Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Оренбургскийгосударственный университет
Факультетфилологии
Кафедрарусской филологии и методика преподавания русского языка
КУРСОВАЯРАБОТА
Подисциплине: “История русской литературы”
Колористика впоэзии В.С.Высоцкого.
ГОУ ОГУ031001
Руководительработы:
Профессорф.н., кафедры РФ и МПРЯ Матяш С.А.
“___”____________________2008г.
Исполнитель:
Студентгруппы 05 РуФ
___________________КарпецМ.В.
“___”___________________2008г.
Оренбург 2008
Содержание
1. Введение…………………………………………………………3
2. Колористика впоэзии В.С.Высоцкого………………………...5
3. Заключение……………………………………………………....18
4. Списокиспользуемой литературы……………………………..19
5. Библиографическоеразыскание………………………………..20
Введение
Одной из разновидностейлитературной песни 2ой половины 20в является «авторская песня», изначальнопредназначенная для музыкального исполнения в сопровождении гитары или другихинструментов [6].
Шестидесятые годы – времярасцвета творческих индивидуальностей в авторской песне, таких как Б.Окуджава,А.Галич, Н.Матвеева, В.Высоцкий, Ю.Ким, Ю.Визбор, Е.Клячкин и др. Кругпоклонников этой песни продолжает быстро расти; надо заметить, однако, что этоткруг не беспределен: к нему относится студенческая молодежь и городскаяинтеллигенция более старших возрастных групп. На фоне действительно массовогоувлечения рок-музыкой, начавшегося с середины шестидесятых годов, очевиднойстановится локализованность среды самодеятельной песни; всеобщую популярностьполучают лишь песни В.Высоцкого.
Актуальностьисследования. Внастоящее время творчество В.С.Высоцкого изучено достаточно широко. Различныеисследователи подходят к его творчеству с разных аспектов изучения. Мы жерассматривали творчество В.Высоцкого на предмет выявления цвета, которое до насеще не было никем изучено. Песни Высоцкого популярны; актуальны и сегодня. Егоманера и стиль исполнения породили новый жанр: «русский шансон». Многие егостихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией. А это означает, что егожизнь и творчество не были напрасны.
Цель исследования: анализ произведений В.С.Высоцкого напредмет выявления цвета.
Объект исследования: произведения В.С.Высоцкого.
Предмет исследования: колористика в творчестве Высоцкого.
Задачи исследования:
- выявить цвет;
— определить частотностьиспользования цветов;
— выявить преобладающиецвета в творчестве В.Высоцкого;
— сопоставить цветовуюпалитру В.С.Высоцкого и А.С.Пушкина.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения,двух глав, заключения и списка литературы.
Колористика в поэзииВ.С. Высоцкого
Видение мира в цвете –одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Пронизывая каждоемгновение бытия, оно настолько органично нашей природе, что зачастую мы простоне отдаем себе отчета, каким образом складываются наши цветовые пристрастия иантипатии – эмоциональный компонент в восприятии цвета диктуется наподсознательном уровне – так отмечают психологи.
Но цвет интересует нетолько психологов, но и литературоведов, которые исследуют цветовыепредпочтения разных авторов. Так, на сегодня уже есть методика описанияцветовой палитры С.М. Соловьева на материале исследования произведений А.С.Пушкина.
Свое исследование мывыполняли на материале первого сборника В. Высоцкого « Нерв». Мыпроанализировали 133 стихотворения Высоцкого на предмет выявления цвета:учитывались прилагательные и другие части речи с семантикой цвета. В итоге мывыяснили, что:
У Высоцкого – поэта сцветом были особые отношения. Творчество Высоцкого не перенасыщеноколористическими образами, можно отметить даже определенную скупость виспользовании им цветового спектра при построении своего художественного мира.
Общая цветовая палитраВысоцкого такова: черный, белый и серый – три основные цвета, наиболее частоупотребляемые В.С. Высоцким, составляют 68% от общей цветовой палитры. Кромених, синий, красный, зеленый и желтый дают еще несколько «пятен» в спектре,занимая оставшиеся 32%.
Мы представляем их помере частотности.
Основным цветом впроизведениях Высоцкого является черный. Он показывает какое-тонеобыкновенно глубокое восчувствование трагедийного. Так, в песнях военнойтематики – черный цвет везде угрюмо символичен, становится признаком несчастья,ужаса. Это земной поклон тяжкой солдатской страде и сострадание к нашимсолдатам, оказавшихся в фашистском плену, а также «загремевшим» в штрафныебатальоны смертников [1]:
« Мне хочется верить, чточерная наша работа
Вам дарит возможностьбеспошлинно видеть восход»;
Или
«Кто поверил, что землюсожгли?
Нет, она почернелаот горя»;
«В плен – приказ: несдаваться!- они не сдаются,
Хоть им никому не иметьорденов.
Только черныевороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.
…Ну а вороны- словно надпадалью- вьются
Над чернойколонной врагов».
Белый цвет находится на втором месте по частотеего использования. Все белое создает приподнятость, радостность [2]:
«Как Хорошо устроен белый свет!–
Меня вчера отметили вприказе:
Освободили раньше на пятьлет, —
И подпись: «Ворошилов,Георгадзе»».
Для лирического герояВысоцкого это очень значимое событие в его жизни. Это праздник для него, апраздники, обычно, ассоциируются у нас с чем-то радостным, светлым.
Так, в произведении «Променя говорят: он, конечно, не гений…» Высоцкий показывает пробуждение своегогероя от кошмарных ночей, от темного и, в какой-то мере, от «белого». А этотоже своеобразный «праздник». Это возрождение к жизни:
«И теперь я проснулся отдлительной спячки,
От кошмарных ночей – ивот снова дышу, —
Я очнулся от бело-пребелойгорячки…».
С помощью белого цветаВысоцкий показывает нам и красоту, и очарованность этой красотой:
«Я не знаю, что там онаделала, —
Видно, паспорт пришлаполучать —
Молодая, красивая, белая…
И решил я ее разыскать».
Насыщенность белымикрасками проявилось в песне «Белый вальс»:
«Белее снега белый вальс,кружись, кружись,
Чтоб снегопад подольше непрервался.
Она пришла, чтобпригласить тебя на жизнь,
И ты был бел, белее стен,белее вальса.
Где б ни был бал – влицее, в доме офицеров,
В дворцовой зале, в школе– как тебе везло!
В России дамы приглашаюткавалеров
Во все века на белыйвальс, и было все белым-бело…».
Серый цвет завершает основную палитру цвета уВысоцкого. Он как бы смешивает основные цвета черный и белый, и получаетпромежуточный серый цвет – блеклый, невыразительный. Ведь когда мы видим его,то «можем сказать, что он похож на черный», равно как «можем сказать, что онпохож на белый». Поэтому серый и определяет безликость:
«И взмолилась толпабесталанная –
Эта серая массабездушная…».
Или
Ты мне можешь надоесть сполушубками,
В сером платьице сузорами блеклыми…».
Как видим, сам Высоцкийподчеркивает блеклость и неприметность серого цвета.
Но не только блеклостьвыражает этот цвет, серое – ассоциируется еще и с чем-то ужасающем, приводящемв панику [2]:
«У тебя глаза – как нож:
Если прямо ты взглянешь –
Я забываю, кто я есть игде мой дом;
А если косо ты взглянешь–
Как по сердцу полоснешь
Ты холодным, острым серымтесаком».
Не случайно Высоцкий ксерому цвету добавляет определения «холодный», «острый», и само определяемое,ключевое слово «тесак». Ведь это уже не просто нож, а нечто огромное, опасное,страшное.
Не оставляет безразличными «седой старик»:
«И хирург – седой старик–
Он весь обмяк и как-тосник:
Он шесть суток мою ранузашивал!».
Кроме трех основныхцветов, синий (и его оттенок – голубой), красный, зеленый и желтый (и золотой)дают еще несколько «пятен» в спектре.
Символическое значение синегоцвета, по утверждениям А. Вежбицкой и П.В. Яньшина, давно легло в основутрадиционно-поэтической образности. Синее небо, синее море – образы, пришедшиеиз фольклора и обозначающие безграничность определяемого им пространства. УВысоцкого синий цвет также приобретает значение безграничного пространства. Яркоэто проявилось в стихотворении «Бодайбо»:
«Здесь леса кругом гнутсяпо ветру,
Синева кругом – как не выть!
Позади – шесть тысячкилометров,
А впереди – семь лет синевы…».
Цветовые характеристики уВысоцкого многофункциональны и получают новое смысловое наполнение в каждомотдельном случае. Употребляемые при описании персонажа, они максимальноактуализируют какую-то определенную деталь, выражающую сущностнуюхарактеристику героя [3]:
«Что же ты, зараза,бровь себе побрила,
Ну для чего надела,падла, синий свой берет!».
Голубой цвет, вбирая все характерные для синегозначения, приобретает и свои семантические оттенки, связывающие его образ вискусстве, литературе, психоанализе с небесной чистотой, покоем, безмятежностью[8].
У Высоцкого голубой цветсимволизирует мечтательность, но в тоже время и ощущение безнадежности:
«Но где же он, мой «голубойпериод»?
Мой «голубойпериод» не придет!».
Голубой ассоциативно илинапрямую связан с темой творчества, вдохновения, поиском гармонии и покоя,которые немыслимы без особого лиризма и внутренней свободы [2].
«Мой «голубойпериод» не придет!» — в этих горьких словах звучат и отголоски излишней боязниоказаться талантливым не в той мере, в какой хотелось бы.
Голубой цветассоциируется еще и с благородностью, с некой привилегией:
«Но имя есть — я повторяюкак пароль, -
Не верь, что детективынелюдимы:
Она играет голубую роль,
Мне голубая роль –необходима»;
или
«Хоть ты — кровь голубая,
Хоть ты — белая кость, -
Ведь родится Он, и знаю -
Не пожалует Христос!»
Красный, желтый и зеленыйцвета ассоциируются со светофором:
« И только красный,желтый цвет – бесспорны,
Зеленый – тоже: зелень в хлорофилле,
Поэтому трехцветнысветофоры
Для тех, кто пеш и кто вавтомобиле».
Красный цвет Высоцкий соотносит с образом«социального прогресса», превратившийся в неизменный спутник советского быта:
«Сколько лет счастья нет,
Впереди — все красный свет».
Красный –помпезно-революционный:
«Кричат загонщики, и лаютпсы до рвоты,
Кровь на снегу — и пятнакрасные флажков.
Не на равных играют сволками
Егеря — но не дрогнетрука, -
Оградив нам свободуфлажками,
Бьют уверенно, наверняка».
В произведениях «Комментатор из своей кабины…» и «Как в старинной русской сказке…» Высоцкий использует простонародные выражения, где красный цвет выступает в роли эпитета:
« Комментатор из своей кабины
Кроет нас для красного словца, -
Но недаром клуб «Фиорентины»
Предлагал мильон за Бышевца»;
и
«Как однажды поздно ночью добрый молодец,
Проводив красну девицу к мужу,
Загрустил, но вспомнил: завтра снова день,
Ну, а утром – не бывает хуже».
Зеленый цвет, так или иначе, связан вкаждом сознании с обозначением травы или растительного мира в целом [2]:
« И вот опять – вагоны,
Перегоны, перегоны,
И стыки рельс отсчитываютпуть,-
А за окном – взеленом
Березки и клены, —
Как будто говорят: «Непозабудь!».
Но это зеленое обращаетсяпорой в «змеиное», «пахучее», «противное»:
«У вина достоинства,говорят, целебные,-
Я решил попробовать –бутылку взял, открыл…
Вдруг оттуда вылезлочтой-то непотребное:
Может быть, зеленыйзмий, а может крокодил!
А оно – зеленое,пахучее, противное-
Прыгало по комнате, ходилоходуном,-
А потом послышалось пеньезаунывное-
И виденье оказалосьгрубым мужуком!».
Двойственное значение зеленогоиздавна лежит в основе цветовой символики ( зеленый цвет связан не только спроизрастанием, но и со смертью и смертельной бледностью) [2]:
«Ободрав зеленый дуб,
Дядька ихний сделал сруб,
С окружающими туп
стал и груб, -
И ругался день деньской».
Можно предположить, чтозеленый цвет становится у Высоцкого синонимом равнодушно-пассивного, безропотного«растительного существования».
У В.С.Высоцкого, помимозеленого цвета, упоминается и изумрудный – более контрастный цвет:
«Тот камень, что покойтебе подарил, -
Как Вечным огнем,сверкает днем
Вершина изумруднымльдом -
Которую ты так и непокорил».
Но такие упоминаниявстречаются крайне редко.
Желтого цвета у Высоцкого не много.
«Растворимой мне махры,
Зять – подохнет без икры,
Тестю, мол, даешь духидля опохмелки!
Двум невесткам – всеравно,
Мужу сестрину – вино,
Ну а мне – вот это желтоев тарелке!».
В этом желтом в тарелкедля героя стихотворения заключено не просто представление о еде как таковой, ацелый сонм переживаний и дум о прекрасном; с другой же стороны в подобномцветовом обобщении сквозит паническая растерянность «контуженого» изобилиемпровинциального эмиссара перед реальным воплощением желаемого [4].
Сам Высоцкий, отвечая навопрос о природе этого метонимического цветообраза, воплощающего собой ижалкость, и убогость материальных запросов героя, признавался: «Я, правда, незнаю, что это – «желтое в тарелке». Но я помню: были какие-то такие банкиконсервные, они сейчас исчезли, и на них была нарисована тарелка и на ней –что-то желтое. Может, это было манго…» [4].
Как было сказано выше,Высоцкий мало употребляет желтого цвета в своих произведениях. Вместо желтогоон использует золотой цвет, более яркий, экспрессивный, заметный:
«На тебя, отраву,деньги, словно с неба сыпались –
Крупными купюрами,«займом золотым»»;
или
«Здесь и вправду ходитКот, -
Как направо — так поет,
Как налево — так загнет
анекдот, -
Но, ученый сукин сын,
Цепь златую снесв торгсин,
И на выручку — один -
в магазин».
В своих произведенияхВысоцкий обращается не только к «простому» цвету, но и к «блестящему» — золотому,серебряному:
«Дом хрустальный на горе- для нее,
Сам, как пес бы, так ирос — в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!».
Что примечательно, когдаречь заходит о музыке, Высоцкий использует «блестящий» цвет:
«Гитара опять
Не хочет молчать -
Поет ночами лунными,
Как в юность мою,
Своими семью
Серебряными струнами!..»;
или
«У меня гитара есть — расступитесь стены!
Век свободы не видать из-за злой фортуны!
Перережьте горло мне, перережьте вены -
Только не порвите серебряные струны!
Я зароюсь в землю, сгину в одночасье -
Кто бы заступился за мой возраст юный!
Влезли ко мне в душу, рвут ее на части -
Только б не порвали серебряные струны!».
Наблюдаются случаи, когдаВысоцкий в одном своем произведении использует сразу несколько цветов:
« Красное, зеленое,желтое, лиловое,
Самое красивое – на твоибока!».
Нагнетание красок,расцвечивающих женскую одежду, их насыщенность и контрастность выдают широту ибуйство натуры влюбленного рецидивиста, и – определенный романтизм, позволяющийбросить к ногам любимой целый мир [4].
Есть и такие произведенияу Высоцкого, в которых чередуются только черный и белый цвет:
«Куда вам деться!
Мой выстрел — хлоп!
Девятка в сердце,
Десятка — в лоб...
И черной точкой
На белый лист -
Легла та ночка
На мою жизнь!»;
или
«Только черные вороны стаею вьются
Над трупами наших бойцов.
…После смерти — для всех свои птицы найдутся,
Так и белые птицы — для наших бойцов»;
«Тайной покрыто,молчанием сколото -
Заколдовалаприрода-шаман.
Черное золото, белое золото
Сторож седой охраняет –туман».
Черно-белая картинанисколько не уступает многоцветным картинам по своей насыщенности, ведь здесьне важен цвет как таковой, здесь важны эмоции.
Таким образом, мы можемсделать вывод, что, на наш взгляд, Высоцкого мало интересуют цвета, сочетанияцветов, ему важна не видимая, а эмоциональная функция цвета. Многокрасочныхкартин и пейзажей он не создает. Высоцкий воспринимает цвета не зрительно, некак живописец, а как музыкант.
Такой вывод мы делаем,опираясь на сопоставительный материал творчества А.С.Пушкина.
Мы избрали творчествоА.С.Пушкина, потому что:
— во-первых, на сегодняуже есть методика описания цветовой палитры С.М. Соловьева на материалеисследования произведений А.С.Пушкина;
— во-вторых, Высоцкийчасто упоминает в своих произведениях Александра Сергеевича:
«Бывало, Пушкина читал всю ночь дозорь я -
Про дуб зеленый и процепь златую там.
И вот сейчас я нахожусьу Лукоморья,
Командированный попушкинским местам;
Мед и пиво предпочелзелью приворотному,
Хоть у Пушкина прочел:«Не попало в рот ему...»».
И, даже, создает, впротивовес ему, антисказки:
«Работал я на ГЭСах,ТЭЦах и каналах,
Я видел всякое, но тут яонемел:
Зеленый дуб, как есть,был весь в инициалах,
А Коля Волков здесь особопреуспел».
Таким образом, Высоцкийиспользует в своих произведениях, уже имевший место в творчестве Пушкина,цветовой спектр.
Исследователь творчестваПушкина С.М.Соловьев отмечает, что «лирика, поэмы, сказки, драматическиепроизведения «окрашены» по-разному: в каждом из жанров сильно различаются нетолько второстепенные, но и главные тона спектра. Наиболее поразительнымявляется спектр драматических произведений. Здесь только две краски:всеопределяющая черная, составляющая в спектре драмы 46,1%, и белая – 16,6%.Синий и желтый занимают в спектре по 8,4%, в то время как упоминания другихцветов совершенно единичны».
В отличии от обильнойколористики сказок и «Песен западных славян» Пушкин в лирике зрелых летсмягчает краски. Более того, при чтении лирики и поэм Пушкина с первого взглядапоражает одна особенность: они кажутся почти лишенными цвета. При огромномколичестве портретов, пейзажей, описаний Пушкин необычайно скуп на краски, снеохотой оперирует ими, и везде, где это оказывается возможным, красочныйэпитет заменяет эпитетом иного плана.
Посмотрим, например, какон описывает богатую и многокрасочную природу Кавказа:
«…Кавказ,
Где пасмурный Бешту,пустынник
величавый
Аулов и полей, властительпятиглавый
Был новый для меняПарнас.
Забуду ли кремнистыевершины,
Гремучие ключи, увядшиеравнины,
Пустыни знойные…».
Но в произведенияхВ.Высоцкого все по-иному. Высоцкий не создает многокрасочных картин и пейзажей,но с помощью цвета выражает эмоциональные стороны своих произведений.
Заключение
Проанализировавпроизведения В.Высоцкого из его первого сборника «Нерв» на предмет выявленияцвета, и сопоставив его с цветовой палитрой С.М. Соловьева на материалеисследования произведений А.С.Пушкина, мы пришли к выводу, что у Высоцкого — свое особое отношение к цвету. В отличие от Пушкина у Высоцкого отсутствуютмногокрасочные картины и пейзажи. Главным объектом его творчества становятсялюди, люди разных социальных слоев. Это объясняется разными эпохами, в которыхжили музыкант и поэт, а, следовательно, и разными взглядами на жизнь. ВладимирВысоцкий — человек двух поколений. Это были нелегкие годы. Возможно, именно изэтого и складывались его цветовые предпочтения. Как было сказано раннее,доминирующие цвета в творчестве Высоцкого — черный и белый. Но музыканту былважен не цвет как таковой, а его эмоциональная сторона и психологическоераскрытие цвета.
Сам стих Высоцкого – стихпрозаированный. Отсюда — его принципиальная «негладкость», наличие в нем поройкаких-то ритмических «заусениц», складываемых мелодией и пением, но нередкоощутимых при попытках прочесть стихи вслух, продекларировать их. Но это вовсене означает, что такой стих «хуже» стиха плавного, без интонационныхпрепятствий. Чрезмерная гладкость может привести к монотонности, когда сознаниечитателя ни на чем не останавливается, ни за что не цепляется, а как бы отбиваеттакт, соответствующий использованному стихотворцем размеру.
Тынянов называл это«стихами «вообще». Чего-чего, а таких стихов у Высоцкого нет. У него всегда –стихи «в частности», и ритмическая негладкость несет в себе смысловуюзначимость» [7].
Список используемой литературы.
1. Бестужев-Лада И.Открывая Высоцкого. Московский рабочий, 1989.
2. Энциклопедиязнаков и символов / О.В.Вовк. – М.: Вече, 2006. – 528с.
3. Мир Высоцкого:Исследования и материалы. Выпуск II /Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1998. – 672с.
4. Мир Высоцкого:Исследования и материалы. Выпуск III Т2 /Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. – М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2000. – 624с.
5. Нерв: Стихи /Составление Р.И.Рождественского. Текстологическая подготовка и примечанияА.Е.Крылова. – 5-е изд., испр. – М.: Современник, 1992. – 208с.
6. Литературнаяэнциклопедия терминов и понятий. Сост-ль А.Н.Николюкин, М.: НПК «Интервак»,2001.
7. Новиков В.И.Писатель В.Высоцкий. «В Союзе писателей не состоял…», М.: Интерпринт, 1991.
8. Яньшин П.В.Эмоциональный цвет. – М., 1996.
Библиографическое разыскание
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №1. – 88.
В №1 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №2. – 88.
В №2 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №3. – 88.
Горяева Т.М. Творческое наследие В.С.Высоцкого в РГАЛИ // Отеч. Арх. – М.,2005. — №6. – С. 131-133.
Жукова Е.И. [ Рецензия] // Вестн. Моск. ун-та. Сер.9, Филология. – М.,2005. — №4. – С. 180-183.
Рец. на кн.: Томенчук Л. Высоцкий и его песни: приподнимемзанавес за краешек. – Днепропетровск, 2003, Томенчук Л. «Но есть, однако же ещепредположенье…». – Днепропетровск, 2003.
Кихней Л.Г., Темиршина О.Р. Грани диалога в песенном творчествеВысоцкого // Проблемы поэтики русской литературы хх века в контексте культурнойтрагедии. – М., 2006. – С. 79-100.
Раевская М. «Дурная кровь в мои проникла вены…», или Две судьбы Высоцкого// Вопр. лит. – М., 2005. –Вып.6. —, 108-129.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №4. – 88.
Алехина Л.Н. «Лукоморья больше нет» В.Высоцкого как интерпретацияпушкинского текста // Литература в контексте современности. – Челябинск, 2005.– Ч.2. – С. 8-10.
Гашева Н.Н. Культурный синтез в творчестве В.Высоцкого // Филологическиезаметки. – Пермь; Любляна, 2004. – Вып.3: Ч.2. – С. 81-95. – Библиогр.: С. 95.
Дымова И.А., Клишина О.О. Персонажи в стихотворных новеллах РобертаРождественского (в сравнении с новеллами Владимира Высоцкого) // Литература вконтексте современности. – Челябинск, 2005. – Ч.2. – С. 41-45.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №5. – 88.
Влади М.В. Владимир, или Прерванный полет: Пер. с фр. – М.: АСТ;Харьков: Фолио, 2006. – 287с. – (Мемуары. Биографии).
Гуреев В.Н. В.Высоцкий глазами литературоведов // Филол. зап. – Воронеж,2004. – Вып.22. – С. 273-276.
Рец. на кн.: Скобелев А.В., Шаулов С.М., Владимир Высоцкий:Мир и Слово. – Уфа, 2001.
Долгушев В.Г. Парадокс и средства комического у В.Высоцкого // Рус. Речь.– М., 2006. — №1. – С. 49-51.
Фомина О.А. Эволюция стихосложения В.С.Высоцкого: Постановка проблемы //Художественный текст: варианты интерпретации. Бийск, 2006. – Ч.2. – С. 266-271.
Шилина О. «И что мне не лететь до Ленинграда…»: Ленинград в творческойсудьбе Владимира Высоцкого // Нева. – СПб., 2006. — №1. – С. 238-244.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №6. – 88.
Перепелкин М.А. Бездны на краю: И.Бродский и В.Высоцкий: диалог худож.систем / Самар. гос. ун-т. — Самара: Самар. ун-т, 2005. – 175с. – Библиогр. впримеч.
Маликова Т.О. Поэтико-философское воплощение ироничного и фантастическогоначал в сказе В.Высоцкого // Художественный текст: варианты интерпретации. –Бийск, 2006. – Ч.2. – С. 3-6.
Намакштанская И.Е., Романова Е.В. Образ смерти в поэзии В.С.Высоцкого // Вопр.филол. наук. – М., 2005. — №5. – С. 22-24.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд. Науч-библиогр.Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №7. – 88.
Перевозчиков В.К. «Ну здравствуй, это я!»: [О В.С.Высоцком]. – М.: Вагриус,2006. – 286с., [8] л. ил.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №8. – 88.
Корман Я.И. Владимир Высоцкий: ключ к подтексту. – 2-е изд., испр. идоп. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 382с. – (Авангард). – Библиогр.: С. 374-379.
Павлова М.П. Взаимодействие стиха и прозы в творчестве В.С.Высоцкого: (Напримере анализа песен и автокомментариев) // Проблемы литературы хх века: впоисках истины. – Архангельск, 2003. – С. 261-264.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №9. – 88.
Маликова Т.О. Поэтика иронии в сказе В.Высоцкого // Вестн. Тамбов. ун-та.Сер.: Гуманит. науки. – Тамбов, 2006. – Вып.2. – 314-315.
Мартынов А. «Встреча – случай на узких перекрестках мирозданья»: НаумКоржавин и Владимир Высоцкий: к вопросу о некоторых влияниях // Лит. учеба. –М., 2006. — №5. – С. 124-129.
Влияние поэмы Н.Коржавина «Зоя» на стихотворение В.С.Высоцкого«Я никогда не верил в миражи».
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №10. – 88.
В №10 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №11. – 88.
Шпилевая Г.А. Н.Некрасов и В.Высоцкий: «О несходстве сходного» // Вестн.Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. – Воронеж, 2006. — №1. – С. 271-281.
Сравнительный анализ творчества.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2007, №12. – 88.
В №12 2007г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №1. – 88.
Кошелева И.Н. Ритмическая организация автономного текста, тяготеющего кгетерономности // Диалог культур. – Барнаул, 2004. – С. 43-47.
Анализ стихотворений В.С.Высоцкого, Ю.П.Кузнецова,Н.И.Тряпкина.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №2. – 88.
Свиридов С. [Рецензия] // Голос надежды. – М., 2004. – С. 375-379.
Рец. на кн.: Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика,жанры, традиции. – М., 2003.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №3. – 88.
Поляков В.Ф. Гражданская эстетика Высоцкого // Вопр. философии. – М.,2004. — №11. – С. 49-64.
Утевский А.Б. Возвращение на большой Каретный: [О В.С.Высоцком]. – М.:Известия, 2004. – 231с., [33] л. ил. – имен. указ.: С. 227-230
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №4. – 88.
Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого. А.Х. / Орл. гос. ун-т. –Орел, 2001. – 60с.
Изотов В.П. Словарь поэзии Владимира Высоцкого: И. / Орл. гос. ун-т. –Орел, 1999. – 40с.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №5. – 88.
Перевозчиков В.К. Владимир Высоцкий: Правда смертного часа. Посмертная судьба.– М.: ВАГРИУС, 2005. – 430с.: 12л. ил.
Воспоминания родных и друзей о последних годах жизниВ.Высоцкого.
Перевозчиков В.К. Неизвестный Высоцкий. – М.: ВАГРИУС, 2005. – 303с.: 8л. ил.
Воспоминания.
Редькин В.А. Образ «Вечной женственности» в творчестве ВладимираВысоцкого // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики.Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы. Тольятти, 2005.– С. 84-90.
Садовский Я. Высоцкий – фигура польского мышления о России? // НоваяПольша. – Варшава, 2005. — №7/8. – С. 104-105.
В.С.Высоцкий в польской литературной критике.
Туникова И.Н. Идея пути и способы ее художественного выражения в поэзииВ.С.Высоцкого // Сборник студенческих работ. – Воронеж, 2004. – Вып.5. – С.197-201.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №6. – 88.
Карапетян Д.С. Семь путешествий с Владимиром Высоцким. Городской романс:Киноповесть; Прыг – скок: Повесть; Это был воскресный день: Рассказ /Рубинштейн И.И. – М.: ИКАР, 2005. – 328с.: ил.
Воспоминания о встречах с В.С.Высоцким.
Корман Я.И. Художественный мир Владимира Высоцкого: ключ к подтексту. –М.: Изд. содружество А.Богатых и Э.Ракитская, 2005. – 627с. – Библиогр.: С.620-625.
Лаухина А.В. Анализ стихотворения «О моем старшине» Владимира Высоцкого сточки зрения его модальности // Русский язык и славистика в наши дни. – М.,2004. – С. 594-597.
Перепелкин М.А. «Природа смеха» в творчестве В.Высоцкого: (Художественнаясимптоматика «похмельного синдрома» в стихотворении «Общаюсь с тишиной я…») //Смех в литературе. – Самара, 2004. – С. 156-166.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №7. – 88.
В №7 2006г статьи о В.С.Высоцком не отмечались.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №8. – 88.
Перепелкин М.А. «Сны» в творчестве В.Высоцкого // Филологическаяпроблематика в системе высшего образования. – Самара, 2005. – Вып.2. – С.183-187.
Мотив сновидений в поэзии В.С.Высоцкого.
Фомина О.А. Стих В.С.Высоцкого в контексте блатного фольклора // Вестн.Оренбург. гос. пед. ун-та. – Оренбург, 2004. — №11. – С. 96-101.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №9. – 88.
Карапетян Д. Владимир Высоцкий: Воспоминания. – 2-е изд., доп. – М.:Захаров, 2005. – 301с., [14] л. ил. – (Биогр. и мемуары).
Раевская М. Здесь был Высоцкий // Кн. Обозрение. – М., 2005. — №11/12. –С. 27.
Рец. на кн.: Цыбульский М. Жизнь и путешествия В.Высоцкого. –Ростов н/Д., 2004. – 640с.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №10. – 88.
Ай да Высоцкий! / Сост.: Таиров В.В. – СПб.: Астерион, 2005.– 312с.: ил. – Библиогр.: С. 308-310.
Крылатые выражения из песен В.С.Высоцкого, статьи отворчестве поэта и материалы к его биографии.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №11. – 88.
Высоцкая И.К. Короткое счастье на всю жизнь. – М.: Молодая гвардия, 2005.– 182с.: ил. – (Б-ка мемуаров: Близкое прошлое: Малая серия; Вып.1).
Раззанов Ф.И. Владимир Высоцкий: «Я, конечно, вернусь…». – М.: Эксмо,2005. – 671с., [8] л. Ил. – Библиогр.: С. 669-670.
Цыбульский М. Владимир Высоцкий на Дону // Дон. – Ростов н/Д., 2004. — №11. – С. 139-146.
О пребывании В.С.Высоцкого в Ростове-на-Дону в 1961 году.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.Литературоведение: Библиогр. указ. / РАН. ИНИОН. Фундам. Б-ка, Отд.Науч-библиогр. Информ. – М., 2007. – ISSN 0134– 2770 – 2006, №12. – 88.
Каргашин И.А. «Погоня» Федора Глинки и «Погоня» Владимира Высоцкого //Рус. Речь. – М., 2005. — №4. – С. 27-31.
Алоэ С. От Высоцкого до круга. Блатное слово в изменявшейся картине мирарусского общества // Studia rossicaPosnaniensia. – Poznan, 2003. – Z. 31. – С. 45-53. – Рез. Англ.
Лексика блатных песен (В.С.Высоцкий, М.Воробьев ( псевдонимКруга) и др.).
Дюпина Ю.В. Цветовая гамма в стихотворении В.Высоцкого «Охота на волков»// Славянско-русские духовные традиции в культурном сознании народов России. –Тюмень, 2005. – Ч.2. – С. 76-78.
Желтов В.Г. Москвич Владимир Высоцкий в Ленинграде // История Петербурга.– СПб., 2005. — №3. – С. 76-83.