Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Зарубежная литература ХХ века

ПСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С. М. КИРОВА
Реферат натему:
«Зарубежнаялитература ХХ века»
Работу выполнила:
Тигранян Елена Эдиковна
1 курс, 100 группа
экономика
ВБШ – факультет
г. Псков, 2010 г.

Введение
«Мировая литературапервой половины XX векаразвивалась под непосредственным воздействием событий истории. Важное место влитературе принадлежит антивоенной теме. Ее истоки – в первой мировой войне1914-1918 годов. Антивоенная тема стала основой в произведениях писателей«потерянного поколения» — Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона. Ониувидели в войне страшную бессмысленную бойню и осудили ее с гуманистическихпозиций. Не остались в стороне от этой темы и такие писатели, как Б. Шоу, ББрехт, А. Барбюс, П. Элюар и другие.
Большое влияние намировой литературный процесс оказали революционные события в России в октябре1917 года. В защиту молодой советской республики против иностранной интервенциивыступили такие писатели, как Д. Рид, И. Бехер, Б. Шоу, А. Барбюс, А. Франс идругие. Почти все прогрессивные писатели мира побывали в послереволюционнойРоссии и в своих публицистических и художественных произведениях стремилисьрассказать о строительстве новой жизни на основе социальной справедливости — Д.Рид, Э. Синклер, Я. Гашек, Т. Драйзер, Б. Шоу, Р. Роллан. Многие не видели и непонимали, какие уродливые формы стало принимать в России строительствосоциализма с его культом личности, репрессиями, тотальными слежками,доносительством и т. д. Те же, кто увидел и понял, как, например Дж. Оруэлл,Андрэ Жид, были надолго исключены из культурной жизни Советского Союза, так какжелезный занавес работал исправно, да и у себя на родине они не всегда пользовалисьпониманием и поддержкой, так как в 30-ые годы в Европе и в США в связи смировым экономическим кризисом 1929 года усиливается рабочее и фермерскоедвижение, растет интерес к социализму и критика СССР воспринималась какклевета.
Защищая свои привилегии,буржуазия в ряде стран делает ставку на открытую фашистскую диктатуру, политикуагрессии и войны. В Италии, Испании и Германии устанавливаются фашистскиережимы. 1 сентября 1939 года начинается вторая мировая война, а 22 июня 1941года фашистская Германия нападает на Советский Союз. Всё прогрессивноечеловечество объединилось в борьбе против фашизма. Первый бой фашизму был дан вИспании во время национально-революционной войны 1937-1939 годов, о чем Э.Хемингуэй написал свой роман «По ком звонит колокол» (1940г.). В оккупированныхфашистами странах (Франции, Польше, Чехословакии, Дании) активно действуетподпольная антифашистская печать, публикуются антифашистские листовки, статьи,повести, рассказы, стихи и пьесы. Самая яркая страница в антифашистской литературе– поэзия Л. Арагона, П. Элюара, И. Бехера, Б. Бехера.
Основные литературныенаправления этого периода: реализм и противостоящий ему модернизм; хотя иногдаписатель проходил сложный путь от модернизма к реализму (У.Фолкнер) и,напротив, от реализма к модернизму (Джеймс Джойс), а иногда модернистские иреалистические начала тесно переплетались, являя собой единое художественноецелое (М.Пруст и его роман «В поисках утраченного времени»).
Многие писатели осталисьверны традициям классического реализма ХIХ века, традициям Диккенса, Теккерея, Стендаля, Бальзака. Такжанр романа-эпопеи, жанр семейной хроники развивают такие писатели, как РоменРоллан («Очарованная душа»), Роже Мартин дю Гар («Семья Тибо»), Джон Голсуорси(«Сага о Форсайтах»). Но и реализм ХХ века обновляется, новые темя и проблемытребуют для своего решения новых художественных форм. Тек, Э. Хемингуэйвырабатывает такой прием, как «принцип айсберга» (подтекст, насыщенный допредела), Френсис Скотт Фицджеральд прибегает к двойному видению мира, У.Фолкнер вслед за Достоевским усиливает полифонизм своих произведений, Б. Брехтсоздает эпический театр с его «эффектом отчуждения или отстранения».
Если реалисты, положившиеоснову своего творчества наблюдение, изучение действительности, стремящиесяотразить ее объективные закономерности, не чуждались художественныхэкспериментов, то для модернистов главным было именно экспериментирование вобласти формы.
Конечно, и их привлекалоне только формотворчество, новая форма требовалась для того, чтобы воплотитьновое видение мира и человека, новые концепции, в основе которых лежали нестолько прямые контакты с действительностью, сколько различные модернистские,как правило, идеалистические философские теории, идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше,З. Фрейда, экзистенциалистов – Сартра, Камю, Э. Фромма, М. Хайдеггера и других.Основными модернистскими течениями стали сюрреализм, экспрессионизм,экзистенциализм.
Таких писателей, как Д.Джойса, Ф. Кафку, М. Пруста справедливо считают «мэтрами» модернизма, каждый изних представляет самостоятельное направление, они во многом определили развитиелитературы ХХ века.»[1]
Цель: цель данной работысостоит в том, чтобы донести до общества важность зарубежной литературы.
Задачи:
1. доказать, чтозарубежная литература так же интересна, как и отечественная.
2. Разобраться вовсех составляющих зарубежной литературы ХХ века.
Актуальность: даннаяработа актуальна, так как наше поколение сейчас читает более современнуюлитературу, нежели литературу серебряного века.

Зарубежная литература иисторические события ХХ века
Период после Первоймировой войны
Великолепный расцвет вовсех своих жанрах переживает литература во Франции после Первой мировой войны.Несмотря на войну и послевоенные трудности, образование во Франции всегдаоставалось классическим: латынь, классическая литература, история и, конечно,великолепный французский язык, совершенство и чистоту которого оберегают ФранцузскаяАкадемия, Сорбонна и десятки других учреждений.
В эти годы своимораторским искусством блистает философ А. Бергсон, покоряющий соотечественниковвеликолепным французским языком, новыми яркими идеями и понятиями, такими, как«закрытое общество», «открытое общество», «длительность», «творческаяэволюция», «жизненный прорыв», «поток сознания» и др. Французский парламент насвоем заседании в 1928 г. рассматривал даже вопрос о переносе его лекций изактового зала Коллеж дэ Франс, не вмещающего всех желающих, в здание Парижскойоперы и об остановке на время лекций движения по прилегающим улицам.
Замечательный расцвет вэто время переживает и французский роман, его язык. Точное и оригинальноесвидетельство сложностей бытия у М. Пруста и А. Жида (1869 – 1951); откровениядуши, раздираемой драмами, — у Ж. Бернаноса (1888 – 1940) и Ф. Мориака (1885 –1970). В творчестве Ф. Мориака и М. дю Гара (1881 – 1958) роман выступает какмонументальное произведение, авторы которого помещают своих героев в самую гущусложной и напряженной эпохи.
Европейскаяхудожественная литература ХХ в. сохраняет верность классическим традициям – этопроизведение английского романиста Д. Голсуорси, немецкого писателя Т. Манна Г.Бёлля, французских писателей А. Труайя, Р. Роллана, А. Франса и многих других.И это отличает ее от других видов культуры.
В то же время европейскаялитература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется впоэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895 – 1952) и Л. Арагон (1897 – 1982)были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значительными в стилемодерн была не поэзия, а проза – романы М. Пауста («В поисках утраченноговремени»), Дж. Джойса ( 1882 -1941) «Дублинцы», «Улисс» и др., Ф. Кафки ( 1875– 1955) «Процесс», «Замок», «Америка». Эти романы отражают сознание человекаперед лицом окружающего его абсурда. Они были ответом на события Первой мировойвойны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного».
Период после Второймировой войны
Новизна европейскойхудожественной литературы в период после Второй мировой войны – это преждевсего ее окрашенность экзистенциалистской проблематикой и методологией. Впервую очередь – это А. Камю (1913 – 1960) и Ж. П. Сартр ( 1905 – 1980),удостоенный за литературное творчество в 1964 г. Нобелевской премии. В художественной форме писатели ставят проблемы человеческого существования, такие, какжизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. Зачастую способоминосказания они передают свои мировоззренческие позиции. Так, Камю в романе«Чума» (1947) образной, ассоциативной, аллюзивной[2]формой передает свое беспокойство по поводу все еще сохраняющейся в ХХ в.опасности фашизма. Сюжет романа оригинален и прост. На город нападают крысы:одна, две, три. И пока это не превращается в эпидемию, жители города не придаютэтому значения. Бедствие (нашествие крыс) с большим трудом удается победить. Итогда город охватывает эйфория праздника победы. Камю же устами своего герояпредостерегает от опасности повторения эпидемии, настаивает на необходимостибдительности.
Писателей –экзистенциалистов отличает внимательнейшее отношение к каждой деталичеловеческого состояния в условиях пограничной ситуации. Таковой, например,является состояние здорового человека, обреченного на смерть, описанное Сартромв «Стене». Это небольшое произведение принесло Сартру мировую славу: в немсконцентрированы основные идеи экзистенциалистов – проблема жизни и смерти,проблемы случайности и судьбы, физиологии и психологии человека, страха инадежды и многие другие.
Послевоенный периодхарактеризуется спадом экономической и психологической напряженности,европейская литература становится плюралистичной как никогда: реалистическийроман, психологическая новелла, романтика, ирония, детектив, фантастика –словом, в Европе множится и развивается литература на любой вкус. По-прежнему,по европейским социологическим опросам, на первом месте у читателей интерес ксерьезным романам. Во второй половине 80-х годов среди наиболее читаемыхавторов-европейцев называли, помимо классиков, англичанина Г. Грина, французовЭ. Базена, А. Труайя и его романы о декабристах, Пушкине, Достоевском, Гоголе иЛ. Толстом; ирландцев С. Бекета, М. Турнье, П. Модиано.
Несмотря на наводненностьпослевоенного рынка океаном дешевых коммерческих поделок, сохраняется вкус кнастоящей литературе. Роман Маргариты Дюра «Любовник» — тонкие психологическиевоспоминания о молодости автора в довоенном Индокитае колониальных времен – былодним из бестселлеров середины 80-х годов. Популярность книг таких молодыхавторов, как К. Симон, лауреат Нобелевской премии (1985), Ф. Соллерс, Р. Камю,оценивалась критикой как свидетельство постепенного угасания моды на «антироман»,как закат литературного авангардизма первых послевоенных десятилетий. «Историяромана вновь открыта», — писал французский критик Ж. П. Сальга.
Этому способствовалипоявление и расцвет в последние десятилетия такого явления, как издание«карманным» форматом и большими тиражами по доступным ценам лучших произведенийклассических и современных писателей.[3]

Зарубежная литератураразных стран
Литература в Германии
Первая империалистическаявойна, революции в России и в Германии, годы Веймарской республики, приходГитлера к власти Вторая мировая война, поражение нацизма и расчленение Германии- вот исторический фон, на котором творят немецкие писатели. Особую ценность всовременной немецкой литературе представляет роман: Т. Манн, Г. Манн, Л.Фейхтвангер, Э.М. Ремарк, А. Зегерс, А. Бёлль и другие.
В начале века передпервой мировой войной ведущим литературным направлением становится критическийреализм, возрождающий социально-бытовой роман.
Декадентско-символистскоенаправление оказалось недолговечным, упадочническую поэзию “чистого искусства”оттесняет экспрессионизм, который в годы первой мировой войны чуть не сталглавным течением в литературе Германии. Современники воспринималиэкспрессионистов чуть ли не как новый Sturm und Drang. Для некоторых молодыхписателей (И, Бехер, Б. Брехт) экспрессионизм был единственным известным имспособом выразить свои революционные устремления. К середине 20-х гг.экспрессионизм распался.
В годы Второй мировойвойны многим писателя пришлось эмигрировать или находиться в лагерях Англии,Франции. В США жили братья Манны, Фейхтвангер (который перед этим томился влагере Франции), Ремарк, Брехт; в Мексике — А. Зегерс, Л. Ренн, Э. Киш.
Американская литература
К началу ХХ века СШАстановятся самой богатой страной капиталистического мира. Особенностиисторического развития Америки, наличие «свободных земель» на Западе, военныепоставки в ходе первой мировой войны были причинами, вследствие которых СШАстали центром капиталистического мира.
В начале ХХ века вАмерике господствует литература декаданса, реалистическая литература находитсяна стадии оформления.
Драйзер считал, что вобществе сильна романтика наживы, преобладает уверенность, что существующаясистема самая лучшая, Голливуд держит мертвой хваткой не только кинематографию,но и литературу; в американской литературе никто никогда не работает, нетбедности, а трудности разрешаются при помощи разных интриг. В ряде крупныхжурналов («Успех», «Американский журнал», «Субботняя почта») прославляетсяамериканский образ жизни, частное предпринимательство, «Америка — страна равныхвозможностей для всех», наилучший в мире американский государственных строй.
Большое распространение влитературе 10-х гг. ХХ в. получил политический приключенческий роман, героемкоторого является предприимчивый бизнесмен, дипломат, разведчик, в ряде случаеэтот роман трансформировался в детективно-шпионскую повесть, для которой былахарактерна антисоветская направленность.
Декадентское искусствоподдерживали представители «бостонской школы», которую возглавляли редакциимногих крупных газет и журналов, они пропагандировали «чистое искусство».
Тем не менее,реалистическая литература существовала: Марк Твен, Э. Синклер, Дж. Лондон и др.
США объявили о вступлениив первую мировую войну в апреле 1917 года, а участие в военных действияхприняли за несколько месяцев до подписания перемирия. Америка не воевала насвоей территории, но ее литература не прошла мимо «потерянного поколения».Проблемы, связанные с войной, пафос войны, ее герои вошли не только в книги техписателей, которые воевали на фронтах Европы, как Э. Хемингуэй, но и затронулиширокий круг писателей и произведений, переплелись с другими проблемами,специфическими для Америки, с темой больших денег в Америке 20-х годов и крахомАмериканской мечты. Война вызвала горечь и гнев, помогла прозреть и увидетьистинную цену вещей, ложь и придуманность официальных лозунгов.
Экономический кризис20-30-х гг. стянул все противоречия в единый узел, обострив социальныеконфликты, на Юге и Западе массами разорялись фермы, на Севере и Северо-востокена шахтах и заводах развернулись ожесточенные социальные столкновения.
Т. Драйзер пишет обедствиях горняков Гарлана, Стейнбек всему миру поведал о трагедии фермеровКалифорнии и Дальнего Запада.
Свое наиболее правдивое иглубокое отражение бурные 30-е гг. находят в творчестве Э. Хемингуэя, У.Фолкнера, Дж. Стейнбека, А. Миллера, С, Фицджеральда.
Характерной чертойамериканских реалистов было то, что, заимствуя некоторые формальные особенностимодернистского романа, они сохраняют эстетические принципы критическогореализма: умение создавать типы огромного социального значения, показыватьглубоко типические для американской действительности обстоятельствапровинциальной и столичной жизни; умение изображать жизнь как противоречивыйпроцесс, как постоянную борьбу и действие, в отличие от декадентского романа,который заменяет изображение социальных противоречий уходом во внутренний миргероя, в область подсознательного.
Мастера американскойпрозы сознательно отказывались от сложной техники богато разработанного острогои занимательного сюжета романа 19 века, по их мнению, простой сюжет, лишенныйэлементов занимательности, лучше способен подчеркнуть трагизм положенияглавного героя. Они считали, что в ХХ веке эстетика чтения должна стать болеенапряженной, чем в прошлом столетии, поэтому они не стремятся, как ихпредшественники, сообщить в экспозиции все основное о своих героях; от читателятребуется дополнительное усилие, чтобы усвоить и осмыслить компоненты сложнойкомпозиции романа.
Первая половина ХХ векаоказалась плодотворной для развития всех направлений в американской литературе,открыла имена Т. Вулфа, У. Фолкнера, Ю. О'Нила, Э. Хемингуэя, Ф. С.Фицджеральда, Д. Стейнбека. Их произведения упрочили европейскую известность ивсемирный авторитет литературы США.
Большой резонанс получиладеятельность Джона Рида, издание в 1919 году его книги «Десять дней, которыепотрясли мир». Эта книга принесла в Америку живое дыхание революции в России.Престиж рабоче-крестьянского государства необычайно возрос после 1929 года,когда в результате краха на Нью-йоркской бирже в Америке наступила «великаядепрессия» и на улицы вышли демонстрации безработных, по которым армияоткрывала огонь. В этот период в США было написано более 100 тысяч заявлений спросьбой переселиться в Россию.
Тридцатые годы вошли висторию Америки как «красные тридцатые». По остроте социального, политическогои экономического кризиса они не имеют аналогии во всей двухсотлетней историиСША. И хотя «великая депрессия» была официально преодолена в 1933 году, ееприсутствие в литературе выходит за означенные пределы. Опыт тех тяжелых летнавсегда остался в американцах как иммунитет против самодовольства, беспечностии душевного безразличия.
Он лег в основудальнейшего развития национальной формулы успеха, способствовал укреплениюморальной основы американского бизнеса. Этот опыт придал «второе дыхание» школекритических реалистов, ведущих традицию от «разгребателей грязи». На новомматериале литературы принялись тщательно расследовать Американскую трагедию,имеющую глубокие корни в национальном сознании.
Тема Американской мечты иАмериканской трагедии логически влечет за собой появление проблемыпатологического восхваления патриотами всего американского и чувства страха иподавленности обитателей маленьких городков, вынужденных нести на себе бремя«здорового американизма».
Испанская литература
В Испании в условиях экономическойдепрессии успех получают социалистические идеи и республиканско-демократическоедвижение. Через несколько месяцев после победы Народного фронта (на выборах 16февраля 1936 года) разразился фашистский путч, а за ним – гражданская война.Тысячи испанцев были вынуждены уехать в эмиграцию, в Испанию же приехалиантифашистски настроенные деятели культуры из всех стран Европы. Сражаясь винтербригадах, многие из них погибли или были ранены. Испания вошла впроизведения многих художников ХХ века, определила их поиск жизненной ихудожественной правды.
Духовная жизнь Испанииначала века разнородна: с одной стороны, политически ангажированное исоциальное искусство, с другой – разные модернистские программы. Трагическаяконцепция бытия глубоко отразилась в поэзии, прозе, публицистике, получилаосмысление в трудах теоретиков, среди которых Мигель де Унамуно иОртега-и-Гассет.
Осенью 1918 года подвлиянием французской литературной жизни в Испании складывается одна из первыхавангардистских школ, получившая название «креасьонизм» (от испанского crear – творить). Создателем его былчилийский поэт Висенте Уидобро, который переселился в Испанию из Парижа.Поэзия, как считали кресьонисты, не отражение и не познание мира, а сотворениеего. Акцентируя творческий акт, пусть спонтанный и бессознательный, внеочевидных связей с внешним миром, они настаивали на самоценностиискусства-игры.
Ряд положенийкреасьонизма получил резонанс в деятельности школы «ультраизм» (от латинского ultra – вне, сверх), провозгласившей «чистуюалгебру метафоры, своего рода кубизм слова», изысканную поэтику. С этимнаправлением было связано и раннее творчество Лорки.
Пропагандистом итеоретиком ультраизма в Испании, наряду с аргентинцем Хорхе Луисом Борхесом,начинавшем в Испании свою творческую деятельность, был Хосе Ортега-и-Гассет(1883-1955) – философ, социолог, теоретик искусства, чьи труды оказали влияниена развитие эстетической мысли столетия. Воспитанник «марбургской» школынеокантианцев, он выступил с философией «рациовитализма», перекликающегося сидеями позднего экзистенциализма.
Анализируя современнуюцивилизацию, Ортега-и-Гассет первым осмыслил концепцию «массового общества» и«массовой культуры» в работе «Восстание масс». Альтернативу хаосу мыслительвидел в культуре и особой миссии создателей духовных ценностей(«Обесчеловечивание искусства и мысли в романе», 1924). Эстетическим принципаммодернизма посвящено его исследование «Дегуманизация искусства» (1925).[4]

Направления зарубежнойлитературы ХХ века
Модернизм
Термин модернизмпоявляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическимиявлениями в искусстве, следующими за декадансом. Однако поиски модернизмапредваряют и прециозность, и маньеризм, сюрреалистические фрески ИеронимаБосха, «Цветы зла» Ш. Бодлера, программы «чистого искусства».
Модернизм как философско-эстетическоеявление имеет следующие стадии: авангардизм (между войнами), неоавангардизм(50-60-е гг.), что достаточно спорно, однако имеет основания, постмодернизм(70-80-е гг.)
Модернизм продолжаетнереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит во вторую половинуХХ века.
Модернизм — это итворческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературнойдеятельности ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям.Общие черты: утрата точки опоры, разрыв и с позитивизмом XIX века, итрадиционным мировоззрением христианской Европы, субъективизм, деформация мираили художественного текста, утрата целостной модели мира, создание модели миравсякий раз заново по произволу художника, формализм.
Модернизм каклитературное течение, охватившее Европу в начале века, имел следующиенациональные разновидности: французский и чешский сюрреализм, итальянский ирусский футуризм, английские имажинизм и школа «потока сознания», немецкийэкспрессионизм, шведский примитивизм и др.
Как правило, всемодернистские течения провозглашали «искусство для искусства», отвергаяидейность и реализм.[5]

Экспрессионизм
Это направление,сложившееся в немецкой культуре в начале века, в группировках художников искульпторов «Мост» в Дрездене, «Синий всадник» в Мюнхене, вокруг журнала«Штурм» (1910-1932).
Экспрессионизм заявил освоем разрыве с предыдущей эпохой, в частности с натурализмом, что напоминалонеприятие романтиками в свое время рационализма просветителей. Но все таки экспрессионистысохранили связь с традицией: близость к моралите (нравоучительной комедии эпохиПросвещения). В моралите действуют обобщенно аллегорические фигуры: Человек,грешник, Натура Людская...
Провозгласив тезис оприоритете художниками, а не действительности, экспрессионизм сделал акцент навыражении души художника, его внутреннего «я». Выражение вместо изображения,интуиция вместо логики — принципы экспрессионизма. Экспрессионизм поэтомутяготеет к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идеи и моральныепринципы (скульптуры Барлаха «Отчаяние», «Милосердие»), обобщенные символы исобирательные образы ( Рабочий, Безымянный, Воин), несовместимость цвета вживописи (Э. Кирхнер), деформирующее пространство линии в графике (Э. Нольде,Ф. Мазерель), атональность и додекафония в музыке (П. Хиндемит, Б. Барток).
Художник-экспрессионист,главный субъект и объект искусства, находится в экстатическом состоянии,наиболее ему соответствует образ «крика». Крик создает внутреннее напряжение наодноименных картинах норвежского художника Эдварда Мунка. Это же состояниезаставляет «кричать» краски на полотнах позднего Ван-Гога, В. Кандинского, Д.Поллака, деформирует образы, приводит к нарочито на правильным ритмам стиха,нарушает законы грамматики в поэтической строке. Стихотворение становитсятруднопереводимым:

Руки-серпы сметайтеулицы-ущелья ввысь!
Голова-чертополох шипиттуча-губка… Месяц-дыра -
Как качается человекчеловек: о безбрежно!
Женщина поворачивает насвету растерзанное чрево.
(Бехер «Песнь противсовременности», 1918)
Творчествохудожников-экспрессионистов оказалось в фашистской Германии под запретом какболезненное, упадочническое, неспособное служить политике нацизма. Между темопыт экспрессионизма продуктивен для многих художников, не говоря уже о тех,кто испытал непосредственное влияние его программы (Ф. Кафка, И. Бехер, Б.Келлерман, Г. Гессе). В творчестве последних отразилась существеннаяособенность экспрессионизма — мыслить философскими категориями. Одна изважнейших тем искусства ХХ века — отчуждение как итог буржуазной цивилизации,подавившей человека в государстве, тема философская и центральная для мироощущенияКафки, получила у экспрессионистов детальную разработку.
Экзистенциализм
зарубежныйлитература писатель
В конце 40- начале 50-хгг. французская проза переживает полосу «засилья» литературы экзистенциализма,который оказал на искусство влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда.Сложился в конце XIX – начале XX века в трудах Хайдеггера и Ясперса, Шестова иБердяева. Как литературное направление сформировался во Франции в годы второймировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характераАльбера Камю, Жан-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоеннуюкультуру, прежде всего на кинематограф (Антониони, Феллини) и литературу (У.Голдинг, А. Мердок, Кобо Абэ, М. Фриш).
В литературе начала векаэкзистенциализм был распространен не так широко, однако он окрашивалмироощущение таких писателей, как Франц Кафка и Уильям Фолкнер, под его«эгидой» закреплялся в искусстве абсурд как прием и как взгляд на человеческуюдеятельность в контексте всей истории.
Экзистенциализм — один изсамых мрачных философских и эстетических направлений современности. Человек визображении экзистенциалистов безмерно тяготится своим существованием, онноситель внутреннего одиночества и страха перед действительностью. Жизньбессмысленна, общественная деятельность бесплодна, нравственностьнесостоятельна. В мире нет бога, нет идеалов, есть лишь экзистенция,судьба-призвание, которой человек стоически и беспрекословно подчиняется;существование – забота, которую человек должен принять, ибо разум не способенсправиться с враждебностью бытия: человек обречен на абсолютное одиночество,его существование никто не разделит.
Практические выводыэкзистенциализма чудовищны: безразлично — жить или не жить, безразлично — кемстать: палачом или его жертвой, героем или трусом, завоевателем или рабом.
Провозгласив абсурдностьчеловеческого бытия, экзистенциализм впервые открыто включил «смерть» как мотивдоказательства смертности и аргумент обреченности человека и его«избранничества». Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы:свободы и ответственности, совести и жертвенности, цели существования иназначения, широко вошедшие в лексикон искусства века. Экзистенциализмпривлекает желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к немуобращались многие художники разных направлений и методов.[6]

Зарубежные писатели ХХвека
Эрнест Хемингуэй (1898-1961)
Хемингуэй[7]родился в Оук-парке, пригороде Чикаго, в семье врача, не раз сбегал из дома,работал поденщиком на фермах, официантом, тренером по боксу, был репортером. Впервую мировую войну уехал на фронт санитаром; в армию его не взяли: у него былна уроках по боксу поврежден глаз. В июле 1918 года был тяжело ранен: накрылаавстрийская мина, на его теле врачи насчитали 237 ранений. С 1921 по 1928 годкак европейский корреспондент канадских изданий жил в Париже, где и былинаписаны его первые «военные» рассказы и повесть «Фиеста».
Участие в войнеопределило его мировоззрение: в 20-х гг.; Хемингуэй выступил в своих раннихпроизведениях как представитель «потерянного поколения». Война за чужиеинтересы отняла у них здоровье, лишила психического равновесия, вместо прежнихидеалов дала травмы и ночные кошмары; тревожная, сотрясаемая инфляцией икризисом жизнь послевоенного Запада укрепляла в душе мучительную опустошенностьи болезненную надломленность. Хемингуэй рассказал о возвращении с войны(сборник рассказов «В наше время», 1925), о сущности неприкаянной жизнифронтовиков и их подруг, об одиночестве невест, не дождавшихся возлюбленных(«Фиеста», 1926)
В 1929 году Хемингуэй,работающий в Европе корреспондентом канадской газеты «Торонто-стар», выпускаетсвой второй роман «Прощай, оружие!». В романе переплетаются 2 темы — тема войныи тема любви, обреченной на гибель.
Успех романов далвозможность писателю не связывать себя больше газетной работой, он поселяетсяво Флориде, выезжает на охоту в Африку, посещает Испанию, изучая свой любимыйбой быков, выпускает 2 очерковые книги «Смерть после полудня» (1932) и «Зеленыехолмы Африки» (1935).
В 1936 году Хемингуэй,снарядив на свои деньги санитарные автомашины, отправляется на гражданскуювойну в Испанию.
В 1940 году он издаетроман «По ком звонит колокол» о борьбе испанских республиканцев с фашизмом,показанный на небольшом участке в тылу противника, в горном партизанском крае.
Во время второй мировойвойны Хемингуэй участвует в 1944 году в высадке войск во Франции,присоединяется к партизанам французского сопротивления, доходит с ними доПарижа. Был арестован американской полицией за неположенное для корреспондентаучастие в боевых действиях, был награжден медалью «За храбрость», дважды раненв голову во время боев в Арденнах. После войны по-прежнему живет под Гаваной.[8]
Бертольд Брехт (1898 –1956)
Родившись в семьесостоятельного коммерсанта, Брехт[9]рано познал чувство неудовлетворенности характером буржуазных отношений в семьеи в школе.
Не завершив медицинскогообразования, он попадает в качестве санитара из госпиталя первой мировой войныи под впечатлением «нечеловеческого мира» начинает писать стихи, в которыхизливает свою ненависть к германскому милитаризму.
«Легенда о мертвомсолдате» становится сатирой, проникнутой и сарказмом и болью за невиннозагубленных людей.
В 1919 г. появляются первые, еще не зрелые пьесы Брехта – «Барабанный бой в ночи» и «Ваал». Вскорезавязывается творческая дружба начинающего писателя с Л. Фейхтвангером,укрепляются его связи с прогрессивными деятелями литературы и театра.
Приобщение Брехта кмарксизму, совпавшее по времени со второй половиной 20-х годов, сочеталось сего подходами к теории эпического театра. Проблема эпического театра в светерешающих целей драматургии и литературы, вообще становится для Брехта проблемойв первую очередь мировоззренческой. Дидактическая, агитационная, просветляющаясознание масс роль театра осмысливается им как элемент общей борьбыпрогрессивных сил за коренное изменение существующего в мире порядка.
Приход к власти вГермании фашизма, эмиграция хотя и лишили Брехта связей с немецкой сценой, всеже не могли приостановить создание им теории нового театра и выдающихсядраматургических образцов.
Драматургия 30-х годовнезависимо от сюжетной коллизий и изображаемой эпохи воспринимается преждевсего как антифашистское, антиимпериалистическое выступление Брехта, каксамоотверженный акт борьбы за такое будущее, которое, уничтожив в принципеобщественную несправедливость, излечив человечество от недугов и пороковбуржуазного общества.
Успех пришел к Брехту в 1928 г., когда была поставлена его знаменитая «Трехгрошовая опера».
Установление фашистскойдиктатуры вынудило писателя-бунтаря покинуть родину, он кочует по Европе, затемпереезжает в США.
Это были годы неустаннойтворческой работы, художественного осмысления грозных исторических катаклизмов.Вдалеке от родной земли, в скорбном одиночестве Брехт писал вещи, ставшие впоследствии признанными шедеврами мировой драматургии.
Хотя драматург был лишенвозможности поставить свои произведения на сцене профессионального театра, онвсе же продолжает писать. В 40-е годы им созданы наиболее зрелые вещи: «МамашаКураж и ее дети» (1939), «Кавказский меловой круг» (1944-1945) и др.
В 1947 г. писатель покидает Америку, не давшую ему ни творческого подъема, ни материальногоблагополучия, ни свободы совести, и возвращается в Берлин.
В 1949 г. рождается театр Брехта – «Берлинский ансамбль», прославивший его драматургию на всехконтинентах.[10]
Томас Манн (1875-1955).
Манн, Томас[11](Mann, Thomas) (1875–1955), немецкий писатель. Родился 6 июня 1875 в Любеке, всемье состоятельных коммерсантов, игравшей значительную роль в Любеке и другихганзейских городах Северной Германии. Старший его брат, Генрих (1871–1950), былшироко известным романистом, эссеистом и драматургом, трое детей – Клаус, Эрикаи Голо – сами стали известными литераторами.
Детство Манна прошло вЛюбеке, учился он в Любеке и Мюнхене, куда семья переехала после смерти отца в1891. Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудировалА.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.
После неудачной попыткисделать деловую карьеру Манн вместе с братом Генрихом в середине 1890-х годовотправился в Италию, где пробыл два с половиной года, посвятив их главнымобразом работе над первым значительным романом «Будденброки» (Buddenbrooks,1901), ставшим бестселлером.
По возвращении в МюнхенМанн вплоть до 1914 вел жизнь, обычную для благополучных «аполитичных»интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и еепоследующая непопулярность за рубежом пробудили у Манна интерес к национальнойи международной политике. Его «Размышления аполитичного» (Betrachtungen einesUnpolitischen, 1918), равно как и небольшие эссе времен войны, представляютсобой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны вглазах демократического Запада.
К концу войны Маннприблизился к позициям демократов. После получения Нобелевской премии политературе (1929) он снискал признание во всей Европе и за ее пределами. В1920-е – начале 1930-х годов писатель неоднократно предостерегалсоотечественников от угрозы гитлеризма; в 1933 началась его добровольная эмиграция.Став в 1944 гражданином США, Манн решил не возвращаться в Германию после войны,и спустя несколько лет покинул США и поселился в Швейцарии, в Кильхберге близЦюриха. Последние годы его жизни ознаменовались новыми литературнымисвершениями. За несколько дней до смерти, которая последовала 12 августа 1955,он был награжден высшим орденом Германии «За заслуги».
Пожалуй, наиболее важнаякнига Манна – роман идей «Волшебная гора» (Der Zauberberg, 1924). Ганс Касторп,молодой герой романа, много более жизнеспособен, чем прежние манновскиеутонченные художники, захандрившие деловые люди и хромые принцы. Но у «трудногодитяти жизни» Касторпа своя беда: из-за открывшегося туберкулеза он проводитсемь лет в горном санатории в Швейцарии. Читатель постепенно уясняет, чтосанаторий и его пациенты суть грандиозный символ предвоенной Европы, а Касторпвоплощает собой типичного бюргера-немца, в определенном смысле и самого ТомасаМанна.
Роман Манна, «Избранник»(Der Erwählte, 1951), – образцовая беллетристика. Основан он во многом наГрегориусе средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Речь идет о грехе,искуплении и Божьем прощении. Манн затрагивает здесь тему инцеста и Божьеймилости. Изобилие словесной игры и других стилистических средств подскажетвнимательному читателю, что роман этот от начала до конца – пародия.
На протяжении творческогопути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войнычерпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупныхэссе Манна посвящен трем кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, атакже И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др.Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновениигитлеризма.[12]
Франц Кафка (1883-1924)
Родился Франц Кафка[13]3 июля 1883 года в Праге в семье владельца магазина оптовой торговлигалантереей. Был старшим сыном и мало общался с тремя младшими сестрами.Материнские гены и отцовское воспитание создали личность, склонную к рефлексиии самоанализу. Учился в немецкой классической гимназии и Немецком университетев Праге на юридическом факультете. Попытки занятий германистикой и историейискусств так попытками и остались. Нельзя даже сказать, что Франц был страстнымчитателем, скорее — внимательным и вдумчивым. Мысль самому стать литератором неотпускала его в молодости, но работал он медленно и трудно, хотя к 25 годамбыло им написано множество стихотворений и какое-то количество прозы, велся идневник, но все это было сожжено, когда Кафке исполнилось 26 лет, и пятьмесяцев он обдумывал свои литературные возможности, пока в 1910 году невозобновил ведение дневника. Вероятнее всего, это произошло под влиянием МаксаБрода, с которым подружился в 1903 году, но дружба это была не слишкомсердечная — Брод сетует, что целых семь лет Франц не показывал ему своихлитературных произведений. (Но что-то Брод здесь путает — он не мог не знать опубликации нескольких миниатюр друга в журнале «Гиперион»).Этахолодность Кафки объясняется тем, что предыдущий друг Оскар Поллак никак неоткликнулся на попытки литературного творчества Кафки, а его мнение было оченьважно начинающему литератору.
Однако хлеб насущныйФранц Кафка зарабатывал, служа в страховом обществе, что давало ему такжевозможность ознакомиться с положением трудящихся Богемии, так что он дажеобнаруживал симпатию к социалистическому и анархистским движениям.
В 1911 году Кафка началработу над большим романом «Америка» («Пропавший без вести»).Ему 28 лет — он собирается взрослеть вместе с этим произведением.
Случайная встреча кБродов с Фелицией Бауэр привела к возникновению пятилетней коллизии, связаннойс первой попыткой жениться. Все связалось в один узел — эта встреча, выход всвет первой книги «Созерцания», новелла «Приговор»,написанная в ночь с 22 на 23 сентября 1912 года всего за восемь часов. Эта ночьдаровала Кафке уверенность в литературном будущем. Но прозаическая Музаявлялась в квартиру, где Франц жил у своих родителей, не так часто, как емухотелось. Тем не менее за 11 лет работы он почти написал три больших романа(формально не завершил), много новелл и огромное количество писем, бОльшаячасть из которых (к возлюбленным Фелиции Бауэр и Милене Есенска-Поллак) — посути — тоже романы, романы о любви, полные наступательного порыва и уклонений впервом случае и борьбы ревности со страхом — во втором.
В 1917 году у Кафкиконстатируют туберкулез горла. Лечение и санатории мало помогают состоянию егоздоровья, приходится оставить службу. Но литературный труд продолжается,особенно интенсивно — в 1921-1922 г.г., когда создается роман«Замок».
Почти за год до смертиКафка знакомится с молодой еврейской девушкой Дорой Димант, которая сначаластанет символом его (наконец-то!) самостоятельности — они уедут жить в Берлин,а затем скрасит его последние дни. Умер Франц Кафка 3 июня 1924 года всанатории Кирлинг под Веной, успев просмотреть гранки подготовленного к изданиюсборника рассказов «Голодарь». Похоронен в Праге на Страшницкомкладбище.
При жизни Кафки вышли:«Созерцания», «Кочегар» (первая глава из романа«Америк), „Кары“, „Сельский врач“.
Несмотря на завещание,обращенное к Максу Броду, сжечь все свое литературное и эпистолярноенаследство, тот сохранил все, что удалось собрать, и, начиная с 1925 года,издал сначала все три незавершенных романа, а затем — остальную прозу, дневникии письма. Написал он и биографию Франца Кафки. Его непослушание явило миру нетолько гениального писателя, но и загадку — литературную, философскую иэкзистенциальную, — над решением которой бьется уже несколько поколенийисследователей его творчества и просто читателей.[14]

Заключение
Заключение реферата носитчисто авторский характер.
Хочется отметить, чтоцель и задачи реферата, по моему мнению, были достигнуты. Данный реферат долженбыл помочь разобраться в литературе ХХ века и всех ее составляющих. Он этосделал.
Реферат изложен вполнедоступным языком, любой желающий сможет его понять.
Выбрала именно эту темуне случайно. В школе, в одиннадцатом классе, все мы проходим зарубежнуюлитературу ХХ века, но почему-то в моей школе эту тему обошли стороной. А я,как человек творческий и любящий литературу, не упустила возможностирассмотреть интересную мне тему. Из данной работы я почерпнула много интересныхдля себя вещей. И считаю, что не зря потратила две недели на подготовку данногореферата. Люди, которые пишут стихи и рассказы, как я, меня должны понять.Все-таки в реферате, в последней главе, рассказывается о великих творческихличностях, которые столкнулись со всеми тяготами жизни. Нам есть чему у нихпоучиться.

Список литературы
1. К. А. СубботинаЗарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград: Учитель,2004. – 64 с.
2. Культурология.История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Макаровой. –2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 600 с.
3. Лекционныйматериал для занятий по культурологи // www.studzona.com
4. Большая энциклопедияКирилла и Мефодия (ЗСD). –2006г.
5. Культурология. XXвек. Энциклопедия. В 2-х томах. Гл. ред. Левит С.Я. — СПб.: Университетскаякнига; 000 „Алетейя“, 1998 // www.alleng.ru
6. Грибанов Б.Т.Эрнест Хемингуэй: герой и время. – М.: Худож. лит., 1980 – 255 с.
7. Нартов К.М.Зарубежная литература в школе. Пособие для учителей. – М.: «Просвящение»,1976 – 287 с.
8. ОнлайнЭнциклопедия Кругосвет // www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MANN_TOMAS.html
9. ВалерийБелоножко. Дневник о Франце Кафке, 2008 // kafka.net.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виникнення і становлення філософських учень Предмет філософії його історичне трактування
Реферат Компоненты специальной социологической теории
Реферат Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого Война и мир.
Реферат Новые подходы к изучению иностранного языка
Реферат Мониторинг биоты (на разных уровнях его проведения) на примере водной среды
Реферат Половецкая степь
Реферат Банковские операции
Реферат Русско-японская война 1904-1905 гг 2
Реферат Проблемы нравственности по повести Валентина Распутина Пожар
Реферат Мастер синих распятий
Реферат Реформы XX века
Реферат Специфика языковых средств выражения в статьях научной тематики на французском
Реферат Вплив морфологічних показників дівчаток 11-12 років, що займаються художньою гімнастикою, на техніку виконання змагальних вправ
Реферат Регистрация предприятий
Реферат Принудительное взимание налогов