Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество А.П. Сумарокова

ВВЕДЕНИЕ
Творческий диапазон АлександраПетровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни,но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма,— трагедия икомедия. Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровскоговремени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли иобязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетногокорпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал,что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием иполезной для общества службой. Дворянин не должен унижать человеческоедостоинство крестьянина, отягощать его непосильными поборами. Он резкокритиковал невежество и алчность многих представителей дворянства в своихсатирах, баснях и комедиях.
Лучшей формой государственногоустройства Сумароков считал монархию. Но высокое положение монарха обязываетего быть справедливым, великодушным, уметь подавлять в себе дурные страсти. Всвоих трагедиях поэт изображал пагубные последствия, проистекающие от забвениямонархами их гражданского долга.
По своим философским взглядамСумароков был рационалистом и на свое творчество смотрел как на своеобразнуюшколу гражданских добродетелей. Поэтому на первое место им выдвигалисьморалистические функции.
Изучению творчества этого выдающегосярусского писателя и публициста посвящена эта курсовая работа.
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ И РАННЕ ТВОРЧЕСТВОСУМАРОКОВА1.1 Краткая биография писателя
Александр Петрович Сумароков родился14 (25) ноября 1717 в Петербурге в дворянской семье. Отец Сумарокова былкрупным военным и чиновником при Петре I и Екатерине II. Сумароков получилхорошее домашнее образование, его педагогом был учитель наследника престола,будущего императора Павла II. В 1732 был отдан в специальное учебное заведениедля детей высшего дворянства -Сухопутный шляхетный корпус, который называли“Рыцарской академией”. Ко времени окончания корпуса (1740) были напечатаны двеОды Сумарокова, в которых поэт воспевал императрицу Анну Иоанновну. УченикиСухопутного шляхетного корпуса получали поверхностное образование, но блестящаякарьера была им обеспечена. Не стал исключением и Сумароков, который былвыпущен из корпуса адъютантом вице-канцлера графа М.Головкина, а в 1741, послевоцарения императрицы Елизаветы Петровны, стал адъютантом ее фаворита графаА.Разумовского.
В этот период Сумароков называл себяпоэтом “нежной страсти”: сочинял модные любовные и пасторальные песенки(“Негде, в маленьком леску” и др., всего около 150), которые имели большойуспех, писал также пастушеские идиллии (всего 7) и эклоги (всего 65).Характеризуя эклоги Сумарокова, В.Г.Белинский писал, что автор “не думал бытьсоблазнительным или неприличным, а, напротив, он хлопотал о нравственности”.Критик основывался на посвящении, написанном Сумароковым к собранию эклог, вкотором автор писал: “В эклогах моих возвещается нежность и верность, а не злопристойноесластолюбие, и нет таковых речей, кои бы слуху были противны”.
Работа в жанре эклоги способствовалатому, что у поэта выработался легкий, музыкальный стих, близкий к разговорномуязыку того времени. Основным размером, который использовал Сумароков в своихэклогах, элегиях, сатирах, эпистолах и трагедиях, был шестистопный ямб -русскаяразновидность александрийского стиха.
В одах, написанных в 1740-е годы,Сумароков руководствовался образцами, данными в этом жанре М.В.Ломоносовым. Этоне помешало ему полемизировать с учителем по литературно-теоретическимвопросам. Ломоносов и Сумароков представляли два течения русского классицизма.В отличие от Ломоносова, Сумароков считал главными задачами поэзии непостановку общенациональных проблем, а служение идеалам дворянства. Поэзия, поего мнению, должна быть в первую очередь не величественной, а “приятной”. В1750-е годы Сумароков выступил с пародиями на оды Ломоносова в жанре, которыйсам называл “вздорными одами”. Эти комические оды были в известной степени иавтопародиями.
Сумароков пробовал свои силы во всехжанрах классицизма, писал сафические, горацианские, анакреонтические и другиеоды, стансы, сонеты и т.д. Кроме того, он открыл для русской литературы жанрстихотворной трагедии. Сумароков начал писать трагедии во второй половине1740-х годов, создав 9 произведений этого жанра: Хорев (1747), Синав и Трувор(1750), Димитрий Самозванец (1771) и др. В трагедиях, написанных в соответствиис канонами классицизма, в полной мере проявились политические взглядыСумарокова. Так, трагический финал Хорева проистекал из того, что главныйгерой, “идеальный монарх”, потворствовал собственным страстям -подозрительностии недоверчивости. “Тиран на престоле” становится причиной страданий многихлюдей — такова главная мысль трагедии Димитрий Самозванец.
Созданию драматических произведенийне в последнюю очередь способствовало то, что в 1756 Сумароков был назначенпервым директором Российского театра в Петербурге. Театр существовал во многомблагодаря его энергии.
В годы царствования Екатерины IIСумароков уделял большое внимание созданию притч, сатир, эпиграмм и памфлетныхкомедий в прозе (Тресотиниус, 1750, Опекун, 1765, Рогоносец по воображению,1772 и др).
По своим философским убеждениямСумароков был рационалистом, сформулировал свои взгляды на устройствочеловеческой жизни следующим образом: “Что на природе и истине основано, тоникогда премениться не может, а что другие основания имеет, то похваляется,похуляется, вводится и выводится по произволению каждого и без всякогорассудка”. Его идеалом был просвещенный дворянский патриотизм, противостоящийнекультурному провинциализму, столичной галломании и чиновничьей продажности.
Одновременно с первыми трагедиямиСумароков начал писать литературно-теоретические стихотворные произведения — эпистолы. В 1774 издал две из них — Эпистолу о российском языке и Остихотворстве в одной книге Наставление хотящим быти писателями. Одной изважнейших идей эпистол Сумарокова была идея о величии русского языка. ВЭпистоле о российском языке он писал: “Прекрасный наш язык способен ко всему”.Язык Сумарокова гораздо ближе к разговорному языку просвещенных дворян, чемязык его современников Ломоносова и Тредиаковского.
Важным для него было невоспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую вмассы позволил исторический сюжет. Отличие состояло также в том, что вофранцузских трагедиях сравнивался монархический и республиканский образправления (в “Цинне” Корнеля, в “Бруте” и “Юлии Цезаре” Вольтера), в трагедияхСумарокова республиканская тема отсутствует. Как убежденный монархист, он могтирании противопоставить только просвещенный абсолютизм.
Трагедии Сумарокова представляютсобой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только нарядовых дворян, но и на монархов. В этом — одна из причин недоброжелательногоотношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устоимонархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах егонравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелеваетгероям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь,подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют ихосуществлению. В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены два типагероев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в концеконцов преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг.К ним относятся Хорев (пьеса “Хорев”), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы,представляющей собой вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия“Синав и Трувор”) и ряд других.
Проблема обуздания, преодоленияличного “страстного” начала акцентируется в репликах действующих лиц.“Преодолей себя и вознесися паче”,— поучает Трувора новгородский бояринГостомысл,
При жизни Сумарокова не было изданополное собрание его сочинений, хотя выходило много стихотворных сборников,составленных по жанровому признаку.
Сумароков умер в Москве, 59 лет отроду, и похоронен в Донском монастыре.
После смерти поэта Новиков дважды издавалПолное собрание всех сочинений Сумарокова (1781, 1787).
1.2 Сумароков как родоначальниктрагедийного жанра
Литературную славу принеслиСумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в русскую литературу. Восхищенныесовременники называли его “северным Расином”. Всего им написано девятьтрагедий. Шесть — с 1747 по 1758 г.: “Хорев” (1747), “Гамлет” (1748), “Синав иТрувор” (1750), “Артистона” (1750), “Семира” (1751), “Ярополк и Демиза” (1758).Затем, после десятилетнего перерыва, еще три:
“Вышеслав” (1768), “ДмитрийСамозванец” (1771) и “Мстислав” (1774).
Сумароков широко использовал в своихтрагедиях опыт французских драматургов ХУП-ХУШ вв. — Корнеля, Расина, Вольтера.Но при всем том в трагедиях Сумарокова были и отличительные черты. В трагедияхКорнеля и Расина наряду с политическими имели место и сугубо психологическиепьесы (“Сид” Корнеля, “Федра” Расина). Все трагедии Сумарокова носят резковыраженную политическую окраску. Авторы французских трагедий писали пьесы наантичные, испанские и “восточные” сюжеты. В основу большей части трагедийСумарокова положена отечественная тематика. При этом наблюдается интереснаязакономерность. Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории,легендарного или полулегендарного характера, что “Бери свою любовь и овладейсобой” (Ч( 3. С. 136),— вторит Гостомыслу его дочь Ильмена.
Сумароков решительно переделывает одну из лучших трагедийШекспира “Гамлет”, специально подчеркивая свое несогласие с автором.„Гамлет" мой,— писал Сумароков,— на Шекспирову трагедию едва-едва походит”(10. С. 117). Действительно, в пьесе Сумарокова отца Гамлета убивает неКлавдий, а Полоний. Осуществляя возмездие, Гамлет должен стать убийцей отцалюбимой им девушки. В связи с этим до неузнаваемости изменяется знаменитыймонолог Гамлета, начинающийся у Шекспира словами “Быть или не быть?”:
Что делать мне теперь?
Не знаю, что зачать? Легко ль Офелиюнавеки потерять!
Отец! Любовница! О имена драгие...
Пред кем я преступлю? Вы мне равнолюбезны (3. С. 94 — 95).
Ко второму типу относятся персонажи,у которых страсть одерживает победу над государственным долгом. Это преждевсего лица, облеченные верховной властью,— князья, монархи, т. е. те, кто, помысли Сумарокова, должен особенно ревностно выполнять свои обязанности:
Потребно множество монархупроницанья,
Коль хочет он носить венец безпорицанья.
И если хочет он во славе быти тверд,
Быть должен праведен и строг имилосерд (3. С. 47).
Но, к сожалению, власть частоослепляет правителей, и они легче, чем их подданные, оказываются рабами своихчувств, что самым печальным образом отражается на судьбе зависимых от нихлюдей. Так, жертвами подозрительности князя Кия становятся его брат и невестабрата — Оснельда (“Хорев”). Ослепленный любовной страстью новгородский князьСинав доводит до самоубийства Трувора и его возлюбленную Ильмену (“Синав иТрувор”). Наказанием неразумным правителям чаще всего становятся раскаяние,муки совести, наступающие после запоздалого прозрения. Однако в некоторыхслучаях Сумароков допускает и более грозные формы возмездия.
Самой смелой в этом отношенииоказалась трагедия “Дмитрий Самозванец” — единственная из пьес Сумарокова,основанная на достоверных исторических событиях. Это первая в Россиитираноборческая трагедия. В ней Сумароков показал правителя, убежденного всвоем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию. Своитиранические наклонности Самозванец декларирует настолько откровенно, что этодаже вредит психологической убедительности образа: “Я к ужасу привык,злодейством разъярен, //Наполнен варварством и кровью обагрен” (4. С. 74).
Сумароков разделяет просветительскуюидею о праве народа на свержение монарха-тирана. Разумеется, под народомподразумеваются не простолюдины, а дворяне. В пьесе эта идея реализуется в видеоткрытого выступления воинов против Самозванца, который перед лицом неминуемойгибели закалывает себя кинжалом. Следует отметить, что незаконность правленияЛжедмитрия мотивируется в пьесе не самозванством, а тираническим правлениемгероя: “Когда б не царствовал в России ты злонравно, // Димитрий ты иль нет,сие народу равно” (4. С. 76).
Заслуга Сумарокова перед русскойдраматургией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, оказавшийсячрезвычайно устойчивым на протяжении всего XVIII в. Неизменный геройсумароковских трагедий — правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти —подозрительности, честолюбию, ревности — ив силу этого причиняющий страданиясвоим подданным.
Для того чтобы тирания монархараскрывалась в сюжете пьесы, в нее вводятся двое влюбленных, счастью которыхпрепятствует деспотическая воля правителя. Поведение влюбленных определяетсяборьбой в их душе долга и страсти. Однако в пьесах, где деспотизм монархаприобретает разрушительные размеры, борьба между долгом и страстью влюбленныхуступает место борьбе с правителем-тираном. Развязка трагедий может быть нетолько печальной, но и счастливой, как в “Дмитрии Самозванце”. Этосвидетельствует об уверенности Сумарокова в возможности обуздания деспотизма.
Герои сумароковских пьес малоиндивидуализированы и соотносятся с той общественной ролью, которая имотводится в пьесе: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженныйвоеначальник и т. п. Обращают на себя внимание пространные монологи. Высокомустрою трагедии соответствуют александрийские стихи (шестистопный ямб с парнойрифмой и цезурой посередине стиха). Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места, времени и действия.
1.3 Комедии и сатиры
Сумарокову принадлежат двенадцатькомедий. По опыту французской литературы “правильная” классическая комедиядолжна быть написана стихами и состоять из пяти актов. Но Сумароков в раннихсвоих опытах опирался на другую традицию — на интермедии и на комедиюдель-арте, знакомую русскому зрителю по спектаклям приезжих итальянскихартистов. Сюжеты пьес традиционны: сватовство к героине нескольких соперников,что дает автору возможность демонстрировать их смешные стороны. Интрига обычноосложняется благоволением родителей невесты к самому недостойному изпретендентов, что не мешает, впрочем, благополучной развязке. Первые трикомедии Сумарокова “Тресотиниус”, “Пустая ссора” и “Чудовищи”, состоявшие изодного действия, появились в 1750 г. Герои их повторяют действующих лиц комедиидельарте: хвастливый воин, ловкий слуга, ученый педант, алчный судья. Комическийэффект достигался примитивными фарсовыми приемами: дракой, словеснымиперепалками, переодеванием.
Так, в комедии “Тресотиниус” к дочеригосподина Оронта — Кларисе сватаются ученый Тресотиниус и хвастливый офицерБрамарбас, Господин Оронт — на стороне Тресотиниуса. Сама же Клариса любитДоранта. Она притворно соглашается подчиниться воле отца, но втайне от неговписывает в брачный контракт не Тресотиниуса, а Доранта. Оронт вынужденпримириться с совершившимся. Комедия “Тресотиниус”, как мы видим, еще оченьсвязана с иноземными образцами, героев, заключение брачного контракта — все этовзято из итальянских пьес. Русская действительность представлена сатирой наконкретное лицо. В образе Тресотиниуса выведен поэт Тредиаковский. В пьесемного стрел направлено в Тредиаковского, вплоть до пародии на его любовныепесенки.
Следующие шесть комедий — “Приданоеобманом”, “Опекун”, “Лихоимец”, “Три брата совместники”, “Ядовитый”, “Нарцисс”— были написаны в период с 1764 по 1768 г. Это так называемые комедии характеров.Главным герой в них дается крупным планом. Его “порок” — самовлюбленность(“Нарцисс”), злоязычие (“Ядовитый”), скупость (“Лихоимец”) — становитсяобъектом сатирического осмеяния.
На сюжет некоторых комедий характеровСумарокова оказала влияние “мещанская” слезная драма; в ней обычно изображалисьдобродетельные герои, находящиеся в материальной зависимости от “порочных”персонажей. Большую роль в развязке слезных драм играл мотив узнавания,появление неожиданных свидетелей, вмешательство представителей закона. Наиболеетипична для комедий характеров пьеса “Опекун” (1765). Ее герой — Чужехват —разновидность типа скупца. Но в отличие от комических вариантов этого характерасумароковский скупец страшен и отвратителен. Будучи опекуном нескольких сирот,он присваивает их состояние. Некоторых из них — Нису, Пасквина — он держит наположении слуг. Сострате препятствует выйти замуж за любимого человека. В концепьесы козни Чужехвата разоблачаются, и он должен предстать перед судом.
К 1772 г. относятся “бытовые” комедии:“Мать — совместница дочери”, “Вздорщица” и “Рогоносец по воображению”.Последняя из них испытала влияние пьесы Фонвизина “Бригадир”. В “Рогоносце”противопоставлены друг другу два типа дворян: образованные, наделенные тонкимичувствами Флориза и граф Кассандр — и невежественные, грубые, примитивныепомещик Викул и его жена Хавронья. Эта чета много ест, много спит, играет отскуки в карты.
Одна из сцен живописно передает чертыбыта этих помещиков. По случаю приезда графа Кассандра, Хавронья заказываетдворецкому праздничный обед.
Делается это увлеченно, вдохновенно,со знанием дела. Обширный перечень блюд колоритно характеризует утробныеинтересы деревенских гурманов. Здесь — свиные ноги со сметаной и хреном,желудок с начинкой, пирожки с солеными груздями, “фрукасе” из свинины счерносливом и каша “размазня” в “муравленом” горшочке, который, ради знатногогостя, приказано накрыть “веницейской” (венецианской) тарелкой.
Забавен рассказ Хавроньи о посещенииею петербургского театра, где она смотрела трагедию Сумарокова “Хорев”. Всеувиденное на сцене она приняла за подлинное происшествие и после самоубийстваХорева решила поскорее покинуть театр. “Рогонесец по воображению” — шаг впередв драматургии Сумарокова. В отличие от предшествующих пьес, писатель избегаетздесь слишком прямолинейного осуждения героев. В сущности, Викул и Хавронья —неплохие люди. Они добродушны, гостеприимны, трогательно привязаны друг кдругу. Беда их в том, что они не получили должного воспитания и образования.
Сумарокову принадлежат десять сатир.Лучшая из них — “О благородстве” — близка по содержанию к сатире Кантемира“Филарет и Евгений”, но отличается от нее лаконизмом и гражданскойстрастностью. Тема произведения — истинное и мнимое благородство. ДворянинуСумарокову больно и стыдно за собратьев по сословию, которые, пользуясьвыгодами своего положения, забыли об обязанностях. Подлинное благородство — вполезных для общества делах:
Древность рода, с точки зрения поэта,— весьма сомнительноепреимущество, поскольку родоначальником всего человечества, согласно Библии,был Адам. Право на высокие посты дает только просвещение. Дворянинревежда,дворянин-бездельник не может претендовать на благородство:
А если ни к какой я должности негоден,—
Мой предок дворянин, а я неблагороден (4.С. 191).
В других своих сатирах Сумароковвысмеивает бездарных, но амбициозных писателей (“О худых рифмотворцах”),невежественных и корыстолюбивых судейских чиновников (“О худых судьях”),дворян-галломанов, уродующих русскую речь (“О французском языке”). Большаячасть сатир Сумарокова написана александрийскими стихами в форме монолога,насыщенного риторическими вопросами, обращениями, восклицаниями.
Особое место среди сатирических произведений Сумароковазанимает “Хор ко превратному свету”. Слово “превратный” означает здесь “иной”,“другой”, “противоположный”. “Хор” был заказан Сумарокову в 1762 г. дляпубличного маскарада “Торжествующая Минерва” по случаю коронации в МосквеЕкатерины II. По замыслу устроителей маскарада в нем должны были высмеиватьсяпороки предшествующего царствования. Но Сумароков нарушил предложенные емуграницы и заговорил об общих недостатках русского общества. “Хор” начинается срассказа “синицы”, прилетевшей из-за “полночного” моря, об идеальных порядках,которые она видела в чужом (“превратном”) царстве и которые резко отличаются отвсего того, что она встречает у себя на родине. Само “превратное” царство имеету Сумарокова утопический, умозрительный характер. Но этот чисто сатирическийприем помогает ему обличать взяточничество, неправосудие подьячих,пренебрежение дворян к наукам, увлечение всем “чужестранным”. Наиболее смелымивыглядели стихи об участи крестьян: “Со крестьян там кожи не сдирают, //Деревень на карты там не ставят, // За морем людьми не торгуют” (6. С. 280).

2. ПОЭЗИЯ И ПУБЛИЦИСТИКА А.П.СУМАРОКОВА
 
2.1 Поэтическое творчество
Поэтическое творчество Сумароковачрезвычайно разнообразно. Он писал оды, сатиры, эклоги, элегии, эпистолы,эпиграммы. У современников особенной популярностью пользовались его притчи илюбовные песни.
Этим словом, обозначающим короткийназидательный рассказ, писатель называл свои басни. Сумарокова можно считатьоснователем басенного жанра в русской литературе. Он обращался к нему напротяжении всей своей творческой жизни и создал 374 басни. Современники высокоотзывались о них. “Притчи его почитаются сокровищами Российского Парнаса”,—указывал Н. И. Новиков в своем “Опыте исторического словаря о российскихписателях”. Притчи Сумарокова отражают самые разнообразные стороны русскойжизни того времени. По тематике их можно разделить на три основные группы.
Первая посвящена сугубо литературнымвопросам. Здесь выводятся невежественные, бездарные поэты, нагло вторгающиеся влитературу (“Жуки и Пчелы”, “Кокушка”), писатели, засоряющие язык иностраннымисловами (“Порча языка”), а также личные противники Сумарокова на поэтическомпоприще — Тредиаковский и Ломоносов (“Сова и Рифмач”, “Обезьяна-стихотворец”).Ко второй группе следует отнести притчи морально-бытового характера. В нихосуждаются дикие развлечения (“Кулашный бой”), повальное пьянство (“Сатир иГнусные люди”), бессердечие и ханжество (“Безногий солдат”), чванство своимбогатством (“Соболья шуба”) и ряд других явлений, связанных с невежеством игрубыми нравами разных слоев общества. Третью группу составляют притчисоциально-политического характера, в которых обличаются деспотизм и бездарностьправителей (“Голуби и Коршун”, “Болван”), хитрость и лицемерие придворных (“Пиру Льва”), праздность и паразитизм дворян (“Ось и Бык”), дворянское высокомерие (“Блоха”),алчность и крючкотворство чиновников (“Протокол”, “Стряпчий”), Сам Сумароков,видимо, не очень верил в дидактические, “исправительные” возможностисатирических произведений. Об этом, в частности, свидетельствует его притча“Арап”, начинающаяся словами: “Чье сердце злобно, // Того исправить неудобно”(7. С. 221). Поэтому большая часть басен Сумарокова имеет не стольконравоучительный, сколько обличительный характер.
Сумароков первый в русской литературеввел в жанр басни разностопный стих и этим резко повысил ее выразительныевозможности. Не довольствуясь аллегорическими образами из животного ирастительного мира, поэт часто обращался к конкретному бытовому материалу и наего основе создавал выразительные жанровые сценки (“Стряпчий”, “Шалунья”, “Мужики Кляча”, “Кисельник”). В своих притчах, относящихся, по поэтической градацииклассицистов, к низким жанрам, Сумароков ориентировался на русский фольклор —на сказку, пословицу, анекдот с их грубоватым юмором и живописным разговорнымязыком. У Сумарокова можно встретить такие выражения, как “и патоку поколупала”(“Жуки и Пчелы”), “защекотало ей его ворчанье в ухе” (“Безногий солдат”), “нимолока, ни шерсти” (“Болван”), “и плюнула в глаза” (“Спорщица”), “какой плетешьты вздор” (“Шалунья”). Сумароков огрубляет язык своих басен. В самом подборевульгарных слов он видит одно из средств унизить, высмеять отвергаемые имявления частной и общественной жизни. Эта черта резко отличает притчиСумарокова от галантных, рафинированных басен Лафонтена. В области басенСумароков — один из предшественников Крылова.
Любовная поэзия в творчествеСумарокова представлен эклогами и песнями. Эклоги его, как правило, созданы поодному ж тому же плану. Сначала возникает пейзажная картина: луг, роща, ручейили река; герои и героини — идиллические пастухи и пастушки с античными именамиДамон, Клариса и т. п. Изображаются их любовные томления, жалобы, признания.Завершаются эклога счастливой развязкой эротического, подчас довольнооткровенного, характера.
Большим успехом у современниковпользовались песни Сумарокова, особенно любовные. Всего им было написано свыше150 песен. Чувства, выраженные в них, чрезвычайно разнообразны, но чаще всегопередают страдания, муки любви. Здесь и горечь неразделенной страсти, иревность, и тоска, вызванная разлукой с любимым человеком. Любовная лирикаСумарокова полностью освобождена от всякого рода реалий. Мы не знаем ни именигероев, ни их общественного положения, ни места, где они живут, ни причин,вызвавших их разлуку. Чувства, отрешенные от быта и социальных отношенийгероев, выражают общечеловеческие переживания. В этом одна из черт“классицистичности” поэзии Сумарокова.
Некоторые из песен стилизованы в духефольклорной поэзии. К ним относятся: “В роще девки гуляли” с характернымприпевом “Калина ли моя, малина ли моя”; “Где ни гуляю, ни хожу” с описаниемнародных гуляний. К этой категории следует отнести песни военного исатирического содержания: “О ты, крепкий, крепкий Бендерград” и “Савушкагрешен”. Песни Сумарокова отличаются исключительным ритмическим богатством. Онписал их двусложными и трехсложными размерами и даже дольниками. Столь жеразнообразен их строфический рисунок. О популярности песен Сумароковасвидетельствует включение многих из них в печатные и рукописные песенники XVIIIв., часто без имени автора.
Сумароковым написаны первые в русскойлитературе элегии. Этот жанр был известен еще в античной поэзии, а позже сталобщеевропейским достоянием. Содержанием элегий обычно были грустныеразмышления, вызванные несчастной любовью: разлукой с любимым человеком,изменой и т. п. Позже, особенно в XIX в., элегии наполнились философскими игражданскими темами. В XVIII в. элегии, как правило, писались александрийскимистихами.
В творчестве Сумарокова использованиеэтого жанра в известной степени было подготовлено его же трагедиями, гдемонологи героев часто представляли собой своего рода маленькие элегии. Наиболеетрадиционны в поэзии Сумарокова элегии с любовной тематикой, такие, как “Ужеушли от нас играния и смехи”, “Другим печальный стих рождает стихотворство”.
Своеобразный цикл образуют элегии,связанные с театральной деятельностью автора. Две из них (“На смерть Ф. Г.Волкова” и “На смерть Татьяны Михайловны Троепольской”) вызваны преждевременнойкончиной ведущих артистов петербургского придворного театра — лучшихисполнителей трагических ролей в пьесах Сумарокова. В двух других элегиях —“Страдай прискорбный дух, терзайся грудь моя” и “Все меры превзошла теперь моядосада” — отразились драматические эпизоды театральной деятельности самого поэта.В первой из них он жалуется на происки врагов, лишивших его директорскогоместа. Вторая вызвана грубым нарушением авторских прав. Сумароков категорическивозражал против исполнения роли Ильмены в его пьесе “Синав и Трувор” бездарнойактрисой Ивановой, которой симпатизировал московский главнокомандующийСалтыков.
Автор обратился с жалобой на произволСалтыкова к императрице, но получил в ответ насмешливое оскорбительное письмо.Произведения Сумарокова значительно расширили жанровый состав русской классицистическойлитературы. “… Первый он из россиян,— писал Н. И. Новиков, — начал писатьтрагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел в оных, чтозаслужил название “северногоРасина”.(8. С. 36)
2.1 Публицистика и драматургия
Сумароков был так же и выдающимсяжурналистом, он остро ощущал и сугубо художественные задачи, которые стоялиперед русской литературой. Свои соображения по этим вопросам он изложил в двухэпистолах: “О русском языке” и “О стихотворстве”. В дальнейшем он объединил ихв одном произведении под названием “Наставление хотящим быти писателями”(1774). Образцом для “Наставления” послужил трактат Буало “Искусство поэзии”,но в сочинении Сумарокова ощущается самостоятельная позиция, продиктованнаянасущными потребностями русской литературы. В трактате Буало не ставится вопросо создании национального языка, поскольку во Франции XVII в. эта проблема ужебыла решена. Сумароков же именно с этого начинает свое “Наставление”: “Такойнам надобен язык, как был у греков, // Какой у римлян был, И следуя в том им //Как ныне говорит Италия и Рим” (1. С. 360).
Основное место в “Наставлении”отведено характеристике новых для русской литературы жанров: идиллии, оды,поэмы, трагедии, комедии, сатиры, басни. Большая часть рекомендаций связана свыбором стиля для каждого из них: “Во стихотворстве знай различие родов // Ичто начнешь, ищи к тому приличных слов” (1. С. 365). Но отношение к отдельнымжанрам у Буало и Сумарокова не всегда совпадает. Буало очень высоко отзываетсяо поэме. Он ставит ее даже выше трагедии. Сумароков говорит о ней меньше,довольствуясь лишь характеристикой ее стиля. За всю свою жизнь он не написал ниодной поэмы. Его талант раскрылся в трагедии и комедии, Буало вполне терпим кмалым жанрам — к балладе, рондо, мадригалу. Сумароков в эпистоле “Остихотворстве” называет их “безделками”, а в “Наставлении” обходит полныммолчанием.
В конце царствования императрицыЕлизаветы Сумароков выступил против установившегося образа правления. Еговозмущало то, что дворяне не соответствуют идеальному образу “сыновейотечества”, что процветает взяточничество. В 1759 он начал издавать журнал“Трудолюбивая пчела”, посвященный жене наследника престола, будущей императрицеЕкатерине II, с которой он связывал надежды на устроение жизни по истиннонравственным принципам. В журнале содержались нападки на вельмож и подъячих,из-за чего он был закрыт через год после основания.
Оппозиционность Сумарокова не впоследнюю очередь была основана на его тяжелом, раздражительном характере.Житейские и литературные конфликты — в частности, конфликт с Ломоносовым-отчасти тоже объясняются этим обстоятельством. Приход Екатерины II к властиразочаровал Сумарокова тем, что кучка ее фаворитов в первую очередь взялась неза служение общему благу, а за удовлетворение личных потребностей.
Крайне самолюбивый и строптивый нравСумарокова служил источником бесконечных ссор и столкновений, даже с ближайшимиего родными. Подорвать литературный авторитет Сумарокова врагам его не
удавалось, но в отношениях к немумногих лиц из высшего и литературного круга было немало несправедливого. Увельмож его дразнили и потешались его бешенством; Ломоносов и Третьяковскийдонимали его насмешками и эпиграммами. Они жестоко напали на И. П. Елагина,когда тот в своей «сатире на петиметра и кокеток» обратился кСумарокову в таких выражениях:
Наперсник Буалов, российский нашРасин,
Защитник истины, гонитель, бичпороков.(5. С. 34)
Сумароков, с своей стороны, неоставался в долгу: в своих вздорных одах — он пародировал высокопарные строфыЛомоносова, а Тредьяковского изобразил в «Трессотиниусе», в лицетупого педанта, то читающего неуклюжие и смешные стихи, от которых все бегут,то рассуждающего о том, какое «твердо» правильные — о трех-ли ногахили об одной. Противниками Сумарокова на литературном поприще были еще Эмин иЛукин, но Херасков, Майков, Княжнин, Аблесимов склонялись перед его авторитетоми были его друзьями.
С цензурой Сумароков вел постояннуюборьбу. В большинство случаев непримиримость Сумарокова объяснялась егонеуклонным стремлением к истине, как он ее понимал. С сильнейшими вельможамисвоего времени Сумароков так же спорил и горячился, как и со своими собратьямипо перу, и ни шутом у них, ни льстецом не мог быть уже по самой своей; натуре.Отношения Сумарокова к И. И. Шувалову были проникнуты искренним и глубокимуважением.
Сумароков управлял театром неособенно долго: из-за каких-то в точности неизвестных столкновений с артистамии недоразумений или, вернее, интриг, Сумароков был, в 1761 г., уволен от званиядиректора театра. Хотя это не охладило в нем страсти к сочинительству, но онбыл очень огорчен и с особенной радостью встретил воцарение Екатерины II. Впохвальном слове, написанном по этому поводу, он в сильных выражениях нападална невежество, укрепленное пристрастием и силой, как на источник неправды вжизни; он умолял государыню исполнить то, что смерть помешала исполнить ПетруВеликому — создать «великолепный храм ненарушимого правосудия».Императрица Екатерина знала и ценила Сумарокова и, несмотря на необходимостьподчас делать этой «горячей голове» внушения, не лишала его своегорасположения. Все сочинения его печатались на счет Кабинета.
Любопытно и для характеристики времени и нравов, и для определениявзаимных отношений Сумарокова и императрицы, дело его с содержателеммосковского театра Бельмонти, которому он запретил играть свои произведения.Бельмонти обратился к главнокомандующему Москвы, фельдмаршалу гр. П. С.Салтыкову, и тот, не вникнув хорошенько в дело, разрешил ему игратьпроизведения Сумарокова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество Сумарокова оказало большоевлияние на современную ему русскую литературу. Просветитель Н.Новиков бралэпиграфы к своим антиекатерининским сатирическим журналам из притч Сумарокова:“Они работают, а вы их труд ядите”, “Опасно наставленье строго, / Где зверстваи безумства много” и др. Радищев называл Сумарокова великим мужем. Пушкинсчитал его главной заслугой то, что “Сумароков требовал уважения кстихотворству в пору пренебрежительного отношения к литературе”.
При всех слабостях и странностях,Сумароков имел доброе сердце и готов был последним поделиться с бедняком. Онникогда не упускал случая заступиться за гонимого, выразить резкий протестпротив поругания человеческого достоинства в крестьянине. Самомнение его былочрезвычайно велико: он называл Вольтера единственным, вместе с Метастазием,достойным своим совместником. Стихотворения Сумарокова вышли в свет в 1769 г.;затем все сочинения его были изданы Н. И. Новиковым дважды, в 1781 и 1787 гг.Всего больше выдаются из них драматические произведения, которыми Сумароковстяжал у современников славу «отца российского театра» и«северного Расина». Конечно, серьезно сравнивать Сумароков сфранцузским трагиком нельзя; он уступал ему и по силе таланта, и пооригинальности.
Образцом для Сумарокова служили Расини Вольтер. Его трагедии отличаются всеми внешними свойствами ложноклассическойфранцузской трагедии — ее условностью, отсутствием живого действия,односторонним изображением характеров и т. д. Сумароков не толькоперерабатывал, но прямо заимствовал из французских трагедий план, идеи,характер, даже целые сцены и монологи. Его Синавы и Труворы, Ростиславы иМстиславы были лишь бледными копиями Ипполитов, Британников и Брутовфранцузских трагедий.
Современникам трагедии Сумарокованравились идеализацией характеров и страстей, торжественностью монологов,внешними эффектами, яркой противоположностью между добродетельными и порочнымилицами; они надолго утвердили ложноклассический репертуар на русской сцене.Будучи лишены национального и исторического колорита, трагедии Сумарокова имеливоспитательное значение для публики в том отношении, что в уста действующих лицвлагались господствовавшие в то время в европейской литературе возвышенные идеио чести, долге, любви к отечеству и изображения страстей облекались воблагороженную и утонченную форму.
Комедии Сумарокова имели меньшийуспех, чем трагедии. И они, большей частью, переделки и подражания иноземнымобразцам; но в них гораздо больше сатирического элемента, обращенного к русскойдействительности. В этом отношении комедии Сумарокова, из которых лучшая — «Опекун», вместе с сатирами, баснями и некоторыми эклогами,представляют богатый материал для изучения духа эпохи и общества. Цель комедииСумароков.
В тяжелые минуты душой Сумароковымовладевало религиозное чувство, и он искал утешение от скорбей в псалмах; онпереложил псалтырь в стихи и писал духовные сочинения, но в них столь же малопоэзии как и в его духовных одах. Его критические статьи и рассуждения в прозеимеют в настоящее время лишь историческое значение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Алданов, М.С. Русская литература в эпоху классицизма. / М.С. Алданов.М., 1992.468 с.
2.Аренд, X.В. Становление русской классической литературы./ Х.В. Аренд. М., 1996.539с.
3.Булич, Н.П. Сумароков и современная ему критика./ Н.П. Булич. СПб., 1954. 351с.
4.Гарджиев К.С. Введение в литературоведение. -М.: Издательская корпорация Логос,1997.
5.Мекаревич Э. Легальная революция/УДиалог.1999. — № 10-12.
6.Сумароков А.П. Поли. собр. всех соч. Ч. 4.
7. Новиков Н.И. Избранные сочиненияМ., Л., 1951.
8. Пушкин, А.С. Собраниесочинений./ А.С. Пушкин. М., 1987. 639с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Образование и наука в первой половине XIX века в России
Реферат Федеральный закон об обязательном госпенсионном страховании РФ Социальные пенсии
Реферат Основные школьные построения (геометрия)
Реферат Использование компьютерных технологий на уроках технического труда
Реферат Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
Реферат Класифікація джерел небезпеки небезпечних та шкідливих факторів 2
Реферат Использование ассимиляционного региона в экономике Курганской области
Реферат Іо. Федьковича гуманізм І конструктивізм у фізичному вихованні студентської молоді ключові слова
Реферат Безопасность труда на рабочем месте контролера ОТК
Реферат О смысле массовой коммуникации. Массовая инфоpмация и выживание
Реферат Изучение порядка учета амортизации основных средств и нематериальных активов
Реферат Your actions speak louder than words
Реферат Генезис и региональные особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII – 30 –е гг. XX вв.)
Реферат 1. цель и задачи преподавания дисциплины
Реферат Корейский полуостров