Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Наследие М.Ю. Лермонтова

Вступление
Поверь,ничтожество, есть благо
в здешнемсвете.
К чемуглубокие познанья,
жажда славы,
Талант ипылкая любовь
свободы,
Когда мы ихупотребить не можем?
Эти строкиможно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова. Каждое сказанноеЛермонтовым слово не надуманно, но пережито и выстрадано.
Что такое длянас Лермонтов? Как объяснить те ощущения, когда мы открываем томики его стихов,знакомимся с действующими лицами «Героя нашего времени…»
Почему именноЛермонтов? Почему именно в его стихах, прозе каждый из нас открывает для себясвое, самое сокровенное. Почему грустный, печальный, отчаявшийся Лермонтов такнужен всем…
Извечный cпор: кто лучше – Пушкинили Лермонтов – неразрешим, потому что два великих поэта не просто разныехарактеры, разные личности, они – герои разного времени. Герцен – почти ровесникЛермонтова – называл «свое» поколение «отравленным с детства». Всего напятнадцать лет раньше Лермонтова родился Пушкин, на целых пятнадцать лет онстарше. Если Пушкин жил и формировался в эпоху расцвета декабризма, тоЛермонтов отразил в своем творчестве эпоху последекабрьского безвременья.
РовесникиЛермонтова не могли мечтать о деятельности, потому что деятельность в эпохуНиколая Iсводилась к повиновению. В тринадцатые годы XIX столетия честному,умному, активному человеку некуда было приложить свои силы: всякая попыткадействовать и мыслить самостоятельно пресекалась. Вот в это время в литературувошел Лермонтов.
В юностиЛермонтова не было света и веры. Он вырос в душевной пустыне, жил в ней, и самсебя на неё обрекал, и не мог из неё выбраться. Среди отчаянной пустоты тойжизни, которой он жил, оставалось одно: сохранить свободу мысли и духа.Сохранить интерес к людям. Попытаться понять их души, их трагедию.
МихаилЮрьевич Лермонтов, – лирический герой почти всех своих стихов: мы все знаем егокак человека – с одиночеством, бурной тоской, предчувствием ранней своей гибели– и всегда со страстной энергией, отчаянной каждой деятельности, счастья.
Он писал осебе и, в то же время, всегда готовился написать не о себе. О человеке своегопоколения. О герое своего времени. И может быть, «вся его поэзия – подготовка кнепостижимому подъёму на вершину его прозы», – писала М. Цветаева.
Опытыдраматургии, первые прозаические произведения – это тоже подготовка, тоженаброски, эскизы, подход к будущему герою романа.
«В уме совсемя создал мир иной
И образовиных существованье.
Я цепью ихсвязал между собой,
Я дал им вид,но не дал названья»
(«Русскаямелодия» 1989 год)
Что мы знаемо прозе Лермонтова? Наиболее известное произведение М.Ю. Лермонтова – это«Герой нашего времени».
Но были ипервые пробы пера в прозе – это юношеский роман «Вадим», потом былнезаконченный роман «Княгиня Лиговская», прозаический отрывок «Я хочурассказать вам», сказка «Ашик – Кериб», и, наконец, значимое в творчествеЛермонтова произведение «Герой нашего времени». Еще известен очерк «Кавказец»,фантастическая повесть «Штосс»; очерк «Панорама Москвы».

Глава 1
 
Очерк«Панорама Москвы» – датируется 1834 году. Это первая проба пера в проземолодого Лермонтова, которая представляет собой сочинение, выполненное позаданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских прапорщиков икавалерийских юнкеров В.Т. Плаксина.
В то же время(1833–1834 гг.) Лермонтов работает над романом «Вадим». Этот роман войдетв свет под условным названием «Юношеская повесть Лермонтова» спустя 40 лет вжурнале «Вестник Европы».
Посправедливому замечанию А. Блока, в этом первом большом прозаическомпроизведении Лермонтова «содержатся глубочайшие мысли о русском народе иреволюции». В основу романа положены исторические события крестьянской войныпод руководством Пугачева, относящиеся к лету 1774 года, когда пугачевскоедвижение охватило ряд волжских провинций, в том числе Пензенскую губернию.Многое Лермонтов почерпнул из «рассказов бабушки». Пугачев, как действующеелицо только упоминается в романе. Главное действующее лицо – Вадим, озлобленныйгорбун, поступивший в услужение к своему заклятому врагу богатому помещикуПалицыну. История Вадима и его сестры Ольги, взятой на воспитание Палицыным,показывается на фоне событий крестьянской войны.
В основу«Вадима», как и «Дубровского» А.С. Пушкина, автором положен один и тот жереальный случай – судебное дело «О неправильном владении поручиком ИваномЯковлевым сыном Муратовым именем, принадлежавшим гвардии подполковнику СеменуПетрову сыну Крюкову…».
Помещик БорисПетрович Палицын, русский барин, владелец богатого имения, приехав однажды вмонастырь к вечерне, увидел у монастырских ворот, среди нескольких увечныхбогомольцев, ждущих подаяния, нищего, который «неподвижно смотрел на расписныесвятые ворота». Остальные нищее, столпившиеся у ограды, с изумлением взирали на«горбача», на вид которому было не больше двадцати восьми лет.
Пораженныйбезобразием и страшной силой Вадима (так звали нищего) и, уступая просьбепоследнего, Палицын берет его к себе на службу, не подозревая, что «новыйхолоп» – сын его врага.
Когда-тостарик Палицын был добрым другом семьи Вадима. Но однажды на охоте собака отцаВадима обскакала собаку Палицына. Отец Вадима посмеялся над ним: с этой минутыначалась непримиримая вражда. Всего несколько лет понадобилось богачу Палицыну,чтоб отнять родовое имение у отца Вадима, а сына его сделать тем, кем он сталсейчас…
Основу романасоставляют взаимоотношения Вадима и помещика, которые развиваются в светепоследних событий пугачевской войны.
Лермонтовпостарался исторически достоверно передать настроения представителей различныхсоциальных слоев того времени.
Вадимявляется самостоятельным опытом исторического романа о пугачевском движении –реальном событии русской действительности XVIII века. Он свидетельствуето серьезных намерениях юного автора: ведь в самом начале своего творчества онобратился к одному из труднейших видов романтики – роману историческому, кизображению народного движения.
Лермонтовоставил роман незавершенным.
Глава 2
 
Роман«Княгиня Лиговская» – незаконченный роман из жизни петербургского общества 1830-хгодов; был начат в 1836 году. Создавался при участии ближайшего другаЛермонтова, литератора и этнографа С.А. Раевского (1808–1876), которыйслужил в Департаменте государственных имуществ и был хорошо знаком с бытом инравами петербургских чиновников. Беседы с ним явились для Лермонтова темисточником, откуда писатель получал фактический материал, необходимый ему дляразработки сюжетной линии.
Лермонтов всвоем романе переносит героев в обычную обстановку города, усадьбы. Он уделяетбольшое внимание не только путешествиям, которые произошли с героями, нопереживанием, характерным для человека, чаще всего просвещенного молодогодворянина, и его повседневным взаимоотношением с обществом.
В своемпроизведении автор рассказывает о воспитании дворянской молодежи и подчеркиваетразницу между «московским» и «петербургским» воспитанием.
В письме к М.А. Лопухинойиз Петербурга Лермонтов писал: «…видел я образчики здешнего общества:любезнейших дам, учтивых молодых людей – все вместе они производят на менявпечатление французского сада, очень тесного и простого, но в котором с первогораза можно заблудиться, потому что хозяйские ножницы уничтожили всякое различиемежду деревьями…».
В этом романевпервые появляется Григорий Александрович Печорин, который во многом напоминаетПечорина из романа «Герой нашего времени». В молодом герое «Княгини Лиговской»намечаются черты характера, которые потом так отчетливо обозначились в образеглавного действующего лица «Героя нашего времени», – сильная воля,независимость, смелость суждений, пылкое воображение и глубокий аналитическийум. Герой живет в Петербурге; он молод, блестящ, у него большой роман сосветской девушкой Лизой Негуровой, любви которой он добивается, хотя не любитее и не собирается жениться.
Роман«Княгиня Лиговская» во многом автобиографичен; реальной основой сюжетной линии«Печорин – Негурова» послужили «петербургские» отношения Лермонтова с предметомего юношеской любви Е.А. Сушковой.
ОтношенияЛермонтова с В.А. Лопухиной нашли отражение во второй сюжетной линииромана, связанной с именами Печорина и Веры Лиговской. Прототипом князяЛиговского в романе явился Н.Ф. Бахметев, за которого В.А. Лопухина в1835 году вышла замуж.
Работа надроманом была прервана событиями, последовавшими за гибелью в январе 1837 года А.С. Пушкина.В 1838 году Лермонтов писал Раевскому: «Роман, который мы с тобою начали,затянулся и вряд ли кончится, ибо обстоятельства, которые составляли егооснову, переменились, а я, знаешь, не могу в этом случае отступить от истины».
ОбразыЛиговских получили свое дальнейшее развитие в повести «Княжна Мэри».
 
Глава 3
Прозаическийотрывок «Я хочу рассказать вам» возможно был начат до «Княгини Лиговской». Ноне исключено, что он был написан в последние годы жизни Лермонтова иопубликован в литературном сборнике «Вчера и сегодня» в 1845 году. Этотнебольшой рассказ начинается со знакомства с жизнью молодой женщины, которая вмолодости «блистала на светских балах», а теперь «схоронила себя в деревне». Потомзнакомит нас с Александром Сергеевичем Арбениным, рассказывает о его детстве…
Сведения одетстве Арбенина во многом автобиографичны, т.е. перекликаются с детствомсамого автора.
Так же, как иЛермонтов, Арбенин жил без матери. Описание деревенского быта, уклада жизни вомногом схожи с детством автора…
Рассказ былне окончен.
Глава 4
Сказка «Ашик– Кериб» была написана в 1837 году в Закавказье: там стоял Нижегородский драгунскийполк, куда Лермонтов был переведен из гвардии за стихи на смерть Пушкина.Сказка «Ашик – Кериб» представляет собой запись азербайджанского дастана обАшик – Керибе (ашик – народный певец, музыкант; кериб – чужеземец, бедняк).Этот сюжет известен в грузинском, армянском, туркменском, узбекском, турецкомвариантах.
Лермонтовназывал свою сказку турецкой. Однако преобладание в тексте «Ашик – Кериба»азербайджанских языковых элементов (терминологии, диалектный форм, следовпроизношения) доказывает, что сказку Лермонтову рассказал азербайджанец.Примечательно, что в среде народов Закавказья азербайджанский язык называетсятурецким.
Эта сказка олюбви бедного Ашик – Кериба к дочери богатого Тифлисского турка Магуль – Мегери;о том, как он дав обет стать богатым в течении семи лет, пошел странствовать посвету. Много приключений было с ним в пути, много испытаний пришлось емупройти, что бы достигнуть цели и, в конце – концов, женился на любимой девушке…
Записавсказку М.Ю. Лермонтов отказался о ее дальнейшей обработки. Этим иобъясняется отсутствие единообразия в передаче местных слов и выражений.
 
Глава 5
«Герой нашеговремени» – центральное произведение, созданное в годы творческой зрелостиЛермонтова.
Роман вобралв себя весь человеческий и литературный опыт автора. Он состоит из рядаотдельных новелл, открывающегося «Беллой» и заключенного «Фаталистом».
Это не былопросто случайное «собрание повестей»; это было цельное произведение, роман,построенный на объединении (в соответствии с традицией, характерной для русскойпрозы 1830-х годов) малых жанровых форм, отмечалось в «Отечественных записках».
Каждая изпервых трех повестей: «Бэла», «Фаталист», «Тамань» – представляла собойвнутреннее завершенное целое и могла быть опубликована как отдельноесамостоятельное произведение. Роман же возник тогда, когда были написаны«Максим Максимыч» и «Журнал Печорина» (в который включена «Княжна Мэри») –важнейшие составные компоненты произведения. Композиция романа очень сложна.«Предисловие», появившееся во втором издании, написано от лица автора. Дальшечитатель знакомится с «путевыми записками» человека, путешествующего поКавказу. К «путевым запискам» примыкает «Журнал Печорина».
РоманЛермонтова относят к философской прозе и связывают с ее традициями, в то жевремя, он ищет много общего с очерковой литературой, романом-путешествием. Этопроизведение может быть сопоставлено с романом-исповедью. Наконец, «Геройнашего времени» предстает как цикл повестей или рассказов, объединенных однимгероем и необыкновенным характером приключений, которые выпали на его долю.
Каждаяповесть значима не только сама по себе, все вместе они создают образ героя тоговремени. Поэтому и первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, – «Одиниз героев начала века». Работая над романом, Лермонтов поставил перед собойцель – создать «портрет, составленный из пороков всего поколения». В Печоринеесть страдание и одиночество, опыт и зрелость, безумные надежды; в нем –раздвоенность и необъятные силы; он как «парус одинокий» «ищет бури».
Рядом сПечориным живут, страдают, любят другие герои, в которых действительностьвоплотилась другими сторонами. Это герои не похожи друг на друга, онипредставляют собой две стороны русской жизни – России народной и Россииобразованной, обстоятельства и жизнь сталкивают их…
«История душичеловеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнееистории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдений ума зрелогонад самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участиеили удивление».
«Бэла» быланапечатана в «Отечественных записках» под названием «Из записок офицера оКавказе». Белинский отмечал: «Простота и безискусственность этого рассказа –невыразимы, и каждое слово в нем так не своем месте, так богато значением. Воттакие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мыготовы читать, потому что такие рассказы знакомят нас с предметом, а неклевещут на него. Чтение прекрасной повести Лермонтова многим может бытьполезно».
В «Бэле» мыузнаем о том, как Печорин задумал и учинил поверку жизнью известнойромантической утопии, утверждавшей возможность обретения счастья «сыном века» всоюзе с дикаркой.
Лермонтовскийгерой завоевывает ценой некоторых усилий доверие и любовь черкешенки. Казалось,он обретает счастье. Но скоро Печорин приходит к заключению, что человек«зрелого ума» не может обрести счастья в любви дикарки, что эта идея сама посебе не состоятельна. Для Печорина как человека развитого образованием и любовьдолжна иметь разумное содержание. Ему необходима не только страстнаяпривязанность к нему любимой женщины, но и взаимопонимание, предполагающеевозможность дружеского общения, дающего пищу сердцу.
«Тамань». Посвидетельству мемуаристов, сюжет повести построен на действительных событиях,участником которых оказался Лермонтов во время своего пребывания в Таманиосенью 1837 года.
«Тамани»подвергается анализу другая романтическая утопия: «Тамань» развенчиваетромантику разбойничьей жизни. В литературе разбойники обычно изображались какгрозные мстители, поднявшиеся на борьбу с обществом во имя идеала справедливогожизнеустройства. Они презирали законы жизни, в которой господствовал культзлата, обман, насилие.
Лермонтоввводит своего героя в круг так называемых «честных контрабандистов».Первоначально Печорину представляется, что он попадает в мир, где все дышиттаинственностью и возвышенной романтикой. Но очень скоро он убеждается в том,что движет этими людьми эгоизм и корыстолюбие, а жизнь их характеризуетудивительная убогость стремление и отсутствие всякого духовного содержания.
«КняжнаМэри». Это центральная часть записок Печорина наиболее широко представляетсовременное Лермонтову «общество», быт и нравы посетителей Кавказскихминеральных вод. Многие персонажи повести имели своих прототипов.
В «КняжнеМэри», единственной из «цепи повестей» в романе, в которой мы наблюдаем,казалось бы, Печорина в родной среде, обнажается «красивая пустота»искусственной жизни современного цивилизованного общества с его романтическимиисториями и таинственными дуэлями, ведущими людей к гибели нередко из-заничтожного пустяка.
В этойповести мы встречаем приятеля Печорина – доктора Вернера. Вернер – двойникПечорина. Поставив его на ровне с «сыном века», Лермонтов раскрывает сложностьдуховной жизни своего героя, приподнимая завесу над его интеллектуальнымиинтересами, с одной стороны, и показывая, с другой, как скептически начинаетсмотреть «современный человек» на науку, которая не помогла ему постигнуть цельбытия и найти свое, соответствующее его возможностям место в жизни.
В «КнягинеМэри» Печорин проверяет идею жизненной практикой. Эта идея возможностивернуться в среду, связанную с тем петербургским светским обществом, котороепородило его, и обрести здесь душевный покой и счастье. Все лучшее, чтосохранилось в этой среде, тянется к Печорину; дружеские контакты связывают сним доктора Вернера, любовь юной Мэри чиста и прозрачна. Но Печорин отдает себеотчет о том, что подобное счастье не для него.
В повести«Княжна Мэри» показывается, какие повороты и наслоения возникают в поведении ипсихологии мятущейся одаренной личности, обреченной на жизнь одностороннюю. Поволе Печорина разбито сердце Мэри, оскорблено самолюбие девушки, виновной лишьв том, что когда-то она в его присутствии отличила другого. Печорин отдает себеотчет о том, что первоначально его в «нравственного калеку». Печорин определяетсвою роль в жизни, то «как жалкую роль палача или предателя», то как роль«топора в руках судьбы». Тема судьбы – одна из постоянных тем в раздумьяхПечорина, введенных в контекст повести «Княжна Мэри».
В новелле«Фаталист» она становиться центральной.
«Фаталист».По утверждению биографа Лермонтова П.А. Висковатого, «Фаталист»списан с происшествия, бывшего в станице Червленной с дядей Лермонтова. Естьпредположение, что в «Фаталисте» запечатлено подлинное происшествие,участниками которого были Лермонтов и его приятель А.А. Столыпин.
Вопрос о«случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем,особенно интересовавших современников Лермонтова и положен в основу«Фаталиста». Сюжет новеллы трижды подтверждает реальность предопределения.Вместе с тем, фатализм не исключал для Лермонтова активного вмешательства вжизнь, но, напротив, он предполагал свободу действий, решительное вторжение в заранееопределенный ход событий.
«Фаталист» – закономерныйэпилог лермонтовского романа. Разуверившийся, разочаровавшийся во всемлермонтовский герой предстал перед читателем размышляющий над проблемами судьбыи смерти. Испытывая судьбу, понимаемую как власть случая, Печорин бросается вокно взять пьяного казака. Печорин сомневается в том, что смерть его – делослучая. Но в том, что жизнь его не сложилась по воле каких-то могучихобстоятельств, неподвластных человеческой воле, у него нет сомнений.
Печорин формируетновое понимание судьбы как власти исторических обстоятельств, предопределяющихжизненный путь и психологию человека его времени. Тем самым оправдываетсявынесение «Фаталиста» в конец романа как новеллы, в которой жизненная трагедиягероя осознается им самим в свете новых представлений, навеянныхпоследекабрьской эпохой.
Лермонтов,несомненно, был полон внимания к необыкновенной, незаурядной личностидворянского интеллигента. Его герой необыкновенен, «странен», и все события, вкоторых он участвует, то же необыкновенны и странны.
Авторпоказывает нам «зависимость героя от вне его лежащих обстоятельств»,выступающих в романе как рок, судьба, предчувствие, предсказание. Вместе с темотношение Печорина к жизни как к игре, переживаемое им чувство обреченности,противоречивый ход раздумий героя всюду представлены в качествефилософско-психологического общения жизненного опыта. У Лермонтова совершаетсякак бы обратный ход по сравнению с последующим реалистическим романом – недействительность обусловливает противоречивость Печорина, а противоречия героя насущество жизни.
«Герой нашеговремени» – значительное явление в развитии классической литературы. Это первыйрусский психологический роман в прозе, в котором показаны изнутри жизнь сердцаи напряженная работа ума человека 30-х годов.
В.Г. Белинскийписал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самомрождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегдабудет нова… Перечитывая вновь «Героя нашего времени», невольно удивляешься, каквсе в нем просто, легко, обыкновенно и, в то же время, так проникнуто жизненно,мысленно, так широко, глубоко, возвышенно…».
 
Глава 6
У Лермонтовабыл еще очерк «Кавказец».
Написан в1841 году. В очерке изображен кавказский армейский офицер, каких часто можновстретить в Дагестане и Чечне. Его возможный прототип – Павел Петрович Шан –Гирей, родственник Лермонтова, штабс-капитан в отставке; служил на Кавказе при А.П. Ермолове.
Герой очерка«Кавказец» в литературном отношении – это дальнейшее развитие образа МаксимаМаксимыча из «Героя нашего времени».
Повесть«Штосс» датируется серединой марта – началом апреля 1841 года. В альбомеЛермонтова 1840–1841 годов сохранился набросок плана повести, оканчивавшейсятрагически. «Штосс» – последнее произведение Лермонтова; представляет собойопыт фантастической повести из современной жизни. Именно фантастический мирсвоего героя Лермонтов ставит в центр повествования, подчеркивая тем самым егопервостепенное значение.


Заключение
Наследие Лермонтоване только исторический документ, только летопись отошедшей в прошлое эпохи. Длянас творчество великого поэта – живой родник, неисчерпаемое богатство. Поэтвышел за пределы своего времени. Его слово «звучит как колокол на башне вечевойво дни торжеств и бед народных…».
Лермонтов какбы вобрал в свое творчество типичные романтические настроения эпохи, прониксяими, но подчинил эти настроения личной, глубоко индивидуальной жизненнойпозиции.
Все романтикитого времени противопоставляли личность враждебной действительности, но толькоЛермонтов занял позицию решительного и активного протеста.
Лермонтов,так же как и Пушкин, «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, неостанавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающимразвиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение». В.Г. Белинский.
Лермонтовблизок и понятен новым поколениям. К его вечно живой поэзии, к егоудивительному роману «Герой нашего времени» будут обращаться все новые и новыепоколения читателей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.