Дуэль в романе«Евгений Онегин»
Введение
Роман встихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать произведением,которое, по словам Белинского, является «энциклопедией русской жизни». Подробноеописание быта и жизни человека начала 19 века позволяет нам, читателям,погрузится в атмосферу такого далёкого от нас времени, детально показав при этом, как и чем живут дворяне нетолько в обеих столицах, но и в провинции.
Гуковский Г.А пишет о романе: «…уже самое количествобытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман отпредшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит сериябытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд,обычаев».
Роман содержит 8 глав, каждая из которых раскрывает образыгероев, их внутренний мир и характеры, вокруг которых развиваются все сюжетныелинии: Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В романе две сюжетныелинии: Онегин и Татьяна и Онегин и Ленский.
В лице Онегина, Ленского и Татьяны, помнению Белинского, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, егоразвития.
Белинский даёт характеристику этим героям.
Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле, считаеткритик, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба.
В Ленском Пушкин изобразил характер, совершеннопротивоположный характеру Онегина, считает Белинский, характер совершенноотвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и понатуре, и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда»:
вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее.
Татьяна, по мнению Белинского, – существо исключительное,натура глубокая, любящая, страстная.
Любовь для нее могла быть или величайшимблаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительнойсередины. При взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противномслучае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорватьсянаружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оносдавлено внутри.
Ключевым эпизодом в понимании характеров героев можно считатьшестую главу романа. Этот эпизод является неким рубежом, переломом в сюжетеромана «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и самыйзагадочный эпизод романа.
Дуэль вромане («Евгений Онегин», 6 глава)
ДУЭЛЬ («Учтиво, с ясностью холодной /Звал друга Ленский надуэль») – от франц. duel, от лат. duellum – поединок, бой с применением оружия,происходящий между двумя лицами по определенным правилам и имеющий цельювосстановление чести одного из обиженных (оскорбленных) дуэлянтов. Дуэль – сословно-дворянскийобычай, получивший распространение в России в ХVIII-ХIХ вв. [Онегинскаяэнциклопедия: В 2 т. – М.: Русский путь 1999–2004.]
Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилампарный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорногопятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая.Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и неможет быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этикирусского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно,что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл,превращаясь в ритуализованное убийство. [Лотман Юрий михайлович. Роман А.С. Пушкина«Евгений Онегин»: Комментарий. Пособие для учителя.]
Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегинавесной и летом 1820 года – ему уже 24 года и он относится к Ленскому чутьпокровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред».
Причина дуэли может показаться читателю весьманелепой – незначительная ссора между Онегиным и Ленским. Образ младшей Лариной также важен в романе для создания любовноготреугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Но треугольник этот является мнимым.Ольга видит в Евгении лишь жениха своей сестры, а Онегину Ольга совсем несимпатична. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным набалу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена! (Глава 10, строфа XLV)
Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина надуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствуетболее полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимаютошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежатькровавого столкновения не оказывается возможным.
Читателю ясно, что случайная ссора – только повод для дуэли,но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которуюуже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. Носитель этой силыненавистен Пушкину. Он не пишет о нем ничего хорошего:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век! (Глава 6, строфа IV)
Пушкин сознательновыбирает глаголы, соответствующие состоянию Онегина. Глаголы стоят в прошедшемвремени, показывая читателю всю необратимость хода событий.
Сам говорит себе, что он:
Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.(Глава 6, строфа Х)
Мысли Онегина и мысли автора коренным образомрасходятся:
К тому ж – он мыслит — в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов… (Глава 6, строфа XI)
Но Пушкинобъясняет это со своей позиции:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир! (Глава 6, строфа XI)
Онегин понимает ужас всего происходящего вокруг, умениеостаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступитьтак, как велит совесть, – это редкое умение. «Палачами» оказываются Пустяковы иБуяно, а против них Евгений выступать не смеет.
Онегин по-настоящему страдает. Его терзает этаситуация, но…он принял вызов и дуэль-дело чести.
Ленский же, со своим юношеским задором, доволен,что вызов принят. Перед дуэлью Ленский отправляется в дом к Лариным, хотя допоследнего не хотел видеть Ольгу. Она же (как обычно) была приветлива иласкова:
Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья… (Глава 6, строфа XIV)
Вернувшисьдомой, Ленский пишет стихи, в отличии от Онегина, который мало того спиткрепким сном, но и опаздывает на дуэль.
На дуэлиЛенский убит…Убит не из-за мести Онегина, а из-за того, что Евгений, хоть иненавидел общество, в котором должен был находиться, но пойти против этогообщества и общественных «правил» он не может.
Онегин мститЛенскому за то, что тот пригласил его на бал, где находился «сброд», которыйтак ненавидел Евгений. Онегин в силу своего возраста воспринимает это как игруи дурачество. Но для Ленского это не так. Он романтик, возомнивший себя рыцарем.Для него то, что Онегин пригласил Ольгу на танец, считается изменой, как вотношении Ольги (любовная измена), так и в отношении Евгения (измена дружбе). Завызовом на дуэль следует ответ – согласие; видя,что Владимир начал поднимать пистолет, Евгений стреляет. Ленский убит.
Дуэль в романе – странная, однако эта странность отнюдь неисключает трагичности происходящего.
На дуэльОнегин привёз в качестве секунданта слугу-француза. Правила дуэли нарушены:поединки, как дела чести, могли состоятся ТОЛЬКО между людей с дворянскимтитулом. Следовательно, и секунданты обязаны быть благородного сословия.
Онегиннамеренно нарушает правила. Таким образом он выказывает своё неуважение котставному офицеру Зарецкому, секунданту Ленского, и открыто заявляет ему:
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но, уж конечно, малый честный(глава VI, строфа XXVII)
Важно заметить, что в этой же главе и строфе, Онегин называетслугу другом («Вот он: мой друг, monsieurGuillot»), а вот Онегина иЛенского автор называет врагами («Враги стоят, потупя взор»)
Зарецкий же, чувствую в свой адрес оскорбления, пожелал их незамечать. Сам Онегин, нравственные качества секунданта не ценил.
Я.А. Гординотмечает, что Онегин руководствуется теми же соображениями, которым следовалсам А.С. Пушкин романа в стихах: «Судя по тому, что знаем мы о дуэляхПушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Обэтом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложилпротивной стороне самой выбрать ему секунданта – хоть лакея. И это не былоплодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине»,заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секундантыименно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого.
ДляПушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь вбушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в еетипическом, а не ритуально-светском варианте…» [Гордин Я.А. Дуэлии дуэлянты. СПб., 2002. С. 31].
Зарецкий-интриган,который хочет «друзей поссорить молодых / И набарьер поставить их» (глава VI, строфа VI).
Участие Онегина в дуэли – вынужденное. Он ощущает свою винуза поведение в доме Лариных. Но страх оказаться трусом перед лицом тех, когоЕвгений так ненавидит, делает дуэль неизбежной.
Онегин не желает мстить Ленскому. Его отношение к дуэлисовсем не похоже на отношение Ленского.
Владимир Набоков в комментарии к пушкинскому роману в стихахпишет: « Для благородного человека в 1820 г. во всемцивилизованном мире было совершенно естественно вызвать на дуэль того, кто велсебя по отношению к нему и его невесте так, как на балу у Лариных вел себяОнегин по отношению к Ленскому . Поведение Ленского, не имея ничегообщего с экстравагантной вспыльчивостью, является единственно разумным длячестного человека того времени в сложившейся ситуации » [Набоков В.Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / Пер. с англ. СПб,1998. С. 443]
Поведение Онегина, избирающего секундантом слугу, можнорассмотреть с нескольких сторон. Во-первых, так он показывает своё отношение кобществу, наскучившему ему, а, во-вторых, пытается таким образом предотвратитьдуэль, надеясь на то, что Зарецкий отменит дуэль.
Но перед читателем остаётся открытым вопрос: хотел ли Онегинубить Ленского или это роковая случайность и смерть поэта зависит только отобстоятельств. Владимир Набоков и Ю.М. Лотман – пришли к выводамдиаметрально противоположным. Набоков, не прибегая к доказательствамутверждает: Онегин «не только принимает вызов, но и стреляет первым, да ктому же метит так, чтобы убить противника» [Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина«Евгений Онегин». С. 443]. Ю.М. Лотман не менее категорично заявляет: «Противник,метивший в ноги, особенно с дальнего расстояния, т.е. поступавший как Онегин,часто попадал в грудь. [Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «ЕвгенийОнегин»: Комментарий: Пособие для учителя / Изд. 2-е. Л., 1983. С. 293]. Ссылка Ю.М. Лотманана А.И. Герцена (как на «читателя, не утратившего еще живой связи сдуэльной традицией и способного понять смысловые оттенки нарисованной Онегинымкартины»), утверждавшего, что Онегин «любил» Ленского «и, целясь в него, нехотел ранить», ничего не доказывает [Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина«Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя / Изд. 2-е. Л., 1983. С. 103].
Ю.М. Лотман объясняет, почему Евгений не мог выстрелитьв воздух; дуэльная этика допускала такой поступок только после выстрела,произведенного противником; первый выстрел в воздух, обязывающий другогодуэлянта поступить аналогично, считался проявлением трусости.
Заключение
Сцена дуэли вромане занимает особое место. Это поворотный пункт для понимая характерагероев, каждый из которых ведёт себя по-разному. Для молодого и пылкого юношиЛенского это достаточно серьёзно. Для Онегина же это простое развлечение. Когдаже Онегин понимает, что дуэль состоится, вопреки дружбе он не может отказатьсяот дуэли. Онегин, ненавидящий светское общество, вынужден смириться с егоправилами. Но где-то в глубине души он бунтует, избрав себе в секунданты слугу,тем самым выказывая неуважение к Зарецкому. В тотмомент, когда Онегин получил вызов, он не смог отговорить Ленского от дуэли.Ему помешало пресловутое общественное мнение. оно имело вес и здесь, в деревне.И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит.
И вот «любовь» Ольги – она погоревала, вышла замуж завоенного и уехала с ним. Другое дело Татьяна – нет, она не разлюбила Онегина,просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее – в Онегине она «должна…ненавидеть убийцу брата своего». Должна, но не может. И после посещениякабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Евгения – передней открывается Онегин настоящий.
Таким образом, дуэль сыграла ключевым эпизодом, делящий романдо и после. Эта глава имеет очень большое значения для более осмысленногопонимания характеров герое, мотивации их поступков.
онегин ленский дуэльроман
Списокиспользуемой литературы
1. Пушкин. А.С. Сочинения.В 3-х т. Т. 2. Поэмы; Евгений Онегин; Драматические произведения. – М.:Худож. Лит., 1986. – 527 с.
2.Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий.Пособие для учителя. – 2 – е изд.-Л.: Просвещение. Ленингр. Отд-ние, 1983. –416 с.
3. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина«Евгений Онегин» / Пер. с англ. СПб., 1998.
4.Гуковский Г.А. Пушкин ипроблемы реалистического стиля. М., Гослитиздат 1957.
5. Онегинская энциклопедия: В 2 т. – М.: Русский путь.1999–2004.