Курсоваяработа
Образ семьив «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Введение
В последниедесятилетия в современном обществе существует проблема, решение которой до сихпор не найдено. Это проблема взаимоотношений внутри семьи. Еще в эпоху 20-30годов двадцатого столетия произошел распад традиционного русского семейногоуклада, и до сих пор проблема этики семейных отношений остается одной из самыхактуальных в жизни современной молодежи.
В эпохустановления социализма в литературе активно пропагандировалась свобода семейныхотношений, полное разрушение традиционного понимания семьи и брака. В романеЧернышевского «Что делать?» мы встречаем совершенно новый уклад семейной жизни,то, что называется сегодня «свободными отношениями», когда муж и жена несвязаны друг с другом узами брака, и семья существует до тех пор, пока муж илижена не решат разрушить семью. Такая модель отношений была совершенно новой дляРоссии того времени, и воспринималась как нечто необычайное, но в современномобществе именно она стала самой популярной и получила название «гражданскогобрака».
Впоследствии социалистическое общество возвращается к внешним формамтрадиционной семьи, но утрата духовных основ брака, которые раньшеустанавливала церковь, порождает многочисленные проблемы, среди которыхразводы, трудности в воспитании детей и многие другие. За оболочкой крепкойсемьи зачастую скрывалось полное равнодушие мужей и жен друг к другу исобственному ребенку, проблемы таких семей, например, неоднократно освещал всвоем творчестве Юрий Трифонов.
В годы«перестройки» снова происходит крушение семьи, так как развод перестает бытьотклонением от нормы, при этом духовные основы брака становятся совсем ужразмытым понятием, которое теряется на фоне различных моделей отношений,предлагаемых обществу средствами массовой информации. Однако в последние годыпроисходит обратная реакция – множество молодых людей стремятся восстановитьутраченные традиции семейных отношений, и понять, что же лежит в основетрадиционной русской семьи.
Ответ наэтот вопрос следует искать в русской классической литературе, читаяпроизведения Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева и другихвеликих писателей, но истоки их понимания семьи стоит искать в произведенияхболее древних, таких как «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
В нашейработе мы рассмотрим данное произведение в аспекте семейных отношений,представленных в нем, проанализируем, каким образом выстраиваются в «Повести оПетре и Февронии Муромских» семейные отношения героев.
Не подлежитсомнению тот факт, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» отражаетхристианский взгляд на семью и брак. Автор данного произведения – Ермолай-Еразм– был священником в Пскове, а затем протопопом дворцового собора Спаса-на-Борув Москве, а значит истоки понимания брака в «Повести» необходимо искать в православномхристианстве.
Целью нашейработы является выявить на примере произведения «Повесть о Петре и ФевронииМуромских», каким образом духовные ценности христианства и христианскоепонимание семьи и брака отражается в древенрусской литературе, а так жерассмотреть «Повести о Петре и Февронии Муромских», в аспекте семейныхотношений.
В первойчасти работы мы обратимся к истории создания «Повести о Петре и ФевронииМуромских» и личности Ермолая-еразма – автора повести, мы рассмотримособенности данного художественного произведения, которые легли в основу нашегоанализа.
В следующейчасти работы мы проанализируем, каким образом в «Повести О Петре и ФевронииМуромских» отражается христианское понимание брака и какие духовные ценностилежат в основе традиционной русской семьи.
Третьюглаву мы посвятим анализу образов Петра и Февронии и выясним на их примере, какраспределяются «роли» в семье и какие отношения существуют между мужем и женойв традиционной русской семье.
В нашейработе будут использованы такие термины как:
Житие — (биос (греч.), vita (лат.))— жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегдапосле формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные иструктурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающий их отсветских биографий. Изучением житий занимается наука агиография.
Древнерусскаялитература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельныхсвятых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили житиягреческие типа Метафраста, то есть имевшие задачей «похвалу» святому.
Основнойзадачей жития было прославление святого, которое всегда начиналось с воспеванияего храбрости, стойкости или умения преодолевать трудности.
Основнойкнигой, содержащей в себе жития русских святых являлись «Че́тьи-мине́и»или «Мине́и че́тии» — то же, что четьи (то есть предназначенные для чтения,а не для богослужения) книги житий святых православной церкви, изложенных попорядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи» (греч.μηνιαίος «месячный, одномесячный,длящийся месяц»).
легенда — (от латинского legenda – то, что должно быть прочитано) – один из жанров несказочнойпрозы, народное предание о выдающимся событии или поступке человека, в основекоторого – чудо, фантастический образ или представление, которое воспринимаетсярассказчиком как достоверное.
В то жевремя, сюжет легенды базируется на реальных или допустимых фактах[4:C 164].
Предание — устныйрассказ, в основе которого лежат реальные или вполне допустимые факты; предание– это то, что необходимо было передать следующим поколениям[4:C182].
Притча — малый поучительный рассказ вдидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное илирелигиозное поучение (премудрость).
Символ — (от греческого symbolon – условный знак ) – образ, выражающий смысл какого-либо явления впредметной форме. Предмет, животное, знак становятся символом, когда ихнаделяют дополнительным, исключительно важным значением, например крест сталсимволом христианства, а свастика – знак быстротекущего колеса времени – символфашизма.
Значениесмысла подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателей.
Следуетзаметить, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в христианской трактовкевоспринимается именно как повесть о любви и браке, однако серьезныхисследований по данной теме немного, отдельные статьи и заметки включают в себяданный аспект этого произведения, однако рассматривают его поверхностно,отдельных работ по данной теме практически нет.
Глава 1.Личность Ермолая-Еразма – автора «Повести о Петре и Февронии Муромских».История создания и особенности содержания «Повести о Петре и ФевронииМуромских»
В даннойглаве нашей работы мы обратимся к личности Ермолая-Еразма, автора «повести оПетре и Февронии Муромских», рассмотрим некоторые особенности сюжета данногопроизведения, которые позволяют нам сделать вывод о том, что повесть необходиморассматривать не только как образец житийного жанра, но и как указание супругам,следуя которому они могут создать гармоничные отношения в браке.
Ермолай-Еразм(Ермолай Прегрешный) — выдающийся русский мыслитель, писатель и публицист. В40–60-х гг. XVI века он был сначала священником в Пскове, затем служилпротопопом кремлевского собора Спаса на Бору, а позднее постригся в монахи подименем Еразма. В настоящее время известно большое число произведений,подписанных его именем (до иночества — именем Ермолай, после пострижения —«Ермолай, во иноцех Еразм», кроме того, он называл себя«прегрешным»). Наибольшую творческую активность Ермолай-Еразм проявилв годы своего московского жительства, поскольку был привлечен митрополитомМакарием к участию в создании различного рода произведений богословскогохарактера, в том числе житий для Великих Миней Четьих.
ПеруЕрмолая-Еразма принадлежат богословские сочинения «Книга о Троице» и«Зрячая пасхалия», публицистический трактат «Благохотящим царемправительница», содержащий проект проведения социальных реформ, жития«Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Повесть о епископеВасилии», ряд посланий и некоторые другие произведения. Благодарясчастливой случайности его произведения (за исключением посланий) дошли до насв двух сборниках, написанных самим автором.
Наиболееизвестным сочинением Ермолая-Еразма стала «Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Исследователи называют эту повесть одним из самых выдающихсядревнерусских произведений агиографического жанра, однако по своей стилистике исодержанию повесть сильно отличается от большинства житий, написанных в этотпериод.
В основесюжета данного произведения лежит рассказ о любви князя и крестьянки. КнязьПетр спасает жену своего брата от змея, посещающего женщину в облике ее мужа.Убив змея мечом, найденным при таинственных обстоятельствах, Петр забрызгалсязмеиной кровью, отчего его тело покрылось струпьями. Отрок, посланный Петромдля поиска лекаря, оказался в рязанском селе Ласкове, где встретил девушку,поразившую его своей мудростью. Феврония соглашается исцелить князя, если онженится на ней. Петр дает ей это обещание, но, едва исцелившись, отказываетсяжениться: «Ну, как это можно — князю дочь древолаза взять себе вжены!» — восклицает он. Однако болезнь вновь поражает Петра и, лишьвторично исцелившись, он исполняет свое обещание. Княжна из крестьян вызваланеудовольствие боярских жен, и они потребовали изгнать Февронию. Онасоглашается уйти, если ей разрешат взять с собой, что она пожелает. Обрадованныебояре не возражают, но мудрая Феврония уводит с собой мужа, которыйпредпочитает княжеской власти долг супруга, венчанного в церкви. Распри,поразившие бояр после ухода княжеской четы, побуждают их призвать князя икнягиню обратно. Всю оставшуюся жизнь Петр и Феврония прожили в любви исогласии и умерли в один день. А после смерти, положенные в разные гробы, оничудесным образом оказываются в единой гробнице.
По мнениюнекоторых исследований, сюжет «Повести» настолько необычен, что онанапоминает не столько житийное произведение, сколько народную сказку илихудожественное сочинение о силе любви. Главными героями становятся супруги,совместно переживающие испытания, которые выпадают на их жизненном пути,повесть словно подсказывает читателям, какими должны быть отношения междусупругами, чтобы они могли гармонично строить свою семью.
Определеннуюсказочность подчеркивает и стилистика «Повести», выдержанная в яркомповествовательном ключе, близком к притчам, наполненная загадками илегендарными образами и предметами, такими как Агриков меч или змей,принимающий облик человека. Исследователи отмечают, что «Повесть о Петре иФевронии Муромских более близка к литературному произведению, нежели кклассическому «житию».
Однако впоследнее время появились исследования, в которых дается совершенно инаятрактовка «Повести о Петре и Февронии», в частности, работа М.Б.Плюхановой «Сюжеты и символы Московского царства» (М., 1995), вкоторой указано на то, что к XVI столетию, видимо, уже существовал довольно популярныйкорпус устных преданий о Петре и Февронии, послуживший основой для установленияих церковного почитания. Впрочем, ни одной устной легенды до нашего времени недошло.
Следовательно,возникает вопрос, — почему в середине XVI века возникла потребность вканонизации именно этих героев, святость которых не была зафиксирована ни водном письменном памятнике? И какой смысл вкладывал Ермолай-Еразм в написанноеим житие?
«Повесть»наполнена многообразной христианской символикой: образ змея-искусителя и змееборца,но указание на божественный промысел о судьбах главных героев, и, наконец самигерои повести – муж и жена, привносят в значение житийного жанра для верующегочеловека еще один аспект. Житие становится не только указанием к праведнойжизни конкретного человека, но показывает модель гармоничных семейныхвзаимоотношений, становится своеобразным «путеводителем» по семейной жизни.
Образ мужа– змееборца, носителя божественной силы, не только представлен наравне сженским образом, но и даже отодвигается на второй план, по сравнению с образоммудрой жены. В повести в союз вступают сила и власть и кротость и целительнаямудрость, «ум ума» и «ум сердца».
Образмудрой Февронии находит параллели в Библии и в различных древнерусскихпамятниках. В «Книге о Троице» самого Ермолая-Еразма представлен рядземных жен, творящих своей мудростью человеческую историю.
«Подобнаятрактовка символики «Повести о Петре и Февронии Муромских» позволяетсделать вывод, что «Повесть» прославляет не просто двух святыхзаступников, а два начала, на которых стоит православный мир и из которыхсоставляется православная власть — змееборчество и Премудрость.» []
«Повестьо Петре и Февронии Муромских» вызвала неоднозначную реакцию усовременников. Так, митрополит Макарий не стал включать ее в Великие МинеиЧетьи. В то же время, сам сюжет о Петре и Февронии стал очень популярным вДревней Руси, и получил свое развитие, как в литературе, так и в иконописи.
Такимобразом, рассматривая историю «Повести о Петре и Февронии Муромских» иобращаясь к образам, наполняющим ее, мы можем говорить о том, что данноепроизведение можно рассматривать как символическое указание на способ созданиягармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичьвершин духовного развития.
Глава 2.«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как отражение христианского пониманиебрака. Духовные ценности, лежащие в основе традиционной русской семьи
В даннойглаве нашей работы мы проанализируем, каким образом в «Повести о Петре иФевронии Муромских» отражается христианское понимание брака, на каких духовныхценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в текстеповести.
Для этогомы обратимся к христианскому пониманию семьи и брака, заложенному в Библии, ирассмотрим, какие духовные ценности заложены в основе христианской семьи.
В следующемпараграфе нашей главы мы обратимся к анализу текста «Повести о Петре и ФевронииМуромских», и выявим, каким образом они отражаются в тексте произведения.
2.1Понимание семьи и брака в христианской традиции. Духовные основы христианскойсемьи
Всовременном обществе, которое характеризуется обилием противоречивойинформации, малообразованному в духовной сфере человеку весьма непросторазобраться в том, что же на самом деле является верным толкованием библейскихзаконов брака и семьи. Огромное количество различных религиозных теченийтрактует Библию совершенно по-разному, в зависимости от собственных целей. длятого, чтобы понять значение брака в христианской традиции, следует обратитьсянепосредственно к Библии и ее толкованию духовными лицами.
«Брачныйсоюз в Новом Завете возведен на степень великой тайны Божией; именно он естьобраз союза Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью исполнен благодати иистины (Ин. 1, 14), т.е. является союзом благодатным, истинным; потому ибрачный союз нужно считать исполненным благодати, т.е. союзом, на которыйниспосылается от Бога благодать Святого Духа и который поэтому есть истинныйсоюз. Из этих слов можно сделать вывод о том, что брачный союз заключается нетолько по желанию мужчины и женщины, а с благословления Церкви. Брак являетсядуховным союзом, совершающимся с благословления Господа, священнодействием,особым таинством, которое несет благодать Святого Духа над семейной парой.
Христианскийсоюз, символически повторяющий союз Иисуса Христа с Церковью свят и духовен,поэтому в браке должно сохранять чистоту отношений, которая заключается вчестности и верности супругов друг другу. В Библии брак сравнивается с сосудом,который нужно содержать в «святости и чести», брачное ложе должно быть«нескверно». Под этими словами подразумевается не материальная «чистота»брачного ложа и брачного союза вообще, а духовная связь между супругами,которая отрицает обман и измену. «Настоящие» муж и жена духовно принадлежатдруг другу, поэтому они просто не могут соврать один другому, или нарушить обетверности.
Брак долженбыть нерасторжимым: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6). Брак совершается и разрушается только волей Бога, а не желанием людей. Всовременном обществе среди молодежи часто можно услышать фразы примерно такогосодержания: «Поженимся, а если что – разбежимся», — такое немыслимо дляхристианского брака, потому что твоя «половинка» предназначена тебе Богом.Венчающийся в церкви христианин осознает, что он связывает себя с супругом доконца жизни, и должен стойко переносить те испытания, которые ему выпадут всемейной жизни, в том числе и те, которые связаны с взаимоотношениями людей вбраке.
В средниевека, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семьястановится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают двахристианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскомуучению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» —она создается навсегда, скрепляемая любовью, которая не ищет лишь своей выгодыи удобств. Стоит отметить, что венцы, которые во время венчания в ПравославнойЦеркви надевают на жениха и невесту, это не царские, как думают многие, амученические венцы, то есть супруги не должны останавливаться ни перед какимистраданиями, если они нужны для блага другого. Венчающиеся уподобляютсяраннехристианским мученикам, которые страдали за Христа.
Каковы целихристианского брака?
Одна изтаких целей напрямую звучит в Библии: «плодитесь и размножайтесь и наполняйтеземлю» (Быт. 1, 27-28) – то есть умножение человеческого рода на земле.
Второйцелью можно назвать духовное объединение людей, для того, чтобы они вместемогли пройти жизненный путь: «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному,сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18).
Еще однацель брака – обуздания в человеке плотского. На эту цель брака указываетапостол, когда говорит: «Хорошо человеку не касаться женщины, но, во избежаниеблуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 1-2).
Последняя иглавнейшая обязанность, возлагаемая на христианских супругов таинством брака,есть «приготовление» себя, своих детей, к «жизни будущей», к будущему вечномублаженству.Этого могут достигнуть люди, соединенные брачными узами, если они,любя друг друга, в то же время будут любить Господа Бога, если будут исполнятьзаповеди и своим примером побуждать один другого к терпению, если будутпомогать один другому в восхождении к «вершинам духа».
Родителидолжны считать для себя великой и священной обязанностью заботиться овоспитании детей в духе христианского благочестия, так как родители несутответственность не только за физическую жизнь детей, но и за их духовноевоспитание.
Каковы жеотношения между супругами в браке?
Для того,чтобы разъяснить этот вопрос, следует снова обратиться к цитатам из Библии.
“Жене глава– муж” (1Кор.1:3); “Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу” (Еф.5:22);“как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем” (Еф.5:24).Подчинение жен мужьям – первый принцип… Писание возлагает принятие решений намужа. Муж становится «опорой» семейной «церкви», ее фундаментом.
“Мужья,любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее”(Еф.5:25); “Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья,любите своих жен и не будьте к ним суровы” (Кол.3:18).
Призыв кженам повиноваться своим мужьям сочетается с призывом к мужьям любить своихжен. Любовь – это прежде всего забота мужа о данной ему Богом спутнице жизни,умение прощать ее недостатки, помогать ей во всем и делать жизнь супругисчастливой и радостной.
“Жена даучится в безмолвии, со всякой покорностью; А учить жене не позволяю, нивластвовать над мужем, но быть в безмолвии” (1Тим.2:11,12).
Жена недолжна господствовать над мужем, должна уважать его, и уметь смиряться с егонедостатками.
«Законныйбрак есть символ правильно налаженного мира. Правильный мир – это когда людиделают то, что говорит Бог. Правильно – это когда дом уютен, когда женщина –хранительница очага, когда дети – воспитанные и ухоженные, о них проявленазабота. Когда в детях закреплены основы христианской веры, преподанной их отцоми Церковью.»
Такимобразом, можно говорить о том, что в основе христианского брака лежат такиедуховные ценности как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовнойжизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота одуховных и материальных благах своей семьи. Супруги, по канонам христианства,предназначены друг другу Богом и несут ответственность за свою семью не толькодруг перед другом, но и перед Господом, и должны любить и почитать друг друга,несмотря на жизненные испытания.
2.2«Повесть о Петре и Февронии Муромских», как отражение традиций христианской семьи
Автор «Повестио Петре и Февронии Муромских» — монах Ермолай-Еразм, вложил в свое произведениеключ к истинному пониманию христианского брака. Уже в первой части повести мынаблюдаем картину гармоничных семейных взаимоотношений, построенных на довериисупругов друг к другу:
«Есть вРусской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверныйкнязь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделалтак, что злой крылаты змей стал летать к жене того князя на блуд. И, волшебствомсвоим, перед ней он являлся таким, каким был на самом деле, а приходящим людямпредставлялось, будто это сам князь сидит со своей женой. Долго продолжалосьтакое наваждение. Жена же этого не скрывала и рассказало овсем, что с нейпроизошло князю, мужу своему»
Пред женоймуромского князя стоял выбор: либо она скроет все происходящее, либо признаетсямужу, — княгиня выбрала признание. Такой поступок полностью соответствуетканонам христианского брака: жене нечего было стыдиться перед мужем, так как змейсовершал над ней насилие, то есть измена мужу была не следствием греха женщины,а кознями дьявола. Жена Павла знала, что муж не осудит ее, не отвернется отнее, узнав правду, и ее признание не навлечет на нее гнева мужу. Князь Павел, всвою очередь не мог осудить жену, и не отказался от нее, потому что егопредназначение в браке – забота о супруге, и он должен был любым способомизбавить ее от змея, поскольку он был ее мужем.
Семья князяПавла прошла жизненное испытание, сохранив любовь и честь, потому что ихотношения выстраивались по христианским канонам семейных отношений. С другойстороны, взаимная уверенность супругов друг в друге помогла им избавиться отзмея и победить козни Дьявола.
Стоитотметить, что обсуждая с женой способ избавления от змея, Павел не говорит женени одного укоризненного слова, но при этом он проявляет заботу о ее душе,говоря ей о том, что выведав у змея тайну его смерти, жена будет чиста передХристом после смерти. Жена же, не переча мужу, а «запечатлев его слова в сердцесвоем», отправляется «обольщать» змея, хотя ей это вряд ли хотелось делать.
Но семья –это не только муж и жена, но и родственники – братья и сестры, которые так жеподдерживают друг друга в жизни, поэтому за помощью князь Павел обращается ксвоему брату Петру, который без колебаний решает помочь Павлу.
Обратимся кдругому эпизоду, который так же раскрывает перед нами «Повесть О Петре иФевронии» как образец христианских семейных отношений. Петр, после смертибрата, становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женилсяна простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену разными способами, и в концеконцов приходят к Февронии с просьбой «отдать им, кого они поросят», то естьотдать им князя Петра, говоря современным языком – развестись с ним, а взаменпредлагают ей любые дары.
Февронияже, в ответ просит бояр «дать и ей того же» — то есть остаться женой князяПетра. Бояре же ставят перед Петром выбор: либо царствование, либо жена. ДляПетра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен передгородом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшисьот Февронии он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнетФевронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а ЦарствиеГосподне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.
В этойситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония несогласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что мужне променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедьхристианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине,и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять насебя ответственность за их судьбу.
Князьпринимал решение также руководствуясь христианскими канонами – он должензаботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для неговыше власти.
Необходимоотметить и то, что и Петр, и Феврония помнили заповедь о том, что бракпредрешен Господом, и только он может разрушить его, но не решение кого-либо изсупругов.
Следующийэпизод, на который мы обратим внимание, по своему строению напоминает притчу,его даже можно «изъять» из повести и преподносить отдельно. Когда Петр иФеврония покинули Муром, они плыли по реке на лодках:
«Был насудне у блаженной Февронии некий человек. На том же судне была и его жена. Тотчеловек, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с вожделением. Она же,разгадав злой помысел его, быстро обличила его и сказала: «Зачерпни водыиз реки с этой стороны судна». Он почерпнул. И велела ему она выпить. Онвыпил. И снова сказала ему: «Зачерпни воды с другой стороны судна».Он почерпнул. И велела ему снова выпить. Он выпил. Она же спросила:«Одинакова ли вода или одна слаще другой?» Он же ответил. «Одинакова,госпожа, вода». Тогда она ему сказала так: «И женское естествоодинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, думаешь о другой!»»
Этот эпизодявляется нравоучением для тех супругов, которые готовы поддаться искушениюпрелюбодеянием – Феврония говорит им о том, что плоть всех людей одинакова, ифизическое желание не должно вести к разрыву духовных уз брака. Таким образоммы видим прямую отсылку к заповедям брака – верности супругов друг другу ичистоте супружеского ложа. В нескольких словах, просто и разумно, Феврония объясниланелепость и ненужность измены.
Завершаетсяповесть описанием смерти Петра и Февронии, но даже в этом эпизоде мы видимисполнение заповедей брака. После своего правления, супруги принимаютмонашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своемрешении, и вместе проходят путь к духовному росту.
Показателенв этом плане сам заключительный эпизод их земной жизни. Князь Петр, чувствуяблизкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненныйпуть. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» — специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет еедва дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может.
Феврония-Ефросинияоказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данноеслово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее трудможет завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только онасама. Автор подчеркивает приоритет слова над мирским делом, пусть даже ибогоугодным.
Тогдаблаженная Феврония-Ефросиния, уже успевшая вышить лики святых, воткнула иголкув ткань, обвила ее ниткой, как рачительная рукодельница, чтобы кто-то смогпродолжить начатое ею дело, и послала к блаженному Петру-Давиду сообщить о ееготовности преставиться вместе.
Такимобразом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волюмужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом онапоказывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для неепревыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьидаже самой своей смертью.
Но дажепосле смерти Петр и Феврония неразлучны. Они завещали похоронить себя в одномгробу, сделав тонкую перегородку, однако люди решают, что нельзя хоронитьиноков в один гроб, и разделяют их. Однако чудесным образом они оказываются водной могиле, и хотя люди трижды разделяют их, они все равно возвращаются другдругу. Это тоже притчевый эпизод – Бог соединяет мужа и жену, которыеоставались верны друг другу и его заветам, после смерти, показывая то, что онивоссоединились на небесах, то есть достигли Царствия Небесного вместе.
Заканчиваетсяповесть похвалой Петру и Февронии, в которой отражены смысловые узлыпроизведения – испытания, которые блаженные супруги перенесли совместно, ненарушив заповедей брака. Именно это послушание Богу в браке награждается свыше:
«Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах,творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своейблагодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат,а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные ипреблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вамприходит!
Мы же молимвас, о преблаженные супруги, да помолитесь и о нас, с верою чтущих вашупамять!»
Петр иФеврония становятся примером идеального супружества для верующих людей.
В «Повестио Петре и Февронии Муромских» показаны не только супружеские отношения главныхгероев; на примере Павла и его жены автор показывает, что не только Петр иФеврония живут в «правильном» браке, то есть гармоничные семейные отношениядолжны существовать не только у людей «блаженных», близких к Господу, таких какПетр, избранный для победы над змеем, или Феврония, наделенная даром творитьчудеса, но и у мирян. Показательно и то, что заповеди брака хранят именноправящие супруги, своим поведением они показывают пример своим подданным. Порусской традиции государственное устройство повторяет общемировой порядок,поэтому именно власть имущие должны быть праведны, только тогда они могуттребовать соблюдения христианских законов от своих подопечных.
Такимобразом, анализируя текст «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можемобнаружить несколько эпизодов, которые напрямую относят нас к христианскимзаповедям семейной жизни. Такими эпизодами являются история о Павле и его жене,в которой заключена мысль о том, что супруги всегда должны быть честны другперед другом, и заботиться о душе друг друга. Эпизод с изгнанием Петра иФевронии из Мурома, в котором мы видим, что узы брака превыше мирской власти ибогатства. История о том, Феврония объясняла бессмысленность прелюбодеяния изавершающая глава повести, в которой мы можем увидеть пример супружескогоединства в смерти и после нее. Примером гармоничных отношений служат отношенияименно правящей семьи, таким образом, христианские заповеди брака словноосеняют все семьи княжества.
«Повесть оПетре и Февронии Муромских» является великолепным образцом того, какхристианские семейные традиции нашли свое отражение в русской литературе.
Глава 3.Образы Петра и Февронии, как пример гармоничных брачных отношений вхристианском понимании
В даннойглаве мы проанализируем образы Петра и Февронии, и выясним на их примере, какраспределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют междумужем и женой в традиционной русской семье.
Пред тем,как начать свой анализ, стоит обратить внимание на некоторые особенностисистемы образов в повести, которые стоит учитывать при анализе персонажей.Несомненно, главной героиней повести является Феврония, так как основная частьповествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа поименам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом автордает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведенияявляется все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношениягероев.
Второйотличительной чертой «Повести о Петре и Февронии Муромских» является то, что впервых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, впоследующих главах они неразлучны, и действуют вместе. В результате этогосоздается общая картина, в которой действуют уже не отдельные персонажи, аименно пара героев, проходящих совместные испытания.
Ориентируясьна эти особенности повести, мы разделим данную главу на два параграфа. В первомпараграфе мы будем анализировать образы Петра и Февронии отдельно друг отдруга, во втором – анализ будет охватывать взаимоотношения героев в браке.
3.1 ОбразыПетра и Февронии в первых главах повести
Даннуючасть нашей работы мы посвятим первым двум главам «Повести о Петре и ФевронииМуромских», в которых повествуется предыстория брака главных героев. Хотя Петри Феврония в этих частях повести не соединены узами брака, но именно в них мыможем проследить становление взаимоотношений супругов, что имеет большоезначение в формировании семьи.
В первойчасти произведения мы видим мотив искушения и змееборства. К жене муромскогокнязя Павла стал прилетать змей и насильно склонять ее к прелюбодеянию. Она, непобоявшись позора, открылась мужу, и они вместе придумали способ перехитритьзмея и узнать тайну его смерти.
В итогегерои выясняют, что смерть змею суждена «от петрова плеча, и от Агрикова меча».Князь не может разрешить эту загадку и призывает на помощь брата – Петра.
Князь Петр,не испытывая недостатка в необходимом мужестве для подвига, легко разрешаетразумом первую загадку, что именно ему предназначено убить змея, но ему ничегоне известно об Агриковом мече. Но благочестие Петра помогает ему разрешитьвторую загадку змея. Он был «молитвенником» и любил уединенную молитву взагородной церкви Крестовоздвиженского монастыря. Во время его молитвы Господьпосылает ему отрока, который указывает ему местонахождение Агрикова меча.
Существенно,что меч князь Петр обретает в алтаре (сакральном месте, куда доступ открыттолько избранным!) церкви Воздвижения честного и животворящего[5] креста.
Меч сам посебе имеет форму креста и является его символическим отражением, а имя Агрик,или Агирка, носит богатырь-змееборец. Таким образом Петр предстает как Божийизбранник, который становится новым змееборцем, наряду со святым Георгием исказочным Агрикой.
Мы видимперед собой человека незаурядного, выполняющего божественную волю, отмеченноговысшими силами.
Петрпобеждает змея, но змеева кровь попадает на его тело, и он покрываетсяструпьями. Это так же имеет символическое значение, так как в этом эпизодеиносказательно говориться о том, что поражено не тело Петра, а его дух. Многиеисследователи, переводя оригинальный текст автора, отмечают, что речь идетименно о духовной болезни. Так, например, Александр Ужанков
пишет:«Кажется, змей уязвил тело князя, но не душу! Внешнее, мирское. Только ли?
Князь сталискать “в своем одержании” (т.е. во своем владении) помощи от подвластных емуврачей, но не для врачевания, а для исцеления (разница существенная!), и ненашел, хотя врачей и много было. Может быть, если бы искал лекаря дляврачевания тела, то и нашел бы. Для исцеления души (а не только лечения тела)необходим был независимый врач».Таким врачом становится Феврония.
Она тоженеобыкновенная девушка, на протяжении всей повести мы видим, что она наделенаособым даром, она не только способна исцелять раны, но и творит настоящиечудеса, как в эпизоде с палками, которые становятся деревьями.
То естьистинной причиной встречи Петра и Февронии становится духовная болезнь героя,избавиться от которой можно только в союзе с «блаженной» Февронией. На бракгероев толкает не физическое влечение, а необходимость духовного исцеления.
Читательзнакомится с Февронией, видя ее глазами княжеского слуги: один из его отроковоказался в селе (т.е. в нем есть церковь) Ласково. И зайдя в один из домов,увидел “видение чюдно”: за ткацким станком сидела девица, а перед нею скакалзаяц, создавая шум, чтобы она не уснула от монотонной работы. Застигнутаяврасплох, она сокрушенно произнесла: “Не хорошо быть дому без ушей, а горницебез очей!” «Юноша же … не внят во умъ глаголъ тех» (с.634). Не взял в ум, невзял в толк слов девушки. Ни разумом не понял их, ни умом не постиг.
Заяц – одиниз древнейших символов христианства. Длинные, трепетные уши символизируютспособность христианина внимать голосу небес. Благоверная Феврония ощущаетПромысл Господень. Мы видим, что Феврония духовно под стать своему будущемусупругу, она также избрана Господом для особого служения.
Февронияспособна исцелить князя, но ее условием становится обещание Петра жениться наней. Это не желание возвыситься, используя свой дар, героиня говорит, что есликнязь не станет ее мужем, то она не должна лечить его. В такой постановкеусловия скрыт другой смысл, возможно, Февронии открыто, что она станет женойтого, кого исцелит от духовной болезни, то есть она ставит превыше своегожелания божественную волю. Господь соединяет мужа и жену, а не людская воля, иФеврония следует этому завету, говоря о супружестве с Петром. Следует отметить,что еще одним условием выздоровления князя является смирение, он должен самявиться на лечение, что подчеркивает тот факт, что болезнь князя не являетсяболезнью тела.
Два героядвижутся навстречу друг другу: князь Петр — движимый недугом; Феврония — духовно провидя будущее мудростью своею. Князь же не обладает таким знанием, емунеобходимо удостовериться, что эта женщина способна стать его женой. Он задаетей загадку: просит из одного льняного стебля напрясть ткани и сшить ему одежду.Реакцией современной девушки на такое пожелание был бы скорее всего смех илигнев на князя, которого она исцеляет, а он, вместо благодарности, задает ейневыполнимые задачи, но Феврония показывает, каким образом мудрая женщинадолжна реагировать на подобные вещи.
Онапередает князю через слугу обрубок полена, и просит сделать для нее ткацкийстанок, чтобы она могла справиться со своей задачей. Петр восклицает, что этоневозможно, и Феврония спрашивает, а возможно ли сшить одежду для взрослогомужчины из одного стебля льна. Будущая супруга князя ведет себя так, какподобает вести себя русской жене, она не устраивает скандала, она мягкоуказывает князю на невыполнимость его просьбы, и делает это так, что произноситслово «невозможно» сам Петр.
Так идолжна поступать мудрая жена – она не должна открыто перечить мужу, но если ейдано больше мудрости, она должна сделать так, чтобы муж сам осознал собственнуюошибку. Так в повести преподается один из уроков семейной жизни, одна иззаповедей семейной гармонии.
Но князь нежелает идти по указанной Богом тропе, и противится условию Февронии, он хочетприслать ей дары, вместо исполнения обещания. Однако Феврония предвидет это, иотдав князю лекарство (закваску, освященную ее дыханием), велит смазать ему всеструпья на теле, кроме одного. Поэтому болезнь князя возвращается: противясьбожественному предназначению Петр провоцирует возвращение духовного недуга, новозможно дело в том, что князь не готов еще к созданию семьи, поскольку емунеобходимо смирить свою гордость. В христианском браке не только жена должнауметь быть покорной воле мужа, но и муж обязан любить жену и быть готовым налюбые жертвы ради нее, Петр же еще слишком горд, слишком любит себя, чтобывступать в брак.
Феврониясознательно велит князю оставить на теле струп, из которого появятся новыеязвы, она несомненно мудрее князя, и понимает, что пока не излечится его душа,нельзя вылечивать тело князя. Феврония готова подождать духовного исцеленияПетра, она смиренно идет по указанному Богом пути.
Но воткнязь смиряет свою гордыню и возвращается к Февронии, чтобы излечиться и взятьее в жены. И если прежде князь просто пообещал жениться на ней, не чувствуяБожественной воли, то на сей раз «дасть ей с твердостию слово». Иполучив исцеление тела и души, «поят ю жену себе». «Такою жевиною бысть Феврония княгини», — замечает автор. Свершился промысл о них:не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь, не нашел бы тот себесупруги в лице дочери древолаза…
Стоитдобавить еще одно замечание. Анализируя первые главы повести через призмутрадиционного свадебного обряда, мы можем увидеть, что «знакомство» Петра иФевронии отражает некоторые его части. Например, князь сначала общается сбудущей женой через слуг, которых можно сравнить со сватами, потом сам являетсяк ней. По традиции, именно муж приходит к жене, а не наоборот. Именно поэтомуФеврония призывает к себе князя, а не сама приезжает к нему. Традиция здесьполностью соблюдается.
Мотивневыполнимой задачи и загадки часто встречается в русских народных сказках,одним из распространенных сюжетов является женитьба князя на простолюдинке,обладающей необыкновенной мудростью, или мотив волшебной невесты, котораязагадывает будущему мужу загадки и владеет волшебством. Загадки также являютсячастью народных обрядов.
Такимобразом, на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы можем увидеть,какие духовные ценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создатьгармоничную семью – основной добродетелью для невесты и жениха являютсякротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира всемье.
Брак же,как мы можем наблюдать, анализируя текст повести, должен иметь духовные корни,супруги должны объединиться по божественному промыслу и духовному влечению.
Будущаяжена, даже если она обладает большей мудростью, чем муж, должна уметь бытьтерпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а позволять супругусамому «дорасти» до ее духовного уровня, и помогать ему в этом. Так поступалаФеврония, терпеливо переносившая все испытания мужа, и покорно ожидавшаясвершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию.
Будущий муждолжен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр перед вступлением в бракдолжен излечиться от гордыни.
Читаяпервые части «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можем увидеть, какавтор на примере своих героев показывает, какой духовный путь необходимо пройтикаждому, прежде чем связать себя узами брака. Последняя фраза — венец главе: позаповедям Божиим зажили супруги и во всяческом благочестии. Как и должно быть,за что и награду от Бога получат.
3.2Жизненные испытания Петра и Февронии Муромских
В даннойчасти нашей работы, мы проанализируем, каким образом складывались отношениямежду Петром и Февронией в браке, как распределялись их «роли» в семье и какиекачества характера главных героев помогли им преодолеть жизненные трудности исохранить гармоничные отношения в семье.
В следующихглавах «Повести о Петре и Февронии Муромских» автор описывает, как складываласьжизнь главных героев после того, как они соединились узами брака. Пройдя долгийпуть друг к другу, Петр и Феврония становятся мужем и женой, но для того, чтобыих семья обрела настоящую гармонию, героям предстоит пройти ряд испытаний,чтобы приобрести качества, необходимые для христианских супругов.
Послесмерти Павла, Петр становится правителем Мурома, бояре уважали своего князя, нонадменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей надсобой крестьянку, настрили своих мужей против «безродной» жены Петра:
«Княгиню жеего Февронию бояре не любили по наущению своих жен, поскольку не была онакнягиней по происхождению, Бог же прославлял ее за добродетельную жизнь.
Однаждыодин из слуг пришел к благоверному князю Петру и стал наговаривать на княгиню:«Из-за стола, говорит, она бесчинно выходит. Прежде чем встать, онасобирает крошки в руку свою, словно голодная!»
Придиркабояр, на первый взгляд, ничтожна. Что плохого в том, чтобы бережливо собратькрошки со стола, покормить ими птиц (есть версия, что крошки предназначалисьдля того зайца, который прыгал перед Февронией в ее избе), дело в том, что внародных суевериях считалось, что под обличием животного может скрыватьсянечистая сила. Возможно, бояре обвиняли Февронию в колдовстве.
Князь решилпроверить, стало быть, усомнился в жене своей, соблазнился по боярскомунаговору. После совместной трапезы, когда, по обычаю своему, Феврония собрала вгорсть крошки, разогнул он ее пальцы, и обнаружил в ладони ладан и фимиам –церковные благовония, то есть подтверждение того, что Феврония отмечена Богом.«И с того дня», — замечает автор: « Князь оставил свою жену искушати (испытывать)».
Такимобразом Петр получил первый урок – муж не должен сомневаться в своей жене, недолжен верить наговорам. Доверие и честность – те принципы, на которых строятсяотношения между супругами. Князь урок усвоил, и когда бояре «исполнившисьбесстыдства», потребовали у него отречения от жены, он предпочел изгнание.
Петр неуступает в этом испытании Февронье в благочестии и мудрости и, по сути дела,именно сейчас выполняет последнее ее условие перед окончательным своимисцелением – остается верным супругом. Блаженный князь «не возлюби временнагосамодержавьства, кроме божиих заповедей, но по заповедем его шествуя, держашесясих, яко же богогласный (т.е. евангелист) Матфей в своем благовестии вещает.Рече бо, яко иже (если кто) пустит жену свою, развие словеси прелюбодейнаго, иоженится иною, прелюбы творит. Сей же блаженный князь по Еуангеллию сотвори:одержание (княжение) свое, яко уметы вмени (ни во что поставил), да (чтобы)заповеди божия не разрушит».
Исследователиотмечают, что в предыдущих двух частях благоверным князь Петр называется всеголишь трижды, только тогда, когда следует Божественному Промыслу: обретает мечдля борьбы со змеем, побеждает его, едет к Февронии, приуготовленной ему всупруги. Семантика самого слова, состоящего из двух корней: «благо» и «вера»,близка к семантике слова «блаженный», «благочестивый», в то же время, такназывают супруга или супругу. То есть Петр приближается к Господу именно тогда,когда следует заповедям брака. В третьей части, когда князь Петр становитсясамодержавным правителем, венчанным супругом и живет по евангельским заповедям,автор постоянно называет его благоверным князем.
Образублагочестивого князя противопоставлена фигура «некоего человека», плывшего водной ладье с блаженной княгиней Февронией, и соблазнившегося ею. В этомэпизоде, как указывалось выше, княгиня проявила себя как мудрая женщина, иобъяснила бессмысленность прелюбодеяния. Таким образом Феврония становитсяпримером христианской жены, которая не только бережет свою честь, но и хранитчужую семью.
Вечером,когда они пристали к берегу, Петр ощутил тоску по оставленной княжеской жизни иподумал: «Како будетъ, понеже волею самодержьства гонзнув (по собственной волесамодержавства лишился)?»
ВопросПетра не имеет никакого отношения к честолюбию, поскольку княжеская властьдается Богом, и княжеское служение – это мирское служение Богу. Получается, чтоон сам, добровольно, отказался от своего княжеского служения Богу, нарушил свойдолг перед людьми и Господом, оставив Муром боярам, которые желают непроцветания жителям города, а богатства себе.
Князь Петр“помышляет”, т.е. размышляет, думает по этому поводу, поскольку он не обладаетдаром предвидения, и не знает, правильно ли поступает, согласно воле Господа,или против нее. «Предивная же Феврония» «умом сердца» ощущает Божий Промысел ипроизносит: «Не скорби, княже» — автор подчеркивает, что здесь Февронияобращается к Петру не как к мужу, а как к правителю: « милостивый Богъ, Твореци Промысленик всему, не оставит нас в низшете». Феврония, имея дар от Богапрозревать будущее и творить чудо, пытается укрепить дух своего супруга.
Дляприготовления ужина князю повар срубил небольшие деревца, чтобы повесить котлы.После ужина святая, автор уже открыто ее так называет, так как она творит чудеса,княгиня Феврония увидела эти срубленные деревца и благословила их со словами:«Да будут сия на утрии древие велико, имущи ветви и листвие». Проснувшись, онивместо обрубков увидели большие деревья с ветвями и листьями, а когда собралисьотплывать, то прибыли вельможи из Мурома с раскаянием и смирением, прося ихобоих вернуться.
Такимобразом Феврония предстает перед читателем как верная жена, готовая в трудныймомент поддержать мужа. она не только осознает причину его печали, но иразделяет ее: для княгини так же важен тот факт, что Петру Господомпредназначено управлять Муромом. Феврония творит чудо для мужа, чтобы укрепитьего веру в себя и свое предназанчение. Следует заметить, что святые твориличудеса не по собственному желанию, а по воле Бога, поэтому Феврония, сотворивчудо, не стремилась подчеркнуть свой «статус» святой (мол, с такой женой муж непропадет), а уверить Петра в том, что его выбор правилен. Так реализуется ещеодин закон супружеской жизни – жена должна быть опорой своему мужу в трудныйчас. Но не только Феврония выполняет данный завет: князь Петр также остается«правилным» мужем: он не пытается переложить даже часть ответственности засоедянное на свою супругу.
Вот так,замечает автор, блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратилисьв град свой. И стали они править в городе том, как и положено самодержцам,«ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних бес порока, в молбах(молитвах) непрестанных и милостынях и ко всем людем, под ихъ властию сущим,аки чадолибивии отецъ и мати. Беста бо ко всем любовь равну имуще, не любящегордости, ни грабления, ни богатства тленнаго щадяще, но в Богъ богатеюще.Беста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника». Блаженные супруги иуправляют народом, и живут по заповедям Божиим, в Боге богатея.
Свойжизненный путь супруги так же завершают совместно – оба принимают иночество, иумирают в один день, завещав похоронить себя в одном гробу. В награду за ихправедную жизнь и верность заповедям брака, Господь соединяет их и после смерти,вопреки желанию людей похоронить их в разных местах: муж и жена оказываются вобщем гробу, разделенном лишь тонкой перегородкой. Следует отметить и то факт,что Петр принимает по иноческому чину имя «Давид», а Феврония – «Ефросиния». ИмяДавид значит “возлюбленный”, надо понимать – и Богом, и супругой. Ефросиния –это “радость”, радость спасения.
Обычно“Повесть о Петре и Февронии Муромских” называют повестью о любви, но это словони разу не встречается в тексте, сказанного персонажами по отношению друг кдругу. Что же это за любовь?
Венчанныемуж и жена являют собой одно целое. Выше уже приводилось изречение апостолаПавла: “… Ни мужъ безъ жены, ни жена безъ мужа, въ Господе. Ибо как жена отъмужа, такъ и муж чрез жену; все же – от Бога” (1 посл. Коринф.11, 11-12).
Теперьтолько становятся понятными слова Февронии, сказанные ею перед исцелением князяПетра: «не жене не подобает его лечить!» Феврония, собственно, и лечит своювторую половинку – супруга, чтобы вместе, как единое целое, предстать предБогом и обрести спасение в будущем веке.
ЛюбовьФевронии к одержимому недугом князю – это жертвенная любовь, любовь к ближнемусвоему, ради его спасения. Божественным Промыслом и стараниями Февронии, несловесными наставлениями – тут она не нарушила заповедей брака, а примерамисмирения помочь обрести супругу высший разум — «разум сердца», и князь проявилсвою волю и смирение, достигнув духовных высот.
А потомуоба они снискали награду от Бога – дар чудотворений, и похвалу, по силе, отблагодарных людей, пользующихся их даром. Повесть завершается похвалой автора:
«Радуйся,Петре, яко дана ти бысть от Бога власть убити летящаго свирепаго змия! Радуйся,Февроние, яко в женстей главе святых муж мудрость имела еси! Радуйся, Петре,яко струпы и язвы на теле своем нося, доблествене скорби претерпел еси!Радуйся, Февроние, яко от Бога имела еси даръ в девьственней юности недугицелити! Радуйся, славный Петре, яко заповеди ради Божия самодержьства волеюотступи, еже не остати супруги своея! Радуйся, дивная Февроние, яко твоимблагословением во едину нощь малое древие велико возрасте и изнесоша ветви илиствие! Радуйтася, честная главо, яко во одержании ваю в смирении, и молитвах,и в милостыни без гордости пожиста; тем же и Христос даст вам благодать, яко ипо смерти телеса ваю неразлучно во гробе лежаще, духом же предстоита владыцеХристу! Радуйтася, преподобная и преблаженная, яко и по смерти исцеление сверою к вам приходящим невидимо подаете!». По сути дела, в похвале отражены всесмысловые узлы повести, точнее – жизни праведных супругов.
Такимобразом, мы проанализировали образы Петра и Февронии, и выяснили на их примере,как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуютмежду мужем и женой в традиционной русской семье. Гармоничный брак основываетсяна доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, навзаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества Петра иФевронии помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранитьгармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака.
Втрадиционной русской семье муж и жена становятся опорой друг другу в трудныхситуациях, при этом обязанность мужа – принимать все сложные решения, которыемогут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличнуюответственность. Жена же, должна своим примером укреплять дух мужа и направлятьего на пути к духовному развитию в те моменты, когда его гложут сомнения илиискушает судьба.
Петр иФеврония – выразительный пример супругов, чей союз благословлен Господом иосновывается на заветах Церкви.
Заключение.
В процессесвоей работы мы опирались непосредственно на анализ авторского текста, инескольких его переводах, сделанных разными исследователями.
Мырассмотрели «Повесть о петре и Февронии Муромских» в аспекте семейных отношений,представленных в нем, и выявили, что данное произведение является символическимуказанием на способ создания гармоничного, «правильного» брака, в котором обасупруга способны достичь вершин духовного развития.
Обратившиськ толкованию библейских текстов исследователями и лицами духовного звания, мывыяснили, что в основе христианского брака лежат такие духовные ценности какверность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность илюбовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальныхблагах своей семьи. Супруги, по канонам христианства, предназначены друг другуБогом и несут ответственность за свою семью не только друг перед другом, но иперед Господом, и должны любить и почитать друг друга, несмотря на жизненныеиспытания.
Анализируятекст «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы рассматривали не толькосупружеские отношения главных героев, но и семейные отношения второстепенныхперсонажей: Павла и его жены, и притчевый элемент – историю о «некоем человеке»,«соблазнившимся Февронией». Мы выявили, что гармоничные семейные отношениядолжны существовать не только у людей «блаженных», близких к Господу, таких какПетр, избранный для победы над змеем, или Феврония, наделенная даром творитьчудеса, но и у мирян. Важным элементом является и то, что заповеди брака хранятименно правящие супруги, своим поведением показывая пример подданным.
Такимобразом, в тексте «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можем обнаружитьнесколько эпизодов, которые напрямую относят нас к христианским заповедямсемейной жизни. Такими эпизодами являются:
1. Историяо Павле и его жене, в которой заключена мысль о том, что супруги всегда должныбыть честны друг перед другом, и заботиться о душе друг друга.
2. Эпизод сизгнанием Петра и Февронии из Мурома, в котором мы видим, что узы брака превышемирской власти и богатства.
3. Притча отом, как Феврония объясняла бессмысленность прелюбодеяния.
4. Завершающаяглава повести, в которой мы можем увидеть пример супружеского единства в смертии после нее.
Примеромгармоничных отношений служат отношения именно правящей семьи, таким образом,христианские заповеди брака словно осеняют все семьи княжества.
Пред тем,как начать свой анализ, мы учли некоторые особенности системы образов в повести,которые учитывались при анализе персонажей:
1. Феврония, представлена как главная героиня повести, потому чтоосновная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однакоповесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа.Таким образом автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главнойтемой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именносемейные отношения героев.
2. Второй отличительной чертой «Повести о Петре и Февронии Муромских»является то, что в первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно другот друга, в последующих главах они неразлучны, и действуют вместе. В результатеэтого создается общая картина, в которой действуют уже не отдельные персонажи,а именно пара героев, проходящих совместные испытания. Такая «сдвоенность»персонажей подчеркивает то, что по канонам христианского брака муж и женаявляются одним целым.
Анализируяпервые главы повести мы выявили, что знакомство главных героев и ихсимволический «путь» к супружеству отражает некоторые элементы свадебногообряда: князь сначала общается с будущей женой через слуг, которых можносравнить со сватами, потом сам является к ней. По традиции, именно муж приходитк жене, а не наоборот. Именно поэтому Феврония призывает к себе князя, а несама приезжает к нему.
Мотивневыполнимой задачи и загадки часто встречается в русских народных сказках,одним из распространенных сюжетов является женитьба князя на простолюдинке,обладающей необыкновенной мудростью, или мотив волшебной невесты, котораязагадывает будущему мужу загадки и владеет волшебством. Загадки также являютсячастью народных обрядов.
На примере первыхглав «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы можем увидеть, какие духовныеценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создать гармоничную семью– основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение,которые необходимы для поддержания гармонии и мира в будущей семье.
Брак же,как мы можем наблюдать, анализируя текст повести, должен иметь духовные корни,супруги должны объединиться по божественному промыслу и духовному влечению.
Будущаяжена, даже если она обладает большей мудростью, чем муж, должна уметь бытьтерпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а позволять супругу самому«дорасти» до ее духовного уровня, и помогать ему в этом. Так поступалаФеврония, терпеливо переносившая все испытания мужа, и покорно ожидавшаясвершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию.
Будущий муждолжен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр перед вступлением в бракдолжен излечиться от гордыни.
Обратившиськ анализу последующих глав повести, мы выявили, что образы Петра и Февронии, являютсяпримером того, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношениясуществуют между мужем и женой в традиционной русской семье: гармоничный бракосновывается на доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, навзаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества Петра иФевронии помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранитьгармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака.
Втрадиционной русской семье муж и жена становятся опорой друг другу в трудныхситуациях, при этом обязанность мужа – принимать все сложные решения, которыемогут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличнуюответственность. Жена же, должна своим примером укреплять дух мужа и направлятьего на пути к духовному развитию в те моменты, когда его гложут сомнения илиискушает судьба.
Петр иФеврония –яркий пример супругов, чей союз благословлен Господом и основываетсяна заветах Церкви.
Именнотакие образы, по нашему мнению, послужили образцами, для великих русскихклассиков, в своих произведениях создававших картины счастливых и гармоничныхсемей. Затронутая нами проблема может быть раскрыта как в рамках анализапроизведений древнерусской литературы, так и в контексте русской классическойлитературы в целом, что показывает широкие перспективы работы с представленнойпроблемой.
Список использованнойлитературы
1. Сочинения Ермолая-Еразма.Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. КонецXV – первая половина XVI века. – М., 1984. – 626 С.
2. Изборник. Повести ДревнейРуси – М. – изд. «Художественная Литература» — 1986. Вступительная статья Д. С.Лихачева. – 448 С.
3. Сказания о чудесах: Т. 1.Русская фантастика XI-XVI вв. / Сост., послесл. и коммент. II раздела Ю. М.Медведева. — М.: Сов. Россия, 1990.-528 С.
4. Лихачев Д. С. Великоенаследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож.лит., 1987. – С. 273-277.
5. Ужанков А.Н. Русскаялитература XI-XVI вв. Мировоззренческий аспект. – С.271-272.
6. «Литературныйэнциклопедический словарь» — М., — изд. «Советская энциклопедия» 1987. 1324стр.
7. Марина Мещерякова«Литература в таблицах и схемах» — М., — изд. «Айрис Пресс» 2003. 222стр.
8. Мультимедийное издание«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» www.KM.ru
Материалы с сайтов:
1. www.holy-transfiguration.org
2. Молодёжный христианскийсайт one-way.ru
3. www.pravoslavie.ru
4. www.sinodipc.ru
5. www.orthodoxy.ru