тумана дочка!
Ты просей туман сквозьсито,
С неба дай сгущенныйвоздух,
Ты пусти пары густые
На хребет морей блестящих…
В латышских народныхпеснях – дайнах – есть такие строки:
Девки пели за рекой,
За туманом их не видели.
Шапку с головы сорвал,
Отогнал туман от речки.
Подобное явлениеописывается и в стихотворении «Облако» английского поэта – романтика ПерсиШелли, жившего на рубеже XVIIIи XIX вв.:
Я землею рождено, я водоювспоен,
Взращено средь небеснойравнины,
Отдыхаю в горах, исчезаюв морях;
Я меняюсь, но нет мнекончины.
Грузинский поэт ГалактионТобидзе:
Лес в лёгкой кисее тумана
Почиет в мирной тишине
Смотри, закат в горах –как рана
Напоминает обо мне.
Явление кипения ииспиарения воды описано в романе Станислава Лема «Непобедимый»:
«На дне ущелья текларека. Поток горящей лавы устремился вниз. Казалось на дне ущелья вспыхнулвулкан. Столб дыма и кипящей лавы, каменных обломков, и, наконец, огромное,окружённое вуалью облако пара. Пар, в который, наверное, превратился журчащийпоток полноводной реки, текшей на дне ущелья».
Описание явлениялюминесценции находим известном А. Конан Дойля «Собака Баскервилей»:
«….Да, это была собакаогромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас не видывал. Из еёотверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривкупереливался мерцающий огонь. Ни в чьём воображении не могло возникнуть видение,более страшное, более омерзительное, чем это гадкое существо, выскочившее нанас из тумана».
И далее:
«Её огромная пасть всёещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведеныогненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку,увидел, что мои пальцы тоже светились в темноте...»
В книге Ж.Верна «В стране мехов» (весьма устаревшей с точки зрения экологии) также можнонайти несколько интересных отрывков.
«…на каждыйфут их надводной массы приходилось от шести до семи футов подводной». «…вкомнатах всегда была температура не ниже пятидесяти градусов по Фаренгейту(10оС). Впрочем, очень скоро толстая снеговая шапка должна была укрыть дом и воспрепятствоватьубыли внутреннего тепла»; «…в этой снежной глыбе эскимосы выкопали себевременное пристанище. Такие снежные дома строятся очень быстро, на местномязыке их называют «иглу». Они удивительно приспособлены к суровому климату, ихобитатели, даже не разводя огня, легко переносят в них сорокоградусные морозы»;«Затем Томас Блэк…направил шланг на края льдины, туда, где под влиянием жарыони особенно таяли… Везде, куда попадал направляемый рукой астронома сжатыйвоздух, таяние прекращалось, трещины затягивались, лед снова замерзал!» — описание явления теплопроводности.
Нечастовстретишь научные идеи, изложенные в стиха с таким блеском, как в поэмеЛукреция Кара «О природе вещей», где, в частности, делается вывод о том, что«…дробится вода на такие мельчайшие части, что недоступны они совершенно длякаждого взгляда».
В литературеможно найти примеры описания исторически ограниченных, неверных представлений офизических явлениях. В частности в поэме «О природе вещей» Лукреций Каробъясняет магнитное взаимодействие:
«Вещи, вкоторых их ткань совпадает взаимно с другою
Так, что гдевыпуклость есть, у другой оказалась бы там же
Впадина,- этаих связь окажется самою тесной.
Есть и такиееще, что крюками и петлями будто
Держатсякрепко и этим друг с другом сцепляются вместе.
Это скореевсего происходит в железе с магнитом».
Может показаться, чтоистория украинской фантастики, как жанра, чрезвычайно коротка. Первыеопубликованные произведения, которые можно отнести к жанру „строгой“фантастики, появились в Украине только в 20-е годы текущего столетия. За семь десятилетийнакопилось десятка два более-менее известных имен, которые до сих пор остаются(заслуженно или нет, другой вопрос) малоизвестными в неукраиноязычной среде.Однако впечатление это обманчиво, что связано как с особенностями жанра, так ис некоторыми реалиями украинской литературы.
И если в жанре»Fantasy" новые авторы с Украины появляются один за другим — надозаметить, авторы по большей части как минимум нестандартные! — то НФпо-прежнему остается прерогативой в основном российских писателей. Издающихсяже авторов с Украины, осваивающих просторы научной фантастики, можнопересчитать по пальцам; да и с ними не все так просто. Владимир Васильев(Николаев) кроме чистой НФ, был замечен в написании«околофэнтезийных» произведений — взять хоть те же «Клинки»!Алексей Корепанов (Кировоград), отдав дань чистой НФ, прекрасно владеетмистикой и сюрреализмом. Алексей Бессонов (Харьков) — что да, то да,«космическая опера» в первозданном виде. Владимир Заяц (Киев) написалпока не опубликованный роман «Пастырь добрый» на околобиблейскиетемы, который к НФ никак не отнесешь. Гарм Видар (Сергей Иванов, Киев) — вотгде НФ; а у Сергея Герасимова (Харьков) нет-нет, да и пробьется этакаячертовщинка, сводящая весь реализм к темным изыскам психологии… Прекрасныйписатель и организатор фестивалей «Фанкон», одессит Лев Вершинин,даже о Прогрессорах и научных экспериментах ухитряется писать в формепотрясающих притч, за что честь ему и хвала; да и вообще, во многих егопроизведениях истории и исторических допущений зачастую больше, чем иных«наук» — что отнюдь не умаляет достоинств этих книг, и даженаоборот. Бывает (верней, бывала) НФ-ная проруха на Елизавету Манову (сперваХарьков, теперь — Израиль) — хотя жанр большинства ее добрых и лиричных,несмотря на жесткость сюжета, повестей, определить довольно сложно...
Иначе воспринимаетчитатель повесть украинского писателя-фантаста В. Савченко «Черныезвезды», герои которой получают опытным путем фантастический нейтрид — ядерный монолит, вещество погасших звезд, идеальный материал сверхвысокойпрочности и стойкости против всех механических и физических воздействий,незаменимый в атомной промышленности, в космических исследованиях, обороннойпромышленности и прочее. Затем они осуществляют и другую заветную мечту фантастов,получают из нейтрида антивещество, крошечную каплю антиртути, замыкая такимобразом последнее звено в цепи великих и грозных открытий XX века. Здесь фантастична ужемасштабность выдвигаемых идей, которые по грандиозности своих последствий могутнамного превзойти значение открытия радиоактивного распада и использованияэнергии атома. Это осознают и ученые- герои повести, и в их воображениивозникают то величественные, дерзновенные, то ужасные, апокалиптические картиныпри мысли о том, какие силы созидания и разрушения, уничтожения могут бытьвызваны к жизни их открытием.
Вместе с темфантастичность повести В. Савченко нисколько не противоречит ее научности, таккак научная гипотеза, которая в ней использована, ничуть не фантастичнее тех,которые выдвинуты в настоящий момент развитием современной физики и из числакоторых она и заимствована фантастом. Строгая научность фантастики повестисоответствует своеобразию ее внутреннего сюжета — истории научного открытия.Автор попытался рассказать, как бьется мысль ученого над решением задачи, каксобираются и систематизируются новые факты, как они располагаются вопределенной последовательности и, наконец, как возникает догадка о возможномоткрытии. И затем не менее сложный путь к этому открытию-оно закономерный результатцеленаправленных усилий, внезапное озарение после длительной, подспудной работымысли, но порой появляется и неожиданно, как следствие, побочный результатработы совсем в другом направлении. А одно большое открытие рождает множестводругих, взаимосвязанных с ним, и раздвигаются горизонты науки. Таким образом, уВ. Савченко фантастично (научно-фантастично) только искомое вещество — нейтрид,а путь к нему типичен для истории современной науки с ее поистинефантастическими свершениями.
Автор сообщает читателюне только о внешних событиях в лаборатории ученого, но и о тех таинственных,внутриатомных процессах, которые происходят при возникновении нейтрида иантивещества. Научные термины, подробные описания внутриатомных и ядерныхпроцессов — все это нужно писателю, чтобы сделать произведение правдоподобным,помочь читателю поверить в его вымысел. И действительно, пройдя с героями пути,ведущие к научному открытию, читатель проникается ощущением необыкновеннойблизости самых грандиозных открытий и связанных с ними перемен в жизниобщества.
В произведении подобноготипа всякие чудеса ультрафантастики, не обусловленные современными знаниями остроении материи, могли бы разрушить цельность, единство авторского замысла, иименно поэтому к ней вполне применима критика с точки зрения науки, автор какбы сам заранее предоставляет это право каждому читающему. Наконец, такаяфантастика, в которой критерии научный и художественный теснейшим образомвзаимосвязаны, может быть не чужда и элементам научного предвидения. Так, Вс.Ревич в своей статье замечает по этому поводу: «Я, например, убежден, чторано или поздно будет создан чудо-материал, подобный „нейтриду“,столь детально описанному В. Савченко в повести „Черные звезды“ 146.
Повесть А. Полещука»Ошибка Алексея Алексеева" близка «Черным звездам»Савченко" общим сюжетным ходом: и там, и здесь происходит неожиданныйвзрыв в лаборатории и гибнут ученые, проводившие эксперимент; и там, и здесьгерои заняты расследованием обстоятельств, причин и подробностей аварии, в ходекоторого им удается пролить свет на осуществленное погибшими выдающееся научноеоткрытие. В повести высказано много вполне справедливых мыслей о ролифилософского предвидения в науке, о значении революционной идеологии дляученого и т. п. Никак нельзя обвинить А. Полещука в научной недобросовестности,в несоблюдении элементарных требований принципа научности. И все же повесть еговыглядит гораздо менее достоверной, чем «Черные звезды» Савченкопотому, что автор как бы перебрал дозу фантастичности, приемлемую дляпроизведения такого типа, в центре которого история и судьба открытия,приключения мысли ученого. Достаточно фантастична, как нам кажется, уже версияо том, что в лаборатории Алексеева была создана миниатюрная действующая модельгалактики, в которой все было настоящее: свои атомы, свои звезды, свои планеты- но только в миллиарды раз меньше, чем в варианте, созданном природой. Ещеболее невероятно с читательской точки зрения следующее допущение: в галактикеАлексеева, где все процессы проходили в миллиарды раз быстрее, в полномсоответствии с историей Земли появились разумные существа (размеры — согласномасштабу), которые намного обогнали людей по уровню развития, и когда Алексеев,совершенно не подозревавший, что опыт зашел так далеко, решил его прекратить,уничтожив действующую модель галактики, эти крошки сумели себя защитить,организовав взрыв в его лаборатории.
Характерно, чтофантастика Полещука вызывает у читающего чувство протеста не из-за чрезмернойдерзости или необузданности писательского воображения, а скорее из-за слишкомпрямолинейной и простой аналогии, чисто геометрической проекции земных условийна мир макро- и микрокосмоса.
Если в повести В.Савченко открытие изображено как закономерный результат тяжелого, настойчивоготруда, постановки исследователями бесконечного числа экспериментов, поисков,разочарований и вновь вспыхивающей надежды («Нет, это открытие не имеетничего общего с Его Величеством Случаем: оно было трудным, выстраданным и онобудет прочным» 147, — говорит герой повести), то в повести А. Полещукаосновные трудности связаны с попыткой группы ученых разобраться в сущности ирезультатах, — что и говорить, неожиданных, — опыта, поставленного погибшим.Что же касается самого Алексея Алексеева, он пришел к идее своего опытадовольно легко и просто, без видимых трудностей была смонтирована установка — фантастический «кинехрон», действующий по принципу ускорения ходавремени «в пространстве, ограниченном сложной конфигурацией полей»148, и вскоре после запуска этой установки на орбиту искусственного спутниканачался процесс рождения галактики со всеми вытекающими последствиями.
В данном случаерезультатом «сверхфантастичности» описываемого в повести экспериментаявляется недостаточность научной детализации, изображение лишь внешней сторонысовершающихся процессов без показа их внутренней скрытой механики, наконец,полная неожиданность финала как для героев, так и в не меньшей степени длячитателей, а все это, в свою очередь, ведет к художественной недостоверности,неубедительности фантастики.
Проблема ученого,создателя современной науки, его нравственного долга, его ответственности передчеловечеством рассматривается в фантастике С. Гансовского, в том числе и в егонаучно-фантастической повести «Шесть гениев». Ситуация, изображеннаяв повести С. Гансовского, нетипична для современного состояния и уровняразвития науки: герой повести, гениальный ученый-физик, представлен как бынаедине с его эпохальным открытием, которое способно совершить переворот внауке и одновременно, как почти все замечательные открытия XX века, может быть использовано ввоенных, стратегических целях. Ведя на протяжении долгих лет воображаемыезаписи своих размышлений «на воображенной бумаге воображенным пером»151, запоминая и фиксируя в своей памяти ход и результаты математическихвыкладок и мысленных экспериментов, ученому удалось проделать в тайне от всехту гигантскую работу, которая предшествовала теоретическому оформлению ипрактическому подтверждению его открытия. И, таким образом, на какое-то время,достаточное для того, чтобы принять решение и определить дальнейшую судьбу,герой-ученый оказался подлинным и единоличным хозяином созданного им«черного пятна». Автор последовательно рассматривает все возможности,представляющиеся, герою, и показывает, как после долгих колебаний и нелегкихпобед, одержанных над собой, над разочарованием и неверием, над приступамиотчаяния и одиночеством, над общественной инертностью и апатией, герой обретаетнадежду и находит дорогу к людям, определяет свое место в той напряженной исложной борьбе за будущее, которая ведется на земном шаре.
Как видим, для того,чтобы решить поставленную задачу, автору пришлось обратиться к ее простейшемусюжетному варианту, пожертвовав при этом какой-то долей жизнеподобия. Такимпутем удалось добиться максимального углубления и заострения внутреннего,душевного конфликта, правдивого изображения переживаний героя-ученого, которыйв полной мере осознал чувство личной ответственности за то, каким именно — прогрессивным или реакционным общественным и идеологическим силам поступит наслужбу его открытие, суждено ли ему увеличить сумму человеческого счастья иличеловеческих бед и горестей и, наконец, добрым или злым гением останется самученый в памяти человечества.
Итак, в центре повести психологическийи нравственный конфликт, переживаемый главным героем, который наделенхарактерными чертами, позволяющими «узнать» в нем типическогопредставителя блестящей когорты физиков-теоретиков XX века. Ученому, как всегда, сопутствует открытие. Однако вданном случае в задачу писателя не входило детальное изображение самогопроцесса научного поиска, погони за научной истиной, как это было в«Черных звездах» В. Савченко. Поэтому в повести Гансовского находимисключительно описания — надо сказать, чрезвычайно верные и поэтичные — психологического, душевного состояния ученого накануне и во время «большойработы», которые без сомнения углубляют и оживляют образ героя повести,однако ничего или почти ничего не говорят нам о предмете его научных интересови о научной сущности его эпохального открытия. В повести С. Гансовского вкакой-то мере изображение внутренней, психологической стороны процесса научноготворчества отделено, абстрагировано от его конкретного, объективногосодержания. После прочтения повести мы узнаем лишь то, что немецкий физик ГеоргКленк в результате тридцати лет непрерывного, самоотверженного и беззаветноготруда обосновал свою теорию поля и в подтверждение ее создал пятно особогосубстанционального состояния — «антисвета», «кусок непроницаемойдля света темноты», «кусок космической внеземной тьмы» 152. Вкакой-то мере это умалчивание можно объяснить особенностями сюжета и содержанияповести: Кленку, который твердо намерен сохранить свое открытие в глубокойтайне от всего человечества, естественно, не приходится по ходу дела читатьпопулярные лекции или давать какие бы то ни было разъяснения.
Однако и исключительностьсюжетной ситуации, о которой говорилось выше, и своеобразиенаучно-фантастического элемента повести, в свою очередь, оправданы самойтворческой установкой автора, так как служат целям типизации, художественногообобщения наблюдений писателя над современной социальной действительностью. Эта«бедность» научной информации в повести, связанная со своеобразнойусловностью ее фантастики, приводит к тому, что эпохальное открытие ГеоргаКленка трактуется скорее в переносном, иносказательном, чем в прямом плане,символизируя любое из уже совершенных или готовящихся в нашем столетииоткрытий, способных оказать в сложном взаимодействии с другими объективнымиобщественными факторами существенное влияние на судьбы мира и человечества.
Как видим, большаяобобщенность в разработке проблемы «наука — ученый — общество»связана с большей условностью фантастики, с ее своеобразной научной деконкретизацией,а значит, и с невозможностью применения к подобной фантастике строгих научныхкритериев.
В последнее время,однако, появляется все больше научно-фантастических произведений, в которыхписатели пытаются найти и использовать скрытые образно-художественные ресурсы,которые содержатся чуть ли не в каждом научном термине и определении. К этомуведут разные пути. Так, например, нередко писатель переводит научный термин вобразно-философский план, абсолютизируя философский смысл, заложенный в егооснове, и тогда научный термин превращается в образ-символ. При этом почтинеизбежно происходит переключение значения термина из мира физических явлений ипроцессов — в мир человеческий, социальный. Именно на таких переключениях ипереходах строится образно-философская концепция романа М. Руденко«Волшебный бумеранг». Вот, например, один из ярких примеров этого«переключения».
«Свет и Антисвет.День и Ночь. Тепло и Холод. Отталкивание и Сжатие. Взрыв и Антивзрыв, которыеполучают высшее равновесие в своем синтезе.
Тогда появляетсяпланета…
Природа этихпротиводействующих сил уходит в глубины Субстанции, где в высшем синтезесливаются в единый океан жизни гравитация и антигравитация. Познав эти силы вмеханических проявлениях, мы не познали их в проявлениях духовных.
Не все люди способныувидеть это в реальной жизни. Жизнь кажется им нагромождением случайностей. Ноэто не так! Ибо даже общая сумма случайностей подчинена взаимоборству, котороесуществует между гравитацией и антигравитацией, которые несут в себе Добро иЗло...» 162
Как видим, стремлениефантастики к обобщению широкого социально-философского плана, к выявлениюдиалектики социально-исторического «процесса опирается здесь напредлагаемый современной наукой набор диалектических пар физических понятий икатегорий и использует их в своих образно-художественных целях. Причемизменяется не только функция понятия-термина, но и, в значительной степени, егосодержание. Физический термин, поступая на службу искусству, перестает бытьсамим собой. И все же его новое значение непосредственно связано, вытекает изпрежнего и может быть не
Механические явлениятакже часто описываются в зарубежной художественной литературе.
«Босконцы атаковали«Неустрашимого», и под сосредоточенным огнем их боевых лучей наружный защитныйэкран начал поддаваться. Испускаемое ими излучение все больше смешалось вобласть спектра» (Э.Э. «Док» Смит «Серый линзиит»). Перед нами механическоеявление. Излучение это не что иное, как механические волны.
 «Насосы рефритеритовнакачивали в купол охлажденный воздух, но казалось, что огромный диск Солнца,по которому медленно проползали воины бури, немилосердно сжигает их свидеокартами своими лучами, словно они стояли обнаженными на скалах поверхностипланеты» (Дж. Уильямс «Дитя звезд»). В данном отрывке нам показано явлениеатмосферного давления.
Именно на данном явленииосновано действие насосов. Действие насоса хотелось бы показать на основевсасывающего водяного насоса. Всасывающий насос состоит из цилиндра 1, внутрикоторого можно передвигать поршень 2. В нижней части цилиндра и в поршневстроены клапаны 3. При движении поршня вверх вода из резервуара (колодца) поддействием атмосферного давления поднимается по трубе 5, открывает нижний клапани поступает в цилиндр под поршней. При перемещении поршня вниз жидкость подпоршнем сжимается, закрывает нижний клапан и открывает верхний, встроенный впоршень. Когда поршень вновь движется вверх, он поднимает и воду, находящуюсянад поршнем, которая через трубку 4 выливается наружу. Одновременно новый объемводы по трубе 5 поднимается вверх и поступает через нижний клапан под поршнем ит. д.
«В коридоре запившейвдовы –
Что-то колкое впилось взатылок
Стернью скошенной наспехтравы.
Небо ветхое в черныхзаплатах
Резанули стекляшкистрижей,
И бабахнули в дырыраскато
Многостволки ночныхсторожей.
Чьи-то тени проносятсяблизко,
Обдавая дыханием бок
И, пригнувшись напросеках низко,
С хрустом топчут помшанику дрок.
Где-то сверху, в дне,выпали пакли
И со звуком, похожим навсхлип,
Белым фосфором первые капли
Хлестко врезались вголовы лип».
(Людовик О. Гегельский«Первые мгновения ночной грозы»)

Здесь нам показаноэлектромагнитное явление, такое как молния.
«Жадно и мгновеннопоглощала она новые атомы, всасывала электроны в свои расширяющиеся матрицы, пиладобавочную энергию из ледяного камня» (Дж. Уильямс «Блуждающая звезда»). Вданном отрывке перед нами раскрывается состав атома.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.