Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жанр описания жития в древнерусской литературе

Контрольнаяработа по древнерусской литературе
Тема: Своеобразиежанра русского жития и его эволюция (развитие) в произведениях древнерусскойлитературы. Жанр жития.

студентки 1927 группы 3 курса
заочного отделения
педагогического факультета
Перепечиной Ирины Дмитриевны.
 

Планконтрольной работы
 
1.        Введение
2.        Житиё — как жанрдревнерусской литературы
3.        Жанр житийнойлитературы в 14-16 веках
4.        Заключение
5.        Литература

1. Введение
Каждый народ помнит изнает свою историю.
В преданиях, легендах,песнях сохранялись и передавались от одного поколения другому воспоминания ссведения о прошлом своей родины.
Общий подъём Руси в 9веке, создание центров письменности, грамотности, появление целого рядаобразованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно- монастырскойсреде определили развитие древнерусской литературы.
«Русская литературанасчитывает целую тысячу лет. Она является самой древней литературой в мире,старше и французской, и английской, и немецкой.
Она зародилась ещё вовторой половине 10 века. И из этого огромного тысячелетия более семисот летпринадлежит периоду, который называют «древнерусской литературой». И этулитературу рассматривают как литературу одной темы и одного сюжета. Д.С.Лихачёв так писал об этом периоде: « Этот сюжет- мировая история, и эта тема-смысл человеческой жизни».
Основной чертойдревнерусской литературы является то, что в ней нет условных персонажей. Именадействующих лиц- все исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печорский, АлександрНевский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…
Подобно тому, каксуществует эпос в народном творчестве, можно сказать, что он существует и вдревнерусской литературе. Эпос- всё творчество древнерусских писателей, сюжетновзаимосвязанное между собой. Произведения этого периода показывают нам целуюэпическую эпоху в жизни русского народа. Эпоха фантастична и исторична в одновремя. Эпоха – время княжения Владимира Красное Солнышко. В это время былинаписаны многие произведения. Другое эпическое время- независимость Новгорода.
Исторические песни рисуютнам единое течение событий: 16 и 17 века.
Древняя русскаялитература — эпос, в котором говорится об истории Руси. Ни одно из произведенийДревней Руси — переводное или оригинальное не стоит обособленно. Все ониорганично дополняют друг друга в создаваемой картине мира. Каждый рассказ — законченноецелое, и вместе с тем, он связан с другими. Все древнерусские произведения строилисьпо «анфиладному принципу».
Житиё дополнялось стечением времени службами святому, описанием его посмертных чудес. Онообязательно содержало в себе дополнительные рассказы о святом. Иногда соединялинесколько житий одного и того же святого в новое единое произведение.
Многие из рассказовДревней Руси стали восприниматься как исторические, как документальноеповествование о русской истории.
Агиографический жанр-жанр написания жития святых. В 11- начале 12 века были написаны жития АнтонияПечерского, которое не сохранилось, Феодосия Печерского, 2 варианта житияБориса и Глеба. В этих житиях авторы проявляют самостоятельность и высокое литературноемастерство.

2. Житиёкак жанр древнерусской литературы
В 11-начале 12 векасоздаются первые жития 2 жития Бориса и Глеба, Житиё Феодосия Печерского,Антония Печерского (до настоящего времени не сохранилось).
Их написание было важнымшагом в идеологической политике Русского государства.
В то время, когда былисозданы эти жития, русские князья настойчиво добивались у константинопольскогопатриарха права на канонизацию своих, русских святых, так как это бы повысилоавторитет русской церкви.
Первым и важным условиемканонизации святого являлось создание жития этого святого.
Здесь приведём примержития Бориса и Глеба, Феодосия Печерского.
Оба жития написаныНестором.
Эти жития относятся к 2агиографическим типам — жития-мартирия (рассказа о мученической смерти святого)и монашеского жития, в котором повествуется обо всём жизненном пути праведника,его благочестии, аскетизме, творимых им чудесах и др.
При написании житияНестор учёл все требования, которые предъявляются к агиографическому канону.Конечно, он был знаком с переводными византийскими житиями, но проявил такуюхудожественную самостоятельность, что стал одним из выдающихся древнерусскихписателей.
Особенности жанражития первых русских святых.
«Чтение о Борисе иГлебе» начинается свведения в историю всего человеческого рода: сотворение Адама и Евы, ихгрехопадение, обличение «идолопоклонства» людей, воспоминание об учении и распятииИисуса Христа, который пришёл для того, чтобы спасти весь род человеческий, какстали проповедовать новое учение апостолы и как восторжествовала новая вера.
Нестор рассказал оподробности крещения Руси князем Владимиром. И этот акт он описал как самыйрадостный и торжественный: все русские люди спешат принять христианство, и ниодин из них не противится и даже не говорит вопреки воле самого князя, и самВладимир радуется, так как видит «новую веру» новообращенных христиан. Итак,вот как описаны события, произошедшие до злодейского убийства Бориса и ГлебаСвятополком. Нестор показал, что Святополк действует по козням дьявола.
Историческое введение вжитиё обязательно для того, чтобы показать единство мирового историческогопроцесса: события, произошедшие на Руси- лишь частный случай борьбы бога идьявола, и любому поступку, про который рассказывает Нестор, он подыскиваетаналогию, прообраз в прошлой истории.
Бориса Нестор сравниваетс библейским Иосиофом, который тоже пострадал из-за зависти братьев.
Если сравнить житиё слетописью, то можно увидеть, что в летописи ничего не говорится о детстве июности Бориса и Глеба.
В житии же, согласноправилу агиографического жанра, Нестор рассказывает, как ещё отроком Бориспостоянно читал жития и мучения святых» и мечтал сподобиться такой жемученической кончины. В летописи нет упоминания о браке Бориса, а в житии Борисстремится избежать брака, но женится лишь по настоянию отца. В летописипроглядывают живые человеческие отношения: Святополк привлекает киевлян на своюсторону тем, что раздаёт им дары(«именье»), их берут неохотно, потому что ввойске Бориса находятся те же самые киевляне, а они опасаются братоубийственнойвойны: Святополк может поднять киевлян против их родичей, ушедших в поход с Борисом.Все эти эпизоды в летописи выглядят живо, жизненно, а в «Чтении» они совсемотсутствуют.
В житии показано, чтоГлеб не понимает, за что он должен умереть. Беззащитная юность Глеба оченьизящна и трогательна. Даже когда убийца «взял святаго Глеба за честную главу»,тот «молчаше, акы агня незлобиво, весь бо ум имяще к богу и воззрев на небомоляшеся».
Вот ещё одна особенностьагиографического жанра- абстрагированность, избежание конкретности, живогодиалога, имён, даже живых интонаций в диалогах и монологах.
В описании убийстваБориса и Глеба тоже отсутствуют яркие краски, показано только моление, причёмритуальное, торопят убийц «кончать своё дело».
Итак, подведём итог:Агиографическому жанру присущи холодная рассудочность, осознанная отрешённостьот конкретных фактов, имён, реалий, театральность и искусственная патетикадраматических эпизодов. Наличие таких элементов описания жития святого, как егодетство, юность, набожность, строгость, в которой он держал себя, аскетизм,соблюдение поста, постоянное чтение псалмов, молитвы Всевышнему.
Житиё ФеодосияПечерского.
Это житиё написаноНестором после жития Бориса и Глеба.
Кто же такой ФеодосийПечерский? Это- инок, а затем он становится игуменом прославленногоКиево-Печёрского монастыря.
Это житиё отличается отрассмотренного нами выше большим психологизмом характеров, обилием живыхреалистических деталей, правдоподобием и естественностью реплик и диалогов.
Если в предыдущем житииканон торжествует над жизненностью описываемых ситуаций, то в данном произведениичудеса и фантастические видения описаны очень наглядно и так убедительно, что,когда читатель читает то, что происходит на этих страницах, он не может неповерить в то, о чём читает. Более того, ему кажется, что он всё описываемое впроизведении видел своими глазами. Можно сказать, что эти отличия не только какрезультат возросшего мастерства Нестора. Причина вероятно в том, что это житияразных типов. 1 житиё, которое мы рассматривали- житиё-мартирий, то естьрассказ о мученической смерти святого. Эта основная тема и определялахудожественную структуру жития, противопоставление добра и зла, диктовалаособую напряжённость в описании мучеников и его мучителей, так каккульминационная сцена должна быть томительно долгой и до пределанравоучительной. Поэтому в таком типе жития-мартирия, как правило, описываютсяистязания мученика, а его смерть происходит как бы в несколько этапов, чтобычитатель подольше сопереживал герою.
В то же время геройвсегда обращается с молитвами к богу, в которых раскрываются такие качества какего стойкость и покорность и обличаются преступления его убийц. «Житиё ФеодосияПечерского»- типичное монашеское житиё, рассказ о благочестивом, кротком,трудолюбивом праведнике, вся жизнь которого -непрерывный подвиг. В нёммножество бытовых описаний сцен общения святого с иноками, мирянами, князьями,грешниками. В житиях этого типа обязательным условием являются чудеса, которыетворит святой, и это вносит в житиё элемент сюжетной занимательности, требуетот автора особого искусства, чтобы чудо было описано эффектно и правдоподобно.
Средневековые агиографыхорошо понимали, что эффект чуда хорошо достигается при сочетании толькореалистических бытовых подробностей с описанием действия потусторонних сил — явлений ангелов, пакостей, устраиваемых бесами, видений и т.д.
Композиция жития всегдаодинакова:
1.        Пространноевступление.
2.        Рассказ о детствесвятого
3.        Упоминаниеблагочестия родителей и самого будущего святого.
4.        Жизнь святого,полная лишений, мучений.
5.        Смерть святого,чудеса у гроба.
Однако в данномпроизведении есть отличия в описании детских лет святого от других житий. Образматери Феодосия совершенно нетрадиционный, полный индивидуальности. Мы читаем оней следующие строки: она была физически сильной, с грубым мужским голосом; страстнолюбя своего сына, она не могла примириться с тем, что он- наследник сёл и рабов– не помышляет об этом наследстве, ходит в ветхой одежонке, наотрез отказываясьот «светлой и чистой», тем самым наносит поношение своей семье, а всё своевремя проводит в молитвах и печении просфор. Его мать старается любымиспособами переломить благочестивость сына (хотя его родители представленыагиографом как благочестивые и богобоязненные люди!), она жестоко избиваетсына, сажает его на цепь, срывает с его тела вериги. Несмотря на это, Феодосиюудаётся уйти в Киев в надежде постричься в одном из тамошних монастырей. Матьего не останавливается ни перед чем, чтобы найти его: обещает большоевознаграждение тому, кто укажет ей местонахождение сына. Наконец она его находитв пещере, где он живёт вместе с другим отшельником Антонием и Никоном (из этогообиталища вырастет впоследствии Киево-Печерский монастырь).
И здесь она идёт нахитрость: требует у Антония показать ей сына, угрожая самоубийством у егодверей. А увидев Феодосия, она уже не гневается, обнимает своего сына, плачет,умоляя его вернуться домой и делать там, что захочет, но Феодосий непреклонен.По его настоянию мать постригается в одном из женских монастырей. Мать поняла,что только так она сможет хоть изредка видеть своего сына, поэтому согласиласьна это.
Агиограф показывает ихарактер будущего святого: сложный, обладающий всеми добродетелями подвижника:кроток, трудолюбив, непреклонен в умерщвлении плоти, исполнен милосердия, но,когда в княжестве происходит княжеская распря( Святослав сгоняет с престоласвоего брата изяслава), Феодосий активно включается в сугубо мирскую борьбу исмело обличает Святослава.
Самое замечательное вжитии – это описании монастырского быта и особенно творимых Феодосием чудес.Вот описание одного из чудес: к нему, тогда уже игумену Киево-Печёрскогомонастыря, приходит старший над пекарями и сообщает, что нет больше муки и неиз чего печь им хлеб. В ответ Феодосий посылает его посмотреть ещё раз в ларе.Тот отправляется в кладовую, подходит к сусеку и видит, что сусек, преждепустой, полон муки. В этом эпизоде присутствует и живой диалог, и эффект чуда,усиленный именно благодаря умело найденным деталям: пекарь помнит, что отрубейосталось 3 или 4 пригоршни- это конкретно зримый образ и столь же зримый образнаполненного мукой сусека: её так много, что она даже пересыпается через стенкуна землю.
Очень интересен и другойэпизод: Феодосий задержался у князя и должен вернуться в свой монастырь. Князьприказывает, чтобы его подвёз на телеге некий отрок. Тот, увидев скромноодетого человека, дерзко обращается к нему: « Чьрноризьче! Се бо ты по вьсядьни пороздьнъ еси, аз же трудьн сый ( вот ты все дни бездельничаешь, а ятружусь). Не могу на коне ехати». Феодосий соглашается. Но по мере приближенияк монастырю, всё чаще встречаются люди, знающие Феодосия. Они почтительнокланяются ему, а этот отрок начинает тревожиться: кто же этот убогий монах? Они вовсе приходит в ужас, когда видит, как стречает с почётом его попутчикамонастырская братия. Однако игумен не упрекает возницу и даже велит накормить изаплатить ему. Мы точно не можем сказать, были ли такие случаи с Феодосием.Несомненно только одно: Нестор умел описывать подобные интересные случаи сосвятым, он был писатель большого таланта.
В течение последующихвеков будут написаны многие десятки различных житий- велеречивых и простых,примитивных и формальных, жизненных и искренних. Нестор же был одним из первыхрусских агиографов, и традиции его творчества найдут продолжение и развитие в сочиненияхего последователей.
3. Жанржитийной литературы в 14-16 веках
 
Жанр житийной литературыполучил широкое распространение в древнерусской литературе: «Житиё царевичаПетра Ордынского, Ростовского(13 век)», «Житиё Прокопия Устюжского»(14 век).
Епифаний Премудрый (умер в 1420 году) вошёл в историюлитературы как автор 2-х житий- «Жития Стефана Пермского»( епископа Перми,крестившего коми и создавшего для них азбуку на родном языке), написанного вконце 14 века, и «Жития Сергия Радонежского», созданного в 1417-1418 годах.
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГОСЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
С чего же начинает житиёЕпифаний?
Верстах в четырех отславнаго в древности, но смиреннаго ныне Ростова Великаго, на ровной открытойместности по пути в Ярославль, уединенно расположилась небольшая обитель во имяПресвятыя Троицы — заштатный Варницкий монастырь Здесь было поместье родителейСергия, благородных и знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии; тут был их дом;тут и жили они, предпочитая уединение сельской природы суете городской жизни прикняжеском дворе. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них,блаженный Епифаний замечает, что Господь не попустил родиться Сергию отнеправедных родителей. Такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь иродителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось клучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славуБожию.
Кирилл и Мария имели ужесына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущаго основателя ТроицкойЛавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго дорождения сего святаго младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение,что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословеннаго корня.
В один воскресный деньего благочестивая мать пришла в церковь к Божественной литурпи и смиренностала, по тогдашнему обычаю, в притворе церковном, вместе с прочими женами.Началась литургия; пропели уже трисвятую песнь, и вот, не за долго пред чтениемсвятаго Евангелия, вдруг, среди общей тишины и благоговейнаго молчания,младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие обратили внимание на этоткрик.
Когда начали петьХерувимскую песнь, младенец вскрикнул в другой раз, и притом уже столь громко,что голос его был слышен по всей церкви. Понятно, что мать его испугалась, астоявшые близ нея женщины стали между собою переговариваться, что бы мог означатьэтот необыкновенный крик младенца?
Между тем литургияпродолжалась. Священник возгласил: «Вонмем! святая святым!»
При этом возглашениимладенец вскрикнул в трети раз, и смущенная мать едва не упала от страха: онаначала плакать… Тут ее окружили женщины и, может быть, желая помочь ейуспокоить плачущее дитя, стали спрашивать: «где же у тебя младенец? От чего онкричит так громко?» Но Мария, в душевном волнении, обливаясь слезами, едвамогла вымолвить им: «Нет у меня младенца; спросите еще у кого-нибудь».
Женщины стали озиратьсякругом, и не видя нигде младенца, снова пристали к Марии с тем же вопросом.Тогда она принуждена была сказать им откровенно, что на руках у нея,действительно, нет младенца, но она носит его во чреве…
Вот такие строкипредваряют житиё, уже указывая на произошедшее чудо с будущим святым.
Благоговейный списательжития Сергиева, преподобный Епифаний, сопровождает свое повествование о семнеобыкновенном происшествии таким размышлением: «достойно удивления, говоритон, что младенец, будучи во чреве матери, не вскрикнул где-либо вне церкви, вуединенном месте, где никого не было, — но именно при народе, как бы для того,чтобы многие его услышали и сделались достоверными свидетелями сегообстоятельства. Замечательно еще и то, что прокричал он не как-нибудь тихо, ана всю церковь, как бы давая понять всем, что он будет служить Богу с детства.Ещё интересно и то обстоятельство, что не возгласил он однажды или дважды, ноименно трижды, являя тем, что он будет истинным учеником Святыя Троицы, так кактроичное число предпочитается всякому другому числу, потому что везде и всегдасие число является источником и началом всего добраго и спасительнаго».
После описаннагопроисшествия мать стала ещё более внимательна к своему состоянию. Всегда имея вмыслях, что она носит во чреве младенца, который будет избранным сосудом СвятагоДуха, Мария во все остальное время беременности готовилась встретить в нембудущаго подвижника благочестия и воздержания. Так, в строгом посте и частойсердечной молитве пребывала богобоязненная мать святаго дитяти; так и самоедитя, благословенный плод ея чрева, еще до появления своего на свет, некоторымобразом уже предочищался и освящался постом и молитвою.
И вот праведная Мариявместе с своим мужем дала такое обещание: если Бог даст им сына, то посвятитьего на служение Богу. Это значило, что они, с своей стороны, обещали сделатьвсе, что могли, чтобы на их будущем дитяти исполнилась воля Божия, совершилосьтайное о нем предопределение Божие, на которое они уже имели некотороеуказание.
3 мая 1319 года в домебоярина Кирилла была общая радость и веселие: Марии Бог дал сына. Они нареклиего Варфоломеем, так как он родился в день Варфоломея. При крещении сына Кирилли Мария рассказали про тот случай в церкви священнику, и он, как сведущий вСвященном Писании,- указал им много примеров из ветхаго и новаго заветов, когдаизбранники Божии еще от чрева матери были предназначаемы на служение Богу.
Между тем мать, а потом идругие стали примечать в младенце опять нечто необыкновенное: когда материслучалось насыщаться мясною пищею, то младенец не брал сосцев ея; то жеповторялось, и уже без всякой причины, по средам и пятницам: так что в эти днимладенец вовсе оставался без пищи. Возращенный постом во чреве матери, младенеци по рождении как будто требовал от матери поста. И мать, действительно, сталаеще строже соблюдать пост: она совсем оставила мясную пищу, и младенец, кромесреды и пятницы, всегда после того питался молоком матери. Однажды Мария отдаламладенца на руки другой женщины, чтобы та покормила его своею грудью; но дитяне захотело взять сосцев чужой матери; то же самое было с другими кормилицами…«Добрая отрасль добраго корня, говорит блаженный Епифаний, питалась толькочистым млеком родившей его. Так сей младенец от чрева матери познавал Бога, всамых пеленах поучался истин, в самой колыбели привык к посту и, вместе смолоком матери, навыкал воздержанию… Будучи по естеству еще младенцем, он вышеестества уже предначинал пощение; с младенчества он был питомец чистоты,питаемый не столько млеком, сколько благочестием, и предъизбранный Богом еще дорождения»…
Когда Варфоломеюисполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Вместе с Варфоломеемучились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучалисьуспешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставалот них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним,родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детскаго ума,проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь вуединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молилсяГосподу Богу: «дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня,Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась.
Раз отец послал его вполе искать жеребят, каковое поручение пришлось особенно по душе мальчику,любившему уединяться от людей. Здесь-то и случилось с ним необыкновенноеприключение.
На поле, под дубом,увидел Варфоломей незнакомаго старца-черноризца, саном пресвитера;благоговейный и ангелоподобный старец приносил здесь свои молитвы Богувездесущему и изливал пред Всеведущим слезы сердечнаго умиления. Поклонившисьему, скромный отрок почтительно отошел в сторону, не желая прерывать его беседыс Богом, и стал вблизи, ожидая окончания молитвы. Старец окончил молитву; он слюбовию взглянул на доброе дитя, и, прозревая в нем духовными очами избранныйсосуд Святаго Духа, ласково подозвал его к себе, благословил его, отеческипоцеловал и спросил: «Что тебе надобно, чадо?»
«Меня отдали учитьсяграмоте, сказал сквозь слезы Варфоломей, и больше всего желала бы душа моянаучиться читать слово Божие; но вот сколько ни стараюсь, никак не могувыучиться, не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись заменя Богу, отче святый, — попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учениекнижное: я верю, что Бог примет твои молитвы».
Умилился старец от такихречей малаго отрока; он видел его усердие, и любуясь красотой детской души,отражавшейся на его кротком лиц, воздел руки, возвел очи на небо, вздохнул кБогу из глубины сердечной и стал молиться, испрашивая дитяти просвещения свыше…Старец заключил свою вдохновенную молитву священным словом: аминь, и бережновынул из пазухи небольшой ковчежец. Открыв его, он взял оттуда тремя перстамималую частицу святой просфоры, и, благословляя ею Варфоломея, промолвил:«возьми сие, чадо, и снеждь; сие дается тебе в знамение благодати Божией иразумешя Святаго Писания. Не смотри на то, что частица св. хлеба так мала:велика сладость вкушения от нея».
Радуясь от всей души, чтоБог привел ему встретиться с таким святым старцем, Варфоломей сладостно внималего душеполезным наставлениям; как семена на добрую землю, так и благодатныяслова старца ложились на его доброе сердце.
Между тем, как говорилстарец, так и сбылось: с отроком произошла чудная перемена. Какую бы книгу нераскрыл он, — тотчас же начинал читать ее без всякаго затруднения, понимая исмысл того, что читал. Так дар Божий, столь неожиданно ему ниспосланный,воздействовал в юном Варфоломее и просветил ум его. Нет нужды говорить, чтопосле этого случая он скоро опередил в учении как братьев своих, так и прочихтоварищей.
Всею душою Варфоломейполюбил Богослужение церковное и не опускал ни одной службы церковной.
Епифаний доводит досведения читателей, что наши предки не знали и не любили читать какия-либокниги светскаго содержания; жития святых, святоотеческие писания, разные Палеи,сборники, летописные сказания о минувших судьбах родной земли — вот книги, которыебыли любимым чтением того времени. И Варфоломей читал эти книги.
Он скоро понял, что еще вотроческом возрасте страсти начинают проявлять свою губительную силу, которуюсдержать стоит немалаго труда; а кто хотя раз поддастся в юности их влечению ипопустит им связать себя порочными склонностями, тому и подавно тяжелопреодолеть их. И вот благоразумный отрок принимает все меры, чтобы оградитьсебя от их воздействия, и пресекает все пути, которыми они привыкли находитьдоступ к сердцу человека. Потом святой отрок налагает на себя строгий пост: посредам и пятницам он не позволяет себе вкушать ничего, а в прочие дни питаетсятолько хлебом и водою. О каких-нибудь других питиях, не говоря уже о вине, онне позволяет себе и помыслить во всю свою жизнь.
И святый отрок никогда непозволял себъ даже отведать каких-нибудь сладких блюд или напитков. Так укрощаяюную плоть свою воздержанием и трудами для сохранения чистоты душевной и телесной,он ни в чем не выходил из воли своих родителей: как кроткий и послушный сын, онбыл истинным утешением для них.
«И виден был в нем преждеиноческаго образа совершенный инок, — говорит блаженный Епифаний,- поступь егобыла полна скромности и целомудрия. Никто не видал его смеющимся, а если ипоявлялась иногда кроткая улыбка на его прекрасном лице, то и она быласдержана; а чаще лицо его было задумчиво и серьезно; на глазах нередко заметныбыли слезы — свидетели его сердечнаго умиления; его уст никогда не оставлялиБогодухновенные псалмы Давидовы. Всегда тихий и молчаливый, кроткий исмиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, отвсех с любовию принимал случайныя неприятности. Ходил он в плохой одежде, аесли встречал бедняка, то охотно отдавал ему свою одежду».
Здесь уместно сказатьнесколько слов о том, в каком состоянии находилась в описываемое нами времяРусская земля, чтобы знать, при каких обстоятельствах жили родителиВарфоломеевы, и среди каких условий воспитывался сам Варфоломей.
Поистине трудные былитогда времена!.. Тяжким бременем лежало иго татарское на плечах Русскагонарода. О том, чтобы сбросить с себя это ненавистное иго, никто не смел иподумать. Князья то и дело ходили в Орду, — то на поклон грозным тогда ханаммонгольским, то судиться и тягаться между собой, и сколько благородной кровикняжеской пролито в Золотой Орде по зависти и братоубийственной ненавистичестолюбивых.
Иго татарское не прошлобесследно и в народной нравственности: «забыв гордость народную, — говоритКарамзин, — мы выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых;обманывая Татар, еще больше обманывали друг друга; откупаясь деньгами отнасилия варваров, стали корыстолюбивые и бесчувственные к обидам, к стыду,подверженные наглостям иноплеменных тиранов. От времен Василия Ярославича доИоанна Калиты (период самый несчастнейший!) отечество наше походило более натемный лес, нежели на государство: сила казалась правом; кто мог, грабил: нетолько чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; воровствосделалось общею язвою собственности»…
Да, тяжело было Русскойземле в те скорбныя времена; трудно, невозможно было одолеть сильнаго врага иименно потому, что князья Русские все больше ссорились между собой, — единстване было, по клочкам была разделена вся обширная Русская земля. И если бы неосознали наконец необходимости этого единства — кто знает? — может быть исовсем погибла бы Русь Православная, подпав владычеству более опасных врагов.
Но Бог не попустилслучиться такой беде. Раньше всех поняли опасность наши первосвятители: онивсегда твердили князьям, что единодушие между ними необходимо для спасенияРоссии от окончательной гибели; когда было можно, святители всегда являлись миротворцамив усобицах княжеских, действуя и словом убеждения, и силою духовной власти. Апрозорливый святитель Петр положил прочную основу объединению Русской земли,переселившись навсегда из Владимира, на Клязьме, в незнатный тогда городокМоскву, к умному и благочестивому Князю Иоанну Даниловичу Калите. Этот Князьстал настойчиво приводить в исполнение намеченную еще его отцом мысльобъединения Русской земли, и присоединял одно за другим соседния княжества кМосковскому.
Не избежали, конечно,этих народных скорбей и праведные родители Варфоломеевы. Славный и именитыйнекогда боярин Кирилл, еще ранее описанных нами событий в Ростове, под старостьстал терпеть нужду. Частыя путешествия в Орду со своим князем, тяжкие дани инепосильные подарки ордынским вельможам, без чего никогда не обходились этипутешествия, — жестокий голод, нередко опустошавший Ростовскую область, абольше всего, говорит преподобный Епифаний, великая рать или нашествиеТуралыково в 1327 году — все это вместе отозвалось крайне неблагоприятно на егосостоянии и почти довело его до нищеты.
Родители Варфоломеярешили найти другое место жительства. Случай скоро представился. В 12 верстахот Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок,которое в древности носило имя Радонежа. Лишь только это стало известно вРостове, многие из его жителей, в надежде найти себе облегчение; потянулись вРадонеж. В числе таких переселенцев Епифаний называет Протасия тысяцкаго,Георгия, сына Протопопова с родом его, Иоанна и Феодора Тормасовых, ихродственников Дюденя и Онисима, бывшаго ростовскаго вельможу, а в последствиидиакона и ученика Сергиева. В числе их переселился и блаженный Кирилл со всемсвоим семейством и водворился в Радонеже близ церкви Рождества Христова.
Далее Епифан описываетжелание Варфоломея уйти в монастырь, но его родители просят, чтобы он осталсяпока с ними, а после их смерти может уйти в монастырь. Варфоломей соглашается иостаётся с ними, по — прежнему соблюдая все посты, ведя аскетический образжизни.
После смерти родителей онуходит от людей вместе со своим братом Стефаном, у которого случилось горе всемье: умерла любимая жена, и он соглашается уйти со своим братом подальше отлюдей.
Братья оставляют свой мири идут в самую глушь соседних лесов…
В те времена каждый,желавший уединенной жизни, мог один или с товарищем свободно идти в лес, налюбом месте строить себе хижину или копать пещеру и селиться тут. Долго ходилибратья по окрестным лесам; наконец им полюбилось одно место, удаленное нетолько от жилищ, но и от путей человеческих. Это место было Самим Богомпредназначено к устроению обители: над ним и прежде видали достойные люди — одни свет, другое огонь, а иные ощущали благоухание. Оно находилось верстах вдесяти от Хотькова и представляло небольшую площадь, которая возвышалась надсоседнею местностью в вид маковки, почему и названа Маковцем или Маковицею.
Горячо помолились братьяна избранном месте пустыннаго жития; предавая самих себя в руки Божии, они призывалиБожие благословение и на самое место своих будущих подвигов. Потом стали рубитьлес; с великим трудом переносили они тяжелые бревна на своих, хотя и привычныхк труду, но все же боярских плечах; мало-помалу редела чаща лесная, открываяместо, на котором в последствии суждено было Богом процвести славной ЛавреСергиевой. Отшельники устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потомубогую келлийку; наконец, подле келлии, поставили и малую церквицу. Все этобыло сделано руками самих братьев-трудников; они не хотели приглашатьпосторонних людей, потому что телесный труд был необходимым условием самойжизни подвижнической.
Когда церковь была готовак освящению, Варфоломей сказал Стефану: «по плоти ты мне старший брат, а подуху — вместо отца; и так, скажи мне: во имя какого Святаго следует освятитьнашу церковь? Какой будет ея престольный праздник?»
— Зачем спрашиваешь меняо том, что сам лучше меня знаешь? — отвечал ему старший брат. — Ты, конечно,помнишь, как не раз покойные родители наши, при мне, говорили тебе: «Блюдисебя, чадо: ты уже не наше, а Божие; Господь Сам избрал тебя прежде твоегорождения и дал о тебе доброе знамение, когда трижды возгласил ты во чревематери, во время литургии». И пресвитер, тебя крестивший, и чудный старец, наспосетивший, говорили тогда, что это трикратное проглашение твоепредзнаменовало, что ты будешь учеником Пресвятая Троицы; и так пусть церковьнаша будет посвящена Пресвятому Имени Живоначальныя Троицы; это будет не нашесмышление, а Божие изволение: пусть же благословляется здесь имя Господнеотныне и во веки!»
Основной принцип, изкоторого исходит в своём творчестве Епифаний Премудрый, состоит в том, чтоагиограф, описывая житиё святого, должен всеми средствами показатьисключительность своего героя, величие его подвига, отрешённость от всегоземного. Отсюда и стремление к эмоциональному, яркому, украшенному языку,который отличается от обыденной речи. Жития Епифания переполнены цитатами изСвященного писания, потому как подвиг его героев должен найти аналогии вбиблейской истории. Своим произведением Епифаний продемонстрировал своёподлинное мастерство, ошеломил читателя бесконечным рядом эпитетов илисинонимических метафор, заставив вдуматься читателя в смысл своегопроизведения. Это приём получил название «плетение словес».
В агиографии 14-15 вековширокое распространение получил принцип абстрагированности, когда изпроизведения «по возможности изгоняется бытовая, политическая, военная,экономическая терминология, названия должностей, конкретных явлений природыданной страны…» Писатель прибегает к перифразам, употребляя выражения типа«вельможа некий», «властелин градутому» и т.д.
Устраняются и именаэпизодических персонажей, они именуются просто как «муж некто», «некая жена»,при этом прибавляется «некий», «некая», «един» служат изъятию явления изокружающей бытовой обстановки, из конкретного исторического окружения». Агиографическиепринципы Епифания нашли своё продолжение в творчестве Пахомия Логофета.
Пахомий Логофет.
Пахомий, серб попроисхождению, приехал на Русь не позднее 1438 года. На 40 -80 годы приходитсяего творчество: он написал не менее 10 житий, множество похвальных слов, службсвятым и других произведений.
Вспомним житиё ФеодосияПечерского, как отговаривал его Антоний, напоминая о трудностях, ожидающих егона монашеском пути, как всеми способами пыталась вернуть его мать к мирскойжизни. Подобная ситуация есть и в «Житии Кирилла Белозёрского», написанномПахомием. Юноша Козьма воспитывается у своего дяди, человека богатого иименитого. Дядя хочет сделать Козьму казначеем, но юноша жаждет постричься вмонахи. И вот случилось приехать игумену Стефану и юноша пал к ногам его,пролил слёзы, молил его постричь его в монахи, и тот выполнил желание парня.
Затем Стефан отправляетсяк Тимофею, дяде парня, сообщить ему о пострижении племянника. Конфликт лишьедва очерчён, а не изображён. Тимофей, услышав о случившемся, «тяжко внятслово, вкупе же и скорби исполнивася и некая досадительная изрече к Стефану».Тот оскорблённый уходит, однако Тимофей, пристыженный своей благочестивойженой, тут же раскаивается «о словесих, глаголанных к Стефану», возвращает егои просит прощения. Словом, в «стандартных» велеречивых выражениях изображаетсястандартная ситуация, никак не соотносимая с конкретными персонажами данногожития.
В начале 15 века подпером Пахомия Логофета создавался новый житийный канон- велеречивые,«украшенные» жития, в которых живые, «реалистические» черточки уступали местокрасивым, но сухим перифразам. Но наряду с этим появляются жития другого типа,смело ломающие традиции, трогающие своей искренностью и непринуждённостью.Таково «Житиё Михаила Клопского».
«Житиё МихаилаКлопского».
Необычно уже само началожития. Вместо традиционного зачина, рассказа агиографа о рождении, детстве ипострижении будущего святого, это житиё начинается с середины, при этом сосцены неожиданной и загадочной.
Монахи Троицкого на Клопе(под Новгородом) монастыря были в церкви на молитве. Поп Макарий, вернувшись всвою келью, обнаруживает, что келья отперта, а в ней сидит неведомый старец ипереписывает книгу апостольских деяний. Поп «уполошившись», вернулся в церковь,позвал игумена и братию и вместе с ними вернулся в келью. Но келья оказаласьзапертой изнутри, а незнакомый ему старец продолжает писать. Когда егоспрашивают, тот отвечает очень странно: он слово в слово повторяет каждыйзаданный ему вопрос. Монахи так и не смогли узнать даже его имени.
Старец посещает состальными чернецами церковь, молится вместе с ними, и игумен решает: «Буди унас старец, живи с нами». Всё остальное житиё- описание чудес, творимыхМихаилом ( имя его сообщает посетивший монастырь князь). Даже рассказ о«преставлении» Михаила удивительно бесхитростен, с бытовыми деталями, отсутствуеттрадиционная похвала святому.
Необычность «ЖитияМихаила Клопского», созданного в век творений Пахомия Логофета, не должна,впрочем, нас удивлять. Дело здесь не только в самобытности автора, но и в том,что автор жития- новгородец, он продолжает в своём произведении традиции новгородскойагиографии, которая, как и вся литература Новгорода того времени, отличаласьнепосредственностью, непритязательностью, простотой, сравнительно с литературойМосквы или Владимиро-Суздальской Руси.
Однако «реализм» жития,его сюжетная занимательность, живость сцен и диалогов- всё это настолькопротиворечило агиографическому канону, что уже в следующем столетии житиёпришлось перерабатывать.
Сравним лишь один эпизод-описание смерти Михаила в 15 веке и в переделке 16 века. В первоначальнойредакции читаем: «И разболеся Михаила месяца декабря в Савин день, ходя кцеркве. А стоял на правой стороне у церкве, на дворе, против Феодосиева гроба.А почали говорить ему игумен и старцы: «Чему, Михаиле, не Стоишь в церкве, астоишь на дворе?» И он им рече»Ту аз хочю полежати». Да взял с собою кадилницуда темьан(благовоние), да шол в келью. И послал к нему игуменг сети и нити оттрапезы. И они отперли, темьян ещё курится, а его нету(умер). И почали местаискати, земля меръзла, где его положити. И помянуша черньци игумену — испытайтого места, где стоял Михаила. Ино с того места досмотриша, аже земля тала. Иони погребоша его честно». Этот непринуждённый, живой рассказ подвергсярешительной переработке. Так на вопрос игумена и братии, почему он молится надворе, Михаил теперь ответствует так: «Се покой мой в век века, яко зде вселитисяимам». Эпизод, когда он уходит в свою келью, так же переработан: «И кадиловъжьзизает, и на углие фимиам възложив, в свою келью отходит, братиям жедивящимься, видевшее святаго толико изнемогъша, и паки толику крепостьприемъша. Игумен же в трапезу отходит и к святому брашно посылает, вкусити томуповелевает. Пришедъшии же от игумена и внидоша в келйю святаго, и видивше тогок господу отшедша, и руце крестаобразно согбене имуща, и образом, яко спяща иблагоухания многа испущающа». Далее описывается плач при погребении Михаила;причем его оплакивают не только монахи и архиепископ «с всем священнымсобором», но и весь народ: люди спешат на похороны, «быстринам речным подобящася,слезы же непрестанно лиюще». Словом, житиё приобретает под редакцией ВасилияТучкова именно тот вид, в каком бы создал его, например, Пахомий Логофет. Этипопытки уйти от канонов, впустить в литературу дыхание жизни, решиться налитературный вымысел, отрешиться от прямолинейной дидактики проявились нетолько в житиях.
Жанр житийной литературыпродолжал развиваться и в 17-18-х веках: «Сказание о роскошном житии ивеселии», «Житиё протопопа Аввакума» (1672г.); «Житиё патриарха ИоакимаСавелова» (1690г.), «Житиё Симона Воломского», конец 17 века; «Житиё АлександраНевского». Автобиографический момент по-разному закрепляется в 17 веке: здесь ижитие матери, составленное сыном («Повесть об Улиании Осоргиной»); и «Азбука»,составленная от лица «голого и небогатого человека»; и «Послание дворительноенедругу»; и собственно автобиографии- Аввакума и Епифания, написанные одновременнов одной земляной тюрьме в Пустозёрске и представляющие собой своеобразныйдиптих.
«Житиё протопопаАввакума»- первое автобиографическое произведение русской литературы, в которомАввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной жизни.
Говоря о сочинениипротопопа Аввакума, А.Н.Толстой писал: «Это были гениальные «житие» и«послания» бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературнуюдеятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума- вся нажесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие рассказчика,его жесты, его голос».

4. Заключение
Изучив поэтику отдельныхпроизведений древнерусской литературы, сделаем вывод об особенностях жанражития.
Итак, житиё — жанрдревнерусской литературы, описывающий жизнь святого. В этом жанре существуютразные агиографические типы: житиё-мартирия (рассказ о мученической смертисвятого), монашеское житиё (рассказ обо всём пути праведника, его благочестии,аскетизме, творимых им чудесах и т.п.). Характерные чертами агиографическогоканона являются:
Холодная рассудочность
Осознанная отрешённостьот конкретных фактов, имён, реалий
Театральность иискусственная патетика драматических эпизодов, наличие таких элементов житиясвятого, о каких у агиографа не было ни малейших сведений.
Важность момента чуда,откровения. Именно чудо вносит движение и развитие в биографию святого.
Надо сказать, что жанржития не стоит на месте, он постепенно изменяется. Авторы отходят от канонов,впуская в литературу дыхание жизни, решаются на литературный вымысел («ЖитиёМихаила Клопского»), говорят на простом языке («Житиё протопопа Аввакума»).
Древнерусская литератураскладывалась, развивалась вместе с ростом общей образованности общества.
Древнерусские авторыдонесли до современных читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смыслевласти и общества, роли религии, поделились своим жизненным опытом.
На этом общем культурномфоне появились оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековыепублицисты, поэты.

5. Литература
1.        Д.С.Лихачёв.Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси.-М.,1975г., с.19
2.        И.П.Еремин.Литература Древней Руси (этюды и характеристики).- М.-Л., 1966г., с.132-143
3.        Д.С.Лихачёв.Человек в литературе Древней Руси.-М.,1970г., с.65.
4.        И.П.Еремин.Литература Древней Руси (этюды и характеристики).-М.-Л,.1966г., с.21-22
5.        В.О.Ключевский.Древнерусские жития святых как исторический источник.-М., 1871г., с.166.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.