Муниципальноеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа №101
с углублённымизучением отдельных предметов
Ленинскогорайона г.Н.Новгорода
Реферат политературе
«Историческаятема в прозе А.С.Пушкина»
НижнийНовгород. 2009г.
Клянусь честью, что ни зачто на свете
я не хотел бы переменитьотечество,
или иметь другую историю,кроме
истории наших предков.
А.С.Пушкин.
Ни в одном русскомписателей не сливались так органически в неразрывное целое жизнь и творчество,личные интересы и заветные стремления эпохи, национальное и общечеловеческое,как в Александре Сергеевиче Пушкине.
Его вклад в русскуюкультуру беспримерен. Родоначальник новой литературы, преобразователь родногоязыка, он охватил в своём творчестве прошлое и настоящее России.
Нет такого человека,который не читал бы произведений Пушкина.
Начиная с раннегодетства, мы знакомимся с его творчеством, и оно не покидает нас в течениежизни. Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышлиисторические повести, поэмы, стихотворения.
Я заинтересоваласьисторической темой в прозе Пушкина после прочтения повести «Капитанская дочка».Мне понравилось, что автор в этом произведении отражает не только конкретноеисторическое событие в истории России — крестьянскую войну подпредводительством Емельяна Пугачёва, но и ставит и решает вопросы патриотизма,любви и верности, чести и достоинства человека. Кроме того, мне сталоинтересно, как автор пришел именно к этой теме в своем творчестве, и какобстояло дело с исторической темой в литературе до Пушкина.
Основная цель моей работыпоказать важность исторической темы в прозе А.С.Пушкина.
Существует многокритической литературы по данной теме, но я, в основном, опираюсь накритические работы и статьи Кулешова В.И., Лежнева А.З., Овчинникова Р.В. идругих.
Моя работа состоит изчетырех основных частей:
1. Введение иобоснование темы.
2. Развитиеисторической темы в русской литературе.
3. Анализ пушкинскойпрозы.
4. Историческая темав русской литературе конца ХХ века.
Актуальность историческойтемы в прозе Пушкина. А.С. заключается в том, что он сумел в такихпроизведениях, как «Капитанская дочка» показать насущные нравственно-этическиепроблемы своего времени, созвучные нашему: долг и нравственные исканиячеловека, роль личности и роль народа в истории.
В наше время мы, подчасневольно, соизмеряем нравственные поступки пушкинских героев с нашей личнойпозицией, делаем правильные нравственный выбор в сложных ситуациях современныхсобытий.
Развитиеисторической темы в русской литературе
Историянарода принадлежит поэту
А.С.Пушкин.
Русскаялитература — одна из лучших в мире, а русский литературный язык поражает своимбогатством, гибкостью, выразительностью.
Отчастиэто объясняется длительной историей развития русской литературы. Ей без малоготысяча лет. Она старше, чем литература английская, французская и немецкая.Родилась она не сразу. Постепенно росло и служение народу, вынашивались еёгуманистические темы, развивалось её умение наблюдать жизнь, отражать все новыеи новые стороны действительности, все глубже и глубже проникать в психологиючеловека, в его отношение с другими людьми, в историю.
Высшаяи истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен –это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадатькакие-то сущностные черты характера народа. Одним из самых значительных явленийдревней русской литературы, появившихся уже в первой половине 11 века, былилетописи. Они охватывали историю не только Руси, но и многих других народов. Вэти исторические произведения включались документы, а иногда и целыелитературные произведения с историческим содержанием.
Однойиз наиболее ранних летописей на Руси был сборник летописных сводов, сделанный в1113 году киевопечерским монахом Нестором — «Повесть временных лет".
Давно родилось в сознаниирусских мыслящих людей стремление знать историю отечество "… откуда есть,пошла Русская земля".
«Повестьвременных лет» рассказывает о расселении славянских племен, принятии Русьюхристианства, повествует о борьбе с кочевниками, рисует образы первых русскихкнязей. Нестор наполнил летопись поэтическими преданиями, тесно связанными сотечественной исторической действительностью. Она включает записи устныхисторических рассказов и родовых легенд, дружинно-эпические предания,народно-сказочные повествования, воинские и феодальные повести, библейскиеизречения, рассуждения, поучения и т.д. На протяжении всей истории Древней Руси«Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой длячтения.
Другимдрагоценным памятником древнерусской литературы 12 века было «Слово о полкуИгореве», посвящённое походу русского князя Игоря на половцев. Отличиелетописных рассказов о» Слово о полку Игореве" в том, что летописныерассказы стремились передать как можно больше фактов, а «Слово о полкуИгореве» поэтично, оно не столько рассказывает о походе Игоря, сколькооплакивает неудачу похода, призывает русских князей соединить свои полки противполовцев и победить противника.
Но илетописи и «Слово о полку Игореве» опираются на действительно имевшиеместо события и все они полны искренности, горячей любви к родине.
Возьмёмдругое произведение, более позднего времени — «Житие АлександраНевского». Оно рассказывает об обороне русской земли войском князяАлександра Невского, о его победе над шведами и немецкими рыцарями. Этопроизведение посвящено действительно происходившим событиям русской истории иимеет патриотический характер. От древне — русской литературы 11-16 веков донас дошли тысячи различных летописей. Житий, исторических повестей, различныхпоучений, посланий. В них поднимались и церковные и политические темы, вопросыобщественного поведения и государственного устройства.
В 15веке неизвестным автором было создано произведение «Задонщина», которое воспеловеличие подвига русских людей во имя освобождения от монголо-татарского ига. Этои прославление победы, и печаль по павшим героям. Автор включил весь спектрхудожественно – изобразительных средств знаменитого «Слова о полку Игореве \» всвоё драматическое повествование.
Надвинулисьгрозные события 17 века: крестьянские и городские восстания, польско-шведскоевторжение, движение Степана Разина и другие. Все эти события оказализначительное веяние на дальнейшее развитие русской литературы.
Возникаетобширная народная литература, создателями которой явились простые крестьяне иремесленники. 17 век – это значительный период в развитии великой русскойлитературы.
Характернойособенностью литературы этого времени является участие в ней новыхдемократических слоев населения. В неё значительно более широкий доступ, чем в16 веке, получает народная поэзия.
Литература18 века занимает очень важное место в процессе развития русского народа.Благодаря деятельности прогрессивных писателей – М.И. Новикова, Д.И. Фонвизина,И.А. Крылова, А.М.Радищева, Н.М. Кармазина, создаются новые литературные роды ивиды. Возникают первые образцы художественной прозы, развивается драматургия,выросшая на почве, подготовленной древне – русской письменностью и народнымтворчеством, литература 18 века впитывает передовые просветительские идею.
В этовремя литература выходит на передовые позиции общественного развития. Именно сэтого времени произведения художественной литературы широкий размах приобретаетразвитие сатирических жанров.
НиколайМихайлович Карамзин открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского».Русские люди узнали о самых отдалённых временах установления страны.Н.М.Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальныйматериал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современниковвеликий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей русскогогосударства. В литературе 18 веке складывались необходимые формы литературногоязыка, совершенствовался стих, вырабатывались средства и приемы отечественногоискусства слова. Тем самым создавались условия для появления великого русскогогения- Александра Сергеевича Пушкина.
Историческаятема в творчестве А.С.Пушкина.
ВПушкине было вернее понимание истории:
свойство,которым одарены не все историки
Вяземский
К30-м годам 19 века относится расцвет пушкинской прозы. Поэт был не удовлетворенсостоянием современной ему литературы, в частности прозы. Даже лучшее тогда вней – про Карамзина — страдала манерностью, лиризмом. Пушкин выступает противвсякой изысканности и манерности в прозе, против украшательства её всевозможными«блестящими выражениями». Проза «требует мысли и мысли». Точность краткостьявляются ее основными достоинствами. В духе этих требований Пушкин и началреформу русской прозы в 30-е годы. Одним из первых он почувствовалнеобходимость развития в русской литературе романа и повести. Жанр романаприобретал все большее значение, широко раскрывая личную жизнь и внутренний мирчеловека в связи с жизнью социальной, с общественными отношениями. Пушкин в1830 году писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху,развитую на вымышленном повествовании. Этой формулой Пушкин определил не толькоисторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романасвоего времени он видел в принципе историзма. Этим роман 19 века, действительно,глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставалоизображения жизни в последовательно историческом духе. Другую существеннуючерту романа Пушкин видел во всестороннем изображении жизни и характерачеловека.
Бесспорно,что опыт исторического романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину созданиереалистического исторического романа на русскую тему. Однако Пушкин по глубинесвоего реализма ушел далеко вперед. Своеобразие русской истории, широта ивеличие национальной жизни русского народа, ярко выраженные, например, в эпохуПетра 1, размах и трагический характер стихийных крестьянских движений вРоссии, такие героические события русской истории, как борьба нашего народапочти со всей вооруженной Европой, руководимой Наполеоном, в 1812 году,наконец, острота классовых противоречий в крепостнической России времениПушкина- всё это явилось источником, питавшим более высокий уровеньисторического романа Пушкина по сравнению с вальтер-скоттовском.
АлександрСергеевич Пушкин был великим художником- историком. Он не только обладалмогучей творческой фантазией, но и тем изумительным историческим чутьём,которое помогало ему «угадывать» там, где не хватало точных фактов. По словамкнязя Вяземского, «в Пушкине было вернее понимание истории: свойство, которымодарены не все историки. Принадлежностями его ума были: ясность,проницательность и трезвость мысли. Он не историю воплощал бы в себя и в своюсовременность, а себя перенес бы в историю и в минувшее.
Пушкинбыл одарен воображением и, так сказать, самоотверждением своей личностинастолько, что мог отрешить себя от настоящего и воссоздавать минувшее,уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, новыми поколениями,новыми порядками, новым общественным и гражданским строем..»
Вотпочему так историчен и поэтический вымысел Пушкина, всегда основанный наособенностях изображаемой им исторической действительности.
Большиеисторические события к 18-19 вв. заставляли мыслящих русских людей все чащезадумываться над общественными противоречиями, свидетелями которых ониявлялись. К наиболее глубоким для того времени выводам из бурных событий своейэпохи пришел к сер. 20-х годов Пушкин. Поэту стало ясно, что огромной силойисторического процесса является народ, что вопрос о серьёзных политических измененияхжизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, еёнационально-исторических особенностей и закономерностей.
Пушкинприходит к выводу, что решение общественно-политичесских вопросов нужно искатьв самой объективной действительности, в закономерностях ее историческогоразвития. Внимание пота привлекают эпохи переворотов, периоды общественныхкризисов. К 1822г. Относятся заметки Пушкина по русской истории 18 в.; здесьразоблачается реакционно-крепостнический характер политики Екатерины второй.Пушкин выражает твердую уверенность в близости падения деспотизма и крепостногоправа. Размышляя о значении реформ Петра 1 и о последовавшем за нимисторическом развитии России до нач. 19 в., поэт стремится обосноватьосвободительные устремления дворян-декабрстов. «Политическая наша свободанеразлучна с освобождением крестьян, желание лучшего соединяет всех противобщего зла»,- писал Пушкин.
Идея закономерностисобытий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчествоПушкина. Попытаемся, анализируя творчество Пушкина, понять егоисторико-философскую концепцию.
В раннем творчествеПушкина нас очаровывают “Руслан и Людмила”, “Песнь о Вещем Олеге”. Древняя Русьвремен князей Владимира и Олега воссоздается в красочных, полных жизникартинах. “Руслан и Людмила” – сказка, “Песнь о Вещем Олеге” — легенда. Тоесть, автор стремится осмыслить не саму историю, а ее мифы, легенды, сказания:понять, почему сохранила народная память эти сюжеты, стремится проникнуть встрой мыслей и языка предков, найти корни. Эта линия получит дальнейшееразвитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпическихпроизведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет кразгадке особенностей русского характера, принципов народной морали – и такбудет постигать законы развития истории России.
Художественноеотображение национального прошлого народа в его конкретно-историческом развитииосознается Пушкиным как важная задача русской литературы. «История народапринадлежит поэту»- пишет он. Зимой 1824-25 гг. идет усиленная работа Пушкинанад русской исторической темой. Он изучает «Историю государства Российского»Карамзина, русские летописи, материалы о жизни Пугачева, интересуется личностьюдругого вождя крестьянского восстания в России- Степана Разина. И недавнеепрошлое России – Петр 1 и современная поэту жизнь Европы, в судьбе которойбольшую роль сыграл Наполеон, убеждали Пушкина в значении выдающихся личностейв истории.
Вместес тем, в понимании самого содержания исторического процесса, его движущих силПушкин остается на позициях исторического идеализма. Главную роль в развитииобщества поэт отводит просвещению, политическим идеям, законодательству.Общественным нравам, воспитанию.
Реальные историческиефигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох:Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. Вероятно, в момент историческихпереустройств как бы обнажаются “скрытые пружины” механизма истории, лучшевидны причины и следствия – ведь в истории Пушкин стремится понять именнопричинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точкузрения на развитие мира.
Первым произведением, гдечитателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия “Борис Годунов” – одно извысших достижений его гения. “Борис Годунов”– трагедия, так как в основе сюжеталежит ситуация национальной катастрофы. Литературоведы долго спорили о том, ктоглавные герой этой трагедии. Годунов? – но он умирает, а действие продолжается.Самозванец? – и он не занимает центрального места. В центре внимания автора неотдельные личности и не народ, а то, что со всеми ними происходит. То есть –история. Борис, совершивший страшный грех детоубийства, обречен. И никакаявысокая цель, никакая забота о народе, ни даже муки совести не смоют этогогреха, не остановят возмездия. Не меньший грех совершен и народом, позволившимБорису вступить на трон, более того, по наущению бояр, умолявших:
Ах, смилуйся, отец наш!Властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!
Умоляли, забыв онравственных законах, глубоко равнодушные к тому, кто станет царем. ОтказБориса от трона и мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию,подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, чтоперед нами сцены государственного спектакля, где Борис якобы не хочетцарствовать, а народ и бояре якобы без него погибнут. И вот Пушкин как бывводит нас в “массовку”, играющую в этом спектакле роль народа. Вот какая-тобаба: то укачивает младенца, чтоб не пищал, когда нужна тишина, то “бросает егообземь”, чтоб заплакал: “Как надо плакать, Так и затих!” Вот мужики трут глазалуком и мажут слюнями: изображают слезы. И здесь нельзя не ответить с горечью,что это безразличие толпы к тому, что творится во дворце, очень характерно дляРоссии.
Крепостное право приучилонарод к тому, что от его воли ничего не зависит. В площадное действо “избранияцаря” вовлечены люди, образующие не народ, а толпу. От толпы нельзя ждатьблагоговенья перед моральными принципами – она бездушна. Народ же – не скопищелюдей, народ – это каждый наедине со своей совестью. И гласом совести народнойстанут летописец Пимен и юродивый Николка — те, кто никогда не мешается столпой. Летописец сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись измирской суеты, он видит то, что невидимо большинству. И он первым скажет отяжелом грехе русского народа:
О страшное, невиданноегоре!
Прогневали мы Бога,согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.
И что самое главное – он,Пимен, не был на площади, не молил “…отец наш!” – и все же разделяет с народомвину, несет крест общего греха равнодушия. В образе Пимена проявляется одна изпрекраснейших черт русского характера: совестливость, обостренное чувстволичной ответственности. По мнению Пушкина, личность, реализуя свои замыслы,вступает во взаимодействие с объективными законами мира. Результат этоговзаимодействия и творит историю. Получается, что личность действует и какобъект, и как субъект истории. Особенно явно эта двойная роль проявляется всудьбах “самозванцев”. Самозванец Григорий Отрепьев наперекор всему стремитсяизменить свою судьбу, удивительно отчетливо ощущает двойственность своегоположения: он и безвестный чернец, силой собственной воли, смелости,превратившийся в таинственно спасенного царевича Дмитрия, и предметполитических игр: “…я предмет раздоров и войны”, и орудие в руках судьбы.
В качестве историческогопримера прогрессивной политики правительства, Пушкин рисует образ Петра 1,который «самодержавною рукою смело сеял просвещение» и «не страшился народнойсвободы». Личность Петра 1 и его деятельность как реформатора страны, мирногопреобразователя, как патриота своей страны привлекает особенное вниманиеПушкина. До сих пор я говорила о тех произведениях Пушкина, где историяисследуется в момент перелома, смены эпох. Но историческое событие длитсягораздо дольше этого момента: оно чем-то подготавливается изнутри, как быназревает, затем свершается и длится столько, сколько продолжается его влияниена людей. В явности этого длительного влияния на судьбу людей мало чтосравнится с петровскими переустройствами страны. И образ Петра I интересовал,увлекал Пушкина всю жизнь: поэт осмысливал его во многих произведениях.Попробуем сопоставить образы Петра из “Полтавы” и из “Медноговсадника”.“Полтава” написана в 1828 году, это первый опыт исторической поэмы уПушкина.
Жанр поэмы – традиционноромантический, и в “Полтаве” во многом как бы
“сплавлены” чертыромантизма и реализма. Образ Петра Пушкиным романтизирован: этот человеквоспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот какописано явление Петра на бранном поле:
Тогда-то свышевдохновенный
Раздался звучный гласПетра…
Его зов – “глас свыше”,то есть Божий глас. В его образе нет ничего от человека: царь-полубог.Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает егосверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычнымлюдям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен,гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющийтак по-царски отнестись к своей победе:
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождейчужих,
И славных пленниковласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубокподнимает.
Увлеченность Пушкинафигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать и оценить роль этоговыдающегося государственного деятеля в истории России. — Пушкинпротивопоставляет в романе образ молодой петровской России, суровую простотупетровского двора, заботы Петра о государстве. Молодая петровская Россияпоказана Пушкиным полной творческой силы и созидательной работы. « Россипредставляется Ибрагиму огромной мастеровою, где движутся одни машины, гдекаждый работник, подчиненный заведенному порядку, занят своим делом». В этомаспекте предполагал Пушкин дать образ России, преобразованной реформами Петра.И Ибрагиму, и Корсакову, вернувшимся из Франции, каждому по-своему, все впетровской России представляется новым, преобразующимся, находящимся вдвижении.
Эпоха Петра раскрываетсяПушкиным. Главным образом, со стороны культуры, нравов и обычаев. Авторстремился раскрыть эпоху Петра в столкновении нового со старым, впротиворечивом и порой комическом сочетании старых, освященных веками, привычеки новых порядков, вводимых Петром. Туго воспринимались русским дворянскимобществом петровского времени нравы и обычаи западноевропейского мира.Замечательная по своей художественной выразительности, внутреннему комизму иисторической верности картина петровской ассамблеи показывает, чтозападноевропейское просвещение лишь внешне воспринималось русским боярами идворянами. Только непосредственно вблизи Петра 1 складывалась группа подлиннопросвещенных людей — Феофана Прокоповича, Копиевича и др. Пушкин отмечаетвозникновение петровской интеллигенции, одним из представителей которой и былцарский арап Ибрагим. Он сознает свою ответственность перед государством.Чувство долга, а не страх перед царем и не карьеристские соображения вернулиего из блестящей и легкомысленной Франции.Мужество Петра, его страсть познаватьсамому и вводить в стране новое не могут не импонировать Пушкину. Но в 1833году стихотворение Адама Мицкевича “Памятник Петра Великого” заставило Пушкинапопытаться иначе взглянуть на проблему, пересмотреть свое отношение. И тогда оннаписал поэму “Медный Всадник”. В “Полтаве” образ Петра как бы дробился:
Лик его ужасен.
Движенья быстры. Онпрекрасен.
В “Медном всаднике” ликПетра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь:перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии:
Ужасен он в окрестной мгле.
Необходимо было на исходеXVII века ввести Россию в ряд первых мировых держав. Но возможно ли ради этойцели жертвовать судьбой хотя бы такого маленького человека, как Евгений, егоскромным простым счастьем, его рассудком? Оправдывает ли историческая необходимостьтакие жертвы? Пушкин в поэме лишь ставит вопрос, но верно поставленный вопрос иесть истинная задача художника
Проблемыисторического развития России осмысливаются Пушкиным во всемирно- историческомаспекте. Так, эпоху Петра 1 он сопоставляет в романе с эпохой во Франции.Пушкин развивал идею сближения крепостной России с Западной Европой, в которойразвивалось просвещение. Народ, страна, В которой не развивалось просвещение — не сможет приобрести и свободы,- считал Пушкин. По причине татарского игаРоссии оказалась оторванной от Западной Европы в развитии просвещения. Но с 17в., с эпохи Петра 1 Россия вступает на путь развития просвещения, создаваяпредпосылку для завоевания народной свободы. В этом, по мнению Пушкина,заключается историческая заслуга Петра 1. В России Петр 1 оказался иразрушителем старого порядка русской жизни, и творцом, созидателем ее новогоуклада.
Пушкинрисует картину французской дворянской культуры эпохи регентства — противоречивое сочетание блеска и разорения, духовных интересов и моральногоупадка, острой мысли и модного дилетантства. Такую же характеристику автор даети времени Петра 1, новой петровской культуре. Образу распадающегосяфранцузского государства и беспечности его главы – регента герцога Орлеанского
Он дажерешается покинуть любимую женщину, ставя долг свой выше личного чувства.Произведение строилось на семейных преданиях: Ибрагим- главное действующеелицо, это и есть « арап « Петра 1- Амбрам Петрович Ганнибал( 1696-1781 гг.),прадед Пушкина по материнской линии. Помимо устных семейных преданий, сведенияавтор почерпнул так же из «Немецкой биографии» А.П.Ганнибала, которая храниласьу Пушкина. Прадед Ибрагим, или Абрам, Ганнибал был младшим сыном князя вСеверной Абиссинии. Пушкин нередко называл себя потомком негра. В 18 в. и нач.19 в «арап» и «негр» были понятиями тождественными. При петербургском дворе приПетре 1 была мода иметь в услужении «арапов».
Петр1 велел константинопольскому послу доставить ему способных «арапчат» ля того,чтобы образовать их по– европейски, взять на государственную службу и доказатьрусским «недорослям», староверам, противившимся его реформам, что незнатность и порода, а ум и талант красят человека. Ибрагим восьми лет былвывезен турками в Константинополь в качестве заложника, а потом был доставлен «в подарок» Петру 1. Царь крестил Ибрагима в Вильне в 1708 г., а когда ему исполнился 21 год, послал учиться в Париж. Пушкин дает выразительную иисторическую венную картину быта высшего дворянского общества Франции первойчетверти 18в. Он подчеркивает моральный и материальный упадок беспечной илегкомысленной аристократии.
Вовремя учебы в Париже, Ибрагим денежно очень бедствовал, го хорошо и усердноучился, даже выслужился волонтером во время французской армии до офицера чина,что помогло ему себя содержать и учиться. Вернулся он в Россию в 1723 г., незадолго до смерти Петра 1. Император благоволил своему «крестнику», дал ему отчество«Петрович». Ибрагим хорошо изучил инженерное дело и неотлучно находился пригосударстве. Пушкин рисует его как незаурядного по уму и образованию человека.Ибрагим не льстец — фаворита занимает свое положение по личным заслугам, онпочтителен к царю ив то же время полон достоинства и независимости. Висторическом смысле Ибрагим-« птенец гнезда Петрова», представитель новойПетровкой интеллигенции.
Ибрагимупротивопоставлен Корсаков – пустой и легкомысленный щеголь, не думающий о долгеперед родиной, ни о Петре 1, ни о государстве. Корсаков не глуп, но у него нетподлинной образованности: он стремится только к развлечениям, роскоши. Корсаковусвоил лишь внешнюю форму посвящения, а не его смысл. Он дворянин лишь с однимиправами, но без всяких обязанностей перед государством. Также легкомысленно онотносится и к любви. Тога как Ибрагим серьезно любит дорогую ему женщину.
Вобразах Ибрагима и Корсакова Пушкин раскрывает сущность двух противоположныхтенденций в жизни дворянского общества, порожденных петровскими реформами.
Показываядве линии в развитии русского дворянства с эпохи Петра 1, Пушкин не толькоглубоко проникает в смысл петровских реформ, но и исторически верно раскрываетперспективу дальнейшего хода русской истории и развития русского общества.Корсаков- представитель «полупросвещенной» русской аристократии, а Ибрагим-представитель прогрессивного просвещенного дворянства, из среды которого впоследствии вышли видные исторические деятели, вплоть до декабристов.
Историческиправдиво воспроизведя нравы и быт петровской эпохи, Пушкин раскрывает и один изее основных конфликтов- борьбу между новыми принципами жизни и морали и устоямистарой допетровской Руси, представленной в романе семьей родовитого бояринаРжевского, который цепляется за старую Русь и недоволен новыми порядками.Ржевский находится в тайной оппозиции к новым порядкам. Он недоволен тем, что он,родовитый и знатный боярин, не играет никакой роли в правящих кругахпетровского времени, не любит он неродовитых людей, пришедших к власти. Рисуяобраз Ржевского, Пушкин раскрывает ограниченность старой боярской Руси иподчеркивает духовное превосходство Петра 1.
Такимобразом, в своем романе Пушкин дает конкретно- исторические характеристики трехтипов культуры: аристократической Франции, петровской России и старой боярскойРуси.
Наэтом фоне нарисован Пушкинский образ Петра 1. Устами Ибрагима авторподчеркивает в Петре быстрый и твердый разум, силу и гибкость мысли иразнообразие интересов и деятельности. Образ Петра 1 рисуется в духе идеалапросвещения – соблюдающего законы, любящего науку и искусство, понимающего свойнарод, правителя. Европеизм Петра, его вражда к старине не мешают ему бытьвполне русским человеком. Петр 1 любил те русские нравы и обычаи, которые неказались ему проявлением патриархальной дикости. Он берет на себя роль сватасвоего крестника, любит национальные кушанья, не прочь « по русскомуобыкновению отдохнуть».
СклонностьПетра к широкому и простому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство –все это черты национального характера. Белинский заметил, что Пушкин показал«великого преобразователя России, во всей народной простоте его приемов иобычаев». «Никто в ласковом и гостеприимном хозяине не мог бы подозревать герояполтавского, могучего преобразователя России» — пишет Пушкин.
Широкаядоступность и простота, демократизм в обращении. Любовь к семье – все черты,показанные Пушкиным, не нарушают, а оттеняют величие Петра.
Петрсудит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а попризнаку ума, знаний, личных способностей.
Родовитый,но пустой Корсаков вызывает насмешку царя. В эту исторически верную черту ПетраПушкин вложил и свою мысль о преимуществе личных заслуг: «Имена Минина иЛомоносова вдвоем перевесят, может быть, все наши старинные родословные..»
Всеже в «Арапе Петра Великого» Петр несколько идеализирован. В самом образе ПетраПушкин возвеличивал не самодержавие, а выдающегося государственного деятеля,который так много способствовал развитию родной страны. Не снижая выдающихсяличных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствоватьзакономерность петровских преобразований и их необходимость. Петр в романе еромантический сверхгерой, а сын своего века. «Петр Великий, который один естьцелая всемирная история!» — писал Пушкин.
Главнойидеей «Арапа Петра Великого» является прославление преобразовательнойдеятельности и его сподвижников. Пушкин своим романом утверждал ценность того,что было ненавистного Николаю 1ё – роль и значение просвещения для развитиярусского государства. В противовес крепостничеству, Пушкина своимипроизведениями о Петре 1 провозглашал необходимость и неизбежность дальнейшейпрогрессивной, антикрепостнической политики. Роман как бы указывал на те силырусского общества. На которые могло и должно было опереться правительство, еслибы оно пожелало должны стоять не корыстолюбивые наемники и льстецы, анеподкупное, честное, поэты (Брюс, Феофан др. сподвижники Петра 1). Проводя этуидею, роман перекликается со стихотворением «Друзьям» (1828), заканчивающимсясловами :
Бедастране, где раб и льстец
Одниприближены к престолу,
Анебом избранный певец
Молчит,потупя очи дому.
Белинскийписал: « Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели быпревосходный исторический роман, изображающий нравы величайшей эпохи русскойистории..»
Однакос 1929 г. Пушкина особенно волнует тема декабристов, а тема Петра теряет длянего политическую актуальность.
Особенновлекли Пушкина вопросы, связанные с поисками выхода из противоречий русскойобщественной жизни, конфликт народа и власти.
Вфеврале 1833 г.он обращается к военному министру за разрешением ознакомится сархивами из истории пугачевского восстания. Зная, что разрешение наознакомление с архивным «Пугачевским делом» зависит от Николая 1, поэтприложил к заявлению с такой просьбой специальные краткие « Замечания о бунте».Он сформулировал в них сущность своего труда, выясняя, почему память овосстании продолжает жить в народе.
ЛетомПушкин едет в места, которые были охвачены Пугачевским восстанием, посещаетКазань, Оренбург, знаменитую Бернскую слободу, беседует со стариками, помнящимиПугачева, собирает о нем народные песни, роется в местных архивах. Он желаетпостичь в подробностях причины и природу русского «бунта», его сущность изначение. Народный язык Пушкин знал в совершенстве и чрезвычайно скоро умелрасполагать к себе крестьянскую толпу настолько, что мужики совершенно свободноговорили с ним обо всем. Интересовался Пушкин и фольклором, не только с точкизрения «местного колорита», он искал в фольклоре отражение народногомиросозерцания. В то же время интересовала русская поэтическая народность,психологический склад народного человека. Таким образом, интерес Пушкина вфольклору неразрывно связан с его историзмом.
Название« История Пугачева» — своего рода вызов цензуре. Тема эта была запретна, иполучилось, что Пушкин своей смелостью, дерзким поиском истины, самим заглавиемтруда делал историю Пугачева по значимости равной истории любого русского царя.Это почувствовал Николай 1 и переименовал для печати труд Пушкина « ИсторияПугачевского бунта».
«История Пугачева » — это сложное по стилю произведение. В нем представленыглубокие пласты фразеологии обеих боровшихся сторон – крестьянства идворянства. Автор не всегда говорит, чьими глазами видится картина.
Пушкинписал: « Весь черный народ был за Пугачева. Духовно ему доброжелательствовало.Одно дворянство было на стороне правительства. Пугачев хотел сперва и дворянсклонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противоположны». Авторутверждает, что восстание было вызвано жестокостью властей, притеснениямипомещиков.
Вцентре внимания Пушкина – сам Пугачев. В чем секрет его силы? Кто были егосообщники? Но, к сожалению не все архивные документы были доступны поэту.
Правительствуи суд называли Пугачева « вор, разбойник, злодей» и не могли дознатьсянасколько глубоки корни пугачевщины в народе. Простые люди на него нежаловались, он им зла не сделал. Пугачев не щадил только дворян: вешал, жег.Он провозгласил истребление всего дворянского сословия, а народу в своихманифестах объявлял вольность, отмену повинностей. Пушкин не скрывает огромнуюсилу этих воззваний как «удивительный образец народного красноречия, хотя ибезграмотного».
Другой пушкинский герой –самозванец Емельян Пугачев — неслучайно
соотносит себя сОтрепьевым: “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”. Слова Пугачева“Улица моя тесна: воли мне мало” очень близки к стремлению Григория не простовырваться из монастырской кельи, но вознестись на московский престол. И все жеу Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория: он стремитсяреализовать образ “народного царя”. В “Капитанской дочке” Пушкин создает образнародного героя. Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющийбыть добрым – как пошел он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имячего? – “Воли мне мало”. Стремление Пугачева к абсолютной воле – исконнонародная черта. Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым:свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том,что герой романа ищет в царском дворце то, чего там нет. Более того, за своюволю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная цель пути, и сам путь –ложны. Поэтому и гибнет Пугачев. “Капитанскую дочку” Пушкин создает какнародную трагедию, и Пугачева он осмысливает как образ народного героя. Ипоэтому образ Пугачева постоянно соотносится с фольклорными образами. Еголичность спорна, но как “народный царь” Пугачев безупречен.
Мывидим в « Истории Пугачева» как тяжело жили яицкие казаки, как непрерывнобунтовали и « кнут свисал над ними». Пугачев стал их предводителем: воля,смекалка, достоинство — все при нем. Как то в бою за очередную крепость. Подпушечными ядрами Пугачев не щадил себя, а на слова старого Казака: «Берегись,государь»- ответил « Разве пушки льются на царей?» Войско Пугачева множилось имножилось, дойдя до 20 тысяч. Башкиры, мордва, чуваши, чемисы пересталиповиноваться русскому начальству. И господские крестьяне явно оказывали своюприверженность самозванцу. Не только Оренбургская, но и ближайшие к нейгубернии колебались и в них вспыхивали бунты. В Саранске, в Саратове Пугачевбыл встречен народом, духовенством, купечеством. В Пензе жители вышли к нему «схлебом и иконами и пали пред ним на колени». Московская чернь « с явнымнетерпением ожидала Пугачева». «Разбирая меры, предпринятые Пугачевыми и егосообщниками, — писал Пушкин, — должно признаться, что мятежники избралисредства, самые надежные и действительные к достижению цели». Регулярные правительственныевойска действовали против Пугачева вяло, нерешительно, с ошибками и позорнымипоражениями.
Растерянностьцарила при дворе Екатерины 2 – ведь Пугачев был уже пятый самозванец, принявшийимя Петра3. Пушкин пишет: «Не только в простом народе, но и высшем сословиисуществовало мнение, что государь жив и находится в заключении». «ИсторияПугачева» была произведением, предупреждавшем самодержавие о грозящей емукатастрофе. Хотя Пугачев был разбит, схвачен и казнен и погибает, как реальноеисторическое лицо, но живёт «пугачевщина». Этот термин есть у Пушкина. Переходимени в понятие – залог бессмертия Пугачева заканчивает произведение указаниемна то, что Екатерина», желая истребить воспоминания об ужасной эпохе,переименовала название реки и города и «яицкие» Казки стали «уральскими». Ноимя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал. Народ живопомнит кровавую пору, которую так выразительно прозвал он «пугачевщиною».
Пугачевскийбунт доказал правительству необходимость многих перемен. Следовательно«пугачевщина» — столь же необходимое явление истории, как и реформы Петра 1,как и Просвещение, как и всякое другое великое деяние, определяющее судьбынарода.
Значение«Истории Пугачева» не только в историзме, но и в социальной стороне. Пушкиннаписал одно из наиболее злободневных произведений историко-публицистическойрусской литературы не только 30-х годов, но и всего 19 века.
Другимпутем шел Пушкин к своему произведению «Капитанская дочка». Повесть была начатав конце лета 1832 г. и закончена в октябре 1836 г., а также была впервые напечатана в «Современнике» Пушкин специально изучал секретные архивы оПугачеве, к которым еще не имел доступа, когда работал над «Историей Пугачева».
Ознакомилсяон с указами Екатерины 2 генералам, командовавшим войсками против Пугачева.Встретил с очевидцем казни Пугачева на Болотной площади в Москве. Особеннуюценность представляли устные предания, записанные в Поволжье и Оренбургскойгубернии.
«Капитанскаядочка» как художественное повествование должна была во многом отличаться от «Истории Пугачева» — сочинения чисто исторического, объективного — сменойголосов повествования, ракурсов освещения материала, сюжетным построением.Пушкинская лаконичность приобретала иное свойство в монологах, диалогах,описания личных и народных сцен. Для «Капитанской дочки» автор избирает формуповествования, как мемуары главного героя Гринева. Но вместе с тем сохраняетсяи голос автора. Кроме того. Повествование усложняется тем, что рассказ Гриневастоит далеко от того времени, когда совершалось события. Но он до сих пор несможет остаться равнодушным и не может забыть «мужицкого царя» как самое яркоевпечатление всей своей жизни. Хотя Гринев и Пугачев были социальнопротивоположны друг другу, однако, они вступали в сложные взаимоотношения. Долги присяга, с одной стороны, а человеческие отношения- с другой. Гринев знает,что Пугачев самозванец, но душевные симпатии притягивают молодого офицера кнему.
Пушкинглубоко раскрывает образ Пугачева. Он такой, каким он отразился в народнойпамяти, в преданиях и песнях. Образ его рисуется на народно – поэтическом фоне.Как крепостному крестьянину, Пугачеву свойственны недоверие инедоброжелательность ко всякому «барину!, но в то же время – добродушие,простосердечие, смышленость и даже лукавство. Это все черты народногохарактера. Для Пушкина Пугачев был не только вождем крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым.
Беспощадностько всему антинародному и вместе с тем великодушие и гуманность, личнаяталантливость и русская удаль – основные черты, раскрытые Пушкиным в образеПугачева, как вождя крестьянской революции. Однако, ведущее в образе атамана –величие и героизм. Это выражено символическим образом орла, о котором говоритпугачевская сказка. Хоть часок пожить на своей воле, а там будь, что будет –вот смысл сказки про орла и ворона, которую рассказывает Пугачев. Орел здесьсимвол свободной жизни так же, как в «Узнике» Пушкина: « Мы вольные птицы-пора, брат, пора!». Но Гринев замечает: «Но жить убийством и разбоем значит, помне, клевать мертвечину». Пугачев видит гибельность своего пути, своюобреченность.
Этосознательная жертвенность во имя людей, но это и жизнь человека, вкусившегосвободу. Почувствовав свободу, нельзя смириться с рабством. Но Емельян Пугачевхочет свободы не только для себя. Простой донской казак решается нагосударственное преступление- объявляет себя природным царем, чтобы облегчитьжизнь миллионам крестьян, переделать эту несправедливую жизнь. Пугачеввынужден быть жестоким в расправе с дворянами, он не может допустить, чтобы егоназывали «вором и самозванцем». Он казнит непокорных военных и чиновников – этовынужденная мера военного времени. И не с легкими сердцем решается он на казньсвоих ослушников. «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколькоказаков подхватили старого капитана и потащили к виселице» — пишет автор.Пушкин стремится объективно показать Пугачева, как историческую личность,сыгравшую огромную роль в судьбе России. Он изображает его сложной ипротиворчивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, государственныйпреступник, но он же справедливый и благодушный человек, помнящий добро,помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потомосвобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина, и соединяя ее с Гриневым. Вистории маши и Гринева, Пугачев устраняет все, разделяющие их припятсвия. Самыеважные сцены в повести те, где Гринев и Пугачев разговаривают наедине, когдасудьба и жизнь Гринева зависят от воли атамана. По пути в Бердскую слободу,чтобы выручить Машу Миронову, они ведут откровенный разговор. Пугачев задаетвопрос: « О чем, ваше благородие, изволил задуматься?» Тот отвечает: «Я офицери дворянин, вчера еще дрался против тебя, а сегодня еду с тобой в однойкибитке, и счастья всей моей жизни зависит от тебя».
— «Что, ж,- спросил Пугачев, — страшно тебе?.. Ты видишь, что я не такой ещекровопийца, как говорит обо мне ваша братья». Характер Пугачева выражаетхарактер народа. В его образе неразрывно слиты черты национальности инародности русского народа.
Вобразах Гринева и Швабрина Пушкин показывает примеры диаметральнопротивоположных характеров. С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенновзрослеющего Гринева, который соблюдает присягу и зачет отца. Честь для неговажнее всего. Он всячески защищает и оберегает любимую девушку и готов взять насебя ответственность за нее, рискуя своей жизнью.
Гриневсумел увидеть в бунтаре и самозванце Пугачева человека чести, которому присущеи чувство долга. В этом Гринев – младший отличается от своего отца, длякоторого важнее всего были честь и долг офицера- дворянина. Сын сумел расширитьэти понятия до их общечеловеческого значения и не отказывал в человеческомпонимании такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев.
ОбразШвабрина прямо противоположен образу Гринева. По своему положению он относитсяк гвардейскому офицерству.
Блестящеобразованный, светский человек, тем не менее по характеру очень беспринципный.Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому чтоиначе его бы ждала виселица. Поступившись, таким образом, дворянской честью,Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютночужды. С большой симпатией обрисована Пушкиным скамья капитана Миронова. Именнов такой семье и могла вырасти замечательная русская девушка Маша Миронова с еепростым, чистым сердцем, высокими моральными требованиями к жизни, с еемужеством. Е родители погибли, предпочтя смерть слежению самозванцу. А этотсамозванец потом помог устроить судьбу их дочери Маши. На протяжении всегоповествования меняется характер этой девушки. Из робкой, бессловесной трусихиона вырастает в смелую, решительную героиню, способную отстоять справедливость,свое право на счастье, спасая жизнь любимого человека. Именно поэтому Пушкинназвал свое произведение в честь главной героини — « Капианская дочка».
Всвоей повести Пушкин нарисовал также яркую картину стихийного крестьянскоговосстания, напоминая в самом начале повести о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию. Пушкин стремился раскрыть ходнародного движения на протяжении нескольких десятилетий, приведшего к массовомукрестьянскому восстанию в 1774-1775 годах. В образах белогорских казаков,изувеченного башкирца, татарина, чуваша, крестьян с разнообразный составдвижения, его широкую социальную базу.
Вповести раскрыт широкий размах движения, его народный и массовый характер. Гдебы ни появлялся Пугачев, везде его сопровождает возбужденный и радостный народ.«Весь черный народ был за Пугачева» — пишет Пушкин. Но народ, изображенный вповести – это не безликая масса. Автор стремился показать крепостноекрестьянство, участников восстания в различных проявлениях их сознания. Визображении Пушкина крестьяне показаны, как люди, понимавшиеантикрепостнический, антипомещичий смысл и направленность Пугачевскоговосстания. Существенным дополнением к широко нарисованному образу крепостногокрестьянства, является образ Савельича. Он предан своим господам и не хочетдругой жизни. Этот образ помог автору реалистически показать историческуюдействительность того времени. Пушкин рисует крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем, самом различном отношении к помещикам.Образ Савельича был высокой оценкой Пушкина тех нравственных качеств « доброгонашего народа», которые всяческим хотели опорочить дворяне, обосновываякрепостное право « дикостью» и «бесчеловечностью» крестьян. Рисуя образыСавельича и других крестьян, Пушкин выражал свой протест против крепостногоправа. В изображении автора жестокими оказались помещики, а не крестьяне. ИПушкин своей повестью будил « добрые чувства у народу».
Оцениваяповесть Пушкина, Белинский писал: « Капитанская дочка»- не что «Онегина» впрозе. «Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины2. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудосовершенства».
Исторический романПушкина возникает как отражение исторических событий, которыми ознаменоваласьэпоха 1812-1825 годов. Эти годы обнаружили глубокий кризисфеодально-крепостнического строя и размежевание русского общества на дваборющихся политических лагеря – помещичьей реакции и дворянских революционеров,отразивших в своей программе антикрепостнические настроения народных масс.Выразителем идей передовой Росси был Пушкин, наиболее глубоко проникнувший вход русской истории и запечатлевший в своих произведениях немало еезамечательных страниц. Теоретической предпосылкой пушкинского историческогоромана является глубокий историзм поэта, его философско-историческая концепция.В соответствии с этой концепцией внимание Пушкина привлекают три самыхзамечательных и действительно значительнейших периода русской истории 18-начала 19 столетий- время Петра 1, восстание Пугачева, 1812-1825 годы. Междуэтими периодами, нашедшими отражение в его историческую связь. Историческоепрошлое Пушкин понимал как предысторию своего времени. Для него историяорганично переходила в современность, а современность становилась историей.Исторический роман Пушкина — одно из значительнейших явлений творчествавеликого русского поэта. В нем нашли свое отражение горячая любовь Пушкина кРодине, многие заветные его думы и подлинно патриотические чувства. Пушкинскийисторический роман и до сих пор поражает глубиной мысли, правдой изображенияпрошлого, исторической типичностью созданных в нем картин и героев, высокимсовершенством и красотой художественной формы. Глубина и широта охвата историческойдействительности, правдивое воспроизведение истории нации в важнейшиекритические периоды ее развития, глубочайшее понимание жизни народной, чувствосвязи своей как писателя с судьбами родины, своего народа, — вот что с такойхудожественной силой выразилось в исторической прозе Пушкина. Такиепроизведения, как «Капитанская дочка», обеспечили торжество реализма вразработке исторической темы, в развитии исторического жанра в русскойлитературе.
Таким образом. ПушкинА.С.неоднократно обращался к теме истории России, черпая там средства дляутверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей, возвеличивания родины идаже просвещения в области истории некоторой категории читателей. Висторических произведениях Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки,подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерноговозвышения над «простыми смертными», которым их наделили многиеписатели. При обращении к исторической тематике открылась еще одна граньталанта поистине великого русского классика.
Дни идут, месяцы сменяютгоды, годы превращаются в столетия, а имя Пушкина осталось в истории России, икак бы ни развивалась наша культура, оно никогда не будет забыто!