Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского

Реферат
на тему: «Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М.Достоевского»

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826—1889)
Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Тверскойгубернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Молодой Салтыковполучил прекрасное образование. Он окончил Дворянский институт в Москве, апотом Царскосельский лицей и был зачислен чиновником на службу в военноеведомство.
Уже во время учебы влицее юноша приобщился к чтению статей Белинского, а по окончании его примкнулк кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В 1847 г. была опубликована повесть Салтыкова «Противоречия», а в 1848 г. — повесть «Запутанное дело». Оба произведения были созданы в духе «натуральнойшколы». Напуганные Французской революцией, власти арестовали автора этихповестей за «вредное направление» и отправили в ссылку в Вятку. Тамон прожил семь лет, служа чиновником губернского правления. Художественнымитогом этого периода можно считать цикл «Губернские очерки», опубликованныйпод псевдонимом «Н. Щедрин», ставшим отныне писательским именем М.Е.Салтыкова. После изгнания он возвращается в Петербург и служит в Министерствевнутренних дел. Затем его назначают рязанским и тверским вице-губернатором. В1864—1868 гг. он является председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.Административная служба дает ему богатый материал для написания произведений.
В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над «Историейодного города» (1869—1870). В книге нарисована сатирическая картинаистории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальскизнакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книгиявно просматривались реальные исторические события и лица. Но нельзя буквальнопонимать временные рамки книги, указанные автором: 1731—1826 гг. Речь в нейидет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямыхисторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образаотечественной истории. Одним из приемов создания такого образа являетсяанахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой. Вглуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разныхисторических эпох. Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе надкнигой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. Впервой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй —описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято висторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков,пародийна сама жизнь города Глупова. Жизнеописания градоначальников открываетпортрет Брудастого, который произносил всего два слова: «раз-зорю!» и«не потерплю!». Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом всейистории Глупова. Основными художественными приемами в «Истории одногогорода» стали гротеск и сатирическая фантастика. Эти приемы помогаютЩедрину поставить точный диагноз многих социальных болезней. В книге дансатирический портрет деспотического режима, который держится на определенныхсвойствах народа, воплотивших слабые стороны народного миросозерцания. В ихчисле Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое терпение и слепуюверу в верховную власть. Такое изображение давало повод некоторым критикамупрекать Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему отношении, ноони не поняли, что это диктуется не только глубокой любовью к народу исочувствием его положению, но и трезвой оценкой социально-историческойситуации. Жестокий и беспощадный смех в «Истории одного города» имееточистительный смысл.
В 1880 г. вышел в свет роман «Господа Голов-левы», вкотором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды относительноособенностей жанра романа и задач современного романа. Писатель считал, чтоклассический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликтыпроявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. В романеизображен распад буржуазной семьи. Этот процесс сатирик считал симптомомсерьезной общественной болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают патриархальныхдворян Ростовых. Это люди с совершенно иной психологией. Щедрин сосредоточиваетвнимание не на материальном разорении дворянской семьи (напротив, его Головлевыпрекрасно приспособились к современным условиям и разбогатели), а на процесседуховного опустошения своих персонажей.
Итоговым произведением писателя принято считать «Сказки».Над этой книгой Щедрин работал в 1882—1886 гг. В ней нашли отражение всеглавные сатирические темы его творчества. В основе сатирической фантазии «Сказок»лежат народные сказки о животных. Щедрин не только заимствует в фольклореготовые образы, но и развивает заложенное в них сатирическое начало. Как киспытанному средству прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно условноразделить на четыре группы: сатира на правящие круги, сатира на либеральныхинтеллигентов, сказки о народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.
К первой группе относятсясказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Повестьо том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на либеральнуюинтеллигенцию развернута в сказках «Карась-идеалист» и «Самоотверженныйзаяц».
Горькой иронией пронизаны «Коняга» и «Повестьо том, как один мужик двух генералов прокормил». В «Повести»мужик предстает как первоисточник и основа жизни. Он находчив, трудолюбив,ловок, но в то же время привык к повиновению. Гротескным становится образмужика, вьющего веревку, которой генералы привязывают его, чтобы не сбежал.
В «Сказках» Щедрина звучит сочувствие к бесправномуи страдающему народу и вместе с тем осуждение его покорности, гражданскойпассивности и политической наивности.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821—1881)
Отец Достоевского принадлежал к дворянскому роду Ртищевых.Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откудаи происходит его фамилия. Мать писателя — Мария Федоровна, урожденная Нечаева.Сам Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал противНаполеона в 1812 г., а, выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначенна должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь и родился ФедорМихайлович Достоевский.
В 1838 г. юноша поступил в Главное инженерное училище,которое окончил в 1843 г. и был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Ноуже в 1844 г. он вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературнойработе. Еще в 1843 г. он перевел роман Бальзака «Евгения Гранде», а в 1845 г. написал свою первую оригинальную повесть «Бедные люди».Повесть была напечатана в альманахе Некрасова «Петербургский сборник»в 1846 г. и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Онапривела в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг «натуральнойшколы».
В центре повести — история взаимоотношений титулярногосоветника Макара Алексеевича Девушкина, образ которого восходит к такимперсонажам, как Самсон Вырин Пушкина и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя, имолодой сироты Варвары Алексеевны Доброселовой, рассказанная в их письмах другк другу. Такая «архаическая» литературная форма, напоминающаясентиментальные романы в письмах, позволила Достоевскому глубоко раскрытьвнутренний мир своих персонажей, показать самосознание «маленькогочеловека». Этот герой наделен обостренным чувством собственногодостоинства. Но у задавленного нуждой Макара Алексеевича Девушкина это чувстворазвивается в какой-то болезненной форме, заставляя его смотреть на себя состороны и оценивать свои поступки глазами окружающих. Понятие «бедный»в произведении Достоевского приобретает философскую окраску, обнаруживаянеблагополучие, «болезнь» всей современной цивилизации.
За участие в кружке Буташевича-Петрашевского, приверженцаучения французского социалиста-утописта Фурье, Достоевский был арестован 23апреля 1849 г. и приговорен к смертной казни, которая должна была состояться 24декабря, но в последний момент, когда осужденный уже стоял на эшафоте и ждалрасстрела, ему было объявлено о том, что он лишается «прав состояния»и приговаривается к каторжным работам на четыре года и последующей службе вармии рядовым. Четыре года провел Достоевский в омском каторжном остроге, азатем служил в Сибирском 7-м линейном батальоне сначала рядовым, потомунтер-офицером и в 1859 г. в чине подпоручика вышел в отставку. В том же годуДостоевский получил возможность переехать в Тверь, а затем и в Петербург. Так,спустя десять лет Достоевский возвращается в литературу.
Годы, проведенные на каторге и солдатской службе, серьезноотразились на мировоззрении Достоевского. Он разочаровался в утопическомсоциализме, у него складывается новая система общественно-политических и этическихвзглядов, получившая название «почвенничества» и представляющая собойвариант христианского социализма. По его мнению, современное состояниеобщества, называемое цивилизацией, является болезненным, так как приводит кобожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утратавысших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, неизбежновлечет за собой создание ложных кумиров, которым начинает поклоняться человек.Атеистический индивидуализм, по мысли Достоевского, может привести человечествок катастрофическому концу.
Но у человечества естьвечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будетпостепенно приближаться по мере своего развития. Идею разумного игармонического общества социалисты, как считает Достоевский, взяли вхристианстве, но наметили ложный путь ее осуществления. Но человеческоесовершенство зависит от экономического устройства общества, а нравственныеначала определяют область общественных, и в том числе экономических, отношений.Идеал — это принесение своего «я» в пользу другого посредством любви.Стремление к этому идеалу — нравственный закон, неисполнение которогозаставляет человека страдать. Но это страдание уравновешивается блаженствомисполнения закона. По убеждению Достоевского, этот нравственный законхристианства лучше других уберегла русская культура, в которой отсутствуетначало обособления людей, столь характерное для культуры европейской. Русскаяже интеллигенция в своей европеизации оторвалась от народных начал, и ейследует вернуться к ним, «обществу» вернуться к «почве»,чтобы дать миру новую общечеловеческую идею, ибо русскому народу сужденавеликая миссия всечеловеческого воссоединения. Но время такого воссоединенияоторванного от «почвы» общества еще далеко впереди.
Середина 60-х гг. — сложный период в истории страны.Общественное движение после неудачного покушения Каракозова на Александра II было сковано правительственнойреакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результатепроведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей кмассовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Освобожденная в условияхломки русского общества «личная инициатива», не сдерживаемая никакимиморальными и культурными нормами и запретами, оказывалась во власти «новейшихидей», возводивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалосьна моральном состоянии общества.
Именно такое болезненное состояние общества и молодогочеловека, ставшего его жертвой, изображает Достоевский в романе «Преступлениеи наказание» (1866). Его героем стал не просто человек, непосредственноучаствующий в изображаемых событиях, но и идеологически оценивающий их. Идеязачастую становится непосредственным импульсом поступков, руководя действиямичеловека. Развенчание ложных социалистических идеи составляет важную частьзамысла романа.
В центре романа — фигура молодого разночинца РодионаРаскольникова, захваченного новыми идеями, новыми общественными теориями. Идеиэти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культактивной личности героя, который ради достижения своих целей может пренебречьвсеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убежден, что именнотакие люди движут историю, обеспечивают исторический прогресс общества, прочиеже — просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом,человечество оказывается разделенным на две неравные части, одна из которых «правоимеет», а другая — «твари дрожащие». Эта идея родилась уРаскольникова в результате наблюдений за жизнью современного ему общества, вкотором меньшинству богатых и сильных позволено все, и изучения историческогоразвития человечества, где царил тот же закон. Разделение людей на двекатегории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типуотносится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент,намечая себе в жертву старуху, живущую ростовщичеством и приносящую, по егомнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.
Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывносвязана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов,один из которых и занимает сам герой. Рисуя ужасающую картину человеческойскученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночествочеловека в толпе, одиночество прежде всего духовное, его жизненнуюнеприкаянность.
Все действие романавыстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовноговыздоровления. Прежде всего в противоречие с человеконенавистнической теориейвступает живая и гуманная натура Раскольникова; Достоевский показывает, каккаждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почтиинстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем силачувства, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самаяглубокая и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенномуидеей, действиями «натуры» являются и сны Раскольникова. В одном изних перед героем проходит картина из детства, глубоко запавшая в душу ребенка.Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и в итоге забивают ее насмерть. Сонпотрясает Раскольникова не меньше, чем пережитое наяву, и он решает отказатьсяот своего жуткого замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за Лермонтовым:«идеи — создания органические… их рождение дает уже им форму, и этаформа есть действие...» Действия Раскольникова, совершенные под властьюидеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, егожертвой оказывается ни в чем не повинная Лизавета, а ведь она из числа техсамых людей, которые страдают от угнетения таких, как старуха-процентщица, икоторых в своих расчетах освобождает от этой бесчеловечной власти Раскольников.Но жизнь нередко опровергает самые продуманные расчеты, не укладываясь в рамкиисчерпывающих теоретических объяснений. Рушится и теория Раскольникова,построенная на сведении всего богатства и многообразия жизненных отношений кнескольким первопричинам, легко поддающимся объяснению и в силу этого позволяющимизменять весь строй жизни согласно воле одного человека.
Убив старуху, Раскольников поставил себя впротивоестественные отношения с людьми, он как бы отрезал себя от всегочеловечества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя неможет выдержать этого иссушающего душу отчуждения. Чувство отверженности,одиночества становится страшным наказанием для преступника.
Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж —Сонечка Мармеладова. Ей открывается Раскольников, видя в ней такую же преступницу,как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила «вечный»нравственный закон и загубила свою душу. Он жаждет найти в Соне союзника, нонаходит сурового судью, который в то же время становится и сострадающимпреступнику человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешивсебе «кровь по совести». Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не«тварь дрожащую», как полагал он вначале, приняв ее самоотверженностьза смирение, а горячего защитника обездоленных, «униженных и оскорбленных»,помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с СонечкойМармеладовой становится поворотным пунктом в жизни Раскольникова, началом егодушевного исцеления, которое завершится только на каторге после тяжелой имучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Именно тогдаприснится Раскольникову провидческий сон, который, по мысли Достоевского, даетобраз современной больной цивилизации, пораженной недугом индивидуализма, когдапревыше всего каждый человек ставит свое желание и волю, пренебрегая желаниямии интересами других людей.
Роман «Преступление и наказание» станет ответомДостоевского на новую духовно-культурную ситуацию, которая сложилась в России впореформенные годы, когда общество мучительно пыталось найти или выработатьновые принципы построения жизни в стране.
Роман «Идиот» (1868) был задуман Достоевским какпродолжение «Преступления и наказания», и в нем он намеревался датьобраз «положительно прекрасного человека». Главный герой романавозвращается в Россию после долгого вынужденного отсутствия. Много лет онпровел за границей в клинике для душевнобольных, вне современной цивилизации,пытаясь излечиться от тяжелого недуга. Но именно этот страдающий, болезненныйчеловек оказывается духовно здоровым в петербургском обществе. Он отличается отвсех других героев своей детской непосредственностью, простотой и отсутствиемкакого бы то ни было эгоистического чувства, а главное, он совершенно лишенложного самолюбия, и это делает его душу свободной. Он не боится выглядетьсмешным в глазах окружающих, его невозможно обидеть или оскорбить. Личностькнязя Мышкина действует на людей обновляюще. Он призван, по мысли автора,спасти этот мир, как спас его когда-то Иисус Христос. Но вопреки этому князьпровоцирует катастрофу. Это проявляется в сюжетной линии, связанной с историейлюбви Настасье Филипповне и дружбой с богатым купцом Пар-феном Рогожиным,страстно любящим ту же женщину. Такая коллизия романа свидетельствует одлительном и тяжелом пути к христианскому добру, на котором неизбежнамучительная борьба в сознании людей, пораженном недугами современнойцивилизации. Но только путем страданий достигнет человечество христианскогоидеала, олицетворением которого стал в романе князь Мышкин.
Роман «Братья Карамазовы» (1879—1880) вобрал в себяосновные мотивы произведений Достоевского. Действие романа происходит впровинциальном городе Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых.Всеобщий разрыв связей характеризует атмосферу города, символизирующегосовременную Достоевскому Россию. В семействе Карамазовых родственные узы непросто ослаблены — члены семьи живут в атмосфере вражды и ненависти. Болезньпод названием «карамазовщина», заключающаяся в отрицании всехсвятынь, охватила все российское общество. Главным носителем этой болезни вромане выступает Карамазов-старший. В мире, где все связи между людьмиизвращены и каждый стремится возвыситься над другими, где торжествуетисступленное самоутверждение, нет никаких моральных норм. В убийстве ФедораПавловича виноват не только непосредственный убийца — Смердяков, незаконный сынФедора Павловича и дурочки Елизаветы Смердящей, но и старшие сыновья — Дмитрийи Иван.
«Карамазовщина» стала, по мысли Достоевского,русским вариантом всеевропейской болезни, охватившей современное общество.Причины ее в том, что человечество, утратив нравственные ценности, освященныерелигией, самообожествилось. Истоки этого всемирного духовного кризисаДостоевский видит во всеобщем безверии. Своеобразным нервным центром романастановится сочиненная Иваном легенда о Великом инквизиторе, в которой герой ее,Великий инквизитор, противопоставляет духовной силе, которая якобы не можетобъединить людей, силу материальную, основанную на торжестве земной властикесаря. Однако всем эмоциональным строем повествования Достоевский развенчиваетидеи Великого инквизитора и, следовательно, автора легенды Ивана Карамазова.Идеям, отрицающим духовное начало в человеке, Достоевский противопоставляетидеи христианства как могучего жизнеутверждающего источника, отрицающего силыраспада и разложения. В романе носителем этих идей является старец Зосима, чьидоброта и гуманность основаны на вере в Божественное начало, существующее вкаждом человеке. В личности Христа видел Достоевский далекий идеал, к которомустремится человечество, достижение которого возможно не в одиночку, а толькообщими усилиями, через братскую любовь всех людей друг к другу.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.