Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизненный путь узбекского поэта Алишера Навои

Введение
 
БиографияАлишера Навои, этого талантливейшего поэта и выдающегося мыслителя своей эпохи,издавна привлекала внимание многих историков-востоковедов и литературоведов. Ееисследованию посвящены целые труды, а на Родине поэта даже была создана школанавоиведения. Но актуальность изучения данной темы с течением времени неуменьшается, поскольку, наверное, стоило бы посвятить тома анализу каждогопроизведения этого автора, чья поэтика чрезвычайно интересна и разнообразна поприемам, а взгляды – необычайно прогрессивны для представителя средневековойвосточной цивилизации.
Родившисьв Герате, одном из главных культурных центров тогдашнего Востока, и с детствавпитав в себя красоту и изысканность литературного языка фарси, Алишер оченьрано осознал свою миссию – стать родоначальником узбекской литературы. В своейкниге «Спор двух языков» он писал, что тюркам следовало бы держаться своегородного языка: «Если же у них есть способность писать на обоих языках, нужнопреимущественно писать на родном языке…» И хотя это отнюдь не было принято вего обществе, Навои хватило смелости и ума стать достойным примером для поэтов своегонарода.
Крометого, Навои считал: «Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и послесмерти останется бессмертным». И то, что память о Навои как о прекрасноммногогранном ученом и незаурядном государственном деятеле прошла сквозь века,обессмертив его имя, на мой взгляд, очень красноречиво свидетельствует оправдивости сказанных слов.
Но,поскольку творческое наследие Алишера Навои очень богато и представляет собойогромный исторически-литературоведческий интерес, мне хотелось бы прежде всегов своей работе показать его пестроту и разнообразие, остановившись болееподробно на самых выдающихся достижениях этой неординарной и воистину яркойличности, внесшей значительный вклад в культурную и общественно-политическую жизньсвоего времени.

Чудесадетства и редкость юности
 
Тот,кому было суждено под поэтическим именем Навои стать родоначальником узбекскойлитературы, выдающимся мыслителем и государственным деятелем, Низамиддин МирАлишер родился в Герате 9 февраля 1441 г.
Мальчикпроисходил из тюркской феодальной знати. Его отец Гиясуддин Кичкине вцарствование Шаруха, вероятно, был близок ко двору падишаха и владел большимиземлями. Мать была дочерью одного из кабульских эмиров – Шейха Абусанда Чанга.
МаленькийАлишер жил в довольстве. Родители решили дать живому и любознательному ребенкухорошее образование. Чуть ли не с четырехлетнего возраста Алишер посещал однуиз лучших гератских школ. Историк Хондамир с похвалой отзывается о его учебе.
Повлиялана высокое культурное развитие мальчика и семья. Так, один его дядя, Абу-Саид,писал стихи под прозвищем Кабули, второй, Мухаммад Али, был хорошим музыкантом,славился искусством в каллиграфии и писал стихи под псевдонимом Гариби.Двоюродный брат Алишера, Сеид-ака Хайдар, носил поэтическое прозвище Сабухи.
Обучаясьв школе, Алишер увлекался чтением стихов, особенно восхищаясь строками«Гулистана» и «Бустана» Саади, а также поэмой Фаридуддина Аттара «Разговор птиц».Да и свои стихи он начал писать рано, лет в семь-восемь. Таким образом, уже вдетском возрасте сложились литературные вкусы и интересы будущего великогопоэта.
Средишкольных товарищей Алишера был будущий правитель Герата, Хусейн Байкара. Детибыли очень дружны. Но вскоре внешние обстоятельства разлучили их. Когда в 1447г. умер Шахрух и в стране разгорелась междоусобная борьба за власть, ГиясуддинКичкине решил оставить родной край и с группой знатных земляков переселиться вИрак.
Юныегоды Алишера прошли вдали от Герата. Но добровольное изгнание длилось недолго.В 50-х годах во владениях Тимуридов восстановился некоторый порядок. АбулкасимБабур завладел Хорасаном со столицей Гератом, а в Самарканде воцарилсяАбу-Саид.
СемьяАлишера возвратилась в Герат, и его отец занимал при Бабуре ряд должностей.Одно время он был правителем хорасанского города Себзевара.
КогдаАлишеру исполнилось пятнадцать лет, он поступил на службу к Абулкасиму Бабуру.
ПравительХорасана, любивший поэзию, поощрял стихотворные опыты одаренного юноши. Алишерпроявлял большие способности к изучению языков и в то время уже так свободновладел персидским и арабским, как и родным тюркским. Он писал стихи на двухязыках, подписывая персидские именем Фани («Бренный»), а тюркские – именемНавои («Мелодичный»).
Тогдауже некоторые поэты (Лутфи, Саккаки) писали на тюркском языке – вопрекиустановившемуся в аристократических кругах мнению, что на грубом народном языкенельзя выражать тончайшие мысли и чувства.
МолодойАлишер как-то показал свои стихи престарелому Лутфи, который считался самымизысканным тюркским поэтом. Лутфи пришел в восторг от газелей юноши ивоскликнул: «Я охотно променял бы на эту газель десять-двенадцать тысяч моихстихов на двух языках и считал бы сделку весьма удачной».
Такогоже лестного мнения был о таланте Алишера и известный поэт Шейх Камаль.
Всвите Бабура состоял и давний знакомец Алишера Хусейн Байкара. Этот честолюбец мечтало власти, о завоеваниях, о троне. Когда в 1457 г. Абулкасим Бабур умер и сновавозникла борьба за престол, Хусейн Байкара с головой окунулся в эту борьбу. Онотправился на поиски воинственных друзей-беков и союзников.
Алишерже тем временем жил в Мешхеде, изучая науки (математику, законодательство,астрономию) и поэзию. Его дни протекали медленно, тяжело и одиноко. В одном изпосланий к Сайиду Хасану, поддерживающему его в этот трудный период, Навоипишет, что ему негде было жить, нечем питаться, некому преподносить свои стихи.Но именно в эти нерадостные дни произошла первая встреча с Абдуррахманом Джами,ставшего его верным другом и наставником в творчестве.
Всложившейся ситуации Навои довелось уехать в Самарканд, знаменитый своимиучеными, медресе, обсерваторией. Два года поэт учился в медресеученого-законоведа и арабиста Фазуллаха Абуллайса. Тамошний правитель АхмадХаждибек, писавший под псевдонимом Вафаи, приблизил к себе поэта. Другиелитературные деятели той эпохи – Шайхим Сухейли, Мирзабек, Алои Шаши, ЮсуфшахСафои – быстро сдружились с ним.
Ободаренности и признанности Навои уже на тот момент известным поэтомсвидетельствует следующий факт: в 1464-1465 гг. поклонники его творчестваготовят первый сборник его стихов (диван).
Именнов Самарканде материальное положение Навои значительно улучшилось, и, чтогораздо важнее, Алишер впервые стал вникать в государственные дела, обретатьопыт управления державой.
Думаю,что своеобразным портретом молодого Навои может стать стихотворный отрывок,написанный о нем Айбеком:
Онзащитник людей от зла,
Иулыбка его светла,
Силаюности, чувств родник
Неиссякнет в нем ни на миг.
Онумеет беречь казну,
Чтобсчастливой сделать страну.
Датьей воду, науке кров
Ибольницы для бедняков.
Многодел у него, забот,
Вмыслях только одно – народ…
 
Диковинысреднего возраста
 
В1469 г. Хусейну Байкаре все-таки удалось занять гератский престол. По егопросьбе Навои разрешается вернуться. В праздничный апрельский день он преподнессултану свою касыду «Новолуние», в которой искренне поздравил его с восшествиемна престол. В благодарность Навои получает должность хранителя печати. С этоговремени по-настоящему начинается его активная общественно-политическая икультурная деятельность.
Раннийпериод службы Навои при дворе отличался тем, что правитель наделял его большимиполномочиями. Мечтой же самого Алишера была поэзия, поэтому вскоре он подал вотставку. Однако в феврале 1472 г. ему был присвоен титул эмира и он былназначен главным визирем. Он постоянно ездит по стране, исполняя своиобязанности. В «Дарственной записи» он писал: «По мере возможностей я старалсясломить меч угнетения и исцелить целебной мазью раны угнетенных».
Большоезначение Навои придавал строительству культурно-просветительных учреждений. Врайоне Мусалла в Герате на средства Навои были построены большое красивоемедресе «Ихласия», дом для чтецов Корана «Дарал-хуффаз», дом для ученых,приезжих и дервишей «Халасия», дом для лекарей «Дараш-шифа», соборная мечеть.Был проведен и канал. В Хорасане было около трехсот общественно полезных иучебных построений, созданных благодаря эмиру. Среди них многоисторико-архитектурных памятников, рабатов, мечетей, сардоба (крытыхводохранилищ), бассейнов.
ЗаботойНавои были окружены ученые, поэты, музыканты, каллиграфы, живописцы.
Но,заботясь о других, Алишер не забывал и собственного призвания, писал свои стихикаждую свободную минуту, нередко – по ночам.
Приблизительномежду 1472 и 1476 гг. он, по настоянию Хусейна, составил свой собственныйпервый диван «Редкости начала», а примерно в 1480 г. – второй диван «Редкиеконцы».
Лирическиетворения Навои, сборники его газелей прославили имя их создателя во многихстранах Востока. Но поэт мечтал о том, чтобы написать для своего народа и наязыке своего народа нечто большее, вроде «Шах-намэ» персидского поэта Фирдоуси.
Ина сороковом году жизни, в расцвете духовных и физических сил, Навои принялсяза свой основной поэтический труд – «Хамсу» («Пятерицу»).
Радивысокого замысла в 1476 г. Алишер освободился от должности визиря. Нопридворная клика ненавидела его. Навои же, в свою очередь, не мог скрыть своегопрезрения к низкопоклонничеству и коварству, царившим среди приближенных султана.
Огромнуюподдержку в этот период ему оказал Джами. Во многом благодаря ему Навои всегоза два года (1483-1485) написал все пять поэм своей «Хамсы»: дидактическуюпоэму, состоящую из философских афоризмов и притч, «Смятение праведных», эпопеютруда и творчества «Фархад и Ширин», роман любви и жертвенного подвига «Лейли иМеджнун», авантюрно-философскую повесть «Семь планет» и историко-политическийроман «Вал Искандера».
Следуетподчеркнуть, что основной чертой положительных героев Навои является подлинныйгуманизм. Они относятся враждебно ко всякому насилию над человеческойличностью. Так, один из главных героев произведений Навои, Фархад – настоящийгуманист, защитник обиженных и угнетенных. Он не способен обидеть муху, и есликому-нибудь приходится переживать печали, Фархад огорчается больше, чем сампострадавший. «Если нечаянно в ногу нищего попал репей, – он готов был вытащитьего своими ресницами».
Ногуманизм в понимании Навои – это не мягкотелая сентиментальность, небезрассудная доброта чувствительной натуры. Навои ценит и прославляетсознательную целеустремленную человечность. Фархад активно борется со злом, икогда деспот Хосров нападает на Армению, герой, «неспособный обидеть и муху»,вынимает из ножен меч для решительной борьбы с захватчиками.
ТворчествоНавои проникнуто жгучей ненавистью к тиранам и поработителям народа. В«Смятении праведных» поэт без всяких аллегорий гневно разоблачает тиранию правителей:
Кток наслаждениям избрал насилья путь,
Тотпроклят и презрен навеки в мире будь!
Проклятья,ненависть в народе тот найдет,
Вком угнетателя себе народ найдет.
Всуровое время феодальных междоусобиц, приносивших неисчислимые бедствия народу,поэт мечтал о таком обществе, устои которого зиждились бы на прочном мире идружбе. Алишеру казалось, что покой в стране может быть установлен только припомощи сильной централизованной власти монарха, могущего создать крепкуюдержаву.
Вданных исторических условиях это было ярчайшей прогрессивной идеей, и не толькодля Средней Азии.
Даи вообще надо подчеркнуть, что поэт уделял много времени проблеме защитыРодины.
Онпо личному опыту знал, что уговорами, словами, проповедью нельзя «сломить мечнасилия». Врага можно победить только силой в открытой борьбе. Нет другогоспособа защиты Отечества от разорения, от нападения чужеземцев, которые «готовыслизать, как саранча, всю зелень и всю землю в дальних краях». Патриотизм сточки зрения Навои – естественное для человека чувство. Оно не имеет ничегообщего с национальной ограниченностью.
Навоименьше всего свойственны мысли о расовом различии, о превосходстве людей тойили иной национальности. В «Хамсе» мы находим представителей многих стран инародов: Фархад – сын китайского народа, его друг Шапур – иранец, Ширин –армянка, Меджнун – араб.
Впроизведениях родоначальника узбекской литературы фигурируют негры, туркмены,грузины, арабы. Навои прежде всего оценивает душевные качества, и для него неиграют никакой роли ни национальные, ни общественные различия.
 
Последниесоветы старости
 
Аналогиииногда приводят к неверным выводам, и поэтому опасно сравнивать время Навои сэпохой Возрождения на Западе. Но если считать главным и наиболее характернымдля Ренессанса стремление к освобождению человеческой личности от крепких путтеологии и религиозного фанатизма, то нечто подобное мы находим в чаяниях истремлениях культурных деятелей Герата XVвека.
Совершенноестественно, что именно ближе к старости, с приобретением ценнейшего жизненногоопыта, окончательно выкристаллизовались взгляды Навои как мыслителя, заигралмножеством ослепительных граней алмаз его одаренности.
Всвоих религиозно-философских высказываниях Навои противоречив. Он посвящаетМухаммеду – «любимцу» мусульманского бога и четверым первым халифамвосторженные оды, но как передовой человек своего времени, как мыслитель, онсвободен от религиозной нетерпимости своей среды, в нем нет и следа фанатизма.Для него бог не то могущественное существо, которое находится над миром, вкаком-то воображаемом пространстве. В понимании Алишера бог есть мир, онвоплощен, растворен во всех мировых вещах и явлениях. Все изменения,происходящие вокруг нас, объясняются действием божественной красоты,отражающейся в бесконечном ряде зеркал. Этим размышления Навои схожи ссуфийской философией.
Крометого, Навои утверждает, что нет тела без души, так же как нет души без тела.Согласованность духа и материи происходит при посредстве человеческого мозга.Источником всех знаний, по его мнению, являются наши органы чувств, а весьдобытый ими материал перерабатывается разумом.
Крылатымстало изречение Навои: «Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, чтовыйти из бани невымытым».
СамНавои постоянно совершенствовался, стараясь любые приобретенные знанияпереработать творчески, и поэтому остался в памяти современников и потомков не тольковеликим поэтом и выдающимся государственным деятелем, но и историком,лингвистом, художником, музыкантом, каллиграфом.
Такоемногообразие дарований Алишера Навои отмечали и его современники. Ввосторженных отзывах, оставленных нам Джами, Бабуром, Мирхондом, Хондемиром,Сам-Мирзой и Даулет-шахом, неизменно подчеркивается богатство интересов Навои.Так, сам-Мирза писал о нем: «Этот великий человек, этот добродетельный ученыйне потерял бесполезно ни одной минуты свей жизни, которую он всецело посвятил изучениюнаук и добрым делам, а также содействию прогрессу науки и, наконец, составлениюлитературных трудов, которые до конца мира останутся нерушимыми памятниками егославы!»
Кроме«нерушимых памятников славы», Навои создал и научные произведения. К самымизвестным из них относят: «Спор двух языков», «Собрание утонченных»(литературоведческая работа), «Весы размеров» (по теории аруза), «Муфрадат» (потеории жанра муамма). Кроме этого, он написал трактаты на историческую тематику«История иранских царей» и «История пророков и мудрецов». Его художественныеписьма вошли в сборник «Муншаат». К мемуаристике этого выдающегося авторапричисляют жизнеописание Джами – «Пятерица смятенных», «Жизнеописание СайидХасан Ардашера», «Жизнеописание Пахлаван Мухаммада». Самым последнимпроизведением Навои считается «Махбуб ал-кулуб», написанный в 1500 г. В немвыражены окончательно сформулированные, наивысшие взгляды Навои на общество иполитику.
Но,подведя итоги разнообразной деятельности Алишера Навои, стоит все же вернутьсяк описанию его жизненного пути, чтобы увидеть, каково было его завершение.
Какбыло сказано выше, Алишер давно уже не принимал непосредственного участия вгосударственных делах. Но как неустанный защитник народа от насилия и своеволиябеков и чиновников, казался слишком опасным его врагам.
Подвлиянием дворцовой знати Хусейн резко изменил свое отношение к прежнему другу.В 1487 г. Навои получил строгий приказ отправиться в отдаленную провинцию, вАстрабад, правителем этого края. Это было почетной, но жестокой ссылкой.
ВАстрабаде Навои проявил кипучую деятельность. Он заботился о школах ибольницах, о бедняках, о благоустройстве города и провинции…
Ивновь, в изгнании, писал прекрасные стихи. Это были скорбные газели, в которыхизливались чувства поэта, бессильного изменить ход событий и обреченного видетьвокруг себя несправедливость и злобу. Он писал и гневные, обличительные стихи,в которых призывал султана отказаться от недостойной жизни и обратить своивзоры на страдания и нужды народа.
ВАстрабаде Навои собрал многие тысячи строк своих газелей в большой сборник,названный им «Чар-диван» («Четыре сборника»).
Но,тоскуя по родному Герату, поэт решился на дерзость и самовольно вернулся встолицу. Султан позволил ему остаться. Алишер получил титул «приближенного еговеличества», но почти не принимал участия в политике.
Многотяжелых переживаний выпало на долю Навои в этот последний период его жизни. В1492 г. умер, оплакиваемый поэтом, его большой друг и учитель – Джами.
Вэти годы Хусейн уже не чувствовал себя прочно на троне. Его сыновья жаждалирасширения своих владений. Старший сын султана, Бадиузземан, поднял восстание.Тогда Хусейн вспомнил о старом друге Навои. Алишер во имя мира и народногоспокойствия выступил посредником между падишахом и мятежным царевичем.
Нодаже мудрость Алишера была бессильна предотвратить междоусобную войну. Поэтназывал свою Родину «цитаделью безумия», «темницей мучений». Он скорбел о том,что цветущий Хорасан и трудолюбивый его народ словно «покрылись чернойкраской», что «султан срывает кровлю со своей страны, как с курятника».
Вовремя одного из походов, когда Хусейн Байкара был далеко от столицы, его сынБадиузземан подступил к Герату и осадил его. Султан возложил оборону нанаместника Валибека и Алишера.
Последнемуна тот момент было уже около шестидесяти лет. Постоянная борьба с врагами иупорный созидательный труд подорвали его здоровье. Все же в опасную для Родиныминуту этот согбенный, обычно опиравшийся на палку старец с юношеским рвениемзаботился об укреплении городских стен и валов. В итоге ему удалось послесорокадневной осады примирить отца и сына.
Это,наверное, было последним добрым поступком Навои.
Вдекабре 1500 г. он почувствовал себя совсем дурно. Врачевание искусных лекарейне помогло, и 3 января 1501 г. он умер.
Порассказам современников, всеобщее горе охватило Герат. От султана доремесленника, все скорбели о великом поэте, мыслителе и государственномдеятеле. По цветистому выражению летописца, «от криков, поднявшихся к небу, егосинева закрылась облаками и на землю потоком полились слезы».
Народоплакивал одного из лучших сыновей своих. А он жил. Жил и продолжает жить всвоих бессмертных творениях…

Выводы
 
АлишерНавои был первым выдающимся представителем узбекской литературы, открывшимчитателю красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир былзапечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя – почти 30 поэтическихсборниках, крупных поэмах, прозе, научных трактатах.
Известныйлитературовед и лингвист В.М. Жирмунский писал: «Навои, подобно своим западнымсовременникам типа Леонардо да Винчи, выступает перед нами как всестороннеразвитая и цельная личность, объединяющая в своем универсализме науку иискусство, философскую теорию и общественную практику». И еще более очевиднойстановится ценность его достижений в свете исторических событий эпохи, вкоторую ему довелось жить. Ведь это было время чрезвычайных и необычныхпротиворечий!
Так,за десять лет до рождения Алишера Навои в Европе было сожжено на костреблагородную француженку Жанну д’ Арк. Алишер был ребенком, когда убиливыдающегося ученого Улугбека, «приближающего звезды к глазам своим». В этом жевеке Менгли Гирей дотла сжег Киев. Тогда же мечтал о своих картинах,воспевающих женскую красоту и мужество, несравненный Джорджоне… В этом векеМосква, наконец, освободилась из-под татаро-монгольского ига, турецкое войскосултана Мехмета штурмом взяло Царьград, Колумб открыл Америку, а Васко да Гамаоплыл вокруг Африки…
Тобыл век страшный и дикий.
Тобыл век прекрасный и великий.
Веккрови, насилия и костров, на которых пылали самые выдающиеся умы, самые честныесердца, самые прозорливые души. Век науки, искусства и открытий, которымсуждено было стать великими.
Ия считаю, что поэзия Алишера Навои – это тоже одно из величайших мировых открытийXV века, достойное внимания каждого.Ведь этому поэту удалось, наверное, главное: оставить по себе не толькопамятники, но – память.

Списокиспользованных источников и литературы
 
1. Айбек.Гули и Навои. (Из народных легенд). – Ташкент, 1971.
2. БертельсЕ.Э. Навои: опыт творческой биографии. – М. -Л., 1948.
3. Историяузбекской литературы. В 2-х томах. Т. 1. (С древнейших времен до XVIв.) – Ташкент, 1987.
4. НавоиА. Избранные произведения. / Под ред. Дейча А., Пеньковского Л. – Л.: Советскийписатель, 1948.
5. НавоиА. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1983.
6. Тельнюк С.В. Безсмертя Співучого (АлішерНавої). – К., 1968.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лечение и профилактика рахита у сельскохозяйственных птиц
Реферат Методы продвижения чтения в детских библиотеках
Реферат Современные подходы к банковскому менеджменту в Республике Молдова
Реферат Крестьянская реформа освобождение крестьян
Реферат Сущность предпринимательства и его виды
Реферат Совершение сексуальных убийств
Реферат Основные характеристики ЭВМ. Классификация средств электронной вычислительной техники
Реферат Масаки Ко Японская Кухня
Реферат личность и ее структура
Реферат Литература - Педиатрия (Вирусный гепатит)
Реферат Analyzation Of
Реферат Экономика Франции 6
Реферат Психологические особенности управленческой деятельности
Реферат Особливості ознайомлення з навколишнім середовищем шестирічних учнів
Реферат Свойство нервной системы и успешность учёбы у младших школьников