Реферат
на тему: «Жизнь и творчество Н.С. Гумилева и С.А. Есенина»
Н.С. Гумилев (1886-1921)
Николай Степанович Гумилевпрожил 35 лет. Мало, но достаточно, чтобы заявить о себе как о выдающемсярусском поэте с уникальной судьбой.
«Я вежлив с жизньюсовременною, — напишет Н. Гумилев в1913г., — но между нами есть преграда».Символистам и футуристам он противопоставит акмеизм. Как создатель новоголитературного направления, Н. Гумилев в первом десятилетии XXв. приобрел широкую известность. В статье «Наследие символизма и акмеизм»Н. Гумилев писал, что «символизм закончил свой круг развития и теперьпадает… На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось,акмеизм… или ада-мизм». Греческое слово «акме» в переводеозначало «цвести» и трансформировалось в программе акмеистов какясность, простота, утверждение реального, не мистического в жизни.
Свой путь в поэзию Н. Гумилевначал со сборника «Путь конквистадоров» (1905). Лирический геройраннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, «тоотдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам». Он готов ксмерти («Я с нею буду биться до конца»), но перед мечтой не отступит(«Я лилию добуду голубую»). Завоевать весь мир означает для поэтаувидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, баобабы, верблюдов, пиратов,океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами — потомками Кука,Лаперуза, Колумба, о которых он напишет прекрасные строки, увековечив всехмечтателей и подвижников («Капитаны»):
Как странно, как сладко входитьв ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена
И вдруг догадаться, какиенаркозы
Когда-то рождала для вас глубина!
И кажется — в мире, как прежде,есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живутвеликаны
И светят в прозрачной водежемчуга.
Свою поэзию Н. Гумилев называлМузой Дальних Странствий. Неистребимая жажда странствий владела Гумилевым всюжизнь. Вполне возможно, что рассказы отца, корабельного врача, его дяди,контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние наформирование мировосприятия Н. Гумилева.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще. («Яи вы»)
Первое путешествие в Абиссинию (нынеЭфиопия) Н. Гумилев совершил в 1910 г. (в год его женитьбы на Анне Горенко,вошедшей в русскую поэзию в 1912 г. под фамилией Ахматова). Позже он был вАфрике, Судане, Египте и других странах. Интерес Н. Гумилева к Востоку не былданью моде того времени. Романтик, поэт, исследователь, Гумилев прониксяискренней любовью к далекому континенту. Он собирал и изучал фольклор, первымперевел вавилонский эпос «Гильгамеш». Коллекция Н. Гумилева вЭтнографическом музее Академии наук уступала лишь собранию Миклухо-Маклая.
В Гумилеве ценно искание трудныхдорог, постоянная готовность к подвигу, слияние идеи с жизнью.
В августе 1914 г. Н. Гумилевидет добровольцем на войну.
За отличие в боях и личноемужество Гумилев был произведен в унтер-офицеры, потом в прапорщики и дваждынагражден солдатским орденом — Георгиевским крестом. Он писал о себе в 1920 г.(«Память»):
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, беспокойный путь,
Но Святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.
Возвращение в Россию после войны- это возвращение к ее истории, к ее традициям, к ее духу. «Золотое сердцеРоссии мерно бьется в груди моей» — строки, которые могут стать эпиграфомк поздним произведениям Гумилева, трогающим до слез, до сердечных спазм, дополного слияния с лирическим героем, открывшим для себя после дальнихстранствий Родину.
… Как не погнулись — о горе! -
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?
Над потрясенной столицей
Выстрелы, крики, набат… («Мужик»)
Стихотворение «Заблудившийсятрамвай» — своего рода метафора жизненного пути поэта, а возможно, имногих из нас.
Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,-
Передо мною летел трамвай.
Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня
Мчался он бурей темной,крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Но в бездну времен всегдаврывается жизнь — простая, многогранная, глубокая, вечная.
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь длянас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, намнасладиться.
Но что нам делать с розовойзарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертнымистихами?
Так век за веком — скоро ли,Господь? -
Под скальпелем природы иискусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
С.А. Есенин (1895-1925)
Творчество Сергея АлександровичаЕсенина, выросшее на национальной почве, всеми корнями связано с русскойкультурой (в широком понимании этого слова))
Едва начав печататься, онвыступил со своей программой: «У каждого поэта есть свой общий тон красок,свой ларец слов и образов». Что стоит за этим?«Я, Сергей Есенин,никому не хочу подражать: ни символистам, ни акмеистам, ни футуристам».
Г Природа дала ему «лирическоечувствование», стала его этической и эстетической школой. «На веткеоблака, как слива, златится спелая звезда». Только живой мир, увиденныйживыми глазами, мог отлиться в такие добрые стихи:
Там, где капустные грядки
Красной волной заливает восход,
Кленочек маленький матке
Зеленое вымя сосет...
Вот оно, целое, неделимое,великое чудо жизни!
Образы Есенина — от растворенностив природе:
Не бродить, не мять в кустахбагряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Прощание с любимой у Есенина нетрагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. Авечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлуютайну первой любви.
Цветовой образ у Есенина- это и чувство, и мысль. Алый (заря, сок на коже), багряный (кусты), розовый (закат,конь), синий (вечер, небо, туман, час) и т.д. Это не умозрительные символы, ацвета родины, красоты, юности. Цвет у Есенина — это состояние природы инастроение поэта. Часто весь сюжет движется цветом: от белого — к голубому, отголубого — к синему...
Психология человека, живущего вгармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств.«Каскад» метафор обрушивается на читателя, как только оноткрывает томик стихов Есенина: «проплясал, проплакал дождь весенний,замерла гроза», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы»,«задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона». Есенин шел отнародного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычествопредставление, что природа «чувствует» как человек. В поэзии Есениначеловек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку, осинке).«Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраамвстречает Святую Троицу», — пишет поэт о нерасторжимости человека иприроды в трактате «Ключи Марии».
Лирическому герою Есенинараннего периода свойственны радость бытия, весеннее половодье чувств,открытость души, любовь к меньшим братьям, деревенскому укладу, традициям. Унего психология естественного человека) И это важно понять, потому чтоконфликт с техническим прогрессом, железными конями у поэта возникнет неслучайно. Все было разумно в крестьянском укладе: природа диктовала человеку ритмжизни, труда, праздников. Крестьянин вставал по солнцу и жил в соответствиис временами года: весной ладил соху, пахал, сеял, летом жал, осенью пек свежийкаравай хлеба. Он дорожил лесом, полем, рекой — это был его ДОМ. На этомфоне особенно заметно физическое и духовное нездоровье горожан: вялость,леность, слабость, даже порочность. Защищая естественного человека и русскуюдеревню как исток России, поэт вышел на очень важную проблему XXв. — экологию природы и человека...
Урок Есенина — это урокцельного, нерастраченного чувства любви к родине, которое всегда было и будет внемоды. Начинаясь с домика с голубыми ставнями, родина вобрала в себя околицы,церкви, поля, купающиеся в сини. В стихотворении «Гой ты, Русь, мояродная.» Русь простая, нарядная, веселая, в чем-то иконописная, а главное- одухотворенная. Лирический герой воспринимает ее в детской радости по случаюхрамового праздника («кроткий Спас»), который и «захожегобогомольца» способен приобщить к звенящему девичьему смеху. «Радуйтесьи веселитесь!» — сказано в Евангелии, и радость приходит к человеку, еслион умеет жить в гармонии с Богом, природой, всем живым. Вот почему последниестроки стихотворения стали для нас хрестоматийными:
Если скажет рать святая: «Киньты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Тургеневская мысль «каждыйпрорастай в землю свою» нашла ярчайшее воплощение в творчестве Есенина.«Прорастай» — то есть люби, жалей, не изменяй духу ее, обычаям,традициям, плачь над ней. И Есенин заплакал, когда в 1914 г. началась перваямировая война. Все изменилось в его поэтическом мире: «потонула деревня вухабинах», «заслонили избенки леса», «воют в сумеркидолгие, зимние волки грозные с тощих полей», «грянул гром, чашка небарасколота», «загыгыкали бабы слободские, плач прорезал кругом тишину»,«машет саваном пена с озер» («Русь», 1914). Образы скорби,страдания, разрушения прежнего уклада поражают неза-тертостью, искренностью,человечностью.
^Читаешь стихи, написанные до1917 г., и начинаешь понимать смысл загадочной есенинской строки: «Идремлет Русь в тоске своей веселой» (вспомните пушкинское: «печальмоя светла»). Так видел Есенин свою Русь — не в безысходной, трагическойтоске от бедности, неурожаев, смертей, а в ожидании и надежде на лучшее,за которыми — скромность, нетребовательность к жизни, как в молитве: «Хлебнаш насущный даждь нам днесь».
Лучшее в надеждах самого СергеяЕсенина было связано с революцией. В «Небесном барабанщике» онвосклицает: «Да здравствует революция на земле и на небесах!», и ритмстихов напоминает ликующую барабанную дробь. Это уже новый Есенин, подхваченныйветром перемен и в чем-то изменивший себе. «Я иное узрел пришествие»(не Иисуса, а революции, Ленина). «Я иное постиг учение прободающихвечность звезд», — говорит о себе лирический герой в стихотворении «Инония»,содержащем утопическую мечту об иной стране, где крестьянам на землеоткроется сытный рай. «В годы революции был всецело на стороне Октября, нопринимал все по-своему, с крестьянским уклоном», — скажет о себеЕсенин.
Но оптимизм очень скоро уступилместо печали, задумчивости, скорби:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
В этом стихотворении появляетсяобраз «старого клена на одной ноге», который соединяет в себе исловно постаревшую, искалеченную гражданской смутой "голубую" преждеРусь и поэта (он во многих стихах уподоблял себя клену). Есенин ревниво стерег«золотой» и «синий» мир детства, понимая, что прежнейдеревни уже не будет:
Я последний поэт деревни,Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.
Что оплакивал на прощальнойобедне поэт? Наступление на деревню цивилизации, технического прогресса: «Натропу голубого поля // Скоро выйдет железный гость» (трактор, комбайн),который не может любить "злак овсяный", колосья ржи, не может,подобно человеку, согревать в ладонях зерно. Между крестьянином иприродой-кормилицей встанет некто третий, скрежещущий металлом, пышащийзловонием отработанного горючего.
Лирический герой воспринимаетотношения между городом и деревней как вековечную борьбу, насилие над природой:«вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе», «стынет поле втоске волоокой, телеграфными столбами давясь», чем воевал поэт — с тем,что должно облегчить труд и быт мужика? Нет с жестокостью и безнравственностьюнового человека, с его неумным хозяйствованием (прокладывая дороги, вырубатьлеса и загрязнять водоемы), с его небрежением к сеятелю и пахарю (город «окрестилнас как падаль и мразь»). Есенин знал, что именно город, железный зверь,не пощадит сельского человека, научит его стяжательству, пьянству, зависти,разврату, лени, и тот разлюбит землю, коней, «меньших братьев».
«Сорокоустом» называютмолитву по усопшему, церковный обряд, а Есенин дает такое символическоеназвание одному из своих шедевров.
«Трубит, трубит погибельныйрог!.» В помещичьи времена рог сзывал на охоту. Есенинский же рогвозвестил об иной охоте — не на волка или зайца, а на красногривого жеребенка,олицетворяющего собой все природное, живое:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живыхконей
Победила стальная конница?
Так обозначен конфликт: железногогостя и жеребенка, электрического восхода и вечерней зари, страшного вестника сремнями и трубами и трясущихся, как в лихорадке, изб. Образ поезда выписан судивительной выразительностью и силой. Это весь XX век летитна человека, «железной ноздрей храпя», давя своими чугуннымилапами, хватая за горло.
Есенин угадал самое страшное«колебание» XX века — разрушениечеловеческого в человеке. Не «белыми березками под окном» он вошел внашу культуру, а трагическим взглядом на перспективы развития цивилизации ивопросом: куда несет нас рок событий!
Лирический герой Есенина 1920-1925гг. «Шарлатан», «скандалист», «озорной гуляка»,«уличный повеса», «похабник», «хулиган» — такписал о себе Есенин в один из самых трагических периодов жизни. «ГолубаяРусь» уступила место «Советской Руси» и московским впечатлениям.
Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта — река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поет и Чека.
Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах...
Такой предстала перед ЕсенинымМосква, а если к этому добавить «богемное» окружение поэта,артистический кабачок «Стойло Пегаса», успех у женщин, необыкновеннуюпопулярность его стихов...
«В Москве чувствую себяотвратительно… Поэзия там наравне с вином и блинами. Устал я от всегодьявольски… Живу как-то по-бивуачному, без приюта и пристанища, потому чтодомой стали ходить и беспокоить разные бездельники… Им, видите, приятновыпить со мной! Я не знаю даже, как отделаться от такого головотяпства, апрожигать себя стало совестно и жалко», — писал Есенин Иванову-Разумнику. Ноникакой рассказ так не потрясает, как поэтическая исповедь, составившая книгу«Москва кабацкая»:
Я все такой же.
Сердцем все такой же.
Как васильки во ржи, цветут влице глаза...
«Я нежно болен вспоминаньемдетства», — признается поэт. Он вспоминает присевший на корточки погретьсяперед костром зари клен, верного пегого пса, «свиней испачканные морды»,«апрельских вечеров хмарь и сырь»… Но этого уже нет и не будет, апоэтому:
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиноваялампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменьябрани.
Летят в меня, как град рыгающейгрозы...
Вызов «безлиственным»,бездуховным, пьющим, любящим скандалы, чревоугодие людям. Бунт и против своегопадения: пьянства, «чувственной вьюги», разврата, своей слабости. Стихотворение«Не жалею, не зову, не плачу» — реквием по цельности души, по «утраченнойсвежести, буйству глаз и половодью чувств».
«Был в деревне, — писал С. Есенин.- Все рушится. Надо быть самому оттуда, чтобы понять: конец всему».
В стихотворении «РусьСоветская» лирический герой видит «край осиротелый», «мельницус крылом единственным», «золу да слой дорожной пыли», сплошныекресты, «как будто в рукопашной мертвецы застыли с распростертыми руками».Но жизнь кипит: крестьяне «корявыми, немытыми речами свою обсуживают жизнь»,комсомол увлеченно поет песни на стихи Демьяна БедногоуПомеркли краски вописании деревни, но Есенин пока боится выносить окончательный приговор: авдруг он, поэт, не прав, а они, строители будущего, видят новый свет ухижин, и «Капитал» Маркса научит их жить лучше? Будет момент, когдаЕсенину покажется, что «коммуной вздыбленная Русь» — это не так ужплохо. Но кризис разъедал душу и воплотился в поэме «Черный человек».Черный цвет как выражение гибели души давно привлекал поэта («бродитчерная жуть по холмам»), но выражение «черный человек» напоминает«Моцарта и Сальери». Разгадку появления этого образа оставил другЕсенина — С. Городецкий, вспоминавший, как Есенин у него дома читал книгу К.Н. Батюшковаоб одном странном человеке: «В нем два человека: один — добр, прост,весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до излишества, щедр, трезв, мил; другой- злой, коварный, завистливый, жадный, мрачный, угрюмый, недовольный,мстительный, лукавый, сластолюбивый до излишества, честолюбивый. Этот человек,то есть черный, — прямой урод… Оба человека живут в одном теле… Дурнойчеловек все портит и всему мешает: он надменнее сатаны, а белый не уступает вдоброте ангелу-хранителю...»
Этот отрывок произвел на Есенинасильнейшее впечатление, но его «черный человек» не совпадает со«странным человеком» Батюшкова. У Есенина «черный человек» — это проснувшаяся совесть, которая беспощадно судит его от лица детства — чистого,невинного, трепетного, судит за алкоголь, за позу «улыбчивого и простого»,за скандалы и тщеславие.
Слушай, слушай!
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится. -
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей...
«Желтоволосый мальчик»из детства бросает трость, чтобы нанести удар черной совести человека, «шарлатанаи скандалиста», потерявшего опору в Боге.
Так состоялась попытка прорываЕсенина из духовного тупика, через покаяние — от мыслей о смерти к просветлению.
«Персидские мотивы» (1924).У каждого человека есть мечта о «соловьином саде», о месте, где можнобыть счастливым. Русских поэтов издавна привлекал Восток — нравы, философия,поэзия. Есенин увлекался поэзией Саади и Омара Хайяма и мечтал поехать вПерсию, но друзья задержали поэта в Баку и Батуми. Здесь он увлекся прелестнойженщиной — Шаганэ Тальян, а всякое свежее чувство выливалось у него в стихи. Ноуже в первом стихотворении лирический герой мысленно переносится на родину:
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
Второе стихотворение («Яспросил сегодня у менялы… „) исполнено глубокого целомудрия инемногословия:
Поцелуй названья не имеет,
Поцелуй не надпись на гробах...
От любви не требуют поруки,
С нею знают радость и беду...
Робкое, нежное объяснение сШаганэ превращается у лирического героя в рассказ о России — о “волнистойржи при луне», о рязанских раздольях, о сини, сосущей глаза...
Так обнаруживается основнойкомпозиционный прием цикла — противопоставление Персии, голубого, ласковогомира мечты, и России. В Персии — «свет вечерний», шафранныйзапах, «тихо бегущие по полям розы», «опаловые небеса»,«желтые чары колдовского света луны», в России — лай собак, поле. Лунасвязывает эти два непохожих мира, и для Есенина первый, хотя и прекрасный, но чужой,какой-то замкнутый, душный, статичный; шепот и шорохи — его основные звуки.Русский мир — просторный, вольный, синий, открытый — свой. Персия — мечта,Россия — судьба.
Поэма «Анна Снегина» (1925).Сюжет поэмы о русской деревне и первой юношеской любви строится на переплетениидвух коллизий: социальной и любовной. Деревня 20-х гг. описана с эпическойполнотой: война, революция, самосуды, раскулачивание господ, эмиграция русскойинтеллигенции, не выдержавшей произвола советской власти. Лирический сюжетповествует о приезде молодого поэта на родину, в рязанские места, и встрече спервой любовью:
Когда-то у той вон калитки Мнебыло шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!»
Как же связаны в поэме двеколлизии? Их связало одно трагическое событие — раскулачивание Онегиных, вкотором принимал участие и поэт, крестьянский сын, который не мог отказать«своим»:
«Зачем ты позвал меня,Проша?» «Конечно, не жать, не косить. Сейчас я достану лошадь И кСнегиной… вместе… Просить...»
«Приехали… Дом смезонином. // Волнующе пахнет жасмин». Мать и дочь Снегины растеряны оттребования отдать земли. Какие противоречивые чувства боролись в лирическомгерое! Он оказался с теми, кто раскулачивал ту самую девушку в «белойнакидке». Почему не отказался ехать — из классовой солидарности или чувствамести, ведь его дважды отвергли из-за «низкого» происхождения?
Есенину не откажешь в честности:он написал поэму о нации и человеке в исторической метели и о том нравственномвыборе, который делал каждый и платил судом совести, если выбор былсделан неверно. Но эта поэма и об ответственности мужчины за любовь к женщине.
До свиданья, друг мой, досвиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещаетвстречу впереди...
«Я часто чувствую его себеблизким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшимбратом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его...
А где утешишь? Нету его,сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожитнас вечной грустью» — так скорбел о великом русском поэте Есенине нашсовременник писатель Виктор Астафьев.