Вступление
В своей творческой работея хотела выяснить, существует ли связь между поколением «Next» и творческим миром. Очень частолюди отрицают эту связь. Как оказалось, основная часть современных подростковинтересуется искусством, в особенности литературой. Довольно много тинэйджеровсами пишут произведения. С этой целью я провела анкетирование среди учащихсястарших классов нашей школы.
1. Анкетирование и егорезультаты
В ходе исследования япредложила лицам в возрасте 15-16 лет заполнить следующий тест:
1. Любите ли Вычитать:
А. Да
Б. Нет
В. Читаю только пошкольной программе.
Г.Другое________________________________________________
2. Какой жанрлитературных произведений Вы предпочитаете:
А. Любовные истории
Б. Фантастика, ужасы
В. Исторические романы
Г. Детективы
Д. Другое_____________________
3. Что Выпредпочитаете:
А. Поэзия
Б. Проза
4. Считаете ли Вы,что современное поколение может писать элитарную литературу?
А. Да
Б. Нет
5. Как Вы считаете,на какой возраст обычно приходится творческий период жизни?
А. 15-20 лет
Б. 20-25 лет
В. 25-35 лет
Г. 35-50 лет
Д. Другое_____________________
6. Знакомы ли Вылично с людьми, которые пишут поэзию/прозу?
А. Да
Б. Нет
7. Как Вы относитеськ творческим людям?
А. Положительно
Б. Отрицательно
В. Без особых эмоций
Г. Вызывают презрение исмех
Д.Другое_____________________
8. Как Вы считаете, поэтом/писателем:
А. Рождаются
Б. Становятся.
9. Пишите ли Высами?
А. Да
Б. Нет
10. Если Вы пишите,хотели бы Вы напечатать свои произведения?
А. Да
Б. Нет
В. Не пишу
11. Как бы Вы оценилиследующее стихотворение по 5 балльной шкале?
Все прошло.… Исчезли мысли.…
И стихи летят во тьму.… Большеничего не слышу… Помню лишь, что я люблю…
Вспоминаю образ твой, Таетсердце – это боль… Эта роза… Кровь… Шипы…
Помнишь в тишине ли ты?
Снова этот страшный сон: «Выуходите вдвоем. И хочу я закричать…
Нету сил – молчать…Молчать…»
Ты идешь, она смеется.
Говоришь, всего лишьдруг… Я не верю – что-то больше… Ведь ты с ней не вдруг… Не вдруг…
Ты пройдешь, неулыбнешься…
Снова в след смотрю тебе…
Вдалеке она смеется-
Слышу я лишь этот смех…
День пройдет, придетдругая.
Не оставит в сердце след…
Я одна из них – чужая,
Но тебя роднее нет…
Почему люблю – не знаю…
Не могу я дать ответ…
Время тоже не решает…
Что же это? Не понимаю…
Мой любимый человек…
Может, будет сновавстреча…?
Может, будет поцелуй…?
Я с надеждою на лучше
В тишине одна иду…
Я оставлю в сердце место,
Не закрою в сердце дверь…
Только от ветровзамерзнет –
Я хочу, чтоб ты согрел...
А. *****
Б. ****
В. ***
Г. **
Д. *
12. Как бы Вы оценилиследящий рассказ по 5 балльной шкале?
Девушка в ситцевомплатьишке стояла на летней веранде, смотря на страстный летний дождь. Окно,рядом с которым она стояла, вспотело, и на нём появились мелкие капли.
Она улыбалась. «Такойсильный дождь… никак не ливень. Это страстный, яркий, как вспышка фотокамерыдождь. Трава юная, сочная, ярко- зелёная… ромашка. Я давно не гадала наромашке. Последний раз в прошлом году, тогда я выпытывала у цветочка, любит лименя Пашка...»,- девушка тихонько хихикнула. — «Это первый дождь этого лета.Первый вздох земли после пробуждения»,- думала она.
Девушка повернулась исделала пару шагов, чтобы уйти, но вдруг остановилась, и улыбка резко сошла сеё лица. «В прошлом году, в первый дождь, мы прыгали с ним по траве босиком,как дети, смеялись, высовывали языки, вода попадала нам в рот, одежда намокала,и становилось холодно, но мы этого не ощущали. Мы были погружены в сладкиеминуты настоящего счастья...»
Она села на деревянную,покрашенную прошлым летом в белый цвет, скамью на веранде, продолжая слушатьпесню капель. «В тот дождь я первый раз его поцеловала. Так нежно и горячо.Дождь остужал наши губы»,- девушка мечтательно подняла глаза наверх. — Жаль,что после того лета нам пришлось расстаться. Он — моя первая в жизни любовь.Где он? Что с ним?"
Она вышла под дождь.Ощутив мурашки по всему телу, нежное, сладкое прикосновение капель, оназахлебнулась в чувствах, переполнявших её душу, подняла голову вверх ипрокричала: «Я люблю этот дождь, я люблю себя и эту жизнь!»
Девушка ещё долго сходилас ума под дождём, не думая ни о том, что эту радость наблюдала старушка изсоседнего дома, ни о том, что она может заболеть, ни о том, что сильно болелипротёртые колени, на которые она ни один раз упала.
Забыв про всюперенесённую боль, она была счастлива. Счастлива благодаря этому дождю, первомувздоху земли, после пробуждения.
А. *****
Б. ****
В. ***
Г. **
Д. *
Результаты исследованиябыли следующими:
1. 49% человек любятчитать, 21% читают только по школьной программе
2. 11% человек предпочитаютчитать любовные истории, 48% — фантастику, 20% — исторические романы, а 21%читают то, «что попадется под руку». И как ни странно, из всех опрошенных,никто не читает детективы, столь популярные сегодня.
3. Из всех опрошенныхпрозу предпочитают 73%, оставшиеся 27% любят читать поэзию.
4. Как оказалось, 84%считают, что современное поколение не может писать элитарную литературу. Новсе-таки, 16% верят в возможности своих сверстников.
5. 38% считают, чтотворческий подъем приходит в возрасте 15-20 лет. Другие 9% полагают, чтотворческий период настает в более зрелом возрасте (20-25 лет). 13% думают, чтона возраст 25-35 лет. Оставшиеся 40% уверены, что творчество не зависит отвозраста, и им можно увлекаться всю жизнь.
6. 93% лично знакомы слюдьми, увлекающимися поэзией/прозой. 7% не знакомы с поэтами и писателями,либо просто не догадываются об этом.
7. К великому счастью,творческие люди ни у кого не вызывают презрение и смех. 86% относятся к нимположительно, а у 14% людей они не вызывают никаких эмоций.
8. 51% полагают, чтопоэтами/писателями рождаются. А 49% думают, что поэтами/ писателями все-такистановятся.
8. Из всех опрошенных, 44%сами пишут либо стихи, либо прозу.
9. И лишь 18% желали быопубликовать свои произведения.
10. Стихотворение ирассказ были написаны 15 летними девушками. Вот как оценили данные произведенияих сверстники:
11. 54% считают, чтостихотворение заслуживает высшего балла. 26% оценили стихотворение на 4 балла. 7%- На 3, 10% — на два. А 3% полагают, что стихотворение нельзя оценить выше, чемна 1 балл.
12. 53% поставилинаилучший балл. 31% дали оценку в 4 балла, 10% — в 3, 4% — в 2. А 2% не дали быбалл выше минимального.2. Арт-досьепоколения next
Подросток в России – этоодновременно почётное звание и огромная ответственность, ведь именно подростковсчитают новым, молодым поколением страны. Быть подрастающим человеком всовременном мире сложно. Общественность смотрит на молодых людей смаксималистской точки зрения, ожидая от них либо великих открытий и свершений,либо отрицательных, необдуманных поступков. Я считаю, что не правы те, кто полагает,что подростки в современной России – «потерянное», «испорченное» поколение,тянущееся к преступлениям, наркотикам и бесполезному времяпровождению.
К сожалению,общественность и средства массовой информации фокусируют внимание на такназываемых «трудных» подростках, считая, что таково всё новое поколение Россиии забывая о том, что большинство молодых людей в нашей стране талантливы, имеютсвои интересные увлечения. Они дружелюбны, умны, открыты людям. Мы считаем, чтонужно уделять больше внимания талантливой, творческой, спортивной молодёжи, ане отдельным её «экземплярам», избравшим для себя антиобщественный, аморальныйпуть в жизни.
Больно слышать от людей,что подростки «оставляют желать лучшего». На самом деле увлечения подрастающегопоколения – не наркотики и спиртное, а спорт, музыка, литература, танцы,туризм, учёба…
В этой части речь пойдето предпочтении подростками различных видов искусства. В ходе опроса подросткамзадавался вопрос о том, какой вид искусства их привлекает более других. Анализданных показал, что наиболее популярными оказались кино и музыка. Далее позначимости идут театр и изобразительное искусство. Последнее место занялалитература. Так, по данным опроса 2008 года, юношей в большей степени, чем девушек,привлекает кино (соответственно 51,4% и 35,0%); девушки же в большей степениотдают предпочтение театру (18,4% и 8,4%) и изобразительному искусству 18,0% и 8,2%).Достаточнокрасноречиво характеризует приобщенность школьников к искусству такойпоказатель, как частота посещений учреждений культуры (выставок, музеев,кинотеатров, концертов, театров). Тип образования весьма заметно влияет наинтенсивность посещения подростками учреждений культуры.
Не меньшее влияниеоказывает и такой фактор, как уровень образования родителей. Например, средишкольников с высшим образованием обоих родителей среднее количество посещенийконцертов классической музыки составило 1,72 раза, среди подростков же сосредним образованием родителей – всего 0,49 раза; театров, – соответственно1,66 и 0,79 раза; выставок – 1,51 и 0,90; музеев – 1,61 и 1,17; кинотеатров –1,94 и 1,18. Таким образом, школьники, родители которых имеют высшееобразование, гораздо интенсивнее посещают учреждения культуры, по сравнению сосвоими сверстниками, чьи родители имеют среднее образование. Важна и возрастнаятенденция. Так, от седьмого к девятому классу явно увеличивается доляподростков, не посещающих музеи и выставки. Пожалуй, единственной позитивнойтенденцией здесь можно считать падение доли школьников, не посещающих театры,на возрастном рубеже от девятого к одиннадцатому классу. Немаловажно и то, чтодоля «не охваченных» искусством детей в целом достаточно устойчива на всехэтапах подросткового возраста. Это дает основание сделать вывод: сама культураприобщения к искусству (точнее, «культура посещения») формируется на болееранних возрастных этапах. И здесь, на наш взгляд, корень проблемы в системеэстетического воспитания школьников.
О приобщенностишкольников к искусству также можно судить по таким показателям, характеризующимих ценностные ориентации, как интенсивность выборов понравившихся произведенийи вариативность выборов.
На литературныхпредпочтениях старшеклассников следует остановиться более детально. Это связанос особым местом и статусом литературы в системе школьного образования.
Так, наиболее популярнымисреди школьников оказались три литературных жанра: фантастика (42,9%),юмористические и сатирические произведения (30,8%), психологические романы(16,2%). Поэзию отметили только 9,5% подростков, историческую прозу – 7,0%,литературу по искусству – 5,4%, мемуары – 3,1%. Следует отметить, что впредпочтениях литературных жанров обнаруживаются весьма существенные гендерныеразличия. Это касается трех жанров. Так, девушки существенно чаще, чем юноши,предпочитают психологический роман (соответственно 26,0% и 7,0%) и поэзию(12,7% и 6,3%), а юноши же в большей степени сориентированы на фантастику (соответственно51,9% и 33,2%).
Особый интереспредставляет зависимость предпочтений от уровня самооценки школьниками своейкомпетентности в области литературы и искусства. Проведенный в этой связианализ показывает, что у девушек характер самооценки своей собственнойкомпетентности не оказывает какого-либо значимого влияния на их жанровыеориентации в области литературы. У юношей же наоборот – самооценка здесьоказывается значимым фактором. Так, подростки, считающие себя компетентными вобласти литературы и искусства в своих жанровых предпочтениях, по сравнению снекомпетентными, более сориентированы на поэзию (13,1% и 5,1%), на историческуюпрозу (7,5% и 1,7%) и на чтение литературы по искусству (7,5% и 0%). Мальчики-подросткис низкой самооценкой своей компетентности в области литературы и искусства всвоих литературных предпочтениях более сориентированы на детективы.
3. Становлениеличности
Как известно, личностноеразвитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с однойстороны, потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении состороны сверстников. Эти потребности и образуют основные черты психическогоразвития подростка. Одной из главных черт психического развития можно считатьличностную нестабильность подростка. Недаром Стенли Холл назвал подростковыйпериод — периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личностиподростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Немалую рольв формировании личности подроста играет референтная группа — значимая дляподростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания,и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надородителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большимавторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и сможет влиять на егоповедение и отношения с другими. И именно к мнению членов этой группы подростокбудет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.
Появляется чувствовзрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразованиемладшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, тохотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подростокограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет наконфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильнаяпотребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот периодстановится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба иобъединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие другдруга увлечения.
Продолжает развиватьсятеоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрастеоперации становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясьот конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. Наоснове общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждаетгипотетико-дедуктивно. Подросток умеет оперировать гипотезами, решаяинтеллектуальные задачи. Развиваются такие операции, как классификация,аналогия, обобщение и др.
С интеллектуальнымразвитием тесно связано начинающееся в этот период становление основмировоззрения. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходитдальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Развиваются различные формыречи, в том числе письменная.
С общим интеллектуальнымразвитием связано и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическиммышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезнозаниматься разными видами конструирования и тому подобное. Здесь игра ребенкаперерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с новымипотребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в формедневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди безвсякой крупицы поэзии. «Фантазирует отнюдь не счастливый, а тольконеудовлетворенный». Фантазия становится на службу эмоциональной жизни,является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение.
В подростковом возрастесуществует и вторая линия развития воображения. Потребности, чувства,переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. В свой мирфантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самомублизкому другу. Если ребенок не скрывает своей игры, то подросток прячетфантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружитсвои фантазии.
Игра воображения нетолько доставляет удовольствие и приносит успокоение. В своих фантазияхподросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинаетпредставлять свой будущий жизненный путь. Смутные побуждения предстают передним в яркой образной форме. Есть еще второе русло – объективное творчество(научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когдаподросток впервые нащупывает свой будущий план жизни. В фантазии онпредвосхищает свое будущее.
Базальная потребностьвозраста – понимание. Чтобы подросток был открыт для понимания, должны бытьудовлетворены предыдущие потребности.
4. Предпочтения влитературе. Одна из основных тем
Как показало нашеисследование, очень часто подростки увлекаются литературой в жанре фантастики иужасов. Одна из основных тем – вампиризм.
Что же привлекаетподростков в теме вампиризма? Выраженность этого увлечения не одинакова укаждого индивида и варьирует от «забавы» до сильного интереса — «хобби».
Тема вампиризма пользуетсяпопулярностью в мистических произведениях, найти эти книги в современное времянетрудно. Наиболее известная современная писательница, пишущая о вампирах — американка Энн Райс. Она написала целый цикл романов, объединяемый под общимназванием «Вампирские хроники» (в них входят: «Интервью свампиром», «Вампир Лестат», «Королева проклятых»,«История похитителя тел», «Золото и кровь», «ВампирАрман», «Пандора», «Вампир Витторио»). Особенностьэтих романов в том, что повествование в них ведётся от лица самих вампиров.Наиболее известное произведение 19 века о вампирах — это «Дракула» Б.Стокера. Также существует много других книг о вампирах.
Образ вампира оченьмногозначен. В зависимости от его интерпретации изменяется и отношение. Те, кторассматривает этот образ упрощенно и видит в нём лишь представление овымышленном кровососущем монстре, вряд ли будут интересоваться вампирами.Вампирами интересуются те, кто находит в этом образе что-то большее. Чтоспособствует такому отношению подростков к вампирам? Конечно же, книги, музыка,кино. Но ведь их тоже создают люди, которым этот образ дарит вдохновение. И какпосле всего не признать, что образ вампира обладает притягательностью?
Образ вампира — сложный,глубокий, и, вдумавшись, в нём можно найти не только вечную жажду крови.
Подростковый возраст — беспокойный, отчасти бунтарский период: каждый хочет самоутвердиться, доказатьсвою независимость, силу характера, заставить окружающих признать его правобыть личностью.
Именно поэтому возникаетчто-то наподобие зависти к сверхъестественным способностям, которымитрадиционно наделяются вампиры, например, к их умению загипнотизировать изачаровать жертву. «Вот бы мне такие способности! — думает подросток,расстроенный непониманием или невозможностью достичь желаемого, — Я бызачаровал ту девушку (парня)!» (или — «Я бы им всем показал!»)Вампир — персонаж отрицательный, но сильный, уверенный в себе, воплощениебольшой энергии со знаком минус. Но сила и мощь способны привлекать подростковсами по себе.
Подростки по своей природепротиворечивы, склонны к неподчинению, отрицанию. Отсюда — симпатия котрицательным героям как протест против фразы: «Ты должен быть правильным,хорошо себя вести!»
Это вовсе не означает,что подросток, которому нравятся вампиры, считает, что надо вести себяасоциально. Скорее, симпатия к вампирам — проявление подростковогомаксимализма. И не стоит забывать, что вампир — образ хотя и влиятельный, носуществующий лишь в нашем воображении.
Вампир — существонезависимое, он никому ничего не должен. На него не распространяются законылюдей. А независимость и самостоятельность жизненно необходимы, и в этом ещёодна причина для симпатии.
Если задуматься, люди ещёв древние времена придумали этот образ потому, что они не чувствовали себязащищёнными. Образ вампира отражает идею о ком-то представляющем опасность длялюдей, для кого мы являются пищей, так же как мы питаемся животными.
Также образ вампира каксоздания ночи подразумевает таинственность, загадочность, недосягаемость,которые обладают притягательной силой. Когда всё ясно, чётко и понятно — этоскучно, а загадка — это всегда любопытство, постоянная работа ума, желаниеузнать и понять, что спрятано там, в глубине. Ночь сама по себе являетсямногозначным, глубоким символом. Это время как сладких снов, так и ужасныхкошмаров. Ночь олицетворяет и свободу, и мглу непонимания, и сон природы, иразгул тёмных сил.
С вампирами и ночьюассоциируется чёрный цвет, имеющий особое значение для многих подростков и таклюбимый ими. Это неудивительно и подтверждается данными психологии, котораясчитает чёрный цвет цветом протеста, неприятия, стремления доказать своюнезависимость, что как раз важно для подростков.
Образ вампира наводит нараздумья о бессмертии и вечной молодости — тоже противоречивые темы. Труднонайти человека, который бы ни разу не желал бессмертия в своих мечтах. Мы все втой или иной степени боимся смерти. Но бессмертие имеет как плюсы, так иминусы… Нужно ли бессмертие ценой жизней других, или оно превращается внаказание? Трудно смотреть, как стареют и умирают те, к кому ты привязан, когдаты остаешься вечно молодым… А что может быть хуже вечных мучений?
Подростки пытаются найтив образе вампира и положительные черты, сходные тем, что есть у них самих — «оправдать» его. Подростки представляют вампира, как одинокоесущество, не понятое окружающими и вследствие этого ненавидимое ими, обречённоевечно скрываться. Они подчёркивают то, что вампиры убивают людей, выпивая ихкровь, потому что иначе они сами умрут (как раз этим они отличается от маньяка-убийцы,издевающегося над людьми, следуя только своим бредовым фантазиям): «Имкровь нужна не просто для развлечения, а для жизни». Подростки пытаютсяпредставить размышления вампира и приходят к выводу, что, скорее всего, он исам не рад своей участи и устал от бессмертия.
Подростков интересует,способен ли вампир чувствовать, переживать, любить. И они отвечают, что да,ведь он бывший человек. Но вампир не в состоянии проявить свою любовь так, какэто сделали бы смертные. Поэтому теперь пожалеть уже можно самого вампира,который страдает и продолжает приносить только смерть вместо любви.
Итак, образ вампираблизок людям подросткового возраста, наводит их на размышления о силе,независимости, уверенности, добре и зле, вечной жизни и смерти, любви и многихдругих проблемах. Неудивительно, что некоторые подростки начинают подражать«имиджу» вампиров, ведь мы всегда подражаем тому, что имеет на насвлияние.
5. Авторская проза ипоэзия
Как я говорила уже ранее,очень часто подростки начинают писать стихи или рассказы. Зачастую в этихпроизведениях скрываются самые сокровенные мечты. Собственно говоря, этипроизведения – что-то вроде сосуда, где сохранены мысли, чувства.… И сосуд этоочень хрупок, так же как и душа подростка. Подростки не хотят выставлять свои произведенияна критику публике, боясь насмешек и непонимания как со стороны взрослых, так исо стороны сверстников.
На сегодняшний день любойможет анонимно опубликовать свои произведения на определенных форумах вИнтернете. В ходе моего исследования я нашла достаточно много сайтов, гдеподростки со всей России собираются вместе, публикуют свои труды и обсуждаютчужие. На эти сайты может зайти каждый, кто захочет.
О чем же пишут подростки?Основное количество произведений написано о любви, как правило, несчастной. Повсей видимости, только очень сильные чувства подталкивают представителейпоколения next на создание такого рода творений.Почему же именно так происходит? Может, потому, что идет музыка души? Просто доэтого подросток не знал, как ее высказать…. У каждого по-своему. Кого-топотянет на музыку, кого-то на стихи… Неважно, как это проявится, самое главное,что это будет высказывание души…. А как я упоминала ранее, душа подростка частоподвержена депрессиям. Из-за непонимания.… И хорошо, если это будет на бумаге.Душе тяжело выдержать все чувства, несмотря на то что они не имеют массы.
Довольно частовстречаются произведения с трагическим концом. В таких сочинениях описываютсяслучаи суицида.
На сайте Проза.ru я нашла сочинения девушки шестнадцати лет. Ничего кромевозраста и «ника» (псевдонима) я о ней не знала, но произведения заставляютзадумываться.
Это одно из еепроизведений. Оно называется «Смерть».
Она бежала по коридору, ипредставляла себе их встречу…как они снова обнимутся, как он скажет ей что-тонежное, ласкающие слух….она очень сильно его любила, и была рада, что, наконец,они встречаются,…наконец они вместе… Ей казалось, что она летит, на её душебыла радость, и ничего больше.
Она постучалась, встарую, уже давно облезшую дверь… На пороге стояла его мама, как всегдадобрая, наивная женщина. Но сейчас, на её лице почему-то было беспокойство…Диану это очень встревожило…. Девочка спросила: «Где же Коля?» Егомама сказала, что он сейчас занят…. Диана быстро переменилась в лице, у неёпоявилось, какое-то странное предчувствие… она быстро шагнула в квартиру,удивлённая своей смелости, открыла дверь в его комнату. Она увидела там своюодноклассницу, которая была ярко накрашена, и одета, совсем не скромно…онасидела на диване вместе с ним, и он её обнимал. Как только он увидел Диану, онпросто посмотрел и улыбнулся.…А она не могла даже плакать…. Она просто молчаповернулась и ушла…. Она шла долго, непонятно куда…
Вскоре перед нейпоявилось озеро. Диана остановилась около него и упала на колени…она неплакала, не испытывала не боли, не грусти…Она просто смотрела на воду, накамыши, которые качались из стороны в сторону…Она вспоминала их первую встречу,вспоминала смех, их объятия…Внезапно она подняла голову, и посмотрела нанебо… Оно было дождливым и серым, но Диане показалось, что оно оченькрасиво.… Тут по её глазам потекли слёзы, но она словно не замечала этого…Она всё смотрела и смотрела в небо…. Она хотела закричать, но из её рта, нераздалось не звука.
Ей казалось, что онаумирает, но это было не так. Диана упала на траву и закрыла руками глаза, еётёмные длинные волосы рассыпались по траве. Она была прекрасна, но не замечалаэтого.…Начался дождь, но она не замечала этого, она лежала с закрытыми глазамии думала только о нём…
Внезапно онапочувствовала касание, она открыла свои заплаканные карие глаза и увидела оченькрасивого человека, смотрящего на неё. Диана равнодушно посмотрела на него.Парень был одет в длинный плащ, у него были длинные, чёрные волосы. Он былочень высокий, и худой. Он показался ей необычным…впрочем, она сама быланеобычной…
Он спросил у неё, почемувы плачете? Но она просто молчала, не в силах ему ответить. Парень подошёл кней ближе, и какая-то сила потянула её к нему… Она схватилась за край егоплаща, и посмотрела в его глаза. Они были карие, и очень добрые.
Он протянул ей руку, ипозвал Диану пойти с ним. Она встала, но не в силах удержаться на ногах, упалана траву и закрыла глаза. По её глазам по-прежнему текли слёзы, хотя она была вбезсознанье…
Очнувшись, она опятьпосмотрела на небо. Оно оставалось таким же пасмурным, как и раньше. Дождь ужене шёл. Вдруг ей стало холодно, ведь она вся промокла.
Диана была одета всеголишь в лёгкое платье.
Она встала и пошланазад…. Она шла очень долго.…Как она очутилась дома, Диана не могла вспомнить.Толи это был лишь сон, толи, правда. В её душе по-прежнему была боль. На глазах- слёзы.
Она оглядела комнату, ипервое, что попало ей на глаза, было лезвие.…Как только Диана его заметила, унеё опять пропали всё чувства, пропала боль, и все мысли. Она молча подошла кнему, села на пол…
Она прислонила лезвие кеё венам, но, вспомнив, про Колю, написала ему записку, свою последнюю записку…
Я думала, что я нужнатебе…
Но я ошиблась… И этобыла самая ужасная ошибка в моей жизни…
Это была моя последняяошибка…
Не вини себя за то, что ясейчас сделаю
Хотя я сомневаюсь, чтоэто вообще тебя встревожит
Желаю тебе счастья,желаю, не мучатся так же как я…
Диана положила лист рядомс собой, и опять прислонила лезвие к венам.
Ей снова захотелоськрикнуть…. Она подняла голову и открыла рот. Не зная почему, выкрикнула мужскоеимя, совершенно не известное ей…. Она крикнула: Андрей!
Внезапно она подумала,что не сможет этого сделать, не сможет убить себя. Диана поймала себя на мысли…Я хочу убить себя??? Она с ужасом бросила лезвие на пол, и села на диван. Онане понимала, что с ней творится… Ей было очень страшно,… но тут она вспомнилапро Колю, и опять подняла лезвие, и прислонила к венам. Теперь её не мучилиникакие мысли. Она провела лезвием по венам и улыбнулась. Когда она провела вовторой раз, из руки полилась кровь,…Диана посмотрела на свою руку и сталасмеяться,…но при этом у неё из глаз текли слёзы.
Она посмотрела назад, иувидела там того же незнакомца, что и встретила тогда, на озере. Она поняла,что это его зовут Андрей.
Парень опять посмотрел наДиану, которая истекала кровью, и улыбалась. Он спросил у неё, почему по твоимглазам текут слёзы? Диану опять стало к нему тянуть. Встать она не смогла,поэтому она просто посмотрела в его глаза, и ответила, я тебя люблю…
Он позвал её ссобой….Диана дала ему свою руку, и не почувствовала ничего…
Иногда, не понимаешьреальность это или нет… Но реальность всегда бывает жестокая.
Андрей, был тем, когоДиана ждала всю свою жизнь….он был её ангелом хранителем…
Но влюбляться в того,кого не существует…может только мёртвый…
Она опубликовала ещедовольно много произведений. Практически все из них заканчиваются трагически.
Одна из девушек пишетстихи. Про любовь. Любовь трагическая, любовь безответная…
Боль и холод на сердцетвоём
На душе лишь слёзы,страдания...
Ты так хочешь бытьвместе, вдвоём!
Как пройти это испытание?
Как же выдержать этупечаль?
На душе эту больневозможную?
Я прошу: умереть мне недай!
Сама я не выживу,сложно...
Я хочу не любить! Нестрадать!
Не надеяться в полномотчаянии
Ведь буду когда умирать,
Не подаришь мне дажекасание...
Можно подумать, что уподростков нет ничего кроме несчастной любви.
Другая девушкапереплетает в своих произведениях философию жизни и философию смерти. Вот одноиз ее произведений:
На улице мокрый снег….Медленно идешь, и среди ничтожного существования пытаешься думать о великом…. Осмысле твоего существования.… Почему все мечты могут разрушиться в один момент?Каждая из них разлетится на мелкие осколки. Соединить их не возможно…. Да что тамсоединить, даже собрать в одну кучу не возможно. Каждый осколок режет душусвоими неровными краями…. Каждый…. Может даже и хорошо, что все случилосьсразу…. Для меня стерпеть одну сильную боль гораздо легче, чем множествоударов… Легче.… Какое глупое слово…. Пройдёт время, и не исчезнут эти осколки.Превратятся в пыль боли и осядут на дно души. И нет края, нет предела…. Можетпредел – это смерть? А если нет? Душа попадет в ад.… Начнется бесконечность.…Самое страшное наказание…. А как ей в рай попасть? Человек – существосоциальное…. Он должен жить в обществе.… А какими оно нас делает, это общество?Жестокие законы.… Не будешь сильным – не будешь главным.… И самой противно, чтовсе вокруг построено на недоверии, лжи, предательстве.… Даже высокие чувствапорой искажает извращение.… И по-другому мы не можем? Как?!
Хочется убежать туда, гденет никого.… На самый край…. И спрыгнуть. А там уж как ее величество судьбараспорядится: может, полечу, а может, упаду и разобьюсь…. В любом случае будетлегче.… Но я не бегу.… Наверное, просто боюсь…. Страх.… Это сильное чувство.…Каждый боится… Кто-то жить, а кто-то умереть…. Почему все считают, что человек,спрыгнувший с крыши — трус? Может, наоборот, трусы мы – живые люди? Мы боимсянеизвестности…. что случится с нами после этого прыжка? Быть может, мы попадемв мир, где страх – это смешное чувство…. Но ведь нет ничего идеального…. И тотмир будет иметь свои пороки…. Я хочу жить! Жить, а не существовать! Забытьненависть… пытаться быть лучше.… Но не могу…. Разлетевшиеся мечты, пыль боли,страхи, получившие плоть… Они мешают.… А может это только предлог… и ничтоиное.… Быть другой, не такой как все… Кто-то посчитает особенной, а кто-топросто сумасшедшей…
Серое небо, противныйсерый снег, серый город, серые люди…. И этот серый снег не может покрытьбезликою землю… он слабый… Может, я тоже слабая?! Почему, чтобы бытьсчастливой, я должна быть сильной?! А просто иначе никак… жить, ради мечты….Если она есть.… А если нет? Не жить? Я не знаю…
Все ли произведенияподростков так печальны? Как оказалось, нет. Вот одно из произведений,посвященное другу. Здесь очень интересная рифмовка.
И знаю я наверняка,
В душе частичка есть.
И в миг позволила она
Сердцам двум вместе сесть
И породила силу в нас,
С любовью лишь сравнится
И помогает сердцу биться,
Пока огонь сей дружбы неугас.
И ничему нас не сломить!
И дальше сможем мыпрожить!
И силе той непрекратиться,
Пока в груди чему естьбиться!
Но фантазия подростка неограничивается любовью и дружбой. Также встречаются и описания природы какчего-то величественного…
Медленно в ночьпогружаясь,
Я вижу звезды, я имулыбаюсь.
Звезды манят меня, зовутк себе на небо
В их огромный мир, гденикто еще не был…
Это мой мир – мир моегосна,
Я приглашаю в этот мир итебя.
Здесь кругом поют райскиептицы,
В океане любви здесьлегко можно забыться,
А печаль здесь сидит вогромной темнице,
И чтоб исчезла она – ейлишь хорошее сниться…
Ангелы сказку теберасскажут
И дорогу в царствасчастья тебе покажут…
Ты забудешь о страхе, обовсех бедах, ненастьях…
В этом огромном,сказочном мире счастья…
К сожаленью, закончитьсяэтот прекрасный сон
И на землю с небес мывмиг снизойдем…
Но не бойся, звезды ждуттебя вечно….
Главное – не спутатьдорогу в мир бесконечный…
Вот что еще примечательно,если раньше среди поэтов редко встречались представительницы прекрасного пола,то на сегодняшний день девушки пишут стихи и прозу гораздо чаще, чем юноши. Средивсех авторов, чьи произведения я просмотрела, лишь один парень. Вот одно из егопроизведений:
Боль в глазах, а сердце вслезах.
Жизнь на краю, а я как ваду.
Душу гублю. Жизнь накорню.
Время молю. Не быть мне враю.
С небом на ты. С судьбоюна Вы.
Не скрыться и вдольгустой пелены.
Надежды, мечты…. Ну что Вы?
Не мы остались среди остатковвесны…
Но сколько же можно в пряткииграть?
Знаю, тебя никогда непоймать…
Спотыкаясь, я буду помиру бежать
С одной лишь целью –тобою дышать…
Тобою бредить, тобоюжить…
С одним лишь желаньем –тебя любить…
На мой взгляд, каждое изэтих произведений несет смысловую нагрузку. Это крик души. Как великие попали висторию, так и эти люди достойны внимания.
Заключение
Таким образом, ясновырисовывается следующая картина: поколение next не только интересуется художественной литературой, нои непосредственно участвует в творческом процессе. Но возникает другая проблема– проблема печатания произведений, авторами которых являются 15-18 летниедевушки и юноши, хотя очень часто среди молодых людей можно найти настоящиеталанты. На мой взгляд, издателям, продюсерам или просто меценатам стоит чащеобращать внимание на произведения молодого поколения. Ведь чем больше вниманиябудет уделено, тем больше подростков займется творчеством, пусть даже с цельювыделиться на фоне общей массы. Зато на антиобщественные поступки времени ужене останется. И заодно повысится общий уровень образования населения, ведь next – это будущее. Будущее нашей страны.И каким оно будет, решать нам.
Список использованнойлитературы
1. about1teenager.narod.ru/poem.htmlwww.
.ru
2. www.psilib.ru/briling/vpod.htmlwww.
.ru
3. www.pedlib.ru/Books/1/0404/1_0404-40.shtmlwww.
.ru
4. www.psyhoterapevt.ru/kogpsyteen.htmwww.
.ru
5. vampires-irc.ucoz.ru/mchat/
6. lita-life.ucoz.ru/blog/2008-03-30-1
7. www.psychiatry.ua/medical/paper022.htm
Примечание
Произведения,представленные в работе, написаны подростками. Рассказ «Дождь» принадлежитКурмашевой Елене. Стихотворение «С одним лишь желаньем – тебя любить…» написаноИсаевым Александром. Несколько трудов принадлежат автору творческой работы.Авторы остальных сочинений пожелали остаться неизвестными.