Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Комедия Плавта "Хвастливый воин"

«Хвастливыйвоин» — одна из главных пьес Плавта. Время ее написания определяетсязамечанием об одном поэте, который сидит, подперев голову рукой, и при которомнаходится караул из двух человек. Это — явное указание на поэта Невия, посаженногов тюрьму за яростные выпады против представителей консервативных групп патрициата.Эти строки могли быть написаны до смерти Невия, т.е. до 204 г. до н. э. — вероятно, около 205 г. Существовавшие тогда нравы и устои римского обществабыли блестяще отображены в литературе того времени (Плавт, Теренций, КвинтЭнний, Гней Невий, Ливий Андроник и др.).
Короткийэкскурс в историю того времени позволяет узнать, что к началу III в. до н.э.Рим представлял собой типичный для античности полис, государство-город. Вовторой половине III в. римляне подчинили себе всю среднюю часть Италии, а затемтерриторию Южной Италии и остров Сицилию. Эта территория называлась ВеликойГрецией и была богатой греческой колонией.
Экспансия Рима обогащала привилегированную часть его общества.Усилилось влияние денежно-ростовщических групп так называемого сословиявсадников. Обогатилась и верхушка непривилегированных — плебса. Она добиласьправа занимать высшие государственные должности и образовала вместе спатрициями римскую знать — нобилитет.
Победоносные войны доставляли Риму толпы рабов, и рабский трудпостепенно вытесняет труд мелких свободных собственников — крестьян иремесленников.
Завоевание Великой Греции дало возможность римлянамнепосредственно соприкоснуться с высокой греческой культурой. Продолжавшаясяторговая и военная экспансия в районе Средиземного моря столкнула Рим, преждевсего, с торговой аристократической республикой на севере Африки, Карфагеном,господином всего Средиземного моря. 1-я Пуническая (карфагенская) война(264-241 гг.) доставила римлянам Сицилию; далее они заняли Корсику, Сардинию идаже часть Иллирии в Греции; 2-я Пуническая война (218-201 гг.) отдала римлянамИспанию и весь карфагенский флот. 3-я Пуническая война (149-146 гг.) привела ксожжению самого Карфагена Сципионом Эмилианом. Тут же были присоединены к РимуМакедония (148г.) и Греция (146г.), и таким образом к середине II в. Рим сталвладыкой всего Средиземного моря.
Одним из самых важных социальных результатов всех упомянутых вышезавоеваний и связанного с этим появления разбогатевшей интеллигенции являетсяэллинизация Рима, в корне преобразившая всю духовную жизнь страны и народа.Вместо старых аскетических идеалов бережливости, труда, защиты родины и жизни впределах небольшой городской общины теперь развивается стремление к роскоши,утонченной культуре и легко добываемым богатствам.
Основной герой комедии — Пиргополиник, военачальник, бахвал,который хвастается своими подвигами на поле брани и победами над женскимисердцами, хотя на самом деле он трус в сражениях, а к женщинам ненавистен.
Пиргополиник состоит на службе у царя Селевка, но римские зрителив его образе видели сатиру на тех римских военачальников, которые во времяПунических войн не блистали подвигами, а в мирной обстановке хвастались своимипобедами. Плавт и имя-то этому герою дал в насмешку: Пиргополиник в переводе нарусский язык звучит громко — «победитель городов и башен»; и зрительпонимает, что такое имя надо ставить в кавычках как не соответствующее сущностиданного героя.
Хвастовство Пиргополиника поддерживает его парасит Артотрог(Хлебогрыз). Он говорит, что помнит, как Пиргополиник «легионы сдунулдыханием, как ветер листья или же солому с крыш».
Потом он добавляет:
А то еще ты в Индии
Одним ударом рукуперебил слону
Пиргополиник
Как руку?
Артотрог
То есть ляжку, я хотелсказать (26-29).
Диалог продолжается идальше в этом же духе:
Пиргополиник
Ты помнишь...
Артотрог
Помню. Сотня споловиною
В Киликии, да сто вСкифолатронии,
Полсотни македонцев,тридцать в Сардах — да,
Вот что народу ты убилв единый день.
Пиргополиник
А в сумме что?
Артотрог
Семь тысяч в общейсложности.
Пиргополиник
Должно быть, столько.Счет ведешь ты правильно.
...........
Артотрог
А как ты в Каппадокии?Убил бы враз
Пятьсот одним ударом:жалко, меч был туп!
Пиргополиник
То шваль была, пехота!А! Пускай живут!
Артотрог
А впрочем, что я! Весьпро это знает мир!
Пиргополиник! В миреты единственный
И доблестью, и дивнойкрасотой своей,
И в подвигах тебе несыщешь равного!
Тебя все любят женщины- и правильно,
Ты так красив!..(42-60).
На самом-то деле этот хвастун,горе-вояка не свершил никаких бранных подвигов, не победил ни одного женскогосердца. Раб Палестрион так и говорит о нем:
Мой господин...
Хвастливый воин,скверный и бессовестный.
Обмана и развратапреисполненный.
Поверь ему — за нимтак и гоняются
По доброй воле женщины,на деле ж он
Для всех, куда нисунется, посмешище (89-93).
Пиргополиник через сводню обманом увез ксебе в Эфес афинскую девушку Филокомасию, сделал ее своей любовницей. Филокомасиялюбила юношу Плевсикла, но его не было в то время, когда Пиргополиник насильновзял девушку к себе на корабль. Верный раб этого юноши Палестрион поспешилпоехать к своему господину, чтобы сообщить о похищении Филокомасии, но корабль,на котором он ехал, захватили разбойники, и бедный раб попал в плен, а потомбыл одним из разбойников подарен Пиргополинику. Тот привел его в свой дом, гдеПалестрион и встретил Филокомасию. Та подала ему знак, чтобы он молчал, а потомуже, оставшись с ним наедине, «наплакалась бедняжка на судьбу свою»:
В Афины убежать хочу,отсюда прочь,-
… Того люблю я,прежнего
Афинского любовника, авоин мне
Противен, ненавистен,как никто другой (127-129).
Палестрион сумел все же известить своегомолодого хозяина о том, в какую беду попала его любимая девушка. Юноша тайноприехал в Эфес и поселился в доме, соседнем с домом Пиргополиника, у старикаПериплектомена, друга его отца. Хитрый Палестрион пробил стену в той комнате,где жила Филокомасия, устроил тайный ход и дал возможность влюбленнымвстречаться. Раб Скеледр, который был приставлен, чтобы охранять Филокомасию,заметил, как она встречается и целуется с каким-то юношей в соседнем доме, ноего убедили в том, что это сестра Филокомасии Дикея, очень похожая на нее,которая поселилась в соседнем доме со своим возлюбленным.
Периплектомен, у которого поселился Плевсикл, возлюбленныйФилокомасии, подан Плавтом как положительный герой. Он умен, обходителен,энергичен, добр и готов всегда помочь людям, попавшим в беду, и, несмотря на то,что ему пошел уже шестой десяток, он еще полон жажды жизни, готов снова жениться,только бы найти жену хорошую, не сварливую и не мотовку. Умный раб Палестрионустраивает судьбу своего господина Плевсикла и проводит за нос хвастунаПиргополиника. По его совету одну из клиенток Периплектомена нарядили в богатоеплатье и выдали за жену этого почтенного человека. От ее имени служанкапередает Пиргополинику кольцо и просит его прийти на свидание с влюбленной внего женщиной. Пиргополиник в восторге, но ему надо как-то отделаться от своейлюбовницы Филокомасии. Тогда ловкий Палестрион советует ему отправить женщинудомой — в Афины, тем более что, дескать, в Эфес приехали ее мать и сестра.Пиргополиник с радостью выпроваживает Филокомасию, отдав ей даже вседрагоценности и платья и подарив раба Палестриона. За Филокомасией приходитодетый моряком ее милый Плевсикл, как бы для того, чтобы сопровождать накорабль к матери. Пиргополиник отправляется на свидание и попадает в засаду,устроенную по замыслу Палестриона. Он схвачен рабами Периплектомена, избит дополусмерти за то, что «смел бездельник подъезжать к чужой жене».
В комедии изображен и осмеян греческий военачальник, но римскиезрители несомненно ассоциировали этот образ со своей современностью, с темивояками Пунических войн, которые не столько воевали, сколько плелись в обозахинтендантов, а в мирной обстановке хвастались своими победами и в боях и всфере любовных отношений. Пиргополиник постоянно попадает впросак, он удивляетсвоей тупостью и бездарностью. Он неизменно вновь и вновь становится объектомманипулирования со стороны среди окружающих его лиц. Беспечность,самовлюблённость, ограниченность, тщеславие, развратность, малодушие, подлость,резонёрство, беспринципность – вот ещё составляющие характера «славного» вояки.Автор усиливает образ главного героя при помощи сравнения с другимидействующими персонажами, внося яркие краски вульгаризмами и гиперболой.
Композицияэтой комедии также подчёркивает это. Она не отличается должной стройностью.Так, мотив с потайным ходом и с изображением перебегания Филокомасии из одногодома в другой не помогает развитию сюжета и даже является лишним, потому чтоесли любовница Пиргополиника благодаря потайному ходу могла встречаться сосвоим милым, то, следовательно, у нее была полная возможность бежать с ним,значит, не нужна была и интрига с подставной женой Периплектомена. Этообстоятельство приводит ученых к выводу, что Плавт в комедии «Хвастливыйвоин» использовал сюжеты каких-то двух греческих бытовых комедий(контаминация).
Действительно,пьеса получилась растянутой, в ней обнаруживаются шероховатости инесоответствия. Но если автор и соединил две греческие пьесы для большейнасыщенности действия, основной своей цели он достиг: получилась чрезвычайно живаякомедия с комическим qui pro quo, переодеванием и проделками изворотливогораба.
И образы в ней живые: умный, энергичный раб, преданный своемумолодому хозяину; бахвал военачальник, поделом наказанный за свои«подвиги»; ловкие служанки, помогающие своим господам. Самыминтересным образом комедии является образ Палестриона, неистощимого в своих выдумках,строящего планы, как ему одурачить Пиргополиника, ведущего сражение зареализацию этого плана. Недаром Плавт так часто пользуется в этой комедиивоенной лексикой. Так, Периплектомен говорит зрителям о том, как Палестрионобдумывает свой план, как бы ему лучше провести Пиргополиника:
… Глядите-ка! Какстоит! Чело нахмурил, озабочен, думает.
Щелкнул пальцами.Трудненько. Не стоится бедному.
Головой мотает. Плоховыдумал. Но как-никак,
Не подаст, что неготово. Даст, что вкусно сжарено (202-209).
… План скорейвыдумывай.
Собирай войска и силы.Живо! Медлить некогда.
Как-нибудь предупредиих, войско обведи кругом.
Завлеки врагов взасаду, приготовь защиту нам.
Перережь им сообщенье,укрепи свои пути,
Чтоб снабженье изапасы до тебя и войск твоих
Безопасно доходили(220-226).
Из монолога Периплектомена мы узнаем отом, что у римских актеров, которые, в противоположность греческим, были безмасок, большую роль играли мимика, жесты и что актерская техника в этойобстановке была достаточно разработана.
Язык персонажей выразителен. Особенно это следует сказать о речи рабаПалестриона и старика Периплектомена.
Образхвастливого воина оказался чрезвычайно живучим в последующей драматическойлитературе. Он возрождается в комедии dell'arte XVI-XVII вв. в виде авантюристаи хвастуна «Капитана».
Последняясцена комедии, возможно, оказала влияние на окончание пьесы Шекспира«Виндзорские насмешницы».
Изсобственных имен этой комедии характерны: имя воина — Пиргополиник — «побеждающийкрепости и города», его и Плевсикла возлюбленной — Филокомасия — «любящая пирушки», раба — Палестрион — «искусный борец» (палестра- площадка для борьбы), парасита — Артотрог — «хлебогрыз», покровителяПлевсикла — Периплектомен — «обнимающий», т.е. любезный, Карион — «происходящийиз Карий» (в Малой Азии). Имена Скеледр, Плевсикл, Мильфидиппа,Акротелевтия, Луркион этимологически не ясны.
Такимобразом, при всей противоречивости данного произведения в плане каких-то серьёзных идей, которое оно несёт, можно сполной уверенностью сказать, что, по крайней мере, тема осмеяния римскойвоенной аристократии в комедии представлена и доведена до логическойзавершённости.

Списоклитературы
хвастливый воин плавт
1. Лосев, А.Ф. Античная литература/ А.Ф. Лосев. – М: ЧеРо, 2005. –350 с.
2. Литератураи язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. Под ред. проф. Горкина А.П.;М.: Росмэн; 2006.
3. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.:1929—1939
4. М. Покровский, Собраниесочинений в 3 томах. Т. 1. М.: «Терра», 1997
5. Френденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Френденберг. – М: Лабиринт, 1997. – 448 с.
6. [Электронный ресурс] www.portal-slovo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Детям о войне
Реферат Propsero
Реферат Апелляционное и кассационное обжалование судебных решений, не вступивших в силу
Реферат Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями применяющими специальные
Реферат Compare The Archetypes Of Unrequited Love And
Реферат Риск на предприятии
Реферат Вексельные обязательства при банкротстве сторон
Реферат Гетьман запорозького козацтва Марк Жмайло
Реферат Aztecs Essay Research Paper AZTECSThe Aztecs came
Реферат Ракета-носитель "Энергия"
Реферат Понятие и виды трудовых правоотношений
Реферат Основні напрями і порядок здійснення аналізу необоротних активів підприємства Аналіз руху грошових
Реферат Лекции по матану (III семестр) переходящие в шпоры
Реферат Обеспечение всеобщей компьютерной грамотности
Реферат Этнические особенности современной семьи в социальной работе