Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Образ Сатаны в поэме Мильтона "Потерянный Рай"

Контрольная работа
по курсу Зарубежной литературы XVII-XVIII веков
Образ Сатаны в поэме Мильтона «Потерянный Рай»
Выполнил студент 3 курса
Литературного института
Иванов Дмитрий
2009

Главнейшимибожками были те,
Кто,ускользнув из Ада, в оны дни
Ищасебе добычи на Земле,
Своидерзали ставить алтари.
Дьявол.Мефистофель, Сатана, Воланд, Люцифер – образ загадочной, пугающей инеобъяснимой персонификации Мирового Зла всегда, помимо мистического трепета,вызывал страстный интерес деятелей искусства во все дни человечества.Признаться, такая заманчивая тема привлекла и мое внимание. Может быть еще ипотому, что Мильтон когда–то написал «Краткую историю Московии». Илипотому, что Мильтон создал три больших поэтических произведения: поэмы«Потерянный Рай», «Возвращенный Рай» и стихотворную трагедию«Самсон-борец», будучи совершенно слепым. Он не знал причину недуга,охватившего его еще за 15 лет до выхода в свет первой поэмы, и называл своюглаукому «темной водой». Какие страшные, должно быть, жуткие образырождались в его мире, полном непроглядного мрака и теней — воспоминанийпрошлого? «Образ Сатаны», вырванный из тьмы фантазией великого поэта- что может быть затейливей и многогранней для исследования, чем самИскуситель?
… Архивраг,Отныне нареченный Сатаной…
Известно,что представление о Сатане как о самостоятельной фигуре первоначально былочуждо Ветхому завету. Само слово употребляется в Библии в значении «враг»,«противник», «предатель», «обвинитель на суде»,«соблазнитель». Позднее Сатана становится существом высшего порядка,одним из «сынов Божиих» (Иов, 1, 6). Он первопричина всякого зла,злой дух, принесший в мир смерть. В апокрифической литературе Сатана изображен каксоблазнитель Евы; рассказывается также об изгнании его с небес вместе с другимиангелами, после чего он стал называться Сатаной.
Мильтон как политикостался верен своим идеалам свободы и был врагом монархии. «Библия былаглавным идеологическим оружием революционеров-пуритан. Но и на революциюМильтон смотрел теперь другими глазами. В „Потерянном Рае“ живутлучшие традиции пуританской революции, но, взятое в целом, произведениеявляется критическим пересмотром политического опыта, накопленного Мильтоном загоды республики, как продолжал именоваться новый строй даже тогда, когдаКромвель захватил власть большую, чем та, которой обладал свергнутый революциейкороль»( И. Одаховская. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай»).
Мильтон разделял иллюзии техреволюционеров, которые рассчитывали, что свержение короля приведет к решениювсех проблем, т. е. к созданию подлинно демократического государства. Этииллюзии были разбиты Кромвелем, который подчинив парламент, вынудил присвоитьему титул лорда-протектора страны и даже пошел дальше он сделал это звание наследственным.Начавшись под лозунгами демократии, буржуазная революция в Англии привела к единоличнойдиктатуре Оливера Кромвеля. Неожиданный для Мильтона политический поворотпобудил его отдалиться на время от политики и полновесно заняться творчеством.
«ПотерянныйРай» начинается с изображения войны между небом и адом; на одной сторонебог, его архангелы, ангелы; на другой падший ангел-Сатана, духи зла Вельзевул,Велиал, Маммона и множественная армада демонических обитателей ада. Низвергнутыес небес духи замышляют восстание против Бога. Они его называют «Царь небес»,«Государь, Единый Самодержец»,- он для низвергнутых в адскую безднудеспот и тиран, и лишь они могут об этом говорить( с нравственных позиций дляпуританина Мильтона Бог был высокой святыней, но как революционер Мильтон немог признать всякой единоличной власти). Мильтон изначально окружает Сатануореолом героизма.

МятежныйВластелин,
Осанкойстатной всех превосходя,
Какбашня высится.
Нет,не совсем
Онпрежнее величье потерял!
…Скорбь
Мрачилапобледневшее лицо,
Исхлестанноемолниями; взор,
Сверкающийиз-под густых бровей,
Отвагубезграничную таил,
Несломленнуюгордость...
Такобращается Сатана к остаткам своей армии после поражения:
Невсе погибло: сохранен запал
Неукротимойволи, наряду
Сбезмерной ненавистью, жаждой мстить
Имужеством — не уступать вовек.
А этоль не победа?
Ведьу нас
Осталосьто, чего не может Он
Нияростью, ни силой отобрать -
Немеркнущаяслава! Если б я
Противника,чье царство сотряслось
Отстраха перед этою рукой,
Молилбы на коленах о пощаде,
Яопозорился бы, я стыдом
Покрылсябы и горше был бы срам,
Чемнизверженье.

Сатанапредстает в этой речи как полководец, трибун, управляющий вполне «земными»категориями славы, воли, мести, ненависти. Сатана – безусловное воплощение зла,и, наверное, его внешние претензии на достоинство, мужество, статность и «силыбогоравные» вполне могут быть рассчитаны на ироническую усмешку читателя. Здесьможно услышать персонажа, созданного воображением поэта, и, может быть, самого творцаэтого образа, революционера Мильтона. Так говорил Сатана, низвергнутый с небес ангельскимивоинствами. Но так мог сказать о себе и сам Мильтон, который и после восстановлениямонархии, сопровожденного выкапыванием тел Кромвеля и его сторонников и ихпублично-церемониального повешения, оставался республиканцем, сторонникомнародовластия. Конечно, проводить прямых сопоставлений себя с Князем Тьмы онотнюдь не собирался. Для него Бог — воплощение высшего блага, Сатана и егосоратники — исчадия зла, все догматически правильно; но бог для Мильтона — небесный царь, и в качестве такового он может ассоциироваться с ненавистными королямиродного Альбиона и всей остальной Земли, поэт как носитель идей политических ифилософских не может не сочувствовать тем, кто восстает против единодержавнойвласти, это естественный посыл автора, хоть и крайне противоречивый. В поэмеесть и другое противоречие. «Мильтон восхищается героическим непокорствомСатаны в той мере, в какой оно выражает непримиримость по отношению ко всякой тирании,земной и небесной. Но мятеж не случайно заканчивается поражением. Не из Библии,а в собственном воображении, переработавшем впечатления современности, почерпнулпоэт все краски для описания борьбы небес и ада. Мильтон имел возможностьубедиться в том, что английская революция, выявившая ограниченность целей и своекорыстиебуржуазии, не принесла ожидаемого результата, отголоски этого убеждения звучатв поэме, где сказано много слов о бессмысленности и вредоносности для человечествавойн и насилия» (И. Одаховская. Джон Мильтон и его поэма «Потерянныйрай»).
Гуманизмэпохи Возрождения сломил церковное учение средневековья о бренности земнойжизни. Мильтон увидел, что надежды гуманистов были далеки от осуществления. Онубедился, что за показной нравственностью пуритан нередко скрывалось множествопороков. В этой связи заслуживает внимания следующее место поэмы Мильтона, где отмечаетсянеожиданная, казалось бы, черта Сатаны, которого поэт противопоставляет ханжам-пуританам;духи ада восхваляют Сатану и
… благодарятза то,
Чтоон собою жертвовать готов
Дляблага общего. Не до конца
Заглохлидобродетели у Духов
Отверженных,к стыду людей дурных,
Кичащихсяпрекрасными на вид
Поступками,внушенными гордыней,
И подличиной рвения к добру,-
Тщеславнойсуетностью.
Внимательноечтение текста раскрывает, что за фантастическим сюжетом скрываются раздумья о жизни,свидетельствующие о большой проницательности поэта, отлично разбирающегося в людяхи жизненных обстоятельствах. Таких трезвых и подчас горьких наблюдений у Мильтонанакопилось много. Но его интересовали не частности и отдельные случаи, а человекв целом, и свой взгляд на него он и высказал, влетая философскую поэму врелигиозный сюжет. Если в первых книгах контраст между силами неба и ада символизируетборьбу добра и зла в жизни, то центральной темой «Потерянного Рая» являетсяотражение этой борьбы в человеческом сердце. Эта тема со всей ясностью определенав беседах низвергнутых ангелов, обсуждающих, как им продолжать борьбу против богапосле поражения. Сатана прослышал, что бог готовится создать некий новый мир иновое существо — человека. Совратить его с пути добра — цель, которую теперьставит себе Сатана. И делает это он не из следования высоким идеям и даже не отвселенской скуки демиурга, а просто потому, что должен и на иное не способен. Сатанав религиозной мифологии всегда был воплощением сил, губящих человека. Наивныесредневековые представления о природе человека Мильтон поднял на новуюфилософскую высоту. Опираясь на всю многовековую историю человечества, окоторой ему еще предстоит рассказать в поэме, Мильтон дает ему суровуюхарактеристику.
Силызла объединились -
Согласиецарит
Межбесов проклятых, но человек,
Сознаньемобладающая тварь,
Чинитраздор с подобными себе;
Хотяна милосердие Небес
Надеятьсяон вправе и завет
Господнийзнает: вечный мир хранить,-
Живетон в ненависти и вражде,
Опустошаютземлю племена
Безжалостнымивойнами, неся
Другдругу истребленье...
Конечно,все это выступает в обрамлении библейской мифологии, но нетрудно заметить, что вповествование Мильтона есть понятия и взгляды, современные поэту. Мильтон слегкостью допускает анахронизмы. Библейские персонажи знают, что существуеттелескоп; слышали они и об открытии Колумба и упоминают виденных им на вновьоткрытом континенте индейцев. А когда силы ада ищут средства справиться снебесным воинством, они придумывают порох и стреляют из пушек! В поэме смешанывсе исторические эпохи. Рядом с легендарной историей Израиля излагаются событияТроянской войны, римской истории и говорится о судьбе Юлия Цезаря, названыдревний британский король Утер, средневековый король Карл Великий, итальянский ученыйГалилей («мудрец Тосканский»).
Поэзия«Потерянного Рая» имеет всемирный охват. Ну конечно, ведь и Бог и Сатанасуществуют вне времени и пространства.
Заметим,что Сатана как вождь падших ангелов отличается подлинной зажигательностью речи,но, выступая в роли змея — совратителя Евы, он обнаруживает своеобразную логикуи хитрость искусителя. Змей у Мильтона — первое название силы зла, как и вБиблии: «Змей был хитрее всех зверей...» (Бытие, III, 1).
Глазаего свирепы,
Номелькала в них и жалость
Исознание вины
Привиде соучастников преступных. -
«Непонимаю, что побудило Мильтона сделать Сатану столь величественным существом,столь склонным разделять все опасности и страдания ангелов, которых онсовратил. Я не понимаю, с другой стороны, что могло его побудить сделатьангелов столь подло трусливыми, что даже на призыв Творца ни один из них невыразил желания спасти от вечной погибели самого слабого и ничтожного измыслящих существ»( Уолтер С. Лэпдор«Воображаемые разговоры»).
Конечно,открытого призыва относиться несерьезно к Сатане как к герою поэмы нет, нобиблейская бескомпромиссность в абсолютно традиционных для дьявола взглядах иустремлениях ставит этого персонажа не на самостоятельный уровень живого, характерногогероя ( как его аналоги у Гете, Марло или Булгакова), а использует лишь какинструмент в контексте всего произведения для выражения позиций и философии автора.Условно говоря, этот «локомотив» прет по не им проложенным рельсам вуготованное место не имея ни мысли, ни возможности свернуть или остановиться.
Никогда
Онголовой не мог бы шевельнуть
Безпопущенья свыше.
СамСатана, принимая как антропоморфные, так и хтонические формы по мере необходимости,много передвигается во всех предложенных ему пространствах Бытия и Инобытия,словно герой добротного рыцарского романа, не задумываясь, а потому что такнадо. Эдакий злодей, строго идущий к своей Цели. Герой не способен выйти за уровеньпредназначенных ему задач или осознать иные варианты своего существования, ноавтору этого и не нужно.
МеталсяВраг на огненных волнах,
Разбитый,хоть бессмертный. Рок обрек
Егона казнь горчайшую: на скорбь
Оневозвратном счастье и на мысль
Овечных муках. Он теперь обвел
Угрюмымизеницами вокруг;
Таилисьв них и ненависть, и страх,
Игордость, и безмерная тоска...
Каквидно, Сатана все же наделен различными человеческими категориями,подразумевающими некую внутреннюю многослойность, но опять же варианты вроде «скорбио невозвратном счастье»( в таких случаях уместны аналогии скорее с самимпоэтом, о чем говорилось выше, чем допустимость наличия у Сатаны таких чувств,хотя можно признать, что еще являясь домятежным ангелом, Сатана мог ихиспытывать и теперь, оглядываясь назад, в минуты, не занятые воплощением планово мировом господстве Зла, сожалеть и рефлектировать:) делают его немужественным предводителем Темных Легионов, а, скорее, Комусом, злымволшебником из более раннего произведения Мильтона.
Наактуальный вопрос одного из демонов:
Чтотолку в нашем вечном бытии
Исиле нашей, вечно-неизменной,
Кольнам терзаться вечно суждено?"
«Отступник»отвечает :
— Встраданьях ли, в борьбе ли,- горе
слабым,
О падшийХерувим! Но знай, к Добру
Стремитьсямы не станем с этих пор.
Мы будемсчастливы, творя лишь Зло,
Егодержавной воле вопреки.
Внадежде — силу или, наконец,
Вотчаянье — решимость почерпнуть!
Чемдостаточно явно дает представление и о своих понятиях о счастье и принципахдальнейшего существования.
Везде
В Адуя буду. Ад — я сам.
А этоСатана повторяет слова Мефистофеля
уМарло («Трагическая история доктора Фауста», акт 1, сц. 3).

Вэтом же монологе, возможно, несущем центральное значение в раскрытии характераобраза «распаленный злобой» Сатана, в «мятежной груди»которого
Страшныйзамысел, созрев,
Теперьбушует яростно, под стать
Машинеадской, что, взорвав заряд,
Назадотпрядывает на себя,
пытаетсяпереосмыслить свое предназначение и Судьбу, ненависть к Солнцу, как квоплощению Света, понимая, впрочем всю трагическую безысходность своейситуации.
Сомнениеи страх язвят Врага
Смятенного;клокочет Ад в душе,
ПробудилаСовесть вновь
Бывалоеотчаянье в груди
И горькоесознанье: кем он был
НаНебесах и кем он стал теперь,
Каким,гораздо худшим, станет впредь.
Чембольше злодеянье, тем грозней
Расплата.
"…Ужелиэто тяжко? О, зачем
Я небыл низшим Ангелом? Тогда
Блаженствовалбы вечно и меня
Разнузданнымнадеждам и гордыне
Вовекиб развратить не удалось!
Норазве нет? Иной могучий Дух,
Подобныймне, всевластья возжелав,
Менябы так же в заговор вовлек,
Будья и в скромном ранге. Но соблазн
Мнеравные Архангелы смогли
Отвергнуть,защищенные извне
Иизнутри противоискушеньем.
Аразве силой ты не обладал
И волеюсвободной — устоять?
Да,обладал. На что же ропщешь ты?
Винишького? Небесную любовь,
Свободноуделяемую всем?
Будьпроклята она! Ведь мне сулят,
Равнолюбовь и ненависть, одно
Лишь вечноестраданье. Нет, себя
Кляни!Веленьям Божьим вопреки,
Ты сам,своею волей, то избрал,
В чемправосудно каешься теперь.
Куда,несчастный, скроюсь я, бежав
От яростибезмерной и от мук
Безмерногоотчаянья?
Вмонологе выделены основные истоки внутреннего разлада в душе Сатаны ( надополагать, таковая все же имеется), вынудившие его на вечную борьбу.
Чувствительнаянесдержанность и мимическая подвижность Сатаны присутствуют как показатель человеческойстороны его природы – любой автор вынужденно «очеловечивает»абсолютно всех своих героев, иначе непонятное/непривычное не найдет отклика в душеили разуме читателя:
ЛицоВрага, пока он говорил,
Отображаясмену бурных чувств,
Бледнелотрижды; зависть, ярый гнев,
Отчаянье,-притворные черты
Импринятой личины исказив,
Лжецаразоблачили бы, когда б
Егоувидеть мог сторонний глаз:
НебесныхДухов чистое чело
Разнузданныестрасти не мрачат.
Врагэто знал; он обуздал себя,
Спокойнымпритворившись в тот же миг.
Иливо время выполнения своей непосредственной задачи – искушения первых людей,Адама и Евы:
Прельститель;человеколюбцем вдруг
Прикинулсяи ревностным слугой
Людей;на их обиду воспылав
Негодованьемлживым, применил
Онспособ новый: ловко притворись
Взволнованным,смущенным, он умолк
Достойно,вознесясь, чтоб речь начать
Оякобы значительных вещах.
Вотодин из многочисленных физических обликов, принимаемых Сатаной:
Приподнялон
Надбездной голову; его глаза
Металиискры; плыло позади
Чудовищноетело, по длине
Титанамравное иль Земнородным -
ВрагамЮпитера! Как Бриарей,
СынПосейдона, или как Тифон,
Впещере обитавший, возле Тарса,
Каквеликан морей — Левиафан,
Когдавблизи Норвежских берегов
Онспит, а запоздавший рулевой,
Принявего за остров, меж чешуй
Кидаетякорь, защитив ладью
Ответра, и стоит, пока заря
Неусмехнется морю поутру,-
ТакАрхивраг разлегся на волнах,
Прикованныйк пучине.
А это- аллегорический отголосок личной слепоты великого поэта. Нельзя забывать, чтовсе эпическое темное действо поэмы первоначально зарождалось и обрасталоперипетиями в реальной, ежесекундной и болезненно ощущаемой тьме, сковавшейглаза, но не сознание автора:
Мгновенно,что лишь Ангелам дано,
Оноглядел пустынную страну,
Тюрьму,где, как в печи, пылал огонь,
Но несветил и видимою тьмой
Вернеебыл, мерцавший лишь затем,
Дабыявить глазам кромешный мрак,
Юдольпечали, царство горя, край,
Гдемира и покоя нет, куда
Надежде,близкой всем, заказан путь.
Какоратор Сатана в отложенных ему рамках непревзойден –
— Наэту ли юдоль сменили мы,-
Архангелпадший молвил,- Небеса
Исвет Небес на тьму? Да будет так!
Онвсемогущ, а мощь всегда права.
Подальшеот Него! Он выше нас
Неразумом, но силой; в остальном
Мы равные.Прощай, блаженный край!
Приветтебе, зловещий мир! Привет,
Геенназапредельная! Прими
Хозяина,чей дух не устрашат
Нивремя, ни пространство.
И,конечно, Сатана непринужденно владеет всеми ораторскими приемами.
поэма мильтон сатана душа разлад
Вождьподал знак: он хочет речь держать.
Сдвоивряды, теснятся командиры
Полуокружностью,крыло к крылу,
Вбезмолвии, близ Главаря. Начав
Трикраты,он трикраты, вопреки
Гордынегневной, слезы проливал,
Не всилах молвить. Ангелы одни
Такслезы льют. Но вот он, подавив
Рыданияи вздохи, произнес…
ИМолох и Велиал и Вельзеул – все это не генералы Адского Воинства, а воплощенияСатаны как стороны многоугольника всеобщего и всеобъемлющего Зла. Однако «Архипреступник»и «Первозлодей» еще не утратил некоего объективного, эстетического чувствакрасоты в её естественных, незамутненных проявлениях:

ОшеломленныйСатана глядел
Нанеобъятный мир, ему внизу
Представший.Так лазутчик, напролет
Всю ночьрискуя жизнью, средь глухих
Имрачных троп, с рассветом наконец
Восходитна высокий холм, и вдруг
Егоглазам просторы предстают
Цветущиеневедомой страны
Ильгород многобашенный, в лучах
Восхода,золотящего шпили
Икупола сверканьем заревым.
Такимже изумленьем поражен
БылАрхивраг, хоть в прошлом созерцал
ВеличиеНебес, но красота
Исовершенство мира, что ему
Былявлен, породили в Духе Зла
Нестолько удивленье, сколько — зависть.
Узревновый мир, Сатана ошеломлен, и даже
…Готов
Ихполюбить за то, что Божий лик
Сияетв них, и щедро красотой
Создателемони одарены.
но,проведя воображаемую самоуспокоительную беседу с людьми, где «убеждает»их в том, что заготовленная им самим судьба для них так же имеет право насуществование, в итоге приступает к выполнению задуманного.

Я могбы сострадать
Вам,беззащитным, хоть моей беде,
Увы,никто не сострадал. Ищу
Союзас вами, обоюдной дружбы
Нерасторжимой;мы должны вовек
Совместножить; и если мой приют
Нестоль заманчивым, как Райский Сад,
Покажется,вы все равно приять
Егообязаны, каков он есть,
Какимего Создатель создал ваш
И мневручил. Я с вами поделюсь
Охотно…
…Пусть растрогала меня
Беспомощнаяваша чистота,-
А тронутя взаправду,- но велят
Общественноеблаго, честь и долг
Правителярасширить рубежи
Империи,осуществляя месть,
И,миром этим новым завладев,
Такоесовершить, что и меня,
Хотьпроклят я, приводит в содроганье".
Вселяясьв тело пресмыкающегося змея, Сатана показывает абсолютно безнравственнуюгибкость в достижении поставленных целей:
О,гнусное паденье! Мне, давно
Сбогами спорившему о главенстве,
Опервенстве,- мне суждено теперь
Вселитьсяв гада, с тварным естеством
Смешатьсяслизистым и оскотинить
Того,кто домогался высоты
Божественной!Но разве есть предел
Падениядля мстительной алчбы
Ичестолюбья? Жаждущий достичь
Вершинывласти должен быть готов
Набрюхе пресмыкаться и дойти
Докрайней низости.
Наконец,пройдя через все злоключения, «укрытый в Змие, злобный постоялец»вынуждает Еву вкусить от Древа Познания и на этом миссия его выполнена.
СатанаМильтона не оказался столь же многозначным и противоречивым, чем тот жеМефистофель Гёте. Здесь нет мудрости и глубокомысленных рассуждений о мире иБытии – да хоть он и вынужденно для упрощения восприятия читателем, частонаделяется Мильтоном антропоморфными чертами, мыслит и действует он всоответствии своим каноническим назначениям, не более. Все его размышленияпорывисты, но безысходны – он все равно должен будет выполнить все, что от неготребуется, в этом смысле он крайне предсказуем. Однако, таким его и виделавтор, сумевший воплотить в этом образе свои философские и политическиеубеждения и искания, раскрыть через его мифологическую природу яркую, огромнуюкартину современного ему христианского мира, со всеми его противоречиями, чемснискал себе заслуженную славу.

Библиография
Д. Мильтон " Потерянный рай" в переводе А.Штейнберга
«Книга ангелов». Сборник. Серия «Александрийскаябиблиотека»
К. Марло. «Трагическая историядоктора Фауста»
И. Одаховская. «Джон Мильтон и его поэма „Потерянныйрай“»
У. С. Лэпдор «Воображаемыеразговоры»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.