Муниципальное общеобразовательноеучреждение
Средняя общеобразовательная школа №13
Имени Героя Советского СоюзаСанчирова Ф.В.
Городского округа Самара
Реферат по литературе
«Образ Владимира Ленского в
романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Выполнила:
Ученица 9 «А»класса
ЧабароваДарья
Руководитель:учитель
Русскогоязыка и литературы
Твердова И.В.
Самара
2010
Содержание
1. Романтизм как явление в литературе
2 Образ Владимира Ленского
2.1 Дружба с Онегиным и романтические идеалы
2.2 Влюбленность в Ольгу
2.3 Дуэль с Евгением
2.4 Возможности в судьбе
3 Значение образа романтического поэта
Список использованной литературы
1 Романтизм как явление в литературе
Романтизмвпервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы. Вдальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным имифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьевВильгельма и Якоба Гримм, Гофмана.
В теснойсвязи с германскими влияниями находится возникновение романтизма в Англии. Дляанглийского романтизма характерен интерес к общественным проблемам:современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазныеотношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Яркимпредставителем английского романтизма является Байрон, который, по выражениюПушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Еготворчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира,воспеванием свободы и индивидуализма.
В русскомромантизме появляется свобода от классической условности, создается баллада,романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значениипоэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницейвысших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзияпредставлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уженевозможным.
В творческомспоре со сторонниками и практиками романтизма, борясь за утверждение реализма,Пушкин ввел в роман собирательный образ русского поэта-романтика рубежа 10-20-хгодов XIX в. Владимира Ленского. Развивая этот характер, он анализирует сильныеи слабые стороны романтизма. Отношение автора к Ленскому сложное: добродушнаяирония, сочувствие влюбленному герою, горечь по поводу его преждевременной ибессмысленной гибели.
Во времяработы над „Евгением Онегиным" Пушкин, пережил трагедию разгрома восстаниядекабристов. Среди казненных и угнанных на каторгу было много литераторов,друзей Пушкина: К. Рылеев, самый крупный представитель гражданского романтизмадекабристов; А. Бестужев, В. Кюхельбекер, А. Одоевский, В. Раевский. Шестаяглава романа, в которой рассказывается о поединке и гибели Ленского,создавалась в 1826 г., в значительной части после известия о казни Рылеева иего товарищей. В подтексте строф, посвященных дуэли Ленского, — мучительно-тягостное переживание Пушкина. Взволнованный рассказ о смертиЛенского и лирические раздумья автора о возможной судьбе героя воспринималисьнаиболее чуткими современниками как поэтический реквием декабристам. ОбразЛенского многогранен и не должен истолковываться однозначно.
Впервые влитературе с такой глубиной и силой была раскрыта сложная диалектикачеловеческой души, показана обусловленность характера героя эпохой и средой,нарисована картина эволюции, духовного обновления человека. Мастерское владениесловом, использование богатейших оттенков его значения, разнообразие интонаций– всё это помогло поэту раскрыть бесконечные глубины человеческой души.
2 ОбразВладимира Ленского
В романе«Евгений Онегин» А.С.Пушкин противопоставляет двух героев: Онегина,разочарованного и душевно опустошенного «страдающего эгоиста», и ВладимираЛенского, молодого, романтически восторженного, с большим запасомнерастраченных душевных сил, исполненного энтузиазмом альтуриста.
Характеризуясвоего героя, Пушкин раскрыл мироощущение Владимира Ленского. В нем оченьпривлекательны нравственная чистота, романтическая мечтательность, свежестьчувств, вольнолюбивые настроения.
Красавец, вполном цвете лет,
ПоклонникКанта и поэт.
Он изгермании туманной
Привезучености плоды:
Вольнолюбивыемечты,
Дух пылкий идовольно странный,
Всегдавосторженную речь
И кудричерные до плеч.
Из этих строкмы узнаем, что малолетство Ленского прошло вдалеке от Родины. Он жил и учился вГермании, «под небом Шиллера и Гете», где «их поэтическим огнем личностьвоспламенилась в нем». Ленский – поэт- романтик, «от хладного разврата светаещё увянуть не успев», «он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцатьлет». Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечтыстремится высказать в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется нафоне пустяковых, буяновых, петушковых и харликовых:
…Ему ненравились пиры,
Бежал он ихбеседы.
2.1 Дружба с Онегиным и романтическиеидеалы
Чувствуя себянеуютно в поместье родителей, где всё было слишком не романтичным, гдеразговоры велись «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», проникнутый«поэтическим огнем», Ленский горит желанием познакомится с Онегиным, умным,образованным, необычным и странным, по словам соседей-помещиков, и от этого ещёболее притягательным собеседником. Знакомство состоялось – «они сошлись. Волнаи камень, стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой».
Внимаявосторженным, пылким разговорам юного поэта, умудренный опытом и годами,разочаровавшийся во всех наслаждениях жизни и в людях Онегин:
…слушалЛенского с улыбкой…
И думал:глупо мне мешать
Его минутномублаженству;
И без меняпора придет;
Пускайпокамест он живет
Да верит мирасовершенству;
Простимгорячке юных лет
И юный жар июный бред.
Впротивоположность ему Ленский неопытен, наивен, чистосердечен, он раскрываетсвою душу перед другом, он «не может ничего скрывать», он готов «разболтать»,«вражду, любовь, печаль и радость». Глагол разболтать указывает нанесерьезность, юношескую наивность всех этих чувств.
В любвисчитаясь инвалидом,
Онегин слушалс важным видом,
Как, сердцеисповедь любя,
Поэтвысказывал себя;
Своюдоверчивую совесть
Онпростодушно обнажал.
Евгений безтруда узнал
Его любвимладую повесть,
Обильныйчувствами рассказ,
Давно неновыми для нас.
Несмотря нато, что «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло», эти люд испытываютвзаимную симпатию. Для Ленского это приятельство имела особенно большую роль,так как в этот момент он нуждался в верном друге, которому мог доверить всесвои чувства, переживания, поговорить на философские темы:
Племенминувших договоры,
Плоды наук,доброй зло,
Ипредрассудки вековые,
И гроба тайныроковые.
Судьба ижизнь в свою чреду,
Всеподвергалось их суду.
Но в подтексте дальнейшей характеристики юного поэта всё время ощущаетсяпротивопоставление его Онегину. В отличие от Евгения, душа Ленского ещё неуспела «увянуть» «от хладного разврата света». Если Онегин приобрёл богатыйопыт в делах любовных, то Ленский, напротив, «сердцем милый был невежда». ЕслиОнегин знал и презирал людей, то Ленский верил в сродство душ, в дружбу; он верил,что существуют избранники, которые осчастливят людей; если Онегин не имел«высокой страсти» «для звуков жизни не щадить», то Ленский пылает «поэтическимогнем».
Но каковытемы поэзии Ленского?
Он пелразлуку, и печаль,
И нечто, итуману даль,
И романтическиерозы;
Он пел тедальние страны,
Где долго влоно тишины
2.2Влюбленность в Ольгу
ЛюбовьЛенского к Ольге – также плод его романтического воображения. Нет, он не любилОльгу, он любил образ, созданный им самим.
Романтическийобраз. А Ольга… обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой Автору«надоел…безмерно».
РомантикЛенский идеализирует Ольгу. Он обращается не столько к реальной девушке,столько к созданной его воображением абстрактной деве красоты.
Ленский живопредставляет в своем воображении ситуацию прихода Ольги на его могилу. Ввоображении юноши возникает высокое содержание мыслей и чувств возлюбленной –переживаний идеального существа, захваченного идеей значительности иисключительности их любви. Такая глубина, сила и отрешность переживания, какполагает Ленский, возможна только со стороны очень близкого и преданногочеловека. Отсюда страстно выраженная просьба-заклинание, призыв хранитьверность:
Сердечныйдруг, желанный друг,
Приди, приди:я твой супруг!.
Авторобращает чуткость на то, что Ленский живет в своем романтическом мире.«Сердцем милый невежда», герой не понимает всей глубины сущностивещей, и поэтому влюбляется в Ольгу, заметив лишь «глаза, как небоголубые, улыбку, локоны льняные, движенья, звук, легкий стан...» По словамБелинского, Владимир «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписалей чувства и мысли, которых в ней не было».
Ленский иОльга: их характеры не противопоставлены один другому, но и не сходны.
Всегдаскромна, всегда послушна,
Всегда какутро весела,
Как жизньпоэта простодушна,
Как поцелуйлюбви мила, глаза как небо голубые,
Улыбка,волосы льняные,
Движенья,голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге,…но любой роман
Возьмите, инайдёте верно
Её портрет:он очень мил;
Я прежде самего любил,
Но надоел онмне безмерно.
Ольга оченьмила, но это натура заурядная, обыкновенная.
Жажда любви,стремление быть любимым, свойственные юности, делают Ленского слепым,неспособным разглядеть, что Ольга не стоит такой любви, на какую способен юныйпоэт. Понятно, почему он «сухо отвечал» на замечание-вопрос Онегина:
«Неужто тывлюблен в меньшую?»-«А что?»-«Я выбрал бы другую, когда б я был как ты поэт». АЛенский и не выбирал:
Чуть отрок,Ольгою пленённый,
Сердечных мукещё не знав,
Он былсвидетель умиленный
Её младенческихзабав;
В тенихранительной дубравы
Он разделялеё забавы,
И детямпрочили венцы
Друзья-соседи,их отцы.
Этомуравнодушному, охлажденному человеку стоило одного или двух невнимательныхвзглядов, чтоб понять разницу между обеими сестрами, — тогда, как пламенному,восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсемне идеальное и поэтическое создание, а просто хорошенькая и простенькаядевочка, которая совсем не стоила того, чтоб за неё рисковать убить приятеляили самому быть убитым.
РеакцияЛенского вполне понятна:
Владимир сухоотвечал
И после вовесь путь молчал
2.3 Дуэльс Евгением
Дальнейшаяссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями инеизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин дорокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Дуэль Онегинаи Ленского — самый трагичные и самый загадочный эпизод романа. Онегин — влучшем случае «ученый малый, но педант», однако не хладнокровный убийца ибретер. Владимир Ленский — наивный поэт и мечтатель, также не производитвпечатления завзятого стрелка.
Изпрочитанных страниц романа понимаешь, что сущностью и поставленной задачейжизни Ленского была вера в любовь, дружбу и свободу. И, может быть, поэтомугерой воспринимает неудачную шутку Онегина как измену и предательство лучшегодруга. «Не в силах снесть обмана», Ленский вызывает Онегина на дуэль,«решась кокетку ненавидеть».
Канун дуэли.Пред поединком Ленский едет к Ольге. Её простодушный вопрос: «Зачем вечор такрано скрылись?» — обезоружил юношу и резко изменил его душевное состояние.
Исчезларевность и досада
Пред этойясностию взгляда…
Оченьестественное поведение влюбленного и ревнивого юноши, который «сердцем милыйбыл невежда». Переход от сомнений в чувстве Ольги к надежде на её ответноечувство дает новый поворот мыслям Ленского: он убеждает себя в том, что должензащитить Ольгу от «развратителя» Онегина.
И вновьзадумчивый, унылый
Пред милойОльгою своей,
Владимир неимеет силы
Вчерашнийдень напомнить ей;
Он мыслит:«Буду ей спаситель
Не потерплю,чтоб развратитель
Огнем ивдохов и похвал
Младое сердцеискушал;
Чтоб червьпрезренный, ядовитый
Точил лилеистебелек;
Чтобыдвухутренний цветок
Увял ещёполураскрытый».
Все этозначило, друзья:
С приятелемстреляюсь я.
Ситуация,приведшая к ссоре двух друзей в том виде, как ее представляет себе Ленский,далека от действительности. К тому же, находясь наедине со своими мыслями, поэтвыражает их не обыкновенными словами, а прибегает к литературным штампам (Онегин- червь презренный, ядовитый; Ольга — лилеи стебелек, двухутренний цветок),книжным словам: спаситель, развратитель.
2.4 Возможности в судьбе
Пушкиннаходит и другие приемы изображения Ленского.
Здесь и легкая ирония: контраст взволнованного состояния юноши иобычного поведения Ольги при встрече (,,… как и прежде, На встречу бедногопевца Прыгнула Оленька с крыльца); и шуточное разрешение остроты положениявведением разговорно-бытового оборота речи; «И молча он повесил нос»; иавторское заключение: «Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я».Пушкин переводит содержание монолога Ленского на обычный, естественныйразговорный язык. Введена авторская оценка всего происходящего как нелепости(дуэль с приятелем).
Ленский предчувствует трагический для него исход поединка. По мереприближения рокового часа усиливается тоскливое настроение («Сжалось В немсердце, полное тоской; Прощаясь с девой молодой, Оно как будто разрывалось»).Первая фраза его элегии:
Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
-типично романтический мотив жалобы на раннюю утрату молодости.
И вот уже, «кипя враждой нетерпеливой» к своему вчерашнему другу,становится под пулю холодного и равнодушного Онегина.
Свой пистолеттогда Евгений,
Не преставаянаступать,
Стал первый тихоподымать.
Вот пятьшагов ещё ступили,
И Ленский,жмуря левый глаз,
Стал такжецелить – но как раз
Онегинвыстрелил…
Тревожноенапряжение, нараставшее с начала подготовки к дуэли до выстрела Онегина,сменяется разрядкой отчаяния. Действие замедляется, наступает страшная тишина:
… поэт
Роняет, молчапистолет,
На грудькладет тихонько руку
И падает…
Далее следуютстроки, в которых самый подбор существительных, сравнений, метафор переноситнас в мир поэзии Ленского:
…младой певец
Нашёлбезвременный конец!
Дохнула буря,цвет прекрасный
Увял наутренней заре,
Потух огоньна алтаре!..
Потух огоньна алтаре!..
Но это уже неирония, не пародия. Слова, напоминающие нам звуки «умолкнувшей лиры» Ленского,-это своеобразный способ усилить воспоминание, воскресить в памяти читателяобраз юного поэта-романтика. Глядя в лицо убитого им друга, Евгений внутреннимвзором видит живого Ленского, слышит его восторженные речи, вспоминает егоромантические стихи. В ином стиле дается следующая строфа, где о смерти говоритсяпростыми, точными словами:
Недвижим онлежал, и странен
Был томныймир его чела.
Под грудь онбыл навылет ранен;
Дымясь израны кровь, текла.
Последующееразвернутое сравнение отличается поразительной простотой. Пожалуй, не было ещёв мировой поэзии стихов, где трагическая тема смерти была бы воплощена в такихобыденных словах: дом, ставни, окна, хозяйка и так далее:
Тому назадодно мгновенье
В сем сердцебилось вдохновенье,
Вражда,надежда и любовь,
Играла жизнь,кипела кровь;
Теперь, как вдоме опустелом,
Всё в нем итихо и темно;
Замолклонавсегда оно.
Закрытыставни, окны мелом
Забелены.Хозяйки нет.
А где, богвесть. Пропал и след.
Смерть героясимволична, она невольно приводит к мысли о том, что романтик, мечтатель, несведущий реальности, должен погибнуть при столкновении с жизнью. Для самого жепоэта смерть — это избавление от жизни среди обывателей, выход из той моральнойпустоты, которая царит в светском обществе.
Онпривлекателен нам своей чистой юностью, непосредственностью и неподдельностьюсвоих чувств, им всегда и во всем руководит «ко благу чистая любовь». Мыпо-доброму иронизируем над тем, что Ленский верит, по-видимому, в невозможное.А самим почему-то грустно соглашаться, что это – невозможное. И прав былБелинский, который в свое время о Ленском написал: «В нем было много хорошего,но лучше всего то, что он был молод… Это не была одна из тех натур, для которыхжить – значит развиваться и идти вперед. Это был романтик и больше ничего».
Размышляя онесостоявшемся будущем Ленского, Пушкин предполагает два варианта: либо слававеликого поэта или обыкновенный удел прозаического существования:
Быть может,он для блага мира
Или хоть дляславы был рожден;
Егоумолкнувшая лира
Гремучий,непрерывный звон
В векахподнять могла…
А может бытьи то: поэта
Обыкновенныйждал удел.
Прошли быюношества лета:
В нем пылдуши бы охладел.
Во многом онбы изменился,
Расстался б смузами, женился…
И ВладимирЛенский стал бы таким же помещиком, как его родители, одним из тех, когоискренне презирал, в юности.
Оба этиварианта исторически возможны, потому что Пушкин ведь говорит не только о своемгерое. Ленский – социальный тип своего времени, типический характер.
3 Значение образа романтическогопоэта
Описав раннююгибель Ленского, Пушкин говорит нам: «Друзья мои, вам жаль поэта». Поэт неспрашивает, он уверен, что читатель имен так и думает. И действительно, как быни был иногда странен и даже порой смешон Ленский, он всегда нам одновременно итрогателен. И если относимся к нему отчасти с иронией, но эта добрая ирония. Внем много хорошего, положительного. Талантливый поэт – лирик, самые благородныеубеждения, самые «вольнолюбивые мечты».
Нопоследствия романтического воображения, основанного не на реальнойдействительности, а на горячих чувствах, при столкновении с жизнью могут бытьгрустными, тяжелыми и даже трагическими как для самого человека, так и дляокружающих. Так случилось и с Ленским.
Приведенныепримеры свидетельствуют о том, что Ленский сразу был задуман как типичный образрусского поэта – романтика на рубеже 10-20-х годов XIX века.[1]
Владимир –порывистый, безмятежный, исполненный вольнолюбия, готовый принести себя вжертву дружбе и уверенный в ответных чувствах друзей, оптимист, верящий, чтоглавное назначение человека – служение отечеству.
Ленский –поэт-романтик. Иначе и быть не могло: страстная, порывистая натура искала выходсвоей неиссякаемой энергии, а юные мечты питали его стихи.
Счастливец,он не постыдил:
Он в песняхгордо сохранил
Всегдавозвышенные чувства,
Порывыдевственной мечты
И прелестьважной простоты…
Он пеллюбовь, любви послушной,
И песнь егобыла ясна,
Как мыслидевы простодушной,
Как сонмладенца, как луна
В пустыняхнеба безмятежных.
«Отметим, чтопонятия «простоты» и «ясности» в поэзии романтика Ленского не совпадает стребованием простоты и ясности, свойственными реалисту Пушкину. У Ленского ониидут от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порожденыпоэтическими предрассудками души»
Ленскийизображен всего лишь в нескольких главах романа, поэтому анализ этого образапозволяет легче разглядеть ту новаторскую особенность реализма Пушкина, котораявыражается в неоднозначности оценок, данных автором своему герою. В этихоценках применительно к образу Ленского выражается и сочувствие, и ирония, ипечаль, и шутка, и скорбь. Взятые во взаимосвязи, они помогают правильнеепонять значение образа Ленского, полнее ощутить его жизненность. В образе юногопоэта нет никакой заданности. «Дальнейшее развитие Ленского, если бы он осталсяжив, не исключало возможности его превращения в поэта-романтика декабристскойориентации(мог ,, быть повешен, как Рылеев») при соответствующихобстоятельствах».[2]
Списокиспользованной литературы
1. ПушкинА.С. Евгений Онегин.
2. ПушкинА.С. Евгений Онегин- Учебно-методическое пособие по работе с романом. – М:Айрис – пресс, 2005- 400с.
3. БелинскийВ.Г. Статья Восьмая «Евгений Онегин». В.Г.Белинский. Избранные произведения –Минск, Государственное учебно-педагогическое издательство СССР, 1954-440с.
4. БогомоловаЕ.И., Жаров Т.К., Клочихина М.М. Методическое пособие для преподавателейлитературы подготовительных отделений вузов – М., №Высшая школа»,1873- 382 р.
5. СоловейН.Я. Образ Ленского и его Элегия в романе «Евгений Онегин»- Литература в школе,1979 – №2