Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Море в поэтической картине мира Бродского

Содержание:
Содержание: 1
Введение. 2
1 Море как пространственная категория. 5
2 Море как временная категория. 9
3 Образ моря и тема рождения и смерти. 12
Заключение. 16
Источники: 18
Список литературы: 18
Введение
Вся биография, или, лучше сказать, география жизниИосифа Бродского была связана с морем. Родился он в Ленинграде, на берегуБалтийского моря, «подле серых цинковых волн…». Оттуда Бродский в 1972 годувынужден был эмигрировать в США, в «Империю, чьи края // опускаются в воду…» (КолыбельнаяТрескового мыса). Он поселился в Нью-Йорке, рядом с «водичкой», как самБродский называл воду. Его любимым городом была Венеция, отчасти из-за еёсходства с Ленинградом. Там же Бродский был похоронен в 1996 году.
Творчество Иосифа Бродского стало воплощениеминтеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Онсоздал в своей поэзии неповторимую картину мира, его художественный мир универсален.Поэтическая картина мира Бродского была подробно рассмотрена такимиисследователями, как Ю. М. Лотман, М. Ю. Лотман, Ли Чжи Ен, и более обзорно И.Шайтановым, Э. Безносовым, Л. Баткиным. Однако исследователи обращали маловнимания на образ моря в поэзии Бродского, хотя довольно часто в стихотворенияхБродского мы встречаем рассуждения о море или на берегу моря. Конкретно к этойтеме обратился только М. Лотман в своей статье «С видом на море». Цель даннойработы выяснить, какое место занимает образ моря в художественной картине мираБродского, какое символическое значение он имеет.
«Между Бродским в жизни и в стихах принципиальнойразницы нет»[1], поэтому при определениизначимости моря я опиралась также на высказывания Бродского по этой теме винтервью и беседах, а так же на материалы его автобиографической прозы. Это,например, эссе «Поклониться тени», «Путешествие в Стамбул» и пр.
На просьбу журналиста «Расскажите о Вашей жизненнойфилософии» Бродский отвечал: «Никакой жизненной философии нет. Есть лишь определённыеубеждения»[2]. Бродский отвергал«системы» в философии[3], однако в его философскойлирике вполне чётко определены взаимоотношения пространства, вещи, или материи,и времени. Бродский создаёт не философскую, а поэтическую картину мира, потомучто его представление о мире выражено не в философских системах, а впоэтических категориях. В поэтической картине мира Бродского можно найтиотголоски многих философов и философских школ. Например, чрезвычайно важнойидеей для понимания поэтической картины мира Бродского является идея, согласнокоторой нашему миру, миру вещей предшествует мир идеальных форм и структур.Именно связь с этими структурами и предаёт смысл вещам. Это – своего родапоэтический платонизм, отличающийся, однако, от платонизма философского нестолько даже отклонениями в трактовке тех или иных положений, сколько своей общейнаправленностью. Если для Платона основную ценность представляют абстрактныеидеи, идеальные формы и сущности, то Бродского гораздо больше интересует мирвещей, каждая из которых ценна в первую очередь своей неповторимойиндивидуальностью, своей случайностью, и, следовательно, необязательностью[4]:
Квадрат окна. В горшках – желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо.
Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо. (Зимним вечеромв Ялте)
Следует отметить, что на протяжении всего творческогопути поэтическая модель мира Бродского принципиально не менялась[5],менялись только особенности поэтики[6], становился более совершенными точным язык.
Категории пространства, времени и материи чрезвычайноважны для поэзии Бродского. Но рядом с этими философскими понятиями и наряду стакими значимыми в поэзии Бродского символами, как звезда, довольно частовстречается и другой образ – образ моря.
Некоторые исследователи предпочитают говорить о единойкатегории пространства-времени у Бродского[7], т. к. эти две важнейшиесубстанции тесно взаимосвязаны. Категории пространства и времени объединены вобщей картине мира, однако они способны по отдельности влиять на какие-либообъекты, в том числе и на море. То есть море в поэзии Бродского предстаёт вдвух категориях: в пространственной и временной.
1 Море какпространственная категория
 
Море как пространственная категория непосредственно связано с поэтической моделью мира Бродского и имеет символический смысл.
Вещь у Бродского находится в конфликте с пространством, и в этом конфликте пространство стремится поглотить вещь, а вещь – его вытеснить[8]. Частным случаем этой борьбы материи с пространством является борьба суши с морем. «В состязании с сушей» море выступает как активное начало, когда-нибудь оно окончательно захлестнёт сушу:
 
Когда-нибудь оно, а не – увы –
мы, захлестнёт решётку променада
и двинется под возгласы «не надо»
вздымая гребни выше головы… («Второе Рождество на берегу…»)
 
Море сначала стирает индивидуальные особенности попавшей в него вещи:
 
И только корабль не отличается от корабля.
Переваливаясь на волнах, корабль
выглядит одновременно как дерево и журавль,
из-под ног у которого ушла земля… (Новый Жюль Верн, II)
 
И, наконец, разрушает и полностью поглощает ее[9]. Примечательно, что при этом само морское пространство продолжает «улучшаться» за счет поглощаемых им вещей:

Горизонт улучшается. В воздухе соль и йод.
Вдалеке на волне покачивается какой-то
Безымянный предмет. (Новый Жюль Верн, X)
 
Кроме того, у Бродского звучит мысль о том, что море неподвластно и человеку. Все попытки борьбы со стихией оказываются неудачными:
 
Потом он прыгает, крестясь,
В прибой, но в схватке рукопашной
Он терпит крах. (С видом на море, III)
Пространство не только безразлично к человеку, номожет быть и жестоко к нему. В стихотворении «Ниоткуда с любовью…» моревыступает как непреодолимое, бесконечное пространство, разделяющее героя с еговозлюбленной:
За морями, которым конца и края…
 
В цикле «Новый Жюль Верн» стихийная сила моря предстаёт в образе огромного осьминога, поглотившего корабль. В стихотворении «Тритон» Бродский развивает эту тему, говоря о море:
 
…Оно
Место не для людей.
«Море полно сюрпризов», и, несмотря на то, что«некоторые неприятны», в этой непредсказуемости ещё одно преимущество моряперед сушей:

Море гораздо разнообразней суши.
Интереснее, чем что-либо.
Изнутри, как и снаружи. Рыба
интереснее груши.(Новый Жюль Верн, V)
 
Таким образом, море живет по своим законам, отличным от законов суши и человека:
 
Если б Дарвин туда нырнул, мы б не знали «закона джунглей»
либо внесли бы в оный свои поправки.(Новый Жюль Верн, V)
 
Пространство вносит в вещный мир структурирующее начало, а структурированность мира для Бродского означает, в первую очередь, очерченность его границ[10]. Поэтому столь пристальное внимание уделяет он всевозможным граням и границам. Основной и естественной границей мира является линия горизонта. Неровный горизонт становится знаком ущербного и противоестественного мира:
 
Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот.
Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот.
Там, грубо говоря, великий план запорот.
Других примет там нет – загадок, тайн, диковин.
Пейзаж лишён примет игоризонт неровен… (Пятая годовщина)
 
Человек хочет вырваться из замкнутого мира углов и стен, видеть обозримый простор – его естественное желание, вот почему Горбунову (поэма «Горбунов и Горчаков») в сумасшедшем доме снится море. Море – это «нечто большее, чем мы, // что греет нас, само себя не грея», и поэтому море для Горбунова оказывается реальнее, пусть даже и во сне, чем Горчаков «на табурете». Таким образом, свойства мира в значительной степени зависят от свойств его границ:
 
Всякая жизнь под стать
ландшафту. Когда он сер
сух, ограничен, твёрд
какой он может подать
умам и сердцам пример,
тем более – для аорт?(Тритон)
Вода же сглаживает все углы:
Как форме, волне чужды
ромб, треугольник, куб,
всяческие углы
(в этом – прелесть воды)…(Тритон)
Предпочтение воды другим стихиям является одной изпричин внимания Бродского к морю:
Что на вершину посмотреть, что в корень –
почувствуешь головокружение, рвоту;
и я предпочитаю воду… (Реки)
В эссе «Набережная неисцелимых» Бродский пишет: «Явсегда придерживался той идеи, что Бог есть время. В любомслучае, я всегда считал, что раз Дух Божий носился над водою, вода должна былаего отражать. Отсюда моя слабость к воде, к её складкам, морщинам, ряби и – посколькуя северянин – к её серости»[11].
Море для Бродского – это освобождение. Именно на берегморя он уехал бы жить с любимой женщиной, отгородившись от мира, от враждебногогосударства «высоченной дамбой» (Пророчество). Море становится метафоройсвободы от пространственных ограничений, а нарушение календарного цикла –метафорой свободы от ограничений временных. Таким образом побегом из пленавремени и пространства могла быть просто поездка в Крым поздней осенью:
Приехать к морю в несезон,
помимо материальных выгод,
имеет тот ещё резон,
что это – временный, но выход
за скобки года, из ворот
тюрьмы. (С видом на море, VI )
Говоря о море как о пространственной категории,Бродский никогда не указывает на какое-то определённое море, а говорит о морекак о некой самостоятельной форме жизни, как о философской субстанции. Такимобразом, море для Бродского является не просто физическим пространством, но ипространством духа, философским пространством. Море значительнее человека, ононеподвластно ему. В связи с этим стихийная сила моря становится двойственной: содной стороны, море несёт угрозу для человека, с другой стороны, онопритягивает его. 2 Море как временная категория
 
Время впоэзии Бродского может трактоваться как продолжение пространства. Вещь,прекращая существование в пространстве, обретает существование во времени[12].Бродский писал: «Время для меня куда более интересная, я бы даже сказал,захватывающая категория, нежели пространство»[13].
Часто время у Бродского связано с морем. Сам Бродскийв эссе «Набережная неисцелимых» по этому поводу писал: «Под всякий Новый год я стараюсь оказаться у воды, предпочтительно у моря или у океана,чтобы застать всплытие новой порции, новой пригоршни времени»[14]:
Время выходит из волн… (Лагуна)
Таким образом, море расширяется за счёт времени:
Иначе с волной, чей шум,
Смахивающий на «ура»,
– шум, сумевший вобрать
«завтра», «сейчас», «вчера»,
– идущий из царства сумм,
не занести в тетрадь.(Тритон)
Шум прибоя не прекращался и никогда не прекратиться,повторяющееся движение волн не нуждается в счёте, в отличие от времени,поскольку во времени море не имеет ни начала, ни конца.
Также морские волны могут служить мерой для времени:
Немало волн разбилось с той поры… (Элегия)
 
Время для Бродского – это абсолют. Однако время, воплощаясь в море и расширяя его, само начинает сужаться. Море как временная категория начинает приобретать конкретные координаты во времени:

Октябрь.Море поутру
лежит щекой на волнорезе. (С видом на море, І)
Нынчеветрено и волны с перехлёстом… (Письма римскому другу)
Если указано время, чаще всего становится очевидным иместо в пространстве:
Январь вКрыму. На черноморский брег
зима приходит как бы для забавы… (Зимним вечером вЯлте)
Признание Бродского в том, что он на Рождествостарается быть рядом с морем ассоциируется с периодически повторяемым в егорождественских стихах символом звезды. Эти символы поэзии Бродского взаимосвязаны,и так же, как время отражается в море, в нём отражается и звезда:
Звезда желтеет на волне… (Загадка ангелу)
Связь образа моря и рождественских мотивовподчёркивается ещё и тем, что море у Бродского мы видим чаще всего в осеннееили зимнее время. Интересно, что Бродский часто изображает море в шторм иненастье, а также ночью:
…Ночь
над морем отличается от ночи
над всякой сушею… (Посвящается Ялте)
Север, а также Балтийское море ассоциируются уБродского с серым цветом – цветом «времени и брёвен» (Пятая годовщина),а также воды:
Фамилия у ней – серова. (Реки)

Как временная категория, море занимает определённоеместо в пейзаже:
А рядом – чайки галдят,
и яхты в небо глядят,
и тучи вверху летят,
словно стая утят. (Ломтик медового месяца)
Вообще, в стихотворениях Бродского не часто можновстретить морской пейзаж, конкретные детали, связанные с морем. Мы видим, чтоморе как часть какого-либо определённого ландшафта менее интересно Бродскому,чем море как философское пространство. Однако мы видим, что море большепространства, поскольку оно связано со временем: море интересно Бродскому как«зеркало» времени, как его мера. Время, вышедшее из моря, оказывается не простореальным астрономическим временем, а временем философским, бытийным.
Можно сказать, что время и пространство пересекаются вморе. Философское время-пространство связано с рождением и смертью – не менееважными мотивами поэзии Бродского. 3 Образ моря и тема рождения исмерти
Море в поэзии Бродского – это своего родапервосубстанция[15]. Из моря возникло всёживое, оно – начало всему:
Да, это море. Именно оно
пучина бытия, откуда всемы,
как витязи, явились такдавно… (Горбунов и Горчаков, XІІІ)
В связи с этим в Бродском просыпается древнее,первобытное начало:
Когда ландшафт волнист,
во мне говорит моллюск. (Тритон)
В море же – точнее, в Балтийском море – истоки поэзииБродского: в «Путешествии в Стамбул» Бродский говорит о географических истокахсвоей поэзии: «Я не историк, не журналист, не этнограф. Я, в лучшем случае,путешественник, жертва географии. Не истории, заметьте себе, географии. Это то,что роднит меня до сих пор с державой, в которой мне выпало родиться, с нашимпечально, дорогие друзья, знаменитым Третьим Римом»[16]:
Я родился и вырос вбалтийских болотах, подле
серых цинковых волн,всегда набегавших по две,
и отсюда – все рифмы,отсюда тот блёклый голос,
льющийся между ними, какмокрый волос… («Я родился и вырос в балтийских болотах…»)
Исследователь М. Лотман пишет, что в творчествеБродского мы встречаемся с парадоксальным сочетанием, когда тоска по домусочетается со стремлением к дому на чужбине, вдали от родного дома[17].Однако не вдали от моря. Если нельзя вернуться в Ленинград, то всегда остаётсявозможность возвращения к морю:
Когда так много позади
всего, в особенности – горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря. (С видом на море,VIII)

Таким образом, родиной Бродского становится некакая-то определённая точка на карте, а море. Сам Бродский в интервью с Е.Рейном говорит, что не смог бы жить вдали от моря, вдали от «края земли»[18].Мы видим, что с морем связано не только творчество Бродского, но и всё егосуществование:
Меня вспоминайте при виде волн! (Письмо в бутылке)
Но с морем связан не только мотив начала творческого ижизненного пути, но и мотив конца, смерти – другой постоянный мотив поэзииБродского. В первую очередь, это мотив собственной смерти. Например, стихотворение«Письмо в бутылке» – это предсмертное письмо лирического героя, написанноеперед тем, как корабль, на котором находится герой, окончательно затонет.Однако Бродский не испытывает ощущения безвыходности, тоски при мысли о смерти,если смерть эта – на море. Более того, море для Бродского – это естественныйконечный пункт.В стихотворении «Тритон» Бродский пишет:
Грустно думать о том,
что бывшее, скажем, мной

не сделается волной.
В мифологической и фольклорной традициях «перейти заморе» означает переход из этого мира в мир иной[19].Так, в последней сцене поэмы «Горбунов и Горчаков» Горчаков видит Горбунова,который «бредёт сквозь волны». И Горчакову также, вопреки его сомнению,поручается брести по морю за Горбуновым. Горчаков, следуя за Горбуновым,переходит в «мир иной», о котором мечтал Горбунов.
Море не убивает, оно поглощает, вбирает в себя, неразличая при этом живые тела от неодушевлённых предметов[20].Смерть на море таинственна, т. к. море не оставляет ни следов, ни свидетелей:
…Но откуда им знать о том,
что приключилось. Ведь не допросишь чайку,
ни акулу с её набитым ртом,
не направишь овчарку
по следу. И какие вообще следы
в океане? Всё это сущий
бред. Ещё одно торжество воды
в состязании с сушей.
В океане всё происходит вдруг.
Но потом ещё долго волна теребит скитальцев:
Доски, обломки мачты и спасательный круг;
Всё – без отпечатков пальцев. (Новый Жюль Верн, VI)
Таким образом, у Бродского нет чёткой границы междужизнью и смертью. В море сходятся не только время и пространство, но и рождениеи смерть.
Заключение
Итак, море – это один из важнейших элементов, черезкоторый видны все черты поэтической картины мира Бродского.
Образ моря у Бродского очень многогранен. Мы видели,что море возникает как часть определённого ландшафта, но очень быстроутрачивает предметное значение и приобретает бытийный характер. Однако море, благодарясвязи со временем, становится не просто пространством, а пространствомфилософским, а значит, более значительным, чем пространство в чистом виде. Мореобъединяет категории пространства и времени, и в связи с этим можно сказать,что эти категории единосущны.
Для человека море является освобождением от границ,рамок и углов, для материи – средством перехода в мир платоновских идей. Ноодновременно это освобождение означает уход из земной жизни. В связи с этимсила воздействия моря на человека двойственна: он одновременно и испытываетстрах перед стихией, и тянется к ней.
Таким образом, между жизнью и смертью нет чёткойграницы, жизнь и смерть так же единосущны, как и категории пространства и времени.
Однако мне бы хотелось сказать ещё и о тех эмоциях,которые испытывал сам Бродский по отношению к морю. Он, на мой взгляд,преодолел конфликт между страхом перед стихийной силой моря и желаниемоказаться рядом с ним. Бродский всегда стремился оказаться поближе к «водичке»,к водному пространству, но особенно притягивала его «серая» вода, вода русскогосевера и Петербурга. С тех пор, как Бродский вынужденно покинул родину, каждыйгод, на протяжении 20 лет, он приезжал в Венецию, в этот город на море,напоминающий Петербург. Море в жизни и творчестве Иосифа Бродского играетособую роль, оно часто наделено исключительными чертами. Оно становитсяуникальным не только в пределах Земли, но и в космосе:

Стоя на берегу
моря, морща чело,
присматриваюсь к воде,
я радуюсь, что могу
разглядывать то, чего
в галактике нет нигде. (Тритон) 
Источники
1.  Бродский И. Поклониться тени: Эссе. СПб., 2006. 256 с.
2.  Бродский И. А. Избранные стихотворения. Москва, 1994.469 с.Список литературы:
1.  Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. Москва, 1998.328 с.
2.  Ли Чжи Ен. Конец прекрасной эпохи. Творчество ИосифаБродского: традиции модернизма и постмодернистская перспектива. СПб., 2004. 164с.
3.  Лосев Л. Иосиф Бродский: опыт литературной биографии// Звезда, № 8, №9, 2006. С. 173-207, 170-212
4.  Лотман М. С видом на море // Таллин, март-апрель,1990. С. 113-116
5.  Лотман Ю., Лотман М. Между вещью и пустотой (изнаблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») // Лотман Ю. М. Опоэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 731-746
6.  Рейн Е., Человек в пейзаже // Арион, №3, 1996. С.54-61


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политика "ликвидации кулачества как класса"
Реферат Политическая деятельность Бабурина
Реферат Экзаменационные билеты по юридической психологии за первый семестр 2001 года
Реферат Политическая теория Платона
Реферат Экспериментальные исследования динамики смещений в разломных зонах
Реферат Развитие капитализма в Москве и Московской губернии
Реферат Политические и правовые учения в России во второй половине 17-18 вв.
Реферат Политическая культура: понятие, структура, типы
Реферат Политическая карта Европы
Реферат Политико-правовая идеология в странах Арабского Востока в средние века
Реферат Политическая пропаганда и ПР в системе политической коммуникации
Реферат Three Wishes Essay Research Paper On an
Реферат Политическая модернизация
Реферат Политическая система
Реферат "Мысль бывает светла, только когда озаряется добрым чувством..." В.О.Ключевский. (К. Г. Паустовский. "Мещерская сторона".)