Молодежная проблематика в современной русскойлитературе.
(По повести А. Бондаря«Барабанщица»)
Повесть Александра Бондаря«Барабанщица» представляется мне наиболее глубоким и интересным произведением,из всего написанного на молодежную тему за последнее время. В этой повестиавтор ставит перед читателем непростую проблему – проблему социальнойответственности подростка в современном российском обществе, а также проблемуответственности, которую несет общество за подростка.
В повести оюной барабанщице матерые преступники ложной добротой, фальшивой заботой одевочке долго прикрывали свое истинное лицо. Они ловко использовали в своихцелях одиночество и неустроенность Кати в семье, ее детскую доверчивость инеопытность.
В тот день,когда она стала барабанщицей школьного корниловского отряда, отца Кати, бывшегодесантника и ветерана Чечни, арестовали за уголовное преступление. Мачехавскоре вышла замуж и с новым мужем уехала в Москву. Катя вдруг осталась одна,без друзей.
Вскоре девочкапопадает в странную компанию, где ее окружают «будущая актриса» НаташкаКарякина, подозрительные молодые кавказцы – «отличные ребята», «авторитетный»Ашот… А позже – «добрый дядя» и мнимый «ветеран Афгана» старик Яков.
Непосильнойтяжестью ложится на плечи четырнадцатилетней девчонки ее неожиданная связь счужими людьми: Катя становится невольной участницей их преступлений.
Чем сталогрозить Кате одиночество? Что грозит вообще подросткам, которые предоставленысами себе, о воспитании которых никто всерьез не заботится? Кто отвечает засудьбу юной барабанщицы? Эти и другие вопросы ставит автор перед читателями.
Навсе события, происходящие в повести автор смотрит газами главной героини. Этопозволяет ему глубже раскрыть внутренний мир подростка. Такой приемсамораскрытия героя характерен для этого писателя. Душевные переживанияперсонажей Александр Бондарь нередко раскрывает так, что его рассказ по форместановится близок монологу героя.
«Нотревога — неясная, непонятная — прочно поселилась в этой квартире. То онавозникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь поночам под видом почтальона или случайно запоздавшего гостя, то пряталась вуголках глаз вернувшегося с работы Катиного отца.» Это был своего рода сигнал онаступающей беде.» Вскоре в доме произвели обыск, и отца забрала милиция. ДляКати это большое эмоциональное потрясение. «До свидания! — думала она об отце.- Сейчас мне двенадцать, через пять — будет семнадцать, детство пройдет, и вэти годы мы с тобой больше не встретимся».
Ноюную барабанщицу ждут впереди еще более суровые испытания. Все тревожней ибеспокойней становится у нее на душе. Неясное предчуаствие новой бедыусиливается, нагнетается в каждом последующем эпизоде: «непонятная тревогавпорхнула в комнату, легко зашуршала крыльями, осторожно присела у Катиногоизголовья и, в тон маятнику от часов, стала её баюкать».
Бедапришла в дом вместе с «добрым дядей» и стариком Яковом. Все напряженнейстановится обстановка, все острее идет внутренняя борьба.
Катяпоняла, что ее новые друзья – матерые бандиты и убийцы, страшные люди. Ееохватили отчаяние и ужас, когда она догадалась, что перед ней убийцы Славкиногоотца – военного инженера, работавщего над сверхсекретным правительственнымзаказом.
Разговорысо Славкой о России и о героях далекой гражданской войны – участниках белогодвижения, светлые воспоминания об отце помогают Кате принять правильное решение- оставить ненавистных чужаков:
«Пустьуйдут эти страшные люди. Мне их не надо… Уходите подальше! Я одна. Я хочубыть одна!»
Нотут, в этот момент, какой-то настойчивый внутренний голос обращается к девочке.Убийцы не должны уйти безнаказанно – говорит он.
«Какуйдут? — строго спросил Катю кто-то изнутри. — А разве можно, чтобы бандиты ишпионы на твоих глазах уходили, куда им хочется?»
Катярастерянно огляделась и увидела между камнями пожелтевший лопух, в который былзавёрнут браунинг.»
Авторпоказывает упорную внутреннююю борьбу Кати с самой собою. Трудные повороты сознания,переход от одного чувства к другому исследуются писателем точно, достоверно. Игероиня, перешагнув через себя, через собственный, воспитанный нашим временемэгоизм, вдруг совершает настоящий героический поступок – поступок, которыймогла бы совершить только настоящая корниловская барабанщица – барабанщица издалекого восемнадцатого года, с которой Катя отождествляет себя, и на которуюона старается быть похожей.
««Выпрямляйся, барабанщица! — повторил ей всё тот же голос. Выпрямляйся, пока не поздно».
— Хорошо! Я сейчас, я сиюминуточку, — виновато прошептала Катя. Но выпрямляться ей не хотелось...
«Выпрямляйся, барабанщица! — ужетепло и ласково подсказал ей всё тот же голос. — Встань и не гнись! Пришлапора!»
И Катя сжала браунинг. Встала ивыпрямилась… Катя выстрелила. Раз, другой, третий...»
В повести о барабанщице АлександрБондарь обратился к очень важной проблеме нашего времени – проблеменравственной ценности человека – и прекрасно решил ее на современном жизненномматериале.
Разговор о подвиге и героизме вповести тесно переплетается с проблемами морали, с вопросами человеческойдружбы, верности, любви. Это единство обусловливается нравственной атмосферойпроизведения, в котором главное – формирование лучших черт характера в тяжелыхжизненных испытаниях.
Критика не раз отмечала, что в большинствепроизведений писателя присутствует задушевно-личрическая струя, и что такие,казалось бы разные по тематике и по охвату событий произведения, как «Годчерной обезьяны», «Ночной кабак», «Барабанщица», «Огни ночного шоссе», близки иродственны между собой по своей лирической интонации, романтичности авторскогомировосприятия, остроте психологических конфликтов.
Талант Александра Бондаря проявляется и в тойбережности, осторожности, с которой он касается самых заветных чувств человека.Постепенно раскрывает художник внутренний мир Кати, ее тоску и раздумье оботце, догадки и предположения о случившемся:
«Отец был хороший, — подумала сейчас Катя...
Но как же, всё-таки, это случилось? Вот одниговорят, что «довела любовь», другие, что виноват сам...»
Мысль об отце не покидает Катю всамые трудные минуты. Горе так велико, что нельзя даже плакать, на душе пусто ихолодно. И Катя вспоминает: «… как усаживал он её за весла, и они плыливечером вдвоём по реке. (Отец брал на прокат лодку.)
— Папа! — просила его Катя. — Расскажи про войну.
И он рассказывал… А Катясмотрела на тёмную, неподвижно застывшую воду Кубани и слушала еговнимательно.»
Автор создает живой, эмоционально насыщенныйобраз. Повесть «Барабанщица» привлекает читателя правдой, прямым и честнымразговором о жизни с ее сложностями, трудностями, теневыми сторонами. В остройборьбе за торжество справедливости герои повести выходят победителями.«Барабанщица» — это повесть о борьбе человека честного, прямого и искреннего.Это вклад автора в дело воспитания характера личности человека, живущего вновой, демократической России.