СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Жизнь Данте Алигьери
1.1 Любовь к БичеПортинаре
1.2 Политическая жизньДанте
2 «Божественная Комедия»
2.1 История и времясоздания «Божественной Комедии»
2.2 Художественные особенностии поэтика «Комедии»
2.3 Мастерство Данте в«Комедии»
Заключение
Библиографический список
Введение
К концу XII векаитальянская литература вышла на вольную дорогу, сливая воедино отмирающие,феодальные отголоски с крепнущими буржуазными мотивами, объединяя уцелевшиевоспоминания от римских времен, принесенные из-за Альп рыцарские провансальскиемотивы и новые религиозные настроения. Данте стоит у ее начала.
«Божественная Комедия»возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политическойборьбой глубин национальной жизни Италии. Для будущих – близких и далеких –поколений она осталась величайшим памятником поэтической культуры итальянскогонарода, воздвигнутым на рубеже двух исторических эпох. Энгельс писал: «Конецфеодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмеченыколоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья ивместе с тем первый поэт нового времени».
Двадцатилетняя жизньДанте как политического изгнанника оставила потомству грандиозное зданиетрехчастной «Комедии», за которой молва ее первых восхищенных слушателей ичитателей навеки утвердила восторженный эпитет «божественной» (свой эпическийтруд сам Данте назвал «комедией», согласно нормам античной поэтики, какпроизведение, завершающееся благополучной и радостной развязкой).
1 Жизнь Данте Алигьери
Жив Данте или умер длянас? Может быть, на этот вопрос вовсе еще не ответит вся его в веках немеркнувшая слава, потому что подлинное существо таких людей, как он, измеряетсяне славой, а самим бытием. Чтобы узнать, жив ли Данте для нас, мы должны судитьо нем не по нашей, а по его собственной мере. Высшая мера жизни для него — несозерцание, отражение бытия сущего, а действие, творение бытия нового. Этим онпревосходил всех трех остальных, по силе созерцания равных ему художниковслова: Гомера, Шекспира и Гете. Данте не только отражает, как они, то, чтоесть, но и творит, чего нет; не только созерцает, но и действует. В этомсмысле, высшей точки поэзии (в первом и вечном значении слова poiein: делать,действовать) достиг он один.
Имя Данте громко сейчас вмире, но кто он такой, все еще люди не знают, ибо горькая «судьба» его,fortuna, — забвение в славе.
Данте родился в одном издревнейших родов Флоренции. Он был первенцем мессера Герардо Алигьеро диБеллинчионе и монны Беллы Габриэллы, неизвестного рода, может быть, ДельиАбати. Памятным остался только год рождения, 1265, а день — забыт дажеближайшими к Данте по крови людьми, двумя сыновьями, Пьетро и Якопо, — первыми,но почти немыми свидетелями жизни его. Только по астрономическим воспоминаниямсамого Данте о положении солнца в тот день, когда он «в первый раз вдохнул тосканскийвоздух», можно догадаться, что он родился между 18 мая, вступлением солнца подзнак Близнецов, и 17 июня, когда оно из-под этого знака вышло.
Имя, данное при купелиноворожденному, — Durante, что значит «терпеливый, выносливый», и забытое дляласкового, уменьшительного «Dante», — оказалось верным и вещим для судеб Данте.
Древний знатный родАлигьери захудал, обеднел и впал в ничтожество. Может быть, уже в те дни, когдародился Данте, принадлежал этот род не к большой рыцарской знати, а к малой. Понекоторым свидетельствам, впрочем неясным, — сэр Герардо, за какие-то темныеденежные дела был посажен в тюрьму, чем навсегда запятнал свою память.
Данте был маленькиммальчиком, когда дядя его Джери дель Белло, убив флорентийского гражданина, самвскоре был злодейски и предательски убит. Старшему в роде, сэру Герардо, братуубитого, должно было, по закону «кровавой мести», отомстить за брата; а так какэто не было сделано, то второй вечный позор пал на весь род Алигьери. Знаяисступленную, иногда почти «сатанинскую» гордыню Данте, можно себе представить,с каким чувством к отцу он жил. Никогда, ни в одной из книг своих, ни слова неговорит он об отце: это молчание красноречивее всего, что он мог бы сказать.
Мать Данте умерла, когдаему было шесть лет, родив после него еще двух дочерей. В детстве неутоленную ипотом уже ничем неутолимую жажду материнской любви Данте будет чувствовать всюжизнь, и чего не нашел в этом мире, будет искать в том. Кем он оставлен вбольшом сиротстве — умершей матерью или живым отцом, — этого он, вероятно, исам хорошо не знает. Стыдный отец хуже мертвого. Начал жизнь тоской по отцу —кончит ее тоской по отечеству; начал сиротой — кончит изгнанником. Будетчувствовать всегда свое земное сиротство, как неземную обиду, — одиночество,покинутость, отверженность, изгнание из мира. 15 мая 1275 года произошлособытие, величайшее в жизни Данте и одно из величайших в жизни всегочеловечества.
1.1 Любовь к Биче Портинаре
«Девять раз от моего рождения,Небо Света возвращалось почти к той же самой точке своего круговращения, когдаявилась мне впервые… облеченная в одежду сиренного и благородного цвета, какбы крови, опоясанная и венчанная так, как подобало юнейшему возрасту ее,Лучезарная Дама души моей, называвшаяся многими, не знавшими настоящего имениее, — Беатриче».
Эта «Лучезарная Дама» — восьмилетняя девочка, Биче Портинари. Может быть, главное для Данте блаженствов этой первой встрече — то, что кончилось вдруг его земное сиротство — неземнаяобида, и что снова нашел он потерянную мать. Девятилетний мальчик любит восьмилетнююдевочку как Сестру — Невесту — Мать, одну в Трех.
9 февраля 1277 годазаключен был у нотариуса письменный договор между сэром Алигьери и егоближайшим соседом Манетто Донати о будущем браке Данте с дочерью МанеттоДжеммой. Данте знал ее давно, может быть, еще раньше, чем Биче Портинари,потому что жили они в соседним домах. Но в день помолвки, глядя на этузнакомую, может быть, миловидную, но почему-то вдруг ему опостылевшую, чужую,скучную девочку, не вспомнил ли он ту, другую, единственно ему родную ижеланную?
Вероятно, сэр Алигьеро,замышляя этот брак, по обычным в те дни семейно-политическим и денежнымрасчетам, желал добра сыну: думал, что ему полезно будет войт в род Донати,ничем не запятнанный.
Так совершились 2помолвки Данте: первая, с Биче Портинари, земная и небесная вместе, и вторая, сДжеммой Днати, — только земная.
В 1238 году умирает отецДанте. В этом же году Биче Портинари была выдана замуж за мессера Симоне деБарди, из вельможного рода богатейших флорентийских менял. Очень вероятно, чтосэр Фолько Портинари, выдавая дочь, так же хотел ей добра, как отец Данте —сыну.
Первым усомнился всуществовании Беатриче в XV веке жизнеописатель Данте Джованни Марио Филельфо.В XIX веке сомнение это было жадно подхвачено, и хотя потом рассеяно множествомнайденных свидетельств об историческом бытии монны Биче Портинари, так чтовопрос: была ли Беатриче? — почти столь же нелеп, как и вопрос: был ли Данте? — сомнение все же осталось и вероятно, навсегда останется. Любовь Данте кБеатриче, в самом деле, одно из чудес всемирной истории, одна из точек ееприкосновения к тому, что над нею. Но сколько бы Данте ни делал Беатриче«Ангелом», он был уже и тогда слишком большим правдолюбцем, чтобы не знать, чтоне к Ангелу в спальню входит муж, а к женщине, и чтобы не думать о том, глазамине видеть того, что это значит для нее и для него.
Смерть и любовь внутреннесвязаны, потому что любовь есть высшее утверждение личности, а ее отрицаниекрайнее — смерть. Вечный страх любящего — смерть любимого. Вот почему и Данте,только что полюбил Беатриче, как начал бояться ее потерять.
Смерть подходит к ней всеближе и ближе: сначала умирает подруга ее, потом отец. Многие дамы собиралисьтуда, где Беатриче плакала о нем. Данте тяжело заболел вскоре после того, какумер отец Беатриче — в начале 1290 года. Смерть Беатриче он видит в страшномвидении. Она умерла внезапно — в ночь с 8 на 9 июня 1290 года.
«Скорбь его… была таквелика… что близкие думали, что он умрет, вспоминает Боккаччо. — Весьисхудалый, волосами обросший… сам на себя не похожий, так что жалко былосмотреть на него… сделался он как бы диким зверем или страшилищем».
1.2 Политическая жизнь Данте
Флоренция переживала вовремя жизни Данте сложный политический и экономический кризис. В сущности, этобыла борьба осознавшей свое политическое значение буржуазии противнаследственной аристократии. Это обстоятельство объясняет, почему к серединеXIII века традиционные политические лозунги — гвельфы (сторонники папы) игибеллины (сторонники императорской власти) не заключали в себе положительногосодержания. В целом ряде городов возникают такие партии, и всюду борьба веласьза политическое преобладание классов и приводила к изгнанию одной из враждующихсторон. В изгнании вчерашние враги, очутившиеся вне пределов родного города,объединялись, братались и сообща выступали против недавних своихединомышленников. Вся Италия разбилась на два стана: одна сторона (гибеллины)отстаивала архаическую, ушедшую в область предания эпоху и боролась засвоеобразную феодально-демократическую республику, самовластную и тираническую,другая (гвельфы) стояла за новый порядок вещей и стремилась к организацииреспублики купцов и ремесленников. Эту экономическую и социальную борьбу сразным успехом и одинаково насильническим способом поддерживали папы и светскиечужеземные государи, мечтавшие о воплощении средневекового идеала всемирнойРимской монархии. Своеобразные местные условия вызывали дробление и расслоениевнутри двух главных партий, так что Данте, относивший себя к гвельфам,принадлежал к особому крылу их, так называемых белых, возглавляемых родомЧерки; наряду с ними существовали «черные», руководимые родом Донати. Это разделениенаступило вслед за изгнанием гибеллинов и отразило различные ориентацииотдельных слоев гвельфского населения.
Донати усвоили методыборьбы аристократов и сумели привлечь к себе плохо понимавших политические деламелких ремесленников и поселян. При таком положении вещей им было выгоднозаручиться поддержкой папы Бонифация VIII и тем самым лишить всякого влиянияболее мирную, умеренную сторону — «белых». Последние опирались на крупные цехии стремились создать для Флоренции положение, независимое от влиянияаристократии и папы.
Внутренний раскол былловко использован Бонифацием VIII. Прикрывшись предлогом умиротворения сторон,папа прислал во Флоренцию Карла Валуа, брата французского короля ФилиппаКрасивого, и прибытие его явилось для «черных» сигналом к репрессиям вотношении «белых».
В то время как Дантепредставлял интересы своих единомышленников при папском дворе (январь 1302 г.),«черные» во Флоренции предали его суду, обвинили в подкупе, взяточничестве,интригах против церкви и приговорили к изгнанию на два года, крупному штрафу илишению права занимать публичные должности, и так как Данте не был в состоянииобжаловать это решение, судьи постановили изгнать его навсегда, а в случае появлениясжечь на костре.
Незаслуженный ударглубоко оскорбил гордую душу Данте. Это было вопиющей несправедливостью. Егогорячее и бескорыстное стремление трудиться на пользу любимой Флоренции быловтоптано в грязь. В течение 1302 — 1304 годов Данте намеревался в союзе сдругими «белыми», изгнанными гибеллинами, вернуться во Флоренцию, но картиналичных интриг и распущенности в их стане оттолкнула его. Он отделился от своихединомышленников и организовал «партию из самого себя». В течение двадцати летпоэт скитался по Италии, пользуясь поддержкой просвещенных магнатов иправителей отдельных городов. О годах этих скитаний известно мало; мы знаем,однако, что Данте побывал в Вероне, Казентине, Луниджане, Равенне.
К 1310 году относитсяпоследняя вспышка политических надежд Данте: в это время в Италию прибылимператор Генрих VII Люксембургский, на которого гибеллины возлагали большиенадежды. Но Генрих умер в 1313 году и не успел никому из них открыть доступ воФлоренцию. Изгнание поэта было подтверждено декретом 6 ноября 1315 года, идважды он был исключен из числа амнистируемых граждан (в 1311 и 1316 гг.).
Последние годы Дантепровел в Вероне и Равенне и умер в Равенне, окруженный вниманием и заботамипоследнего покровителя Гвидо Новелло да Полента. Тело Данте покоится в Равеннеи теперь, несмотря на все попытки Флоренции вернуть в свои стены прах того,кого она не сумела охранить при жизни.
Грустная и тревожнаяжизнь измучила вконец душу Данте, но вместе с тем она подготовила ипредопределила величие его как поэта. Его творчество, несомненно, не могло быотлиться в те формы, какие оно приняло, если бы Данте спокойно прожил свой векво Флоренции и отдавал свои досуги общественным делам. Годы изгнания вызвали кжизни и во многом обусловили пафос и настроение «Божественной Комедии».
2 «Божественная комедия»
«Комедия» — главный плодгения Данте. Конечно, — об этом говорили неоднократно, — если бы не было«Комедии», Данте все-таки был бы гениальным поэтом: «Новой жизни», «Пира» иканцон хватит, чтобы отметить новую эпоху в итальянской поэзии. Но без «Комедии»Данте был бы просто гениальным поэтом. Он не был бы Данте, то есть мировымрубежом в литературе. «Комедия» подводит итог всему, что было пережито ипередумано феодальной культурой: в ней «впервые заговорили десять немыхстолетий». Богослов и философ — Данте весь в прошлом. Но Данте-художник — дитяновой, буржуазной культуры, которая обострила в нем чувство действительности,дала зоркость и наблюдательность его глазу, вложила ему в душу беспокойный,чреватый поэтическими образами интерес к природе, понимание и признание всехдушевных движений человека.
В «Комедии» отразилосьвсе, что в жизни было поэту дорого: любовь к Беатриче, научные и философскиезнания, муки и думы, восторги и печали изгнанника. Данте прокалил пережитое наогне страсти, из личного превратил в общественное, из итальянского в мировое,из временного в вечное.2.1 История и время создания «Божественнойкомедии»
«Божественная Комедия»писалась почти четырнадцать лет. Само название «Комедия» восходит к чисто средневековымсмыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение спечальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическаяспецифика жанра с установкой на смеховое восприятие. Для Данте же это была«комедия» (понимаемая вне связи с драматическим каноном — как соединениевозвышенного с обыденным и тривиальным), а кроме того, «роеtа sacra» — священнаяпоэма, трактующая об откровениях неземного бытия. Эпитет же «Божественная»впервые употребил Боккаччо, подчеркивая ее поэтического совершенства, а вовсене религиозного содержания. Именно под этим названием, которое утвердилось запоэмой в 16 веке, вскоре после смерти Данте, мы и знакомимся с великимпроизведением поэта.
Комментаторы немалопотрудились, чтобы определить твердые даты написания трех кантик «Комедии». Онивсе еще спорны. Есть только общие соображения, подсказываемые содержанием как«Ада», так и «Чистилища».
Когда писался «Ад», Дантебыл целиком под впечатлением событий, связанных с изгнанием. Даже Беатриче, мимолетноназванная в начале поэмы и затем упомянутая еще 2-3 раза в связи с разнымиэпизодами странствования по подземному миру, как бы отошла на задний план. В тупору Данте интересовала политика, расцениваемая под углом зрения итальянскойкоммуны. «Ад» провожал прошлое поэта, его флорентийское счастье, егофлорентийскую борьбу, его флорентийскую катастрофу. Поэтому как-то особеннонастойчиво хочется искать дату написания «Ада» в период, когда Данте вложил вножны меч, поднятый против родного города, порвал и с эмигрантами и углубился вобдумывание пережитого в последние два года флорентийской жизни и в первоепятилетнее изгнание. «Ад» должен был быть задуман примерно в 1307 году и занять2 или 3 года работы.
Между «Адом» и«Чистилищем» легла большая полоса научных занятий, по-другому раскрывших дляДанте мир науки и философии. При работе над «Чистилищем» раскрылась личностьимператора Генриха VII. Однако невозможно было оттягивать вплетение в сюжетнуюлинию Беатриче. Ведь поэма была задумана как прославление ее памяти. Именно в«Чистилище» Беатриче должны была появиться, принося с собой весь груз сложнойбогословской символики, чтобы заступить на место Вергилия, язычника, которомузаказаны пути в рай. Эти три темы: политическая, научно-философская и связаннаяс Беатриче богословско-символическая — определяют, опять-таки примерно, годывозникновения второй кантики. Она должна была быть начата не позднее 1313 и нераньше 1311 года и закончена до 1317 года.
Опубликованы были первыедве кантики тогда, когда «Рай» еще не был окончен. Он был доведен до концанезадолго до смерти поэта, но опубликован в момент его смерти еще не был.Появление списков всех трех частей поэмы в составе 100 песен относится к годам,ближайшим после смерти поэта. 2.2 Художественные особенности и поэтика «Комедии»
Сюжетная схема«Комедии» — загробное странствование, излюбленный мотив средневековойлитературы, десятки раз использованный до Данте. Этот плод эсхатологическихувлечений средневековья, экзальтированного любопытства людей наивной веры имеетс «Комедией» мало общего. «Загробные» странствия,«видения» писались в тиши монастырских келий, в аскетическом экстазе,в страстном отрицании мира и благочестивом приятии и предчувствии потустороннегобытия — единственно нужного и важного для христианина.
Гораздо важнее было дляДанте, что загробные странствования были очень популярным художественныммотивом у классиков: у Лукана, Стация, Овидия и, прежде всего у Вергилия,который изобразил такими яркими красками сошествие Энея в подземное царство.Для Данте, жаждавшего излить в творчестве все, накопившееся в душе, броситьмиру свои моральные приговоры, раздать всем политические оценки, казавшиеся емубезошибочными, было важно также запечатлеть в поэзии весь комплекс философскоймысли, разработанной предшествовавшей эпохой.
Как сам Данте представлялсебе, уже подходя к завершению поэмы, ее смысл и значение? Он с большойобстоятельностью говорит об этом в упоминавшемся латинском письме (Epist.,XIII) к Кангранде делла Скала, сопровождавшем посвящение «Рая».Подлинность этого письма, долгое время вызывавшая сомнение, теперь большинствомисследователей не оспаривается. Данте говорит там, повторяя отчасти своирассуждения, помещенные в начале второго трактата «Пира»: Смысл поэмымногообразный (polusemos, hoc est plurium sensuum): он не только буквальный, носверх того еще аллегорический, моральный и анагогический, то есть, как вытекаетиз формулировок «Пира», идущий выше смысла (anagogico, eio ёsovrasenso).
Чтобы вдохнуть жизнь вэту необъятную схоластическую аллегорию, чтобы влить трепет действительности вэту отвлеченную схему, нужен был грандиозный поэтический гений.«Комедия» недаром звучит для всех времен. Недаром каждая эпоханаходит в ней что-нибудь родное. Для современников «Комедия» былалибо по-настоящему божественною книгою — ведь это они нарекли ее«божественной» вскоре после смерти поэта, — где они искали живоголичного отношения к божеству, как в мистических учениях ересей и вофранцисканской религии любви; либо энциклопедией, вместившей в себя огромноеколичество знаний «моральных, естественных, астрологических, философских,богословских» (Дж. Виллани).
Необычайная формальнаяорганизованность «Комедии» — результат использования опыта какклассической поэтики, так и поэтики средневековой. Но вся формальная сторонаслужит главной цели — быть обрамлением для реалистического искусства.
Данте почувствовал, чтопуть настоящего художника в его дни — это путь реализма. «Земля»(«Рай», XXV, 2) подчинила его своей власти и твердо повела подолжному пути. Настолько, что единственное отступление от средневековыхтеоретических канонов у него сказалось в области поэтики.
Отступление от старыхэстетических канонов становилось активнее по мере того, как росла поэма. В XIIпесне «Чистилища» Данте описывает изображения на плитах, которымивымощен один из кругов чистилищной горы:
Казался мертвый мертв,живые живы;
Увидеть явь отчетливейнельзя,
Чем то, что попирал я,молчаливый.
Идеал определился. Задачаискусства — изображать так, чтобы изображаемое казалось действительностью.Таков основной тезис.
Поэт творит не потому,что ему нужно формулировать философские мысли, не потому, что ему нужно найтиусловные выражения для условных чувств. Он творит, чтобы дать выход внутреннемуволнению, вызванному непосредственным чувством. Слово и стих должны передаватьподлинный живой трепет, только что родившийся в груди поэта. Представление озадачах поэзии стало другим. Источник поэзии переместился из мозга в сердце.Поэзия должна развиваться в направлении к простоте и естественности,освобождаясь от условностей, сковывавших итальянское поэтическое творчество втечение всего XIII века.
2.3Мастерство Данте в «Комедии»
Что представляет собойДантово мастерство? «Комедия» прежде всего очень личное произведение.В ней нет ни малейшей объективности. С первого стиха поэт говорит о себе и нина один миг не оставляет читателя без себя. Если ему кажется, что вкаком-нибудь эпизоде читатель мог о нем забыть, он сейчас же напоминает ему освоем существовании. Читатель, например, только что успел, увлеченный драмойФранчески, отвлечься мыслью от поэта, но Данте вырывает его из оцепенения,сообщив, что сам он от потрясения упал без чувств.
И я упал, как падаетмертвец...
Вакханалию чертей, подхватывающихна вилы грешников из кипящей смолы, он обрывает рассказом о попытке их напастьна него самого. В чистилище он даже принимает муку огнем, чтобы очиститься отгреха сладострастия. Так везде.
Субъективность«Комедии» — обдуманный прием. Им поэт сразу покоряет читателя. И нетолько как художник. Если он поставил самого себя судьей людей и дел своеговремени, если он выдержал до конца эту тяжелую роль, значит, он был прав,значит, гений его принес ему оправдание. Он, человек, полный любви, ненависти истрастей, нашел в себе достаточно нравственной силы, чтобы не отказаться отэтой миссии и довести ее до конца с неослабевшей ни на один миг поэтическоймощью. Страсть дает пластичность его образам, наполняет их горячей кровью,делает их человечными и живыми. В картинах адской тьмы и ослепительногорайского света трепещет самое ценное и самое прекрасное: изображение живымчеловеком живого человека.
Свое видение природы впоэме Данте строил из кусков реальной жизни. Все невероятное, невиданное,созданное фантазией Данте хочет сделать понятным и простым, сопоставляя свещами очень известными. Этот прием он проводит последовательнейшим образом. Все,виденное в жизни, — то, что было вобрано памятью и сохранялось впрок втончайших извилинах мозга, — в нужный момент переплавлялось воображением исливалось в новую картину. И этой картине Данте умел придать необычайную силу ивпечатляемость. Образ, возникающий перед глазами читателя силой Дантовойпоэзии, бывает насыщен красками и чувством ярче, чем действительность.
С еще большей мощью сумелон создать и утвердить в новой литературе Европы искусство портрета. Страстьпридает его образам ощутимость и красочность. Она делает их человечными иживыми. Два образа стоят как бы отдельно: Вергилий и Беатриче. Они сделаныдругим приемом, чем остальные обитатели загробного мира, — грешники, очищающиесяи праведники. В них меньше внутренней динамики. Все то, что носит чертыдраматизма, в них угасло. Данте не ищет в них ни типичности, ни вообщекаких-либо элементов Реализма. Но между ними тем не менее большая разница. И кВергилию и Беатриче Данте относится с величайшей любовью. Но любовь к Вергилиюиная. Вергилий — duca, signore, maestro: вождь, учитель, господин. Любовь к немусвободна от экзальтированности. Любовь к Беатриче даже в раю совершенно лишенаспокойствия.
Особенно ярки у Дантеобразы грешников. Преисподняя у него населена очень густо. Он выхватывает изтолпы то одну, то другую фигуру, мгновенно очерчивает ее, но так, что учитателя запечатлевается сразу и внешний облик, и характер. Читатель словносхватывает раз навсегда этот образ при свете молнии. Естественно, что Дантеинтересуют больше всего итальянцы, и особенно флорентийцы. Он знает их личноили понаслышке: ведь многие еще не умерли, когда неумолимый поэт изрек имприговор.
Наиболее характернойчертой остальных образов «Комедии» является их драматизм. У каждогоиз обитателей загробного мира есть своя драма, еще не изжитая. Они давноумерли, но о земле никто из них не забывал.
В уменье изображатьконкретно, осязательно природу и человека — торжество реалистического искусства— Данте впервые преодолевает ограниченность средневековых повседневных навыкови взглядов. Интерес к действительности, к природе и человеку — именно этоотделяет Данте от средних веков и делает его предтечей нового миропонимания.Аскетические идеалы возводили в норму презрение к миру и ко всему, что связанос миром. В городе эти настроения постепенно растаяли, а Данте сумел придатьхудожественную завершенность городским протестам против аскетизма. Он перенесэти протесты в сферу искусства и показал силой поэзии, какие драгоценныеисточники духовной жизни можно открыть, изучая человека и природу.
В «Комедии»Данте стремился добиться рельефности изображения посредством простоты иосязательности. «Комедия» и простота! Это сочетание звучит как некийпарадокс. А между тем ничто не определяет полнее реалистических приемов«Комедии». Структура поэмы была так громоздка, мир идей, в неевтиснутый, так сложен, терцина так тиранически управляла грамматикой,символика, аллегория и схоластика так ее тяжелили, что нужно было какой угодноценой упрощать ее понимание. Поэтому размещение слов в стихе, чрезвычайноуплотненном, нужно было по возможности приблизить к простейшим требованиямсинтаксиса, символам и аллегориям по возможности искать простейшие словесныевыражения, понятнее излагать богословские тонкости, неизбежные по плану поэмы.
Другая особенностьсловесного мастерства Данте — осязательность. Добиваясь осязательности, поэтдобивался эффекта реальности. Мысль его с необыкновенной легкостью принимаетконкретную форму, идеи воплощаются в вещи и образы. Он никогда не позволяетсвоей фантазии переходить границы возможного в действительности. Он всегдахочет представить пластически объекты своих видений и даже старается повозможности вымерить точно то, что он рисовал. Принцип наглядности,осязательности сообщил образам Данте одну особенность. Они в подавляющембольшинстве графичны и скульптурны, но бедны красками. Бескрасочность их тоже,по-видимому, была в замысле, потому что Данте обладал острым чувством колорита.
У Данте была свояпродуманная техника, и шестьсот лет, протекшие с тех пор, как он под соснамиПинеты заканчивал свою поэму, показали, что его приемы способны выдержать какоеугодно испытание. Недаром поэты продолжают учиться у него.
Заключение
Определение роли Данте вистории искусства Ф. Энгельсом стало классическим и не утратило своего значенияи для сегодняшней истории литературы и культуры: «Данте был последним поэтомсредневековья и первым поэтом нового времени». Важно увидеть в процессестановления Данте-поэта то, как от изучения лирики французских трубадуров иосвоения поэзии «нового сладостного стиля» через личную трагедию и попыткуосмыслить все пережитое он приходит к созданию произведения, отразившегоконцепцию мироздания и места в нем Человека.
Бессмертие «БожественнойКомедии» и значение ее как одного из величайших творений мировой литературыопределилось не ее сложной, требующей кропотливого изучения и детальногокомментария системой символов и аллегорий и не ее, наконец, полнотойотображения и воплощения средневековой культуры и средневекового строя мысли, атем новым и творчески смелым, что сказала Данте о своих видениях и о самомсебе, и тем, как он это сказал. Личность поэта, этого первого поэта новоговремени, в своем глубоком и исторически конкретном содержании возвысилась надсхемами схоластической мысли, и живое, поэтическое осознание действительностиподчинило себе эстетические нормы, продиктованные традициями средневековойлитературы.
Трудности поэтическогоперевода, усугубляемые в данном случае историческими и творческимиособенностями текста «Божественной Комедии», воздвигали, конечно, своисерьезные препятствия к знакомству с этим исключительным литературнымпамятником, в частности и перед русскими его истолкователями. Несколькоимевшихся в нашем распоряжении старых переводов дантовского творения, в томчисле переводы Д.Мина, Д.Минаева, О.Чюминой и других, были далеки илиотносительно далеки от достойной передачи и подлинного содержания и сложнойстилистики оригинала.
Огромный труд воссозданиявеликого творения Данте на русском языке был ответственно и вдохновенноосуществлен только в советскую эпоху крупнейшим мастером поэтического переводаМ.Л.Лозинским. Удостоенный в 1946 году Государственной премии I степени, трудэтот имеет полное право на признание его выдающимся явлением в русской поэзии.
Труд Данте дал почву длясоздания многочисленных произведений искусства. Байроновская поэма «ПророчествоДанте», соната Листа «По прочтению Данте», симфоническая поэма Чайковского«Франческа да Римини», рахманиновская опера «Божественная комедия», иллюстрацииДоре – лишь малая их часть.
Библиографический список
1. АуэрбахЭрих. Данте – поэт земного мира. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 148- 173
2. ДантеАлигьери. Божественная комедия. Новая жизнь. – М: Худож. лит., 1967. – С. 687
3. ДживелеговА.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2 кн. – Кн. 1: – М: ТЕРРА – книжныйклуб: Республика, 1998. – С. 277 — 339
4. МережсковскийД.С. Данте. – Томск: Водолей, 1997. – С. 5 — 62
5. ЧерноземоваЕ.Н. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи возрождения:практикум: Планы. Разработки. Материалы. Задания: Учеб. Пособие. – М.: Флинта:Наука, 2004. – С. 64 — 74