Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Литературно-художественный стиль

Содержание
 
Введение
1. Литературно-художественный стиль
2. Образность как единица изобразительностии выразительности
3. Лексика с предметным значением какоснова изобразительности
Заключение
Литература

Введение
В зависимости от сферы примененияязыка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевыхразновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организациив них языковых средств.
Функциональный стиль — этоисторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка(его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельностии общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средстви их специфической организацией.
В основе классификации стилейлежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематикаи цели общения. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека,соответствующими формам общественного сознания (наука, право, политика, искусство).Традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая(административно-правовая), общественно-политическая, художественная. Соответственноим выделяются и стили официальной речи (книжные): научный, официально-деловой, публицистический,литературно-художественный (художественный). Им противопоставлен стиль неофициальнойречи — разговорно-бытовой.
Литературно-художественныйстиль речи стоит в этой классификации особняком, поскольку до сих пор не решен вопросо правомерности его выделения в отдельный функциональный стиль, поскольку он имеетдостаточно размытые границы и может использовать языковые средства всех других стилей.Спецификой данного стиля также является наличие в нем различных изобразительно-выразительныхсредств для передачи особого свойства – образности.

1. Литературно-художественныйстиль
Как мы уже отметили выше,вопрос о языке художественной литературы и его месте в системе функциональных стилейрешается неоднозначно: одни исследователи (В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов,М.Н. Кожина, А.Н. Васильева, Б.Н. Головин) включают в систему функциональных стилейособый художественный стиль, другие (Л.Ю. Максимов, К.А. Панфилов, ММ. Шанский,Д.Н. Шмелев, В.Д. Бондалетов) считают, что для этого нет оснований. В качестве аргументовпротив выделения стиля художественной литературы приводятся следующие: 1) язык художественнойлитературы не включается в понятие литературного языка; 2) он многостилен, незамкнут,не имеет специфических примет, которые были бы присущи языку художественной литературыв целом; 3) у языка художественной литературы особая, эстетическая функция, котораявыражается в весьма специфическом использовании языковых средств.
Нам кажется весьма правомерныммнение М.Н. Кожиной о том, что «выведение художественной речи за пределы функциональныхстилей обедняет наше представление о функциях языка. Если вывести художественнуюречь из числа функциональных стилей, но считать, что литературный язык существуетво множестве функций, а этого отрицать нельзя, то получается, что эстетическая функцияне является одной из функций языка. Использование языка в эстетической сфере — одноиз высших достижений литературного языка, и от этого ни литературный язык не перестаетбыть таковым, попадая в художественное произведение, ни язык художественной литературыне перестает быть проявлением литературного языка».[1]
Основная цель литературно-художественногостиля – освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностейкак автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействиена читателя при помощи художественных образов.
Используется в литературныхпроизведениях разных родов и жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах,трагедиях, комедиях и т.д.
Язык художественной литературы,несмотря на стилистическую неоднородность, несмотря на то, что в нем ярко проявляетсяавторская индивидуальность, все же отличается рядом специфических особенностей,позволяющих отграничить художественную речь от любого другого стиля.
Особенности языка художественнойлитературы в целом определяются несколькими факторами. Ему присуща широкая метафоричность,образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимоввсех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики. В художественном стиле(по сравнению с другими функциональными стилями) существуют свои законы восприятияслова. Значение слова в большей степени определяется целевой установкой автора,жанровыми и композиционными особенностями того художественного произведения, элементомкоторого является это слово: во-первых, оно в контексте данного литературного произведенияможет приобретать художественную многозначность, не зафиксированную в словарях,во-вторых, сохраняет свою связь с идейно-эстетической системой этого произведенияи оценивается нами как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, трагическоеили комическое:
Употребление языковых средствв художественной литературе в конечном итоге подчинено авторскому замыслу, содержаниюпроизведения, созданию образа и воздействию через него на адресата. Писатели в своихпроизведениях исходят прежде всего из того, чтобы верно передать мысль, чувство,правдиво раскрыть духовный мир героя, реалистически воссоздать язык и образ. Авторскомузамыслу, стремлению к художественной правде подчиняются не только нормативные фактыязыка, но и отклонения от общелитературных норм.
Широта охвата художественнойречью средств общенародного языка настолько велика, что позволяет утверждать мысльо принципиальной потенциальной возможности включения в стиль художественной литературывсех существующих языковых средств (правда, определенным образом соединенных).
Перечисленные факты свидетельствуюто том, что стиль художественной литературы обладает рядом особенностей, позволяющихему занять в системе функциональных стилей русского языка свое, особое, место.
2. Образность как единицаизобразительности и выразительности
Изобразительность и выразительность– неотъемлемые свойства художественно-литературного стиля, следовательно отсюдаможно заключить, что и образность – необходимый элемент данного стиля. Однако, этопонятие все же значительно шире, чаще всего в лингвистической науке рассматриваетсявопрос образности слова как единицы языка и речи, или, иначе говоря, лексическойобразности[2].
В указанном плане образностьрассматривается как одна из коннотативных характеристик слова, как способность словазаключать в себе и воспроизводить в речевом общении конкретно-чувственный облик(образ) предмета, зафиксированный в сознании носителей языка, – своего рода зрительноеили слуховое представление.
В работе Н.А. Лукьяновой «Осемантике и типах экспрессивных лексических единиц»[3]содержится целый ряд суждений о лексической образности, полностью разделяемых нами.Приведем (в нашей формулировке) некоторые из них:
1. Образность есть семантическийкомпонент, актуализирующий чувственные ассоциации (представления), связанные с определеннымсловом, а через него и с конкретным предметом, явлением, называемым данным словом.
2. Образность может быть мотивированнойи немотивированной.
3. Языковая (семантическая)основа мотивированных образных экспрессивных слов – это:
а) образные ассоциации, возникающиепри сравнении двух представлений о реальных объектах, явлениях, – метафорическаяобразность (кипеть – «находиться в состоянии сильного негодования, гнева»; сохнуть– «сильно переживать, заботиться о ком-, чем-либо»);
б) звуковые ассоциации – (жогнуть,хряпнуть);
в) образность внутренней формыкак результат словообразовательной мотивированности (наяривать, звездануть, съежиться).
4. Языковая основа немотивированнойобразности создается за счет ряда факторов: затемненности внутренней формы слова,индивидуальных образных представлений и т. п.
Таким образом, мы можем сказать,что образность – одно из важнейших структурно-семантических свойств слова, котороевлияет на его семантику, валентность, эмоционально-экспрессивный статус. Процессыформирования словесной образности наиболее непосредственно и органично сопряженыс процессами метафоризации, то есть служат изобразительно-выразительными средствами.
Образность есть «изобразительностьи выразительность», то есть функции языковой единицы в речи с особенностями ее структурнойорганизации и определенного окружения, что отражает именно план выражения.
Категория образности, являясьобязательной структурной характеристикой каждой языковой единицы, охватывает всеуровни отражения окружающего мира. Именно в силу этой постоянной способности к потенциальномупорождению образных доминант стало возможно говорить о таких качествах уже речи,как изобразительность и выразительность.
Они в свою очередь характеризуетсяименно способностью к созданию (или актуализации языковых образных доминант) чувственныхобразов, их особой представленности и насыщенности ассоциациями в сознании. Истиннаяфункция образности обнаруживается не иначе, как при обращении к реальному предметномудействию – речи. Следовательно, причина таких качеств речи, как изобразительностьи выразительность, кроется в системе языка и может быть обнаружена на любом из егоуровней, и эта причина и есть образность – особая неотделимая структурная характеристикаязыковой единицы, тогда как уже предметность отражения представления и активностьего построения может быть исследована лишь на уровне функциональной реализации языковойединицы. В частности, это может быть лексика с предметным конкретным значением,как основное средство изобразительности.
3. Лексика с предметнымзначением как основа изобразительности
Смысл языкового знака можетбыть или предметным или логическим. Знак языка, имеющий предметный смысл, обозначаетпредметы и явления, их действия, их признаки (например, свет — физическое явление,светить, осветить — действия света, светлый, светло — определенные признаки какого-топредмета или действия). Знак языка, имеющий логический смысл, обозначает логическиеотношения (для света — отношения цели, из-за света — отношения причины, на свету— отношения места, не тень, а свет — отношения противопоставления).
Языковые значения предметногоряда называют лексическими языковыми значениями, языковые значения логического (мыслительного)ряда называют грамматическими языковыми значениями.
Исходя из сведений о том,что предметы в языке обозначают имена существительные, то правомерным будет заключить,что они составляют основу изобразительности и подробно рассмотреть данное утверждение.
Отметим, что, по мнению лингвистов,в художественной речи имена существительные выполняют не только информативную, нои эстетическую функцию[4]. Употребление их может бытьобусловлено экстралингвистическими факторами, поскольку тема произведения обращаетавтора к существительным тех или иных лексико-грамматических разрядов. Вещественные,собирательные, отвлеченные, конкретные существительные, употребительные в любомиз функциональных стилей, находят применение и в художественной речи. При этом стилистическинейтральные существительные вовлекаются в систему выразительных средств языка иобретают соответствующую экспрессивную окраску. Например, имя собственное обретаетновое символическое значение в названии повести Н.С. Лескова, использовавшего приемантономасии — «Леди Макбет Мценского уезда» и т.д.
Важно подчеркнуть, что употреблениеимен существительных в эстетической функции может быть и не связано с их метафорическимпереосмыслением. В автологической речи (т.е. в речи, свободной от тропов) именасуществительные также могут играть важную стилистическую роль, выступая как яркийисточник экспрессии.
Особый стилистический интереспредставляет использование писателями отвлеченных существительных для усиления действенностиречи.
Принципиальное отличие стилистическогоиспользования отвлеченных существительных в художественной речи состоит в активизацииих выразительных возможностей. Под пером художников слова отвлеченные существительныемогут стать сильным источником речевой экспрессии, хотя их эстетическая функцияпорой недооценивается, что искажает представление о стилистических ресурсах морфологическихсредств.
Русские писатели всегда придаваливажное значение освоению отвлеченной лексики в художественной речи. Отвлеченныесуществительные вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами — для отражениядуховного мира лирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетическихкатегорий. Например, у А.С. Пушкина: «Но я не создан для блаженства...; И сердцебьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь,и слезы, и любовь».
Поэты второй половины XIXв. расширили репертуар отвлеченных существительных, придающих стилю взволнованно-патетическоезвучание. Так, у Н.А. Некрасова часто употребляются слова: свобода, вера, святыня,скорбь, нищета, отчаянье, борьба, насилие. Чтобы усилить экспрессию отвлеченныхсуществительных, получающих в контексте политическую окраску, поэт использовал особыйграфический прием — писал их с прописной буквы: «Чрез бездны темные Насилия и Зла,Труда и Голода она меня вела… [о музе]».
Противопоставленные отвлеченнымсуществительным имена существительные конкретные также обладают большими потенциальнымивозможностями создания речевой экспрессии в художественной речи.
Писателям, публицистам свойственнопреимущественно наглядное мышление в противовес отвлеченному, что практически находитотражение в широком использовании конкретных существительных, Искусное введениеих в текст создает зримые картины. Причем в художественной речи эстетическую функциюмогут выполнять существительные, употребленные в прямом значении, не подвергаясьобразному переосмыслению:
Особая стилистическая ценностьконкретных существительных определяется их изобразительными возможностями при описаниихудожественных деталей. В этом случае слова, называющие бытовые реалии, нередковесьма прозаические вещи, заключают в себе большую образную энергию и представляютнеограниченные изобразительные возможности для описания жизни героев, обстановки,картин природы, быта.
Большой простор для стилистическихнаблюдений открывает изучение экспрессивной функции имен существительных собственных.Их экспрессивная окраска обусловлена стилистическими особенностями использованияв разных стилях речи и богатой традицией эстетического освоения в русской литературе.
Потенциальные экспрессивныевозможности личных имен обусловлены еще и тем, что многие из них восходят к греческимкорням и несут в себе скрытое символическое значение: Митрофан — слава матери, Елена- избранная, светлая и т.д. Писатель, нарекая своего героя, может кратко выразитьи свое отношение к нему; ср.: у А.Н. Островского Катерина — вечно чистая, Варвара- дикарка, грубая.
Редкостные, странные именапридают речи юмористическую окраску: Варух, Солоха, Хивря. Яркую экспрессию создаетстолкновение неупотребительного имени с весьма распространенным отчеством или фамилией:Феодулия Ивановна (Гоголь); Аполлон Мерзавецкий (Островский); Васисуалий Лоханкин(Ильф и Петров). Один из приемов обыгрывания имен собственных — применение знаменитогоимени к заурядному или комическому персонажу: сапожник Гофман, жестянщик Шиллер(Гоголь).
Однако наряду с богатым наборомсниженных характеристических фамилий в русской литературе известно и немало существительныхимен собственных, свободных от подобных ассоциативных оценочных значений. Они воспринимаютсяне как нейтральные, а как хорошие, открытые для создания вокруг них ореола положительныхэмоционально-экспрессивных оттенков; ср.: Онегин, Печорин, Ларины, Ленский, Инсаров,Ростов.
Другую группу стилистическиактивных имен собственных составляют географические наименования. В русском литературномязыке вокруг них создаются нередко особые экспрессивные ореолы, обусловленные различнымиассоциациями. Так, в годы Великой Отечественной войны острое политическое значениеобрели многие географические названия: Брест, Сталинград, Волга, Урал, Ялта и др.Они получили яркое публицистическое звучание благодаря героизму воинов, прославившихрусскую землю самоотверженной борьбой с фашизмом. Ряд географических названий связываетсяв сознании русского человека с национальной гордостью, патриотической темой: Москва,Владимир, Смоленск, Бородино, иные наименования ассоциируются с традициями русскогоискусства: Кижи, Палех, Гжель.
литературныйхудожественный стиль лексика

Заключение
 
Художественный стиль отличаетсяот других функциональных стилей тем, что в нем используются языковые средства всехдругих стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в измененнойфункции – в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоватьсяне только строго литературные, но и внелитературные средства языка – просторечные,жаргонные, диалектные и т.д., которые также используются не в их первичной функции,а подчиняются эстетическому заданию.
Можно сказать, что в художественномстиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выраженияпоэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.
В целом художественный стильобычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторскойиндивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковыхсредств, например лексики с предметным значением, имен существительных и т.д.

Литература
1. Стилистический энциклопедическийсловарь русского языка. М.: Флинта-Наука, 2003.
2. Блинова О.И. Образностькак категория лексикологии // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск,1983.
3. Виноградов В.В. Проблемырусской стилистики. М., 1981.
4. Грузберг Л.А. Лексическаяобразность – что это? // Филологические заметки. Пермь, 2002.
5. Кожина М.Н. Стилистикарусского языка. М., 1983.
6. Лосев А.Ф. Проблемыхудожественного стиля. Киев, 1994.
7. Лукьянова Н.А. О семантикеи типах экспрессивных лексических единиц. // Актуальные проблемы лексикологии исловообразования. Новосибирск, 1979. Вып. VIII.
8. Мезенин С.М. Образностькак лингвистическая категория // Вопросы языкознания, 1983. — № 6.
9. Тазьмина И.Б. Образностькак коммуникативное качество речи // Вестник. – Абакан: ХГУ, 1998.
10. Хазагеров Т.Г., ШиринаЛ.С. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону:Изд-во РУ, 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизация управления процессом выбора учетной политики на комбинате хлебопродуктов
Реферат Учет долгосрочных инвестиций
Реферат Украина в 40-50 гг. XX века (Укр.)
Реферат Hebrew Greek Japanese And Hindu Creation Stories
Реферат Разработка контрольно-проверочной программы модуля ввода-вывода МФПУ-1
Реферат Безналичый расчет
Реферат Державна промислова політика
Реферат Причины февральской революции
Реферат Билеты АФХД
Реферат Повышение профессионализма тренера как один из ведущих факторов роста спортивного мастерства cпортсменов
Реферат Специфика проявления агрессивных состояний человека в невербальных компонентах коммуникации
Реферат Развитие древнерусского права в XII XV веках
Реферат Анализ хозяйственно ботанических сортов овощей
Реферат Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности банков и иных кредитных организаций за неисполнение требований исполнительного документа
Реферат Компьютеризация реализации образовательной технологии – система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова на уроках