КалининградскийГосударственный Университет
Факультетславянской филологии и журналистики
МЕТАФОРЫ В ПОЭЗИИ
АЛЕКСАНДРА БЛОКА
Введение
Преждечем переходить непосредственно к метафорам в поэзии Александра Блока, скажемнесколько слов о том, что собой представляет метафора.
Метафоравозникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам.Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка илитаксономический сдвиг. Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу,в который он входит, и включает его в категорию, к которой он не может бытьотнесен на рациональном основании.
Сравниваяобъекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение,но и противопоставление, исключая из него содержащий отрицание термин.
Метафоравыполняет две основные функции – функцию характеризации и функцию номинациииндивидов и классов объектов. Они четко противопоставлены в субстантивнойметафоре. В первом случае существительное занимает место таксономическогопредиката, во втором – субъекта или другого актанта.
Исходнойдля метафоры является функция характеризации. Занимая позицию предиката,метафора постепенно утрачивает предметное значение и вместе с тем большую частьвходящих в него семантических компонентов. Смысл метафоры ограничиваетсяуказанием на один или немногие признаки.
Употреблениеметафоры в актантной позиции вторично. В русском языке оно поддерживаетсяуказательным местоимением.
Естественноедля себя место метафора находит в поэтической (в широком смысле) речи, вкоторой она служит эстетической цели. Метафору роднят с поэтическим дискурсомследующие черты: нераздельность образа и смысла, отказ от принятой таксономииобъектов, актуализация далеких и «случайных» связей, диффузность значения,допущение разных интерпретаций, отсутствие мотивации, апелляция к воображению,выбор кратчайшего пути к сущности объекта.
Именнопоэтому в поэзии Блока метафора является естественной составной частью. Однаконадо заметить, что у Блока (как и у других символистов) метафора используетсячрезвычайно широко. Этому способствует тот факт, что символ, как отмечаютмногие исследователи, по своей форме и содержанию близок к метафоре.
Глава 1. Метафористический образ
«Прекрасной Незнакомки»
Несомненно,наибольшее количество метафор в поэзии Блока отдано женщине. Блоковская женщина– это и Прекрасная Дама, и ее Чародейный, Единый Лик (все с большой буквы!), изнаменитая Незнакомка. Женщина Блока – и проститутка («В темной комнате тыобесчещена…»), и королевна, и «звезда мечтаний нежных» (в стихотворении «Я вдольний мир вошла, как в ложу»), и «царица блаженных времен», и «отзвукзабытого гимна» (в стихотворении, которое так и называется: «Ты – как отзвукзабытого гимна…»), и «бред моих страстей напрасных» (в «О да, любовь вольна,как птица…»)… Продолжать можно, несомненно, еще долго, с чем согласится каждый,кто читал Блока.Она была – живойкостер
Из снега и вина…
Такпишет Блок о Незнакомой в стихотворении «Зачатый в ночь, я в ночь рожден», ивкладывает ей в уста следующие строки: «Я, как метель, звонка». Некоторыестихотворения начинаются прямо с метафоры, раскрывающей дальнейшие строки: «Ты,как отзвук забытого гимна…» (о Кармен) и дальше: «И твоя одичалая прелесть –как гитара, как бубен весны!».
Такимобразом, метафора позволяет передать Блоку его отношение к женщине в ееразличных ипостасях. Образ женщины расчленяется на различные составляющие, иБлок для каждого из стихотворений выбирает тот или иной, отвечающий сути, ивоплощает его с помощью символа, а следовательно – с помощью метафоры. Врезультате женщина у Блока предстает перед нами во всем многообразии образов,которые представлял собой поэт.
Иногдаметафорами Блок рисует взаимоотношения мужчины и женщины. Типичный пример –стихотворение «Девушке»:
Ты перед ним – что стебель гибкий,
Он пред тобой – что лютый зверь…
Через две незамысловатыеметафоры Блок передает нежность и невинность девушки – и грязную, пошлую,жестокую сущность мужчины. Дальнейшие строки стихотворения служат, по сути,лишь раскрытию этих двух метафор, данных в первых строках.
Глава2. Метафора в портрете и пейзаже
Чрезвычайночасто использует Блок метафору для обрисовки внешности, а через внешность –характера героя.
В «Снежном вине» мы читаем оневинной улыбке в «тяжелозмейных волосах», в стихотворении «Я помню нежностьваших плеч» — «волос червонная руда», в стихотворении «Я в дольний мир вошла,как в ложу» — «крылатые глаза», и такая прекрасная, необычная и яркая метафоракак:
Взор мой – факел, к высям кинут, Словно внебо опрокинут
Кубок темного вина!
Илине менее интересная метафора (точнее целая низка, словно низка бус, метафор) встихотворении «Сердце предано метели»:
Пронзай меня,
Крылатый взор,
Иглою снежного огня!
Аиногда метафора помогает Блоку воссоздать картину окружения человека, егоодежду – и через это – как через символ – его характер, жизнь, сущность. Так,интересна метафора в стихотворении «В темной комнате ты обесчещена…»:
Шлейф ползет за тобой и треплется,
Как змея, умирая в пыли…
И не надо дополнительныхописаний внешности и одежды девицы с улицы – мы отчетливо видим не только то,во что она превратилась, но и состояние ее души, ее суть и смысл существования.Так одна-единственная метафора у Блока (одна, кстати, на все стихотворение)вмещает в себя целый абзац, если не целую страницу, если ее расшифровывать.
Яркая метафора дана в поэме«Возмездие» — «Победоносцев над Россией простер совиные крыла». Конечно, можнобыло бы долго говорить о том, какой консерватор был этот Победоносцев, что онпринес России, как была заглушена свободная мысль – но насколько ярче, звучнее,выразительней звучат строки о «совиных крылья» над многострадальной Россией! Имы словно видим этот мрак, который принес с собой Победоносцев.
Явленияприроды Блок также передает через метафору: «драгоценный камень вьюги» (встихотворении «Второе крещенье»), «снежные иглы», «снежных вихрей подъятыймолот», «вихрь звездный» и «жезл померкшего царя» для изображения зари (в«Настигнутом метелью»), «месяц ладью опрокинул…» и «душит красавица ночь» (в «Скаждой весною пути мои круче»), «весенний ливень бурных слез» (в «Я помнюдлительные муки…»).
Наиболееярким примером будет, наверное, следующий отрывок из «Поля Куликова»:
Опять надполем Куликовым
взошла ирасточилась мгла,
И,словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла…
Здесь уже метафора обрисовываетне только и не столько состояние природы, сколько через состояние природы какчерез символ – состояние исторического момента, которые, между прочим, Блоксчитал для истории России символическим.
Метафораиспользуется Блоком и для характеристики философских понятий. Например, Смерть(с большой буквы) у него – «третье крещенье» (в стихотворении «Второекрещение»).
Россия,Русь, также становится объектом метафоризации: «разбойная краса», «а ты все таже – лес, да поле» в стихотворении «Россия», которая под пером поэтаотождествляется с женщиной: «…твои прекрасные черты…».
Ав поэме «Опять на поле Куликовом…» Россия для Блока – «жена моя!» — таквосклицает поэт.
Заключение
Взаключение отметим, как сам Блок оценивал свои стихи: в его оценке сразу видната роль, которую он отводил символу, а через это мы можем понять, какова былароль метафоры в его поэзии.
Так,Александр Блок писал, что «Стихи о Прекрасной Даме» — «ранняя утренняя заря»,«те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».
«Нечаяннаярадость» — «первые жгучие и горестные восторги», «первые страницы книги бытия»,«чаши отравленного вина», «полувоплощенные сны».
«Земляв снегу» — «плод грустных восторгов», «чаша горького вина».
Дажедля стихов у Блока есть метафоры: «рифм веселых огоньки» в стихотворении «Оничитают стихи».
Изэтих примеров видно, что сам Александр Блок подходил как к символу даже не кслову, не к строке, не к стихотворению – целые стихотворные сборники были длянего символами, и он описывал их содержание с помощью метафор.
Блок, несомненно, символист, иего стихотворения построены на символах. Тем важнее в поэзии Блока рольметафоры, которая позволяет передать воплощенные в символы чувства и мыслиавтора.
Метафора у Блока играетчрезвычайно важную роль – она позволяет и показать отношение автора кописываемому предмету (явлению), и обрисовать с помощью метафоры образ, и дажесравнить несколько образов на основе метафор. Несомненно, что без метафор Блокупришлось бы передавать в нескольких строках (или даже строфах) то, что онговорит в двух-трех словах, и главное – потерялась бы та яркая образность,которую так ценят любящие и знающие поэзию Блока.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Блок А. собрание сочинений вшести томах. Т. 1, 2. Л, 1980.
2. Павлович Н. В. Язык образов.Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995.
3. Павлович Н. В. Очерки историиязыка русской поэзии ХХ века. Образные средства поэтического языка и ихтрансформация. М., 1995.
4. Русский язык. Энциклопедия.М., 1997.