Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Литературный анализ сказки "Конёк Горбунок"

Контрольная работа
Тема:”Художественныйанализ произведения П.П.Ершова “Конёк- Горбунок”

План:
1. Историяжизни П.П.Ершова
2. Анализхудожественных средств сказки.
3. Списоклитературы.

Введение
Сказка понятиеобобщенное. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то илииное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки это непрерывныйтворческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновлениесказочного сюжета. И на примере сказки П.П.Ершова можно проследить проявлениенародных традиций в литературной сказке.

Петр Павлович Ершовродился в 1815 году 22 февраля, в сибирской деревне Безруковой, Топольскойгубернии. Отец его часто переезжал по долгу службы. П.П.Ершов запомнил на всюжизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые емурассказывали люди. В 1824 году Ершова вместе с братом Николаем отдали вгимназию. Учился Ершов хорошо, опережая брата. Что-то напевая и придумываяразные небылицы, чтобы скучные уроки были интереснее, он закончил гимназию.После гимназии он уехал в Петербург и поступил на филосовско-юридическийфакультет Петербургского университета.
Однажды на курс пришёлПётр Алексеевич Плетнёв, который преподавал русскую словесность и вместо лекциипрочитал сказку. Первую сказку П.П.Ершова “Конёк-Горбунок”.В том же году сказкунапечатали в журнале”Библиотека для чтения”.Это было не единственноепроизведение Ершова. В 1834 году к печати была одобрена перваячасть”Сибирского казака”, а затем и вторая часть”Стариной были”. Так же в 1834году Ершов окончил университет. К этому времени он остался один с мамой, таккак брат и отец умерли. Вместе с мамой Ершов вернулся в родной Тобольск, где сталпреподавать. Но свою литературную деятельность он не забросил. В 1835 годуЕршов создал пьесу “Суворов и станционный смотритель”. Ершов не оставляллитературную деятельность, он много писал, рассказы, стихи, но все этипроизведения не имели такого успеха как всеми любимый иродной”Конёк-Горбунок”.Всю оставшуюся жизнь, после Петербурга, Ершов прожил вТобольске где был сначала преподавателем, потом инспектором, а затемдиректором, в 1857 году, в той же гимназии, в которой он учился сам.
Первое издание “Конька-Горбунка”не появилось на свет в полном своем написании, часть произведения была вырезанацензурой, но после выхода второго издания произведение выпускалось уже безцензуры.
После выхода четвертогоиздания Ершов написал:”Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству,счастливого ему пути.” ”Конёк-Горбунок”издавался не только на родине, но и зарубежом.
Стремясь сохранитьлитературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеруфольклорного жанра. Он часта обращается к читателю:
Но теперь мы ихоставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,…
“Эх, послушай, людчестной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется зашутки,
А жена заприбаутки,…….”
А так же начинаетсярассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:
Ну-с, так вот! РазДанило
(В праздник, помниться,то было),
Натянувшись зельнопьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океян.
Горбунок летит, какветер,…
И как народныйрассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:
Тут, уклав его в ларец,
Закричал(от нетерпенья),
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
«Гей! позвать мнедурака!»…..

В сказке Ершоваиспользуется много присказков, прибауток, пословиц, поговорок:
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне ихпоймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт:
«Что дадите мне завестку?
Бьёт свекровь своюневестку:
Посадила на шесток,………»
Большую роль в сказкеиграет эпиграфы. Которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”.Первыйэпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Авторговорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро делоделается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою ещемного предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которыепридется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляетвсе что произойдет с главным героем:
…Как в суседке онпопал,
Как перо своё проспал,
Как хитро поймалЖар-птицу,
Как похитилЦарь-девицу,
Как он ездил закольцом,
Как был на небо послом,
Как он солнцевамселенье
Киту выпросил прощенье;
Как, к числу другихзатей,
Спас он тридцатькораблей;
Как в котлах он несварился,
Как красавцем учинился;
Словом: наша речь отом,
Как он сделался царём.
«Доселева Макар огородыкопал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит отом что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добранад злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю мы можем судить оних. П.П.Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает сдобрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом:
Ночь ненастная настала,
На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик
Закопался под сенник. …
( о Даниле)
Дрожь на малого напала,
Зубы начали плясать;
Он ударился бежать-
И всю ночь ходилдозором
У соседки под забором.
( о Гавриле)
А вот как П.П.Ершовизображает братьев когда они пришли смотреть коней:
Спотыкнувшися три раза,
Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там,
Входят братья к двумконям.
Братья не просто входяткак Иван:
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает
И с прискачкой, словнопан,
Бокам входит в балаган.
Братья падают,спотыкаются. П.П.Ершов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и длясравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.
«Стыдно, братья,воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней некрал»…
С такой же ирониейП.П.Ершов изображает Царя и придворных:
И посыльные дворяна
Побежали по Ивана,
Но, столкнувшись все вуглу,
Растянулись на полу.
Царь тем многолюбовался
И до колотья смеялся.
А дворяна, усмотря,
Что смешно то для царя,
Меж собой перемигнулись
И вдругоредьрастянулись.
Царь тем так доволенбыл, …
Очень хорошопроявляется отношение к Царю и его придворным когда П.П.Ершов описывает порядкии взаимоотношения в морском царстве которое является зеркальным отражением мираземного. Им даже для исполнения указа требуется много «рыб». Иван у П.П.Ершоване уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминаетизбалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека.
Ивана хотя и называютдураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит вдозоре и ловит вора. Он чистит, моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится заденьгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела.
Царь же напротив изображёнсмешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович,вот как Месяц ответил узнав что Царь хочет жениться на Царь-девице:
Вишь, что старый хрензатеял:
Хочет жать там, где несеял!...
Ершов используетфольклорные мотивы в своей сказке, она собрана из нескольких сказках здесьесть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его вбеде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение истановится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи «повержены и наказаны.
Хотя прочтение этойсказки для современного читателя вызывает определенные сложности (многие словауже вышли из обихода и смысла этих слов многие люди не знают), но общий смыслсказки и её юмор остается по прежнему понятен.
Это великоепроизведение про которое Пушкин А.С. сказал после прочтения: «Теперь этот родсочинений можно мне и оставить». Это великое произведение сделало П.П.Ершовазнаменитым когда он был студентом и забытым в конце жизни. Когда в 1869 г.П.П.Ершов скончался многие газеты написали что умер автор знаменитой сказки«Конек-Горбунок» некоторые люди того времени были очень удивлены видь онинаивно полагали что сказка «Конек-Горбунок» народная сказка. Другие же думали,что автор этой сказки уже давно скончался. Но не смотря на это она по прежнемурадует читателя и поражает своим юмором.

Списоклитературы:
1. «Конек-Горбунок» Издательство«Радуга» Министерство печати и информации Российской Федерации 1993г.
2.Свободная энциклопедия ВикипедиЯ htt://ru.wikipedia.org/wiki/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.