МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САХАЛИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Кафедратеории и права и государственно-правовых
дисциплин
Общественно-политическаямысль и литература: А.Н. Радищев
Южно-Сахалинск
2009
План
Введение
1. ЖизнеописаниеРадищева и основные направления его деятельности
2. «Путешествие изПетербурга в Москву» как главный труд А.Н. Радищева
3. А.Н. Радищев ореволюции как о единственном пути достижения свободы для народа
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Тема реферата определена как «Общественно-политическая мысль илитература: А.Н. Радищев».
ЛичностьА.Н. Радищева всегда оценивалась в России неоднозначно. Однако, даже непринимая его, общество всё равно признаёт за ним право служить неким высокимнравственным эталоном. Эта двойственность отношений глубоко символична.Известно, что русское общество проникнуто идеями государственности и сильнойвласти гораздо в большей степени, чем западное, в котором идеалы свободы идемократии превалируют с уже очень давних пор. Западному миру вообщесвойственно настороженно и опасливо отношение к государству. Отсюда давнеестремление общества поставить под свой контроль работу государственной машины,отсюда горячая борьба за свободу слова и ревнивая защита прав и свободотдельной личности. Не то в России, где искони защиты от сильного искали не вобщественном мнении, а во власти сильнейшего. Потому так было тяжело вРоссийском государстве всем проповедникам идей демократии и свободы, ведь импротивостояло не только всесилие государства, но и настороженно-враждебнаяреакция общества. Голос Радищева был гласом вопиющего в пустыне, а семя трудов,посеянное им, падало на жесткую почву и давало чахлые всходы. Но всё же явлениетакого человека было событием огромной важности и имело сильное и длительноевлияние на русскую жизнь, ибо порождало в умах всех честных людей чувствокакой-то смутной обеспокоенности; вносившей разлад в сложившееся мироощущение.Во многом не принимая тех мыслей и идей, которые деятели, подобные Радищеву,старались привить на русской почве, наше общество всё же не могло не оценитьжертвенности и личного мужества самих проповедников. Наблюдая за их, на первыйвзгляд, нелепой и, очевидно, бесперспективной борьбой против всесилиягосударственной машины, отдавая их без малейшего колебания в её власть, русскоеобщество одновременно и поневоле начинало задумываться над смыслом их идеалов итем самым открывалось для них. Историческая роль Радищева была трудной инеблагодарной – он проповедовал среди холодных сердец и равнодушных взглядов –не ему суждено было воодушевить русское общество стремлением к свободе; горькийудел его состоял в том, что не ожидая ни поддержки, ни взаимопонимания, получаялишь упрёки в клевете, показать обществу степень его бесправия. Он безколебания пошёл на это и заплатили за свою твёрдость очень многим. Оправдана либыла его жертва? На первый взгляд, вроде бы нет. Борьба закончилась без него –другие присвоили плоды победы и победили завоёванный трофей. Но нельзязабывать, что общественное сознание, очень часто не идёт прямой дорогой, адвижется тёмными и извилистыми тропами. И если мы будем следовать этим путём,то увидим, что значение их огромно. Свободолюбие нельзя привить путёмотвлечённый рассуждений, оно воспитывается лишь самоотверженным примером. Ведьчувство свободы несвойственно всем изначально. Сколько людей живут и умирают,не замечая того, что её нет. И они никогда не узнают о том, что несвободны,пока им не покажут на это. Но и тогда они ни за что не поверят на слово – длятого, чтобы зажечь сердца сограждан страстным стремлением к свободе, кто-тодолжен открыто жертвовать ради неё всем.
Цельреферата состоит в проведении исследования общественно-политической мысли илитературной деятельности А.Н. Радищева.
Длядостижения цели поставлены следующие задачи:
1)Исследовать жизнеописание А.Н. Радищева и основные направленияего деятельности, в том числе и взгляды о самодержавии.
2) Раскрыть особенности литературной деятельности А.Н. Радищева.
Теоретическую основу исследования составили труды следующихучёных: М.Н. Зуева, К. Рыжова, Павленко Н.И, Ключевского В.О.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, самостоятельнопоставленных вопросов, заключения и списка использованной литературы.
1.Жизнеописание А.Н. Радищева и основные направления его деятельности
АлександрНиколаевич Радищев родился в августе 1749 г. В семье помещика средней руки.Первые годы Александра прошли в селе Верхнем Аблязове Саратовской губернии.Стечение благоприятных обстоятельств послужило тому, что он получил хорошееобразование. Русскому языку Александр учился обыкновенным тогдашним способом,то есть посредством часослова в псалтыри. Однако это домашнее учениепродолжалось недолго, так как в 1757 году Радищев был отдан в дом московскогородственника своей матери Аргамакова, человека умного, богатого ипросвещённого, бывшего куратором Московского университета. Тут вместе с детьмисвоего родственника и другими молодыми людьми он воспитывался под надзоромфранцузского гувернёра, а также пользовался уроками университетских профессорови учителей. Во время коронации императрицы Екатерины II Аргамаков записалРадищева в пажи по возвращении двора в Петербург отправил его в столицу, чтобыон продолжал учение в Пажеском корпусе. В качестве пажа Радищев имелвозможность наблюдать жизнь двора Екатерины, где бывал часто по должности.(Тогда пажи служили государыне за столом).
В 1765г.Екатерина, видя, что в России в самых важных и правительственных местах ощущаетсянедостаток в людях, знающих законы и юриспруденцию, приказала выбрать 12молодых людей, в том числе и шестерых пажей, для отправки их в Лейпцигскийуниверситет. Радищев был в числе этих избранных. Всё приготовления бели сделаныщедрою рукой, содержание молодым людям было назначено более чем достаточное (по800 рублей на человека в год). Каждый студент имел возможность обучаться, кромеправоведения. Радищев слушал философию, подробно изучил латинских классиков, атакже занимался медициной и химией. Все предметы он знал очень основательно.Позже его сын писал, что Радищев был почти универсальным человеком. Приглубоком знании законов он имел понятия и в литературе. Все классические авторы– латинские, французские, немецкие, английские и итальянские – были емусовершенно знакомы, точно так же, как и всё, что тогда было написано по –русски. В медицине он мог выдержать докторский экзамен и был на практике оченьхорошим медиком. Химия была одно время его любимым занятием. Из языков он всовершенстве владел французским и немецким, а позже выучил и английский. Онзнал музыку, играл на скрипке, был талантливым танцором, искуснымфехтовальщиком, хорошим ездоком и удачливым охотником.
Повозвращении в 1771 году в Петербург Радищев и его друг Алексей Кутузов поступилив Сенат на должность протоколистов с чинами титулярных советников. Впрочемслужба здесь продолжалась недолго. В 1773 г. Радищев вышел капитаном в штатглавнокомандующего в Петербурге графа Брюса и исполнял при нём должностьобер-аудита (докладчика по судебным делам). Это было самое приятное время в егожизни. Начальник любил и отличал его, ввёл в лучшее петербургское общество. Вэти годы Радищев тесно сблизился с известным издателем и просветителемНовиковым и перевёл для него несколько книг с немецкого и французского языка.
В 1775 годуРадищев женился на племяннице своего товарища по университету Анне ВасильевнеРубановской и вышел в отставку секунд-майором. Два года он прожил в своёмимении, а также в Москве и нигде не служил. В конце 1777 года он вновь сталподыскивать себе место и вскоре поступил асессором в коммерц-коллегию,президентом которой тогда был граф Воронцов… чтобы лучше вникнуть в свои новыеобязанности, Радищев, как он сам вспоминал позже, целый год занимался чтениемжурналов и определений коммерц-коллегии, так что вскоре приобрёл порядочныезнания по всем вопросам. Как всегда, он показывал на новом месте непреклоннуютвёрдость характера в защите правых дел и необычайную честность. (Об этомговорят хотя бы то, что находясь на таком посту, где другие наживали взяткамимиллионы, он ничего не приобрёл и жил всю жизнь на одно жалование). ГрафВоронцов очень высоко ставил мнение Радищева и советовался с ним по всем делам.Вскоре он выхлопотал для него чин надворного советника. В 1780 г. Радищеваназначили помощником управляющего Петербургской таможней. В 1783 г. При родахумерла его первая жена. Это было для него большим личным горем. «Смерть женыпогрузила меня в печаль и уныние, — писал он позже, — и на время отвлекла разуммой от всякого упражнения». Он остался с четырьмя маленькими детьми. В ихвоспитании и всех домашних заботах Радищеву стала много и постоянно помогатьсестра покойной жены Анны Васильевны – Елизавета Васильевна Рубановская.Постепенно она сделалась самым близким ему человеком.
Всёсвободное от службы время Радищев посвящал литературным трудам. Уже в раннихего сочинениях видно глубокое влияние французских просветителей, причём влияниене внешнее, умозрительное (как это часто бывало в то время), а глубокое,усвоенное сердцем и всей его горячей натурой. Радищев обладал чувствомврождённой справедливости. Его возмущало и приводило в негодование всякоепроявление деспотизма и рабства, любое злоупотребление властью или ущемлениеправ личности.
Легкопонять, каким странным и необычным должен был казаться этот странный поклонниксвободы в России, где самодержавие и крепостничество были официальнопризнанными государственными институтами и глубоко укоренившимся явлениями.Говорить о свободе в России до начала Французской революции было даже модно, исреди высшего русского общества можно было найти искренних поклонников Руссо иВольтера. Репрессии и преследования постигли Радищева после того, как вместоотвлечённых материй он обратился к конкретным образам русской жизни: изобразилрабское состояние русских крепостных, с негодованием обрушился напомещиков-душевладельцев и связал слово «деспотизм» с русской монархией. Тогдав его горячей проповеди сразу увидели крамолу и угрозу для государства. Междутем взгляды раннего и позднего Радищева только тем и различаются, что имеютразные области приложения, по сути же они всегда были одни и те же. В 1773году, переводя для Новикова книгу французского просветителя Мабли «Размышленияо греческой истории», Радищев передаёт слово despotismе как «самодержавство» итут же в специальном примечании (в полном согласии с теорией «естественногоправа» и «общественного договора») поясняет, что «самодержавство естьнаипротивнейшее человеческому естеству состояние…Если мы живём под властьюзаконов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно: но длятого, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону честь наших прав инашея природные власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сём мыделаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы осовбождаемсяот нашея обязанности. Неправосудие государя даёт народу, его судии, то же иболее над ним прво, какое даёт закон над преступниками». Тут же идею оглавенствующей власти народа мы видим в его трактате «Опыт о законоподданстве»,над которым Радищев работал в 1780-х годах. Он писал: «соборная народа властьесть власть первоначальная, а потому власть высшая, единая, состав обществаосновати и разрушить могущая…». Радищев безусловно признавал за народом правосвергать неправедную беззаконную власть. «Худое власти народной употребление, — писал он, — есть преступление величайшее…не государь, но закон может угражданина отъяти имение, честь, вольность или жизнь. Отъявый единое из сихправ у гражданина, государь нарушает первоначальное условие и теряет, имеяскиптр в руках, прав ко престолу». Ода «Вольность», законченная в 1783 году.,по сути выражала те же взгляды, однако высказанные с горячим пафосом истрастным поэтическим языком, они обрели совсем другое звучание, и Радищев дажене пытался её тогда публиковать.
В 1789 годуон приобрёл печатный станок, шрифт и устроил в своём доме типографию. Именноздесь была напечатана главная книга Радищева – «Путешествие из Петербурга вМоскву», над которой он работал с 1785 года.
Путешествиебыло закончено в декабре 1788 года. Цензурное разрешение на издание рукописиРадищев получил в июле 1789 г. В начале следующего года он приступил кпечатанью книги. В мае она вышла в свет без имени автора и поступила в продажу.Вскоре роман стал пользоваться спросом – те экземпляры, которые Радищев далкниготорговцу Зотову быстро разошлись. Но тогда же «Путешествие…» попалось наглаза Екатерине II и повергло её в величайшее негодование. Она распорядиласьнемедленно найти автора. Началось следствие. Радищев узнал об этом и поспешилсжечь оставшийся у него тираж книги. Однако это уже не смогло отвратить у негонеминуемой беды. 30 июня его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость.Дело не могло быть трудным, поскольку все крамольные мысли автора были ясновысказаны в его книге. Уже 24 июля Уголовная палата постановила подвергнутьРадищева смертной казни, а книгу изъять и уничтожить. В сентябре императрицазаменила это наказание десятилетней ссылкой в Илимский острог. Для Радищеванастала пора тяжёлых испытаний.
Первые тримесяца на пути к месту своей ссылки он проделала закованным в кандалы. Затемпришёл указ от императрица расковать его. В Тобольске Радищева догналаЕлизавета Васильевна Рубновская, решившая ехать вслед за ним в Сибирь. Вместе сней были два маленьких сына Радищева. Приезд свояченицы очень обрадовал его. «Ябуду жить, а не прозябать», — писал он по этому поводу. Будущее уже не казалосьему безнадёжным. Действительно, в Илимске Радищеву предоставили совершеннуюсвободу, и он получил возможность с удобством устроить свою жизнь. Слуг при нёмбыло восемь человек. Для ссыльного был приготовлен дом с пятью комнатами имногими службами: кухней, людскими, сараями, погребами и т.д. Но имеядостаточно денег, Радищев сразу начал строить новый дом в 8 комнат, который ибыл вскоре закончен с помощью плотников, присланных губернатором. Здесь уРадищева был большой кабинет и библиотека. Он тотчас купил несколько коров,двух лошадей, разнообразную птицу и огородные овощи. В ссылке он продолжал вестиочень деятельный образ жизни – вставал рано, много читал и писал. В эти годы оннаписал трактат «О человеке, его смерти и бессмертии», политико-экономическоесочинение «Письмо о китайском торге», а также «Сокращённое повествование оприобретении Сибири». Радищев выписывал несколько столичных и иностранныхжурналов и находился в курсе всех новостей. В свободное время он многозанимался химическими опытами. Сам учил детей истории, географии, немецкому ифранцузскому языку, летом много охотился и любил плавать на лодке по Илиму.Личная жизнь его также сложилась благополучно. В Сибири Радищев женился наЕлизавете Васильевна, которая родила ему в следующие годы троих детей.
Послесмерти Екатерины II ПавелI разрешил Радищеву возвратиться в Москву и жить в своихимениях. В феврале 1797 года Радищев оставил Илимск. В дороге ждало егострашное несчастье – Елизавета Васильевна простудилась, слегла и умерла вскорепосле приезда в Тобольск. Овдовев во второй раз, один с детьми Радищев прибыллетом 1979 г. В своё село Немцово. Здесь он жил безвыездно вплоть до смертиПавла I. Занимаясь хозяйством, он не забывал и литературных трудов – написалпоэму «Бова» в 12-ти песнях, взятую им из старинной сказки, а также несколькостатей.
Повступлении на престол императора Александра I Радищеву были возвращены прежниезвания коллежского советника и совершенная свобода. Он тотчас уехал вПетербург, где император, задумывавший глубокие реформы русского общества,определил его членом Комиссии по составлению законов. Радищев горячо отдалсясоставлению проекта нового «Гражданского уложения». Мысли, которые он старалсяотразить в своём проекте были следующие:
1)все равны перед законом.
2) табель о рангах уничтожается.
3)запрещение попыток при следствии.
4) веротерпимость
5) свобода слова
6) отмена крепостного права
7) замена подушной подати поземельным налогом.
8) свобода торговли.
Вперспективе он говорил о введении в России конституции. Однако его взгляды ни вкоей мере не совпадали со взглядами председателя Комиссии графа Завадского.Граф заметил ему однажды, что слишком восторженный образ мыслей Радищева ужераз навлёк на него несчастье и что он может и в другой раз подвергнутьсяподобной беде. Слова эти, по свидетельству сыновей Радищева, произвели на ихотца чрезвычайное впечатление. Он вдруг сделался задумчив, стал беспрестаннотревожиться и был постоянно в друном расположении духа. Близкие знакомы стализамечать за ним странности, свидетельствовавшие о начале душевной болезни. 11сентября 1802 года Радищев неожиданно для всех принял яд (крепкую кислоту). Всепопытки спасти его оказались безуспешны, и в тот же день он скончался.
2. «Путешествие из Петербурга в Москву» как главный труд А.Н.Радищева
С 1785 г.Радищев начинает работает над своим главным трудом – «Путешествие из Петербургав Москву».
Внешняяканва этого сочинения представляет собой записки некоего путешественника,который едет на перекладных из Петербурга в Москву. В соответствии с этимкаждая из двадцати пяти глав имеет название какой-нибудь станции на дороге междуэтими городами. Но путевые заметки только внешний приём. Фактический жанр«дорожного романа» дал Радищеву возможность по ходу путешествия обращаться ксамым разнообразным темам русской жизни. Причём сцены, которые видит сампутешественник, перемежаются с рассказами встречных им людей и с чтениемнайденных им в дороге рукописей, забытых или потерянных проезжими. Всё этопредельно расширяет круг описываемых явлений и в целом создаёт мрачный образобездоленной и бесправной России, страны, где главенствует произвол иторжествует право сильного. Так, в главе «Медное» помещён проникнутыйнегодованием рассказ о продаже с аукциона семейства крепостных; в главе«торжок» читаем рассуждение о цензуре, давящей свободное слово; в «Любани» и«Пешках» очень наглядно изображён надсадный труд и убогая нищета крепостныхкрестьян; в главе «Новогрод» дан портрет жадного до прибыли купца, готовогопойти ради наживы на обман, и т.д. Почти в каждой главе встречаются гневные инеобычайно сильные нападки на крепостнические порядки. В главе «Зайцево»помещён рассказ об убийстве крестьянами мелкого помещика, жестоко ихугнетавшего. В главе «Городня» изображены злоупотребления во время рекрутскихнаборов. В главе «Спасская полесть» под видом фантастического сна помещёнрассказ о царе, с глаз которого вдруг спало бельмо и который с ужасом увиделцарящие вокруг его трона произвол и беззаконие (по сути это очень ядовитаясатира на всё царствование Екатерины II). Но в книге была не только критика –во многих главах были помещены проекты и предложения по исправлению общества.Так, в главу «Выдропуск» Радищев включил проект полного уничтожения придворныхчинов, поскольку людей, которые обслуживают царя, нельзя даже приравнять к тем,кто служит отечеству. В «Хотилово» изложен проект постепенной отменыкрепостного права и т.д. Однако сам автор, кажется, не верил в силу своихрецептов и возлагал надежду только на очистительную силу народного восстания.«О, если бы рабы, тяжкими узами отягчённые, — восклицает он, — яряся в отчаяниисвоём, разбили железо, вольности их препятствующим, главы наши, главыбесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тампотеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи длязаступления избитого племени, но были бы они других о себе мыслей и праваугнетения лишены». В целом книга должна была оставлять у тогдашних читателейтягостное впечатление. Ещё никогда русская действительность не была показана встоль неприглядном виде, и никто до Радищева не предлагал столь радикальных методовдля её исправления.
В советскойисториографии «Путешествие из Петербурга в Москву» нередко использовалось вкачестве источника для характеристики реального положения крестьян и владевшихими помещиков. Первые награждены привлекательными чертами, вторые — полнымотсутствием человеческих добродетелей. И то и другое далеко от реалий, точнее,не относится к типичным явлениям — Радищев выступает в роли публициста,выдающего исключение за правило: порокам и добродетелям он придал всеобщеезначение.
3. А.Н. Радищев о революции как единственном пути достижениясвободы для народа
Своимипроизведениями «Письмо другу», «Беседа о том, что есть сын отечества», «ЖитиеФедора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев готовилчитателей к восприятию идеи о необходимости революции. В оде «Вольность»,наиболее важные строфы которой он включил в «Путешествие», Радищев выступил с подлиннымгимном в честь будущей победоносной революции. Как величайший праздник человечестваон рисует день, когда «возникнет рать повсюду бранна», будут «ликовать склепанынароды» и торопиться «в крови мучителя венчанна омыть свой стыд». Праздникомбудет день, когда победит восставший народ. После революции и казни царя, помысли Радищева, на престол «воссядет народ» и воцарится вольность — «вольность дарбесценный источник всех великих дел». Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил,«как могут мстить себя народы», и «Карла на суде казнил». Требуя полногоосвобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев неисключал при этом и путь реформ сверху. В этом не было ни отступления от своихосновных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний. Он имел ввиду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускорялиего гибель. Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должнызавершиться «совершенным уничтожением рабства». Однако Радищев мало верил в то,что помещики, эти «звери алчные, пиявицы ненасытные», согласятся на проведениереформ или что их осуществит монарх. Он грозил помещикам что «рабы, тяжкими узамиотягченные, яряся вотчаянии своем разобьют железом главы» своих ненавистныхгоспод. Радищев считал, что революция – не пустая мечта: «Взор проницает густуюзавесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целоестолетие»,— писал он. Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостническогостроя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционныхидей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционнойпрограммой. С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканскоймысли в России. Идя «вслед Радищеву», затравленному самодержавием, радищевцы —его современники и последователи — приняли эстафету из его руки передали еепоколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французскихпросветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе,то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционногодвижения в России.
Заключение
А.Н. Радищеввошел в историю русской политической мысли как первыйреволюционер-республиканец. Он решительно отвергал идеи о «неразумной черни»,горячо верил в творческие возможности народных масс. Для него революцияозначала глубокое переустройство общества и государства в интересах народа.Важной была его мысль о необходимости сохранения крестьянской общины. В нёмсоединилось всё: общественный деятель и российские патриот, христианскийпастырь и писатель. Голос Радищева был гласом вопиющего в пустыне. Воззренияего оказали большое влияние на политические взгляды Пестеля, Рылеева, другихдекабристов, также защищавших республиканские идеи.