Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество А.И. Солженицына

План
 
Вступление
1.  Советское государство и общество в1920-1930-е гг.
2.  Биография А.И Солженицына
3.  Трагические страницы в истории итворчестве писателя
4.  «Архипелаг ГУЛАГ» как опытхудожественного исследования
5.  «Один день Ивана Денисовича». Время ипространство в художественном произведении
Заключение
Используемая литература

Вступление
 
Цели и задачи
1)        Показать значениеСолженицына в литературе и развитии общественной мысли страны
2)        Показатьпублицистичность, обращенность рассказов к читателю.
3)        Проанализироватьотдельные эпизоды, их роль в общем содержании повествования, сопоставитьперсонажей произведений Солженицына: портрет, характер, поступки…
4)        На материалепроизведений Солженицына показать трагическую судьбу человека в тоталитарномгосударстве
Тема неволи не былаоткрытием литературы 20 века. Но никогда ещё эта тема не занимала такогообширного места в литературном потоке. Политика и литература тесно сплелисьтолько в это время.
Сейчас в литературе олагере наиболее известными писателями являются Александр Солженицын, ВарламШаламов. Мне хочется остановиться на произведениях А.И.Солженицына-основоположника лагерной прозы.
Любое произведение литературы, отображая жизнь с помощью слова, обращено к сознанию читателя и в той или иной степени на него воздействует. Прямое воздействие, как известно, имеет место в произведениях публицистики, посвященных актуальным вопросам текущей жизни общества. Факты действительной жизни, человеческие характеры и судьбы рассматриваются писателем-публицистом, как конкретная основа взглядов автора, ставящего перед собой цель самим фактом, логикой суждения и выразительностью образа заставить читателя понять собственную точку зрения.
В своем реферате я постараюсь затронуть основные стороны исследований Солженицына в сфере объективного анализа репрессивной системы сталинских лагерей. Совершенно неслучайно именно эта тема явилась основополагающей в моей работе, так как актуальность ее видна и по сей день. Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но еще страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, все может произойти снова в еще более жесткой форме.
А.И.Солженицын был первым, кто показал в художественной форме психологию времени. Он первый открыл завесу тайны над тем, о чем знали многие, но боялись рассказать. Именно он сделал шаг в сторону правдивого освещения проблем общества и отдельно взятого человека.
Каждый, кто прошёл репрессии, описанные Солженицыным (да и не только им), заслуживает особого внимания и почтения, вне зависимости от того, где он их провел.
«Архипелаг Гулаг» является не только памятником всем, «кому не хватило жизни об этом рассказать», это своего рода предостережение будущему поколению.
Работа писателя ставит своей целью проследить соотношение категорий «правда факта» и «художественная правда» на материале произведения документальной прозы «Архипелаг ГУЛАГ» и рассказа «Один день Ивана Денисовича». Это произведения, создававшиеся на протяжении десяти лет, стали энциклопедией лагерной жизни.
Но что такое „Архипелаг ГУЛАГ“ — мемуары, автобиографический роман, своеобразная историческая хроника? Александр Солженицын определил жанр этого документального повествования как „опыт художественного исследования“. То, что изображено в его книгах, не может быть подвергнуто искажению, неся своеобразный отпечаток времени, власти и истории. ( А. Сандлер, М. Этлис «Современники ГУЛАГа». Книга воспоминаний и размышлений)
 

1. Советскоегосударство и общество в 1920-1930-е гг
Репрессии в СССР непрекращались с 1918 года. Однако после завоевания И.В. Сталиным в 1929 годупозиции бесспорного лидера они неуклонно ужесточались. Официальная пропагандаподчёркивала, что победа партии большевиков в октябре 1917 г. была достигнутаблагодаря «мудрому руководству» Сталина. Постепенно формировался ореолнепогрешимости вокруг его имени, складывался культ личности вождя. Любаякритика в адрес Генерального секретаря или кого-либо из его ближайшихсоратников, в том числе и в частной беседе, квалифицировалась какконтрреволюционный заговор. Всякий, не сообщивший об этом в высшие партийныеинстанции, считался «врагом народа», его ждало суровое наказание.Принадлежность к старой большевистской гвардии уже не спасала от карательныхмер. Теоретическим обоснованием политики репрессий стал выдвинутый И.В.Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессесоциалистического строительства.
Продолжали действоватьконцентрационные лагеря. Наиболее известным был Соловецкий лагерь особогоназначения (СЛОН). В связи с резким увеличением количества заключенных послепроведения кампании борьбы с кулачеством в 1930-1931 гг. было создано Главноеуправление лагерями (ГУЛАГ). ( Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А.История Отечества)
2. Биография А.И.Солженицына
 
А.И.Солженицын родился в крестьянской семье на следующий год после Октябрьской революции, т.е. в 1918г.,в городе Кисловодске. Отец Солженицына был участникомпервой мировой войны, куда ушёл из Московского университета добровольцем,трижды был награждён за храбрость и погиб на охоте за полгода до рождения сына. Воспитывался матерью и жил в трудныхматериальных условиях в Ростове-на-Дону. Тяга к дореволюционному прошломусемьи, в которой хранили память о прежней жизни, непохожей на советскую, раноподвела писателя к замыслу большой книги (по образцу „Войны и мира“Л. Н. Толстого) о первой мировой войне и революции. Еще в школе писал стихи,рассказы и мечтал стать писателем.
После окончания школыпоступил на физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону.Заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории.Начавшаяся Отечественная война уводит Солженицына на фронт. С 1943 по 1945 он командует артиллерийской батареей, имеет чин капитана, награждается медалями и орденами, и,казалось, ничто в будущем не предвещает ему той страшной участи, которая выпалана его долю.
В февраля1945 был арестован и осужден на 8 лет за переписку с другом, где критическивысказался о И.В. Сталине. Его отправляют в исправительно-трудовой лагерь,обвиняя „в антисоветской агитации и попытке создания антисоветскойорганизации“. Солженицын выжил потому, что как математик попал в»шарашку" — из системы научно-исследовательских институтов МВД-КГБ,где пробыл 1946 по 1950. В лагерях работал чернорабочим, каменщиком,литейщиком.
С февраля1953 Солженицын находится на «вечном ссыльном поселении» в аулеКок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Вскоре врачи поставили ему страшный диагноз – рак. Дважды он лечится в Ташкенте; в деньвыписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге — будущий «Раковыйкорпус». В 1964 автором предпринята поездка в тот самый онкологический диспансердля встречи со своими бывшими лечащими врачами и для уточнения некоторыхмедицинских обстоятельств.
В феврале 1956 Солженицынреабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращениев Россию. (А.П. Шикман Деятели отечественной истории. Биографическийсправочник. Москва, 1997 г.)
В 1962 в журнале«Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский, былопубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имяСолженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Образ главногогероя сложился из солдата Шухова, воевавшего в советско-германскую войну (никогдане сидевшего) и личного опыта автора. Остальные лица- все из лагерной жизни, сих подлинными биографиями. В своём рассказе он практически открыл для отечественного читателялагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи. В эти годы Солженицын восновном пишет рассказы, которые критика иногда называет повестями, — «Случайна станции Кочетовка», «Для пользы дела».
Потом увиделсвет рассказ «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одноиз произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому онипечатались в самиздате и за рубежом (роман «В круге первом», 1955 — 68; 1990; повесть «Раковый корпус», 1966, 1990).
В 1962 году егопринимают в Союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию. В 1960-е работал над книгой «Архипелаг ГУЛАГ»(1964 — 1970), которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органовКГБ, так как они бдительно следили за деятельностью писателя. Но письма бывшихзаключенных и встречи с ними способствуют работе над многими произведениями.
Публикация трехтомногохудожественно-документального исследования «Архипелаг ГУЛАГ»произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем«Один день Ивана Денисовича». Книга не только представляетподробнейшую историю уничтожения народов России, но и утверждает христианскиеидеалы свободы и милосердия, одаривая опытом сохранения души в царстве«колючей проволоки». (Д.Н.Мурин «Один час, один день, одна жизньчеловека в рассказах А.И.Солженицына», журнал «Литература в школе», 1990, № 5)
В 1967Солженицын был исключен из Союза писателей. Особая борьба с писателем нарастаетпосле падения Н.С. Хрущева. В сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына,что перекрывает возможности публикаций некоторых книг. Напечатать удается лишьрассказ «Захар Калита» («Новый мир», 1966, № 1). А повесть«Раковый корпус» начинает публиковаться заграницей. Например, одну главу(«Право лечить») автор отдал для напечатания в Словакии. К весне 1968 всяпервая часть полностью, но с большими погрешностями, была напечатана. Нынешнееиздание- первое выверенное автором и окончательное. Костоглотов возник пообразу одного знакомого фронтового сержанта. Прототип Русанова лежал в диспансерев другое время, но его больничное поведение взято из рассказов соседей попалате Солженицына. Истинная медицинская история Вадима Зацырко совмещена собразом его здорового брата, которого знал автор. Таким же совмещением двух лицполучен Ефрем Поддуев. Дёмка слился из ссыльного ученика и мальчика с больнойногой в Ташкенте. Большинство прочих больных списаны с натуры, и многиеоставлены под своими именами. Также почти без изменений взяты заведующиелучевым и хирургическим отделениями.
Присуждение Нобелевскойпремии по литературе «занравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы” в 1975 г. возбуждает новую волнупреследований и клеветы. Писатель переезжает жить в Цюрих. После декабря 1975он совершает поездку в США, где выступает перед профсоюзными деятелями вВашингтоне и Нью-Йорке. Солженицын — человек, глубоко верующий, не приемлющий насилия,во многих своих произведениях стремится обосновать альтернативный реальныйисторический путь мирового развития. (В.Накшин Открытая дверь: Воспоминания ипортреты. М.,1989 )
В октябре1976 Солженицын с семьей (жена Н. Д. Солженицына, ее мать Е. Ф. Светлова, троесыновей писателя и сын жены от первого брака) переселяется в усадьбу близгорода Кавендиш (штат Вермонт). Там он живёт практически отшельником и полностью посвящаетсебя литературному труду. В этом ему помогает вся семья, организуя нечто вродемаленького издательства.
В 1974 оносновал „Русский общественный фонд“, передав в него все гонорары за»Архипелаг ГУЛАГ". А в 1977 создал «Всероссийскую мемуарнуюбиблиотеку» и «Исследования новейшей русской истории».
Теперь основной работойна долгие годы становится эпопея «Красное Колесо». Исторические главы детальнорисуют конкретные события, показывая участвующих в них лиц. Изображая любогоисторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передатьего внутренний строй и побудительные мотивы действий. Соединяя личные свидетельства суникальными архивными документами, автор пытается дать развёрнутоеповествование о революции в России. Грандиозный замысел рассчитан на двадцатьлет, и в настоящее время работа над ним продолжается уже в России, кудаписатель вернулся в 1995 году.
К 1986 году у Солженицынаскладывается настороженное отношение к горбачевской перестройке. Со своейстороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицынана родину, а сформулированные ранее обвинения, повторялись и варьировалисьмногочисленными советскими публицистами даже в середине 1980-х гг. Лишь в 1989редактору «Нового мира» С.П. Залыгину удалось после долгой борьбынапечатать отобранные автором главы «Архипелага ГУЛАГа».
Хотя как и заграницей, так и на родине личность и творчество Солженицына вызвали множествокак восторженных, так и резко критических книг и статей.
С 1990 прозаСолженицына широко печатается на Родине. А 16 августа того же года УказомПрезидента СССР писателю возвращено гражданство. 18 сентября«Комсомольская правда» и «Литературная газета» публикуютстатью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждает отрудностях при выходе из-под коммунистического гнета.
27 мая 1994Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы,он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможностисотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформыпрезидента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 былпрекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.)
Писательработает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания».Рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»), опубликованные Солженицыным в«Новом мире» (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.(Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва,1997 г.)
3. Трагическиестраницы истории в творчестве писателя
Как сильноможет измениться жизнь человека за несколько лет! Так уж случилось, что и вРоссии в XX веке произошло множество событий, которые очень серьезно меняли ходее истории.
Александр Исаевич Солженицынпережил вместе с Россией и ее народом все тяготы как военной, так ипослевоенной жизни. Он писал о том, что видел сам.
Александр Исаевичописывает отдельное событие в своих произведениях. Он не пытается “захватить”сразу всю Россию. Но с помощью одного эпизода можно понять, что происходило вкаждом селе. Можно понять, как жила страна, как жили люди в это время.
Описывая послевоеннуюРоссию, Солженицын выступал как историк. Первым сказал правду: «…обнищавшийнарод, который работал за грамоты и ради великих идей, которые выдвигалируководители страны…»
В тоталитарномгосударстве у человека нет почти никаких прав, но очень много обязанностей.
В своих произведенияхавтор показывает кризис русской деревни, который начался сразу послесемнадцатого года. Сначала гражданская война, затем коллективизация ираскулачивание. Крестьяне были лишены собственности, потеряли стимул в работе.А ведь именно они позже, во время Великой Отечественной войны, прокормило всюстрану. Жизнь крестьянина, его быт и нравы А. И. Солженицын описал вавтобиографическом рассказе «Матренин двор («Новый мир»,1963, № 1), который полностью достоверен.
Жизнь главной героини иеё смерть воспроизведены как и были на самом деле. Истинное название деревни-Мильцево, Курлувский район, Владимирская область.
Главным героем в нем является самавтор. Это человек, отсидевший в лагерях большой срок, (маленьких тогда простоне давали) и желающий вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая былаизуродована цивилизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир с прекраснойприродой: «На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутоелесом, с прудом и плотиной. Высокое поле было тем самым местом, где не обиднобы и жить и умереть. Там я долго сидел в рощице на пне и думал, что от души быхотел не нуждаться каждый день завтракать и обедать, только бы остаться здесь иночами слушать, как ветви шуршат по крыше — когда ниоткуда не слышно радио ивсе в мире молчит». (А.И.Солженицын «Матрёнин двор»)
Многие люди просто непоняли его намерений: «Тоже и для них редкость была — все ведь просятся вгород, да покрупней». Он и сам разочаровался, потому что не нашёл в деревне то,чего искал: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Всядеревня волокла снедь мешками из областного города».
Перед глазами главногогероя предстает реальный быт крестьянства, а не то, что обычно говорили насъездах партии. Оно обнищало, утратило вековые хозяйственные традиции. Писательвидит дом своей хозяйки Матрены. В нём можно жить лишь летом, да и то только вхорошую погоду. Быт в доме ужаснейший: бегают тараканы и мыши.
Людям в деревне Тальновонечего есть. Матрена спрашивает, что приготовить на обед, но кроме «картови»или «супа картонного» ничего другого из продуктов просто нет. Руководители ужезапаслись дровами, а об остальных людях забыли.
Государство неинтересуется, как живут такие люди, как Матрена. Их права ничем не защищены.Матрена всю жизнь проработала на колхоз, но ей не платят пенсию, потому что онаушла из колхоза раньше, чем ввели пенсии.
В рассказе «Матрениндвор» показано моральное падение людей, стесненных социальными невзгодами.Фаддей больше переживает не о смерти своего сына или Матрены, женщины, которуюон когда-то любил, а о тех дровах, которые он оставил на переезде.
Своим рассказомСолженицын ставит много вопросов и сам же на них отвечает. Колхозный стройоправдал себя во время войны, а теперь он прокормить страну не может. Деревнейкомандуют горожане, приказывают, когда сеять, когда жать.
Автор в своемрассказе не высказывает идей, как нужно изменить мир, он просто правдивоописывает русскую деревню и в этом его истинная заслуга как литератора. Онпоказал народу суровую правду жизни. (Мешков Ю.А. Александр Солженицын. Личность, Творчество.Время. Екатеринбург, 1993)
4. «Архипелаг ГУЛАГ»как опыт художественногоисследования
 
Внебрачное наследиеГУЛАГа,
дитя единокровное — общага.
Раскрыла пасть на трассеУсть-Улима.
Как ни крути, а непроехать мимо.
Гром и литаврыбесконечной стройки,
целинные былинные края.
Фанерной стенкойстиснутые койки.
Одна из них, из десяти,моя.
А на соседней, с ПанькойВолосатой,
живет подросток
из породы статуй.
Сильно могуч и абсолютнолыс.
Столовая и туалет дощатый
в замерзшей луже, вналедях слились.
Пристанище дляобнаглевших крыс.
О, разве всем ниспосланотерпенье
идти на свет сквозьмерзость запустенья!
И где он есть, тотблагодатный свет,
когда кругом, как я,такие ж люди?..
Простым словам освятости, о чуде
поверил бы я вдевятнадцать лет?..
(А.Зорин «Внебрачное наследие
Гулага»// Новый мир.1989.№8.с.4)
 
Обобщающую работу об архипелаге ГУЛАГе(под этим названием) автор задумал и стал писать весной 1958 года. Объём еёпредставлялся меньшим, чем сейчас, но уже был принят принцип последовательныхглав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных,ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Некоторые главы были тогдаже написаны, однако работа прервалась, так как материала — событий, случаев,лиц- на основе одного лишь личного автора и его друзей явно недоставало. Пожалуй, никто из современниковСолженицына в Советском Союзе не осмелился в те годы выступить с подобным глубоким,непредвзятым анализом сталинской действительности.
С конца 1962 года, посленапечатания «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962, № 11), автору приходили письма от бывшихзаключённых с предложениями о встрече. В течение 1963 и 1964 годов был собранобильный материал. Полученную информацию автор располагал по своему прежнему,теперь расширенному и умноженному плану.
Осенью 1964 года былсоставлен окончательный план произведения- в семи частях, и все новыепополняющие материалы входили в эту конструкцию. Зимой 1964-1965 г. в Солотче(под Рязанью) были написаны пятая и первая части. Работа продолжалась летом в Рождестве-на-Истье,а осенью она была прервана, потому что часть авторского архива забрали приобыске у его знакомых. Материалы «Архипелага ГУЛАГа» тотчас же увезли друзьяавтора в Эстонию, куда затем на две зимы уезжал Солженицын и там при содействиибывших заключенных заканчивал книгу.
Таким образом, к марту1967 года шесть первых частей произведения были закончены. А в мае 1968 года вРождестве-на-Истье при содействии друзей отпечатана окончательная редакция всехтрёх томов. С тех пор изменения вносились лишь самые незначительные.
В августе 1973 года при трагическихобстоятельствах неокончательный вариант «Архипелага ГУЛАГа» попал в рукигосбезопасности- и это подтолкнуло немедленную публикацию книги на Западе (ИМКА-пресс, Париж, декабрь 1973), а вскоре автор был выслан из СССР. (Т.В.Пегина «АрхипелагГУЛАГ» А.Солженицына: Природа Художественной правды)
За границей продолжалсяпоток писем и личных свидетельств. Именно это побудило автора доработатьпроизведение. Поэтому и окончательная редакция книги была предложена читателю втомах Собрания сочинений А. Солженицына (1980), вышедшего в издательствеИМКА-пресс в Париже.
Для настоящего отечественного издания«Архипелага ГУЛАГ» автором внесены в текст последние поправки. (Л.Я.Шнейберг Начало конца АрхипелагаГулаг// От Горького до Солженицына. М:.Высшая школа, 1997)
Свои воспоминания,описанные в главной своей, он начинает со слов:
 
ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватиложизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не все увидел,
не все вспомнил,
не обо всем догадался.
 
В третьем томе своего«художественного исследования» советских тюрем и лагерей Александр Солженицыночень много внимания уделяет восстаниям заключенных, особенно участившимсяпосле смерти Сталина и ареста Берии, когда в лагерях политических наказанийзародились надежды на пересмотр дел и скорое освобождение. Центральное местосреди них занимает описание в главе «Сорок дней Кенгира»: «Но в падении Бериибыла и другая сторона: оно обнадёжило и тем сбило, смутило, ослабило каторгу.Зазеленили надежды на скорые перемены- и отпала у каторжан охота гоняться застукачами, садиться за них в тюрьму, бастовать, бунтовать. Злость прошла. Всё ибез того, кажется, шло к лучшему, надо было только подождать». (А.И. Солженицын«Архипелаг ГУЛАГ»)
Здесь, в Кенгирскомлагере, как пишет автор, охрана специально провоцировала заключенных наволнения, открывая по ним стрельбу без всякого повода: «Именно из-за того, чтопал Берия, охранное министерство должно было срочно и въявь доказать своюпреданность и нужность. Но как?
Те мятежи, которые до сихпор казались охранникам угрозой, теперь замерцали спасеньем: побольше быволнений, беспорядков, чтоб надо было принимать меры. И не будет сокращения ништатов, ни зарплат.
Меньше, чем за годнесколько раз кенгирский конвой стрелял по невинным. Шёл случай за случаем; ине могло это быть непреднамеренным». (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)
Так лагерное начальствонадеялось, что легко подавит стихийный бунт и тем самым докажет свою нужность иполезность. Однако восстание по своим масштабам превзошло все ожидания и сталомощным ударом, потрясшим систему ГУЛАГа. Первоначально зэки решились назабастовку протеста против убийства конвоиром лагерника-евангелиста: «Вечеромпосле ужина сделано было так. В секции вдруг выключался свет, от входной дверикто-то невидимый говорил: «Братцы! До каких пор будем строить, а взаменполучать пули? Завтра на работу не выходим!» И так секция за секцией, барак забараком.
Брошена была запискачерез стену и во второй лагпункт. Опыт уже был, и обдумано раньше не раз,сумели объявить и там. На 2-м лагпункте, многонациональном, перевешивалидесятилетники, и у многих сроки шли к концу- однако они присоединились.
Утром мужские лагпункты-3-й и 2-й- на работу не вышли». (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)
Забастовку подавили,лишив забастовщиков пайков. Солженицын иронически замечает: «… Личным имассовым своим участием в подавлении забастовки офицеры МВД как никогдадоказали и нужность своих погон для защиты святого порядка, и несокрушаемостьштатов, и индивидуальную отвагу». (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)
Но вскоре события вышлииз-под контроля начальства. Был брошен лозунг: «Вооружайся, чем можешь, инападай на войска первый!» Власти идут с восставшими на переговоры Ониутверждают, что их требования по смягчению режима законны и справедливы.Солженицын с грустью передает настроение кенгирцев в тот момент «Так, братцы,чего нам еще надо? Мы же победили! Один день побушевали, порадовались, покипели— и победили! И хотя среди нас качают головами и говорят — обман, обман! — мыверим. Мы верим нашему, в общем, неплохому начальству. Мы верим потому, что такнам легче всего выйти из положения… А что остается угнетенным, если неверить? Быть обманутыми — и снова верить. И снова быть обманутыми — и сноваверить. И во вторник 18 мая все кенгирские лагпункты вышли на работу, примирясьсо своими мертвецами». (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)
К вечеру того же днянадзиратели и солдаты попытались запереть заключенных в бараках, хотя обещалиоставлять бараки открытыми. Но их постигла неудача, и зеки вновь овладелилагерем. Заключенные, как пишет Солженицын, «уже трижды старались оттолкнутьот себя и этот мятеж, и эту свободу. Как обращаться с такими дарами, они незнали, и больше боялись их, чем жаждали. Но с неуклонностью морского прибоя ихбросало и бросало в этот мятеж». И выпало кенгирцам сорок дней свободной жизни.Они даже смогли организовать какое-то подобие самоуправления, наладить вольнуюжизнь.
Надежды властей, чтовосставший лагерь погрязнет в анархии, провалились — «генералы с огорчениемдолжны были заключить, что в зоне нет резни, нет погрома, нет насилий, лагерьсам собой не разваливается, и повода нет вести войска на выручку». Потомгрянула трагическая развязка.
Сорок дней свободы былислишком сильным вызовом ГУЛАГу: «Сперва люди были хмельны от победы, свободы,встреч и затей, — потом верили слухам, что поднялся рудник, — может, за нимподнимутся Чурбай-Нура, Спасск, весь Степлаг! Там, смотришь, Караганда! Тамвесь Архипелаг извергнется и рассыплется на четыреста дорог!» (А.И. Солженицын«Архипелаг ГУЛАГ»)
Писатель все время даетнам понять, что восстание обречено на неудачу и что сами заключенные эточувствуют. На рассвете 25 июня 1954 г. в лагерь ворвались «прославленные танкиТ-34», а за ними автоматчики. «Танки давили всех попадавшихся по дороге…Танки наезжали на крылечки бараков, давили там… Танки притирались к стенамбараков и давили тех, кто виснул там, спасаясь от гусениц. Убито и ранено былоболее семисот человек». (А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)
После мятежа жизнь вКенгире несколько изменилась: «Как будто зэкам жить стало даже лучше — теперьиз-за общего смягчения режима в ГУЛАГе на окна перестали ставить решетки ибараков не запирали. Ввели условно-досрочное освобождение. Но Солженицын незабывает о сотнях погибших кенгирцев, и помнят о них оставшиеся в живыхсолагерники.» ( А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)
Писатель заканчиваетрассказ о кенгирском восстании известным двустишием:
«Мятеж не может кончитьсяудачей
Когда он победит — егозовут иначе».
(Роберт Бёрнст)
И добавляет: «Всякий раз,когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: егооткрыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру».(А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)
Солженицын же воздвигпогибшим свой памятник — главу в «Архипелаге ГУЛАГ», показав нам, что духсвободы может творить чудеса, делать на время общей одушевленности восстаниемворов сознательными гражданами общества, пресекать рознь между украинцами,русскими и литовцами. Хоть на сорок дней кенгирцы вырвались из ГУЛАГовскогоада, вдохнули воздух свободы и, наверное, своим мятежом хоть немного приблизилипоследующее освобождение большинства политзаключенных и облегчение режимасодержания для остальных. (Архипелаг ГУЛАГ. 1918 – 1956. Опыт художественногоисследования. А. И. Солженицын. Соб. Соч.: В 8 Т. М., 1990. Т 5 – 7.)
 

5. «Один день Ивана Денисовича»
 
Время и пространство вхудожественном произведении
«Ничего подобного давноне читал. Хороший чистый, большой талант никакой фальши…» Это самое первоевпечатление А.Т.Твардовский, который прочитал рукопись этого рассказа.
Варлам Шаламов писал:«Дорогой Алексей Исаакович! Я две ночи не спал читал повесть, перечитывал,вспоминал…»
«Я был оглушён,потрясён,- делился о своими впечатлениями Вячеслав Кондратьев. – один раз вжизни так реально осознал, что может правда…»
С.П.Залыгин отметил:«Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель отвечает на вопросы нашеговремени, через вопрос: что с нами происходит?» ( «Новый мир», статья «ГодСолженицына», 1990, № 1).
А.Т.Твардовскийпредпринял невероятные усилия к тому, чтобы рассказ Солженицына увидел свет.После 22 съезда, когда Н.С.Хрущёв предпринял «Яростную атаку на Сталина»,Солженицын решил отдать рукопись «Щ-854». Это было впервые в Советскойхудожественной литературе произведение о Сталинских лагерях.
«Лагерь глазами мужика»,— сказал Лев Копелев, передавая А.Т.Твардовскому рукопись Солженицына.
Лагерь — это особый мирсо своим реалиями: зона, вышки, бараки, колючая проволока, БУР, начальникрежима, карцер, зеки, черный бушлат с номером, пайка, надзиратели… Солженицынвоссоздает подробности такого быта: «Мороз был со мглой, прихватывающийдыхание. Два больших прожектора били по зоне наперекрёст с дальних угловыхвышек. Светили фонари зоны и внутренние фонари. Так много их было натыкано, чтоони совсем засветляли звёзды.
Скрипя валенками поснегу, быстро пробегали зэки по своим делам- кто в уборную, кто в каптёрку,иной- на склад посылок, тот крупу сдавать на индивидуальную кухню. У всех у нихголова ушла в плечи, бушлаты запахнуты, и всем им холодно не так от мороза, какот думки, что и день целый на этом морозе пробыть. Они прошли мимо высокогодощатого заплота вкруг БУРа – каменной внутрилагерной тюрьмы; мимо колючки,охранявшей лагерную пекарню от заключённых; мимо угла штабного барака, где,толстой проволокою подхваченный, висел на столбе обындевевший рельс; мимодругого столба, где в затишке, чтоб не показывал слишком низко, весь обмётанныйинеем, висел термометр». (А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)
Автор пишет так, что мыузнаем жизнь зэка не со стороны, а изнутри. Рассказывая о лагере, Солженицынпишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себякак людей. Шухов изображен очень правдиво: ни в поступках, ни в жестах, ни вречи не заметишь фальши. В герои выбран не представитель интеллигенции, ачеловек из народа. Вчера он, Шухов, оторванный от крестьянской работы, сталсолдатом, а сегодня разделил тяготы лагерной жизни.
В лагере мог оказатьсялюбой. Не сказались ни социальное положение, ни высокий профессиональныйстатус, ни образование.
Шухову навсегдазапомнились слова его первого бригадира, старого лагерного волка Кузёмина: «Влагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто ккуму ходит стучать». В «Одном дне...» есть лица, о которых автор рассказывает сбольшой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латышКильдигс, Сенька Клевшин. Писатель выделяет еще одного героя, не названного поимени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике»:«Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, ни одна амнистия его некоснулась. Но себя не потерял.
Лицо его вымотано было,но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам,большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годыотсиживаться придурком». (А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)
«Придурок»- работающий вадминистративной должности ( но бригадир — не придурок) или в сфереобслуживания- всегда на более лёгкой, привилегированной работе.
Как видим, в авторскиххарактеристиках, коротких, скупых, очень сильно выражен нравственный аспект. Клучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригадув работе: «Шухов и другие каменщики перестали чувствовать мороз. От быстройзахватчивой работы прошёл по ним сперва первый жарок- тот жарок, от которогопод бушлатом, под телогрейкой, под верхней и нижней рубахами мокреет. Но они нина миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше. И часом спустя пробилих второй жарок- тот, от которого пот высыхает. В ноги их мороз не брал, этоглавное, а остальное ничто, ни ветерок лёгкий, потягивающий – не могли ихмыслей отвлечь от кладки». (А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»)
Судьбы героев повестиубеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вел не с 1937 года, а с первыхпослеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки зеков. Безымянный «высокиймолчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухова —Кузёмин был арестован в «год великого перелома», а последний — Тюрин — в 1933,в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену сталдесятилетний срок для Сеньки Клевшина… (А.И. Солженицын статья газеты «Благовест»1990, №6 )
 

Заключение
 
Совсем немного прошловремени после распада Советского Союза, ознаменовавшего собой окончательныйкрах тоталитарного государства, а времена вне закона отошли в глубокое и,кажется, уже невозвратимое прошлое. Утратило свой зловещий и роковой длякультуры смысл слово «антисоветский». Однако слово«советский» не утратило своего значения и по сей день. Все этоестественно: при всех своих поворотах и переломах история не изменяется сразу,эпохи как бы наслаиваются друг на друга, и подобные переходные периоды историиобычно наполнены острой борьбой, напряженными спорами, столкновением старого,пытающегося удержаться, и нового, завоевывающего себе неизведанные территории.С чем не жалко расстаться, а что опасно потерять, безвозвратно утратить? Какиекультурные ценности оказались истинными, выдержали испытание временем, а какиемнимыми, ложными, насильственно навязанными обществу, народу? В то времяказалось, что победа тиранического централизованного государства над литературойи художественной интеллигенцией была полная. Репрессивно-карательная системабезукоризненно срабатывала в каждом отдельном случае духовной оппозиции,инакомыслия, лишая провинившегося и свободы, и средств к существованию, идушевного покоя. Однако внутренняя свобода духа и ответственность перед словомне позволяла умалчивать достоверные факты истории, тщательно скрываемые отбольшинства населения. Сила «оппозиционной» советской литературызаключалась не в том, что она призывала к «сопротивлению злу силою».Мощь ее — в постепенном, но неумолимом расшатывании изнутри самих устоевтоталитарного строя, в медленном, но неизбежном разложении основополагающих идейныхпринципов, идеалов тоталитаризма, в последовательном разрушении веры вбезупречность избранного пути, поставленных целей общественного развития,используемых для достижения средств; в незаметном, но тем не менее эффективном разоблачениикульта коммунистических вождей.
Как писал Солженицын: «Необнадежен я, что вы захотите благожелательно вникнуть в соображения, незапрошенные вами по службе, хотя и довольно редкого соотечественника, которыйне стоит на подчиненной вам лестнице, не может быть вами ни уволен с поста, нипонижен, ни повышен, ни награжден. Не обнадежен, но пытаюсь сказать тут краткоглавное: что я считаю спасением и добром для нашего народа, к которому порождению принадлежите все вы — и я. И это письмо я пишу в предположении, чтотакой же преимущественной заботе подчинены и вы, что вы не чужды своемупроисхождению, отцам, дедам, прадедам и родным просторам, что вы — не безнациональны».(Солженицын А. И. Нобелевская лекция )
Или как писал оСолженицыне другой протестант нашего времени и борец с советской тиранией — академик А.Д.Сахаров: «Особая, исключительная роль Солженицына в духовной историистраны связана с бескомпромиссным, точным и глубоким освещением страданий людейи преступлений режима, неслыханных по своей массовой жестокости и сокрытости.Эта роль Солженицына очень ярко проявилась уже в его повести «Один день ИванаДенисовича» и теперь в великой книге «Архипелаг ГУЛАГ», перед которой япреклоняюсь. Солженицын является гигантом борьбы за человеческое достоинство всовременном трагическом мире». (Сахаров А. Д. Тревога и надежда. М.; 1990)
Писатель, разоблачавший«Архипелаг ГУЛАГ» как сердцевину человеконенавистнической системы, был от неесвободен. Он мог мыслить, чувствовать, переживать со всеми, кто побывал врепрессивной машине.
«Ваше заветноежелание, — писал, обращаясь к „вождям“, Солженицын в 1973 г., — чтобынаш государственный строй и идеологическая система не менялись и стояли вот таквеками. Но так в истории не бывает. Каждая система или находит путь развитияили падает». Жизнь подтвердила- менее чем два десятилетия спустя — правотунашего великого соотечественника, предсказавшего в своей «Нобелевскойлекции» победу «слова правды» над «миром насилия».
«…Александр Солженицын сего непоколебимым упорством нам нынче попросту необходим – мы должны его знатьи слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственногоправа.
Пусть далеко не всё, чтовысказано автором в «Архипелаге», мы разделяем… Но это и есть та долгожданнаясвобода – свобода печатного слова и свобода прочтения, без которой нет и неможет быть деятельной, с несомненной пользой для общества литературной жизни…»(С.П.Залыгин, «Новый мир», 1989, №8).

Список использованнойлитературы
 
1)     А.И. Солженицын«Один день Ивана Денисовича»
2)     Л.Я.ШнейбергНачало конца Архипелага Гулаг// От Горького до Солженицына. М:.Высшая школа,1997
3)     В.Накшин Открытаядверь: Воспоминания и портреты. М.,1989.
4)     Т.В.Пегина«Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына: Природа Художественной правды
5)     А.Зорин«Внебрачное наследие Гулага»// Новый мир.1989.№8.с.4
6)     А.И. Солженицын«Матрёнин двор»
7)     А.И. Солженицын«Архипелаг ГУЛАГ»
8)     Шикман А.П.Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
9)     Архипелаг ГУЛАГ.1918 – 1956. Опыт художественного исследования. А. И. Солженицын. Соб. Соч.: В8 Т. М., 1990. Т 5 – 7
10)    Д.Н.Мурин «Один час, один день, однажизнь человека в рассказах А.И.Солженицына», журнал «Литература в школе», 1990,№ 5
11)    А. Сандлер, М. Этлис «СовременникиГУЛАГа». Книга воспоминаний и размышлений
12)    Солженицын А. И. Нобелевская лекция
13)    Сахаров А. Д. Тревога и надежда. М.;1990
14)    А.И. Солженицын газета «Благовест»1990, №6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Профессиональная компетентность: понятие и структура
Реферат История болезни - Инфекционные болезни вирусный гепатит А
Реферат Путч 17 18 июля
Реферат Види звільнення від кримінальної відповідальності
Реферат Marie Curie Essay Research Paper Why was
Реферат Гидрохимический, атмохический и биогеохимический методы поисков
Реферат Отраслевая структура мирового хозяйства
Реферат Номенклатура: генезис, развитие, смерть (1923-1989)
Реферат Электропрогрев бетона
Реферат Бюджетная система России и принципы ее построения
Реферат Совершенствование систем коммерческого и технического учета электроэнергии
Реферат Символика герба муниципального образования Аларский район
Реферат Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР
Реферат Еврейская культура на "западе" (Испания и Германия)
Реферат Изучение физического развития и состояния здоровья студенток 1 курса естественно-географического