Содержание
Введение……………………………………………………………………….…..2
1 Жанррассказа в современной филологической науке……………...………..8
1.1Поэтика рассказа как малой литературной формы…………………………8
1.2Жанр рассказа как литературоведческая проблема………….....................12
1.3Жанр рассказа как специфическая форма прозаического эпоса мордовскойлитературы………………………………………............................16
2Жанровое своеобразие рассказов В. И. Мишаниной………………..………19
2.1Жизненный и творческий путь мордовской писательницы………………19
2.2Тематика и проблематика творчества В. И. Мишаниной...……………….20
3Нравственно-эстетический аспект произведений В. И. Мишаниной………23
3.1Ценностная ориентация малой прозы В. И. Мишаниной…........................23
3.2Художественная интерпретация детства и его воплощение в прозаическихпроизведениях В. И. Мишаниной……...……………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..……...29
Списокиспользованных источников…………………………………...………33
Введение
В литературоведении Мордовии, несмотря на большоеколичество исследований истории национальной литературы, вопрос о становлении иразвитии жанра рассказа, по существу все еще остается не вполне исследованнойпроблемой не только в методологическом, но и в фактологическом отношении.Становление и развитие жанра рассказа, на наш взгляд, позволяет говорить, содной стороны, о стабильном оформлении собственно-национальных художественныхтрадиций мордовской литературы на современном этапе, а с другой, показываетновые исходно-типологические начала, которые позволяют говорить о классическомпути развития литератур малых народов, о постепенном выравнивании иххудожественного опыта по отношению к литературам более зрелым, старописьменным.В рассказе отражаются важнейшие стороны национально-своеобразногообщественно-исторического сознания мордовского народа, его идеалы, нравственно-эстетическиеценности, философские и мировоззренческие позиции. Отсюда совершенно очевидно,какое исключительно важное значение приобретает выяснение места и роли жанрарассказа в формировании историко-литературных и культурных традиций мордовскогонарода.
«Сейчас, когда уже написаны «Очерк мордовской литературы»(1956) и «История мордовской литературы» (1968, 1971, 1974), содержащие нетолько обзорные главы, но и литературные портреты многих писателей, когдапоявились монографии, посвященные изучению отдельных жанров, наблюдается всебольшее углубление в исследовании рассказа, прежде всего, в культурномконтексте, можно сказать, «общемордовском» [Атякшева, 2007: 326]. В связи сэтим исследование путей становления и развития жанра рассказа приобретает нетолько важное историко-литературное значение, но и становится одновременнопроблемой изучения национального литературного процесса, начиная с раннихстадий его развития и до современности. Путь эволюции жанра долог и глубок, онсвязан с реалиями повседневной жизни, жизни Мордовии, жизни вполне обычныхлюдей…
Фольклор в рассказе играет роль стимулирующего фактора. «Ведьопора на эпические формы народного творчества – это общее явление, свойственноесамым различным литературам, в том числе и тем, которые давно уже отошли отпрямолинейного фольклоризма, и эпичность истории ярко показали в прозе»[Атякшева, 2007: 322]. Как справедливо отмечается в книге «Мордовскаялитература и современность», путь к рассказу в мордовской литературе проходитчерез весь предшествующий период ее развития.
Специфика формы рассказа учитывает всю народность инациональность жизни села, города, деревни, открывает читателю новые граничеловеческого существования, отражая во всем этом духовность автора. В. И.Мишанина – человек высоко самобытный, глубоко чувствующий и понимающийокружающее ее время. Жизнь в ее рассказах не застывает: она то плавно течет, ато и вовсе бурлит, как Мокша или Сура.
Следует отметить, что рассказ в современном мордовскомлитературоведении стал одним из ведущих жанров, в которых наиболее полноотражаются мысли и чувства людей, их трудовые подвиги, историческое прошлое иреальная действительность наших дней. Видоизменился и сам жанр современногорассказа, в нем наблюдается тяготение к повести, эпическим формам повествования.
Таким образом, изучение жанра рассказа дает возможностьвыявить всю его специфику, разновидность, идейно-тематическое,художественно-стилевое содержание произведений, проследить эволюцию творчестваВалентины Мишаниной и высветить её своеобразие, оригинальность; также данное исследованиедает возможность обозначить основные контуры развития жанра в литературнойжизни Мордовии.
Творчество В. И. Мишаниной, в частности, значительныйпласт произведений малой эпической формы, остается исследованным не в полноймере: нельзя говорить о целостном, системном подходе к изучению поэтикипроизведений малой эпической формы в художественном наследии мордовскойписательницы. Рассмотрение и описание жанра рассказа в творчестве автора нельзяназвать сложившимся направлением. Исследовательские поиски подобного характеранаходятся в фазе становления, в плане методологии, прежде всего.
Особенности поэтики повествования рассматривали многиеисследователи. Так, И. П. Коротков говорит о том, что структурно-языковая отделкапроизведений Мишаниной не имеет аналога. «Это в высшей степени своеобразныевещи, в особенности по манере, по способам повествования. Художественноеповествование у Мишаниной основано не на описании, как обычно, как у другихписателей, а на рассказывании» [Коротков, 2008: 395].
Тема, давшая название курсовой работе, самымнепосредственным образом связана с необходимостью восстановления реальнойкартины развития мордовской литературы на материале становления в ней жанрарассказа. В современных условиях, когда в сфере изучения национальных имежнациональных отношений в науке на передний план выдвинулась разработкапроблем возрождения культурных традиций народов России, тема настоящегоисследования приобретает общенаучное историко-литературное значение. Актуальностьее связана с необходимостью конкретизации и дополнения реальной картиныформирования мордовской литературы в целом и отдельных ее жанров, в частностирассказа. Значимость исследования обусловлена значимостью и востребованностьюсамой писательницы в современной филологической мысли родного края.Произведения В. И. Мишаниной читаются людьми разного возраста и национальности.
Эмпирической основой и объектом исследования явилосьхудожественное творчество Валентины Ивановны Мишаниной, известной мордовскойписательницы, литературоведа и публициста, родившейся в 1950 году.
Предметом нашей научной работы является жанр рассказа в интертекстуальномконтексте творчества В. И. Мишаниной. Его специфика обусловлена многообразиемтематики, остротой постановки нравственных проблем, богатством художественныхсредств и способов создания образа.
Можно с уверенностью сказать, что на протяжении многихлет творчество В. И. Мишаниной занимает видное место в современной мордовскойлитературе. В творчестве писательницы нашли отражение многие тенденции,характерные для современного литературного процесса Мордовии. Художественнаяпроза В. И. Мишаниной отличается чувственностью, глубокой национальностью,эмоциональным насыщением позитивностью. В связи с этим видится целесообразнымизучение ее творчества сквозь призму определенной жанровой разновидности. Выборозаглавленной темы не случаен. Дело не только в том, что «В. И. Мишанинойиздано большое число книг рассказов. Анализ ее наследия демонстрирует эволюциютворческих исканий, движение от малых форм к крупным. Кроме того, на разныхэтапах ее творчества данный жанр оказывается востребованным, в том числе впоследние годы, как об этом свидетельствуют публикации в прессе» [Косолапов,2005: 301].
Цель исследования заключается в том, чтобы на основеанализа конкретных художественных произведений мордовской писательницыпроследить наиболее характерные нравственно-эстетические особенности иопределить актуальные тенденции жанрового своеобразия рассказа как малойэпической формы.
Реализация цели обусловила необходимость решенияследующих задач: 1) показать и проанализировать поэтику и специфику жанра, каклитературоведческой проблемы, выявить особенности формы прозаического эпосамордовской литературы; 2) охарактеризовать жанровое своеобразие рассказов В. И.Мишаниной на основе рассмотрения ее жизненного и творческого пути, определениятематики и проблематики творчества мордовской писательницы, особенностейпостроения мордовского рассказа, выявления характера авторской позиции иизучения героико-национального содержания мордовского эпоса; 3) исследоватьнравственно-эстетический аспект рассказов мордовской писательницы путемактуализации на мире мордовской души в рассказах В. И. Мишаниной, описания мирадетства в ее произведениях и выявления ценностной ориентации творчествамордовской писательницы.
Теоретико-методологическая основа исследованияпредставлена трудами известных отечественных литературоведов, исследовавшихпроблематику жанра, вопросы поэтики и основные тенденции развития многонациональнойотечественной литературы в идейно-художественном и нравственно-этическомотношениях (Л. П. Александрова, М. М. Бахтин, Ю. Б. Кузьменко, Б. В.Томашевский, М. Б. Храпченко), а также конструктивным разнообразиемпроизведений, отражающих эстетические аспекты и художественно-стилевые исканиявидных представителей и исследователей современной мордовской прозы (Е. К.Атякшева, И. Н. Косолапов, С. Н. Егоров, В. Е. Соколова и др.).
Инструментарно-методический аппарат исследованияопределяется использованием системного подхода, направленного на рассмотрениесовокупности определяющих теоретических положений и конкретныхнравственно-эстетических аспектов рассматриваемых прозаических жанров, а такжена изучение художественной структуры произведений в их связи с центральнойпроблематикой.
В целях объективности исследования применялась методикамногоплановых подходов к анализу предмета на основе следующих методов:
— сравнительно-исторический, позволяющий рассмотретьсовременную мордовскую прозу в контексте общего литературного процесса;
— аналитический, помогающий изучить внутреннююорганизацию художественного произведения;
— типологический, способствующий раскрытиюсоциально-нравственной обусловленности современной прозы.
Использование функциональных возможностей этих частныхметодов в рамках достижения цели научной работы позволило существенно расширитьнаучный эвристический потенциал системного подхода исследования.
Научная новизна исследования состоит в реализациисистемного подхода при рассмотрении поэтики рассказа как жанра в творческомнаследии В. И. Мишаниной. В курсовой работе проводится полиаспектный анализпроблемы нравственно-эстетического содержания и развития современной прозы сприменением анализа творчества мордовской писательницы на уровнях тематики,проблематики, художественного своеобразия. Работа является целостнымисследованием, охватывающим современную мордовскую литературу как часть общеголитературного процесса.
Практическая значимость исследования обусловленапотребностями литературоведческой науки во всестороннем исследованиихудожественного своеобразия современной прозы. Разработанные положения,конкретный материал и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы приизучении национальной литературы, при разработке спецкурсов, построенииучебного процесса и подготовки специальной литературы для студентовфилологических специальностей.
Структура работы определяется логикой раскрытия темы,поставленной целью и решением ряда этапных задач. Работа состоит из введения,трех глав, заключения, библиографического списка, включающего
31 наименование. Общий объем курсового исследованиясоставляет 38 страниц.
1. Жанр рассказа в современной филологической науке
Жанр рассказа различен в своих трактовках: «с точкизрения литературоведения, — это малая форма прозаического эпоса,повествовательное произведение, пересказ какого-либо события в прозе, сжатое пообъему произведение, заключающее в себе некие действия и ряд персонажей,совершающих эти поступки…» [Кожевников, 2000: 617]. Данный синонимический рядопределений имеет свое продолжение, оно исходит из проблематики самого жанрарассказа, из его трактовки и специфики. Существенно иное значение рассказприобретает с привлечением в него национального компонента, элементанародности.
1.1 Поэтика рассказа как малой литературной формы
Рассказ – это малая литературная форма; повествовательноепроизведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностьюизображаемых событий. Или по «Литературному энциклопедическому словарю» В. М.Кожевникова и П. А. Николаева: «Малая эпическая жанровая форма художественнойлитературы – небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и пообъему текста, прозаическое произведение. В 1840-х годах, когда безусловноепреобладание в русской литературе прозы над стихами вполне обозначилось, В. Г.Белинскийуже отличал рассказ и очерк как малые жанры прозы от романа и повести как болеекрупных. Во второй половине 19 века, когда очерковые произведения получили врусской демократической литературе широчайшее развитие, сложилось мнение, чтоэтот жанр всегда документален, рассказы же создаются на основе творческоговоображения. По другому мнению, рассказ отличается от очерка конфликтностьюсюжета, очерк же – произведение в основном описательное» [Кожевникова, 2000:519].
Чтобы разобраться с тем, что это всё же такое, попробуемвыделить некоторые, присущие ему закономерности.
Единство времени. Время действия в рассказе ограничено.Не обязательно — одними сутками, как у классицистов. Тем не менее, рассказы,сюжет которых охватывает всю жизнь персонажа, встречаются не слишком часто. Ещереже появляются рассказы, в которых действие длится столетиями.
Временное единство обусловлено и тесно связано с другим –единством действия. Даже если рассказ охватывает значительный период, все равноон посвящен развитию какого-то одного действия, точнее сказать, одногоконфликта (на близость рассказа драме указывают, кажется, все исследователипоэтики).
Единство действия связано с событийным единством. Какписал Б. Томашевский, «рассказ обычно обладает простой фабулой, с однойфабулярной нитью (простота построения фабулы нисколько не касается сложности изапутанности отдельных ситуаций), с короткой цепью сменяющихся ситуаций или,вернее, с одной центральной сменой ситуаций» [Томашевский, 1997: 159]. Иначеговоря, рассказ либо ограничивается описанием единственного события, либоодно-два события становятся в нем главными, кульминационными,смыслообразующими. Отсюда – единство места. Действие рассказа происходит водном месте или в строго ограниченном количестве мест. В двух-трех еще может, впяти – уже вряд ли (они могут лишь упоминаться автором).
Единство персонажа. В пространстве рассказа, как правило,существует один главный герой. Иногда их бывает два. И очень редко – несколько.То есть второстепенных персонажей, в принципе, может быть довольно много, ноони – сугубо функциональны. Задача второстепенных персонажей в рассказе – создаватьфон, помогать или мешать главному герою. Не более.
Так или иначе, все перечисленные единства сводятся кодному – единству центра. «Рассказ не может существовать без некоегоцентрального, определяющего знака, который бы «стягивал» все прочие» [Храпченко,1998: 300]. В конечном итоге, совершенно все равно, станет ли этим центромкульминационное событие или статический описательный образ, или значимый жестперсонажа, или само развитие действия. В любом рассказе должен быть главныйобраз, за счет которого держится вся композиционная структура, который задаеттему и обусловливает смысл истории.
Практический вывод из рассуждений о «единствах»напрашивается сам собой: «основной принцип композиционного построения рассказа«заключается в экономии и целесообразности мотивов» (мотивом называетсянаиболее мелкая единица структуры текста – будь то событие, персонаж илидействие, — которую уже нельзя разложить на составляющие). И, стало быть, самыйстрашный грех автора – перенасыщение текста, излишняя детализация,нагромождение необязательных подробностей» [Томашевский, 1997: 184].
Подобное случается сплошь и рядом. Как ни странно, оченьхарактерна эта ошибка для людей, крайне добросовестно относящихся кнаписанному. Возникает желание в каждом тексте высказаться по максимуму. Точнотак же поступают молодые режиссеры при постановке дипломных спектаклей илифильмов (особенно фильмов, где фантазия не ограничена текстом пьесы). О чем этипроизведения? Обо всем. О жизни и смерти, о судьбе человека и человечества, оБоге и дьяволе и так далее. В лучших из них – масса находок, массаинтереснейших образов, которых… вполне хватило бы на десять спектаклей илифильмов.
Авторы с развитым художественным воображением очень любятвводить в текст статические описательные мотивы. За главным героем можетгнаться свора волков-людоедов, но, если при этом начнется рассвет, обязательнобудут описаны покрасневшие облака, помутневшие звезды, длинные тени. Словноавтор сказал волкам и герою: «Стоп!» — полюбовался природой и только послеэтого разрешил продолжить погоню.
«Все мотивы в рассказе должны работать на смысл,раскрывать тему. Ружье, описанное в начале, просто обязано выстрелить в концеистории. Мотивы, уводящие в сторону, лучше попросту вымарать. Или поискатьтакие образы, которые очерчивали бы ситуацию без излишней детализации. Помните,Треплев говорит о Тригорине (в «Чайке» Антона Чехова): «У него на плотинеблестит горлышко разбитой бутылки, и чернеет тень от мельничного колеса – вот илунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звезд, идалекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе… Это мучительно» [Щепилова,1998: 111].
Впрочем, тут надо учесть, что нарушение традиционныхспособов построения текста может стать эффектным художественным приемом.Рассказ может строиться практически на одних описаниях. Однако совсем бездействия он обойтись не может. Герой обязан хотя бы шаг сделать, хотя бы рукуподнять (то есть совершить значимый жест). В противном случае, мы имеем дело нес рассказом, а с зарисовкой, миниатюрой, со стихотворением в прозе. Другаяхарактерная особенность рассказа — значимая концовка. «Роман, по сути, можетпродолжаться вечно. Роберт Музиль так и не смог закончить своего «Человека безсвойств». Искать утраченное время можно очень и очень долго. «Игру в бисер»Германа Гессе можно дополнить любым количеством текстов. Роман вообще неограничен в объеме. В этом проявляется его родство с эпической поэмой.Троянский эпос или «Махабхарата» стремятся к бесконечности. В раннем греческомромане, как отмечал Михаил Бахтин, приключения героя могут продолжаться скольугодно долго, а финал всегда формален и предрешен заранее» [Щепилова, 1998:315].
Рассказ строится иначе. Его концовка очень частонеожиданна и парадоксальна. Именно с этой парадоксальностью концовки ЛевВыготский связывал возникновение катарсиса у читателя. Сегодняшниеисследователи рассматривают катарсис как некую эмоциональную пульсацию,возникающую по мере чтения. Однако значимость концовки остается неизменной. Онаспособна полностью изменить смысл повествования, заставить переосмыслитьизложенное в рассказе.
Кстати, совсем не обязательно это должна быть одна-единственнаяфинальная фраза. «В «Кохиноре» Сергея Палия концовка растянута на два абзаца. Ивсе же сильнее всего звучат последние несколько слов. Автор вроде бы говорит отом, что в жизни его персонажа практически ничего не изменилось. Вот только…«теперь его угловатая фигура не была больше похожа на восковую». И этокрохотное обстоятельство оказывается самым главным. Не случись с героем этойперемены, и незачем было бы писать рассказ» [Щепилова, 1998: 200].
Итак, единство времени, единство действия и событийноеединство, единство места, единство персонажа, единство центра, значимаяконцовка и катарсис – вот составляющие рассказа. Разумеется, всё этоприблизительно и зыбко, границы этих правил весьма условны и могут нарушаться,потому что, прежде всего, необходим талант, и знание законов построениярассказа или другого жанра никогда не помогут научить писать гениально,наоборот — нарушение этих законов иногда приводит к потрясающим эффектам,становится новым словом в литературе.
1.2 Жанр рассказа как литературоведческая проблема
Проблема жанров принадлежит к одной из наименееразработанных областей литературоведения. Трудность заключается и в ограничениисамого понятия «жанр», и в противоречивом взаимодействии различных жанров, и втенденции к сохранению специфики каждого из них.
В этом аспекте история рассказа представляет значительныесложности при изучении; жанр этот весьма лабильный, границы между рассказом иповестью, рассказом и новеллой весьма подвижны. Но, на наш взгляд, процессформообразования жанра рассказа представляет актуальную тему исследования.
«За поверхностной пестротой и шумихой литературногопроцесса не видят больших и существенных судеб литературы и языка, ведущимигероями которых являются, прежде всего, жанры, а направления и школы – героямитолько второго и третьего порядка» [Бахтин,1996: 216]. Подобное высказывание М.М. Бахтина не является случайным или преувеличивающим значение жанра каккатегории. Но, на наш взгляд, следует рассмотреть само содержание понятия «жанр»,а после этого спроецировать это понятие на рассказ (как жанровую категорию).Существуют различные трактовки этого термина. Так, например, В. Е. Хализевопределяет жанр следующим образом: «Литературные жанры – это группыпроизведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладаетопределенным комплексом устойчивых свойств. Многие литературные жанры имеютистоки и корни в фольклоре» [Хализев, 2002: 300].
Л. В. Щепилова считает, что жанр – «это вид произведения,того или иного поэтического рода.… Жанр литературного произведения – категорияисторически обусловленная, но то же время это понятие развивающееся» [Щепилова,1998:112].
А. И. Богданов отмечает: «Термин «жанр» употребляется дляобозначения и рода, и вида. Нередко смешиваются понятия рода, вида,разновидности, отсутствуют принципы разграничения произведений поразновидностям. Поэтому термин «жанр» представляется более целесообразнымиспользовать для обозначения тех разновидностей, которые обладают устойчивымиособенностями содержания и формы, которая придает им подлинное единство изавершенность, что позволяет рассматривать жанры как исходную единицуклассификации» [Богданов, 1999: 173].
Ф. М. Головенченко определяет жанр как вид произведения:«… термин жанр будем понимать в узком значении – как вид произведения, как разновидностьпоэтического рода»[ Головенченко, 2001: 18].
Л. И. Тимофеев понимает жанр довольно своеобразно: «мыбудем употреблять два термина: жанр (в смысле род) и жанровая форма (в смыслевид). Сложность понимания жанра заключается в том, что оно противоречит какбудто пониманию композиции как содержательной формы. В основе жанра лежит…определенный тип изображения человека в жизненном процессе.… Жанр есть иобщее явление, и в то же время историческое явление, в нем объединяется и то идругое, так как общее может проявиться только как историческое» [Тимофеев,2000: 121].
Примером еще одного понимания жанра может послужитьопределение Г. Н. Поспелова: «Литературные жанры (французское Genre – род, вид)– это сложившиеся в процессе развития художественной словесности видыпроизведений. Жанр произведения традиционно определяется по целому рядупризнаков – содержательных и формальных, которые объединяют произведения одногожанра и носят относительно устойчивый, исторически повторимый характер»[Поспелов, 1996: 16].
Из приведенных примеров можно сделать некоторые выводы:прежде всего, существуют две точки зрения:
1) жанр – это вид произведения;
2) жанр – это род произведения.
Следующее положение: жанр обладает определеннымисвойствами или признакам.
На наш взгляд, все определения, приведенные выше, неотвечают на вопрос, что такое жанр в полной мере, так как если жанр – это видпроизведения, что же такое этот вид собою представляет. Наиболее интересными, сточки зрения объективности, является понимание жанра Б. В. Томашевским: «Вживой литературе мы замечаем постоянную группировку приемов, при чем приемы этисочетаются в некоторые системы, живущие одновременно, но применяемые в разныхпроизведениях. Происходит некая более или менее четкая дифференциацияпроизведений, в зависимости от применяющихся в них приемов. Эта дифференциацияприемов происходит отчасти от некоторого внутреннего сродства отдельныхприемов, легко сочетаемых между собой (естественная дифференциация), от целей,ставящихся для отдельных произведений, от обстановки возникновения, назначенияи условий восприятия произведений (литературно-бытовая дифференциация), отподражания старым произведениям и возникающей отсюда литературной традиции(историческая дифференциация).
Приемы построения группируются вокруг каких-то ощутимыхприемов. Таким образом, образуются особые классы или жанры произведений,характеризуемые тем, что в приемах каждого жанра мы наблюдаем специфическую дляданного жанра группировку приемов вокруг этих ощутимых приемов, или признаковжанра» [Томашевский, 1997: 150].
Данное определение приводит все определения жанра кединой основе. Жанр – это система приемов, которые могут употребляться впроизведениях, и с их помощью эти произведения дифференцируются. Другимисловами, жанр – как система приемов определяет характер произведений. Выборприемов зависит:
1) от их сочетаемости друг с другом (естественнойдифференциации);
2) от целей создания произведения, назначения и условийвосприятия (ориентации на читателя, то есть литературно-бытовойдифференциации);
3) от подражания старым образцам, так как любоепроизведение, какое бы новаторское оно не было, сохраняет в себе черты,присущие произведениям предшествующих эпох, что и позволяет сохранить литературнуютрадицию (исторической дифференциации).
Подобное понимание жанра как бы структурирует любоепроизведение, и в то же время отводит ему определенное место в общелитературномпроцессе, или жанр как бы определяет произведение, не выделяя его из ряда ему подобных.Таким образом, требуется дополнительная система свойств, которая позволит болееполно раскрыть особенности жанра (а в целом – произведения). Подобная системасвойств получила название: «признаков жанра».
«Признаки многоразличные, они скрещивают и не даютвозможности логической классификации жанров по одному какому-нибудь основанию»[Томашевский, 1997: 82].
Подобное утверждение оправдано и отражает наибольшую проблемув определении жанров – проблему классификации. Невозможно выделить какой-либопризнак, который давал бы основание для создания типологии жанров. Признакижанра разнообразны и могут относиться к любой стороне художественногопроизведения. «Многоразличие» признаков и возможность их соотнесения с разнымисторонами произведения, затрудняют и классификацию самих признаков. Несомненнымявляется тот факт, что признаки можно расположить по их роли в созданиипроизведения.
1.3 Жанр рассказа как специфическая форма прозаическогоэпоса мордовской литературы
Становление и развитие жанра рассказа говорит, с однойстороны, о стабильном оформлении собственно-национальных художественныхтрадиций мордовской литературы на современном этапе, а с другой, показываетновые исходно-типологические начала, которые позволяют говорить о классическомпути развития литератур малых народов, о постепенном выравнивании иххудожественного опыта по отношению к литературам более зрелым, старописьменным.
В рассказе отражаются важнейшие сторонынационально-своеобразного общественно-исторического сознания мордовского народа,его идеалы, нравственно-эстетические ценности, философские и мировоззренческиепозиции. Отсюда ясно, какое исключительно важное значение приобретает выяснениеместа и роли жанра рассказа в формировании историко-литературных и культурныхтрадиций мордовского народа. Специфика формы рассказа учитывает всю народностьи национальность мордовской жизни. В связи с этим, рассказ по праву считаетсяэпосом всего народа мордовского. «Ведь опора на эпические формы народноготворчества – это общее явление, свойственное самым различным литературам, в томчисле и тем, которые давно уже отошли от прямолинейного фольклоризма, иэпичность истории ярко показали в прозе» [Атякшева, 2007: 322].
Фольклор в рассказе играет роль стимулирующего фактора.Он – своего рода исторический корень жанра, уходящий в глубины мордовскойдеревенской жизни, «где так вкусно пахнет пирогами или хлебом из печки, гдепарное молоко – слаще конфеты или пряника, где коты на плетне поют громчесоловья, а из бани тепло тянет березовым веником…» [Соколова, 2003: 32].Каксправедливо отмечается в книге «Мордовская литература и современность», путь крассказу в мордовской литературе проходит через весь предшествующий период ееразвития.
«Сейчас, когда уже написаны «Очерк мордовской литературы»(1956) и «История мордовской литературы» (1968, 1971, 1974), содержащие нетолько обзорные главы, но и литературные портреты многих писателей, когдапоявились монографии, посвященные изучению отдельных жанров, наблюдается всебольшее углубление в исследовании рассказа, прежде всего, в культурномконтексте, можно сказать, «общемордовском» [Атякшева, 2007: 326].
Сама по себе форма рассказа имеет определенные нормы,внутритекстовые границы и присущие только ему композиционные элементы. Вмордовских рассказах эти нормы немного трансформировались, можно сказатьэволюционировали. Развитие литературных норм прошло по пути привлечения в текстнационального аспекта и присущей ему сюжетности. Сюжеты, как и героев, писателиберут из жизни: «их не нужно выдумывать, дорисовывать чужие портреты, — все этоуже есть в жизни мордовского народа» [Соколова, 2003: 36]. Простота образов ихарактеров сочетается с их силой, яркостью, неповторимостью. И везде Мишанинаподчеркивает принадлежность к мордовской национальности, ее ментальность. Произведениямордовских писателей западают в душу каждому, кто их прочитал. В них – жизньбьет своим ключом, и даже солнце светит по-другому, ярче, ветер дует сильнее, аречка бежит быстрее и стремительнее. Одним словом, вся любовь к миру, родномукраю, мордовским людям, детям, животным – все это явно и очевидно в мордовскихрассказах.
Эпос каждого народа красочен и ярок. Мордовские рассказысродни сказкам, в них также присутствует волшебство, не столько нереальное,скорее наоборот, — оно наполнено чертами социального, обычного, присущегоповседневной жизни. Но при всем этом, оно еще и волшебно…
2 Жанровое своеобразие рассказов В. И. Мишаниной
Рассказы мордовской писательницы интересны с точки зрениясвоей жанровой принадлежности. Сама по себе форма рассказа имеет определенныенормы, внутритекстовые границы и присущие только ему композиционные элементы. Вмордовских рассказах эти нормы немного трансформировались, можно сказатьэволюционировали. Развитие литературных норм прошло по пути привлечения в текстнационального аспекта и присущей ему сюжетности. В. И. Мишанина вплела в свойтекст весь накопленный жизненный и творческий опыт, ежедневно пополняя иобогащая все новыми и новыми элементами.
2.1 Жизненный и творческий путь мордовской писательницы
Валентина Ивановна Мишанина родилась 25 ноября 1950 годав селе Адашеве Инсарского (сейчас Кадошкинского) района Республики Мордовия всемье крестьянина. После окончания Адашевской средней школы в 1968 годупоступает учиться в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1973 года –редактор Мордовского книжного издательства, с 1974 года – литсотрудник,редактор отдела прозы, ответственный секретарь журнала «Мокша». Работаларуководителем драматической части Мордовского национального театра. С 2000 года– заместитель председателя правления Союза писателей Республики Мордовия. Вшкольные годы ее стихи и рассказы печатались в журнале «Мокша». Стихотворныйцикл «Шачема ширь» («Родная сторона»), опубликованный в журнале «Мокша» в 1968году, подкупает искренностью, попыткой отразить злободневные события жизни.Истинное призвание нашла в прозе. Студенткой Литературного института в 1972году выпустила первый прозаический сборник «Кить ушетксоц» («Начало пути»),куда вошли тринадцать лучших детских рассказов. В 1974 году в Мордовскомкнижном издательстве вышла вторая книга для детей «Сиянь ракакудня»(«Серебряная ракушка»). Последующие книги для взрослых – «Качаму шобдава»(«Дымное утро», 1976), «Ки лангса ломатть» («Люди в дороге», 1985) «Озкс тумотьтарадонза» («Ветви священного дуба», 1992), «Вальмафтома куд» («Дом без окон»,2002) и другие.
В последние годы Валентина Машанина успешно работает вжанре драматургии. Она – автор пьес «Тройцень карша» («Накануне троицы»), «Эх,ломатть, ломатть» («Эх, люди, люди»), «Куйгорож», «Тят, шава, тят сала» («Неубий, не укради») и других. Их объединяет стремление автора проникнуть вглубины характеров персонажей, показать нравственные особенности человека вконкретно-исторических условиях.
Спектакли по пьесам Мишаниной успешно идут на сценеМордовского национального театра. Произведения Мишаниной издавались в Москве, виздательстве «Детская литература», книга «Сиянь ракакудня» («Серебрянаяракушка») вышла в Таллинне на эстонском языке. Ее произведения вошли в школьныеучебники и хрестоматии. В. И.Мишанина – лауреат премии Ленинского комсомолаМордовии (1986), член Союза писателей СССР с 1977 года.
2.2 Тематика и проблематика творчества В. И. Мишаниной
Мордовские рассказы В. И. Мишаниной отличаются своейколоритностью, специфичностью образов, обилием чувств и переживаний на фоне мордовскогокрая. Посредством текстовых мотивов раскрываются народные особенности самихпроизведений, их характерные особенности.
Проблематика творчества – сугубо мордовская: «в текстевоспеты родные просторы, реки, поля, леса, деревенские люди, их быт, проблемы,радости и печали. Очевидно, что одним из основополагающих элементов в рассказахВ. И. Мишаниной выступает природа. Деревенская жизнь пестрит различнымиприродными красками, рядом с человеком постоянно щебечут птицы, дуют ветры,цветут цветы, колышутся листья – все находится в единении с людьми» [Егоров,2003: 170]. В детских рассказах писательницы эта связь становитсясюжетообразующей, например, в рассказе «Друзья» композиционная структура такова– дети Оля и Андрюша были хорошими друзьями, ходили вместе на Цветной луг,плели венки из цветов, затем родители мальчика решили уехать жить в город идети и стали вспоминать о том, как им было весело на Цветном лугу. Тема природыздесь, как бы, сквозная, окаймляющая тему дружбы между детьми.
Данной тематике соответствует большая часть рассказов В. И.Мишаниной. Что такое детская дружба? Это, прежде всего, преданность друг другу,честность между друзьями, откровенность, открытость, одним словом, — особыеотношения. Герои авторских произведений таковы, их отношения – особые, дажеособенные.
В рассказе «Приходили жаловаться» В. И. Мишанинаописывает ссору двух друзей – Саши и Егорки, из-за пустяка переросшую в драку.Маленький детский грузовичок стал тому причиной. И, опять же, конфликтразрешается, а дружба остается...
Рассказ «Наказание» показывает поступок мальчика Васи,решившего наказать другого – Тимку за то, что тот хотел без разрешенияпокататься на его велосипеде. Вася придумал ему наказание – подмести двор околоего дома. Тимка долго сопротивлялся, ему было стыдно, потому что околососеднего дома играли девочки. Это наказание не было на самом деле трудным длямальчика – он боялся, что его увидит Аня, и Вася ей расскажет, как будто Тимкахотел украсть его велосипед, а он совсем не хотел этого делать… Данноепроизведение в проблемном отношении описывает мотивы совести, стыда, долга, атакже такого непростого для детей чувства – симпатии, зарождающейся любви междумальчиком и девочкой.
В произведении «На ветле» главными героями являются птицы– Скворец со Скворчихой. Причем автор наделяет их человеческими чертами: речью,разумом, чувствами, даже дает им имена. Главными темами рассказа выступают –добро, труд и трудолюбие, единение с людьми.
Проблематика жанра В. И. Мишаниной сложна и многогранна:в одном произведении сталкиваются сразу несколько конфликтов, перемежается неодна сюжетная линия. Автор рассказывает своим читателям о любви и ненависти, одружбе, чувстве долга, совести, трудолюбии, о добре и зле – одним словом, В. И.Мишанина показывает нам жизнь мордовского народа со всех ее сторон: в печали ирадости.
Тема деревенской жизни – основная в творчестве автора, ейподчинена сюжетность и героика повествования. «Жизнь мордовского народанемыслима вне деревни. Порой кажется что этот самый мордовский народ не можетжить без деревни – в городе он бы просто зачах… Именно в деревне рождаютсявеликие люди земли мордовской, отсюда берутся такие яркие сюжеты, волнующиесердца каждого. Деревня хранит в себе еще много богатств, много неизведанного инеизвестного» [Соколова, 2003: 119].
Рассказы мордовской писательницы описывают быт простыхлюдей, деревенскую жизнь. И жизнь эта прописана с такой яркостью, наполненапозитивом и солнечным светом. Все это – богатство нашей родной стороны,мордовского края, Мордовии. Только любящий свою Родину человек мог создатьтакое богатство! Этим человеком и по праву явилась В. И. Мишанина.
«Читая ее рассказы, хочется отыскать на карте такиеместа, где живут герои ее произведений. Мир ее рассказов чудесен, — этоволшебный мир! Он очаровывает вновь и вновь, при каждом прочтении. Онзавораживает, манит к себе, зовет нас на родную сторонку – в Мордовию»[Коротков, 2008: 397].
3 Нравственно-эстетический аспект произведений В. И.Мишаниной
3.1 Ценностная ориентация малой прозы В. И. Мишаниной
Рассказы В. И. Мишаниной ориентированы на широкий кругчитателей, независимо от возраста и национальной принадлежности. В них писательзатрагивает глубоко социальные, общественные темы, обозревая жизнь простогожителя деревни со своими тяготами, невзгодами и радостями. На передний планвыступает ценность человеческих отношений: родственных, дружеских,товарищеских. Отношения между родителями и детьми, братьями и сестрамипрописаны с нежностью и теплотой; автор неоднократно отмечает сходство этихотношений с отношениями животных: курочки с цыплятами, кошки с котятами, утки сутятами и так далее. Чувства любви и заботы о своих детях свойственны всемживым существам, данное олицетворение еще раз наталкивает нас на мысль единениялюдей с животным миром, а через него – и с природой.
Природа для деревенского жителя значит очень многое: всяего жизнь с малого возраста проходит под кронами деревьев и у шумящей речки.Человек уже не мыслит себя без этой природной красоты, деревня на то и естьдеревня – сама семантика слова уходит своими корнями к растительному миру, аименно – к деревьям, к лесу.
В. И. Мишанина своими рассказами возвращает нас к нашимистокам, далекому историческому прошлому. Автор показывает читателям ценностипростой деревенской жизни.
Выбор героев рассказов В. И. Мишаниной также обусловленнравственно-эстетическим аспектом: герой произведения – носитель своегоменталитета с присущими ему чертами и характеристиками. В большинстве случаевгерои произведений писательницы – дети или подростки. Именно с ними происходятте или иные события, которые несут в себе назидательную, воспитывающую функцию.«Одни ищут счастье, другие – смысл жизни, а третьи – лучшую жизнь. Но и в тех,и других есть своя искра, своя интересность и необычность. Каждый герой учитчитателя на основе чего-то своего лучшей жизни, учит ловить счастливый момент –ведь он может не повториться, учит любить – сильнее и больше, учит вспоминатьпрошлое – чтобы его не забывали в настоящем» [Соколова, 2003: 115]. В этом онине уступают героям А. С. Пушкина или Л. Н. Толстого.
По праву Е. К. Атякшева заметила: «Если уж мордовскийчеловек любит – то так, что головы на плечах и ног под ногами не чувствует. Онза свою любовь все кулаки расшибет!» [Атякшева, 2008: 202].
В. И. Мишанина вкладывает в мысли и речи героевхаризматичность, они порой произносят столь чувственные, порой даже печальные слова,экспрессия которых настолько высока и психологична. В их речи широкоупотребительны уменьшительно-ласкательные обращения, что говорит об особомотношении друг к другу. От персонажей веет добротой и теплом души, которуюавтор посредством их пытается воспитывать в своих читателях. Писательница хочетпривить любовь к Родине – Мордовии, мордовской национальной культуре, к народу,деревне.
Ценности добра пересиливают темное, злое, которого почтии нет в рассказах В. И. Мишаниной. Отрицательные поступки героевпереосмысливаются в их сознании, подталкивая их на путь исправления.
В. И. Мишанина «проповедует» в своих произведенияхуважение к труду, трудовой деятельности, на фоне которой проходит становление иличностный рост каждого гражданина своей малой Родины. Помимо уважения к роднойстороне автор воспитывает в читателях уважение и почитание старшего поколения,стариков, ветеранов. В своих рассказах она говорит о том, что нужно беречь ипомогать им – они наше прошлое, без которого не было бы нашего настоящего.
Бережное отношение к природе – еще одна ценность,проповедуемая в рассказах мордовской писательницы. Природа – мать землимордовской, она кормит и поит человека, а он, в свою очередь, с должнымуважением обязан относиться к ней.
Творческая эстетика проявляется в каждом авторском слоге.Благодаря ей жизнь героев мысленно продлевается, уходя далеко за границыпроизведения, концовка додумывается сама в собственном воображении читателей.
3.2 Художественная интерпретация детства и его воплощениев прозаических произведениях В. И. Мишаниной
Мир детства, являясь «неотъемлемой частью жизни икультурного развития любого отдельно взятого народа и человечества в целом,издавна привлекал внимание художников слова, философов, психологов, социологов,литературоведов, педагогов и просто читателей – как детей, так и взрослых»[Коротков, 2008: 411]. Осмысление этого удивительного мира и его художественноевоплощение в рамках истории детской литературы представляет собой особуюценность, так как не ограничивается лишь информацией как таковой, ахудожественно воссоздает формирование характера юной человеческой личностичерез движение к основам эстетических, этических и мировоззренческих принциповбытия, соединяя, таким образом, прошлое и настоящее с будущим.
Детский мир в произведениях В. И. Мишаниной своеобразный:тонко пропитан чувством национальности, но, в то же время, герои и проблемынастолько реальны, что являются присущими каждому, независимо от принадлежностик какой-либо нации. Несмотря на то, что мир ребенка – это мир ребенка,философия произведения ясна и актуальна взрослому человеку. В связи с тем, чтоэти миры не совпадают в едином временном пространстве, связь между ними особая,проявляющаяся у взрослых через память и существенно влияющая на отношения междувзрослыми и детьми. При этом «детство выступает особой субкультурой жизничеловека. Оно концентрирует в себе и человеческую мудрость, и детскуюнепосредственность» [Коротков, 2008: 413], затрагивая, таким образом, целый рядпроблем, связанных с общечеловеческими и общемировыми категориями и являясь, визвестном смысле, лакмусовой бумажкой современного состояния литературы вообще.
Произведения В. И. Мишаниной выделяются из современныхмордовских авторов, пишущих о детях. Достаточно вспомнить девочку Надю израссказа «Сетьме шобдават» («Спокойное утро»), от общения с которой АнастасияЛьвовна не только вспомнила свое детство, свою жизнь, но и сумела почувствоватьсебя не такой одинокой. Здесь сюжетообразующим звеном выступает мотив памяти.Простая девочка смогла настолько тронуть сердце женщины, отчего в нем родилисьсветлые, нежные чувства. И как часто бывает в современной жизни, в детях мывидим самих себя, свою жизнь, свою молодость… Также интересен сам выбор именидевочки – Надя, Надежда: ассоциации сводятся к значению имени как в библейском,так и в семантическом отношении – надежда на что-то светлое и чистое, на лучшеев жизни.
Такие обыкновенные вещи, в то же время истины, отражаютсяв рассказах В. И. Мишаниной о детях и для детей. В детских произведениях авторасюжет, как правило, динамичен, затянутые описания отсутствуют, эмоциональныйфон усилен, действие стремительно, картины преимущественно зрительны, а образыпрописаны с точностью, чувственностью, что свидетельствует о наличии у В. И.Мишаниной рефлексии текста.
Простота образов и характеров сочетается с их силой,яркостью, неповторимостью. И везде Мишанина подчеркивает принадлежность кмордовской национальности, ее ментальность.
В рассказе «Когда приходит счастье» автор посредствомвоспоминания отца Вани выстраивает картину далекого прошлого, когда спродовольствием, а особенно с тем, что больше всего любят дети, — с конфетами,было очень трудно. И этот рассказ отца как бы поучает сына жизни, тому, чтонужно делиться с окружающими людьми, уважать их. Этот рассказ немного отводитнас в сторону сказки: излечение худенького и болезненного мальчика Колипроисходит после того, как он поделился с девочкой Верой, которую до этогонедолюбливал. Слова девочки: «Съешь, Коля, ты. Ты вон какой худой. Авось иболеть не будешь!» [Мишанина, 1984: 13] — словно желание, загаданное вслух.Желание девочки, по словам папы, сбылось: «После этого я и вправду болетьперестал…» [Мишанина, 1984: 13]. Истина, описанная в рассказе, — счастье. Котцу оно пришло после съеденных с девочкой Надей конфет-подушечек, а Ване ещепредстоит найти свое, драгоценное – счастье.
Рассказ В. И. Мишаниной «Друзья» описывает расставаниедвух маленьких друзей – Оли и Андрюши. Их счастье заключалось в совместныхпоходах на Цветной луг за одуванчиками, плетении венков, играх в прятки,катании на велосипеде… Их счастье – их дружба. И когда Андрюша пришел к Олепопрощаться, счастье стало потихоньку от них уходить. Мораль в двух рассказахсхожа, но финал остается открытым: можно самому додумывать, встретятся лидрузья, будут ли, как и прежде, ходить за цветами, плести венки. Здесь автордает волю воображению и фантазии читателей. Черта недосказанности являетсязакономерной для большинства рассказов В. И. Мишаниной, — у ее рассказов нетконца, сюжет продолжает двигаться, жить…
В общем и целом, детский мир в произведениях автора – этомир особых отношений, переживаний и чувств. Ему присущи только сильные чувства,благородные. Они делают мир детей ярче и эмоциональнее, лучше и чище.Посредством этого мир взрослого человека также наполняется красотой и добротой.Мир детства хранит в себе много загадок, отгадки на которые В. И. Мишанинанаходит в нашей мордовской жизни, в жизни родного края. Эпические произведенияавтора красочны и ярки.
Мордовские рассказы В. И. Мишаниной сродни сказкам, в нихтакже присутствует волшебство, но оно не столько нереально, чудесно инесбыточно, скорее наоборот, — наполнено чертами социального, обычного,присущего повседневной жизни. Но при всем этом, оно еще и волшебно…
Авторские произведения западают в душу каждому, кто их прочитал.В них – жизнь бьет своим ключом, и даже солнце светит по- другому, ярче, ветердует сильнее, а речка бежит быстрее и стремительнее. Одним словом, вся любовь кмиру, родному краю, мордовским людям, детям, животным – все это явно и очевиднов рассказах мордовской писательницы.
В. И.Мишанина в своих произведениях художественноосмысливая мир детства, показывают, как ребенок постепенно проникает в сферувзрослых отношений, воспитывает в себе человека и гражданина, носителя нравственныхначал.
Мордовский литературовед Е. К. Атякшева, создавшаянемного художественных произведений, высказывается о рассказах В. И. Мишанинойследующим образом: «Мордовская писательница проникновенно и глубоко показывает,как деревенские мальчики и девочки становятся настоящими «людьми» родного края,в ряде случаев – гордостью нашей многонациональной культуры, оставшись при этомпростыми и непосредственными, с душой, всегда распахнутой каждому» [Атякшева,2007: 227].
Заключение
Работая с жанром рассказа, закрепившимся в современнойлитературе, В. И. Мишанина внесла существенные изменения в его структуру,раскрыла национальный аспект и сюжетное составляющее малой формы мордовскогоэпоса. Ее рассказы отличаются своей колоритностью, специфичностью образов,обилием чувств и переживаний на фоне мордовского края.
Мордовский литературовед Е. К. Атякшева, создавшаянемного художественных произведений, высказывается о рассказах В. И. Мишанинойследующим образом: «Мордовская писательница проникновенно и глубоко показывает,как деревенские мальчики и девочки становятся настоящими «людьми» родного края,в ряде случаев – гордостью нашей многонациональной культуры, оставшись при этомпростыми и непосредственными, с душой, всегда распахнутой каждому» [Атякшева, 2007:227].
Рассказы мордовской писательницы описывают быт простыхлюдей, деревенскую жизнь. И жизнь эта прописана с такой яркостью, наполненапозитивом и солнечным светом. Все это – богатство нашей родной стороны,мордовского края, Мордовии. Только любящий свою Родину человек мог создатьтакое богатство! Этим человеком и по праву явилась В. И. Мишанина.
«Читая ее рассказы, хочется отыскать на карте такиеместа, где живут герои ее произведений. Мир ее рассказов чудесен, — этоволшебный мир! Он очаровывает вновь и вновь, при каждом прочтении. Онзавораживает, манит к себе, зовет нас на родную сторонку – в Мордовию»[Коротков, 2008: 397].
В этом контексте постижение генетического родствамордовской современности ХХ века с произведениями В. И. Мишаниной, выявлениемеханизма их художественного взаимодействия представляется интересной и весьмаплодотворной перспективой изучения наследия народной писательницы. Помимо давноуже сформировавшихся представлений о жизни деревни, зримо вырисовываетсявозможность исследования ее взаимосвязи с городом. Создавая своеобразнуюсистему жанра рассказа на основе его национальной природы, В. И. Мишанинойудалось, синтезируя опыт предшественников, проложить путь творческим открытиямбудущего.
Тема, давшая название курсовой работе, самымнепосредственным образом связана с необходимостью восстановления реальнойкартины развития мордовской литературы на материале становления в ней жанрарассказа. В современных условиях, когда в сфере изучения национальных имежнациональных отношений в науке на передний план выдвинулась разработкапроблем возрождения культурных традиций народов России, тема настоящегоисследования приобретает общенаучное историко-литературное значение. В связи сэтим, следует отметить, что в целевом отношении исследование прошло черезанализ конкретных художественных произведений мордовской писательницы свыявлением наиболее характерных нравственно-эстетических особенностей иопределением актуальных тенденций жанрового своеобразия рассказа как малойэпической формы.
Данное исследование в содержательном отношениирассматривает жизнь и творчество В. И. Мишаниной с разных аспектов:психологического (воплощение личностной позиции и ее реализация на страницахсвоих произведений с особой чувственностью, открытостью и характерностью, вчастных случаях – исповедальностью; структура личности автора и егонациональная принадлежность; народная мотивация в поведении героевпроизведений); философского (духовность и душевность творчества; бытийная,деятельностная концепция авторского предназначения); морально-нравственного(ценностная ориентация личности автора и всего его творчества в целом, включаяотдельную жанровую разновидность – рассказ; аксиологический подтекстпроизведений; интерпретация «хорошего» и «плохого» в жизни и творчестве; мотивычести, совести и долга); эстетическом (реализация принципа «прекрасного» втворчестве); религиозном (отношение к Богу и божественному, значение исповеди имолитвы для человека); культурологическом (национальная культура и ее традициив жизни и творчестве; принцип преемственности поколений; позиция современностии культурного движения общества к «светлому» будущему); социологического (жизньсела и города, их взаимодействие; реализация принципа «жизнестроительства»нового общества); историческом (контекст современности в рассказах автора).
В связи с этим, следует отметить, что основная цель изадачи исследования реализованы в полной мере благодаря использованным методам.
Впервые в национальном литературоведении проведенполиаспектный анализ жанрового своеобразия мордовской прозы и обобщены важныеэстетические категории в творчестве современной писательницы; определено местожанра рассказа в общем литературном процессе Мордовии; выявлены наиболеехарактерные тенденции и особенности прозаического жанра; показано влияниенациональных устно-поэтических традиций на творчество современных мордовскихпрозаиков; исследован нравственно-эстетический аспект рассказов мордовскойписательницы путем актуализации на мире мордовской души в рассказах В. И.Мишаниной, описаны ценности мира детства в ее произведениях и выявленияценностной ориентации творчества мордовской писательницы.
Несмотря на это курсовая работа не претендует навсеохватность заявленной в нем темы, рассматривая лишь отдельное жанровоеобразование – рассказ и его специфику в общем контексте творчества автора. Так,целесообразным представляется исследовать ее ранние поэтические произведения.Подлежит дальнейшему изучению ее проза, предназначенная для сцены. Интереснобыло бы рассматривать ее прозаические тексты в широких сопоставлениях споэзией, а также с произведениями других писателей Мордовии. Дальнейшеетематическое углубление и расширение границ исследования может бытьориентированно с точки зрения, как истории мордовской литературы, так иметодики, а также может являться основой другого научного вида деятельности (втом числе может быть представлена монографически).
В соответствии со всем вышеизложенным, можно сделатьследующий вывод: курсовая работа многоаспектна, как и сама природа жанрарассказа. «Мордовские рассказы В. И. Мишаниной – это история не только однойжизни, в них отразилось все, что мучило и грело сердца всего мордовскогонарода, живущего в наше суровое время современности» [Коротков, 2008: 119].
Список использованных источников
1Александрова, Л. П., Кузьменко, Ю. Б. Роль национальности в русской литературе/ Л.П.Александрова, Ю.Б.Кузьменко. – М.: Наука, 2002. – 315 с.
2Атякшева, Е. К. Мордовская литература и современность / Е.К.Атякшева. –Саранск: Издательство МГУ, 2008. – 501 с.
3Бахтин, М. М. Эпос и роман / М.М.Бахтин. – М.: Просвещение, 1996. – 396 с.
4Богомолов, Ю. А. Проблемность русского рассказа / Ю.А.Богомолов // Русскийрассказ: тезисы докладов конференции. – М.: Просвещение, 1990. – 700 с.
5Борщевская, А. И. Рассказы для детей / А.И.Борщевская // Вопросы детскойлитературы. – М.: Просвещение, 1954. – 340 с.
6Головенченко, Ф. М. Введение в литературоведение / Ф.М. Головенченко. – М.:Высшая школа, 2001. – 236 с.
7Гуляев, Н. А., Богданов, А. Н., Юдкевич, Л.Г. Теория литературы в связи спроблемами эстетики / Н.А.Гуляев. – М.: Высшая школа, 1999. – 289 с.
8Егоров, С. И. Характер в литературе Мордовии / С.И.Егоров. – Саранск:Издательство МГУ, 2003. – 236 с.
9Емец, Д. А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей /Д.А.Емец. – М.: Наука, 2001. – 178 с.
10Кожевников, В. М., Николаев, П. А. Литературный энциклопедический словарь /В.М.Кожевников. – М.: Инфо-Пресс, 2000. – 811 с.
11Коротков, И.П. Очерки мордовской литературы / И.П.Коротков. – Саранск:Издательство МГУ, 2008. – 512 с.
12Косолапов, И. Н. Эпос мордовского народа / И.Н.Косолапов. – Саранск:Издательство МГУ, 2005. – 319 с.
13Кузьменко, Ю. Б. Национальный аспект в литературном образовании /Ю.Б.Кузьменко. – М.: Просвещение, 2005. – 326 с.
14Макарова, В. А. Рассказ в детской литературе / В.А.Макарова // Русская детскаялитер. – М.: Просвещение, 2002. – 333 с.
15 Минералова,И. Г. Феномен детства в мировой словесности. / И.Г.Минералова // Мироваясловесность для детей и о детях. – М.: Издательство МПГУ, 1998. – 123 с.
16Мишанина, В. И. Ворота времени / В.И.Мишанина. – М.: Детская литература, 1984.– 125 с.
17Мишанина, В. И. Дымное утро / В.И.Мишанина. – М.: Детская литература, 1986. –91 с.
18Мишанина, В. И. Железный самолетик / В.И.Мишанина // Советская Мордовия. –Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995, 22 марта.
19Мишанина, В. И. Люди в дороге / В.И.Мишанина. – Саранск: Мордовское книжноеиздательство, 1988. – 208 с.
20Мишанина, В. И. Принципиальные люди / В.И.Мишанина. – Саранск: Мордовскоекнижное издательство, 1988. – 206 с.
21Мишанина, В. И. Прозрение / В.И.Мишанина // Советская Мордовия. – Саранск:Мордовское книжное издательство, 1980, 6 апреля.
22Мишанина, В. И. Серебряная ракушка / В.И.Мишанина. – Саранск: Мордовскоекнижное издательство, 1980. – 112 с.
23Мишанина, В. И Цветы луговые / В.И.Мишанина. – Саранск: Мордовское книжноеиздательство, 1984. – 120 с.
24Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение / Г.Н.Поспелов. – М.: Высшаяшкола, 1996. – 315 с.
25Прозаическое произведение и его целостность // Сборник научных трудов «XVМеждународные Ломоносовские чтения». — Архангельск, 2003. — С. 121-129.
26Сетин, Ф. И. История русской детской литературы. / Ф.И.Сетин. – М.:Просвещение, 1990. – 420 с.
27Соколова, В. Е. Мордовский национальный характер / В.Е.Соколова. – Саранск:Издательство МГУ, 2003. – 200 с.
28Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы / Л.И.Тимофеев. – М.: Просвещение,2000. – 421 с.
29Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б.В.Тимофеев. – М.:Просвещение, 1997. – 361 с.
30Хализев, В. Е. Теория литературы / В.Е.Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 357с.
31Щепилова, Л. В. Введение в литературоведение / Л.В.Щепилова. – М.: Высшаяшкола, 1998. – 433 с.