Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Многоголосие детской поэзии двадцатого столетия. А. Барто

Министерствообразования и науки УР
ГОУ СПО «Воткинскийпедагогический колледж им. П.И. Чайковского»
Контрольнаяработа №1
по детскойлитературе с практикумом по выразительному чтению
Тема:«Многоголосие детской поэзии двадцатого столетия. А. Барто»
2011 год

План
Введение
1.Поэтическое творчество А.Барто
1.1Краткие биографические сведения
1.2Особенности поэтического творчества
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Значение поэзии ввоспитании дошкольников
Духовность, культура,цивилизованность общества в конкретный момент его развития могут определяться,в частности, двумя величинами, объективно не зависимыми друг от друга. Речьидет детстве и… поэзии, а также об их представлении о взаимосвязи этихявлений.
Начало прошлогостолетия отмечено примерами незаурядного внимания к тому, как ребеноквоспринимает поэтическое слово, и стремлением помочь ему освоить достижениялитературной классики, не споткнувшись о барьеры и собственной неопытности, иязыковых эталонов выражения мысли в произведениях изящной словесности.
Вообще большинствопервых детских книжек — стихотворные. Да и сами малыши явно отдают предпочтениестихам. И это неудивительно: ритм, рифма, яркие, лаконичные образы,выразительные аллитерации помогают малышу концентрировать внимание, лучшепредставить себе, о чем говорится в стишке. Быть может, вам коротенькиечетверостишия про мишку, которого уронили на пол или бычка, боящегося свалитьсяс доски, и кажутся примитивными и банальными, но ничего лучшего для маленькихдетей пока еще никто не придумал. Сегодня Агния Барто, Самуил Маршак и КорнейЧуковский, как и пятьдесят лет назад, остаются в верхних строках хит-парададетской поэзии.
Очень важно самогораннего детства приучать кроху не только к коротеньким детским стишкам, но и кнастоящей, большой поэзии. Стихи воспитывают в малыше особое, вдумчивое, я бысказала, непрагматическое отношение к литературе. Ведь очень часто бывает, чточеловек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительногопримера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться иповеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения. А лирическая поэзия всегоэтого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма,окунуться в стихию чистого чувства. Дети,которым читают много стихов, обладают великолепной памятью и чувством ритма,безо всякого труда запоминают длинные тексты.
Чудодейственныесвойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если онплачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Еслиребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановятзабияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитиюречи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образныеопределения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладетьсвязной речью.
Секрет воздействияхудожественных произведений – в представлениях, которые они вызывают у юныхслушателей, заставляя их мыслить, сопоставлять, делать выводы, познаватьмудрость и силу вымысла, в эмоциях, ими порождаемых.

1. Поэтическоетворчество А. Барто
БАРТО, АГНИЯ ЛЬВОВНА(1906–1981), русская поэтесса. В 1925 были опубликованы ее первые стихотворения«Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». За ними последовали «Первоемая» (1926), «Братишки» (1928), после публикации которыхК.И.Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Некоторыестихотворения были написаны совместно с мужем, поэтом П.Н. Барто («Девочкачумазая» и «Девочка-ревушка», 1930).
После выхода в светцикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» (1936), атакже стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала однимиз самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведенияиздавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы исюжеты этих стихов оказались близки и понятны миллионам детей.
Агния Барто написаласценарии кинофильмов «Подкидыш» (1940, совм. с актрисой РинойЗеленой), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000мальчиков» (1962, совм. с И.Окадой). Ее стихотворение «Веревочка»было взято режиссером И.Фрэзом за основу замысла фильма «Слон и веревочка»(1945).
В годы ВеликойОтечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала нафронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. Ее стихивоенных лет (сборник «Подростки», 1943, поэма «Никита»,1945 и др.) носят в основном публицистический характер, проникнуты лозунговымпафосом, некоторые из них содержат прямые обращения к Сталину – «отцународа». За сборник «Стихи детям» (1949) Барто была присужденаГосударственная премия (1950).
О воспитанникахдетского дома рассказывается в поэме Барто «Звенигород» (1948).Втечение девяти лет Барто вела на радио передачу «Найти человека», вкоторой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью быловоссоединено около 1000 семей. Об этой работе Барто написала повесть «Найтичеловека» (опубл. в 1968).
В «Запискахдетского поэта» (1976) поэтесса сформулировала свое поэтическое ичеловеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».Многочисленные поездки по разным странам привели ее к мысли о богатствевнутреннего мира ребенка любой национальности. Подтверждением этой мысли сталпоэтический сборник «Переводы с детского» (1977), в котором Бартоперевела с разных языков детские стихи.
В течение многих летБарто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, былачленом международного Андерсеновского жюри. В 1976 ей была присужденаМеждународная премия им. Х.К.Андерсена. Стихи Барто переведены на многие языкимира.
1.1Краткие биографические сведения
Барто Агния Львовна(настоящая фамилия Волова) (1906-1981), русская поэтесса. Родилась 4 (17)февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнеевоспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где испытываятворческое влияние А.А. Ахматовой и В.В. Маяковского, начала писатьстихотворные эпиграммы и зарисовки. Одновременно занималась в хореографическомучилище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихиБарто, посоветовал ей продолжать писать.
Первым мужем АгнииЛьвовны был поэт Павел Барто. Совместно с ним она написала три стихотворения — «Девочка-рёвушка»,«Девочка чумазая» и «Считалочка». В 1927 году у них родилсясын Гарик. Вскоре после его рождения супруги развелись. Весной 1945 года Гариктрагически погиб в возрасте 18 лет. Катаясь на велосипеде, он был сбитгрузовиком. Вторым мужем Агнии Львовны был советский теплоэнергетикчлен-корреспондент АН СССР Андрей Щегляев, вместе с которым они прожили почти50 лет. От этого брака у них родилась дочь Татьяна Щегляева.
В 1970-м умер ее муж,Андрей Владимирович. Последние несколько месяцев он провел в больнице, АгнияЛьвовна оставалась с ним. После первого сердечного приступа она боялась за егосердце, но врачи сказали, что у Щегляева рак. Казалось, она вернулась в далекийсорок пятый: у нее снова отнимали самое дорогое.
Она пережила мужа наодиннадцать лет. Все это время не переставала работать: написала две книгивоспоминаний, более сотни стихов. Она не стала менее энергичной, только началастрашиться одиночества. Часами разговаривала с подругами по телефону, стараласьчаще видеться с дочерью и внуками. О своем прошлом вспоминать по-прежнему нелюбила. Молчала и о том, что десятки лет помогала семьям репрессированныхзнакомых: доставала дефицитные лекарства, находила хороших врачей; о том, что,используя свои связи, много лет «пробивала» квартиры — порой длялюдей совершенно незнакомых.
Ее не стало 1 апреля1981 года. После вскрытия врачи были потрясены: сосуды оказались настолькослабыми, что было непонятно, как кровь поступала в сердце последние десять лет.Однажды Агния Барто сказала: «Почти у каждого человека бывают в жизниминуты, когда он делает больше, чем может». В случае с ней самой это былане минута — так она прожила всю жизнь.
1.2 Особенностипоэтического творчества А. Барто
Большинство стиховАгнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стильочень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Вольфганг Казакназывает их «примитивно рифмованными». Автор как бы разговаривает сребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но врифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница.Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавнослучившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей поименам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «НашаТаня горько плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» —речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такиенедостатки, а вовсе не о детях-читателях.
Стихи Агнии Бартокажутся нам такими простыми, невесомыми, рожденными словно на одном дыхании.Однако на самом деле каждое из ее произведений – плод долгой, упорной,сосредоточенной работы над словом и смыслом. Каждый звук ее произведенийвыверен и стоит на своем месте, образуя удивительный ритмический рисунок (незря ее кумиром в молодости был Владимир Маяковский), каждое слово стоит насвоем месте и кажется, будто иначе и не могло быть написано любое из еестихотворений. Но это совершенство давалось ей вовсе не так легко. Онапереписывала стихи по много раз, зачитывала их знакомым (тоже известнейшимдетским писателям, таким, как Сергей Михалков, Лев Кассиль, Корней Чуковский),членам семьи и, конечно, самым важным ценителям – маленьким детям. Она чуткоприслушивалась к критике, но в то же время была готова отстаивать свою позициюдо последнего, если считала ее единственно верной. Она не хотела, чтобы под ееименем в свет вышла хоть одна единственная строчка, которую она сама сочла быневерной или фальшивой. Именно эту честность перед собой и своими читателями иумели без всяких слов почувствовать дети.
В чем же секретнепреходящего успеха стихотворений Агнии Барто? На первый взгляд, ониудивительно просты, подчас даже примитивны, а так как все мы знаем их почтинаизусть, нам кажется, что ничего необыкновенного в них нет и быть не может. Нона самом деле каждое стихотворение Барто – это маленькое открытие. Для того,чтобы описать бычка, шагающего по качающейся доске, без которого мы и непредставляем себе детства, его надо было сначала разглядеть. А для этого нужноуметь смотреть на мир под совершенно особым углом, уметь видеть самыеобыкновенные с точки зрения взрослого человека вещи глазами ребенка. Именноэтим даром Агния Львовна была наделена сполна.
Агния Барто умелаговорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждуюее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Онараскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, даваяему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки,добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских «пороков»всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира. Не случайноименно Агния Львовна вывела теорию о том, что внутренний мир ребенка необычайнобогат, разнообразен и ярок, вне зависимости от национальной принадлежности.Мысль о том, что все дети говорят на одном языке, породила замечательныйсборник «Переводы с детского», в котором поэтесса опубликовала стихи,написанные ребятами разных стран.
Барто прекраснопонимала, что смех — самая короткая дорожка к сердцу человека, особенномаленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота исвежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бына время забыть свою серьёзность" — именно так говори о творчестве самогодетского поэта страны Самуил Яковлевич Маршак. Также он заметил, что эти стихи- игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор. Они принимают каждую строчку,потому что это и есть настоящие детские стихи — серьезные и веселые, без разныхуменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения,обращаясь к детям. А разве вы слышали когда-нибудь, чтобы сами дети, играя другс другом, лепетали: игрушечки, моторчик, куколка, вкусненький. Все эти слова,увы, из речи взрослых. Сами же ребята выражают свои мысли очень точно, ясно,без жеманства и ужимок. И так «по-детски» в лучшем смысле этого словаудается писать тем, кто видит в поэзии для детей подлинное доброе призвание.
И каждый раз эти словаподтверждались на практике. Барто часто приходилось путешествовать не только потерритории Советского Союза, но бывать в различных заграничных командировках. «Каждыйребенок не зависимо от своей национальной принадлежности имеет свой богатыйвнутренний мир и ему необходимо помочь адаптироваться в окружающем мире. В этомглавная задача взрослых» — не уставала говорить Барто.

Заключение
На стихах советскойпоэтессы Агнии Львовны Барто выросло не одно поколение детей нашей страны. Сгодами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряютактуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны,неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи.
Поэзия, по ее глубокомуубеждению, «готовит ребенка с малых лет воспринимать добро,справедливость, дружбу, человечность». Она призвана охранять нравственнуючистоту детей, откликаться на их интерес к современности, раскрывать перед нимимир.
Поэзию Агнии ЛьвовныБарто так же применяется и в работе с дошкольниками, например из «Программыобучения и воспитания в детском саду» под ред. А.Васильевой, В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой (3-е издание М 2005 г.) по каждой возрастной группе произведенияА. Барто используются для чтения и заучивания наизусть.
В программе на первыйплан выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становлениеличности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Программа охватываетчетыре возрастных периода физического и психического развития детей: · раннийвозраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста) — спомощью любимых игрушек инсценировать стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»),«Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»);· младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы) — «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик»,«Грузовик» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»;А. Барто, П.Барто «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая»Длязаучивания наизусть — «Мишка», «Кораблик»; · среднийвозраст — от 4 до 5 лет (средняя группа) — «Уехали», «Я знаю,что надо придумать». Для заучивания наизусть — «Я знаю, что надопридумать»; · старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая иподготовительная к школе группы) — «Веревочка».
поэзиядошкольник барто стих

Список используемойлитературы
1.Детская литература: учебник для студ. проф. учеб. заведений./ Под ред. О. Е.Путиловой. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2008.
2.Журнал «Детская литература»
3.ru.wikipedia.org/wiki/Агния_Барто
4.Сивоконь С. Уроки детских классиков. – М.: «Детская литература»,1990.
5Соловьев Б., Мотяшов И. Агния Барто. Очерк творчества. – М.: «Детскаялитература», 1979.
6.www.kostyor.ru/biography/?n=111


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.