Необычный и«странный» мир Гоголя
Главное в творчествеНиколая Васильевича Гоголя это, по словам Т. А. Гуковского, «свободный полетмузыки духа, творящего идеал, радостное и светлое сознание неограниченной мощимечты». Это отличительная черта мира великого художника слова, написавшего,казалось бы, мистические и таинственные произведения. Необычный и «странный»мир Гоголя…
«Вечера на хутореблиз Диканьки» — пролог к дальнейшему творчеству Гоголя. Здесь художественныймир Гоголя странен и необычайно весел. Недаром издатели хихикали, когданабирали «Ночь перед Рождеством».
Или вот это: «Дрожьбы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовскоеплемя. На деда, несмотря на весь страх, смех напал, когда увидел, как черти ссобачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около красныхдевушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свисталиносами, как в валторны. Только завидели деда – и турнули к нему ордою. Свиные,собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла – все повытягивались и вот так илезут целоваться». («Пропавшая грамота»).
Мир реальный ифантастический одновременно. Черти и ведьмы в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»ощутимы, как живые люди.
Многое можно написатьо необычайном светлом юморе Гоголя. Это именно юмор, а не сатира. Когда в«Мертвых душах» автор пишет о поваре Ноздрева, который клал в стряпню чтопопало – было бы горячо, а вкус верно какой-нибудь выйдет… Это разговор двухдам о Чичикове – обычные сплетницы… и тут юмор автора слышим: «дама приятная вовсех отношениях» и «просто приятная дама». Это и Собакевич, который не любилотзываться ни о ком хорошо. Комичное превалирует в произведениях Гоголя.
Фантастична «Повестьо капитане Копейкине», которая перекликается с «Петербургскими повестями»Гоголя.
От романтизма – креализму – вот путь Гоголя как писателя. Но романтизм его реалистичен, ареализм романтичен. Мечта, сон – вот что движется и скользит в произведенияхГоголя… И та грусть, что веет от действительности.
Мечта, недостижимыйидеал и бесконечный комизм присутствует в прозе Гоголя. Даже ужасные сцены«Вия» порой вызывают улыбку: ведь ведьма все же умерла, так как на нейпокатались и побили ее. Другое дело, что Хома Брут не выдержал ведьминогоиспытания…
«Проза Гоголянаполнена загадочной энергией: мир его произведений равно призрачен и реален,прост и невероятно сложен. Здесь все подчинено особым законам, неяснымлюбителям «здравого смысла». Необычно и само пространство, в котором живутгоголевские герои. Оно искривляется, раскалывается, пульсирует, постоянноменяясь, то сжимаясь до размеров чичиковской шкатулки, то космическиразрастаясь. И все это – из кажущейся простоты. Эту «странность» гоголевскогомира видят все, но однозначно объяснить, в чем она, невозможно». (ЧигиринскаяО. «Невский проспект Гоголя; мир – сновидение», Электронный журнал «Знание.Понимание. Умение», № 1, 2007 год).
Так, в поэме «Мертвыедуши» мир, созданный Гоголем необычен тем, что двоится на два мира: мирреальный и мир идеальный. Идеальный мир Гоголя – это мир живой человеческойдуши – ведь в идеале душа бессмертна. Этот идеальный мир рисуется автором влирических отступлениях и частично во втором томе «Мертвых душ», который, какизвестно, Гоголь сжег – настолько фантастичным показалось Гоголю преобразитьдругой, уродливый мир – мир мертвой души.
Это реальный мир,отражающий современную Гоголю российскую действительность. Мир Маниловых,Собакевичей, Плюшкиных, Коробочек, Ноздревых, полицмейстеров и Чичиковых. Мирвзяток щенками и не только, мир страхов, сплетен и небылиц. Мир, в которомфраза – «А покойник, бывало, любил, чтоб ему на ночь пятки почесали» — звучитвполне добродушно и не удивляет.
Гоголевский реальныймир – это мир карточной игры, поездок в гости, мир пирушек, интриг женскойчасти общества, несуразиц и комизма.
«Написав картинусовременного мира, создав карикатурные маски современников, в которыхсвойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены доабсурда – и поэтому одновременно отвратительны и смешны, — Гоголь достигаетнеобходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир». (Монахова О.П.,Малхазова М.В., Русская литература XIX века, часть 1, Издательский центручебной литературы «МАРК», Москва, 1995 год, стр. 154).
Так же комичен, истрашен, и странен мир в комедии «Ревизор». «Сюжет на основе самообманавыявляет в героях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывал смех над ними,над их жизнью – которая была жизнью всей России». ( Монахова О.П., МалхазоваМ.В., Русская литература XIX века, часть 1, «МАРК», Москва, 1995, стр.129).
В «Ревизоре» сутьнеобычайного – его величество случай. И Хлестаков, и городничий, и егоприближенные уверены, что от человека не требуется личных заслуг, ума идостоинств, надо лишь кого-то подсидеть. Мелкие, пошлые черточки города, ниодного положительного героя – модель современного мира, современного русскогообщества. Не случайно, наверное, Гоголь писал «Ревизора» тогда, когда работалнад «Мертвыми душами».
В «Мертвых душах» — губерния, в «Ревизоре» — город являются карикатурой, моделью мира сизвращенными нормами жизни. Страшный и уродливый мир. И в «Ревизоре», и в«Мертвых душах» концентрация всего дурного – прожженные, продажные, мертвыедуши.
«Мертвые души» и«Ревизор» — поздние вещи Гоголя. Первый удавшийся цикл повестей Гоголя – это«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Из этого цикла «Ночьперед Рождеством» — самая сказочная, самая фантастичная… «Как настоящая сказка(фольклорная, а не литературная), это вещь оптимистическая и радостная. Кстати,здесь единственный раз – и не в цикле, а в творчестве Гоголя – конкретные,живые черты получает красавица. Если в современном, хорошо знакомом читателюмире любимые гоголевские героини – Улинька из второго тома «Мертвых душ»,незнакомка, встретившаяся Чичикову резко выделяются из этого мира как нечтоидеальное, в описании их есть напряженная патетика и, как все идеальное, онибесплотны и даже бесцветны, то изображая женщину в и без того идеальном ирадостном мире сказочного прошлого, Гоголь не имеет нужды идеализировать ее, небоится сделать ее кокеткой – впрочем, довольно безобидной, даже комичнойиногда: «Лгут люди, я совсем не хороша». («Статьи о русской литературе», МГУ,Москва, 1996, Г.В. Зыкова, «Ночь перед Рождеством» и «Шинель» Н. В. Гоголя,стр. 38)
«Мир, открывавшийся в«Вечерах на хуторе близ Диканьки», мало имел общего с той реальнойдействительностью, в условиях которой жил Гоголь. Это был веселый, радостный,счастливый мир сказки, в котором преобладает светлое мажорное начало. И оновыступало резким контрастом тому чиновно-угрюмому, свинцово-серому Петербургу,в атмосфере которого с таким трудом приживался молодой писатель». (С.Машинский, «Художественный мир Гоголя». «Просвещение», 1979, стр. 55).
В «Вечерах на хутореблиз Диканьки» злая сила не страшная, скорее смешная. А вот в «Миргороде» ужепо-другому: действие происходит не в сказочном мире, а в реальном, где злосильнее.
«Повесть «Вий»основана на контрасте: добра и зла, фантастического элемента иреально-бытового, трагического и комического» (С. Машинский, «Художественныймир Гоголя, Москва, «Просвещение», 1979 год, стр. 83).
Героический мирЗапорожской Сечи отразил гений Гоголя в исторической повести, близкой к роману– «Тарас Бульба». Вся повесть пронизана обаянием и человечностью героев. Юмор вэтой повести добрый. Повесть «Тарас Бульба» пропитана патриотическим пафосом,глубокой любовью к Отечеству.
«Единственной…дельной книгой» называл Гоголь книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».Эта книга показала Гоголя как блестящего мыслителя, показала его духовнуюжизнь.
«Многие десятилетияофициальное литературоведение изображало Гоголя односторонне – в качествекритика «общества в котором он жил, писателя, творчество которого былонаправлено лишь на то, чтобы «показывать отрицательные стороны существующегобуржуазно-помещичьего мира» и «вскрывать антинародную сущность самодержавнойсистемы». Его духовная сущность оставалась в тени». (Журнал «Золотой лев», № 63– 64, издание русской консервативной мысли www.zlev.ru).
Вот что писал ГогольБелинскому на резкий выпад против этой его книги: «Мысль, которая проходитсквозь всю мою книгу, есть та, как просветить прежде грамотных, чембезграмотных, как просветить прежде тех, которые имеют близкие столкновения снародом, чем самый народ, всех этих мелких чиновников и власти, которые всеграмотны и которые между тем много делают злоупотреблений. Поверьте, что дляэтих господ нужнее издавать те книги, которые, вы думаете, полезны для народа.Народ меньше испорчен, чем все это грамотное население. Но издать книги дляэтих господ, которые бы открыли им тайну, как быть с народом и подчиненными,которые им поручены, не в том обширном смысле, в котором повторяется слово: некрадь, соблюдай правду или: помни, что твои подчиненные люди такие же, как и тыи тому подобные, но которые могли бы им открыть, как именно не красть, и чтобытолько соблюдалась правда». ( Там же).
В мире Гоголя страннои необычно переплетаются мечты и действительность. Сон и явь. Наиболее полноепредставление об этом факте творчества Гоголя дает его петербургская повесть«Невский проспект».
«О, не верьте этомуНевскому проспекту!» — хрестоматийно известная фраза.
Резкий контрастреального с вымышленным имеется в этой повести. Юмор, доброта и грусть автора,его жизненная философия присутствует в этом произведении: «Как странно, какнепостижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чегожелаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы?Все происходит наоборот». (Н.В. Гоголь, Петербургские повести, Лениздат,Санкт-Петербург, 1995, стр. 37).
Вместо чистого идеалаженственности – проститутка, вместо кокетки – верная жена. Вместо вершинтворчества – сумасшествие и самоубийство, вместо почитания – насмешка.
Мир перевернутоговосприятия того, как правильно должно быть в жизни – мир Гоголя. Поэтому он истранен. Много комичного в этом мире, но много и трагического, о чем Гогольпишет мастерски, с тонким юмором и иронией литератора вечности.
Вот, к примеру,описания посетителей Невского проспекта в начале повести: «В двенадцать часовна Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций с своими питомцами вратистовых воротничках… Мало-помалу присоединяются к их обществу все, окончившиедовольно важные домашние занятия, как-то: поговорившие с своим доктором опогоде и о небольшом прыщике, вскочившем на носу, узнавшие о здоровье лошади идетей своих, впрочем показывающих большие дарования, прочитавшие афишу и важнуюстатью в газетах о приезжающих и отъезжающих, наконец, выпивших чашку кофию ичаю… Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным иизумительным искусством под галстук, бакенбарды бархатные, атласные, черные,как соболь или уголь… Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакойкистью не изобразимые; усы, которым посвящена лучшая половина жизни, — предметдолгих бдений во время дня и ночи, усы, на которые излились восхитительнейшиедухи и ароматы и которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорта помад,усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагою, усы, к которымдышит самая трогательная привязанность их поссесоров и которым завидуютпроходящие». (Н. В. Гоголь, Петербургские повести, Лениздат, Санкт-Петербург,1995, стр. 5 – 6).
Гоголь высказывает в«Невском проспекте» мысль, что действительность по сравнению с мечтойотвратительна. Что жизнь пуста и праздна. В то время, как сон – радостен идарит то, что человек желает.
Сплошное гулянье наНевском проспекте, потому что там «демон зажигает лампы» — так заканчиваетсяповесть. Жизнь – дьявольщина – невольно приходит мысль на ум. Фантастикасоединена с комизмом и тоской по светлому миру.
Еще более фантастичныи угрюмы, и грустны повести «Нос» и «Шинель».
«Чепуха совершеннаяделается на свете. Иногда вовсе нет никакого правдоподобия: вдруг тот саамынос, который разъезжал в чине статского советника и наделал столько шуму вгороде, очутился как ни в чем не бывало вновь на своем месте, то есть именномежду двух щек майора Ковалева». (Н. В. Гоголь, Петербургские повести, Лениздат,Санкт-Петербург, 1995, стр. 61).
Гоголь пишет в«Носе», что, хотя в сюжет не верится, но «подобные происшествия бывают насвете».
Иннокентий Анненскийсчитал, что в «Носе» — фантазия Гоголя дана, чтобы выразить пошлость жизни. Ипочему бы происшествие, описываемое в «Носе», не принять за «сон» Ковалева?
Пропажу носа Ковалевобнаруживает, когда проснулся. И на своем месте находит нос тоже, когдапроснулся. Так, вымышленная, фантастическая реальность вполне может быть – восне.
А ведь «гуляние» носаКовалева – это его мечта?: быть в мундире из золота, ездить на карете, прятатьлицо в большой стоячий воротник. Ведь недаром он называет себя майором ипокупает ленточку к ордену, которого у него нет.
Ирреальность. ВедьИван Яковлевич нашел нос двадцать пятого марта; в апреле седьмого числа нособнаружился на месте. Итого, нос «гулял» почти две недели.
Автор сам отмечает,что все происшествие покрыто туманом, а, значит, это сон больного человека. Чемболен коллежский асессор Ковалев? – Пошлостью, обыденностью, обывательщиной –всем тем, чем болен «Невский проспект». И сама находка носа в буханке хлебапьяницей Иваном Яковлевичем, невозможность от него избавится без свидетелейпохожа на сон, на бред алкоголика.
Нос стал разъезжатьпо городу и называть себя статским советником, а ведь Ковалев и приехал вПетербург затем, чтоб «искать приличного своему званию места: если удастся, товице- губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видномдепартаменте». Видно, не нашел майор Ковалев этого места. И остался – с носом.Вот в чем соль, комизм и реалистичность повести «для пользы молодежи»…
«Шинель» — переломнаявещь для Гоголя. В ней он впервые показывает героя, которому сочувствуетчитатель. Несмотря на то, что Гоголь посмеивается над Акакием Акакиевичем,герой становится жертвой. Далее начинается фантастика: Акакий Акакиевич бродитпо городу в виде мертвеца и мстит – снимает шинели с прохожих.
Портрет старогоростовщика губит людей в повести «Портрет». Портрет этот был написан набожным,весьма талантливым и светлым художником… но он сам понял, что написал портретсатаны… и он дьявол до сих пор жив на свете – ведь портрет украли с аукциона,не дав его уничтожить. Согласно гоголевскому повествованию, так или иначе, оченьмного людей погублено золотом и дьяволом. И опять сон в первой части повести,сон молодого художника, чью судьбу загубил дьявольский портрет. И опятьсумасшествие…
Дьявольщинапроисходит и в повести «Портрет». И все это с юмором, с иронией по отношению кдействительности, с философскими высказываниями по поводу Отечества, русскихлюдей, с переплетением сна и реальности.
От любви к дочериначальника сходит с ума герой «Записок сумасшедшего». И снова вымысел: собакиФидель и Менджи умеют разговаривать и писать письма. Но так реалистично все это… Бред сумасшедшего человека описан? – Вполне вероятно. Бред всегда странен, нореалистичен.
Многие новеллы Гоголяпредставляют собой сказ с шутками и смысловыми каламбурами, по которым Гоголяможно безошибочно узнать. По словам Б.М. Эйхенбаума «Композиция у Гоголя неопределяется сюжетом – сюжет у него всегда бедный, скорее – нет никакогосюжета, а взято только одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе некомическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом дляразработки комических приемов». (Б.М. Эйхембаум, «Как сделана «Шинель» Гоголя»,philologos.narod.ru/eichenbaum/eichen_shinel/htm).
Таков Гоголь. Таковего странный и необычный мир. Фантастичный и реальный одновременно. Мирфольклора, мир сновидения, мир комизма, мир отваги и грязи, мир губернии, мирПетербурга, мир дьявольщины, наконец.
Списокиспользованной литературы:
1. С. Машинский,«Художественный мир Гоголя», Москва, Просвещение, 1979;
2. Монахова О.П.,Малхазова М.В., «Русская литература XIX века», часть первая, «МАРК», Москва,1995;
3. «Статьи орусской литературе», МГУ, Москва, 1996, статья «Ночь перед Рождеством» и«Шинель» Гоголя, Г. В. Зыкова;
Анненский И. Книги отражений,Москва, «Наука», 1979, серия «Литературные памятники»;
4. ИгорьЗолотусский, Гоголь, Онлайн библиотека;
5. Электронныйжурнал «Знание. Понимание. Умение», № 1, 2007, Чигиринская О., «Невскийпроспект» Гоголя; Мир – сновидение»;
6. Ю.В. Манн,Гоголь, История всемирной литературы, Т.6, Москва, 1989;
7. Журнал «ЗолотойЛев», № 63 – 64 – издание русской консервативной мысли (www.zlev.ru).