Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Назначение, композиция "Домостроя"

Федеральноеагентство по образованию РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшаяшкола народных искусств (институт)
 
РЕФЕРАТ
Обобщающиепроизведения в XVI в.
Назначение,композиция «Домостроя»
Выполнила:
студентка 3 курса ЗО
Кириловская С.С.
С.-Петербург
2009

ПЛАН
1. Введение
2. Обобщающие произведения в XVI веке
3. Композиционное построение «Домостроя»
4. Назначение «Домостроя»
5. Заключение

КНИГА,НАЗЫВАЕМАЯ ДОМОСТРОЕМ, КОТОРАЯ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ, ПОУЧЕНИЕ И НАСТАВЛЕНИЕВСЯКОМУ ХРИСТИАНИНУ — И МУЖУ, И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ, И СЛУЖАНКАМ.
 
Введение
«Домострой» — один из важнейших памятников древнерусской светской литературы, который былсоздан как синтез нескольких жанров в эпоху становления русскойгосударственности в первой половине царствования Ивана IV Грозного. Егорождению предшествовал длительный период складывания текста на основе самыхразных источников, в том числе и связанных с византийской традицией. Сказалисьв нем и влияния деловых и хозяйственных сочинений конца XV в., в том числе ипереводных (напр., польской книги M. Peя «Їywot czіowieka poczжiwego» — «Жизньдобропорядочного человека»). Таким образом, в широком смысле «Домострой» впиталв себя общие идеи средневековья, не всегда имеющие строго национальную основу.Однако окончательный результат в подборе источников и в характере самоготекста, в интонации повествования и в идеологических акцентах является чисторусским, несет на себе следы русской жизни.
Образнаярусская речь, множество ставших теперь диалектными слов, богатство традиционныххудожественно-образных формул, языковая близость к фольклорным текстам, нотакже и к текстам деловым — несомненны и доказывают участие многих лиц всоздании этого памятника. Сборность его подтверждается также неоднократнымиповторениями, иногда даже в пределах одной и той же главы; одни и те же вещиименуются разными словами, относившимися к различным русским говорам. Но в томи состоит основная ценность «Домостроя» сегодня: с его помощью мы можем заглянутьв быт наших предков XV-XVI вв.
Текст«Домостроя», как уже сказано, составлялся постепенно, из разных источников, вомногих местах. Сначала переводили с греческого языка и переписывалинравоучительные высказывания и «Слова» святых отцов, особенно ИоаннаЗлатоусова. Потом составляли из них сборники, известные под разными названиями,сменявшими друг друга: «Златоуст», «Златоструй», «Златая цепь», «Измарагд»,по-гречески «смарагд», то есть изумруд. Сжатое изложение этих «слов», наиболееинтересных, и составило первую часть Домостроя. Большинство изречений исоветов, собранных здесь, не только не являются русскими по форме, они вообщевыражают не свойственный русской среде дух «монашеского православия». Именно изэтих поучений вышли некоторые мотивы «Домостроя», осуждаемые сегодня: униженияженщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания. Первый из этих мотивов,связанный с отношением к женщине, как бы отталкивался от ветхозаветных текстов,отцы церкви в своей преувеличенной стыдливости давали одностороннююхарактеристику женщине. Совсем иначе «Домострой», там, где уже не наблюдаетсяпрямой связи с патриархальным укладом, расширяет функции «жены», и социальные игражданские, как хозяйки дома, равноправной с господарем личности, подотчетнойтолько ему.
Однозначно,как памятник литературы «Домострой» складывался постепенно, однако,предположительно, в настоящем своем виде был составлен известным деятелем XVIвека, близким сотрудником молодого Ивана IV, протопопом Сильвестром ( он,вероятно, и назвал книгу «Домостроем», что представляет собою переводгреческого термина – пйкпнпмйб). Сильвестр — выходец из новгородской зажиточнойторгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию,после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 г. сталпротопопом придворного Благовещенского собора в Кремле. Он участвовал вподготовке и проведении государственных и культурных реформ того времени, в томчисле в составлении и редактировании таких важных памятников. «Домострой»«сильвестровской редакции» — основное произведение писателя; он отредактировали отчасти дополнил ходивший в списках новгородский сборник аналогичногосодержания.
«Домострой»,со своим нарочито прикладным характером поучений, наказов, советов, избавлен отказуистических оборотов церемониального, субтильного толка. Характер изложения егонарочито прост, даже в исправлении религиозных обрядов и молитв находитестественный и практический смысл, где жизнь рассматривается, как поток, исходкоторой в Царство Божие определенно смыкается с настоящим бытом, человеческимивзаимоотношениями в семье и обществе.
С «Домостроем»в истории русской культуры связаны многие легенды и мифы – верный признакзначительности и значимости этого памятника национального самосознания, как бывдруг возникшего на излете средневековья. Подобные легенды отражают историюсамого текста, а мифы – его восприятие, но – восприятие нашего времени.
«Домострой» вмомент своего сложения является порождением самой демократической и социальносвободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто «экономия»(таково точное значение кальки – слова «домострой»), она проникнутанравственными характеристиками в отношениях между людьми, которое составляетнаселение Дома. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церквинакладывается на бытовые подробности жизни – и тем самым как бы ограничиваетвозможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни.
Литературнаятрадиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский языкхристианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся вНовгороде. Именно здесь долго сохранялись и условия, способствовавшие темотношениям церкви с властью, а их обеих – с подданным, которые отражены в«Домострое»: «справедливая», праведная вера, скрепляющая прерогативы властисвоим авторитетом, «очищающая» ее. Духовность как естественная потребностьличности, живущей в жестоком мире средневековья.

Обобщающиепроизведения в XVI веке
Как и другиепамятники XVI века, «Домострой» опирался на более раннюю литературную традицию.К этой традиции относился, например, такой выдающийся памятник Киевской Руси,как «Поучение Владимира Мономаха». На Руси издавна бытовали проповедническиесборники, состоящие из отдельных поучений и замечаний по вопросам повседневногожизненного обихода. Литературная традиция, породившая «Домострой», идет отдревних переводов на славянский язык христианских текстов нравственногохарактера.
XVI век — времяокончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства.В этот период продолжает развиваться русская архитектура, живопись, возникаеткнигопечатание. Вместе с тем XVI век был временем жесткой централизациикультуры и литературы — разнообразные летописные своды сменяет единаяобщерусская летопись.
В 1551г. вМоскве происходил церковный собор, постановления которого были изданы в особойкниге, состоящей из царских вопросов и соборных ответов на эти вопросы; всего вэтой книге было 100 глав. Отсюда и название этой книги и самого собора, еевыпустившего. Стоглавый собор утвердил сложившийся на Руси церковный культ какнезыблемый и окончательный (установления «Стоглава» сыграли потом важную рольво время церковного раскола XVII века). Вместе с тем решения Стоглавого соборабыли направлены против любых реформационно-еретических учений. В послании«отцам» Стоглавого собора Иван Грозный призывал их защищать христианскую веру«от душегубительных волк и от всяких козней вражиих».
С официальнойидеологической политикой Ивана Грозного в период Стоглавого собора был связанряд обобщающих литературных мероприятий XVI века. К числу таких мероприятийотносится составление выдающегося памятника письменности «Великие Минеи Четий».Если «Домострой» предлагал систему норм внутренней, домашней жизни, то«Стоглав» содержал основные нормы церковного культа и обрядности на Руси, а«Великие Минеи Четий» определяли круг чтения русского человека. «Домострой»также находит аналогии в других обобщающих мероприятиях эпохи Грозного, такихкак Судебник 1550 г., Степенная книга, Летописный свод Лицевой.
Домостроевскийжанр свойствен большинству старых литератур и, восходя ко времени до настоящейэры, был популярен и в западноевропейском средневековье, причем даже попал тамв печать не позднее XVI в. Но воздействие западноевропейского «Домостроя» нарусский вполне допустимо и в XV—XVI вв., в виду сходства в соединении морали ихозяйства, что, например, мы видим как в нашем «Домострое», так и витальяно-немецком, напечатанном в 1542 г.
Этот жанримел разное оформление, являясь то в виде набора несвязанных афоризмов(например, в библейских книгах Притчей и Премудрости Иисуса Сирахова и Соломонаили в Повести об Акире Премудром), то в виде завещаний и поучений отцов ивоспитателей, между прочим, и правителей (например, византийских императоровВасилия I, Константина Багрянородного и Алексея Комнина). Поучения этиразнообразны по сфере действия и по степени церковности (например,«святоотеческие» — Василия Великого юношам и т. д.). У испанских королей было вобычае составлять домострои в назидание своим детям. Таково, например, поучениекороля Дон-Санчо. Инфант Дон-Хуан Мануэль составил несколько домостроев поразным предметам и с разными назначениями. Французский король Людовик Святойдал поучение своему сыну, которое потом вошло в повествовательно-назидательныесборники». Есть поучение «одного испанца своим дочерям XIV века». «Длядомашнего хозяйства особенно славилась Латинская книга Платины Кремонского»,изданная во французском переводе в 1539 г.: «это вместе поваренная книга,домашний лечебник и энциклопедический сборник по естественным наукам. Особеннобогата домостроями литература итальянская XVI столетия. По большему илименьшему объему захватываемых вопросов жизни общественной и семейной сочиненияэти предлагают самое разнообразное содержание». К семейным домостроям относитсясочинение Joannis Ludovici Vivis об обязанностях мужа, о правилах«женщины-христианки» в девичестве, замужестве и во вдовстве и о воспитаниидетей. «Есть еще особые домострои, специально посвященные обязанностям замужнихженщин, или же вдов; домострои для девиц и, особенно, для воспитания юношества.В последнем отношении пользовалось большою популярностью сочинение монсиниораДелля Каза под названием Galateo. Цивилизация вырабатывает условия приличия ивежливости; потому есть домострои, специально посвященные этому предмету.
 
Композиционноепостроение «Домостроя»
Перваяредакция «Домостроя» (краткая по содержанию, близкая к предполагаемомуновгородскому сборнику) была составлена еще до середины XVI века. Уже в этомвиде памятник основывался на предшествующей литературе поучений, какоригинальной, так и переводной. Вторая редакция, представляющая как бы«классический» (в современном понимании) образец «Домостроя», и возниклав середине XVI в. под руководством Сильвестра. Третья — смешанная, представленнаявсего тремя списками, она возникла позже в результате неумелого механическогопереписывания с текстов основных редакций.
Большая частьстатей, входящих в «Домострой», написана живым русским языком почти без влиянияшаблонной славянской стихии. Эти статьи не содержат сложного сюжета, и потому народнаярусская речь их проста, но при всем том она не страдает скудостью лексики,точна в выборе слов, деловито лаконична, а местами ненамеренно красива иобразна, совпадая с пословицами, дожившими и до настоящего времени, и повторяяих (например, «поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»).
Местами в«Домострое» употребляется и прямая речь разговора; например, в гостяхрекомендуется не сплетничать: «и спросят о чем про кого иногда и учнут пытати,ино отвещати: не ведаю аз ничего того, и не слыхала и не знаю, и сама оненадобном не спрашиваю, ни о княинях, ни о боярынях, ни о суседах непересужаю»; рекомендация посланному на чужое подворье: «а по двору идешь, и ктоспросит, каким делом идешь, ино того не сказывати, а отвечать: не к тебе азпослан, к кому аз послан, с тем то и говорить» [1]
Во всех своихредакциях «Домострой» делится на три основные части: первая — о том, «каковеровати» и «покланятися» (отношение к церкви) и «како царя чтити»; вторая — «омирском строении», т. е. «како жити с женами и с детьми и с домочадцы»; третья- «о домовном строении», т. е. о хозяйстве, о домоводстве. К основному тексту«Домостроя», состоящему из 63 глав, в Сильвестровской редакции присоединена64-я глава — послание Сильвестра к сыну Анфиму: на опыте собственной жизнипротопоп резюмирует все содержание «Домостроя». Разумеется, «Домострой» писалсяне как художественное произведение, но время поставило его в один ряд с литературнымипамятниками Древней Руси.
Все части«Домостроя» отражают опыт семейной и хозяйственной жизни крупного домашнегохозяйства XV-XVI вв. Однако за этим стоит многовековый опыт частной жизнирусских людей, оттесненных набегами язычников на крайний север славянскогомира.
«Домострой» — входит в число энциклопедических сочинений сер. XVI в. Текст состоит из советовпо духовному, «мирскому» и «домовному» «строению». Среди источников этогоскрупулезного предписания норм поведения человека Древней Руси — «Стословец»Геннадия, Пролог, учительные сборники, монастырские уставы. Послание самогоСильвестра показывает его человеком образованным, обнаруживает знакомство сдревней историей.
Но композициядревнерусского «Домостроя» не исчерпывается воздействием монастырских илицерковных уставов и учительным материалом проповеднических сборников. Многиеего главы-статьи, практически нормирующие быт, восходят к каким-то чистоделовым хозяйственным сочинениям или к наблюдениям, которые основаны нареальной действительности. Здесь нечего искать специальных интересов феодальнойбюрократии. Государство представляется в виде соединения семейных очагов,замкнутых «подворий», из которых каждое повторяет монархическую системууправления. Судя по мелочно разработанным наставлениям, хозяйство каждогоподворья, представляемое крупным и «запасистым», ведется с расчетом только насвои силы, необыкновенно скопидомно. Хозяйственное общение с соседями и вообщес внешним миром совершается через займы по необходимости и через торговлю. Всеэти подворья объединяются государственно абсолютным повиновением царской властии церкви. Социальная разобщенность, строй семейного рабства и «кулацкий» цинизмскопидомства, возведенные «Домостроем» в теорию, представляют собоюконцентрацию признаков русского средневековья, выраженную возникающейбуржуазией. В своеобразном противоречии с таким содержанием «Домостроя»находится его литературное оформление, особенно в главах, наиболеереалистичных. Каковы бы ни были теоретические предписания, куда бы они никлонились, картины живой жизни, проглядывающие в «Домострое», являютсяединственными в своем роде просветами в реальность, незастланными условнымшаблоном средневековой литературы.
В «Домострое»и подобных ему энциклопедиях по домостроительству проявилось свойственноедревности отношение к книге как модели мироздания; энциклопедия, включавшаясумму знаний об определенной жизненной сфере, была реализацией символа «книга — космос». Вместе с тем неверно было бы отрывать древнерусскую энциклопедию семейногобыта от национальной почвы; «Домострой» содержит драгоценные сведения о тойобласти жизни, которая в силу этикетности средневековой культуры не отразиласьв других источниках; по той же причине приписываемое Сильвестру сочинение — ценнейший документ для истории русского языка.
В целом же совершенноясно, что «Домострой» — не механическая компиляция, а полемически заостренноепроизведение, это «не описание практических устоев жизни, а дидактическоеизложение ее теории». Дидактичность «Домоcтроя» четко задана указанием в самомтексте: жить следует так, «как в сѣи памяти писано». В соответствии созначением в древнерусском языке слова память, это одновременно и «воспоминаниеоб отческих традициях», и «понимание» современной автору ситуации, и«напоминание-наставление» для будущих поколений.
 
Значение«Домостроя» в жизни общества
Неопределенностьи некая многозначность содержания «Домостроя» объясняется происхождениемпамятника, типичного для средневековой литературы памятника нравоучительнойлитературы. Нравоучительной – а это, прежде всего, значит, чтоповествовательный элемент в нем подчинен назидательным целям поучения ипрорывается в текст только вместе с народной речью, да и то лишь в видеисключения. Это значит также, что каждое положение аргументируется ссылками наосвященные традицией образцовые тексты, главным образом – тексты СвященногоПисания, но не только его. «Домострой» отличается от других средневековыхпамятников как раз тем, что в доказательство истинности того или иногоположения приводятся также изречения народной мудрости, еще не отлившиеся втысячеустом употреблении в законченность современной пословицы. Это значит,наконец, что прагматический характер изложения нацелен в «Домострое» преждевсего на подачу информации, обычно посредством тех же истин Писания, подоценивающим углом которых рассматривались все вообще проявление жизни,масштабом которого они измерялись и в котором видели образцы.Непосредственность чувства, искренность и упорное стремление к утверждениюнравственного идеала одухотворяет «Домострой».
Начинаетсятекст отнюдь не с хозяйственных рекомендаций, а с общей картины общественныхотношений. Прежде всего, нужно беспрекословно подчиняться властям, ибо тот, ктопротивится их воле, противится Богу. [2]
 Особую честьследует воздавать царю: ему нужно служить верой и правдой, повиноваться имолиться о его здравии. Более того, из службы царю вытекает почитание Бога:если служить и почитать земного владыку, станешь так же относиться и к небесному,который вечен и, в отличие от царя, всемогущ и всезнающ. Только после этихобщих рекомендаций автор обращается к семейному устройству и хозяйственнойдеятельности.
Адресат«Домостроя» — зажиточный горожанин, рачительный хозяин, сам непосредственно участвующийв хозяйственной деятельности, в которой ему помогает жена. Хозяин руководитвсем, имея в своем распоряжении штат слуг (упоминаются, например, ключник,повар, мастера с учениками и слуги, торгующие в хозяйских лавках).«Государыня» ведает целым штатом слуг и мастериц. Дети домохозяинадолжны с раннего возраста обучаться «рукоделию» и, следовательно,быть готовыми к продолжению деятельности родителей. Дворовые люди получаютжалование (не только деньгами, но и платьем, лошадьми и др.); применяется итруд «рабов» и «рабынь», т. е. холопов. Отношения сослугами также отчетливо регламентируются. Хозяева должны быть милостивы кслугам, чтобы те радели о добре господ и трудились охотно, без принуждения. Сосвоей стороны, слуга должен был довольствоваться своим положением. Главное,чтобы он «сыт был бы государевым жалованием да одет или своим рукоделием».Господин должен обучать слуг «рукоделию», ибо работник, не умеющий выполнятьхозяйственные работы и не владеющий каким-нибудь ремеслом непременно принесетубытки.
Все основныепредметы своего обихода адресат Сильвестра покупает на рынке, ведя обширнуюторговлю. В связи с этим особое внимание автор обращает на то, что торговыедела должны вестись в соответствии с имущественным положением. Жажда стяжаниясочетается с мелочной скаредностью. Сильвестр поучает, что «остатки и обрезки»тканей обязательно пригодятся в домашнем хозяйстве. Изготовленную одежду надобережно носить, различая «все дневное» и «лучшее» платье. Мелочный надзоргосподского ока охватывал все стороны хозяйства, даже если в распоряжениихозяина был специальный ключник, непосредственно ведавший всеми хозяйскимиделами.
Быт, каким онпредстает со страниц «Домостроя», достаточно строг и суров, но эта строгость — не самоцель, а способ достижения вполне определенной цели: телесные наказанияспособствуют духовному оздоровлению и воспитывают в молодых людях благонравие,почтение к старшим.
«Домострой»также предостерегает против опасных сношений с внешним миром, проповедуетстрожайшее сохранение всех домашних тайн. Умеренность и осторожностьпредписывается во всем, в частности, в телесных наказаниях: провинившуюся передмужем жену рекомендуется «плеткою вежливенько побить, за руки держа, а гнев быне был, а люди бы то не ведали и не слыхали»
Вместе с тем,самая характерная черта «Домостроя» — это заботливость о слабых, низших,подчиненных и любовь к ним, не теоретическая, не лицемерная, а чуждая риторикии педантства, простая, сердечная, истинно христианская. «Как следует свою душулюбить,- поучает он, — так следует кормить слуг своих и всяких бедных. Пустьхозяин и хозяйка всегда наблюдают и расспрашивают своих слуг и подчиненных обих нуждах, о еде и питье, об одежде, о всякой потребе, о скудости и недостатке,об обиде и болезни; следует помышлять о них, пещись сколько Бог поможет, отвсей души, все равно как о своих родных».[3]
 «Домострой»является самым «обытовленным» памятником древнерусской литературы, редкосклонявшейся к бытовой конкретности. Особенно насыщена этой конкретностьютретья часть произведения, посвященная правильному ведению домашнего хозяйства:«А сеницах бы было сено усътроено и не разрыто и не разволочено по леснице и покрыльцу и по двору не растаскано и всегда бы было обрано и подметено и в ногахи в грязи не затоптано, и не накапало бы, и не навъяло и не гнило, замкнуто асолома по тому же бы была в кровле, и прикладено и обрано и очищено…».[4]Здесь намечается некоторое противоречие: наставление, носящее религиозный,христианский характер, имеет своей главной целью научить именно бытовой,житейской мудрости, причем такие христианские добродетели, как терпение,кротость, милосердие, рассматриваются автором как средства для приобретениявыгод житейских: вслед за предписанием правильных, с точки зрения морали,поступков. Сильвестр сразу указывает на материальную выгоду, исходящую от этихпоступков. Это можно объяснить тем, что во времена создания «Домостроя»главенствовал не дух христианской заповеди, а ее форма.
Можно суверенностью утверждать, что ни один документ средневековой Руси не отразилхарактер быта, хозяйства, экономических взаимоотношений своего времени, состепенью достоверности «Домостроя». Это и дает повод называть «Домострой»«поваренной книгой» «русского быта».[5]
ДуховностьДома и рассчитанность быта, исходящие из самого простого чувства, с которымрождается человек – из стыда. Вся нравственность и вырастает из чувства стыда,что чётко отражается в содержательной сущности средневекового «Домостроя».Отталкиваясь от природного чувства стыда, средневековой канон воспитанияформирует культурный тип человека, удачно соответствующий условиям этой жизни.В таком смысле «Домострой» – вполне обычная часть «практической философии»средних веков, ведущих свое происхождение от хорошо известных тогда книгАристотеля.
Этика«Домостроя» построена не на запретах Нагорной проповеди, она обращается кчувству стыда, которое при умелом воспитании может породить в человекемножество добродетелей в нравственных, социальных и идеальных (религиозных) ихипостасях. Стыд развивается в совесть, в чувство собственного достоинства(честь), в аспектизм. Жалость порождает альтруизм, справедливость и милосердие– с теми же степенями повышения качества, что зависит уже от возраста,положения в обществе и личных способностях человека. Кругами от этихдобродетелей идут производные: великодушие, бескорыстие, терпеливость,щедрость, терпимость, правда…
Человексредневековья нравственно развивался долго, постепенно вовлекаясь в жестокуюранжировку моральных норм. Внутренняя выводимость добродетелей – одна на основедругой – побуждала к развитию личных черт, пластично входящих в потребностиобщественной среды. Личное и общественное еще не были антагонистичны, поддатьсядавлению извне — не означало сломить свое, индивидуальное ценное.
«Благословляюя, грешный, и поучаю, и наставляю, и уразумеваю единственного сына своего и егожену, и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистойсовестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя,утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцевсвоих не понужденьем, не битьем, не тяжкой работой, а словно детей, что всегдав покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Такие поучениядавал отец сыну, который вступал в законный брак. Семья сына должна строгоследовать законам данного писания и благополучие в семье зависело от того, каквсе домочадцы соблюдают правило морали: «Если ж писание моего не примете,наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так,как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я вас наблагополучную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам».
Сопоставлениецерковных учений средневековья с духовным регламентом «Домостроя» даетсвоеобразный масштаб для суждений о смысле самого «Домостроя» — это невероучение, а практический минимум нравственной жизни, который не связан сбогословской стороной религии. Важна идея живого примера, наглядного образцакак формы воспитания в семье молодых ее членов и слуг. Таким способом в XVI в.создавалась искомая целостность всего воспитательного комплекса наставлений,призванная «выбивать автоматическую совесть» из воспитуемого.
В«Сильвестровской» редакции на примере семейных отношений и описывается подобнаямодель государственного организма, увенчанного самодержавной властью «государя»(характерно и употребление слова государь одновременно в отношении и кгосударственному и к семейному владыке без различения их функций) и сложнымиотношениями к нему со стороны других членов «дома», основанными не только насиле, но еще и на законе и на чувстве долга. Идеологически такая модель былаболее характерной для московского, а не новгородского быта. Вообще нужносказать, что, хотя «Домострой» и рисует «образцовый дом», этот «дом» неявляется хозяйством безликим и в понятии «усредненным»; его нельзя связать слюбым хозяином Московской Руси, он был таким не для всякого мужика. Социальноерасслоение в русском обществе достигло уже той степени, когда толькодействительный «государь» и мог стать «владыкой дому». Но тем и интересен«Домострой», который тщательно выписывает для нас средневековый быт вконкретно-историческом его проявлении: уже не в условиях общинного равенстваили жизни в городской коммуне, но еще и — не гнет крепостничества.

Заключение
Создание«Стоглава», «Великих Миней Четий» и «Домостроя» в значительной степени имелосвоей целью взять под контроль развитие культуры и литературы. Мероприятия этиможно считать свидетельством начала нового литературного движения,противопоставлявшегося прежнему. На литературных памятниках, вне всякогосомнения, отразилось нравственное состояние общества, в котором происходилаборьба между новым порядком вещей и остатками старины [6].
В яркойхудожественной форме «Домострой» изобразил общественно-нравственный идеал.Особый упор, делая на чувстве долга и выделяя нравственные основы жизни,главным образом в отношении женщин, детей и слуг, «Домострой» ничего не сказало культурной и интеллектуальной жизни общества и семьи, что естественно дляцерковного писателя того времени.
Одновременно«Домострой» отразил и коренные взгляды русского народа, сохраненные впродолжение веков, несмотря на чуждые влияния. Например, антиженский элементцерковных проповедей и мусульманских представлений эпохи «татарского ига», какможно судить по этому памятнику, привился не вполне: женщина — хозяйка дома в иерархиисемейных отношений занимает свое особое место, права и обязанности хозяина ихозяйки находятся как бы в дополняющем друг друга распределении, почти непересекаясь, а это и определяет высокий социальный ранг хозяйки в частной жизникаждого дома.
В наше время,разумеется, нельзя относиться к этому памятнику средневековья как кдействующему своду правил: его миропонимание и практика отошли в вечность, инет в современной России дома, где бы все описанные домостроевские нормыостались в быту. Но в первой половине XIX века, когда был опубликован текст«Домостроя», они еще жили, и не только у духовных лиц или в средестарообрядцев, но и в городском купечестве, и в зажиточном слое крестьянства.Вот почему интеллигенция того времени так ожесточенно реагировала надомостроевский быт, борясь со всяким проявлением отжившей, как тогда казалось,системы, отвергая вместе с тем и простые нравственные правила, и житейскуюмудрость «Домостроя».
Для своего времени«Домострой» был авторитетным руководством и важным, регламентирующим жизньтекстом. В полном соответствии со средневековыми представлениями «Домострой» взаконченном виде выстраивал иерархию основных организующих форм: государство — церковь — семья, с ведущим для такой иерархии принципом единения на основе воли,понимаемой как общественная польза. Таковы были требования истории, и в полномсоблюдении принципа власти на всех социальных уровнях реформаторы XVI в. виделисмысл своих государственных реформ и прочность государственной жизни. В этойжесткой иерархии и сам владыка оказывается не вполне свободным, он и сам простообязан учить и наставлять всех окрест себя. Если же он не исполняет такой своейфункции, его самого накажут — Бог, государь, «суседи» — насмешкой, судом,штрафом. Смысл жизни государя, таким образом, и заключается в «руководстведомом». Семья как школа подготовки к жизни в обществе при отсутствии ещеорганизованного государственного образования; не индивидуальные склонности испособности человека, а общегражданские, прагматически сконцентрированныедобродетели; не развитие моральных установлений, а утверждение традиции каквсеобщей нормы для всех, — все это характерно для общественной атмосферы,породившей «Домострой».
В настоящеевремя «Домострой» является ценным источником сведений об обычаях, порядках иукладе жизни в XVI веке.

Списокиспользованных источников и литературы
Дмитриев Л. А., Лихачев Д. С., ЛурьеЯ. С. и др. Историярусской литературы X — XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов поспец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». Под ред. Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1979,462с.
Домострой /сост., вступ. Ст., пер. икоммент. В.В. Колесова; Подгот. Текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова иМ.В. Пименовой. – М.: Сов.Россия, 1990, 304с.
Костомаров Н.И. История России в жизнеописанияхее главнейших деятелей. М.: ЭКСМО,2006, 1024с.
СамохинЮ. Домострой XVI века. Краеведческиеуроки для современной школы //Народное образование, 2000, № 10, С. 25--29.
www.gumer.info/ (ЭлектроннаяБиблиотека Гумер: Соловьев С.М. История России с древнейших времен.Т.7).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.