ВВЕДЕНИЕ
Атмосфера и культура Серебряного веканемыслимы без Зинаиды Николаевны Гиппиус, в конце ХIХ — начале ХХ века ставшей законодательницей вкусов эпохидекаданса, модернизма и рождающегося символизма. Под псевдонимом Антон Крайний онапубликовала статьи и рецензии, которые определяли репутацию поэтов. Гиппиусстала одним из авторитетных идеологов старшего символизма и проявила себя какпоэт, писатель, драматург и мемуарист. А Пайман считает, что Зинаида Николаевнав русской литературе «первой нашла » невыразимое слово",способное передать новые чувства и проникнуть в уставшие сердца".[23:41].
Не только Зинаида Гиппиус многописала о своих современниках — поэтах, но и литературная критика начала ХХ векауже активно освещала ее активный поиск.
В последнее десятилетие ХХ века вРоссии началось интенсивное изучение творчества Зинаиды Гиппиус. До этого еерассматривали только как воинствующую антикоммунистку, врага советской власти.Даже серьезные исследования, например, работа З.Г.Минц о Блоке и Мережковских,которая ценна широтой охвата проблемы и использованием архивных материалов,была построена как полемика с Мережковским и Гиппиус, акцентироваласьотрицательная оценка поэзии этих писателей, разоблачались ихошибки.[17:116-122].
Во вступительных статьях икомментариях к собранию сочинений Зинаиды Гиппиус, сегодня, как правило,содержатся серьезные наблюдения и выводы о сущности творческого метода исвоеобразии дарования писателя, незаслуженно исключенного в течение многихдесятилетий из контекста русской культуры.
Вместе с тем, неопубликованная частьтворческого наследия З. Гиппиус чрезвычайно велика.
Дореволюционные материалы хранятся главнымобразом в архивах Санкт-Петербурга и Москвы, а также в частных собраниях России- послереволюционные — в основном находятся в настоящее время в США — вуниверситете города Урбана, штат Иллинойс, в частной коллекции Темиры Пахмусс,в отделе рукописей центра русской культуры города Амхерст, созданногопереводчиком и журналистом Томасом Уитни, передавшем центру большую частьсвоего ценнейшего собрания русских рукописей и книг.
Зинаида Николаевна Гиппиус — замечательный, но во многом не разгаданный до сих пор писатель и человек.
Григорий Адамович сказал:«Думаю, что в литературе она оставила след не такой яркий, как принятоутверждать. Стихи ее, при всем ее мастерстве, лишены очарования. „Электрическиестихи“ — говорил Бунин, и действительно, эти сухие, выжатые, выкрученныестрочки как будто потрескивают и светятся синеватыми искрами. Однако душевнаяединственность автора обнаруживается в том, что стихотворения Гиппиус можно безподписи узнать среди тысячи других. Эти стихи трудно любить — и она знала это,- но их трудно и забыть. » [2:214].
Зинаида Николаевна начала свойтворческий путь, когда еще были на слуху стихи женской поэзии ХIХ века с оттенком сентиментальности иоказали свое, и притом значительное влияние на ее творческую душу.
Глубинное содержание своейиндивидуальности Гиппиус раскрывала в доверительных письмах, обращенных кблизким людям, в дневниковых записях — самоотчетах, в стихах и — болееопосредованным образом в художественной прозе.
Известность в литературе она получилаименно как прозаик, сочинению рассказов, повестей и романов уделяла в 1890--егоды больше всего времени и сил.
Отмечая художественное мастерствоЗинаиды Гиппиус, Валерий Брюсов писал: «Ее стихи всегда обдуманны, умны, вних есть острая наблюдательность, направленная как вовне, так и вглубь души;они всегда сделаны просто, но изящно и с большим мастерством». [12: 316].
В.Злобин писал о Гиппиус в своейкниге: " Она оставила после себя записные книжки, дневники, письма. Ноглавное — стихи. Вот ее настоящая автобиография. В них — вся ее жизнь, безприкрас, со всеми срывами и взлетами". [14:112].
Исследовательница творчества ЗинаидыНиколаевны Осьмакова Н.И. сказала в своей работе «Единственность ЗинаидыГиппиус»: «Для нее мертвы общепринятые понятия о счастье, о любви, оБоге, привычное разделение добра и зла, греха и добродетели, порока и святости.Все эти святыни она за таковые не считает, жить ими не может, не хочет и небудет.»[21:18].
Значимым для нас являетсявысказывание Пахмусс Темиры: «В личности, в поведении, в литературныхповадках Зинаиды Гиппиус осталось до старости немало надуманного и выдуманного,но было в ней и что-то редкое, даже единственное, душевно-встревоженное,остро-проницательное, непогрешимо-чуткое.»[25: 293].
Творчество Зинаиды Николаевныпредставляет собой пример того, как мы не просто перечитываем, а открываем еехудожественный мир, так как многие произведения после ее смерти печатаютсявпервые.
В русскоязычном литературоведенииизучение творчества Зинаиды Гиппиус только начинает свою историю.
Объектом нашего исследования сталипоэтические сборники Зинаиды Николаевны, где мы сосредоточились на элегиях иодическом компоненте.
Отдельных монографий, посвященныхтворчеству Гиппиус, нет. Показательными являются научные конференции,обращенные к ее наследию.В 1995 году в Институте мировой литературы РоссийскойАкадемии Наук прошла международная конференция, посвященная творчеству З.Н.Гиппиус — первая после революции 1917 года. Доклады были посвящены как общимпроблемам, так и отдельным вопросам творчества Гиппиус.
Поэт и прозаик Зинаида Гиппиус началасвой творческий путь как символист. Первые ее стихи были опубликованы в 1888году, писала она с семи лет.
В 90-ые годы ХХ столетия поэзияГиппиус выражала больше, чем творчество других писателей — символистов. В нейбыли любовь к красоте, антиномия религиозного экстаза и богохульства, теснаясвязь между религией, поэзией и мистической чувственностью. Ее намеренноенарушение традиционных канонов, как и переоценка эстетических ценностей, так жебыли типичны для своеобразной атмосферы, отличавшей русскую литературу к ХIХ — началу ХХ веков. Вместе сМережковским, Минским, Розановым и Федором Сологубом Зинаида Гиппиус ратовалаза новый художественный вкус, создавала сочетания звука и ритма, указывала нановые культурные ценности русскому читателю. Одаренная большим чувствомметрической композиции, звука и цвета, она экспериментировала в стихах,используя скрытые возможности русского стихосложения. Гиппиус, однако, никогдане теряла контроля над поэтической техникой и поэтическим выражением в стихах.Верная метафизическому искусству символизма, она относилась к Слову, как кЧуду.
Ранние произведения ЗинаидыНиколаевны, созданные в 70 — ые годы ХIХ века, характеризуют ее как поэта эстетизма и крайнего индивидуализма сностальгическим лейтмотивом «мне нужно то, чего нет на свете».Гиппиус удалось первой выразить в поэтическом произведении ту эстетическуюпрограмму, которую преследовали символисты.
В эмиграции Зинаида Гиппиус активносотрудничает в русских газетах и журналах, где печатаются ее статьи, очерки,рецензии, заметки, создает книгу мемуаров «Живые лица» — воспоминанияо Брюсове, Блоке, Розанове, Сологубе, Белом и других, а также оставшуюсянеоконченной биографическую книгу " Дмитрий Мережковский".
Берясь за сочинения стихов лишь понасущной внутренней необходимости, Гиппиус в 1890 — ые годы создала не такмного поэтических текстов, как другие ее современники — приверженцы «нового»искусства, однако именно ее стихотворениям — отчасти, видимо, и потому, чтописались они с большими слезами, — суждено было в значительной своей частистать идейно — художественными манифестами; сообщая в них о своих сокровенныхнастроениях и устремлениях, Гиппиус находила удивительно емкие словесныеформулы, которые воспринимались как квинтэссенция того нового, непривычного,даже шокирующего, с чем вступили на российскую литературную авансценудекадентствующие символисты. Искренность и прямота в передаче настроений имыслей Гиппиус были главными критериями творческого самовыражения, их незаслоняли и не отодвигали в сторону сугубо эстетические задания.
Заграницей была написана последняястихотворная книга «Сияния» (Париж, 1938), в которой в основномпредставлена философская лирика, обращенная к " вечным вопросам".
Актуальность нашего исследованияопределяется возрастающим интересом науки к творческому наследию деятелейкультуры «серебряного века». Несмотря на то, что Гиппиус получилавсеобщее признание как поэт, она осуществляла свои художественные искания такжев драме и эпических жанрах — рассказе, романе, сочинениях дневниковой формы.Поэтому обращение к какой-то одной форме, присущей творчеству Гиппиус, не даетполного представления о личности автора и своеобразии его художественного мира.
Теоретико-методологической основойисследования стали научные работы современных литературоведов, посвященныеспецифике литературы, методологическим исследованиям литературных явлений, атакже работам историков литературы.
На то, что Зинаида Николаевнаработала в жанре элегии и оды обратили внимание литературоведы, но специальныхисследований, предметом которых является жанровая специфика элегии и оды в творчествеГиппиус, нет.
элегия ода творчествопоэзия
ГЛАВА I.
Теоретической основой нашей работыстали исследования, в которых рассматривается жанровая система лирики.
Лирика — это издавна установившеесяобозначение одного из трех родов художественной литературы, в его отличии отдвух других родов — эпоса и драматургии
Мы изучили работы Поспелова, Лотмана,Хализева. В анализе элегической системы Гиппиус мы исходим из характеристикиэлегии.
Элегия — это жанр лирической поэзии.Вантичной поэзии отличительными признаками элегии был особый размер, такназываемый дистих. Родоначальником элегии считается Каллин ( первая половина VII века до н.э. ). В Древней Грецииэлегии писали также Тиртей, Солон, Феогнид и другие. Их стихи охватывалиширокий круг тем и мотивов, прославление войны и доблести ее участников,любовь, философские размышления. Элегия определяется характером содержательногокомпонента. Она традиционно связана с передачей мелодраматического настроения.Элегические темы и мотивы оказались подходящим средством для выраженияромантической неудовлетворенности жизнью. Символисты пытались уйти от жизненнойреальности в другие пространства, сосредоточиваясь на переживаниях. Элегияспособна передать широкий спектр переживаний и настроения творческого субъекта.Это поэзия настроения. Элегичность проявляется как свойство содержания науровне пафоса.
Проблема жанровой дифференциации нестала предметом изучения, элегия не рассматривалась в отдельных исследованиях.
Во второй половине ХIХ и ХХ веков в советской литературеэлегии писали А.А.Ахматова, Мартынов, З.Н.Гиппиус и другие.
Зинаида Гиппиус стояла у истоковрусского символизма и была одним из его негласных лидеров. Ее поэзия отмеченавыразительным сочетанием интеллектуальной глубины и психологическойподвижности, ритмической изысканностью и стилистическим мастерством. Брюсовотмечал исключительное умение поэтессы " писать афористически, замыкатьсвою мысль в краткие, выразительные, легко запоминающиеся формулы".
В ранних стихотворениях Гиппиус, лирический герой, который видел свойпуть как беспощадную дорогу, ведущую к смерти, постепенно приходит кнеобходимости подняться камянистой стежкой ко Всевышнему и понимает, чтодостичь цели можно только в единении с другими людьми.
Зинаида Николаевна смотрит начеловека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познаниясебя и мира, философски — психологического спора со временем и собой.Лейтмотивными являются темы несовершенства земного бытия, одиночества, диалог сБогом и устремленность к Красоте и Гармонии. Поэтесса борется с собой, пытаетсяпонять себя:
Моя душа во власти страха
И горькой жалости земной.
Напрасно я бегу от праха -
Я всюду с ним, и он со мной.
Мне в очи смотрит ночь нагая,
Унылая, как темный день.
Лишь тучи, низко набегая,
Дают ей мертвенную тень.
А капли тонкие по крыше
Едва стучат, как в робком сне.
Молю вас, капли, тише, тише
О, тише плачьте обо мне!
(«Пыль», 1897)
По мнению Гиппиус, страдание — этодвижение по направлению к Богу, это путь сотворения и сохранения своей души.
Поэтесса ищет новые подходы кпроблеме свободы, с помощью веры стремится разорвать кольцо несвободы ивытянуть его в черту.
В одном из стихотворений, не вошедшихв прижизненные книги стихотворений, Гиппиус дала свою формулу видения мира:
Тройною бездонностью мир богат,
Тройная бездонность дана поэтам.
И разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?
Тройная правда и тройной порог.
Поэты, этому верному, верьте.
Только об этом думает Бог:
О Человеке.
Любви.
И Смерти.
Человек, Любовь, Смерть, Бог — вот главныетемы, вокруг которых неизменно концентрируется творчество Гиппиус, и этаконцентрация является отражением идейных исканий, заполняющих все существопоэта.
Тройственность природы мирозданияоткрывается Гиппиус от самых фундаментальных до низших, относящихся к частнойжизни отдельного человека.
Для того, чтобы представить себе, какэта тройственность распространялась на все миросозерцание, выслушаем мнениеосновательного знатока жизни Гиппиус: Гиппиус также различала три фазы в своейконцепции истории человечества и его будущего. Эти фазы представляют триразличных царства: царство Бога — Отца — царство Ветхого Завета; царство Бога-Сына, Иисуса Христа — царство Нового Завета и нынешняя фаза в религиознойэволюции Человечества, и царство Бога- Духа Святого, Вечной Женщины-матери — царство Третьего Завета, который откроется человечеству в будущем. ЦарствоВетхого Завета открыло Божью мощь и власть как правду; царство Нового Заветаоткроет любовь как свободу. Третье царство, Царство Третьего Человечества, разрешитвсе существующие неразрешимые антитезы — пол и аскетизм, индивидуальность иобщественность, рабство и свободу, атеизм и религиозность, ненависть и любовь".[24:104-105].
И в эту тройственность должен войтичеловек в трех своих ипостасях, символизируемых числами1, 2 и 3. 1 — эточеловек как личность, лишенная внешних связей и тем самым обреченная набезнадежное существование в мире. Непременной стадией бытия для нее становилось2 — объединение двух личностей в любви, в некоем идеальном действе, из которогопрактически устранена " похоть " и стремление к деторождению, но затоособое значение приобретает духовное единение двух человеческихиндивидуальностей, опять- таки" неразделенных и неслиянных". Нополное свое разрешение любовь могла найти только в том случае, если к двоимприсоединяется третий — Бог, незримо, но явственно присутствующий в их союзе. Завершениемистического треугольника придает особую крепость и нерушимость всемупроисходящему.
«Человек без Бога, — подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, представлялся ей чудовищнымавтоматом, „чертовой куклой“.[18: 339].
В произведениях Гиппиус, созданных вконце ХIХ — начале ХХ века, начиная с „Песни“,своего рода манифеста символизма, нашли отражение важнейшие для символистовдекадентские мотивы, мысли, настроения. Прежде всего это неприятие будничного,обыденного мира, мистическая тоска по иной жизни, по недостижимому инеосуществимому, уход от скуки повседневности в сферу подсознательного, в мирфантазии и иррациональных предчувствий: „Мне нужно то, чего нет насвете...“ (» Песня ", 1893); «Люблю недостижимое, чего,быть может, нет...» («Снежные хлопья», 1894).
Раздвоенность, дуализм,противоречивость характерны для лирического героя Гиппиус, который мечетсямежду Богом и дьяволом, небесным и земным, духовным и телесным, жизнью исмертью, вечностью и мигом, в душе героя переплелись и борются друг с другомпокорность и свобода, правда и ложь, прекрасное и безобразное, вера в силумолитвы, в чудо и сомнение в нем, религиозный экстаз и богохульство, волевое«самостояние» личности и отречение от собственной воли,устремленность к предельному испытанию полноты бытия и принципиальный отказ отреального воплощения мечты, надежды. Следствие внутреннего разлада — неспособность найти общий смысл жизни, сделать окончательный выбор.
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный на берегу...
Стою над пропастью — над небесами -
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок Бог — но не могу молиться,
Хочу любви — и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю-
И только для нее не знаю слов.
(" Бессилие", 1893 )
Бог для Гиппиус — это абсолютнаясвобода. Любить себя «как Бога», значит любить себя как абсолютносвободное существо, свободное от мира, от людей, от смерти, от судьбы.
Горит тихий, предночный свет,
От света исходит радость моя.
И в мире теперь никого нет.
В мире только Бог, небо и я.
(«Мгновение», 1898)
Неслучайно Гиппиус одной изпринципиальных своих строк в автобиографии назвала последнюю строчку из такогочетверостишия:
Люблю я отчаянье мое безмерное,
нам радость в последней капле дана.
И только одно я знаю верное:
надо всякую чашу пить — до дна.
(«До дна», 1901)
Речь здесь идет не столько о смыслечеловеческого существования, предназначенного для того, чтобы исчерпать всеперипетии собственной биографии, сколько о соединении воедино собственнойсудьбы и всех ее частных подробностей, среди которых любовь занимает одно изважнейших мест.
Гиппиус утверждала неуклонноевосхождение человека — революционера, своей волей преодолевающего всепрепятствия на пути духовного возвышения общества.
Свои помыслы и действия Гиппиусвоспринимает и выстраивает в аспекте религиозного служения, угадывает в нихпровиденциальное начало:
Воля Господа — моя.
Будь же, как ему угоднее...
Хочет Он — хочу и я
Пусть войдет Любовь Господняя...
(«Благая весть», 1904)
Сборник «Стихи» (1922)вышел в Берлине, итоговая и лучшая стихотворная книга «Сияния» (1938) опубликована в Париже. Г. Струев считал, что в эмиграции поэтический источникГипииус не только не иссяк, но, скорее обновился". (27.101). В сборнике«Сияния» отдается предпочтение «сиянию слов», истинных иискренних: ( стихотворение " Сияния" ), мера Истины и последниеответы на вечные вопросы — только у Бога:
Змеится луна в воде -
Но лжет, золотясь дорога...
Ущерб, перехлест везде.
А мера — только у Бога.
(«Мера», 1924 )
Для сборника «Сияния»характерен христианский взгляд на историю и мученический путь России. Встихотворении «Грех» Гиппиус выразила одну из моральных заповедейрусской эмиграции первой волны:
И мы простим, и Бог простит.
Мы жаждем мести от незнанья.
Но злое дело — воздаянье
Само в себе, таясь, таит.
И путь наш чист, и долг наш прост:
Не надо мстить.Не дам отмщенье.
Змея сама, свернувши звенья,
В свой собственный вопьется хвост.
Простим и мы, и Бог простит,
Но грех прощения не знает,
Он для себя — себя хранит,
Своею кровью кровь смывает,
Себя вовеки не прощает -
Хоть мы простим и Бог простит.
ГЛАВА II.
Возникла ода в античной литературе ипредставляла собой в ту пору песню с широким лирическим содержанием: моглавоспевать подвиги героев, но могла рассказывать и о любви или быть веселойзастольной песней.
Отношение к оде как к песне былосохранено во французском классицизме. В русской теории классицизма в понятие«ода» вкладывается уже более определенный, узкий смысл. Сумароков,Тредиаковский, а вслед за ними Державин, говоря об оде, имеют в виду лирическоестихотворение, воспевающее героев. В греческой поэзии ода была представленаПиндаром, во французском классицизме — Малербом, в русской литературе — Ломоносовым.
Ода напоминала ораторскую речь: онадолжна была обладать той же степенью доказательности и эмоциональноговоздействия.
Признаком хорошей поэзии являетсяправдивая передача автором душевного волнения героя. А это требует от поэтахорошего знания психологии человека и человеческих нравов. Поэтому непременнымусловием развития лирической темы в оде, как, впрочем, и в любом другомлирическом стихотворении, является искренность поэта, неподдельность егочувств, мыслей, переживаний.
Что касается построения оды, товосторг поэта не исключал тщательного обдумывания ее основных мотивов исоответствующих им композиционных частей. Не исключал он и обдумывания способоввоздействия на слушателя, чтобы вызвать в нем ответные чувства. Однако все этодолжно было оставаться за пределами текста оды.
Как символист, Зинаида НиколаевнаГиппиус была сосредоточена на темной стороне бытия, означенных в ее лирике науровне противоречий добра и зла, идеала и реальности.
Больше всего Гиппиус любила землю,Божью землю, красоту ее, таинственную плоть земной действительности. Оттого имечтала неистово о слиянии земли и неба. Оттого и призывала смерть преображающую.
Милая, верная, от века Суженая,
Чистый цветок миндаля,
Божьим дыханьем к любви разбуженная,
Радость моя — Земля!
Рощи лимонные — и березовые,
Месяца тихий круг,
Зори Сицилии, зори розовые, -
Пенье таежных вьюг.
Всю я тебя люблю, Единственная,
Вся ты моя, моя!
Вместе воскреснем за граньютаинственною,
Вместе — и ты, и я!
(«Божья», 1916)
В философской системе Гиппиус любовьзанимает центральное место во взаимоотношениях индивидуума и общества. Любовь-- это мост между ними.
В моей душе нет места для страданья:
Моя душа — любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтоб воскресить их вновь.
В начале было Слово. Ждите Слова
Откроется оно.
Что совершалось — да свершится снова,
И вы, и Он — одно.
Последний свет равно на всехпрольется,
По знаку одному.
Идите все, кто плачет и смеется,
Идите все — к Нему.
(«Любовь», 1900 )
Зинаида Николаевна утверждает, чтоподлинная любовь существует только в вечном «настоящем». Она одна,она не повторяется, не изменяется. Любовь верна и постоянна. Любовь — этотриумф над смертью, переход из сферы временного в бессмертие, в вечность.Любовь выше человеческого сознания; любовь — это освобождение от эгоцентризма иэгоизма. Любовь-- это мост между человеком и обществом. Только как активныйчлен общества человек может реализовать свое абсолютное значение во вселенной истать органической частью всеобщего единства. Поэтому способность человекаиспытывать любовь есть божественный дар. В любви он может обрестиживотрепещущую созидательную силу. Любовь сильнее веры, но вера живет во всякойлюбви. Любовь — это сама жизнь. Смысл человеческой жизни Гиппиус видит встремлении человека к любви, к внутреннему гармоническому единству всего.
Гиппиус выразила настроениярелигиозного возрождения в своей поэзии второго периода, например, в стихотворениях«Молитва», «Нескорбному учителю», «Христу» идругих. Характерным стихотворением этого периода можно назвать «Одругом» (Собрание Стихов: 1889--1903)
Господь. Отец.
Мое начало. Мой конец.
Тебя, в Ком Сын, Тебя, Кто в Сыне,
Во имя Сына прошу я ныне
И зажигаю пред Тобой
Мою свечу.
Господь. Отец. Спаси, укрой -
Кого хочу.
Тобою дух мой воскресает.
Я не о всех прошу, о Боже,
Но лишь о том,
Кто предо мною погибает,
Чье мне спасение дороже,
О нем — одном.
Прими, Господь, мое хотенье!
О, жги меня, как я-- свечу,
Но ниспошли освобожденье,
Твою любовь, Твое спасенье--
Кому хочу.
(1901)
В этом стихотворении поэт сжигаетсебя на алтаре в мольбе за другого. Аллегория здесь двойного характера: молитва- это горящая свеча и сама поэтесса; свеча сгорает, становясь символомсамопожертвования поэта.
Доведенная до кульминационной точкитенденция «религиозной общественности» повлекла значительныеизменения в жанровой системе Гиппиус: молитвенное обращение к Богу все чащесменяется гневной инвективой в адрес современников.
Петербург казался Гиппиус«проклятым», «Божьим врагом», и она призывала на него«всеочищающий огонь»:
Твое холодное кипенье
Страшней бездвижности пустынь
вое дыханье — смерть и тленье,
А воды — горькая полынь.
Как уголь дни, — а ночи белы,
Из скверов тянет трупной мглой.
И свод небесный, остеклелый
Пронзен заречною иглой.
Бывает: водный ход обратен,
Вздыбясь, идет река назад...
ека не смоет рыжих пятен
С береговых своих громад,
Те пятна, ржавые, вкипели,
Их ни забыть — ни затоптать...
Горит, горит на темном теле
Неугасимая печать!
Как прежде, вьется змей твой медный,
Над змеем стынет медный конь...
И не сожрет тебя победный
Всеочищающий огонь, -
«Пророчеств неосторожные слова»звучат с особой силой в последней строфе:
Нет! Ты утонешь в тине черной,
Проклятый город, Божий враг!
И червь болотный, червь упорный
Изъест твой каменный костяк!
(«Петербург», 1909 )
О поэзии Зинаиды Николаевныустановилось мнение: головной, надуманный поэт… Неправда. Поэт умный итяготеющий к абстракциям, поэт, взвешивающий слова на весах тончайшейсознательности, — вопрос другой. Разве ум может мешать чувствовать и черпатьобразы из сердечной глубины? Даже эти строки Гиппиус о Петербурге — разве неполны звучащего чувства, несмотря на то, что их холодят риторические проклятия?
В этой «жестокой» любви ееи ненависти сказалась двойная природа Зинаиды Николаевны: рядом с мужественнойсилой — какое женское нетерпение и капризный напор. И самообольщенность: Пушкинне назвал бы своих стихов «неосторожными пророчествами». Политическиестихи Гиппиус (было их много — больше, чем у кого — либо из русских поэтов,включая Хомякова и Тютчева) часто страдают от жесткой резкости: негодованиепереходит в грубоватое издевательство над тем, что для нее хула на Духа. Зато,когда утихал политический гнев и оставалась лишь скорбь о потерянной России, кней приходили слова, совсем по — другому убедительные. Вспоминая свой отъезд изсоветского Петербурга, Гиппиус пишет всего восемь строк, но как вылились они изее сердца!
Отъезд
До самой смерти… Кто бы мог думать?
( Санки у подъезда. Вечер. Снег).
Никто не знал. Но как было думать,
Что это — совсем? Навсегда? Навек?
Молчи! Не надо твоей надежды!
( Улица. Вечер. Ветер. Дома).
Целый ряд русских поэтов — символистов в моменты революционных потрясений начинали разрабатыватьгражданскую проблематику. Такого нельзя сказать о Гиппиус. Уже в первыхпоэтических опытах она предстает и как лирик и как общественный деятель, судьяи пророк своего поколения. Но с годами в ее поэзии стала доминироватьобщественно — религиозная тематика. О новом качестве слова поэтессы, поднявшегосядо пророческой мощи, дает представление стихотворение " Веселье ", написанное29 октября 1917 года:
Блевотина войны — октябрьскоевеселье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье,
О, бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил, — засек кнутом?
Поэтическая речь превратилась вединый страстный порыв. Символический туман рассеялся и зазвучала яростнаяполитическая ода, наполненная болью и ужасом, апокалипсическим ощущениемгибели. Это во многом результат процесса освоения традиций и форм библейскойлирики. И религиозная поэзия «декадентской мадонны» — этозакономерное проявление русского духовного самосознания ХХ века.
Октябрьскую революцию Гиппиусвосприняла крайне враждебно, отнеслась к ней как к «предательству» идеаловсвободы и «святотатству». Стихи ее полны гнева, ярости противбольшевиков и предателей русской интеллигенции, перешедших на сторонупобедителей.
Гиппиус не отделяла судьбы России отсвоей собственной и от мировых событий. По мере развития революции ее душа, какмаятник, качается от тьмы к свету. Сначала она как будто предчувствует "воскресенье «России, говорит, что копье Архангела коснулось ее»ожогом пламенным", и она верит:
Пусть на мгновение, на полмгновения
Одним касанием растоплен лед...
Я верю в счастие освобождения,
В Любовь, прощение, в огонь — вполет!
(«Дни», 1918 )
В стихотворении «Свет!»(1915) Гиппиус показала себя как мастер звукописи:
Стоны,
Стоны,
Истомные, бездонные,
Долгие, долгие звоны
Похоронные,
Стоны,
Стоны...
Многоразовые фонетические илексические повторы создают впечатление удушливой, однообразной атмосферы.
Зинаида Николаевна пишет и горестные,полные гнева стихи, как, например, «Осенью (сгон на революцию)»:
На баррикады! На баррикады!
Сгоняй из дальних, из ближних мест...
Замкни облавой, сгруди, как стадо,
Кто удирает — тому арест.
Строжайший отдан приказ народу,
Такой, чтоб пикнуть никто не смел.
Все за лопаты! Все за свободу!
А кто упрется — тому расстрел.
На баррикады! На баррикады!
Вперед за " Правду ", завольный труд!
Колом, веревкой, в штыки, вприклады...
Не понимают? Небось, поймут!
(1919.)
Вера в будущее не покидает ее, о чеммы читаем в ее стихотворении «Знайте »:
Она не погибнет, — знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, — верьте!
Поля ее золотые.
Ожидание чуда, неистовый призыв кБогу, молитва о России запечатлены в стихотворении «Неотступное»:
Я от дверей не отойду,
Пусть длится ночь, пусть злитсяветер.
Стучу, пока не упаду.
Стучу, пока Ты не ответишь.
Не отступлю, не отступлю,
Стучу, зову Тебя без страха:
Отдай мне ту, кого люблю,
Восстанови ее из праха!
Верни ее под отчий кров,
Пускай виновна — отпусти ей!
Твой очистительный покров
Простри над грешною Россией!
Зинаида Гиппиус считала, что должнопроизойти соединение Трех в Одном: Бога Отца, Бога Сына, Святого Духа, ВечнойЖенственности — Материнства. Гиппиус доносит до человека идею Трех в Одном как«живую, пульсирующую истину». Она выразила эти идеи в стихотворении«Вечноженственное»:
Каким мне коснуться словом
Белых одежд Ее?
С каким озареньем новым
Слить Ее бытие?
О, ведомы мне земные
Все твои имена:
Сольвейг, Тереза, Мария...
Все они — ты Одна.
Молюсь и люблю… Но мало
Любви, молитв к тебе.
Твоим — твоей от начала
Хочу пребыть в себе,
Чтоб сердце тебе отвечало-
Сердце — в себе самом,
Чтоб Нежная узнавала
Свой чистый образ в нем...
И будут пути иные,
Иной любви пора.
Сольвейг, Тереза, Мария,
Невеста-Мать-Сестра!
(1928)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив корпус элегическихпроизведений Зинаиды Николаевны Гиппиус, мы пришли к выводу, что всестихотворения элегического характера пронизаны настроением разочарования,мечтательно — грустными воспоминаниями, неясными желаниями и предчувствиями,традиционно элегическими жалобами.
Размышления о бытии, мирозданииявляются основой всей лирики Гиппиус. В ранней лирике преобладает в элегическихстихотворениях мотив самоисследования. Мы вычленили ряд стихотворений:«Бессилие», «Снег», «Мгновения», «Додна», «Не знаю».
В ранних произведениях ЗинаидыНиколаевны звучат декадентские мотивы: одиночество, неверие в жизнь, всобственные силы.
Так как поэтесса очень остропереживала диссонансы и противоречия окружающей ее действительности, то элегическиммотивом пронизан и корпус гражданских элегий: «О вере»,«Костер», «Что есть грех?», «Только о себе».
Элегический мотив раздумьяпрослеживается в основном в зрелый период творчества Зинаиды Николаевны. Этостихотворения «Мера», Числа".
В элегических стихотворениях слюбовной тематикой доминирующим является мотив печали, разлуки. Он берет своеначало в элегических традициях ХVIIIвека.
В зрелой лирике с преобладающим в нейрелигиозно — патриотическим пафосом, в лирике Гиппиус преобладает одическоеначало.
Лирический герой наделяетсяиндивидуальными (автобиографическими) чертами, которые объясняютсяособенностями ее психологического статуса, жизненного пути. В центре вниманияне чувства, не переживания, а «психологизм лирического я». Именноэтот показатель для нас стал весомым в констатации характера изменений жанровойструктуры элегий в лирике Зинаиды Николаевны Гиппиус.
Рассмотрев ряд стихотворений Гиппиус,мы пришли к выводу, что в творчестве Зинаиды Николаевны выделяется целый пластлирики, которая отличается своим одическим пафосом. Эти стихотворения, вкоторых улавливаются ораторско-декламационные интонации, можно выделитьхарактерные слова--сигналы, специфические синтаксические конструкции, что вцелом способствует выражению авторской гражданской позиции. Так, встихотворении «Свеча ненависти» к таким словам — сигналам относятся:мне ненавистен всякий грех; предатели; ненавижу; отомстить. В стихотворении«Веселье»: блевотина войны; омерзительно похмелье; бедная, грешнаястрана; народ засек кнутом свою свободу. «Петербург»: перекрестокпредательством дрожит; проклятый город, Божий враг.
Такая лирика Зинаиды Гиппиусстановится трибуной, раскрывающей общественно-политические ориентиры поэта.
К таким «неженским»стихотворениям, представляющим гневную инвективу, принадлежат:«Петербург»(1909), «Молодому веку»(1914),«Сейчас»(1917), «Веселье»(1917), «Свечаненависти»(1918), «Довольно! Земного с созвездий невидно»(1938).
Ее стихотворения, исполненные гневоми пристрастием, шокировали многих современников, привыкших к совсем иномузвучанию ее музы.
К одическим элементам прибавляютсяэлементы стихотворной сатиры, сочетание трагического пафоса с ироническим,сатирическим.
Наряду с традиционно политическойодой в творчестве Зинаиды Николаевны обнаруживает себя и такая разновидностьодической поэзии, как религиозная ода. Религиозный пафос был лишен всякойканоничности, а нередко был нацелен против богословских канонов.
Здесь нет державинской ясности, атяготеет к четкости молитвенный гимн, экстатически выражающийся религиозныйстоп. К стихотворениям этого периода относятся следующие:«Любовь»(1900), «Нескорбному учителю»(1901),«Христу»(1901), «Мученица»(1902), «Белаяодежда»(1902), «Вместе»(1902), «Земля!»(1902),«Свобода»(1904), «Свет»(1915), «Гибель»(1917), «Дни»(1918),«Шел»(1918), «Имя»(1918), «Рождение»(1924),«Вечноженственное»(1928).
При всей тематической и стилевойдинамике, при смелости воображения и языка, все эти стихотворения спаяныбиблейской основой. Несмотря на то, что в поэзии Гиппиус жанр классическойодической структуры трансформирован (так как она вобрала в себя компонентыдругих жанровых образований), тем не менее, остается жанровая доминанта оды — установка на ораторскую речь, общий действенный пафос.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гиппиус З.Н. Забытая книга. — М. «Художественнаялитература». 1991.
2. Гиппиус З.Н. Лирика. М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2000. — 416 с.
3. Гиппиус З.Н. Литературный дневник(1899-1907)/ Коммент. Евграфова Г.Р.- М.: АГРАФ, 2000. — 310 с.
4. Гиппиус З.Н. Новые материалы. Исследования. — М.ИМАИРАН., 2002.
5. Гиппиус З.Н. Собр. соч. В 8 Т. М., 2001--03.
6. Гиппиус З.Н. Современные записки, — 1927, кн.III, с. 247
7. Гиппиус З. Н. Статьи. Проза. Екатеринбург 2005 г.- 848 С.
8. Гиппиус З.Н. Стихотворения. — СПб., 1999
9. Азадовский К.,Лавров А. З.Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество// З. Гиппиус,сочинения; Стихотворения; Проза. Л. 1991.- 672 С
10. Богомолов Н.А. Любов — одна// Гиппиус З.Н. Стихотворения; Живые лица.- М., 1991. — С.5-22.
11. Богомолов Н.А. В зеркале «серебряного века»: Русская поэзияначала ХХ века. — М.: О-во «Знание», 1990.
12. Брюсов В. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии.М.1990.-720 С.
13. Габрар М.А. Своеобразие концепции поэтического творчества в лирикеЗ.Н. Гиппиус 1911-1921 гг. //Наукові записки ХДПУ ім. Г.С. Сковороди — Сер.Літературознавство. Харків, 1998.- Вип. 9(20). С. 108-113.
14. Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон. 1970.
15. Краткая литературная энциклопедия.
16. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. — М., 2003.
17. Минц З.Г. А.Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А.Блока иактуальные прблемы поэтики. Блоковский сборник № 4. Тарту, 1981. с. 116--222.
18. Маковский С. Портреты современников.С. 339.
19. Москвичева Г.В. Русский классицизм. — М. «Просвещение», 1986.
20. Никитин Е.Н. Адресовано исследователям творчества З.Н.Гиппиус.Библиогр. № 6, — М., 2007. С.101--103.
21. Осьмакова Н.И. Предисловие // Гиппиус З.Н. Стихи и проза. — Тула,1992. — с.404-427.
22. Озеров Ю.А. Язык художественной литературы «Люблюнедостижимое». О творчестве Зинаиды Гиппиус.
23. Пайман А. История русского символизма. — М., 2000.
24. Пахмусс Т. Cit., p. 104--105.
25. Пахмусс Т. Новый журнал. Кн.104. Нью-Йорк ,1971. С.293.
26. Поспелов Г.М. Лирика. — М., 1976.
27. Русские писатели. Библиографический словарь. — М.,1990.
28. Русские писатели 1800--1917. Библиографический словарь. — М., 1992.
29. Русский литературоведческий журнал. М., 1994. № 5-6. С. 74-75.
30. Рычкова О. Белые пятна серебряного века. — М., №26. 2007. С. 6.
31. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж; Москва, 1996. С. 101.
32. Хализев В.Е. Литературные роды и жанры. — М. «Высшаяшкола», 2002.
33. Ходасевич В.Ф. (Рец. на: З.Гиппиус «Живые лица» ).
34. Звонарёва Л. Зооморфный код в поэзии Зинаиды Гиппиус//www.ya.ru.
35. Петров А.В. Литературоведение. Проблемы русской литературы//www.wikipediya.ru
36. Революционное христовство: З.Н.Гиппиус, Д.В.Филосов и Б.В.Савинков в1911 году//www.rambler.ru.
37. Свердлов М. Теория: Проблемы и размышления. О жанровом мифе: что воспеваетпиндарическая ода? //www.ya.ru.