Содержание
Ведение. 2
Любовь и деньги в романе «Евгения Гранде». 3
Заключение. 8
Список использованной литературы… 9
Ведение
Создавая «Человеческую комедию», Бальзакпоставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился кправдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной,действительной жизни его современников.
Одной из многих тем, звучащих в его произведениях,является тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации душипод влиянием золота.
Это особенно ярко отражено в двух известных произведенияхБальзака — «Гобсек» и «Евгения Гранде».
Произведения Бальзака не утратили своей популярности и внаше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди людей старшеговозраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души,стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книгиБальзака — настоящая кладовая жизненного опыта.
Любовь и деньги в романе «ЕвгенияГранде»
Тема романа — злая сила денег, разрушающая истинночеловеческое в человеке. Действие развивается в провинциальном французскомгородке. Наиболее значительный образ романа — скряга, накопитель, старый купецГранде. [4, С. 85]
Знакомя читателя со своим «героем», Бальзак прежде всегоописывает ту обстановку, в которой Гранде живёт и действует: улицу впровинциальном городке Сомюре, быт и нравы её обитателей. Затем следуеткраткая, но обстоятельная биография героя с приведением точных дат, причёмписатель сразу же выделяет главное в жизни и личности Гранде — его карьерунакопителя. Необходимыми данными становятся скупые цифры — обозначение денежныхсумм, показателей постепенного возрастания капитала.
Сорокалетний бочар Гранде женился на дочери богатоготорговца лесными материалами и употребил приданое жены и собственные наличныесредства — две тысячи луидоров — на покупку виноградников. С этого моментаначинается история его неуклонного обогащения. В 1806 г., — пишет Бальзак, — «он вёл хозяйство на ста виноградниках, которые в урожайные годыприносили ему от семисот до восьмисот бочек вина. У него было старое аббатство,где ради бережливости он заштукатурил окна, стрелки сводов и витражи, что их исохраняло; да ещё — сто двадцать семь арпанов лугов, где росли и увеличивалисьв размерах три тысячи тополей, посаженных в 1793 году. Наконец, дом, где онжил, принадлежал ему». Перед нами точная деловая опись имущества, причёммимоходом подчёркиваются существенные детали, характеризующие Гранде: егобережливость, умелое употребление своих капиталов. В 1817 г. «люди сообразительные говорили: «Папаша Гранде? У папаши Гранде верных 6—7 миллионов».
В описании образа жизни и внешности скряги авторОбнаруживает замечательное мастерство очерковой зарисовки, точно выраженнойреалистической детали: «Он никогда не производил никакого шума и, казалось,экономил на всем, даже на движении». «Перчатки, прочные, как у жандармов,служили ему двадцать месяцев, и, чтобы не пачкать, он клал их на поля своейшляпы, всегда на одно и то же место, заученным движением». [4, С. 90]. Каждаячерта здесь существенна; это не только описание, но в то же времяхарактеристика. Обрисовав героя, Бальзак переходит к его дому и домочадцам.Изображение вещной обстановки служит писателю для характеристики действующихлиц. Вне этих вещей обитатели буржуазного мира не существуют, вещи — раковина,на которой отпечатлелся облик владельца.
После обстоятельной экспозиции развёртывается действиеромана. Оно необычайно просто, никаких выдающихся событий, никаких усложнений всюжетной линии. В мрачный дом старого скряги приезжает племянник, юный парижскийщеголь Шарль Гранде; отец его, брат «папаши» Гранде, разорился и покончил жизньсамоубийством. Молодой человек живёт некоторое время у своего негостеприимногодядюшки, который ни сантимом не желает поступиться, чтобы помочь ему. ДочьГранде, Евгения, глубоко полюбившая парижского кузена, отдаёт ему все своиличные накопления — новенькие блестящие луидоры, подарки, которые делал ей отецкаждый год в день рождения. Это точка высочайшего напряжения в романе. Самыесильные и драматические переживания действующих лиц связаны именно с этиммоментом (страхи дочери, негодование и ярость отца, страдания матери). Шарльуезжает в Индию, поклявшись Евгении в любви. Он обогащается на чужбине,становится прожжённым дельцом и забывает кроткую и верную провинциальнуюкузину, мечтая о более блистательном браке с аристократкой (что он иосуществляет по возвращении в Париж). Папаша Гранде тем временем при помощитонко обдуманных и проведённых денежных операций, умело используяобстоятельства, наживается и на разорении своего брата, и на других выгодныхспекуляциях.
Стремясь только к обладанию, к деньгам, он губит жизньсвоих близких: сводит в могилу безответную, порабощенную и обезличенную имжену, мучит и тиранит дочь Евгению и находит усладу лишь в созерцании золота.Доведя своё состояние до семнадцати миллионов, скряга умирает. Когда священник,приехавший причащать умирающего, поднёс к его губам позолоченное распятие, «онсделал страшное движение, чтобы его схватить». Необычайно красноречиво егопоследнее напутствие дочери: «Береги всё! Ты дашь мне ответ там!» — сказал он,доказывая этим, что христианство должно быть религией скупцов». [1, С. 115]
Бальзак прослеживает рождение и развитие страсти кнакоплению и показывает губительность её действия. Гранде — сильная личность,но его внутренняя сила, все его своеобразные дарования — прозорливость,точность расчёта, умение примениться к обстоятельствам и «оседлать» их,изумительная выдержка, железная воля — направлены к достижению одной низменнойэгоистической цели — личному обогащению. Как и для Гобсека, деньги для негостановятся самоцелью, единственным наслаждением, началом и концом бытия. Мывидим, как разрастается эта гибельная страсть, превращаясь в мономанию, видим,как поглощает она все другие чувства и привязанности. Бальзак выступает здеськак психолог-реалист. Он показывает реальные обстоятельства, в которыхформируется страсть к накоплению, среду, в которой она развивается; он обобщаетв образе Гранде тенденции, типичные для определённого исторического периодаразвития французской буржуазии. Вместе с тем писатель достигает в этом романе иболее широких обобщений, выявляя всю разрушительность страсти к накоплению,которая остаётся главенствующей в буржуазном обществе и на следующих степеняхего развития.
В тлетворной атмосфере погони за деньгами гибнут высокиечувства, лучшие возможности, заложенные в человеке. Трагедия такой гибелизапечатлена в образах представителей молодого поколения — Евгении и ШарляГранде. Евгения — жертва того общества, где царит страсть к стяжанию. Онолишило её всего самого дорогого, погубило её заветные мечты, смяло и выжглоединственное и лучшее её чувство, в «ледяной воде эгоистического расчёта»потопило оно живые порывы её души.
Бальзак в противоположность романтикам не привноситникакого мелодраматизма в повествование о любви и жизни своей героини. Внешнеона не претерпевает катастроф; никаких романтических эффектов не допускает писатель.Ничто не изменяется в образе жизни Евгении пи после приезда Шарля, ни за долгиегоды ожидания, ми после гибели её надежд и смерти отца. Ни воплей, ни бурныхсцен, ни попыток к самоубийству. Но под этой обманчиво спокойной поверхностью,в глубоких тайниках ей души разыгрывается жестокая трагедия. Вянет «лучший щитжеланий», иссякают внутренние силы, надломлена и приостановлена жизнь.Общество, в лице самых близких и дорогих ей людей — отца и возлюбленного —убило, задушило живое в ней. Евгения мертва при жизни. После крушения своихнадежд она живёт, как автомат, это только внешнее существование, движение ноинерции.
И жестокая правдивость этой трагедии в том, что независимоот своей воли Евгения становится по внешнему образу жизни наследницей своегоотца. Она сохраняет навыки бережливости, мелкого скопидомства и набожности, привитыеей с детства. Она как бы осуществляет предсмертное завещание папаши Гранде:«Береги всё! Ты дашь мне ответ там!», — в свою очередь доказывая этим, что «христианстводолжно быть религией скупцов». [3, С. 66]
В развитии образа Шарля Гранде Бальзак выявляет действиетех же законов буржуазного мира, которые разрушили жизнь Евгении, хотя судьбаэтого героя складывается совсем по-иному. Если Евгения пассивная жертва, тоШарль активно приспособляется к волчьим законам буржуазного общества и самстановится хищником-стяжателем. Он «сделался чёрств и алчен». И характерно, что«отшлифовываются» его качества стяжателя и буржуазного дельца в СоединённыхШтатах Америки. Это важная деталь, она подчёркивается и в биографиях некоторыхдругих бальзаковских персонажей, носителей наиболее отрицательных черт.
Каждый из персонажей романа, даже второстепенных,отличается жизненной правдивостью. И безответная страдалица — жена Гранде, иверная служанка Нанета-громадина, и представители буржуазных семейств, вхожих вдом Гранде, — Крюшо и Грассены — все они орудия в руках деспотического скряги —старика Гранде, его деньги властвуют над их судьбами.
Положительного героя — в подлинном смысле этого слова — вромане нет. Однако носителями лучших душевных качеств и здесь выступают простыелюди, люди труда. Хотя Нанета порабощена и обезличена скрягой Гранде, в нейкроются истинные внутренние богатства. Она верна, трудолюбива, тверда,бескорыстна и самоотверженна, но все эти добродетели принадлежат старикуГранде. «Нанета допустила надеть на себя ошейник, утыканный гвоздями, которыеуже не кололи её».
Круг действующих лиц ограничен, но тем не менее жизнь провинциальногогородка, взаимные отношения и деятельность его обитателей отражены с полнотой иглубиной. Вместе с тем в романе выявлена связь провинции с Парижем, которогодостигают щупальцы папаши Гранде. Таким образом, маленький городок Сомюр,представленный во всём его своеобразии и типичности, является как бы одной изячеек большого буржуазного мира.
Заключение
На страницах романа «Евгения Гранде» перед намиразворачивается картина провинциального французского общества XIX века. Вцентре романа непростая и великая судьба женщины, умевшей чувствовать, любить,страдать, посвящать свою жизнь без остатка — Евгении Гранде.
Любовь к деньгам оказывается сильнее естественной любвилюдей друг к другу. Деньги убивают все человечное в людях.
Список использованной литературы
1. Бальзак, О. Гобсек. Евгения Гранде / О. Бальзак; пер. с фр. – Львов:Каменяр, 1984. – С. 11-16.
2. Грифцов, Б.А. Как работал Бальзак / Б.А. Грифцова. – М.: Сов. писатель,1937. – 154 с.
3. Муравьева, Н.И. О. Бальзак: пособие для учителей средней школы / Н.И.Муравьева. – М.: Просвещение, 1952. – С. 62-66.
4. Муравьева, Н.И. Оноре Бальзак: очерк творчества / Н.И. Муравьева. – 2-еизд. – М.: Просвещение, 1958. – С. 85-93.