Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизненный и творческий путь А.П. Чехова

СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 17
Сообщение
На урок зарубежной литературы
по теме
Жизненный и творческий путь АнтонаПавловича Чехова
Подготовила
ученица 10-Г класса
Смирнова Марина
Полтава 2006

 
ПЛАН
 
Детство и юность
Начало творчества. Рассказы первойполовины 80-х годов
Чехов во второй половине 80-х годов
Чехов в 90-е годы
Последние годы жизни и творчестваписателя
 

 
Жизненный и творческийпуть Антона Павловича Чехова
 
В плеяде великихевропейских писателей — современников Ибсена — Чехов сияет, как звезда первойвеличины, даже рядом с Толстым и Тургеневым. Английский драматург Бернард Шоу
Детство и юность
Антон Павлович Чеховродился 29 января 1860 года в Таганроге, в семье купца Павла Егоровича Чехова.Дед будущего писателя был крепостным графа А.Д. Черткова и откупился на волю в1841 году.
Отец писателя, ПавелЕгорович, пошел по «торговой части». Он отслужил в приказчиках, апотом открыл в Таганроге бакалейную лавку. По воспоминаниям сестры писателя,Марии Павловны Чеховой, он был человеком «требовательным и взыскательным.Не обходилось иной раз и без наказания ремнем провинившихся братьев.Доставалось иногда от отца и Антоше. Впоследствии, уже взрослым, будучиисключительно деликатным и мягким по натуре, избегавшим причинять людям даже моральнуюболь, Антон Павлович порицал отца за его методы детского воспитания. Но ненужно забывать, что во времена нашего детства была своя эпоха. Нужно помнить,что дед наш Егор Михайлович прошел суровую жизненную школу крепостногокрестьянина у помещика, что отец наш в юности своей до выкупа на волю также былкрепостным. Поэтому строгость, суровость семейного уклада нашей жизни былаотголоском той жестокой подневольной жизни, какую испытал наш отец в своемдетстве. Впоследствии, я даже удивлялась, откуда у отца произошла егоартистическая натура, любовь к музыке, пению, его светлые моральныепринципы…»
Павел Егорович играл наскрипке, организовал церковный хор, рисовал красками — словом, искусству главасемьи отдавал большую часть времени. Причем хор был его главным увлечением, внего он вкладывал всю свою душу. И сыновей он заставлял петь в хоре, посещатьвсе спевки, которые происходили почти каждый вечер.
Деспотические порядки,заведенные отцом, принуждали детей жить по строгому расписанию, как в казарме.Телесные наказания, бывшие в большом ходу в доме Чеховых, унижали личностьдетей, входили в привычку.
Отец знал ценуобразованию и поэтому, стремился учить всех детей. Помогая торговать в лавке,обучаясь ремеслам, исполняя разные домашние обязанности, братья Чеховыодновременно учились. Осенью 1867 года Антона и Николая определили вприготовительный класс греческой школы. Содержавший школу грек Вучина былневежественным и жестоким человеком. Он заставлял бессмысленно зазубриватьуроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль.
С 1868 года братьевЧеховых перевели в Таганрогскую гимназию. Но и там учителя были не лучше.Управлялась гимназия тупыми чинушами; один из деятелей ее, инспектор Дьяконов,явился позднее прообразом Беликова — «человека в футляре».Преподаватель латыни Урбан шпионил за гимназистами, донимал их долгимиувещеваниями; учитель греческого языка Зико был взяточником; учитель географииКрамсаков заставлял детей учить «отсюда и досюда», никогда не объясняяматериал. Лишь один законоучитель Ф.Н. Покровский вызывал симпатии гимназистов:иногда на уроках он вместо священной истории рассказывал о литературе — оПушкине, Гете, Шекспире. У Покровского были свои странности: он любил даватьученикам смешные прозвища. Это он прозвал будущего писателя «АнтошейЧехонте» — имя это стало позднее одним из литературных псевдонимовмолодого Чехова.
Время каникул Чеховпроводил в лавке. На душе у него бывало тоскливо — хотелось уйти на море, гдеможно было ловить бычков (Антоша был страстным рыболовом), купаться, играть вкамешки, но эти желания приходилось подавлять.
Летом 1872 года Антонездил на каникулы к дедушке, управляющему имением графа Платова. Но и тампришлось работать — записывать вес обмолоченного паровой молотилкой зерна.
Уже в гимназические годыЧехов увлекается театром и литературой. В театр Антон обычно ходил с братомИваном. Часто они гримировались, чтобы не быть узнанными надзирателямигимназии: посещение театра допускалось только с разрешения гимназическогоначальства и в сопровождении родителей. Возвращаясь из театра, братья оживленнообсуждали спектакль, а утром следующего дня Антон разыгрывал сцены, мастерскиперевоплощаясь то в старика, то в женщину, то в юношу.
Семья Чеховых была оченьталантливой: старший брат Александр был писателем, Николай — художником, Михаил— способным литератором, Иван — выдающимся педагогом, сестра Мария обладаланезаурядными художественными способностями. О себе, своих братьях и сестреЧехов писал: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороныматери».
Чехов-гимназист былнеистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения.
Четырнадцатилетний Чеховпробует свои силы в драматургии, организовывая домашний театр.
С августа 1875 года Чеховвыпускает рукописный журнал «Заика», в котором помещаетюмористические рассказики и сценки. Журнал этот читали знакомые Чеховых, онпосылался и старшим братьям в Москву. Будучи уже в последних классах гимназии,Чехов пишет пьесы «Безотцовщина», «нашла коса на камень»,водевиль «Недаром курица пела». К сожалению, эти юношескиепроизведения до нас не дошли.
Денежные дела семьисовсем ухудшились в 1875 году, когда два старших брата уехали учиться в Москву.Антон и Иван осенью этого года не могли внести плату за обучение и их некотороевремя не допускали в занятиям. Весной 1876 года Павел Егорович вынужден былпризнать себя несостоятельным должником и, чтобы избежать долговой ямы, тайноуехал в Москву к сыновьям. Несколько позднее в Москву переехали и другие членысемьи. Шестнадцатилетний Антон Чехов остался один в Таганроге, чтобы кончатьздесь гимназию.
Без родных Антон Павловичпрожил в Таганроге три года, отказывая себе в самом необходимом, зарабатывая нажизнь репетиторством. Давать уроки он ходил на самую окраину города, понепролазной грязи и, занимаясь с учениками, старался спрятать под стол грязныерваные сапоги.
В эти трудные годы Чеховвыдержал первое серьезное испытание характера. Он не пал духом, оставалсябодрым, деятельным юношей, умевшим в самых неприятных вещах находить комическуюсторону.
В 1879 году Чехов сдалвыпускные экзамены в гимназии и получил аттестат зрелости. К этому временитаганрогское управление установило стипендию для одного из своих уроженцев,отправляющихся продолжать высшее образование. Антон Чехов, выхлопотав себестипендию, уезжает в Москву, чтобы проступить в университет.
Семья Чеховых в это времяснимала квартиру в подвальном этаже дома на трубной улице, в районе, который вмосковском просторечии назывался Грачевкой или Драчевкой. В квартире было сыро,а в окна, расположенные под самым потолком, как вспоминал позднее младший избратьев, Михаил, были видны только пятки прохожих. Чехов старался не замечатьокружающей нищеты и убожества — его привлекали в Москве университет с егошумной студенческой вольницей, Малый театр, не сцене которого можно былоувидеть лучшие пьесы классического репертуара в великолепном исполнении. Москвастановится постоянным местом жительства Чехова, любовь к ней писатель пронесчерез всю жизнь. Впоследствии он писал таганрогскому приятелю: «Я ужаснополюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегдамосквич». И в творчестве Чехова Москва заняла большое место.
С сентября 1879 Чеховучится на медицинском факультете Московского университета. Стройный студент спродолговатым чистым лицом, с густой копной темно-русых, слегка вьющихся волос,с проницательным взглядом карих глаз внимательно слушал лекции. Он многозанимался и успешно сдавал экзамены.
Чехов не стремился кполитической активности, хотя общественными вопросами интересовался, посещалстуденческие сходки и был хорошим товарищем.
Чехов написал на пятомкурсе интересную зачетную работу — историю болезни одного из пациентов нервнойклиники. В ней он проявил себя вдумчивым, наблюдательным и чутким врачом. Еготоварищ по университету, профессор-невропатолог Г.И. Россолимо, позже отметил всвоих воспоминаниях, что Чехов «подошел к своей задаче не как заурядныйстудент-медик», а заявил в ней себя дельным и умным врачом.
Проводя летние каникулы1882—1883 годов в г. Воскресенске, Чехов посещал находившуюся поблизостиземскую больницу и принимал участие в приеме больных. Врач этой больницы П.А.Архангельский вспоминал позднее: «Он часто проводил в лечебнице время сутра и до окончания приема… Все он делал со вниманием и видимой любовью к делу,особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. Он всегдатерпеливо выслушивал больного, ни при какой усталости не возвышал голоса…»
В июне 1884 года Чеховзакончил университетский курс и получил звание лекаря и уездного врача. Онзаказал табличку «Доктор А.П. Чехов» и прибил ее на входной двери.Старики родители были счастливы; они даже не сразу могли свыкнуться с мыслью,что их сын стал настоящим доктором. Они надеялись, что теперь он займетсялечением больных, будет много зарабатывать и семья забудет о нужде и лишениях.Чехов действительно начал врачебную работу, но чем дальше, тем больше онотходил от медицины — литературная работа захватывала его сильнее и сильнее.

 
Начало творчества.Рассказы первой половины 80-х годов
Чехов начал писать всложную эпоху 80-х годов. В это время в России продолжается дальнейший росткапитализма, победное шествие которого не могли сдержать остаткикрепостничества. Крупная буржуазия, приобретавшая все большую экономическуюмощь, усиливает эксплуатацию рабочих. Ухудшается положение крестьянства,ограбленного реформой 1861 года. Конец 70-х — самое начало 70-х годовознаменовались новыми вспышками крестьянских волнений и усилением деятельностиреволюционных народников.
Чтобы укрепить самодержавие,царское правительство провело реакционные мероприятия, усилившие властьдворян-помещиков. Были фактически восстановлены некоторые крепостническиезаконы. Учреждение должности земских начальников дало в руки помещиковнеограниченную власть: земский начальник решал как административные, так исудебные вопросы.
Боязнь политическогопробуждения народа заставила правительство резко ограничить доступ в гимназииразночинцам и беднякам.
В целом 80-е годы — времяреакции.
Однако период с 1883 по1894 год ознаменовался медленным, но неуклонным ростом рабочего движения исоздания первых в России социал-демократических организаций. Передовые идеиподспудно зрели, развивались в это мрачное десятилетие. Восьмидесятые годыподготавливали приход нового исторического периода — периода пролетарскогореволюционного движения.
Но широкие кругиинтеллигенции не ощущали и не чувствовали роста прогрессивных сил. Жизнь имказалась бесперспективной, зашедшей в тупик. Они видели вокруг себя засилиеобывательщины, безыдейность, отход интеллигенции от былых верований и идеалов.
В жизни все сильнеесказывались разгул буржуазного хищничества, лихорадка предпринимательства ибанковских спекуляций. Под влиянием этого мельчает интеллигенция. Крылатойстановится фраза: «Наше время — не время великих задач».
Но в этот моментпоявляется новый массовый читатель, жаждущий своей литературы, которая помоглабы ему разобраться в течении будничной жизни. Некоторые юмористические журналы(«Осколки»), внешне, казалось бы, безобидные, начинают приобретатьбóльшую резкость и остроту, их смех становится иногда язвительным.
Именно в этих журналахпоявился новый писатель, который подписывал свои рассказы псевдонимами«Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат моегобрата», «Рувер», «Улисс» и многими другими.
Первый печатный рассказЧехова «Письмо донского помещика Степана Владимировича N к ученому соседу д-ру Фридриху»появился в № 10 журнала «Стрекоза» за 1880 год. В нем начинающийписатель безобидно смеется над невежеством и дикостью донских помещиков-степняков.Содержанием большинства ранних рассказов Чехова являются мелочи обывательскогосуществования. Герои этих рассказов — сварливые тещи, незадачливые папаши, женыартистов. Таковы «Женщина без предрассудков» (1883), «Не в духе»(1884) и др.
Комические ситуации,недостатки в характерах героев, их человеческие слабости, нелепые поступки —все это использовалось молодым писателем для того, чтобы рассмешить читателя,заставить его безудержно веселиться. Шутливые сценки («За двумя зайцами погонишься,ни одного не поймаешь»), анекдоты (они вошли в сборник «И то, исе»), маленькие рассказы («Папаша») и короткие шутки(«Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Темпераменты»),фельетоны («В Москве», «Осколки московской жизни»),комические рекламы («Перепутанные объявления», «Рекламныеобъявления»), вопросы и ответы («Вопросы и ответы»,«Руководство для желающих жениться», «Что необходимо для того,чтобы нравиться женщинам»), подписи к рисункам — таковы многообразныежанры и их разновидности, с которыми выступает в это время Чехов.
Однако уже в первыхрассказах Чехов откликается на самые злободневные вопросы, подмечает в жизнисущественное, главное, заставляет читателя не только смеяться, но и негодовать.В рассказе «Барин и барышня» писатель создает образ самодовольногочиновника, хамски попирающего достоинство бедной девушки. Его сытая, лоснящаясяфизиономия выставлена писателем на обозрение — осмеяние. Он вызывает скорее несмех, а отвращение.
В первые три годатворчества Чехов создает такие образцы юмористики, как «Жалобнаякнига», «С женой поссорился», «Хирургия»,«Налим», «Экзамен на чин», «Не в духе» и др.
В литературной судьбеЧехова большую роль сыграл Н.А. Лейкин. Это был редактор наиболее видногоюмористического журнала «Осколки». Знакомство его с молодым студентомЧеховым произошло в Москве в октябре 1882 года. В «Осколках»печатаются многочисленные рассказы писателя: «Случаи mania grandiosa», «Ушла», «Нагвозде», «Барин и барышня», «Торжество победителя»,«Загадочная натура», «Случай с классиком», «Герой-барыня»,«Дочь Альбиона» и др.
Чехов в этих рассказахобличает серость и мелочность жизни чиновничества, лакейскую услужливостьлюдей, воспитанную полицейским режимом.
Уже в первый периодлитературной деятельности, итогом которого явился сборник «Пестрыерассказы» (1886), Чехов заявил о себе как о большом писателе-реалисте,умеющем не только тонко нарисовать картины быта и нравов русской жизни 80-хгодов, но и дать ее глубокий социальный анализ.
Уже в 1884 году, когдаЧехов оканчивал университет, у него появились первые симптомы болезни —туберкулеза. В это время у писателя началось кровохаркание, о чем он толькопозднее написал брату Александру: «Продолжалось оно дня 3—4 и произвелонемалый переполох в моей душе и в моей квартире. Оно было обильно. Кровь теклаиз правого легкого». В дальнейшем в течение двадцати лет писатель страдалэтим тяжелым недугом. В его письмах часто встречаются указания на слабость,головную боль, кровохаркание. Но, несмотря на болезнь, Чехов ведет оченьдеятельную жизнь: много пишет (например, только за один 1885 год им написано113 произведений), занимается медицинской практикой, расширяет круг своихлитературных знакомств.
На лето 1885 года семьяЧеховых поселилась в Бабкине, близ г. Воскресенска (теперь г. Истра).
Чехов всегда былжизнерадостен, любил веселую шутку. Но мягкость и юмор сочетались в Чехове ствердой непримиримостью ко всему фальшивому, неискреннему, пошлому, с чемписатель боролся не только литературными произведениями, но и своим поведением,личным примером. Чехов выработал своеобразные нормы поведения, этический кодекси изложил его в письме к брату Николаю.
1) Они уважаютчеловеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,уступчивы… Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, иприсутствие в их жилье посторонних…
2) Они сострадательны нек одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишьпростым глазом…
3) Они уважают чужуюсобственность, а потому и платят долги.
4) Они чистосердечны ибоятся лжи, как огня… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их неспрашивают…
5) Они не уничтожают себяс той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужихдуш, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними…
6) Они не суетны. Их незанимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями, восторгвстречного в Salon'e…
7) Если они имеют в себеталант, то уважают него. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином,суетой…
8) Они воспитывают в себеэстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышатьдрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Они не трескают походя водку, ибознают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае.
А чтобы отвечать этимтребованиям «нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение,воля… Тут дорог каждый час…»
Сам Антон Павловичотвечал всем этим требованиям. Чуткий, трудолюбивый, целеустремленный, он былпоистине человечным.
В первое пятилетиетворческого пути Чехов формировался как писатель-юморист, разрабатывающий жанрмаленького рассказа. Темы его юморесок разнообразны, чаще всего это пародии натак называемые традиционные рассказы — святочные, пасхальные, рождественские,уголовные, свадебные, дачные. В произведениях молодого писателя высказываютсяего литературные принципы, отрицательное отношение к эффектным сюжетам,стремление обрисовать типичные ситуации и образы, тяготение к простоте икраткости.
Веселый Антоша Чехонтевысмеивал обывателей, их пошлость, мещанские привычки. Комизм и ирониясоставляют главную особенность творчества Чехова. Но к середине 80-х годовсмешное и веселое в его произведениях тесно переплетаются с грустным. Писательвсе решительнее борется с редакторами журналов и цензурой, отстаиваясатирическую направленность своих рассказов, не желая писать просторазвлекательные произведения. Все чаще и чаще он ставит и решает в своихрассказах сложные социальные вопросы.
Чехов во второйполовине 80-х годов
1886 год явился втворчестве Чехова переломным. Выпустив в свет сборник «Пестрыерассказы», Чехов как бы подвел итог сделанному за пять лет, чтобы перейтина новую, более высокую ступень творческого развития. Стоять на месте,повторять самого себя молодой писатель не хотел и не мог. Помыслы Чехова былиустремлены вперед — к новым темам и сюжетам, к новым литературным формам, кновому понимаю жизни, более глубокому и серьезному.
В августе 1886 года Чеховпоселяется в доме Корнеева по Садово-Кудринской улице (ныне в этом доме музейА.П. Чехова).
В этом доме Чеховы жилиодни. Обстановка, естественно, была иной. Антон Павлович мог сосредоточенноработать. Теперь он целые дни писал, не выходя на улицу неделями. Чехов пишет ипечатает в 1886—1887 годах замечательные своим комизмом рассказы«Оратор», «Произведение искусства», лирические шедевры«На пути», «Святой ночью», «Верочка», рассказы сбольшим общественным содержанием — «Враги», «Мечты»,«Каштанка».
В пору жизни на Садовойулице популярность Чехова необычайно возросла. Писатель жаловался в начале 1887года: «Рассказы мои читаются публично на вечерах, всюду, куда ни являюсь,на меня тычут пальцами, знакомства одолели меня своим изобилием и т. д…»
Самым близким помощником,неизменным его другом уже в эти годы была сестра Мария Павловна. Она былахозяйкой дома. Чехов писал о ней в 1891 году: «Марья Павловна у насглавная, и без нее каша не варится. Я полагаюсь во всем на нее; как оназахочет, так пускай и будет».
Мария Павловна всю своюжизнь посвятила брату, избавляя его от мелких житейских хлопот, создаваяусловия для литературной работы.
Незадолго до смерти, в1956 году, она говорила: «Счастлив тот человек, который, прожив доглубокой старости, может сказать: я выполнил то, что хотел. Жизнь былапосвящена любимому делу, и я удовлетворена, что это дело принесло пользу! Мояжизнь была посвящена брату».
Страстно любя природуродной страны, Чехов охотно и подолгу путешествовал. Он стремился большеувидеть, узнать жизнь народа в разных уголках своей страны. Неоднократно онездил в родные края — в Таганрог, бывал во многих местах южной России.
Летом 1888 года писательживет с семьей на даче в Луке близ города Сумы, в усадьбе Линтваревых. Из Лукион ездил на лошадях в Миргородский уезд. В середине июля уезжает в Крым, вФеодосию, где встречается с известным художником-маринистом И.К. Айвазовским.Затем завершает путешествие по кавказскому побережью. Художник стремитсярасширить круг жизненных наблюдений: «Ах, будь у меня лишних 200-300рублей… я бы весь мир объездил».
Обличение нравственногомещанства и пошлости — основное содержание творчества Чехова этих лет(«Произведение искусства», «Оратор», «Сильныеощущения», «Хористка» и др.). Чехов не приукрашивалдействительность, он описывал жизнь такой, какой она есть.
В 1887 году выходят изпечати книги Чехова «В сумерках» и «Невинные речи», популярностьего как писателя все растет. За сборник «В сумерках» ему былаприсуждена Пушкинская премия Академии наук.
К концу 80-х годовидейные искания писателя стали более напряженными. От веселого, беззаботногосмеха Чехов перешел к суровому осуждению мягкотелой интеллигенции.
Чехов протестовал противтого, что человек примиряется с унизительным, рабским положением, осуждал тех,кто изменил своим идеалам и духовно обнищал, и тех, кто потерял человеческийоблик.
Творчество Чехова влилосьв мощное русло критического реализма. Наряду с Салтыковым-Щедриным и Л. Толстымписатель «срывал все и всяческие маски» с пошлости и мещанства ибуржуазного хищничества.
чеховпсихологический лирический драматургия
Чехов в 90-е годы
Поездка на Сахалин
В конце 80-х годов у Чеховасозревает решение поехать в «места невыносимых страданий» — на островСахалин.
21 апреля 1890 годаписатель выехал туда. Он ехал до Ярославля по железной дороге, затем пароходомдо Перми, затем снова поездом до Екатеринбурга и далее до Тюмени. От Тюмени доБлаговещенска писатель добирался на лошадях. Отсюда пароходом Чехов прибыл наСахалин 9 июля.
Проезжая по Сибири, Чеховжадно всматривался в жизнь городов и деревень, изучал положение народа. Почтидвухмесячное странствие было тяжелым: приходилось бороться с голодом, сразливами рек, с грязью, «с голодухой, с желанием спать». Но писательбыл доволен путешествием. Он умудрялся записывать свои впечатления, сидя вповозке или на постоялом дворе, на станциях, в беспокойных номерах гостиниц. Написанныеочерки он отсылал в газету «Новое время», где они печатались подзаглавием «Из Сибири».
Сибирские газетыперепечатывали целиком или в извлечениях эти очерки. В газетах отмечалосьсочувствие Чехова к несчастным людям, умение отметить особенности местной жизнии вера писателя в лучшее будущее Сибири.
Прибыв 9 июля на СеверныйСахалин, Чехов составил для себя план: посетить все тюрьмы и поселения острова,переписать всех каторжников и поселенцев. На Сахалин было послано секретноераспоряжение «не допускать Чехова до встреч с некоторыми категориямикаторжников и политических ссыльных».
Со свойственной емутщательностью и добросовестностью Чехов хотел получить научные данные, наосновании которых можно было бы сделать выводы — кто же виноват в страданиях игибели тысяч людей.
Чехов посетил тюрьмы ипоселения в Александровской слободе, Корсакове, Ново-Михайловске, обследовалселения Арково, Красный Яр, Дуэ, Дуйскую и Воеводскую тюрьмы. Во всехнаселенных пунктах Сахалина писатель обошел все дома, беседовал с каторжными ипоселенцами, составил около 10 000 карточек, на которых указал не толькофамилию, имя, отчество, возраст сахалинцев, но и время прибытия на остров,место поселения, семейное положение, занятие, состояние здоровья.
Характерно, что с Чеховымкаторжники беседовали очень просто и говорили ему только правду.Присутствовавший при беседах чиновник Фельдман впоследствии вспоминал:«Был у нас в тюрьме бессрочно каторжный Кириан Блоха. Угрюмый,необщительный, жестокий и хитрый, но даже он в разговоре с Чеховым изменялся донеузнаваемости, и тогда в его интонации слышались такие нотки, каких мы и непредполагали в этом человеке-звере».
Исследовательская работапо изучению жизни каторжных и ссыльных на Сахалине заняла у писателя три месяцаи три дня. О своей работе на острове Чехов писал: «Я вставал каждый день впять часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли,что мною многое еще не сделано, а теперь, когда уже я покончил с каторгою, уменя такое чувство, как будто я видел все, но слона-то не приметил…»
Оценивая результаты своейпоездки, Чехов пивал: «Знаю я теперь очень многое — чувство же привез я ссобою нехорошее… по воспоминаниям, Сахалин представляется мне целым адом».
Поездка больного Чехована остров Сахалин, длившаяся два с половиной месяца в одну сторону (причем 4000верст он ехал на лошадях по ужасающему бездорожью), трехмесячная напряженнаяработа по переписи и изучению положения и быта каторжных на острове ивозвращение — разве это не показатель гражданского мужества писателя, непобоявшегося тяжелых дорожных испытаний! Чехов в своих письмах «ИзСибири» смело разоблачал злоупотребления властей, вступался за угнетенныйнарод, подал свой голос в защиту каторжных, стремясь пробудить в обществечувство ответственности за бесчеловечное отношение к арестантам и поселенцам. Вписьме к Суворину он писал: "…мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноилизря, без рассуждения, варварски…"
На обратном пути Чеховпосетил Индию, Цейлон и через Суэцкий канал и Константинополь вернулся вЕвропу, в Одессу. С Цейлона Чехов захватил двух редких зверьков — мангустов. Вконце декабря он был уже в Москве и поселился на Малой Дмитровке.
В Мелихове
В феврале 1892 года Чеховкупил небольшое имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии, в пятнадцатикилометрах от станции Лопасня Московско-Курской железной дороги. Вскоре всясемья Чеховых переехала туда.
В Мелиховской усадьбеЧехов прожил с 1892 по 1899 год.
Она была заброшенной.Дружная семья Чеховых вложила много сил, чтобы благоустроить ее. Дом был зановоперестроен. Здесь во всей полноте проявилось умение Чехова украшать жизнь: онпо-новому ведет хозяйство, целые дни копается в саду, занимаясь посадками.«Питаю слабость к фруктовым деревьям»,— говорил он в одном из писемтого времени.
Приехав в Мелихово, Чеховзнакомится, прежде всего, с крестьянами. На правах равного Чехов посещалкрестьянский сход. Крестьяне постоянно шли к нему за советами. Они стремилисьотплатить Чехову за его доброту и заботу. Сговорившись, они тайно скосили водин день луга Чехова, сложили сено в стога, а уж потом сообщили об этомписателю.
«Однажды,—рассказывает мелиховская колхозница М.Т. Шакина, бывшая у Чеховых кухаркой,—все Чеховы уехали в гости. Домашняя прислуга устроила в гостиной вечеринку.Неожиданно вернулся Антон Павлович. Взойдя на крыльцо и услышав музыку, онпонял, в чем дело и незаметно ушел, чтобы не помешать веселью».
Один лопасненскийкрестьянин, очевидно зажиточный, в беседе с писателем Телешовым о Чеховеотозвался так:
"— А… АнтонПавлович! — весело улыбнулся старик, точно обрадовался чему-то. Но сейчас женахмурился и сказал: — Чудак-человек! — И добавил вовсе строго инеодобрительно: — Бестолковый!
— Кто бестолковый?
— Да Антон Павлыч! Ну,скажи, хорошо ли: жену мою, старуху, езди-ездил лечить — вылечил. Потом язахворал — и меня лечил. Даю ему денег, а он не берет. Говорю: «АнтонПавлович, милый, что ж ты это делаешь? Чем же жить будешь? Человек ты неглупый, дело свое понимаешь, а денег не берешь — чем тебе жить-то?..»
Много времени и сил Чеховотдает медицинской практике. «Медицина — моя законная жена, литература —незаконная»,— писал он 11 февраля 1893 года гимназическому товарищу И.И.Островскому.
Жизнь в деревне не мешалаЧехову поддерживать постоянную связь с Москвой — с литературными и артистическимикругами. Писатель часто ездил в Москву, Петербург. Но и к нему в гостеприимноеМелихово приезжали многие писатели, художники, артисты. Близкий друг семьиЧеховых А.И. Иваненко писал 29 апреля 1895 года Антону Павловичу: «К вамсобирается, по слухам, пол-Москвы! Какой вы счастливец!»
Чехова навещали вМелихове писатели В.А. Гиляровский, И.Н. Потапенко, И.Л. Щеглов, Т.Л.Щепкина-Куперник, А.С. Лазарев-Грузинский, Н.М. Ежов; художники И.И. Левитан,И.Э. Браз, А.А. Хотяинцева; артисты П.М. Свободин, Вл.И. Немирович-Данченко идр.
В 1897 году обостриласьболезнь Чехова. Однажды во время поездки в Москву, когда он зашел пообедать вресторан «Эрмитаж», у него хлынула горлом кровь. Писателя положили вклинику профессора Остроумова. Чтобы не волновать родных, Чехов писал сестреМарии Павловне, которая должна была прийти в клинику: «Пожалуйста, ничегоне рассказывай матери и отцу».
В клинике Чехов лежал двенедели, а спустя несколько месяцев, в сентябре, уехал за границу, в Ниццу, гдепрожил около десяти месяцев.
Врачи все настойчивеесоветуют Чехову переменить место жительства. И в 1899 году Чеховы продаютМелихово и переезжают в Ялту.

Рассказы и повести90-х годов
В 90-е годы Чехов —зрелый художник с европейской известностью. Он печатает в это десятилетие такиешедевры, как «Палата №6», «Попрыгунья», «Рассказнеизвестного человека», «Черный монах», «Студент»," Три года", «Человек в футляре», «Крыжовник»,«Ионыч», «Случай из практики», «Мужики»,«Новая дача», «По делам службы», «Дама ссобачкой», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» и др.
В этих произведенияхЧехов откликается на самые насущные и острые вопросы современности. Взаконченных художественных образах он дает глубокий анализ действительности. Внекоторых из этих произведений жизнь показана так, что возбуждает ненависть ксамодержавию, к деспотизму.
В этот период Чеховвыдвинулся в ряды первоклассных писателей-реалистов. Он выступил мастеромсоциально-психологической и лирической повести, ставя в своих произведенияхсамые животрепещущие вопросы времени. Чехов занял вполне определенную позицию ив литературно-критической борьбе, отстаивая реализм.
Последние годы жизни итворчества писателя
В 1899 году из-заобострения туберкулезного процесса Чехов вынужден был переехать в Ялту. Он итам деятельно участвует в общественной жизни: состоит членом попечительскогосовета женской гимназии, организует сбор средств на постройку санатория дляучителей и студентов, строит санаторий, ведет обширную переписку.
На сценах театров суспехом ставят пьесы писателя.
На даче Чехова в гостяхбывали артисты Художественного театра, писатели Горький, Бунин, Скиталец и др.
На память о пребывании вЯлте артисты Художественного театра оставили Чехову качели и деревяннуюскамейку из постановки «Дядя Ваня».
С артисткой театра О.Л.Книппер Чехов связал свою жизнь. «25 мая 1901 г.,— пишет М.П. Чехов,— оннеожиданно женился на О.Л. Книппер. Свадьба его произошла так таинственно, чтоо ней не знали ни мать, ни сестра, ни брат Иван Павлович, который виделся с нимв тоже утро в Москве. Прямо из-под венца молодые супруги отправились на кумыс вУфимскую губернию.
Чехов не был аполитичен.В своих взглядах он призывал защищать интересы тех, на кого давит государство.Философские и политические воззрения писателя определяли и еголитературно-критические взгляды. Художник должен разбираться в том, о чем онпишет. Он должен быть беспристрастным, однако, не бесстрастным. У Чехова всегдабыло свое отношение к героям — одних он любит, других ненавидит.
И всем своим творчествомЧехов доказал, что он никогда не был равнодушным художником: „Я ненавижуложь и насилие во всех их видах…“ Он также не мог терпеть сухойназидательности, морализования. Ему претило поучение по всякому поводу,делавшее художественное произведение бескровным и безжизненным.
Чехов не писалспециальных политических статей, не решал социальных вопросов впублицистических отступлениях, а выражал свое отношение к этим вопросамнепосредственно в художественных произведениях. Т это составляло своеобразиеписательского метода Чехова. Мысли, идеи, заключенные в художественные образы,окажут, по его мнению, гораздо большее эмоциональное воздействие на читателей,чем публицистические отступления.
Жизнь Чехова в последниегоды жизни проходила в упорной борьбе с болезнью, подтачивавшей его силы, и в работе.Подчиняясь предписаниям врачей, писатель последние годы живет в Ялте, тамстроит дом и лишь изредка приезжает в Москву и Петербург. В последние годыЧехов тоскует по Москве, а Ялту называет тюрьмой. Ему кажется, что московскийклимат лучше подходит для его здоровья, поэтому он стремится вернуться вМоскву.
В ночь на 2 июля 1904года Чехову стало плохо. Доктор впрыснул ему камфару. О последних его минутахрассказал врач: „Он был перед смертью и до последней минуты спокоен, какгерой. Когда я подошел к нему, он спокойно встретил меня словами: “Скоро,доктор, умру».
Ольга Леонардовна, неотходившая от постели больного, положила умирающему на сердце лед. Чехов,бредивший в это время, вдруг пришел в себя и с улыбкой сказал жене: «Напустое сердце льда не кладут».
В три часа ночи АнтонПавлович Чехова не стало.
Гроб с телом Чеховаперевезли в Москву и несли на руках через весь город в течение четырех часов.За гробом следовала огромная толпа. По сообщениям корреспондентов, только околобиблиотеки имени Тургенева к траурной процессии примкнуло 10 тыс. человек. Запорядком наблюдала молодежь, шедшая по сторонам, взявшись за руки.
Чехова похоронили наНоводевичьем кладбище. На новой территории кладбища, куда гроб писателяперенесли в 1993 году, вокруг его могилы разросся вишневый сад.

Использованная литература
1.  Гущин М. Творчество А.П. Чехова.—Харьков: Издательство Харьковского государственного университета им. Горького,1954.
2.  Захаркин А.Ф. Антон Павлович Чехов.—М.: Советская Россия, 1961.
3.  Теплинский М.В. Изучение творчестваА.П. Чехова в школе.— К.: Рад. школа, 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Понятие и принципы государственного устройства РФ
Реферат Сравнительная характеристика коллективного договора и локального нормативного акта
Реферат Оценка эффективности рекламной кампании в интернете
Реферат Аудит расчетов по оплате труда 2 Сущность цели
Реферат Русская военная книга второй половины XIX века социокультурный аспект
Реферат Особенности профессионального выбора студентов
Реферат Наследство Вигеланда
Реферат Резистивные электрические цепи и методы их расчета
Реферат Порядок разработки государственных прогнозов
Реферат Особенности позиционирования бренда в сети Интернет (на примере цирка "Ду Солей")
Реферат Економічна інформація в наукових дослідженнях та її джерела
Реферат Виды питания для спортсменов различной категории
Реферат «Освещение экспо-2010 и национальных павильонов в средствах массовой информации стран «Большой восьмёрки»
Реферат Business Intelligence Demo 2 сценарий
Реферат TQM Essay Research Paper Total Quality ManagementA